Jump to content

Александр (опера)

Александр Великий

Алессандро ( HWV 21) — опера, написанная Георгом Фридрихом Генделем в 1726 году для Королевской музыкальной академии . Паоло Ролли основано Либретто на сюжете оперы Ортензио Мауро « Прекрасная Алессандро» . впервые Знаменитые певицы Фаустина Бордони и Франческа Куццони выступили вместе в одной из опер Генделя. В первоначальный состав также входил Франческо Бернарди, известный как Сенезино .

Первоначально Гендель планировал, что Алессандро станет его первым вкладом в сезон Королевской академии 1725/1726 годов. Однако Бордони не прибыл в Лондон вовремя, чтобы поставить Алессандро подменял свою Сципиону , и Гендель в марте и апреле 1726 года до ее приезда. Первое исполнение оперы состоялось 5 мая 1726 года в Королевском театре в Лондоне . [ 1 ] и был принят «с бурными аплодисментами». [ 2 ]

История повествует о путешествии Александра Великого в Индию и изображает его не столько в героическом духе, сколько тщеславным и нерешительным в сердечных делах. Очарование произведения и легкость прикосновений делают его порой почти комическим произведением. [ 3 ] Позже Гендель вернулся к теме Александра в своей англоязычной оде 1736 года « Пир Александра» .

Королевский театр в Лондоне, где Алессандро дал свое первое выступление.

Родившийся в Германии Гендель, проведя часть своей ранней карьеры в написании опер и других произведений в Италии, поселился в Лондоне, где в 1711 году он впервые представил итальянскую оперу со своей оперой «Ринальдо» . Имея огромный успех, Ринальдо вызвал в Лондоне повальное увлечение итальянской оперой-серией, формой, ориентированной в основном на сольные арии для звездных певцов-виртуозов. В 1719 году Гендель был назначен музыкальным директором организации под названием Королевская музыкальная академия (не связанной с нынешней Лондонской консерваторией), компании по королевской хартии, производившей итальянские оперы в Лондоне. Генделю предстояло не только сочинять оперы для труппы, но и нанимать звездных певцов, руководить оркестром и музыкантами, а также адаптировать итальянские оперы для исполнения в Лондоне. [ 4 ] [ 5 ]

Гендель написал для академии множество итальянских опер с разной степенью успеха; некоторые пользовались огромной популярностью. В феврале 1726 года Гендель возродил свой «Оттон» , который имел потрясающий успех при первых выступлениях в 1723 году и снова стал хитом при его возрождении, о чем сообщила лондонская газета.

Гендель имел удовлетворение, увидев, что его Старая Опера не только заполнила Дом, чего не было в течение некоторого времени, но и более трехсот человек отказались от него из-за нехватки места. [ 2 ]

Франческа Куццони, создавшая роль Лизауры

Как отмечает издание, аншлаги в то время были далеко не обычным явлением, и директора Королевской музыкальной академии решили повысить зрительский интерес, пригласив в состав солидного Лондона еще одну прославленную международную оперную звезду, итальянское сопрано Фаустину Бордони. фавориты Франческа Куццони и звездный кастрат Сенезино в выступлениях труппы. Во многих оперных труппах Италии в одной опере участвовали две ведущие дамы, а Фаустина (как ее называли) и Куццони без проблем выступали вместе в оперных спектаклях в различных европейских городах; нет никаких признаков того, что между ними двумя были какие-либо плохие чувства или неприязнь перед их совместным появлением в Лондоне. [ 2 ] [ 6 ]

Три звезды, Бордони, Куццони и Сенезино, получали астрономические гонорары, зарабатывая на оперных сезонах гораздо больше денег, чем Гендель. [ 7 ] Оперная труппа должна была знать, что история двух принцесс, влюбленных в Александра Македонского, выбранных для первого совместного выступления двух примадонн, была знакома лондонской публике по трагедии Натаниэля Ли « Королевы-соперницы, или Смерть Александр Македонский впервые выступил в 1677 году и часто возрождался, и, возможно, они поощряли идею о том, что два певца были соперниками. [ 6 ] Один из агентов, организовавших выступления Фаустины в Лондоне, Оуэн Суини , в письме директорам Королевской музыкальной академии прямо предостерег от выбора либретто, как способного вызвать «беспорядок», умоляя их:

