Jump to content

Георг Фридрих Гендель

Георг Фридрих Гендель
Портрет Генделя, 1726–1728 гг.
Рожденный
Георг Фридрих Гендель

5 марта [ OS 23 февраля] 1685 г.
Умер 14 April 1759(1759-04-14) (aged 74)
Westminster, Middlesex, England
Burial placeWestminster Abbey
WorksList of compositions
Signature

Георг Фридрих (или Фридрих ) Гендель ( / ˈ h æ n d əl / ; [а] крестил Георга Фрида(е)риха Генделя , [б] Немецкий: [ˈɡeːɔʁk ˈfʁiːdʁɪç ˈhëndl̩] ; 23 февраля 1685 г. - 14 апреля 1759 г.) [3] [с] немецко-британский композитор эпохи барокко , известный своими операми , ораториями , гимнами , концертами гросси и органными концертами . Гендель получил образование в Галле и работал композитором в Гамбурге и Италии, прежде чем поселиться в Лондоне в 1712 году, где он провел большую часть своей карьеры и стал натурализованным британским подданным в 1727 году . [5] На него сильное влияние оказала как среднегерманская полифоническая хоровая традиция, так и композиторы итальянского барокко . В свою очередь, музыка Генделя образует одну из вершин стиля «высокого барокко», доведя итальянскую оперу до наивысшего развития, создав жанры английской оратории и органного концерта, введя новый стиль в английскую церковную музыку. Его неизменно признают одним из величайших композиторов своего времени. [6] [7]

Handel started three commercial opera companies to supply the English nobility with Italian opera. In 1737, he had a physical breakdown, changed direction creatively, addressed the middle class and made a transition to English choral works. After his success with Messiah (1742), he never composed an Italian opera again. His orchestral Water Music and Music for the Royal Fireworks remain steadfastly popular.[8] Один из четырех его коронационных гимнов , «Садок-священник» , исполнялся на каждой британской коронации, начиная с 1727 года. Почти слепой, он умер в 1759 году уважаемым и богатым человеком, и его похоронили в Вестминстерском аббатстве .

Handel composed more than forty opere serie over a period of more than thirty years. Since the late 1960s, interest in Handel's music has grown. The musicologist Winton Dean wrote that "Handel was not only a great composer; he was a dramatic genius of the first order."[9] His music was admired by Classical-era composers, especially Mozart, Haydn and Beethoven.

Early years

[edit]

Family

[edit]
Handel's baptismal registration (Marienbibliothek in Halle)

Handel was born in 1685 (the same year as Johann Sebastian Bach and Domenico Scarlatti) in Halle, in the Duchy of Magdeburg, then part of Brandenburg-Prussia. His parents were Georg Händel, aged 63, and Dorothea Taust.[10] His father was an eminent barber-surgeon who served the court of Saxe-Weissenfels and the Margraviate of Brandenburg.[11][d]

Halle was a relatively prosperous city, home of a salt-mining industry, a centre of trade, and a member of the Hanseatic League.[13] The Margrave of Brandenburg became the administrator of the archepiscopal territories of Mainz, including Magdeburg when they converted, and by the early 17th century held his court in Halle, which attracted renowned musicians.[e] Even the smaller churches all had "able organists and fair choirs",[f] and humanities and the letters thrived (Shakespeare was performed in the theatres early in the 17th century).[15] The Thirty Years' War brought extensive destruction to Halle, and by the 1680s it was impoverished.[12] However, since the middle of the war the city had been under the administration of the Duke of Saxony, and soon after the end of the war he would bring musicians trained in Dresden to his court in Weissenfels.[16]

Handel House, birthplace of Handel

The arts and music, however, flourished only among the higher strata (not only in Halle but throughout Germany),[17] of which Handel's family was not a part. Georg Händel (senior) was born at the beginning of the war and was apprenticed to a barber in Halle at the age of 14 after his father died.[g] When he was 20, he married the widow of the official barber-surgeon of a suburb of Halle, inheriting his practice. With this, Georg determinedly began the process of becoming self-made; by dint of his "conservative, steady, thrifty, unadventurous" lifestyle,[18] he guided the five children he had with Anna who reached adulthood into the medical profession (except his youngest daughter, who married a government official).[19] Anna died in 1682. Within a year Georg married again, this time to the daughter of a Lutheran minister, Pastor Georg Taust of the Church of St. Bartholomew in Giebichenstein,[20] who himself came from a long line of Lutheran pastors.[18] George Frideric was the second child of this marriage; the first son was stillborn.[21] Two younger sisters arrived afterwards: Dorthea Sophia, born on 6 October 1687, and Johanna Christiana, born on 10 January 1690.[22]

Early education

[edit]
Halle, copper engraving, 1686

Early in his life Handel is reported to have attended the Gymnasium in Halle,[23] where the headmaster, Johann Praetorius [de], was reputed to be an ardent musician.[24] Whether Handel remained there, and if he did for how long, is unknown, but many biographers suggest that he was withdrawn from school by his father, based on the characterization of him by Handel's first biographer, John Mainwaring. Mainwaring is the source for almost all information (little as it is) of Handel's childhood, and much of that information came from J. C. Smith Jr., Handel's confidant and copyist.[25] Whether it came from Smith or elsewhere, Mainwaring frequently relates misinformation.[h] It is from Mainwaring that the portrait comes of Handel's father as implacably opposed to any musical education. Mainwaring writes that Georg Händel was "alarmed" at Handel's very early propensity for music,[i] "took every measure to oppose it", including forbidding any musical instrument in the house and preventing Handel from going to any house where they might be found.[27] This did nothing to dampen young Handel's inclination; in fact, it did the reverse. Mainwaring tells the story of Handel's secret attic spinet: Handel "found means to get a little clavichord privately convey'd to a room at the top of the house. To this room he constantly stole when the family was asleep".[28] Although both John Hawkins and Charles Burney credited this tale, Schoelcher found it nearly "incredible" and a feat of "poetic imagination"[29] and Lang considers it one of the unproven "romantic stories" that surrounded Handel's childhood.[30] But Handel had to have had some experience with the keyboard to have made the impression in Weissenfels that resulted in his receiving formal musical training.[31]

Musical education

[edit]

Sometime between the ages of seven and nine, Handel accompanied his father to Weissenfels, where he came under the notice of one whom Handel thereafter always regarded throughout life as his benefactor,[32] Duke Johann Adolf I.[j] Somehow Handel made his way to the court organ in the palace chapel of the Holy Trinity, where he surprised everyone with his playing.[35] Overhearing this performance and noting the youth of the performer caused the Duke, whose suggestions were not to be disregarded, to recommend to Georg Händel that Handel be given musical instruction.[36] Handel's father engaged the organist at the Halle parish church, the young Friedrich Wilhelm Zachow, to instruct Handel. Zachow would be the only teacher that Handel ever had.[30] Because of his church employment, Zachow was an organist "of the old school", revelling in fugues, canons, and counterpoint.[32] But he was also familiar with developments in music across Europe and his own compositions "embraced the new concerted, dramatic style".[k]

When Zachow discovered the talent of Handel, he introduced him "to a vast collection of German and Italian music, which he possessed, sacred and profane, vocal and instrumental compositions of different schools, different styles, and of every master".[32] Many traits considered "Handelian" can be traced back to Zachow's music.[38] At the same time Handel continued practice on the harpsichord, and learned violin and organ, but according to Burney his special affection was for the hautbois (oboe).[39] Schoelcher speculates that his youthful devotion to the instrument explains the large number of pieces he composed for the oboe.[40]

Marktkirche in Halle where Handel was baptised, and where Friedrich Zachow and Handel performed as organists

With respect to instruction in composition, in addition to having Handel apply himself to traditional fugue and cantus firmus work, Zachow, recognising Handel's precocious talents, systematically introduced Handel to the variety of styles and masterworks contained in his extensive library. He did this by requiring Handel to copy selected scores. "I used to write like the devil in those days", Handel recalled much later.[41]

Much of this copying was entered into a notebook that Handel maintained for the rest of his life. Although it has since disappeared, the notebook has been sufficiently described to understand what pieces Zachow wished Handel to study. Among the chief composers represented in this exercise book were Johann Krieger, an "old master" in the fugue and prominent organ composer, Johann Caspar Kerll, a representative of the "southern style" after his teacher Girolamo Frescobaldi and imitated later by Handel,[l] Johann Jakob Froberger, an "internationalist" also closely studied by Buxtehude and Bach, and Georg Muffat, whose amalgam of French and Italian styles and his synthesis of musical forms influenced Handel.[43]

