Александр (опера)

Алессандро ( HWV 21) — опера, написанная Георгом Фридрихом Генделем в 1726 году для Королевской музыкальной академии . Паоло Ролли основано Либретто на сюжете оперы Ортензио Мауро « Прекрасная Алессандро» . впервые Знаменитые певицы Фаустина Бордони и Франческа Куццони выступили вместе в одной из опер Генделя. В первоначальный состав также входил Франческо Бернарди, известный как Сенезино .
Первоначально Гендель планировал, что Алессандро станет его первым вкладом в сезон Королевской академии 1725/1726 годов. Однако Бордони не прибыл в Лондон вовремя, чтобы поставить Алессандро подменял свою Сципиону , и Гендель в марте и апреле 1726 года до ее приезда. Первое исполнение оперы состоялось 5 мая 1726 года в Королевском театре в Лондоне . [ 1 ] и был принят «с бурными аплодисментами». [ 2 ]
История повествует о путешествии Александра Великого в Индию и изображает его не столько в героическом духе, сколько тщеславным и нерешительным в сердечных делах. Очарование произведения и легкость прикосновений делают его порой почти комическим произведением. [ 3 ] Позже Гендель вернулся к теме Александра в своей англоязычной оде 1736 года « Пир Александра» .
Фон
[ редактировать ]
Родившийся в Германии Гендель, проведя часть своей ранней карьеры в написании опер и других произведений в Италии, поселился в Лондоне, где в 1711 году он впервые представил итальянскую оперу со своей оперой «Ринальдо» . Имея огромный успех, Ринальдо вызвал в Лондоне повальное увлечение итальянской оперой-серией, формой, ориентированной в основном на сольные арии для звездных певцов-виртуозов. В 1719 году Гендель был назначен музыкальным директором организации под названием Королевская музыкальная академия (не связанной с нынешней Лондонской консерваторией), компании по королевской хартии, производившей итальянские оперы в Лондоне. Генделю предстояло не только сочинять оперы для труппы, но и нанимать звездных певцов, руководить оркестром и музыкантами, а также адаптировать итальянские оперы для исполнения в Лондоне. [ 4 ] [ 5 ]
Гендель написал для академии множество итальянских опер с разной степенью успеха; некоторые пользовались огромной популярностью. В феврале 1726 года Гендель возродил свой «Оттон» , который имел потрясающий успех при первых выступлениях в 1723 году и снова стал хитом при его возрождении, о чем сообщила лондонская газета.
Гендель имел удовлетворение, увидев, что его Старая Опера не только заполнила Дом, чего не было в течение некоторого времени, но и более трехсот человек отказались от него из-за нехватки места. [ 2 ]

Как отмечает издание, аншлаги в то время были далеко не обычным явлением, и директора Королевской музыкальной академии решили повысить зрительский интерес, пригласив в состав солидного Лондона еще одну прославленную международную оперную звезду, итальянское сопрано Фаустину Бордони. фавориты Франческа Куццони и звездный кастрат Сенезино в выступлениях труппы. Во многих оперных труппах Италии в одной опере участвовали две ведущие дамы, а Фаустина (как ее называли) и Куццони без проблем выступали вместе в оперных спектаклях в различных европейских городах; нет никаких признаков того, что между ними двумя были какие-либо плохие чувства или неприязнь перед их совместным появлением в Лондоне. [ 2 ] [ 6 ]
Три звезды, Бордони, Куццони и Сенезино, получали астрономические гонорары, зарабатывая на оперных сезонах гораздо больше денег, чем Гендель. [ 7 ] Оперная труппа должна была знать, что история двух принцесс, влюбленных в Александра Македонского, выбранных для первого совместного выступления двух примадонн, была знакома лондонской публике по трагедии Натаниэля Ли « Королевы-соперницы, или Смерть Александр Македонский впервые выступил в 1677 году и часто возрождался, и, возможно, они поощряли идею о том, что два певца были соперниками. [ 6 ] Один из агентов, организовавших выступления Фаустины в Лондоне, Оуэн Суини , в письме директорам Королевской музыкальной академии прямо предостерег от выбора либретто, как способного вызвать «беспорядок», умоляя их:
никогда не соглашаться ни на что, что может привести Академию в беспорядок, как это, конечно, и должно произойти, если то, что я слышу... будет приведено в исполнение: я имею в виду оперу Александра Великого; где будет борьба между соперничающими королевами за превосходство. [ 8 ]
