Викторианский бурлеск

Викторианский бурлеск , иногда известный как травестия или феерия , [1] — жанр театрального развлечения, который был популярен в викторианской Англии и в нью-йоркском театре середины 19 века. Это форма пародии , в которой известная опера или пьеса классического театра или балета адаптируется в широкую комическую пьесу, обычно музыкальную пьесу, обычно рискованную по стилю, высмеивающую театральные и музыкальные условности и стили оригинального произведения. и часто цитируют или копируют текст или музыку из оригинального произведения. Викторианский бурлеск — одна из нескольких форм бурлеска .
Как и оперные баллады , в бурлесках использовались партитуры, основанные на широком спектре музыки, от популярных современных песен до оперных арий, хотя более поздние бурлески, начиная с 1880-х годов, иногда включали оригинальные партитуры. Танец играл важную роль, большое внимание уделялось постановке, костюмам и другим эффектным элементам сценического искусства, так как многие пьесы были поставлены как феерии . Многие мужские роли актрисы исполняли в бриджах , чтобы продемонстрировать женские ноги в трико, а некоторые старые женские роли исполняли актеры-мужчины.
Первоначально короткие одноактные пьесы, бурлески позже превратились в полноценные шоу, занимающие большую часть или всю вечернюю программу. Среди авторов, написавших бурлески, были Дж. Р. Планше , Х. Дж. Байрон , Г. Р. Симс , Ф. К. Бернанд , У. С. Гилберт и Фред Лесли .
История
[ редактировать ]Театр бурлеска стал популярным примерно в начале викторианской эпохи . Слово «бурлеск» происходит от итальянского burla , что означает «насмешка или издевательство». [2] [3] Согласно Словарю музыки и музыкантов Гроува и частично произошел от нее , викторианский бурлеск был «связан с пантомимой и может считаться расширением вводного раздела пантомимы с добавлением приколов и «поворотов». [4] Другим предшественником была опера-баллада , в которой к существующим мелодиям добавлялись новые слова. [5]

Мадам Вестрис ставила бурлеск в Олимпийском театре, начиная с 1831 года с Олимпийских пирушек» « Дж. Р. Планше . [6] В этих пьесах комедия возникла из несоответствия и абсурдности великих классических сюжетов, с реалистичными историческими костюмами и декорациями, сопоставленными с повседневной современной деятельностью, изображаемой актерами. Например, «Олимпийское пиршество» начинается с того, что боги Олимпа в классической греческой одежде играют в вист . [7] В ранних бурлесках слова песен писались под популярную музыку, как это было сделано ранее в «Опере нищего» . Позже, в викторианскую эпоху, бурлеск, смешанный с опереттой , мюзик-холлом и ревю , а также некоторые крупномасштабные бурлеск-спектакли были известны как феерии . [8] Английский стиль бурлеска был успешно запущен в Нью-Йорке в 1840-х годах менеджером и комиком Уильямом Митчеллом, который открыл свой Олимпийский театр в декабре 1839 года. Как и лондонские прототипы, его бурлески включали персонажей с бессмысленными именами, такими как Вунсупонатим и Король. из Neverminditsnamia и высмеивал все виды музыки, которые сейчас представлены в городе. [9]
В отличие от пантомимы, рассчитанной на все возрасты и классы, бурлеск был ориентирован на более узкую, высокограмотную аудиторию; [10] некоторые писатели, такие как братья Бро, [11] нацеленный на консервативную аудиторию среднего класса, и успех Г. Дж. Байрона объяснялся его умением обращаться к низшим слоям среднего класса. [10] Одними из наиболее частых тем бурлеска были пьесы Шекспира и большая опера. Начиная с 1850-х годов среди лондонской публики пользовался популярностью бурлеск итальянской, французской, а позже и немецкой оперы. Премьеры опер Верди « Трубадур» и «Травиата» состоялись в Великобритании в 1855 и 1856 годах соответственно; Британские бурлески на них быстро последовали. «Богоматерью Камелеоном» За Лестера Силка Бэкингема и «Нашей Травиатой» Уильяма Ф. Вандервелла (обе 1857 г.) последовали пять различных бурлескных обработок «Трубадура» , две из них Г. Дж. Байрона: « Плохой Трубадур, или Мать-Дева и «Музыкант» (1863 г.) и «Трубадур, или Жаворонки с либретто» (1880 г.). [12] Оперы Беллини , Бизе , Доницетти , Гуно , Генделя , Мейербера , Моцарта , Россини , Вагнера и Вебера были пародийными. [4] [12] В исследовании этого предмета в 2003 году Роберта Монтеморра Марвин отметила:
К 1880-м годам почти каждая по-настоящему популярная опера стала предметом бурлеска. Обычно они появлялись после премьеры оперы или после успешного возрождения и обычно пользовались местными постановками, часто в течение месяца или дольше. Популярность сценического бурлеска в целом и оперного бурлеска в частности, по-видимому, возникла из-за множества способов, которыми он развлекал разнообразную группу, а также из того, как он питался и питался цирковой или карнавальной атмосферой публичного викторианского Лондона. [12]
У. С. Гилберт В начале своей карьеры написал пять оперных бурлесков, начиная с «Дулькамара, или Маленькая утка и великий шарлатан» (1866), самым успешным из которых был «Роберт Дьявол» (1868). [13] В 1870-х годах Лидии Томпсон бурлеск-труппа вместе с Уилли Эдуэном прославилась своими бурлесками таких авторов, как Х.Б. Фарни и Роберт Рис , как в Великобритании, так и в США. [14]
Исследователь Шекспира Стэнли Уэллс отмечает, что, хотя пародии на Шекспира появлялись еще при жизни Шекспира, расцвет шекспировского бурлеска пришелся на викторианскую эпоху. [15] Уэллс отмечает, что типичный викторианский шекспировский бурлеск «берёт за отправную точку пьесу Шекспира и создаёт на её основе главным образом комическое развлечение, часто способами, не имеющими никакого отношения к оригинальной пьесе». [16] В качестве примера каламбуров в текстах Уэллс приводит следующий: Макбет и Банко впервые появляются под зонтиком. Ведьмы приветствуют их словами: «Слава! Слава! Слава!»: Макбет спрашивает Банко: «Что означают эти приветствия, благородный тан?» и ему говорят: «Эти ливни града предвосхищают ваше «правление»». [16] В музыкальном плане шекспировские бурлески были столь же разнообразны, как и другие произведения этого жанра. Бурлеск « Ромео и Джульетта» 1859 года содержал 23 музыкальных номера, некоторые из оперы, такие как серенада Дона Паскуале , а некоторые из традиционных мелодий и популярных песен того времени, включая « Buffalo Girls » и «Nix my Dolly». [17]

Диалоги в бурлесках обычно писались рифмованными куплетами или, реже, в других стихотворных формах, например в белом стихе; он отличался плохими каламбурами . [4] Например, в « Фаусте в наши дни» (1888 г.) куплет гласит:
- Мефистофель: «Вдоль Ривьеры чуваки ей дифирамбы поют».
- Уолерли: «Ой, а у тебя на Ривьере было такое?» [18]
По словам Гроува , хотя «почти непременным элементом бурлеска было изображение привлекательных женщин, одетых в трико, часто в травестийных ролях … сами пьесы обычно не имели тенденции к непристойности». [4] Некоторые современные критики придерживались более жесткой точки зрения; В статье 1885 года критик Томас Хейворд хвалил Планше («причудливый и элегантный») и Гилберта («остроумный, никогда не вульгарный»), но писал об этом жанре в целом как о «ярком, «длинноногом» бурлеске с его «жаргонные» песни, грубые «переломы», пошлые шутки, жалкие каламбуры и бессмысленные гримасы — все изящное и поэтичное просто одиозно… Бурлеск, бесчувственный, бездуховный и неразборчивый, деморализует и публику, и исполнителей. вкус." [19] Гилберт выразил свое мнение о ценности бурлеска:
Вопрос о том, может ли бурлеск претендовать на звание искусства, я думаю, является вопросом степени. Плохой бурлеск так же далек от настоящего искусства, как и плохая картина. Но бурлеск в своем высшем развитии требует от своих профессоров высокой интеллектуальной силы. Аристофан , Рабле , Гео Крукшанк , авторы « Отвергнутых адресов» , Джон Лич , Планше — все в своих областях были профессорами настоящего бурлеска. [20]
В своем Лонгфелло бурлеске «Хай-а-ва-та» 1859 года американский драматург Чарльз Уолкот запечатлел характер бурлеска в эпилоге, обращенном к публике миссис Джон Вуд как Миннехаха:
- Вы, любители феерии,
- Люблю смеяться над всем смешным,
- Обожаю смелый анахронизм.
