Jump to content

Викторианский бурлеск

Сувенирная программа

Викторианский бурлеск , иногда известный как травестия или феерия , [1] — жанр театрального развлечения, который был популярен в викторианской Англии и в нью-йоркском театре середины 19 века. Это форма пародии , в которой известная опера или пьеса классического театра или балета адаптируется в широкую комическую пьесу, обычно музыкальную пьесу, обычно рискованную по стилю, высмеивающую театральные и музыкальные условности и стили оригинального произведения. и часто цитируют или копируют текст или музыку из оригинального произведения. Викторианский бурлеск — одна из нескольких форм бурлеска .

Как и оперные баллады , в бурлесках использовались партитуры, основанные на широком спектре музыки, от популярных современных песен до оперных арий, хотя более поздние бурлески, начиная с 1880-х годов, иногда включали оригинальные партитуры. Танец играл важную роль, большое внимание уделялось постановке, костюмам и другим эффектным элементам сценического искусства, так как многие пьесы были поставлены как феерии . Многие мужские роли актрисы исполняли в бриджах , чтобы продемонстрировать женские ноги в трико, а некоторые старые женские роли исполняли актеры-мужчины.

Первоначально короткие одноактные пьесы, бурлески позже превратились в полноценные шоу, занимающие большую часть или всю вечернюю программу. Среди авторов, написавших бурлески, были Дж. Р. Планше , Х. Дж. Байрон , Г. Р. Симс , Ф. К. Бернанд , У. С. Гилберт и Фред Лесли .

Театр бурлеска стал популярным примерно в начале викторианской эпохи . Слово «бурлеск» происходит от итальянского burla , что означает «насмешка или издевательство». [2] [3] Согласно Словарю музыки и музыкантов Гроува и частично произошел от нее , викторианский бурлеск был «связан с пантомимой и может считаться расширением вводного раздела пантомимы с добавлением приколов и «поворотов». [4] Другим предшественником была опера-баллада , в которой к существующим мелодиям добавлялись новые слова. [5]

Олимпийский театр , для которого Планше написал «Олимпийские пиры».

Мадам Вестрис ставила бурлеск в Олимпийском театре, начиная с 1831 года с Олимпийских пирушек» « Дж. Р. Планше . [6] В этих пьесах комедия возникла из несоответствия и абсурдности великих классических сюжетов, с реалистичными историческими костюмами и декорациями, сопоставленными с повседневной современной деятельностью, изображаемой актерами. Например, «Олимпийское пиршество» начинается с того, что боги Олимпа в классической греческой одежде играют в вист . [7] В ранних бурлесках слова песен писались под популярную музыку, как это было сделано ранее в «Опере нищего» . Позже, в викторианскую эпоху, бурлеск, смешанный с опереттой , мюзик-холлом и ревю , а также некоторые крупномасштабные бурлеск-спектакли были известны как феерии . [8] Английский стиль бурлеска был успешно запущен в Нью-Йорке в 1840-х годах менеджером и комиком Уильямом Митчеллом, который открыл свой Олимпийский театр в декабре 1839 года. Как и лондонские прототипы, его бурлески включали персонажей с бессмысленными именами, такими как Вунсупонатим и Король. из Neverminditsnamia и высмеивал все виды музыки, которые сейчас представлены в городе. [9]

В отличие от пантомимы, рассчитанной на все возрасты и классы, бурлеск был ориентирован на более узкую, высокограмотную аудиторию; [10] некоторые писатели, такие как братья Бро, [11] нацеленный на консервативную аудиторию среднего класса, и успех Г. Дж. Байрона объяснялся его умением обращаться к низшим слоям среднего класса. [10] Одними из наиболее частых тем бурлеска были пьесы Шекспира и большая опера. Начиная с 1850-х годов среди лондонской публики пользовался популярностью бурлеск итальянской, французской, а позже и немецкой оперы. Премьеры опер Верди « Трубадур» и «Травиата» состоялись в Великобритании в 1855 и 1856 годах соответственно; Британские бурлески на них быстро последовали. «Богоматерью Камелеоном» За Лестера Силка Бэкингема и «Нашей Травиатой» Уильяма Ф. Вандервелла (обе 1857 г.) последовали пять различных бурлескных обработок «Трубадура» , две из них Г. Дж. Байрона: « Плохой Трубадур, или Мать-Дева и «Музыкант» (1863 г.) и «Трубадур, или Жаворонки с либретто» (1880 г.). [12] Оперы Беллини , Бизе , Доницетти , Гуно , Генделя , Мейербера , Моцарта , Россини , Вагнера и Вебера были пародийными. [4] [12] В исследовании этого предмета в 2003 году Роберта Монтеморра Марвин отметила:

К 1880-м годам почти каждая по-настоящему популярная опера стала предметом бурлеска. Обычно они появлялись после премьеры оперы или после успешного возрождения и обычно пользовались местными постановками, часто в течение месяца или дольше. Популярность сценического бурлеска в целом и оперного бурлеска в частности, по-видимому, возникла из-за множества способов, которыми он развлекал разнообразную группу, а также из того, как он питался и питался цирковой или карнавальной атмосферой публичного викторианского Лондона. [12]

У. С. Гилберт В начале своей карьеры написал пять оперных бурлесков, начиная с «Дулькамара, или Маленькая утка и великий шарлатан» (1866), самым успешным из которых был «Роберт Дьявол» (1868). [13] В 1870-х годах Лидии Томпсон бурлеск-труппа вместе с Уилли Эдуэном прославилась своими бурлесками таких авторов, как Х.Б. Фарни и Роберт Рис , как в Великобритании, так и в США. [14]

Исследователь Шекспира Стэнли Уэллс отмечает, что, хотя пародии на Шекспира появлялись еще при жизни Шекспира, расцвет шекспировского бурлеска пришелся на викторианскую эпоху. [15] Уэллс отмечает, что типичный викторианский шекспировский бурлеск «берёт за отправную точку пьесу Шекспира и создаёт на её основе главным образом комическое развлечение, часто способами, не имеющими никакого отношения к оригинальной пьесе». [16] В качестве примера каламбуров в текстах Уэллс приводит следующий: Макбет и Банко впервые появляются под зонтиком. Ведьмы приветствуют их словами: «Слава! Слава! Слава!»: Макбет спрашивает Банко: «Что означают эти приветствия, благородный тан?» и ему говорят: «Эти ливни града предвосхищают ваше «правление»». [16] В музыкальном плане шекспировские бурлески были столь же разнообразны, как и другие произведения этого жанра. Бурлеск « Ромео и Джульетта» 1859 года содержал 23 музыкальных номера, некоторые из оперы, такие как серенада Дона Паскуале , а некоторые из традиционных мелодий и популярных песен того времени, включая « Buffalo Girls » и «Nix my Dolly». [17]

Ноты от Фауста до наших дней

Диалоги в бурлесках обычно писались рифмованными куплетами или, реже, в других стихотворных формах, например в белом стихе; он отличался плохими каламбурами . [4] Например, в « Фаусте в наши дни» (1888 г.) куплет гласит:

Мефистофель: «Вдоль Ривьеры чуваки ей дифирамбы поют».
Уолерли: «Ой, а у тебя на Ривьере было такое?» [18]

По словам Гроува , хотя «почти непременным элементом бурлеска было изображение привлекательных женщин, одетых в трико, часто в травестийных ролях … сами пьесы обычно не имели тенденции к непристойности». [4] Некоторые современные критики придерживались более жесткой точки зрения; В статье 1885 года критик Томас Хейворд хвалил Планше («причудливый и элегантный») и Гилберта («остроумный, никогда не вульгарный»), но писал об этом жанре в целом как о «ярком, «длинноногом» бурлеске с его «жаргонные» песни, грубые «переломы», пошлые шутки, жалкие каламбуры и бессмысленные гримасы — все изящное и поэтичное просто одиозно… Бурлеск, бесчувственный, бездуховный и неразборчивый, деморализует и публику, и исполнителей. вкус." [19] Гилберт выразил свое мнение о ценности бурлеска:

Вопрос о том, может ли бурлеск претендовать на звание искусства, я думаю, является вопросом степени. Плохой бурлеск так же далек от настоящего искусства, как и плохая картина. Но бурлеск в своем высшем развитии требует от своих профессоров высокой интеллектуальной силы. Аристофан , Рабле , Гео Крукшанк , авторы « Отвергнутых адресов» , Джон Лич , Планше — все в своих областях были профессорами настоящего бурлеска. [20]

В своем Лонгфелло бурлеске «Хай-а-ва-та» 1859 года американский драматург Чарльз Уолкот запечатлел характер бурлеска в эпилоге, обращенном к публике миссис Джон Вуд как Миннехаха:

Вы, любители феерии,
Люблю смеяться над всем смешным,
Обожаю смелый анахронизм.
И работа клеем и ножницами,
И разрушение «единств»,
Ниггерский воздух, старое ликование и подхваты,
Вперемешку с драгоценными камнями Опры,
Шутки и каламбуры, хорошие, плохие и так себе, –
Приходите и посмотрите на это увечье,
Этот позорный Гайавата, дворняга, пес Гайавата! [21]

В том же духе, десять лет спустя, Гилберт изложил английскую точку зрения на бурлеск в своем эпилоге к «Красивой друиде» :

Так что за бурлеск я молюсь. Простите наши рифмы;
Простите шутки, которые вы слышали пять тысяч раз;
Прости каждую поломку, подвал-затвор и засор, [22]
Наши низкопробные песни – наш сленговый диалог;
А главное – ох вы с двустволкой –
Простите за скудность нашей одежды! [23]

Изменение пола и женская сексуальность

[ редактировать ]
Американский бурлеск на Бен-Гуре , ок. 1900.

Актрисы в бурлеске часто играли роли в бриджах , мужские роли, которые играли женщины; Точно так же мужчины со временем начали играть более старые женские роли. [24] Эти изменения позволили зрителям дистанцироваться от морали пьесы, сосредоточившись больше на радости и развлечениях, чем на катарсисе, что является окончательным отходом от неоклассических идей. [24]

Изображение женской сексуальности в викторианском бурлеске было примером связи между женщинами-исполнительницами и женщинами-сексуальными объектами в викторианской культуре. [25] На протяжении всей истории театра участие женщин на сцене подвергалось сомнению. В викторианской культуре, по словам Бушка в 2012 году, оплачиваемые женские выступления рассматривались как тесно связанные с проституцией, «профессией, которой баловались большинство женщин в театре, если не считали ее основным источником дохода». [25]

Театр Гейети

[ редактировать ]
Флоренс Сент-Джон в «Кармен до даты»

Бурлеск стал специализацией лондонского театра Royal Strand и театра Gaiety с 1860-х до начала 1890-х годов. [26] В 1860-х и 1870-х годах бурлески часто представляли собой одноактные пьесы продолжительностью менее часа, в которых использовались стилизации и пародии на популярные песни, оперные арии и другую музыку, которую публика легко узнавала. Нелли Фаррен играла главную роль в театре «Гейети» с 1868 года, а Джон Д'Обан ставил там бурлески с 1868 по 1891 год. [27] [28] Эдвард О'Коннор Терри присоединился к театру в 1876 году. Среди ранних бурлесков Gaiety были « Роберт Дьявол» (1868, Гилберт), «Богемский Г-юрл и неприступный поляк» (1877), «Синяя Борода» (1882), «Ариэль» (1883, ФК) . Бёрнан ) и Галатея, или Перевернутый Пигмалион (1883).

Начиная с 1880-х годов, когда писатель-комик Фред Лесли присоединился к Gaiety, такие композиторы, как Мейер Лутц и Осмонд Карр, внесли оригинальную музыку в бурлески, которые были расширены до полноформатного двух- или трехактного формата. [29] В этих более поздних бурлесках Gaiety снимались Фаррен и Лесли. Лесли Они часто включали либретти , написанные под его псевдонимом «AC Torr». [30] и обычно Лутц давал им оригинальную партитуру: «Маленький Джек Шеппард» (1885), «Монте-Кристо-младший» (1886), «Красотка Эсмеральда» (1887), «Франкенштейн, или Жертва вампира» (1887), [31] Мазепа и Фауст в наши дни (1888 г.). Руи Блас и Блазе Руэ (1889) высмеивали пьесу «Рюи Блас» Виктора Гюго . [32] Название было каламбуром, и чем хуже был каламбур, тем больше забавлялась викторианская публика. [33] Последними бурлесками «Гейети» были «Кармен до Дейты» (1890), [34] [35] Зола Эллен слишком поздно (1891) и Дон Жуан (1892, на слова Адриана Росса ). [36] [37]