Выступления Алессандро прошли без каких-либо признаков враждебности между Бордони и Куццони или их сторонниками, но вскоре напряжение между ними вспыхнуло. Как заметил музыковед XVIII века Чарльз Берни о соперничестве Куццони и Фаустины, которое обострилось примерно во время исполнения последующей оперы Генделя « Адмето» :
Кажется невозможным, чтобы два певца одинакового достоинства шли по сцене a parte eguale , как два человека могут ехать на одной лошади, и ни один из них не должен отставать. [ 9 ]
Королевская музыкальная академия распалась в конце сезона 1728/1729 годов, отчасти из-за огромных гонораров, уплаченных звездным певцам, а Куццони и Фаустина оба покинули Лондон, чтобы отправиться в континентальную Европу. Гендель основал новую оперную труппу с новой примадонной Анной Страда . Один из либреттистов Генделя, Паоло Ролли , писал в письме (оригинал на итальянском языке), что Гендель говорил, что Страда «поет лучше, чем те двое, которые нас покинули, потому что одна из них (Фаустина) ему вообще никогда не нравилась и он бы люблю забывать другого (Куццони)». [ 10 ]
Роли
[ редактировать ]
Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 5 мая 1726 г. [ 11 ] |
---|---|---|
Александр | высокий кастрированный | Франческо Бернарди по прозвищу « Сенезино ». |
Россан | сопрано | Фаустина Бордони |
Лизаура | сопрано | Франческа Куццони |
К чашке | высокий кастрированный | Антонио Бальди |
Клитор | бас | Джузеппе Мария Боски |
Леонато | тенор | Луиджи Антинори |
Клеоне | контральто | Анна Винченца Дотти [ 12 ] |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Место: Оксидрака, Индия
- Время: ок. 326 г. до н.э.
Акт 1
[ редактировать ]Идет битва с Алессандро (Александром Македонским), осаждающим индийский город Оксидрака. Несмотря на множество побед, которые он одержал в других местах, защитники города берут верх над его армией, и он оказывается в личной опасности, когда его спасает его генерал Клитон ( Клитус Черный ), принц Македонии.
В лагере Александра две принцессы, обе влюбленные в Алессандро, очень обеспокоены его безопасностью — Лизаура, принцесса Скифии, и Россана ( Роксана ), принцесса, взятая в плен Алессандро во время его предыдущего похода в Персию. Принцесс-соперниц мучает зависть, поскольку Алессандро, похоже, не может решить, кому из них он отдает предпочтение. Индийский король Тассиле, чью жизнь Алессандро спас и чей трон восстановил, приносит принцессам радостную весть о том, что Алессандро жив и невредим. Обе дамы очень рады этой новости, которая огорчает Тассиле, поскольку он безнадежно влюблен в принцессу Лизауру.
В храме Юпитера Алессандро благодарит за очередную славную победу, но его кажущаяся непобедимость вскружила ему голову. Он объявляет себя богом, сыном божественного Юпитера, и приказывает, чтобы ему поклонялись как таковому. Генерал Клитон протестует против этого кощунства, приводя в ярость Алессандро, который приказывает казнить Клитона, но в конце концов уступает мольбам принцесс проявить милосердие.
Акт 2
[ редактировать ]Алессандро, находящий обе принцессы очаровательными, все еще не может сделать выбор между ними двумя. Он одинаково поощряет их обоих, что сводит дам с ума. Пленница Россан обращается к Алессандро с трогательной просьбой освободить ее и показать свое великодушие. Алессандро не решается сделать это, опасаясь, что она тогда оставит его, но в конце концов соглашается освободить ее из рабства.
Тем временем генерал Леонато и другие офицеры Алессандро потрясены его кажущимся впадением в безумную манию величия и замышляют его убийство.
В покоях Алессандро он объявляет собравшимся генералам, что намерен разделить между ними завоеванные им огромные территории и отдать их все. Ему будет достаточно его статуса живого бога, которому следует поклоняться. Генерал Клито в очередной раз вынужден совестью разоблачить такое высокомерие, после чего Алессандро собирается пронзить его мечом, но внезапно, по заговору заговорщиков, крыша обрушивается. Чудом никто не пострадал, что только укрепляет убежденность Алессандро в том, что он любим богами. Алессандро приказывает своему подхалимскому последователю Клеоне отвести Клито в тюрьму.