- И работа клеем и ножницами,
- И разрушение «единств»,
- Ниггерский воздух, старое ликование и подхваты,
- Вперемешку с драгоценными камнями Опры,
- Шутки и каламбуры, хорошие, плохие и так себе, –
- Приходите и посмотрите на это увечье,
- Этот позорный Гайавата, дворняга, пес Гайавата! [21]
В том же духе, десять лет спустя, Гилберт изложил английскую точку зрения на бурлеск в своем эпилоге к «Красивой друиде» :
- Так что за бурлеск я молюсь. Простите наши рифмы;
- Простите шутки, которые вы слышали пять тысяч раз;
- Прости каждую поломку, подвал-затвор и засор, [22]
- Наши низкопробные песни – наш сленговый диалог;
- А главное – ох вы с двустволкой –
- Простите за скудность нашей одежды! [23]
Изменение пола и женская сексуальность
[ редактировать ]
Актрисы в бурлеске часто играли роли в бриджах , мужские роли, которые играли женщины; Точно так же мужчины со временем начали играть более старые женские роли. [24] Эти изменения позволили зрителям дистанцироваться от морали пьесы, сосредоточившись больше на радости и развлечениях, чем на катарсисе, что является окончательным отходом от неоклассических идей. [24]
Изображение женской сексуальности в викторианском бурлеске было примером связи между женщинами-исполнительницами и женщинами-сексуальными объектами в викторианской культуре. [25] На протяжении всей истории театра участие женщин на сцене подвергалось сомнению. В викторианской культуре, по словам Бушка в 2012 году, оплачиваемые женские выступления рассматривались как тесно связанные с проституцией, «профессией, которой баловались большинство женщин в театре, если не считали ее основным источником дохода». [25]
Театр Гейети
[ редактировать ]
Бурлеск стал специализацией лондонского театра Royal Strand и театра Gaiety с 1860-х до начала 1890-х годов. [26] В 1860-х и 1870-х годах бурлески часто представляли собой одноактные пьесы продолжительностью менее часа, в которых использовались стилизации и пародии на популярные песни, оперные арии и другую музыку, которую публика легко узнавала. Нелли Фаррен играла главную роль в театре «Гейети» с 1868 года, а Джон Д'Обан ставил там бурлески с 1868 по 1891 год. [27] [28] Эдвард О'Коннор Терри присоединился к театру в 1876 году. Среди ранних бурлесков Gaiety были « Роберт Дьявол» (1868, Гилберт), «Богемский Г-юрл и неприступный поляк» (1877), «Синяя Борода» (1882), «Ариэль» (1883, ФК) . Бёрнан ) и Галатея, или Перевернутый Пигмалион (1883).
Начиная с 1880-х годов, когда писатель-комик Фред Лесли присоединился к Gaiety, такие композиторы, как Мейер Лутц и Осмонд Карр, внесли оригинальную музыку в бурлески, которые были расширены до полноформатного двух- или трехактного формата. [29] В этих более поздних бурлесках Gaiety снимались Фаррен и Лесли. Лесли Они часто включали либретти , написанные под его псевдонимом «AC Torr». [30] и обычно Лутц давал им оригинальную партитуру: «Маленький Джек Шеппард» (1885), «Монте-Кристо-младший» (1886), «Красотка Эсмеральда» (1887), «Франкенштейн, или Жертва вампира» (1887), [31] Мазепа и Фауст в наши дни (1888 г.). Руи Блас и Блазе Руэ (1889) высмеивали пьесу «Рюи Блас» Виктора Гюго . [32] Название было каламбуром, и чем хуже был каламбур, тем больше забавлялась викторианская публика. [33] Последними бурлесками «Гейети» были «Кармен до Дейты» (1890), [34] [35] Зола Эллен слишком поздно (1891) и Дон Жуан (1892, на слова Адриана Росса ). [36] [37]
В начале 1890-х годов Фаррен вышел на пенсию, Лесли умерла, а музыкальный бурлеск вышел из моды в Лондоне, поскольку фокус «Гейети» и других театров бурлеска сместился на новый жанр эдвардианской музыкальной комедии . [38] В 1896 году Сеймур Хикс заявил, что бурлеск «мертв как дверной гвоздь и никогда не будет возрожден». После выхода на пенсию Нелли Фаррен поддержала это решение. [39]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Согласно Словарю музыки и музыкантов Гроува , «различные жанровые термины всегда применялись свободно», и к 1860-м годам их использование стало «произвольным и капризным»: см. «Бурлеск», Grove Music Online . Oxford Music Online, по состоянию на 3 февраля 2011 г. (требуется подписка) . В статье 1896 года о бурлеске в театре эти три термина используются как взаимозаменяемые: см. Адамс, У. Давенпорт. «Бурлеск: старое против нового», Театр , 1 марта 1896 г., стр. 144–45.
- ↑ Оксфордский словарь английского языка , в котором это слово определяется как «Тот вид литературной композиции или драматического изображения, целью которого является вызвать смех путем карикатуры на манеру или дух серьезных произведений или нелепого обращения с их предметами; литературный или драматическое произведение такого рода».
- ^ Болдик, Крис. «Бурлеск» , Оксфордский словарь литературных терминов , Oxford University Press, 2008. Oxford Reference Online. Oxford University Press, по состоянию на 16 февраля 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с д Швандт, Эрих и др. «Бурлеск» , Grove Music Online . Oxford Music Online, по состоянию на 3 февраля 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Мосс, Гарольд Джин. «Популярная музыка и балладная опера» , Журнал Американского музыковедческого общества , Vol. 26, № 3 (осень 1973 г.), стр. 365–82, University of California Press, по состоянию на 2 февраля 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Адамс, В. Давенпорт. Книга бурлеска (Лондон: Генри и компания, 1891), стр. 44
- ^ Рейнхардт, с. 541
- ^ Например, пародия Г. Дж. Байрона » 1863 года на «Трубадур , которую назвали «бурлеск-феерией»: см. Марвин, Роберта Монтеморра. «Вердианская бурлескная опера: взгляд на театральную культуру середины викторианской эпохи» , Cambridge Opera Journal , Vol. 15, № 1 (март 2003 г.), с. 42, Cambridge University Press, по состоянию на 2 февраля 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Роджерс, Делмер Д. «Публичные музыкальные выступления в Нью-Йорке с 1800 по 1850 годы» , Anuario Interamericano de Investigacion Musical , Vol. 6 (1970), стр. 5–50, по состоянию на 2 февраля 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б Спейт, Джордж. «Вся пена и пузыри», Литературное приложение к «Таймс» , 1 октября 1976 г., стр. 1233
- ^ Роберт Барнабас Бро и его брат Уильям Бро писали успешные бурлески, иногда совместно, а иногда и в одиночку. Среди их бурлесков «Очарованный остров » (1848 г.), «Медея» (1856 г.), «Мазаньелло» (1857 г.), «Сфинкс» (1849 г.) и «Последнее издание Айвенго» (1850 г.). См. Дерели, Синтия. «Бро, Роберт Барнабас (1828–1860)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004 г., по состоянию на 3 февраля 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с Марвин, Роберта Монтеморра. «Вердианская бурлескная опера: взгляд на театральную культуру середины викторианской эпохи» , Cambridge Opera Journal , Vol. 15, № 1 (март 2003 г.), стр. 33–66, Cambridge University Press, по состоянию на 2 февраля 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Стедман, с. 62
- ^ Лоуренс, WJ, преп. Дж. Гиллиланд. «Томпсон, Лидия (1838–1908)», Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004; онлайн-издание, январь 2008 г. (требуется подписка)
- ^ Уэллс, Стэнли. «Шекспировские бурлески» , Shakespeare Quarterly , Vol. 16, № 1 (зима 1965 г.), стр. 49–61, Библиотека Фолджера Шекспира совместно с Университетом Джорджа Вашингтона, по состоянию на 2 февраля 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б Уэллс, с. 55
- ^ Джейкобс, Генри Э., «Разоблаченный бард» , Shakespeare Quarterly , Vol. 31, № 2 (лето 1980 г.), стр. 294–96, Библиотека Фолджера Шекспира совместно с Университетом Джорджа Вашингтона, по состоянию на 2 февраля 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Лаббок, Марк. «История британского музыкального театра» , Полная книга легкой оперы , Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, 1962, стр. 467–68.
- ^ Хейворд, Томас, «Бурлеск: его использование и злоупотребления», журнал Tinsley's Magazine , ноябрь 1885 г., стр. 477
- ^ Гилберт, WS, Письмо Бланш Рейвс, цитируется в «Современном бурлеске», Оркестр , ноябрь 1880 г., стр. 104
- ^ Цитируется по Хьюитту, Барнарду. «Миссис Джон Вуд и утраченное искусство бурлеска» , «Образовательный театральный журнал» , Vol. 13, № 2 (май 1961 г.), стр. 82–85, Johns Hopkins University Press, по состоянию на 2 февраля 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Три вида танца, популярные в бурлеске.
- ^ Гилберт, с. 25
- ^ Jump up to: а б Холл, Эдит. «Классическая мифология в викторианской популярной культуре» , Международный журнал классической традиции , 1999, том. 5, выпуск 3, стр. 336–366, по состоянию на 4 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Бушек, Мария-Елена. «Представление« осведомленности »: бурлеск, феминистская трансгрессия и пин-ап XIX века» , The Drama Review , 1999, том. 43, выпуск 4, стр. 141–162, по состоянию на 4 марта 2012 г.
- ^ Шерсон, Эрролл, «Затерянные лондонские театры», The Stage , 28 июня 1923 г., стр. 21, одна из серии статей, позже опубликованных в одноименной книге 1925 года.
- ^ "Прыжки г-на Д'Обана "Стартрап"" . «Таймс» , 17 апреля 1922 г., стр. 17
- ^ Биографический файл Джона Д'Обана, список постановок и театров, Театральный музей , Лондон (2009).
- ^ «Театральный юмор в семидесятых», The Times , 20 февраля 1914 г., стр. 9
- ^ Стюарт, Морис. «Искра, которая зажгла костер», в журнале Gilbert and Sullivan News (Лондон), весна 2003 г.
- ^ Холлингсхед, стр. 14 и 55.
- ^ Холлингсхед, стр. 57–58.
- ^ Грей, Дональд Дж., «Использование викторианского смеха» , Викторианские исследования , Том. 10, № 2 (декабрь 1966 г.), стр. 145–76, Indiana University Press, по состоянию на 2 февраля 2011 г. (требуется подписка)
- ^ «Программа Кармен до Даны » . Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 года . Проверено 10 декабря 2008 г.
- ^ Адамс, стр. 254–55.
- ^ Холлингсхед, стр. 63–64.
- ↑ Сайт Arthur Lloyd Music Hall (на Gaiety). Cuttings. Архивировано 4 января 2008 г. на Wayback Machine, по состоянию на 1 марта 2007 г.
- ^ Генцль, Курт. «Эдвардс, Джордж Джозеф (1855–1915)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004 г., по состоянию на 3 февраля 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Адамс, В. Давенпорт. «Бурлеск: старое против нового», Театр , 1 марта 1896 г., стр. 144–45.
Ссылки
[ редактировать ]- Адамс, Уильям Дэвенпорт (1904) Словарь драмы . Лондон: Чатто и Виндус
- Фрай, Нортроп . (1957) Анатомия критики: четыре эссе. Принстон: Издательство Принстонского университета
- Гилберт, WS (1869). «Прекрасная друидесса», Лондон
- Холлингсхед, Джон . (1903) Старое доброе веселье: история и воспоминания . Лондон: Gaiety Theater Co.
- Кенрик, Джон, «История музыкального бурлеска» , мюзиклы 101 , по состоянию на 3 февраля 2011 г.
- Рейнхардт, Пол (декабрь 1968 г.). «Эскизы костюмов Джеймса Робинсона Планше (1796–1880)». Учебно-театральный журнал . 20 (4). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 524–44. дои : 10.2307/3204997 . JSTOR 3204997 .
- Стедман, Джейн В. (1996). У.С. Гилберт, Классический викторианский стиль и его театр . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816174-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- энциклопедия Британская Том. 4 (11-е изд.). 1911. с. 836 "
- Информация о бурлеске из Музея Виктории и Альберта
- История бурлеска на Musicals101.com, Киберэнциклопедии музыкального театра, телевидения и кино.
- «Путеводитель по классическому бурлеску - смешно ха-ха или смешно своеобразно?» Аллан К., «Загадочные приключения Китти»