никогда не соглашаться ни на что, что может привести Академию в беспорядок, как это, конечно, и должно произойти, если то, что я слышу... будет приведено в исполнение: я имею в виду оперу Александра Великого; где будет борьба между соперничающими королевами за превосходство. [ 8 ]

Выступления Алессандро прошли без каких-либо признаков враждебности между Бордони и Куццони или их сторонниками, но вскоре напряжение между ними вспыхнуло. Как заметил музыковед XVIII века Чарльз Берни о соперничестве Куццони и Фаустины, которое обострилось примерно во время исполнения последующей оперы Генделя « Адмето» :

Кажется невозможным, чтобы два певца одинакового достоинства шли по сцене a parte eguale , как два человека могут ехать на одной лошади, и ни один из них не должен отставать. [ 9 ]

Королевская музыкальная академия распалась в конце сезона 1728/1729 годов, отчасти из-за огромных гонораров, уплаченных звездным певцам, а Куццони и Фаустина оба покинули Лондон, чтобы отправиться в континентальную Европу. Гендель основал новую оперную труппу с новой примадонной Анной Страда . Один из либреттистов Генделя, Паоло Ролли , писал в письме (оригинал на итальянском языке), что Гендель говорил, что Страда «поет лучше, чем те двое, которые нас покинули, потому что одна из них (Фаустина) ему вообще никогда не нравилась и он бы люблю забывать другого (Куццони)». [ 10 ]

Фаустина Бордони, создавшая роль Россан
Роли, типы голоса и премьерный состав
Роль Тип голоса Премьера актерского состава, 5 мая 1726 г. [ 11 ]
Александр высокий кастрированный Франческо Бернарди по прозвищу « Сенезино ».
Россан сопрано Фаустина Бордони
Лизаура сопрано Франческа Куццони
К чашке высокий кастрированный Антонио Бальди
Клитор бас Джузеппе Мария Боски
Леонато тенор Луиджи Антинори
Клеоне контральто Анна Винченца Дотти [ 12 ]

Краткое содержание

[ редактировать ]
Место: Оксидрака, Индия
Время: ок. 326 г. до н.э.

Идет битва с Алессандро (Александром Македонским), осаждающим индийский город Оксидрака. Несмотря на множество побед, которые он одержал в других местах, защитники города берут верх над его армией, и он оказывается в личной опасности, когда его спасает его генерал Клитон ( Клитус Черный ), принц Македонии.

В лагере Александра две принцессы, обе влюбленные в Алессандро, очень обеспокоены его безопасностью — Лизаура, принцесса Скифии, и Россана ( Роксана ), принцесса, взятая в плен Алессандро во время его предыдущего похода в Персию. Принцесс-соперниц мучает зависть, поскольку Алессандро, похоже, не может решить, кому из них он отдает предпочтение. Индийский король Тассиле, чью жизнь Алессандро спас и чей трон восстановил, приносит принцессам радостную весть о том, что Алессандро жив и невредим. Обе дамы очень рады этой новости, которая огорчает Тассиле, поскольку он безнадежно влюблен в принцессу Лизауру.

В храме Юпитера Алессандро благодарит за очередную славную победу, но его кажущаяся непобедимость вскружила ему голову. Он объявляет себя богом, сыном божественного Юпитера, и приказывает, чтобы ему поклонялись как таковому. Генерал Клитон протестует против этого кощунства, приводя в ярость Алессандро, который приказывает казнить Клитона, но в конце концов уступает мольбам принцесс проявить милосердие.

Алессандро, находящий обе принцессы очаровательными, все еще не может сделать выбор между ними двумя. Он одинаково поощряет их обоих, что сводит дам с ума. Пленница Россан обращается к Алессандро с трогательной просьбой освободить ее и показать свое великодушие. Алессандро не решается сделать это, опасаясь, что она тогда оставит его, но в конце концов соглашается освободить ее из рабства.

Тем временем генерал Леонато и другие офицеры Алессандро потрясены его кажущимся впадением в безумную манию величия и замышляют его убийство.