Mainwaring writes that during this time Zachow had begun to have Handel assume some of his church duties. Zachow, Mainwaring asserts, was "often" absent, "from his love of company, and a cheerful glass", and Handel, therefore, performed on organ frequently.[44] What is more, according to Mainwaring, Handel began composing, at the age of nine, church services for voice and instruments "and from that time actually did compose a service every week for three years successively".[45] Mainwaring ends this chapter of Handel's life by concluding that three or four years had been enough to allow Handel to surpass Zachow, and Handel had become "impatient for another situation"; "Berlin was the place agreed upon."[46] Carelessness with dates or sequences (and possibly imaginative interpretation by Mainwaring) makes this period confused.[m]

After the death of Handel's father

[edit]

Handel's father died on 11 February 1697.[47] It was German custom for friends and family to compose funeral odes for a substantial burgher like Georg,[48] and young Handel discharged his duty with a poem dated 18 February and signed with his name and (in deference to his father's wishes) "dedicated to the liberal arts."[49] At the time Handel was studying either at Halle's Lutheran Gymnasium or the Latin School.[48]

Mainwaring has Handel travelling to Berlin the next year, 1698.[46] The problem with Mainwaring as an authority for this date, however, is that he tells of how Handel's father communicated with the "king"[n] during Handel's stay, declining the Court's offer to send Handel to Italy on a stipend[51] and that his father died "after his return from Berlin."[52] But since Georg Händel died in 1697, either the date of the trip or Mainwaring's statements about Handel's father must be in error. Early biographers solved the problem by making the year of the trip 1696, then noting that at the age of 11, Handel would need a guardian, so they have Handel's father or a friend of the family accompany him, all the while puzzling over why the elder Handel, who wanted Handel to become a lawyer, would spend the sum to lead his son further into the temptation of music as a career.[53] Schoelcher for example has Handel travelling to Berlin at 11, meeting both Bononcini and Attilio Ariosti in Berlin and then returning at the direction of his father.[54] But Ariosti was not in Berlin before the death of Handel's father,[55] and Handel could not have met Bononcini in Berlin before 1702.[56] Modern biographers either accept the year as 1698, since most reliable older authorities agree with it,[o] and discount what Mainwaring says about what took place during the trip or assume that Mainwaring conflated two or more visits to Berlin, as he did with Handel's later trips to Venice.[57]

University

[edit]

Perhaps to fulfil a promise to his father or simply because he saw himself as "dedicated to the liberal arts", on 10 February 1702 Handel matriculated at the University of Halle.[58] That university had only recently been founded. In 1694, the Elector of Brandenburg Frederick III (later Prussian King Frederick I) created the school, largely to provide a lecture forum for the jurist Christian Thomasius who had been expelled from Leipzig for his liberal views.[15] Handel did not enrol in the faculty of law, although he almost certainly attended lectures.[59] Thomasius was an intellectual and academic crusader, who was the first German academic to lecture in German and also denounced witch trials. Lang believes that Thomasius instilled in Handel a "respect for the dignity and freedom of man's mind and the solemn majesty of the law", principles that would have drawn him to and kept him in England for half a century.[60] Handel also there encountered theologian and professor of Oriental languages August Hermann Francke, who was particularly solicitous of children, especially orphans. The orphanage he founded became a model for Germany, and undoubtedly influenced Handel's own charitable impulse when he assigned the rights of Messiah to London's Foundling Hospital.[61]

Halle Cathedral

Shortly after commencing his university education, Handel (though Lutheran[p]) on 13 March 1702 accepted the position of organist at the Calvinist Cathedral in Halle, the Domkirche, replacing J. C. Leporin, for whom he had acted as assistant.[63] The position, which was a one-year probationary appointment, showed the foundation he had received from Zachow, for a church organist and cantor was a highly prestigious office. From it, he received 5 thalers a year and lodgings in the run-down castle of Moritzburg. [64]

Around this same time, Handel made the acquaintance of Telemann. Four years Handel's senior, Telemann was studying law at Leipzig and was assisting cantor Johann Kuhnau (Bach's predecessor at the Thomaskirche there). Telemann recalled forty years later in an autobiography for Mattheson's Grundlage: "The writing of the excellent Johann Kuhnau served as a model for me in fugue and counterpoint; but in fashioning melodic movements and examining them Handel and I were constantly occupied, frequently visiting each other as well as writing letters."[65]

Halle compositions

[edit]

Although Mainwaring records that Handel wrote weekly when assistant to Zachow and as probationary organist at Domkirche part of his duty was to provide suitable music,[q] no sacred compositions from his Halle period can now be identified.[67] Mattheson, however, summarised his opinion of Handel's church cantatas written in Halle: "Handel in those days set very, very long arias and sheerly unending cantatas which, while not possessing the proper knack or correct taste, were perfect so far as harmony is concerned."[68]

Early chamber works do exist, but it is difficult to date any of them to Handel's time in Halle. Many historians until recently followed Chrysander and designated the six trio sonatas for two oboes and basso continuo as his first known composition, supposedly written in 1696 (when Handel was 11).[69] Lang doubts the dating based on a handwritten date of a copy (1700) and stylistic considerations. Lang writes that the works "show thorough acquaintance with the distilled sonata style of the Corelli school" and are notable for "the formal security and the cleanness of the texture."[70] Hogwood considers all of the oboe trio sonatas spurious and even suggests that some parts cannot be performed on oboe.[71] That authentic manuscript sources do not exist and that Handel never recycled any material from these works makes their authenticity doubtful.[72] Other early chamber works were printed in Amsterdam in 1724 as opus 1, but it is impossible to tell which are early works in their original form, rather than later re-workings by Handel, a frequent practice of his.[70]

From Hamburg to Italy

[edit]
The Hamburg Oper am Gänsemarkt in 1726, where Handel was a musician

Handel's probationary appointment to Domkirche expired in March 1703. By July[r] Handel was in Hamburg. Since he left no explanation for the move[s] biographers have offered their own speculation.

Donald Burrows believes that the answer can be found by untangling Mainwaring's confused chronology of the trip to Berlin. Burrows dates this trip to 1702 or 1703 (after his father's death) and concludes that since Handel (through a "friend and relation" at the Berlin court) turned down Frederick's offer to subsidise his musical education in Italy (with the implicit understanding that he would become a court musician on his return), Handel was no longer able to expect preferment (whether as a musician, lawyer or otherwise) within Brandenburg-Prussia. Since he was attracted to secular, dramatic music (by meeting the Italians Bononcini and Attilio Ariosti and through the influence of Telemann), Hamburg, a free city with an established opera company, was the logical choice.[76]

The question remains, however, why Handel rejected the King's offer, given that Italy was the centre of opera. Lang suggests that influenced by the teachings of Thomasius, Handel's character was such that he was unable to make himself subservient to anyone, even a king. Lang sees Handel as someone who could not accept class distinctions that required him to regard himself as a social inferior. "What Handel craved was personal freedom to raise himself out of his provincial milieu to a life of culture."[77] Burrows notes that, like his father, Handel was able to accept royal (and aristocratic) favours without considering himself a court servant;[78] and so, given the embarrassed financial condition of his mother,[52] Handel set off for Hamburg to obtain experience while supporting himself.

In 1703, he accepted a position as violinist and harpsichordist in the orchestra of the Hamburg Oper am Gänsemarkt.[79] There he met the composers Johann Mattheson, Christoph Graupner and Reinhard Keiser. Handel's first two operas, Almira and Nero, were produced in 1705.[80] He produced two other operas, Daphne and Florindo, performed in 1708.

According to Mainwaring, in 1706 Handel travelled to Italy at the invitation of Ferdinando de' Medici. (Other sources say Handel was invited by Gian Gastone de' Medici, whom Handel had met in 1703–04 in Hamburg.[81]) Ferdinando, who had a keen interest in opera, was trying to make Florence Italy's musical capital by attracting the leading talents of his day. In Italy, Handel met librettist Antonio Salvi, with whom he later collaborated. Handel left for Rome and since opera was (temporarily) banned in the Papal States, composed sacred music for the Roman clergy. His famous Dixit Dominus (1707) is from this era. He also composed cantatas in pastoral style for musical gatherings in the palaces of duchess Aurora Sanseverino (whom Mainwaring called "Donna Laura")[82] one of the most influential patrons from the Kingdom of Naples, and cardinals Pietro Ottoboni, Benedetto Pamphili and Carlo Colonna. Two oratorios, La resurrezione and Il trionfo del tempo, were produced in a private setting for Ruspoli and Ottoboni in 1709 and 1710, respectively. Rodrigo, his first all-Italian opera, was produced in the Cocomero theatre in Florence in 1707.[83] Agrippina was first produced in 1709 at Teatro San Giovanni Grisostomo in Venice, owned by the Grimanis. The opera, with a libretto by Cardinal Vincenzo Grimani, ran for 27 nights successively.[84] The audience, thunderstruck with the grandeur and sublimity of his style,[85] applauded for Il caro Sassone ("the dear Saxon" – referring to Handel's German origins).

In London

[edit]

Arrival

[edit]
Handel (centre) and King George I on the River Thames, 17 July 1717, by Edouard Hamman (1819–88)

In June 1710, Handel became Kapellmeister to German prince George, the Elector of Hanover, but left at the end of the year.[86] It is likely he was also invited by Charles Montagu the former ambassador in Venice to visit England. He visited Anna Maria Luisa de' Medici and her husband in Düsseldorf on his way to London. With his opera Rinaldo, based on La Gerusalemme Liberata by the Italian poet Torquato Tasso, Handel enjoyed great success, although it was composed quickly, with many borrowings from his older Italian works.[87] This work contains one of Handel's favourite arias, Cara sposa, amante cara, and the famous Lascia ch'io pianga.

Handel went back to Halle twice, to attend the wedding of his sister and the baptism of her daughter, but decided to settle permanently in England in 1712. In the summer of 1713, he lived at Mr. Mathew Andrews' estate in Barn Elms, Surrey.[88][89] He received a yearly income of £200 from Queen Anne after composing for her the Utrecht Te Deum and Jubilate, first performed in 1713.[90][91]

One of his most important patrons was the 3rd Earl of Burlington and 4th Earl of Cork, a young and extremely wealthy member of an Anglo-Irish aristocratic family.[92] While living in the mansion of Lord Burlington, Handel wrote Amadigi di Gaula, a "magic" opera, about a damsel in distress, based on the tragedy by Antoine Houdar de la Motte.

The conception of an opera as a coherent structure was slow to capture Handel's imagination[93] and he composed no operas for five years. In July 1717, Handel's Water Music was performed more than three times on the River Thames for King George I and his guests. It is said the compositions spurred reconciliation between Handel and the king, supposedly annoyed by the composer's abandonment of his Hanover post.[94]

At Cannons (1717–19)

[edit]

In 1717, Handel became house composer at Cannons in Middlesex, where he laid the cornerstone for his future choral compositions in the Chandos Anthems.[95] Romain Rolland wrote that these anthems (or Psalms) stood in relation to Handel's oratorios, much the same way that the Italian cantatas stood to his operas: "splendid sketches of the more monumental works."[96] Another work, which he wrote for The 1st Duke of Chandos, the owner of Cannons, was Acis and Galatea: during Handel's lifetime, it was his most performed work. Winton Dean wrote that "the music catches breath and disturbs the memory".[97]

In 1719, the Duke of Chandos became one of the composer's important patrons and a primary subscriber to his new opera company, the Royal Academy of Music, though his patronage declined after Chandos lost large sums of money in the South Sea Bubble, which burst in 1720 in one of history's greatest financial cataclysms. Handel himself invested in the South Sea Company in 1716, when its share prices were low[98] and sold them before the "bubble" burst in 1720.[99] In 1720, Handel invested in the slave-trading Royal African Company (RAC), following in the steps of his patron (the Duke of Chandos was one of the leading investors in the RAC). As noted by music historian David Hunter, 32 per cent of the subscribers and investors in the Royal Academy of Music, or their close family members, held investments in the RAC as well.[100][101][102]

Royal Academy of Music (1719–34)

[edit]
The Chandos portrait of Händel by James Thornhill, c. 1720, held in the Fitzwilliam Museum, University of Cambridge

In May 1719, The 1st Duke of Newcastle, the Lord Chamberlain, ordered Handel to look for new singers.[103] Handel travelled to Dresden to attend the newly built opera. He saw Teofane by Antonio Lotti, and engaged members of the cast for the Royal Academy of Music, founded by a group of aristocrats to assure themselves a constant supply of baroque opera or opera seria. Handel may have invited John Smith, his fellow student in Halle, and his son Johann Christoph Schmidt, to become his secretary and amanuensis.[104] By 1723 he had moved into a Georgian house at 25 Brook Street, which he rented for the rest of his life.[105] This house, where he rehearsed, copied music, and sold tickets, is now the Handel House Museum.[t] During twelve months between 1724 and 1725, Handel wrote three successful operas, Giulio Cesare, Tamerlano and Rodelinda. Handel's operas are filled with da capo arias, such as Svegliatevi nel core. After composing Silete venti, he concentrated on opera and stopped writing cantatas. Scipio, from which the regimental slow march of the British Grenadier Guards is derived,[106] was performed as a stopgap, waiting for the arrival of Faustina Bordoni.

In 1727, Handel was commissioned to write four anthems for the Coronation ceremony of King George II. One of these, Zadok the Priest, has been played at every British coronation ceremony since.[107] The words to Zadok the Priest are taken from the King James Bible.[108] In 1728, John Gay's The Beggar's Opera, which made fun of the type of Italian opera Handel had popularised in London, premiered at Lincoln's Inn Fields Theatre and ran for 62 consecutive performances, the longest run in theatre history up to that time.[109] After nine years the Royal Academy of Music ceased to function but Handel soon started a new company.

Handel House Museum at 25 Brook Street, Mayfair, London, with a close up of the English Heritage blue plaque on the wall

The Queen's Theatre at the Haymarket (now His Majesty's Theatre), established in 1705 by architect and playwright John Vanbrugh, quickly became an opera house.[110] Between 1711 and 1739, more than 25 of Handel's operas premièred there.[111] In 1729, Handel became joint manager of the theatre with John James Heidegger.

Handel travelled to Italy to engage new singers and also composed seven more operas, among them the comic masterpiece Partenope and the "magic" opera Orlando.[112] After two commercially successful English oratorios Esther and Deborah, he was able to invest again in the South Sea Company. Handel reworked his Acis and Galatea which then became his most successful work ever. Handel failed to compete with the Opera of the Nobility, who engaged musicians such as Johann Adolph Hasse, Nicolo Porpora and the famous castrato Farinelli. The strong support by Frederick, Prince of Wales caused conflicts in the royal family. In March 1734 Handel composed a wedding anthem This is the day which the Lord hath made, and a serenata Parnasso in Festa for Anne, Princess Royal.[113]

Despite the problems the Opera of the Nobility was causing him at the time, Handel's neighbour in Brook Street, Mary Delany, reported on a party she invited Handel to at her house on 12 April 1734 where he was in good spirits:

I had Lady Rich and her daughter, Lady Cath. Hanmer and her husband, Mr. and Mrs. Percival, Sir John Stanley and my brother, Mrs. Donellan, Strada [star soprano of Handel's operas] and Mr. Coot. Lord Shaftesbury begged of Mr. Percival to bring him, and being a profess'd friend of Mr. Handel (who was here also) was admitted; I never was so well entertained at an opera! Mr. Handel was in the best humour in the world, and played lessons and accompanied Strada and all the ladies that sang from seven o'clock till eleven. I gave them tea and coffee, and about half an hour after nine had a salver brought in of chocolate, mulled white wine, and biscuits. Everybody was easy and seemed pleased.[114]

Opera at Covent Garden (1734–41)

[edit]
Engraving of the interior of the Covent Garden Theatre in London in 1808

In 1733, the Earl of Essex received a letter with the following sentence: "Handel became so arbitrary a prince, that the Town murmurs." The board of chief investors expected Handel to retire when his contract ended, but Handel immediately looked for another theatre. In cooperation with John Rich he started his third company at Covent Garden Theatre. Rich was renowned for his spectacular productions. He suggested Handel use his small chorus and introduce the dancing of Marie Sallé, for whom Handel composed Terpsicore. In 1735, he introduced organ concertos between the acts. For the first time, Handel allowed Gioacchino Conti, who had no time to learn his part, to substitute arias.[115] Financially, Ariodante was a failure, although he introduced ballet suites at the end of each act.[116] Alcina, his last opera with a magic content, and Alexander's Feast or the Power of Music based on John Dryden's Alexander's Feast starred Anna Maria Strada del Pò and John Beard.

Early 1737 he produced Arminio and Giustino, completed Berenice, revived Partenope, and continued with Il Parnasso in Festa, Alexander's Feast, and the revised The Triumph of Time and Truth which premiered on 23 March.[117] In April Handel suffered a mild stroke, or rheumatic palsy, resulting in temporary paralysis in his right hand and arm. After brief signs of a recovery, he had a relapse in May, with an accompanying deterioration in his mental capacities. He had strong competition from John Frederick Lampe; The Dragon of Wantley was first performed at the Little Theatre in the Haymarket in London on 16 May 1737. It was a parody of the Italian opera seria.

In Autumn 1737 the fatigued Handel reluctantly followed the advice of his physicians and went to take the cure in the spa towns of Royal Tunbridge Wells, Aix-la-Chapelle (Burtscheid) in September.[117] All the symptoms of his "disorder" vanished by November. On Christmas Eve Handel finished the score of Faramondo, but its composition was interrupted by that of the Funeral Anthem for Queen Caroline. On Boxing Day he began the composition of Serse, the only comic opera that Handel ever wrote and worked with Elisabeth Duparc.

A harp and organ concerto (HWV 294) and Alexander's Feast were published in 1738 by John Walsh. He composed music for a musical clock with a pipe organ built by Charles Clay; it was bought by Gerrit Braamcamp and was in 2016 acquired by the Museum Speelklok in Utrecht.[118][119] Deidamia, his last opera, a co-production with the Earl of Holderness,[120] was performed three times in 1741. Handel gave up the opera business, while he enjoyed more success with his English oratorios.[121]

Oratorio

[edit]
Портрет Генделя рядом с клавесином, картина Филиппа Мерсье ( ок. 1730 г. )
Клавесин Генделя работы Уильяма Смита (18 в.) [122] Коллекция Бэйта на музыкальном факультете Оксфордского университета

Il trionfo del tempo e del disinganno, an allegory, Handel's first oratorio[123] был написан в Италии в 1707 году, за ним последовала La resurrezione в 1708 году, в которой использованы материалы из Библии. Обстоятельства «Эстер» и ее первого исполнения, возможно, состоявшегося в 1718 году, неясны. [124] Прошло еще 12 лет, когда акт пиратства заставил его взяться за Эстер . снова [125] Три предыдущих выступления вызвали такой интерес, что, естественно, натолкнули на мысль представить его широкой публике. Следующей появилась Дебора , сильно раскрашенная коронационными гимнами. [126] и «Аталия» , его третья английская оратория. [127] В этих трех ораториях Гендель заложил основу традиционного использования хора, характерного для его более поздних ораторий. [128] Гендель стал увереннее в себе, шире в изложении и разнообразнее в композиции. [129]

Очевидно, как многому он научился у Арканджело Корелли о написании для инструментов и от Алессандро Скарлатти о написании для сольного голоса; но нет ни одного композитора, который научил бы его писать для хора. [130] Гендель все больше стремился заменять итальянских солистов английскими. Самой важной причиной этого изменения было сокращение финансовой прибыли от его опер. [131] Таким образом, для ораторий была создана традиция, определяющая их будущее исполнение. Спектакли проходили без костюмов и действий; певцы появились в своей одежде. [132]

В 1736 году Гендель поставил «Пир Александра» . Джон Бирд впервые появился как один из солистов Генделя и стал постоянным солистом-тенором Генделя на всю оставшуюся жизнь Генделя. [133] Произведение имело большой успех и побудило Генделя перейти от написания итальянских опер к английским хоровым произведениям. В «Сауле » Гендель сотрудничал с Чарльзом Дженненсом и экспериментировал с тремя тромбонами, карильоном и очень большими военными литаврами (из лондонского Тауэра ), чтобы быть уверенным, что «... это будет очень шумно». [134] Саул и Израиль в Египте , оба написанные в 1739 году, возглавляют список великих, зрелых ораторий, в которых ария да капо стала исключением, а не правилом. [135] Израиль в Египте состоит лишь из хоров, заимствованных из Погребального гимна королевы Каролины . В своих следующих произведениях Гендель изменил свой курс. В этих произведениях он уделял больше внимания воздействию оркестра и солистов; хор отошел на второй план. [136] L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato имеет довольно забавный характер; работа легкая и свежая.

Летом 1741 года 3-й герцог Девонширский пригласил Генделя в Дублин , столицу Королевства Ирландия , чтобы дать концерты в пользу местных больниц. [137] Его «Мессия» впервые был исполнен в Новом мюзик-холле на Фишембл-стрит 13 апреля 1742 года, в нем приняли участие 26 мальчиков и пять мужчин из объединенных хоров соборов Святого Патрика и Крайст-Черч . [138] Гендель обеспечил баланс между солистами и хором, который ему так и не удалось превзойти. В 1747 году Гендель написал свою ораторию «Александр Балюс» . Это произведение было поставлено в театре Ковент-Гарден в Лондоне 23 марта 1748 года под арию « Слушай!» слушай! Он ударяет по золотой лире , Гендель написал аккомпанемент для мандолины , арфы , скрипки, альта и виолончели . [139] Другая из его английских ораторий, «Соломон» , впервые была исполнена 17 марта 1749 года в театре Ковент-Гарден. [140] Соломон содержит короткий и живой инструментальный отрывок для двух гобоев и струнных в третьем акте, известный как «Прибытие царицы Савской». [141]

Использование английских солистов достигло апогея при первом исполнении «Самсона» . Работа очень театральна. Роль хора становилась все более важной в его более поздних ораториях. Впервые «Иефта» был исполнен 26 февраля 1752 года; хотя это была его последняя оратория, она была не меньшим шедевром, чем его ранние произведения. [142]

Спустя годы

[ редактировать ]
Незаполненный входной билет на представление «Мессии» в мае 1750 года , включая герб места проведения — Больницы для подкидышей в Лондоне.

В 1749 году Гендель сочинил «Музыку для королевского фейерверка» ; На первое представление пришло 12 000 человек. [143] В 1750 году он устроил представление « Мессия» в пользу Больницы для подкидышей , детского дома в Лондоне. Выступление было признано большим успехом, за ним последовали ежегодные концерты, которые продолжались на протяжении всей его жизни. В знак признания его покровительства Гендель был назначен управляющим больницы на следующий день после своего первого концерта. копию « Мессии» . После своей смерти он завещал этому учреждению [144] Его участие в работе Больницы для подкидышей сегодня отмечено постоянной выставкой в ​​лондонском Музее подкидышей , где также хранится коллекция Джеральда Коука Генделя . Помимо больницы для подкидышей, Гендель также делал пожертвования на благотворительность, которая помогала обедневшим музыкантам и их семьям.

В августе 1750 года, возвращаясь из Германии в Лондон, Гендель был серьезно ранен в автокатастрофе между Гаагой и Харлемом в Нидерландах. [145] В 1751 году один глаз начал отказывать. Причиной стала катаракта , которую оперировал великий шарлатан Шевалье Тейлор . Это не улучшило его зрение, а, возможно, ухудшило его. [121] К 1752 году он полностью ослеп. Он умер в 1759 году дома на Брук-стрит, в возрасте 74 лет. Последний спектакль, который он посетил, был « Мессия» . Гендель был похоронен в Вестминстерском аббатстве . [146] На его похоронах, которым были оказаны все государственные почести, присутствовало более трех тысяч скорбящих.

Гендель никогда не был женат и держал свою личную жизнь в тайне. По его первоначальному завещанию большая часть его состояния была завещана его племяннице Джоанне, но четыре дополнения передали большую часть его состояния другим родственникам, слугам, друзьям и благотворительным организациям. [147]

Генделю принадлежала коллекция произведений искусства , которая была посмертно продана на аукционе в 1760 году. [148] В каталоге аукциона значилось около семидесяти картин и десяти гравюр (остальные картины были завещаны). [148]

Работает

[ редактировать ]
Сенезино , знаменитый кастрат из Сиены.

Сочинения Генделя включают 42 оперы, 24 оратории, более 120 кантат, трио и дуэтов, многочисленные арии, оды и серенаты, сольные и трио-сонаты, 18 больших концертов, 12 органных концертов. Его самое известное произведение, оратория « Мессия» с хором «Аллилуйя», входит в число самых популярных произведений хоровой музыки. В Лобковицком дворце в Праге хранится » Моцарта копия « Мессии с рукописными аннотациями. Среди произведений с номерами опусов, опубликованных и популяризированных при его жизни, - Органные концерты соч. 4 и соч. 7 , вместе с Opus 3 и Opus 6 Concerti Grossi ; последний включает в себя более ранний органный концерт «Кукушка и соловей» , в котором пение птиц имитируется в верхних регистрах органа. Также примечательны его 16 клавишных сюит, особенно «Гармоничный кузнец» .

Каталоги

[ редактировать ]
Торговля в 1733 году, Бальтазар Деннер (1685–1749).

Первый опубликованный каталог произведений Генделя появился как приложение к « Мемуарам Мэйнваринга» . [149] Между 1787 и 1797 годами Сэмюэл Арнольд составил 180-томное собрание сочинений Генделя, однако оно было далеко не полным. [150] Неполной была также коллекция, созданная между 1843 и 1858 годами Английским Гендельским обществом (основанным сэром Джорджем Макфарреном ). [151]

105-томное издание Händel-Gesellschaft («Общество Генделя») вышло в свет между 1858 и 1902 годами — главным образом благодаря усилиям Фридриха Хрисандера . В современном исполнении реализация бассо континуо отражает практику XIX века. Вокальные партитуры, взятые из этого издания, были опубликованы издательством Novello в Лондоне, но некоторые партитуры, например вокальная партитура « Самсона », неполны.

Продолжающееся издание Hallische Händel-Ausgabe было впервые открыто в 1955 году в регионе Галле в Саксонии-Анхальт , Восточная Германия. Оно началось не как критическое издание, а после резкой критики первых томов, которые представляли собой издания без критического аппарата (например, опера Серс была опубликована с преобразованием главного героя в тенора, что отражало довоенную немецкую практику). ), оно позиционировало себя как критическое издание. Отчасти под влиянием реалий «холодной войны» редакционная работа была непоследовательной: было обнаружено множество опечаток, а редакторы не обращались к важным источникам. В 1985 году был сформирован комитет для установления более высоких стандартов издания. Воссоединение Германии в 1990 году устранило проблемы со связью, и с тех пор выпущенные тома показали значительное улучшение стандартов. [121]

Между 1978 и 1986 годами немецкий академик Бернд Базельт каталогизировал работы Генделя в своей публикации Händel-Werke-Verzeichnis . Каталог получил широкое признание и используется в качестве современной системы нумерации, при этом каждое из произведений Генделя обозначено номером «HWV» - например, «Мессия» в каталоге занесен как «HWV 56». [152]

Наследие

[ редактировать ]
Маскарад в Королевском театре на Хеймаркете ( ок. 1724 г. ), приписываемый Джузеппе Гризони.

Произведения Генделя были собраны и сохранены двумя мужчинами: сэром Сэмюэлем Хеллиером , деревенским сквайром, чьи музыкальные приобретения составляют ядро ​​Коллекции Шоу-Хеллера, [153] и аболиционист Грэнвилл Шарп . [154] В каталоге, сопровождающем выставку Национальной портретной галереи, посвященную трехсотлетию со дня рождения композитора, они названы двумя мужчинами конца восемнадцатого века, «которые оставили нам убедительные доказательства того, какими средствами они удовлетворяли свой энтузиазм». [155] Благодаря своим английским ораториям, таким как «Мессия» и «Соломон» , коронационным гимнам и другим произведениям, включая «Музыку на воде» и «Музыку для королевских фейерверков» , Гендель стал национальной иконой Великобритании и был показан в BBC сериале «Рождение британской музыки: Гендель». Герой-завоеватель . [156]

Резная мраморная статуя Генделя в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, созданная в 1738 году Луи-Франсуа Рубильяком.

После его смерти итальянские оперы Генделя канули в безвестность, за исключением таких отрывков, как ария из Серса « Ombra mai fu ». Оратории продолжали исполняться, но вскоре после смерти Генделя считалось, что они нуждаются в некоторой модернизации, и Моцарт оркестровал немецкие версии « Мессии» и других произведений. На протяжении XIX и первой половины XX века, особенно в англоязычных странах, его репутация опиралась прежде всего на его английские оратории, которые обычно исполнялись хорами певцов-любителей в торжественных случаях. Столетие со дня его смерти в 1859 году было отмечено выступлением « Мессии» в Хрустальном дворце с участием 2765 певцов и 460 инструменталистов, которые играли перед аудиторией около 10 000 человек. [157]

Последние десятилетия возродили его светские кантаты и то, что можно было бы назвать «светскими ораториями» или «концертными операми». Из первых «Ода ко дню святой Цецилии» (1739) (на тексты Джона Драйдена ) и «Ода ко дню рождения королевы Анны» заслуживают внимания (1713). Для своих светских ораторий Гендель обратился к классической мифологии в качестве сюжетов, создав такие произведения, как «Ацис и Галатея» (1719 г.), «Геркулес» (1745 г.) и «Семела» (1744 г.). Эти произведения имеют близкое родство со священными ораториями, особенно в вокале англоязычных текстов. Они также разделяют лирические и драматические качества итальянских опер Генделя. Таким образом, иногда они полностью ставятся как оперы. С новым открытием своих театральных работ Гендель, помимо своей известности как инструменталиста, оркестрового писателя и мелодиста, теперь воспринимается как один из величайших оперных музыкальных драматургов.

Гендель обычно пользовался большим уважением среди коллег-композиторов как в свое время, так и после него. [158] Иоганн Себастьян Бах безуспешно пытался встретиться с Генделем во время его визита в Галле . [159] (Гендель родился в один год с Бахом и Доменико Скарлатти .) Считается, что Моцарт сказал о нем: «Гендель понимает аффекты лучше, чем любой из нас. Когда он выбирает, он поражает, как удар грома». [160] Для Бетховена он был «повелителем всех нас... величайшим композитором, когда-либо жившим. Я открывал голову и преклонял колени перед его могилой». [160] Бетховен прежде всего подчеркивал простоту и популярность музыки Генделя, когда говорил: «Идите к нему, чтобы научиться добиваться великих эффектов такими простыми средствами».

Заимствования

[ редактировать ]

С 1831 года, когда Уильям Кротч поднял этот вопрос в своей «Содержании нескольких лекций о музыке» , ученые широко изучали «заимствование» музыки Генделем у других композиторов. Подводя итоги этой области в 2005 году, Ричард Тарускин написал, что Гендель «кажется, был чемпионом среди всех пародистов , адаптировав как свои собственные произведения, так и произведения других композиторов в беспрецедентном количестве и с беспрецедентной точностью». [161] Среди композиторов, чья музыка, как было показано, была повторно использована Генделем, - Алессандро Страделла , Готлиб Мюффат , Алессандро Скарлатти , Доменико Скарлатти. [162] Джакомо Кариссими , Георг Филипп Телеман , Карл Генрих Граун , Леонардо Винчи , Якобус Галл , Франческо Антонио Урио , Рейнхард Кейзер , Франческо Гаспарини , Джованни Бонончини , Уильям Бойс , Генри Лоуз , Майкл Уайз , Агостино Стеффани , Франц Иоганн Хаберманн и многие другие. [163]

В эссе, опубликованном в 1985 году, Джон Х. Робертс продемонстрировал, что заимствования Генделя были необычайно частыми даже для его эпохи, настолько, что подверглись критике со стороны современников (особенно Иоганна Маттесона ); Робертс предложил несколько причин практики Генделя, в том числе попытки Генделя заставить определенные произведения звучать более современно и радикально, его «принципиальное отсутствие способности изобретать оригинальные идеи» - хотя Робертс старался утверждать, что это не «уменьшает Генделя», о котором следует «судить не по его методам и тем более по мотивам их применения, а исключительно по эффектам, которых он достигает». [164]

дань уважения

[ редактировать ]
Хор, оркестр и орган в Вестминстерском аббатстве в Лондоне во время памяти Генделя в 1784 году.
Памятник Генделю в аббатстве с мемориальной доской, посвященной его памяти.

После смерти Генделя многие композиторы написали произведения на основе его музыки или вдохновленные ею. Первая часть Луи Шпора Симфонии № 6 , соч. 116, «Эпоха Баха и Генделя», напоминает две мелодии из « Мессии» Генделя . В 1797 году Людвиг ван Бетховен опубликовал 12 вариаций соль мажор на тему «Смотри, как приходит герой-победитель» из оперы Генделя «Иуда Маккавей» для виолончели и фортепиано. В 1822 году Бетховен сочинил увертюру «Освящение дома» , также несущую влияние Генделя. Гитарист-виртуоз Мауро Джулиани сочинил свои «Вариации на тему Генделя» , соч. 107 для гитары по мотивам Сюиты № 5 Генделя ми мажор, HWV 430, для клавесина.

В 1861 году, используя тему из второй сюиты для клавесина Генделя, Иоганнес Брамс написал « Вариации и фугу на тему Генделя» , соч. «24», одно из его самых успешных произведений (похваленное Рихардом Вагнером ). В нескольких произведениях французского композитора Феликса-Александра Гильмана использованы темы Генделя; например, в его «Марше на тему» ​​Генделя используется тема из «Мессии» . Французский композитор и флейтист Филипп Гобер написал свой «Маленький марш» для флейты и фортепиано на основе четвертой части Трио-сонаты Генделя, соч. 5, № 2, HWV 397. Аргентинский композитор Луис Джаннео сочинил для фортепиано «Вариации на тему Генделя» . В 1911 году композитор и пианист австралийского происхождения Перси Грейнджер основал одно из своих самых известных произведений на основе заключительной части Сюиты № 5 Генделя ми мажор (как и Джулиани). Сначала он написал несколько вариаций на эту тему, которые назвал «Вариации на тему Генделя «Гармоничный кузнец» . Затем он использовал первые шестнадцать тактов своего набора вариаций для создания «Генделя на Стрэнде» , одного из самых любимых его произведений, для которого он сделал несколько версий (например, версию для фортепиано соло 1930 года). Концерт Арнольда Шенберга для струнного квартета и оркестра си-бемоль мажор (1933) был написан по мотивам Concerto Grosso Генделя, соч. 6/7. [165]

Почитание

[ редактировать ]

В лютеранском календаре святых Гендель и Бах делят дату 28 июля с Генрихом Шютцем , а память Генделя и Баха отмечается в календаре святых, подготовленном Орденом Святого Луки для использования Объединенной методистской церковью . [166] Книга общего богослужения пресвитерианской церкви (США) (Westminster John Knox Press, 2018) вспоминает его 20 апреля.

Вымышленные изображения

[ редактировать ]

В 1942 году Гендель стал героем британского биографического фильма «Великий мистер Гендель» режиссера Нормана Уокера с Уилфридом Лоусоном в главной роли . Он был сделан в Denham Studios компанией Rank Organization и снят в цвете Technicolor . Он также является центральным персонажем телефильмов « Бог гнил Танбридж Уэллс!» (1985) и «Последний шанс Генделя» (1996) и спектакль «Все ангелы» (2015). Генделя сыграл Йерун Краббе как антагонист в фильме «Фаринелли» (1994).

См. также

[ редактировать ]

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Гендель» Запись в словаре английского языка Коллинза дает общий вариант «Джордж Фредерик» (используемый в его завещании и на его похоронном памятнике) наряду с произношением его фамилии. Написание «Фридерик» используется в его заявлении на получение британского гражданства в 1727 году.
  2. Согласно записям о крещении в приходской церкви Галле, [1] лютеранская Marktkirche Unser Lieben Frauen , он использовал форму Friedrich , которая повсеместно используется в немецком языке. Записи этой церкви также показывают, что фамилия в различных случаях писалась как минимум четырьмя другими способами: Хендель, Генделер, Хенделер и Хендтлер, но чаще всего Гендель. В Италии он написал это слово Hendel, как оно произносится по-немецки. Однако с того момента, как он прибыл в Англию, он постоянно подписывался как Георг Фридрих Гендель. [2]
  3. ^ На могиле Генделя в Вестминстере указана дата рождения по старому стилю - XXIIII февраля, MDCLXXXIV, что соответствует дню его крещения и использует стиль Благовещения для отсчета нового года с 25 марта. [4]
  4. ^ Георг Гендель (старший) был сыном медника Валентина Генделя (1582–1636), который эмигрировал из Айслебена в 1608 году со своей первой женой Анной Белчинг, дочерью мастера-медника. Они были протестантами и предпочли протестантскую Саксонию Силезии , владению Габсбургов , поскольку в годы, предшествовавшие Тридцатилетней войне , нарастала религиозная напряженность . [12]
  5. Среди придворных музыкантов Галле были Самуэль Шейдт (который также был органистом Морицкирхе), Уильям Брейд и Михаэль Преториус . [14]
  6. Галле также был известен качеством изготовления органов. В 1712 году Бах был заинтригован органом в Маркткирхе и подал заявку на должность, которую освободил Захов, учитель Генделя. Однако он остановил свой выбор на Веймаре . [15]
  7. Этот парикмахер, Андреас Бергер, оказался зятем английского эмигранта Уильяма Брейда, придворного музыканта Августа в Вайсенфельсе. [12]
  8. И Лэндон, и Хогвуд указывают и, насколько это возможно, исправляют наиболее очевидные искажения фактов и дат, а также несоответствия Mainwaring. См. Landon 1984 , стр. 9–19; Хогвуд 1984 , стр. 11–17.
  9. Шельчер предполагает, что «доктор»-отец Генделя наблюдал, как Гендель издает музыкальные звуки еще до того, как он научился говорить, и это в глазах сына медника «открыло инстинкты столь низкого порядка…» [26]
  10. ^ Год и цель визита, а также причина встречи указываются по-разному. Шельчер и Боун рассказали, что Генделю было семь лет, и они навещали сына Георга от первого брака, который находился на службе у герцога. [33] Фридрих Хрисандер утверждает, что они были в гостях у племянника младшего Генделя, Карла (на десять лет старше его), который был камердинером герцога. [34] Ланг пишет, что Генделю было девять лет, и что отец Генделя, занимая придворную должность, должно быть, часто ездил в Вайсенфельс, где герцог обосновался резиденцией после того, как Пруссия аннексировала город Галле. Молодого Генделя взяли с собой, потому что о нем могли позаботиться родственники его покойной жены. [30]
  11. ^ «Его кантаты, часто весьма драматичные, отличаются очень образным хоровым письмом, красочной оркестровкой и умелым обращением с согласованным элементом». [37]
  12. Гендель не только применил техники и фразы Керлла в более поздних композициях, он импортировал всю часть, сочиненную Керллом, в Израиль, в Египет . [42]
  13. И Лэндон, и Хогвуд указывают и, насколько это возможно, исправляют наиболее очевидные искажения фактов и дат, а также несоответствия Mainwaring. См. Landon 1984 , стр. 9–19; Хогвуд 1984 , стр. 11–17.
  14. В Берлине не было «короля» до 18 января 1701 года, когда Фридрих III, курфюрст Бранденбурга, стал Фридрихом I , первым королём Пруссии . [50]
  15. Среди осторожных авторитетов, согласившихся на поездку, состоявшуюся в 1698 году, был друг Генделя Иоганн Маттесон. [53] и Берни. [40]
  16. Записи Маркткирхе показывают, что он причастился там в апреле 1701–03 годов. [62]
  17. По условиям своего назначения Гендель должен был, среди прочего, «должным образом играть на органе во время богослужения и для этой цели предварительно интонировать предписанные псалмы и духовные песни, а также проявлять должную заботу обо всем, что может быть необходимо». к поддержке прекрасной гармонии…» [66]
  18. Первое упоминание о Генделе с момента его последнего причастия в Маркткирхе 23 апреля. [66] есть в аннотированном переводе Маттесона « Мейнваринга» (опубликованном в 1761 году), где он пишет, что встретил Генделя на органном чердаке церкви Святой Марии Магдалины в Гамбурге. [73] В своей более ранней книге «Grunlage» (опубликованной в 1740 году) он устанавливает дату — 9 июля. [74]
  19. Мэйнваринг дает загадочное объяснение: поскольку ему нужно было зарабатывать на жизнь своей профессией, ему пришлось найти место, менее отдаленное, чем Берлин. Учитывая, что гамбургский оперный театр по своей репутации уступал только берлинскому, «было решено отправить его туда на собственном дне и главным образом с целью улучшения». [75] Этот отрывок предполагает, что Гендель уже определился с карьерой в светской драматической музыке, но кто именно должен был «послать его туда» не объясняется.
  20. В 2000 году верхние этажи дома по адресу Брук-стрит , 25 были сданы в аренду Фонду Дома Генделя, и после обширной реставрации Дом-музей Генделя открылся для публики, где проводились мероприятия, включая концерты музыки в стиле барокко.
  1. ^ «Дом ХЭНДЕЛЬ в Галле-ан-дер-Зале – РУКОПИСНЫЕ ДОКУМЕНТЫ» . Архивировано из оригинала 19 мая 2013 года.
  2. ^ Хогвуд 1984 , с. 1.
  3. ^ Хикс 1998 , с. 614.
  4. ^ Джордж Фредерик Гендель . Архивировано 29 мая 2019 года в Wayback Machine . Вестминстерское аббатство.
  5. ^ «Британский гражданин по акту парламента: Джордж Фридрих Гендель» . Парламент.ук. 14 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 4 мая 2012 года . Проверено 13 апреля 2012 г.
  6. ^ Берроуз 2007
  7. ^ Хикс 2013
  8. ^ Бюлоу 2004 , с. 476.
  9. ^ Дин 1969 , с. 19.
  10. ^ Немецкий 1955 , с. 1
  11. ^ Адамс и Хофестедт 2005 , стр. 144–46.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Адамс и Хофестедт 2005 , с. 144.
  13. ^ Адамс и Хофестедт 2005 , с. 144; Берроуз 1994 , с. 1.
  14. ^ Берроуз 1994 , с. 1.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ланг 1966 , с. 20.
  16. ^ Берроуз 1994 , стр. 1–2.
  17. ^ Ланг 1966 , стр. 25–26.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ланг 1966 , с. 10.
  19. ^ Адамс и Хофестедт 2005 , стр. 144–45.
  20. ^ Лэндон 1984 , с. 9.
  21. ^ Немецкий 1955 , с. 6.
  22. ^ Немецкий 1955 , с. 2; Лэндон 1984 , с. 9.
  23. ^ Дрейхаупт 1755 , с. 625.
  24. ^ Мейтленд и Сквайр 1890 , с. 277.
  25. ^ Лэндон 1984 , с. 10; Шельчер 1857 , с. 7 п.1.
  26. ^ Шельчер 1857 , с. 3.
  27. ^ Mainwaring 1760 , стр. 4–5.
  28. ^ Мэйнваринг 1760 , с. 5.
  29. ^ Шельчер 1857 , с. 4.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ланг 1966 , с. 11.
  31. ^ Дент 2004 , стр. 3–4.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шельчер 1857 , с. 5.
  33. ^ Шельчер 1857 , с. 4; Кость 1914 , с. 141.
  34. ^ Хрисандр 1858 : Книга 1: 2. Детство.
  35. ^ Шельчер 1857 , стр. 4–5; Кость 1914 , с. 141; Ланг 1966 , с. 11.
  36. ^ Ланг 1966 , с. 11; Кость 1914 , с. 141; Шельчер 1857 , с. 5.
  37. ^ Ланг 1966 , стр. 11–12.
  38. ^ Ланг 1966 , с. 12; Лэндон 1984 , с. 15. См. также Зейферт, Макс (1905). «Предисловие к томам 21, 21 (Захов)». Памятники немецкого музыкального искусства . Лейпциг: Брайткопф и твердость.
  39. ^ Шельчер 1857 , стр. 5–6. См. также Bone 1914 , стр. 141–42.
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шельчер 1857 , с. 6.
  41. ^ Ланг 1966 , с. 12.
  42. ^ Ланг 1966 , с. 14.
  43. ^ Ланг 1966 , стр. 13–16.
  44. ^ Мэйнваринг 1760 , с. 15.
  45. ^ Мэйнваринг 1760 , с. 16.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэйнваринг 1760 , с. 18.
  47. ^ Шельчер 1857 , с. 6; Немецкий, 1955 , стр. 5–6 (надпись на надгробии Георга Генделя).
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ланг 1966 , с. 19.
  49. ^ Deutsch 1955 , стр. 6–8 (содержит стихотворение и английский перевод).
  50. ^ Лэндон 1984 , с. 30 №5.
  51. ^ Mainwaring 1760 , стр. 24–25.
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэйнваринг 1760 , с. 29.
  53. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ланг 1966 , с. 166.
  54. ^ Шельчер 1857 , стр. 6–7.
  55. ^ Лэндон 1984 , с. 31 №8.
  56. ^ Лэндон 1984 , с. 31 №7.
  57. ^ Лэндон 1984 , стр. 31, № 7 и 53.
  58. ^ Дин 1982 , с. 2; Дойч 1955 , с. 8.
  59. ^ Ланг 1966 , с. 20; Дент 2004 , с. 2
  60. ^ Ланг 1966 , стр. 20–21.
  61. ^ Ланг 1966 , с. 21.
  62. ^ Берроуз 1994 , с. 10; Дойч 1955 , стр. 8, 9, 10.
  63. ^ Дент 2004 , с. 2.
  64. ^ Берроуз 1994 , с. 20.
  65. ^ Берроуз 1994 , стр. 10–11, перевод Маттесона 1740 , стр. 10–11. 359.
  66. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Немецкий 1955 , с. 9.
  67. ^ Ланг 1966 , с. 22 п.2.
  68. ^ Ланг 1966 , с. 22 перевод Маттесона 1740 , с. 93.
  69. ^ Немецкий 1955 , с. 4 №1.
  70. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ланг 1966 , с. 23.
  71. ^ Хогвуд 1984 , с. 21.
  72. ^ Бест 1985 , стр. 486–89.
  73. ^ Немецкий 1955 , с. 10.
  74. ^ Маттесон 1740 , стр. 29, 191.
  75. ^ Mainwaring 1760 , стр. 27–28.
  76. ^ Берроуз 1994 , стр. 11–13.
  77. ^ Ланг 1966 , с. 26.
  78. ^ Берроуз 1994 , с. 12.
  79. ^ Берроуз 1994 , с. 18
  80. ^ Берроуз 1994 , с. 19
  81. ^ Харрис 2001 , с. 37.
  82. ^ Аннетт Ландграф, Дэвид Викерс, Кембриджская энциклопедия Генделя , издательство Кембриджского университета, 2009, стр. 2
  83. ^ Берроуз 1994 , стр. 29–30.
  84. ^ Мэйнваринг 1760 , с. 52.
  85. ^ Дин и Кнапп 1987 , с. 129
  86. ^ Берроуз 1994 , с. 38
  87. ^ Дин и Кнапп 1987 , стр. 173, 180.
  88. ^ «Гендель, Георг Фридрих» . Архивировано из оригинала 6 октября 2016 г. - через Wikisource.
  89. ^ Берроуз, Дональд; Коффи, Хелен; Гринакомб, Джон; Хикс, Энтони (20 февраля 2014 г.). Георг Фридрих Гендель: Том 1, 1609–1725: Сборник документов . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781107470118 . Архивировано из оригинала 22 февраля 2018 года в Google Книгах.
  90. ^ Национальная портретная галерея , с. 88
  91. Биограф Генделя, Джонатан Китс, высказывает заманчивое предположение, что он, возможно, приехал в Лондон в 1710 году и поселился в 1712 году в качестве шпиона будущего ганноверского преемника королевы Анны Георга I. Дэй, Питер (12 апреля 2009 г.). «Как Гендель играл на рынках» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года.
  92. ^ Национальная портретная галерея , с. 92
  93. ^ Дин и Кнапп 1987 , с. 286
  94. ^ Берроуз 1994 , с. 77.
  95. ^ Букофзер 1947 , стр. 333–35.
  96. ^ Роллан 1916 , с. 71.
  97. ^ Дин и Кнапп 1987 , с. 209
  98. ^ Немецкий, 1955 , стр. 70–71.
  99. ^ «Финансы Генделя». Архивировано 19 апреля 2014 г. в Wayback Machine , на bbc.co.uk.
  100. ^ Хантер, Дэвид (14 июня 2015 г.). «Гендель и Королевская африканская компания» . Музыковедение сейчас . Американское музыковедческое общество . Архивировано из оригинала 26 ноября 2021 года . Проверено 26 ноября 2021 г.
  101. ^ «Королевская музыкальная академия «деколонизирует» коллекцию, поскольку композитор связан с работорговлей» . Классический ФМ . Архивировано из оригинала 26 ноября 2021 года . Проверено 26 ноября 2021 г.
  102. ^ Антония Квирк , «В поисках Черного Моцарта: показательный взгляд на инвестиции Генделя в работорговлю», New Statesman (4 июня 2015 г.), [1] Архивировано 1 декабря 2021 г. в Wayback Machine ; Дэвид Хантер, «Рукописи Генделя и прибыль от рабства: коллекция «Гранвиль» в Британской библиотеке и первая исполнительская партитура « Пересмотренного Мессии », в примечаниях 76, вып. 1 (сентябрь 2019 г.): 27ff [2] Архивировано 21 марта 2023 г. в Wayback Machine ; «Артисты отвечают на инвестиции Генделя в трансатлантическую работорговлю», Блог Камерного оркестра Святого Павла (11 декабря 2020 г.) [3] Архивировано 1 декабря 2021 г. в Wayback Machine.
  103. ^ Немецкий 1955 , с. 89
  104. ^ Дин 2006 , с. 226 По мнению Дина, они не могли достичь Лондона раньше 1716 года. В 1743 году Смит написал в письме, что находился на службе у Генделя 24 года.
  105. ^ Берроуз 1994 , с. 387
  106. ^ Немецкий 1955 , с. 194
  107. ^ Имоджен Леви (2 июня 1953 г.). «Путеводитель по коронационной службе» . Вестминстерское аббатство. Архивировано из оригинала 5 декабря 2010 года . Проверено 28 мая 2012 г.
  108. ^ «Георг Фридрих Гендель – Садок-священник» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 года . Проверено 18 февраля 2021 г.
  109. ^ «Сценическая красота» . www.stagebeauty.net . Архивировано из оригинала 13 июня 2020 года . Проверено 26 января 2013 г.
  110. ^ театральная монополия в Бэнхэме, Мартин Кембриджский путеводитель по театру, стр. 1105 (Cambridge University Press, 1995) ISBN   0-521-43437-8
  111. Сочинения Генделя . Архивировано 30 января 2009 г. на Wayback Machine GFHandel.org, проверено 21 декабря 2007 г.
  112. ^ Дент 2004 , с. [ нужна страница ] .
  113. ^ Дент 2004 , с. 33
  114. ^ «Краткий обзор Арианны на Крите» . Handelhouse.org . Дом-музей Генделя. Архивировано из оригинала 26 июля 2014 года . Проверено 23 июля 2014 г. .
  115. ^ Дин 2006 , стр. 274–84.
  116. ^ Дин 2006 , с. 288
  117. Перейти обратно: Перейти обратно: а б ХРИСОХОИДИС, И. (2008). ВЫПРАВЛЕНИЕ ГЕНДЕЛЯ: СВЕЖИЙ СВЕТ НА ЕГО ДЕЛА В 1737 ГОДУ . Музыка восемнадцатого века, 5 (2), 237–244. дои:10.1017/S1478570608001504
  118. ^ «Куплены королевские игровые часы мирового класса». Архивировано 1 августа 2020 года в Wayback Machine , Museum Speelklok , 14 ноября 2016 года (на голландском языке); «Георг Фридрих Гендель и часы Браамкампа». Архивировано 1 августа 2020 года в Wayback Machine Эрмой Херменс, 22 ноября 2018 года.
  119. ^ То же самое, Чарльз (июль – сентябрь 1997 г.). «Музыкальная музыка для часов Генделя». Fontes Artis Musicae [ Викиданные ] . 44 (3): 266–280. JSTOR   23508494 .
  120. ^ Новая хронология венецианской оперы и родственных жанров, 1660–1760, Элеонора Селфридж-Филд, стр. 492
  121. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хикс 2013 .
  122. ^ Майкл Коул (1993). «Клавесин Генделя» (PDF) . Ранняя музыка . XXI (февраль 1993 г.): 99–110. дои : 10.1093/em/XXI.1.99 . Архивировано из оригинала 12 декабря 2022 года . Проверено 29 апреля 2022 г. Илл.1 Клавесин с одним ручным управлением Уильяма Смита (Коллекция Бейта, Оксфордский университет)
  123. ^ Маркс 1998 , с. 243.
  124. ^ Национальная портретная галерея , с. 157
  125. ^ Ларсен 1972 , с. 15 Гендель Мессия. Выдающийся специалист по Генделю обсуждает происхождение, состав и источники одного из величайших хоровых произведений западной цивилизации.
  126. ^ Ларсен 1972 , стр. 26.
  127. ^ Маркс 1998 , с. 48.
  128. ^ Ларсен 1972 , стр. 66.
  129. ^ Ларсен 1972 , стр. 49.
  130. ^ Ларсен 1972 , стр. 40.
  131. ^ Ларсен 1972 , стр. 33.
  132. ^ Берроуз 1994 , с. 217.
  133. ^ Ларсен 1972 , стр. 37.
  134. ^ Национальная портретная галерея , с. 165
  135. ^ Ларсен 1972 , стр. 16, 39–41.
  136. ^ Ларсен 1972 , стр. 78.
  137. ^ Дент 2004 , стр. 40–41.
  138. ^ Янг 1966 , с. 48
  139. ^ Кость 1914 , стр. 142–44.
  140. ^ «Сочинения Г. Ф. Генделя» . Гендельский институт. Архивировано из оригинала 24 сентября 2013 года . Проверено 28 сентября 2013 г.
  141. ^ «Прибытие царицы Савской» . Британника . Архивировано из оригинала 1 августа 2021 года . Проверено 1 августа 2021 г.
  142. ^ Берроуз 1994 , стр. 354–55.
  143. ^ Берроуз 1994 , стр. 297–98.
  144. ^ Янг 1966 , с. 56
  145. ^ Дент 2004 , с. 63
  146. ^ Янг 1966 , с. 60
  147. ^ Письма и сочинения Джорджа Фридриха Генделя Эриха Х. Мюллера, 1935 г.
  148. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Макгири, Томас (ноябрь 2009 г.). «Гендель как коллекционер произведений искусства: искусство, знатоки и вкус в ганноверской Британии». Ранняя музыка . 37 (4). Издательство Оксфордского университета: 533–576. дои : 10.1093/em/cap107 .
  149. ^ Mainwaring 1760 , стр. 145–55.
  150. ^ Дин 1982 , с. 116.
  151. ^ Издание Галле Гендель. «Краткая история редактирования Генделя» . Архивировано из оригинала 3 марта 2012 года . Проверено 3 декабря 2011 г.
  152. ^ Гендель, Георг Фридрих. Шеринг, Арнольд; Солдан, Курт (ред.). Мессия: Оратория в трёх частях, HWV 56 . Лейпциг: CF Peters. Архивировано из оригинала 14 июня 2022 года . Проверено 23 июня 2022 г.
  153. ^ Бест, Теренс, изд. Коллекции Генделя и их история , сборник докладов конференций, представленный международной группой выдающихся ученых-генделистов. Кларендон Пресс, 1993 г.
  154. ^ Принц Хоар, изд. (1820). Мемуары Грэнвилла Шарпа . Колберн. п. XII. ...у него была обширная коллекция партитур Генделя...
  155. ^ Джейкоб Саймон (1985). Гендель, праздник его жизни и времени, 1685–1759 гг . п. 239. Национальная портретная галерея (Великобритания).
  156. ^ «Рождение британской музыки: Гендель – герой-завоеватель» . Би-би-си. 24 сентября 2017 г. Архивировано из оригинала 14 мая 2017 г.
  157. ^ Блит, Алан (2007). Хоровая музыка в записи . Издательство Кембриджского университета. п. 82.
  158. ^ «Пресс-релиз BBC» . BBC.co.uk. 13 января 2009 г. Архивировано из оригинала 27 ноября 2013 г. . Проверено 13 апреля 2012 г.
  159. ^ Дент 2004 , с. 23
  160. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Янг, Перси Маршалл (1 апреля 1975 г.) [1947]. Гендель (серия «Мастер-музыкант») . Дж. М. Дент и сыновья. п. 177 . ISBN  0-460-03161-9 .
  161. ^ Ричард Тарускин , Оксфордская история западной музыки , Oxford University Press, 2005, том. 2, глава 26, с. 329, ISBN   0-19-522271-7
  162. ^ Александр Силбигер, «Заимствования Скарлатти в больших концертах Генделя», The Musical Times , т. 125, 1984, стр. 93–94
  163. ^ Полную библиографию до 2005 года можно найти в книге Мэри Энн Паркер, GF Handel: A Guide to Research , Routledge, 2005, ISBN   1-136-78359-8 , стр. 114–135.
  164. ^ Джон Х. Робертс, «Почему Гендель взял взаймы?», в « Гендель: Трехсотлетняя коллекция » , под редакцией Стэнли Сэди и Энтони Хикс , Королевская музыкальная ассоциация , 1985, стр. 83–92, ISBN   0-8357-1833-6
  165. ^ Аунер Джозеф Х. (1996), «Концерт Генделя Шенберга и руины традиции», Журнал Американского музыковедческого общества , а также Роберт Шуман пытался сочинить дополнительную пьесу на тему Генделя в своем «Альбоме для молодежи» . 49: 264–313
  166. ^ Для всех святых: Календарь поминовения объединенных методистов , изд. Клифтона Ф. Гатри (Публикации Ордена Святого Луки, 1995, ISBN   1-878009-25-7 ) с. 161.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Партитуры и записи

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 832c4201301a6ae0f3b3a7cecc9a3f0f__1720905600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/0f/832c4201301a6ae0f3b3a7cecc9a3f0f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
George Frideric Handel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)