Федра (работает)
Федра | |
---|---|
Концертная опера Ганса Вернера Хенце | |
![]() Композитор в 1960 году | |
Либреттист | Кристиан Ленерт |
Язык | немецкий |
На основе | Федра , нескольких авторов |
Премьера | 6 сентября 2007 г. |
«Федра» — «концертная опера » в двух действиях Ганса Вернера Хенце . Его первое исполнение состоялось в Берлинской государственной опере 6 сентября 2007 года. Работа является совместным заказом и постановкой совместно с Берлинским фестивалем , Театром де ла Монне , Брюсселем, Старой оперой Франкфурта и Венским фестивалем .
Хотя в 2003 году Хенце объявил, что «Упупа и Триумф сыновней любви» станет его последней оперой, [ 1 ] об этом стало известно в 2006 году [ 2 ] что, несмотря на тяжёлую болезнь, он готовит новую оперу по мотивам классического мифа о Федре .
Подготовка либретто
[ редактировать ]Либретто Ипполиту [ Кристиана Ленерта описывает историю Федры, чья любовь к пасынку приводит к катастрофе. Первая часть оперы рассказывает эту легенду во многом так же, как ранее пересказывали Еврипид , Расин и Сара Кейн . [ 3 ] Вторая часть, однако, следует мифологической традиции, на которую ссылается Овидий . [ 4 ] [ нужен неосновной источник ] Смертельно раненый Ипполит возвращается к жизни богиней Артемидой и получает новую жизнь под именем Вирбий. Однако в этом новом существовании он способен воспринимать собственное сознание лишь фрагментарно, калейдоскопически.
Первый акт уходит корнями в Грецию и греческий миф. Действие второго, написанного после обморока и двухмесячной комы Хенце, происходит в Неми, недалеко от дома Хенце в Италии, где находился древний культ и жречество Вирбиуса (что вдохновило сэра Джеймса Фрейзера на написание «Золотой ветви »). По мере того, как борьба богинь и личность Ипполита постепенно становятся все более и более абстрактными и отдаленными, целостность природы вновь утверждает себя, и Минотавр, по словам Хенце, «провозглашает своего рода свободу, весна приходит... мир и лес». [ 5 ] На последних стадиях опера, кажется, абстрагируется даже от сцены, ступая по «метафизическому канату между этим миром и потусторонним, без особых усилий создавая проницаемую пропасть между живыми и мертвыми. Конец оперы одновременно трансцендентален и неубедителен:» Мы все рождаемся голыми. Мы стремимся к смертности и танцу», — поет Минотавр в своем последнем гимне. [ 6 ]
История выступлений
[ редактировать ]Первая постановка была разработана исландским художником Олафуром Элиассоном и произведена Питером Муссбахом . Костюмы разработал Бернд Скодзиг . Михаэль Бодер дирижировал оркестром Ensemble Modern . Партию Ипполита исполнил Джон Марк Эйнсли (тенор), Федру – Мария Риккарда Весселинг (меццо-сопрано), а роль Афродиты – Марлис Петерсен (сопрано). Роль богини Артемиды исполнял контртенор Аксель Келер , что является интересным примером как любви Хенце к условностям барокко и стилистической близости к ним (в данном случае травести ) , так и его блаженно нетрадиционного подхода к гендеру и сексуальности (как это из названия следует, что традиция роли бриджей заключается в том, что женщина играет роль мужчины).
Концепция «концертной оперы» вдохновила Элиассона (в его первой работе для оперной сцены), Муссбаха и Скодцига попытаться разработать «новый вид театрального вечера, отражающий и глубоко ставящий под сомнение актуальность нашего взгляда на мир». '. [ 7 ]
Роли
[ редактировать ]- Федра ( меццо-сопрано )
- Афродита ( сопрано )
- Ипполит ( тенор )
- Артемида ( контратенор- травести )
- Минотавр ( бас-баритон )
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт 1: Утро
[ редактировать ]I. Лабиринт – Отголоски раздаются в руинах лабиринта, в глубинах которого Тезей победил Минотавра. Отголоски становятся голосами новой истории: Федра и Ипполит.
II. Опушка леса – Ипполит отправился на охоту. Федра, его мачеха, бродит по рассвету. Влюбленная в своего пасынка, она полна желания и ненависти к себе. Она ищет смерти. Афродита предотвращает ее самоубийство. Преданность Ипполита Артемиде вызывает у Афродиты ревность.
III. Чаща – Федра находит спящего в чаще Ипполита и поет о своей любви. Ипполит просыпается: Федра признается в своих чувствах. Артемида предупреждает Ипполита, который отталкивает Федру. Любовь Федры в одно мгновение превращается в ненависть. Федра и Афродита находят общее дело и клянутся отомстить.
IV. Ловушка – Федра пишет Тесею, ложно обвиняя Ипполита в ее изнасиловании.
V. Смерть Ипполита – Артемида сообщает: Тесей поверил письму Федры и попросил Посейдона помочь добиться его смерти. Морской бог заставил ожившего Минотавра подняться из моря и напугать коней, тянущих колесницу Ипполита. Лошади испугались и бросили его насмерть. Пока Артемида поет, к ней приходит смертельно раненый Ипполит и падает. Люк хлопает. Федра повесилась. Минотавр танцует.
Акт 2: Вечер
[ редактировать ]I. Ты помнишь, кем ты был? – Артемида привезла тело Ипполита в Неми в Италии. Она возвращает его к жизни и запирает в клетке, давая ему новое имя: Вирбиус (Человек-Дважды). Федра, как птица подземного мира, порхает по клетке, издеваясь над Ипполитом.
II. Когда же к тебе придут мертвецы, Ипполит? – Над Неми разразилась буря. Афродита заявляет, что Ипполит принадлежит подземному миру. Федра и Афродита поют о мертвых и заманивают Ипполита, как животное. Артемида ловит его сетью и бросает в пещеру.
III. В зеркале – Ипполит приседает у омута в пещере. Он видит свой отраженный образ. Он не знает, кто он. Он мечтает о далеком саду. Федра в образе роковой женщины пытается заманить его в Подземный мир. Ипполит, испуганный и растерянный, отталкивает Федру и бросается из пещеры. Происходит землетрясение.
IV. Король леса – Ипполит воскрешается как король леса. Он движется через рощу Неми. То, что было и что становится, растворяется в танце.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фишер, Гвидо (12 февраля 2005 г.). «Ханс Вернер Хенце – Л’Упупа – Матиас Гёрне (Аль Касмин), Лаура Айкин (Бадиат), Ханна Шварц (Малик) и другие, Венский филармонический оркестр, Хор Венской государственной оперы, Маркус Стенц» . РОНДО: Журнал классической и джазовой музыки (на немецком языке). Берлин . Проверено 4 октября 2023 г.
EuroArts/Naxos 2053929 (143 мин., 8/2003) Говорят, что это его последняя опера.
- ^ Бруг, Мануэль (26 сентября 2006 г.) [обновлено 15 ноября 2011 г.]. «Ганс им Хенце-Глюк» . Мир (на немецком языке) . Проверено 4 октября 2023 г.
- ^ «Ганс Вернер Хенце Федра» . Музыка > Аудио > Ансамбль Модерн/Бодер. Барбакан . Henze Weekend & Present Voices. Лондонский Сити. 17 января 2010 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 г.
- ^ Назон, Публий Овидий. Метаморфозеон Либри (на латыни). Том. 15 497–546 . Проверено 4 октября 2023 г. - через Vicifons.
- ^ Ханс Вернер Хенце, дневник Федры , Verlag Klaus Wagenbach 2007
- ^ Апторп, Ширли (11 сентября 2007 г.). «Ослепительная музыка, мутный смысл» . Жизнь и искусство. Файнэншл Таймс . Проверено 4 октября 2023 г.
- ^ «Федра: концертная опера Ганса Вернера Хенце» . Государственная опера Унтер ден Линден (на немецком языке). 6 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г.