В покоях Алессандро он объявляет собравшимся генералам, что намерен разделить между ними завоеванные им огромные территории и отдать их все. Ему будет достаточно его статуса живого бога, которому следует поклоняться. Генерал Клито в очередной раз вынужден совестью разоблачить такое высокомерие, после чего Алессандро собирается пронзить его мечом, но внезапно, по заговору заговорщиков, крыша обрушивается. Чудом никто не пострадал, что только укрепляет убежденность Алессандро в том, что он любим богами. Алессандро приказывает своему подхалимскому последователю Клеоне отвести Клито в тюрьму.

Россан слышал о покушении на Алессандро и считает, что оно увенчалось успехом. Она плачет и скорбит в отчаянии, и Алессандро, услышав это, глубоко тронут такой преданностью и решает, что она будет женщиной по его выбору. Однако едва он дал ей это понять, как король Тассиле приносит известие о том, что жители Оксидраки, которые, казалось, были окончательно побеждены, поднимают восстание. Алессандро бросается в бой, оставляя Россана снова с тревогой молиться за его безопасность.

Карикатура на Сенезино, исполнившего роль Алессандро.

Генерал Леонато освобождает Клито из тюрьмы и вместо этого бросает Клеоне в тюрьму, но Клеоне также освобождают его сторонники. Заговорщики теперь полны решимости вести открытую войну против своего бывшего лидера Алессандро, возглавив мятеж значительной части своей армии. Клеоне знает об этом заговоре и сообщает об этом Алессандро.

Алессандро, решив взять Россану в жены, мягко сообщает эту новость принцессе Лизауре, объясняя, что он недостаточно хорош для нее и что король Тассиле, его самый дорогой друг, любит ее, и он не должен мешать Тассиле сделать Лизауру. его королева. Тассиле в восторге.

Заговорщики и мятежная армия бросаются в бой против Алессандро, но король Тассиле поддерживает его своими войсками, и заговорщики терпят поражение. Они молят о пощаде, которую Алессандро щедро дарует. Алессандро женится на Россане, Тассиле — на Лизауре, все прощаются и восхваляют великодушие великого героя. [ 6 ] [ 13 ]

Музыкальные особенности

[ редактировать ]

После увертюры опера начинается зажигательной боевой музыкой с участием трубы и барабанов. Гендель очень старается предоставить обеим ведущим женщинам равные возможности; они выступают одновременно и исполняют вместе равное количество арий и один дуэт. [ 14 ] Гендель различает двух принцесс через свою музыку; Лизауре дается меланхоличная и выразительная музыка с задумчивым и задумчивым оттенком, тогда как музыка Россана изображает ее коварной и энергичной, с некоторыми вокальными данными огромных виртуозных требований. [ 15 ] Для Пола Генри Ланга любовная музыка Россаны во втором акте, когда она ждет Алессандро, - это «Гендель в своих лучших идиллически-пасторальных проявлениях». [ 16 ]

Опера партитурирована для двух блокфлейт, двух гобоев, фагота, двух труб, двух валторн, струнных и континуо (виолончель, контрабас, лютня, клавесин).

История приема и выступлений

[ редактировать ]

Алессандро имел оглушительный успех: он провел тринадцать выступлений, и их было бы больше, если бы Сенезино не заболел и не пришлось отменить еще несколько выступлений. [ 15 ] Леди Сара Каупер пожаловалась в письме, что трудно достать билеты. [ 17 ] Гендель возобновил эту работу в свои сезоны 1727 и 1732 годов. [ 12 ] Годы спустя Хорас Уолпол вспоминал, что на спектакле, который он видел, во время первой сцены, изображающей осаду Оксидраки, Сенезино «настолько забылся в пылу завоевания, что воткнул свой меч в один из картонных камней стены город и с триумфом нес его перед собой». [ 17 ]

Как и все оперные серии в стиле барокко, «Алессандро» не исполнялся в течение многих лет, но с возрождением интереса к музыке в стиле барокко и исторически обоснованным музыкальным исполнением с 1960-х годов «Алессандро» , как и все оперы Генделя, сегодня исполняется на фестивалях и в оперных театрах. [ 18 ] Среди других спектаклей Алессандро был поставлен в Бадишеском государственном театре Карлсруэ в 2012 году. [ 19 ] в Версальском дворце в рамках Версальского фестиваля в мае и июне 2013 года, [ 20 ] и на Афинском фестивале также в 2013 году. [ 21 ]

Александр Великий и Роксана (1756), Пьетро Ротари
Алессандро Дискография
Год Бросать:
Александр,
Россан,
Лизаура,
к чашке,
клитор,
Леонато,
Клеоне
Дирижер,
оркестр
Этикетка
1984 Рене Джейкобс ,
Софи Булен,
Изабель Пуленар,
Жан Нируэ,
Стивен Варко ,
Ги де Мей ,
Риа Болл
Сигисвальд Куйкен ,
Маленькая группа
Компакт-диск: Deutsche Harmonia Mundi IC 157 16 9537 3
2012 Лоуренс Заззо,
Йецабель Ариас Фернандес,
Рафаэлла Миланези,
Мартин Хиро,
Андрей Находка,
Себастьян Кольхепп,
Ребекка Раффелл
Майкл Форм,
Солисты немецкого Генделя
Компакт-диск: Pan Classics PC 10273
2012 Макс Эмануэль Ценчич ,
Юлия Лежнева ,
Карина Говен ,
Ксавье Сабата ,
Vasily Khoroshev,
Хуан Санчо,
Ин-Сунг Сим
Джордж Петру
Гармония Афина
Компакт-диск: Decca Classics 4784699

Примечания

  1. ^ Генделя Кинг, Ричард Г., «Классическая история и Алессандро » (февраль 1996 г.). Музыка и письма , 77 (1): стр. 34–63.
  2. ^ Jump up to: а б с Берроуз 2012 , с. 154
  3. ^ Левин, Роберт. «Элегантный, прекрасно исполненный Гендель» . Классика сегодня . Проверено 4 июля 2020 г.
  4. ^ Дин, Уинтон ; Кнапп, Джон Меррилл (1995). Оперы Генделя 1704–1726 гг . Бойделл Пресс. п. 298.
  5. ^ Стром, Рейнхард (20 июня 1985 г.). Очерки Генделя и итальянской оперы Рейнхарда Штрома . ISBN  9780521264280 . Проверено 2 февраля 2013 г. - через Google Книги .
  6. ^ Jump up to: а б с Бесли, Грегг. «Алессандро» . Handelhendrix.org . Проверено 29 декабря 2016 г.
  7. ^ Снеговик, Дэниел (2010). Позолоченная сцена: социальная история оперы . Атлантические книги. ISBN  978-1843544661 .
  8. ^ Хикс, Энтони. «Программные заметки для The Rival Queens » . Гиперион Рекордс . Проверено 3 июня 2014 г.
  9. ^ Дин, Винтон (1997). Нью-Гроув Гендель . WW Нортон. ISBN  978-0393303582 .
  10. ^ «Лотарио» . Handelhendrix.org . Архивировано из оригинала 12 января 2021 года . Проверено 29 декабря 2016 г.
  11. ^ Казалья, Герардо (2005). « Александр , 5 мая 1726 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
  12. ^ Jump up to: а б «Сочинения Г. Ф. Генделя» . GF Handel.org . Гендельский институт . Проверено 29 декабря 2016 г.
  13. ^ «Синопсис Алессандро» . Наксосские записи. Архивировано из оригинала 17 ноября 2008 года . Проверено 2 июня 2014 г.
  14. ^ Аспден, Сюзанна (2013). Соперничающие сирены: исполнение и идентичность на оперной сцене Генделя . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1107033375 .
  15. ^ Jump up to: а б Берроуз, Дональд (1998). Кембриджский компаньон Генделя . Кембриджские спутники музыки . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0521456135 .
  16. ^ Ланг, Пол Генри (2011). Георг Фридрих Гендель (переиздание). Дуврские книги о музыке. п. 185. ИСБН  978-0-486-29227-4 .
  17. ^ Jump up to: а б Дин, 2006 , стр. 24 и далее.
  18. ^ «Гендель: Биографическое введение» . GF Handel.org . Проверено 29 декабря 2016 г.
  19. ^ « Алессандро » . Баденский государственный театр Карлсруэ.
  20. ^ «Гендель Алессандро » . Версальский фестиваль. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 13 июня 2014 г.
  21. ^ « Алессандро » . Фестиваль Афины-Эпидавр . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 77c49bc8d3c654c22e583e69c4d68d06__1719027060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/06/77c49bc8d3c654c22e583e69c4d68d06.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alessandro (opera) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)