Россан слышал о покушении на Алессандро и считает, что оно увенчалось успехом. Она плачет и скорбит в отчаянии, и Алессандро, услышав это, глубоко тронут такой преданностью и решает, что она будет женщиной по его выбору. Однако едва он дал ей это понять, как король Тассиле приносит известие о том, что жители Оксидраки, которые, казалось, были окончательно побеждены, поднимают восстание. Алессандро бросается в бой, оставляя Россана снова с тревогой молиться за его безопасность.
Акт 3
[ редактировать ]
Генерал Леонато освобождает Клито из тюрьмы и вместо этого бросает Клеоне в тюрьму, но Клеоне также освобождают его сторонники. Заговорщики теперь полны решимости вести открытую войну против своего бывшего лидера Алессандро, возглавив мятеж значительной части своей армии. Клеоне знает об этом заговоре и сообщает об этом Алессандро.
Алессандро, решив взять Россану в жены, мягко сообщает эту новость принцессе Лизауре, объясняя, что он недостаточно хорош для нее и что король Тассиле, его самый дорогой друг, любит ее, и он не должен мешать Тассиле сделать Лизауру. его королева. Тассиле в восторге.
Заговорщики и мятежная армия бросаются в бой против Алессандро, но король Тассиле поддерживает его своими войсками, и заговорщики терпят поражение. Они молят о пощаде, которую Алессандро щедро дарует. Алессандро женится на Россане, Тассиле — на Лизауре, все прощаются и восхваляют великодушие великого героя. [ 6 ] [ 13 ]
Музыкальные особенности
[ редактировать ]После увертюры опера начинается зажигательной боевой музыкой с участием трубы и барабанов. Гендель очень старается предоставить обеим ведущим женщинам равные возможности; они выступают одновременно и исполняют вместе равное количество арий и один дуэт. [ 14 ] Гендель различает двух принцесс через свою музыку; Лизауре дается меланхоличная и выразительная музыка с задумчивым и задумчивым оттенком, тогда как музыка Россана изображает ее коварной и энергичной, с некоторыми вокальными данными огромных виртуозных требований. [ 15 ] Для Пола Генри Ланга любовная музыка Россаны во втором акте, когда она ждет Алессандро, - это «Гендель в своих лучших идиллически-пасторальных проявлениях». [ 16 ]
Опера партитурирована для двух блокфлейт, двух гобоев, фагота, двух труб, двух валторн, струнных и континуо (виолончель, контрабас, лютня, клавесин).
История приема и выступлений
[ редактировать ]Алессандро имел оглушительный успех: он провел тринадцать выступлений, и их было бы больше, если бы Сенезино не заболел и не пришлось отменить еще несколько выступлений. [ 15 ] Леди Сара Каупер пожаловалась в письме, что трудно достать билеты. [ 17 ] Гендель возобновил эту работу в свои сезоны 1727 и 1732 годов. [ 12 ] Годы спустя Хорас Уолпол вспоминал, что на спектакле, который он видел, во время первой сцены, изображающей осаду Оксидраки, Сенезино «настолько забылся в пылу завоевания, что воткнул свой меч в один из картонных камней стены город и с триумфом нес его перед собой». [ 17 ]
Как и все оперные серии в стиле барокко, «Алессандро» не исполнялся в течение многих лет, но с возрождением интереса к музыке в стиле барокко и исторически обоснованным музыкальным исполнением с 1960-х годов «Алессандро» , как и все оперы Генделя, сегодня исполняется на фестивалях и в оперных театрах. [ 18 ] Среди других спектаклей Алессандро был поставлен в Бадишеском государственном театре Карлсруэ в 2012 году. [ 19 ] в Версальском дворце в рамках Версальского фестиваля в мае и июне 2013 года, [ 20 ] и на Афинском фестивале также в 2013 году. [ 21 ]
Записи
[ редактировать ]
Год | Бросать: Александр, Россан, Лизаура, к чашке, клитор, Леонато, Клеоне |
Дирижер, оркестр |
Этикетка |
---|---|---|---|
1984 | Рене Джейкобс , Софи Булен, Изабель Пуленар, Жан Нируэ, Стивен Варко , Ги де Мей , Риа Болл |
Сигисвальд Куйкен , Маленькая группа |
Компакт-диск: Deutsche Harmonia Mundi IC 157 16 9537 3 |
2012 | Лоуренс Заззо, Йецабель Ариас Фернандес, Рафаэлла Миланези, Мартин Хиро, Андрей Находка, Себастьян Кольхепп, Ребекка Раффелл |
Майкл Форм, Солисты немецкого Генделя |
Компакт-диск: Pan Classics PC 10273 |
2012 | Макс Эмануэль Ценчич , Юлия Лежнева , Карина Говен , Ксавье Сабата , Vasily Khoroshev, Хуан Санчо, Ин-Сунг Сим |
Джордж Петру Гармония Афина |
Компакт-диск: Decca Classics 4784699 |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Генделя Кинг, Ричард Г., «Классическая история и Алессандро » (февраль 1996 г.). Музыка и письма , 77 (1): стр. 34–63.