В начале 1890-х годов Фаррен вышел на пенсию, Лесли умерла, а музыкальный бурлеск вышел из моды в Лондоне, поскольку фокус «Гейети» и других театров бурлеска сместился на новый жанр эдвардианской музыкальной комедии . [38] В 1896 году Сеймур Хикс заявил, что бурлеск «мертв как дверной гвоздь и никогда не будет возрожден». После выхода на пенсию Нелли Фаррен поддержала это решение. [39]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Согласно Словарю музыки и музыкантов Гроува , «различные жанровые термины всегда применялись свободно», и к 1860-м годам их использование стало «произвольным и капризным»: см. «Бурлеск», Grove Music Online . Oxford Music Online, по состоянию на 3 февраля 2011 г. (требуется подписка) . В статье 1896 года о бурлеске в театре эти три термина используются как взаимозаменяемые: см. Адамс, У. Давенпорт. «Бурлеск: старое против нового», Театр , 1 марта 1896 г., стр. 144–45.
  2. Оксфордский словарь английского языка , в котором это слово определяется как «Тот вид литературной композиции или драматического изображения, целью которого является вызвать смех путем карикатуры на манеру или дух серьезных произведений или нелепого обращения с их предметами; литературный или драматическое произведение такого рода».
  3. ^ Болдик, Крис. «Бурлеск» , Оксфордский словарь литературных терминов , Oxford University Press, 2008. Oxford Reference Online. Oxford University Press, по состоянию на 16 февраля 2011 г. (требуется подписка)
  4. ^ Jump up to: а б с д Швандт, Эрих и др. «Бурлеск» , Grove Music Online . Oxford Music Online, по состоянию на 3 февраля 2011 г. (требуется подписка)
  5. ^ Мосс, Гарольд Джин. «Популярная музыка и балладная опера» , Журнал Американского музыковедческого общества , Vol. 26, № 3 (осень 1973 г.), стр. 365–82, University of California Press, по состоянию на 2 февраля 2011 г. (требуется подписка)
  6. ^ Адамс, В. Давенпорт. Книга бурлеска (Лондон: Генри и компания, 1891), стр. 44
  7. ^ Рейнхардт, с. 541
  8. ^ Например, пародия Г. Дж. Байрона » 1863 года на «Трубадур , которую назвали «бурлеск-феерией»: см. Марвин, Роберта Монтеморра. «Вердианская бурлескная опера: взгляд на театральную культуру середины викторианской эпохи» , Cambridge Opera Journal , Vol. 15, № 1 (март 2003 г.), с. 42, Cambridge University Press, по состоянию на 2 февраля 2011 г. (требуется подписка)
  9. ^ Роджерс, Делмер Д. «Публичные музыкальные выступления в Нью-Йорке с 1800 по 1850 годы» , Anuario Interamericano de Investigacion Musical , Vol. 6 (1970), стр. 5–50, по состоянию на 2 февраля 2011 г. (требуется подписка)
  10. ^ Jump up to: а б Спейт, Джордж. «Вся пена и пузыри», Литературное приложение к «Таймс» , 1 октября 1976 г., стр. 1233
  11. ^ Роберт Барнабас Бро и его брат Уильям Бро писали успешные бурлески, иногда совместно, а иногда и в одиночку. Среди их бурлесков «Очарованный остров » (1848 г.), «Медея» (1856 г.), «Мазаньелло» (1857 г.), «Сфинкс» (1849 г.) и «Последнее издание Айвенго» (1850 г.). См. Дерели, Синтия. «Бро, Роберт Барнабас (1828–1860)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004 г., по состоянию на 3 февраля 2011 г. (требуется подписка)
  12. ^ Jump up to: а б с Марвин, Роберта Монтеморра. «Вердианская бурлескная опера: взгляд на театральную культуру середины викторианской эпохи» , Cambridge Opera Journal , Vol. 15, № 1 (март 2003 г.), стр. 33–66, Cambridge University Press, по состоянию на 2 февраля 2011 г. (требуется подписка)
  13. ^ Стедман, с. 62
  14. ^ Лоуренс, WJ, преп. Дж. Гиллиланд. «Томпсон, Лидия (1838–1908)», Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004; онлайн-издание, январь 2008 г. (требуется подписка)
  15. ^ Уэллс, Стэнли. «Шекспировские бурлески» , Shakespeare Quarterly , Vol. 16, № 1 (зима 1965 г.), стр. 49–61, Библиотека Фолджера Шекспира совместно с Университетом Джорджа Вашингтона, по состоянию на 2 февраля 2011 г. (требуется подписка)
  16. ^ Jump up to: а б Уэллс, с. 55
  17. ^ Джейкобс, Генри Э., «Разоблаченный бард» , Shakespeare Quarterly , Vol. 31, № 2 (лето 1980 г.), стр. 294–96, Библиотека Фолджера Шекспира совместно с Университетом Джорджа Вашингтона, по состоянию на 2 февраля 2011 г. (требуется подписка)
  18. ^ Лаббок, Марк. «История британского музыкального театра» , Полная книга легкой оперы , Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, 1962, стр. 467–68.
  19. ^ Хейворд, Томас, «Бурлеск: его использование и злоупотребления», журнал Tinsley's Magazine , ноябрь 1885 г., стр. 477
  20. ^ Гилберт, WS, Письмо Бланш Рейвс, цитируется в «Современном бурлеске», Оркестр , ноябрь 1880 г., стр. 104
  21. ^ Цитируется по Хьюитту, Барнарду. «Миссис Джон Вуд и утраченное искусство бурлеска» , «Образовательный театральный журнал» , Vol. 13, № 2 (май 1961 г.), стр. 82–85, Johns Hopkins University Press, по состоянию на 2 февраля 2011 г. (требуется подписка)
  22. ^ Три вида танца, популярные в бурлеске.
  23. ^ Гилберт, с. 25
  24. ^ Jump up to: а б Холл, Эдит. «Классическая мифология в викторианской популярной культуре» , Международный журнал классической традиции , 1999, том. 5, выпуск 3, стр. 336–366, по состоянию на 4 марта 2012 г.
  25. ^ Jump up to: а б Бушек, Мария-Елена. «Представление« осведомленности »: бурлеск, феминистская трансгрессия и пин-ап XIX века» , The Drama Review , 1999, том. 43, выпуск 4, стр. 141–162, по состоянию на 4 марта 2012 г.
  26. ^ Шерсон, Эрролл, «Затерянные лондонские театры», The Stage , 28 июня 1923 г., стр. 21, одна из серии статей, позже опубликованных в одноименной книге 1925 года.
  27. ^ "Прыжки г-на Д'Обана "Стартрап"" . «Таймс» , 17 апреля 1922 г., стр. 17
  28. ^ Биографический файл Джона Д'Обана, список постановок и театров, Театральный музей , Лондон (2009).
  29. ^ «Театральный юмор в семидесятых», The Times , 20 февраля 1914 г., стр. 9
  30. ^ Стюарт, Морис. «Искра, которая зажгла костер», в журнале Gilbert and Sullivan News (Лондон), весна 2003 г.
  31. ^ Холлингсхед, стр. 14 и 55.
  32. ^ Холлингсхед, стр. 57–58.
  33. ^ Грей, Дональд Дж., «Использование викторианского смеха» , Викторианские исследования , Том. 10, № 2 (декабрь 1966 г.), стр. 145–76, Indiana University Press, по состоянию на 2 февраля 2011 г. (требуется подписка)
  34. ^ «Программа Кармен до Даны » . Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 года . Проверено 10 декабря 2008 г.
  35. ^ Адамс, стр. 254–55.
  36. ^ Холлингсхед, стр. 63–64.
  37. Сайт Arthur Lloyd Music Hall (на Gaiety). Cuttings. Архивировано 4 января 2008 г. на Wayback Machine, по состоянию на 1 марта 2007 г.
  38. ^ Генцль, Курт. «Эдвардс, Джордж Джозеф (1855–1915)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004 г., по состоянию на 3 февраля 2011 г. (требуется подписка)
  39. ^ Адамс, В. Давенпорт. «Бурлеск: старое против нового», Театр , 1 марта 1896 г., стр. 144–45.
  • Адамс, Уильям Дэвенпорт (1904) Словарь драмы . Лондон: Чатто и Виндус
  • Фрай, Нортроп . (1957) Анатомия критики: четыре эссе. Принстон: Издательство Принстонского университета
  • Гилберт, WS (1869). «Прекрасная друидесса», Лондон
  • Холлингсхед, Джон . (1903) Старое доброе веселье: история и воспоминания . Лондон: Gaiety Theater Co.
  • Кенрик, Джон, «История музыкального бурлеска» , мюзиклы 101 , по состоянию на 3 февраля 2011 г.
  • Рейнхардт, Пол (декабрь 1968 г.). «Эскизы костюмов Джеймса Робинсона Планше (1796–1880)». Учебно-театральный журнал . 20 (4). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 524–44. дои : 10.2307/3204997 . JSTOR   3204997 .
  • Стедман, Джейн В. (1996). У.С. Гилберт, Классический викторианский стиль и его театр . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-816174-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 53675487290c727f493bef69284c3eed__1714190760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/ed/53675487290c727f493bef69284c3eed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Victorian burlesque - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)