Jump to content

Травести (театр)

Сара Бернар в роли Гамлета

Травести — театральный персонаж оперы , пьесы или балета в исполнении артиста противоположного пола.

По социальным причинам во многих ранних формах театра женские роли исполнялись мальчиками или мужчинами, а роли травести продолжали использоваться в некоторых контекстах даже после того, как актрисы стали приниматься на сцене. Популярная британская театральная форма пантомимы традиционно содержит роль « главного мальчика » — роль бриджей , которую играет молодая женщина, — а также одну или несколько дам пантомимы — женские комические роли, которые играют мужчины. Точно так же в ранее популярном жанре викторианского бурлеска обычно была одна или несколько ролей в бриджах.

Этимология

[ редактировать ]

В переводе с французского это слово означает «замаскированный». В зависимости от источников этот термин может называться травестией . [1] [2] трансвестит , [3] [4] или в травести . Оксфордский основной словарь иностранных терминов на английском языке объясняет происхождение последнего термина как «псевдофранцузский » . [5] хотя французские источники середины 19 века использовали этот термин, например, Музыкальная библиотека театра оперы (1876 г.), La revue des deux mondes (1868 г.), и продолжили эту практику в 21 веке. [6]

Мужчины в женских ролях

[ редактировать ]
Знаменитый кастрат Фаринелли в карикатурном виде в одной из своих женских ролей.

До конца 17 века в Англии и конца 18 века в Папской области. [7] - хотя и не где-либо еще в Европе [8] - женщин традиционно изображали актеры-мужчины (обычно подростки) в костюмах, потому что присутствие настоящих женщин на сцене считалось аморальным.

В театре

[ редактировать ]

Будучи мальчиком-игроком , Александр Кук , как полагают, создал многие из главных женских ролей Шекспира, а также Агриппину в » Бена Джонсона «Падении Сеяна . [9] С Реставрацией монархии в 1660 году на английской сцене начали появляться женщины, хотя некоторые женские роли продолжали исполнять мальчики и юноши, в том числе романтические. Эдвард Кинастон Бена Джонсона , чьи роли включали главную роль в «Эпикоене» и Эвадну в «Бомоне» и Флетчера «Трагедии горничной» , был одним из последних мальчиков-игроков той эпохи. [10]

Лондонский шекспировский театр «Глобус», современная реконструкция оригинального театра «Глобус» , продолжает практику подбора мужчин на женские шекспировские роли. Тоби Кокерелл сыграл Екатерину Французскую в премьерной постановке театра «Генрих V» в 1997 году. [11] в то время как Марк Райлэнс играл Клеопатру в постановке 1999 года « Антоний и Клеопатра» . [12]

Мужские роли травести до сих пор можно найти в британской пантомиме , где есть по крайней мере один юмористический (и обычно более старый) женский персонаж, которого традиционно играет актер-мужчина, дама-пантомима . [13]

Кастраты , взрослые мужчины с женским певческим голосом (обычно возникающим в результате кастрации до полового созревания), появлялись в самых ранних операх — первоначально в женских ролях. В первом исполнении Монтеверди » « Орфея в 1607 году роли Эвридики и Прозерпины исполнялись кастратами. Однако к 1680 году кастраты стали преобладающими исполнителями и главных мужских ролей. Использование кастратов как для мужских, так и для женских ролей было особенно сильным в Папской области , где женщинам было запрещено выступать на публичных сценах до конца 18 века. [7]

Исключением из этой практики была французская опера 17-18 веков, где было традиционно использовать некастрированные мужские голоса как для героя, так и для злонамеренных женских божеств и духов. [14] В опере Люлли 1686 года «Армида» герой (Рено) исполнялся haute-contre (разновидность высокого тенора ), а женский дух ненависти (Ла Эн) исполнялся тенором. В Рамо 1733 года «Ипполите и Арисии» герой ( Ипполит ) исполнялся высоким контром, а роли трёх Судьб и Тисифоны были исполнены для басов и теноров. Остальные женские роли в обеих операх исполнялись женщинами. Заглавная роль тщеславной, но уродливой болотной нимфы в «Платее » Рамо также выполнена в стиле haute contre.

Женские роли в операх в исполнении мужчин все еще можно встретить, хотя и нечасто. Роль ведьмы в опере Хампердинка 1890 года «Гензель и Гретель» изначально была написана для меццо-сопрано , но была исполнена тенором Филипом Лэнгриджем в постановке Метрополитен-опера в 2009 году под руководством Ричарда Джонса . [15] В премьерном спектакле « » Петера Этвеша Три сестри (1998) все женские роли исполнялись мужчинами, а заглавные роли трех сестер исполнялись контртенорами. [16] В опере Азио Корги 2005 года «Распутный ассольто» , включающей элементы сюжета из «Дон Жуана» Моцарта , контртенор играет роль манекены Донны Эльвиры. [17]

Изображение женщин танцорами-мужчинами было очень распространено в эпохи Возрождения. придворном балете [18] и продолжается и в более современные времена, хотя в основном ограничивается комическими или злобными женскими персонажами. Использование танцоров-мужчин для всех женских ролей в балете сохранялось вплоть до XVIII века в Папской области , когда танцовщицы уже давно исполняли эти роли в других частях Италии. Аббат Жером Ришар, посетивший Рим в 1762 году, писал: «Танцорам не разрешается выходить на сцены в Риме. Они заменяют их мальчиками, одетыми как женщины, а также существует постановление полиции, предписывающее им носить черные шаровары». [19] Другой французский путешественник того года, Жозеф-Тома, граф д'Эспиншаль, задавался вопросом: «Какое впечатление может произвести балет, в котором прима-балерина представляет собой молодого человека, замаскированного искусственными женскими формами?» [19]

В оригинальной постановке « Спящей красавицы» 1890 года танцор Энрико Чекетти исполнил роль злой феи Карабос, хотя впоследствии эту роль танцевали как мужчины, так и женщины. [20]

В » Фредерика Эштона года хореографии «Золушки 1948 Роберт Хелпманн и сам Эштон танцевали роли двух сводных сестер. Позже Бен Стивенсон продолжил практику использования танцоров-мужчин на роль сводных сестер в своей собственной хореографии балета. [21] Другими женскими балетными персонажами, традиционно исполняемыми танцорами-мужчинами, являются Старая Мэдж, деревенская волшебница в «Сильфиде» и вдова Симона в «Долой плохой предусмотрительности» .

Женщины в мужских ролях

[ редактировать ]
Балерина Эжени Фиокр в роли матадора , около 1860 года.

С Реставрацией Карла II в 1660 году женщины начали появляться на английской сцене как в женских ролях, которые во времена Шекспира исполнялись мужчинами и мальчиками, так и в мужских ролях. Подсчитано, что из 375 пьес, поставленных в Лондоне между 1660 и 1700 годами, почти четверть содержала одну или несколько ролей актрис, одетых как мужчины. [22]

Среди актрис XIX века, оставивших след в ролях травести , были Мэри Энн Кили , сыгравшая Смайка в сценической адаптации Николаса Никльби , и грабителя Джека Шеппарда в Бакстона пьесе , основанной на его жизни; Мод Адамс , сыгравшая Питера Пэна в американской премьере пьесы Барри и сыгравшая эту роль более 1500 раз; [23] и Сара Бернар , которая исполнила роль французского Наполеона II в Эдмона Ростана и «Эглоне» однажды сыграла главную роль в «Гамлете» . [24]

В эпоху викторианскую музыкальные бурлески обычно включали несколько ролей в бриджах. Согласно Словарю музыки и музыкантов Гроува , хотя «почти непременным элементом бурлеска было изображение привлекательных женщин, одетых в трико, часто в травестиционных ролях… сами пьесы обычно не имели тенденции к непристойности». [25] Одним из специалистов по этим ролям была Нелли Фаррен, создавшая заглавные роли в многочисленных бурлесках и пантомимах, в том числе «Роберт Дьявол» , «Маленький Джек Шеппард» , «Рюи Блас» и «Блазе Руэ» . [26] В британской пантомиме , которая до сих пор регулярно исполняется, молодого главного героя-мужчину или главного мальчика традиционно играет актриса в детской одежде. [27]

Практика выступления женщин в операх en travesti стала все более распространенной в начале 19 века, когда певцы- кастраты вышли из моды и были заменены меццо-сопрано или контральто в молодых мужских ролях. Например, заглавная партия в опере Россини « » 1813 года Такреди была специально написана для певицы. Однако травести -меццо-сопрано ранее использовалось как Генделем, так и Моцартом , иногда из-за отсутствия кастрата, или для изображения мальчика или очень молодого человека, например Керубино в «Женитьбе Фигаро» . В опере 20-го века композиторы продолжали использовать женщин для исполнения ролей молодых мужчин, когда они чувствовали, что зрелый тенор звучит неподходящим для этой партии. Ярким примером был Рихард Штраус , который использовал меццо-сопрано для Октавиана в «Кавалере розы» и Композитора в «Ариадне на Наксосе» .

С 1830 по 1850 годы артисток балета все чаще видели в кордебалете , изображая матадоров , гусар и кавалеров, и даже в качестве «ведущего человека» прима-балерины , практика, которая продлилась во Франции вплоть до 20-го века. . [28] Хотя и Фанни Элсслер , и ее сестра Тереза ​​танцевали партии травести в Парижской опере, Тереза, которая по меркам того времени была очень высокой, танцевала их чаще, часто вместе с Фанни в качестве своего ведущего исполнителя. [29] Французская балерина Эжени Фиокр , исполнившая партию Франца в «Коппелии» , была особенно известна своими в стиле травести . выступлениями [30]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бадден 1992 , с. 799.
  2. ^ Энн Германн (1989). «Травестия и трансгрессия: трансвестизм у Шекспира, Брехта и Черчилля». Театральный журнал . 41 (2). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 133–154. дои : 10.2307/3207855 . JSTOR   3207855 .
  3. ^ Кеннеди, Майкл (2006), Оксфордский музыкальный словарь , стр. 899.
  4. ^ Варрак и Вест 1992 , с. 716.
  5. ^ Согласно Спику и ЛаФлору (1999), сама фраза не записана на французском языке и происходит от неправильного толкования travesti ( причастие прошедшего времени французского глагола travestir ) как существительного.
  6. ^ См., например, Дюрон (2008), с. 231 и Косте (2004), стр. 26 и 141.
  7. ^ Jump up to: а б Запрет на выступления женщин на сцене был наложен Папой Сикстом V в 1588 году. Он никогда не имел юридической силы в дипломатических миссиях ( Болонья , Феррара и Романья ) и иногда отменялся и в Риме, в частности, с 1669 года (во времена папства бывшего папы). либреттист Климент IX ) до 1676 года по наущению шведской королевы Кристины , которая была поклонницей оперы[ Челлетти, Родольфо (2000). «В Риме семнадцатого века». Зерно голоса. Оперы, режиссеры и певцы (на итальянском языке) (2-е изд.). Рим: Бальдини и Кастольди. п. 37 и след. ISBN  88-80-89-781-0 ; Палумбо, Валерия (2012). «Глава 8. Исключение с трибуны» . Время альфа-девочек. Дирижеры, философы, пилоты, марафонцы, учёные. После столетий битв их зовут Донна (по-итальянски). Рим: Брожение. ISBN  978-88-96736-48-7 ]. Запрет оставался в силе до 1798 года, когда французы вторглись в Рим и была провозглашена Римская республика (Кантнер, Леопольд М. и Пачовский, Анжела (1998). 6: La Cappella musice Pontificia nell'Ottocento . Рим: Hortus Musicus; стр. 24). (на итальянском языке) ISBN   8888470247 ).
  8. женщинам тоже было запрещено появляться на сценах Лиссабона Во второй половине 18 века в течение нескольких десятилетий. Запрет, однако, в целом не соблюдался на всей территории Португальской империи - даже в Порту , а иногда и в самом Лиссабоне (Рожерио Будаш (2019). Опера в тропиках. Музыка и театр в Бразилии раннего Нового времени . Нью-Йорк: Oxford University Press; стр. 238. ISBN   978-0-19-021582-8 )
  9. ^ Ф. Е. Холлидей , Товарищ Шекспира 1564-1964 , Балтимор, Пингвин, 1964; стр. 114–15.
  10. ^ Хоу (1992) с. 25.
  11. ^ «Аудитория играет свою роль в деревянном О Шекспира» . The Independent , 7 июня 1997 г.
  12. ^ «Знакомьтесь, мистер Клеопатра» . BBC News , 27 января 1999 г.
  13. ^ См., например, «Самая веселая вдова Панто» . The Telegraph , 14 декабря 2005 г., по состоянию на 7 февраля 2011 г.
  14. ^ Сенелик (2000) с. 177
  15. ^ Метрополитен-опера (2009). "Сладкий и низкий"
  16. ^ « Три сестры (1996–1997)» (подробности о работе) (на французском и английском языках). ИРКАМ .
  17. ^ Мойраги, с. 324
  18. ^ Ли (2202) с. 54
  19. ^ Jump up to: а б цитируется в Харрис-Уоррик (2005), с. 38
  20. ^ Брилларелли (1995), с. 31.
  21. ^ Верхний (2004), с. 66
  22. ^ См. Хоу (1992)
  23. ^ Харбин, Марра и Шанке (2005), с. 15
  24. ^ Готлиб 2010 , с. 142
  25. ^ Швандт, Эрих и др. «Бурлеск» , Grove Music Online . Oxford Music Online, по состоянию на 3 февраля 2011 г. (требуется подписка)
  26. ^ Калм, Джон. Информация «Нелли Фаррен (1848–1904), английская актриса бурлеска». Архивировано 12 октября 2009 г. в Wayback Machine в Footlight Notes, 2003 г., по состоянию на 8 февраля 2011 г.
  27. ^ Тейлор (2007), стр. 117 и пассим
  28. ^ Пряники (1985) с. 35.
  29. ^ Фостер (1998) с. 221
  30. ^ Андерсон (1992) с. 257

Цитируемые работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0a12c49d1106983998a4b0b78ba0b98d__1717965000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/8d/0a12c49d1106983998a4b0b78ba0b98d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Travesti (theatre) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)