- ^ Jump up to: а б с Берроуз 2012 , с. 154
- ^ Левин, Роберт. «Элегантный, прекрасно исполненный Гендель» . Классика сегодня . Проверено 4 июля 2020 г.
- ^ Дин, Уинтон ; Кнапп, Джон Меррилл (1995). Оперы Генделя 1704–1726 гг . Бойделл Пресс. п. 298.
- ^ Стром, Рейнхард (20 июня 1985 г.). Очерки Генделя и итальянской оперы Рейнхарда Штрома . ISBN 9780521264280 . Проверено 2 февраля 2013 г. - через Google Книги .
- ^ Jump up to: а б с Бесли, Грегг. «Алессандро» . Handelhendrix.org . Проверено 29 декабря 2016 г.
- ^ Снеговик, Дэниел (2010). Позолоченная сцена: социальная история оперы . Атлантические книги. ISBN 978-1843544661 .
- ^ Хикс, Энтони. «Программные заметки для The Rival Queens » . Гиперион Рекордс . Проверено 3 июня 2014 г.
- ^ Дин, Винтон (1997). Нью-Гроув Гендель . WW Нортон. ISBN 978-0393303582 .
- ^ «Лотарио» . Handelhendrix.org . Архивировано из оригинала 12 января 2021 года . Проверено 29 декабря 2016 г.
- ^ Казалья, Герардо (2005). « Александр , 5 мая 1726 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ Jump up to: а б «Сочинения Г. Ф. Генделя» . GF Handel.org . Гендельский институт . Проверено 29 декабря 2016 г.
- ^ «Синопсис Алессандро» . Наксосские записи. Архивировано из оригинала 17 ноября 2008 года . Проверено 2 июня 2014 г.
- ^ Аспден, Сюзанна (2013). Соперничающие сирены: исполнение и идентичность на оперной сцене Генделя . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107033375 .
- ^ Jump up to: а б Берроуз, Дональд (1998). Кембриджский компаньон Генделя . Кембриджские спутники музыки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521456135 .
- ^ Ланг, Пол Генри (2011). Георг Фридрих Гендель (переиздание). Дуврские книги о музыке. п. 185. ИСБН 978-0-486-29227-4 .
- ^ Jump up to: а б Дин, 2006 , стр. 24 и далее.
- ^ «Гендель: Биографическое введение» . GF Handel.org . Проверено 29 декабря 2016 г.
- ^ « Алессандро » . Баденский государственный театр Карлсруэ.
- ^ «Гендель Алессандро » . Версальский фестиваль. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 13 июня 2014 г.
- ^ « Алессандро » . Фестиваль Афины-Эпидавр . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года.
Источники
- Берроуз, Дональд (2012). Гендель . Мастера Музыки. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199737369 .
- Дин, Винтон (2006), Оперы Генделя, 1726–1741 , Boydell Press, ISBN 1-84383-268-2 Второй из двухтомного исчерпывающего справочника по операм Генделя.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Итальянское либретто. Архивировано 5 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- Партитура Алессандро Фридриха (изд. Хрисандра , Лейпциг, 1877 г.)
- Алессандро : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур