Ричард Первый

Riccardo primo, re d'Inghilterra («Ричард Первый, король Англии», HWV 23) — опера-серия в трёх действиях, написанная Георгом Фридрихом Генделем для Королевской музыкальной академии (1719) . на итальянском языке Либретто было написано Паоло Антонио Ролли Франческо Бриани по мотивам «Исацио Тиранно» , поставленного Антонио Лотти в 1710 году. Гендель написал произведение для оперного сезона Королевской академии 1726–27 годов, а также как дань уважения недавно коронованному Георгу II и нация, гражданство которой Гендель только что получил. [ 1 ]
«Риккардо Примо» — третья опера, написанная Генделем для трио знаменитых звездных итальянских певцов, кастрата Сенезино и сопрано Франчески Куццони и Фаустины Бордони .
История выступлений
[ редактировать ]
Премьера оперы состоялась в Королевском театре в Лондоне 11 ноября 1727 года, а затем последовало одиннадцать представлений. Его также исполняли в Гамбурге и Брауншвейге в феврале 1729 года. [ 2 ] Гамбургский спектакль, которым руководил не кто иной, как Георг Филипп Телеманн , включал в себя двух новых комических персонажей, Мурмиллу и Геласиуса; речитативы и добавленные арии для новых персонажей были переведены на немецкий язык, хотя оригинальные арии остались на итальянском языке. Гендель впоследствии повторно использовал музыку из оперы в «Сципионе и Толомео» . Опера пришла в запустение после закрытия Королевской академии в 1728 году. [ 1 ]
Риккардо Примо был заново открыт и исполнен Оперным обществом Генделя в опере Сэдлера Уэллса в Лондоне 8 июля 1964 года. [ 3 ] Позже выступления были даны в амфитеатре Курион на Кипре в 1991 году, чтобы отметить 800-летие исторических событий, на которых основана опера, на Геттингенском фестивале 1996 года. [ 4 ] и на Händelfestspiele в Бадишеском государственном театре в 2014 и 2015 годах. Премьера произведения в США состоялась в роли Ричарда Львиное Сердце в Оперном театре Сент-Луиса в течение летнего сезона 2015 года. [ 5 ]
Роли
[ редактировать ]Роль [ 6 ] | Тип голоса | Премьера актерского состава, 11 ноября 1727 г. |
---|---|---|
Ричард | высокий кастрированный | Франческо Бернарди по прозвищу « Сенезино ». |
Костанца, дочь короля Наварры. | сопрано | Франческа Куццони |
Исасио, губернатор Кипра | бас | Джузеппе Мария Боски |
Пульхерия, его дочь | сопрано | Фаустина Бордони |
Оронт, принц Сирии | высокий кастрированный | Антонио Бальди |
Берардо, двоюродный брат Констанцы | бас | Джованни Баттиста Пальмерини |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Время: 1191 год.
- Место: Кипр
История касается брака английского короля Ричарда I принцессой Констанцей с испанской . Персонаж Костанцы отождествляется с Беренгарией Наваррской , вышедшей замуж за Ричарда I в Лимассоле в 1191 году. [До действия оперы Риккардо и Костанца еще не встречались.]
Акт 1
[ редактировать ]Кипр
Во время своего морского путешествия, чтобы выйти замуж за Риккардо, Костанца и ее группа терпят кораблекрушение у берегов Кипра. Она находит приют при дворе местного губернатора Исасио, притворяясь, что она и ее наставник Берардо на самом деле являются братом и сестрой Дориде и Нарсете, слугами Костанцы. Оронта (помолвленного с Пульхерией) привлекает «Дорида». Пульхерия подслушивает, как он ухаживает за ним, и злится. Прибывает Риккардо, замаскированный под посла своего королевства, и спрашивает о Костанце. Исасио угадывает настоящую личность «Дориде» и обещает отдать Костанцу Риккардо.
Акт 2
[ редактировать ]
Исасио, зная, что Риккардо никогда не видел свою невесту, предлагает отправить к Риккардо вместо нее свою дочь Пульхерию, оставляя открытым путь для соблазнения Констанцы, которую он заставляет признать свою настоящую личность. Пульхерия соглашается из чувства долга перед отцом, но намерена в нужный момент раскрыть обман. Оронте обнаружил заговор Исацио через Берардо и останавливает его в тот момент, когда Риккардо и Пульхерия встречаются в первый раз, что заставляет Пульхерию простить своего жениха. Риккардо злится, узнав о замыслах Исацио, и предлагает свергнуть тирана в союзе с Оронте. Он сохраняет свою маскировку и планирует оказать милостыню Исасио, несмотря на злой заговор. Выступая «от имени» Риккардо, «посол» предлагает Исасио выбор: мир или война. Пульхерия умоляет Костанцу, и Исасио соглашается отдать ее Риккардо. Пульхерия представляет Риккардо, первоначально как «посла», но затем раскрывается как его истинное «я» Костанце, а второй акт завершается любовным дуэтом Костанцы и Риккардо.
Акт 3
[ редактировать ]Риккардо рассказывает Оронте, как Исацио нарушил свое слово и начал атаку на Риккардо в тот момент, когда он собирался уйти с Костанцей. Несмотря на помощь сил Оронте, Исацио возвращает Костанцу. Пульхерия, видя страдания пленницы Костанцы, предлагает себя в качестве заложницы силам Риккардо. Исасио предлагает своему пленнику руку брака и свой трон. Берардо вмешивается, чтобы объявить о новом наступлении английской армии. Исасио дерзок. Когда Риккардо врывается во дворец, Исасио угрожает убить Констанцу. Когда Риккардо собирается уступить, Пульхерия хватает меч и объявляет, что убьет себя, если Костанце причинят вред. В следующей суматохе входит Оронте, и его превосходящие силы побуждают Исацио бежать. Женщины остаются одни и надеются на справедливую победу Риккардо, а Оронте возвращается, чтобы объявить, что английский король победил. Риккардо вершит правосудие следующим образом. Исасио должен отказаться от своей власти, но ему разрешено жить. Пульхерия с мужем Оронтом будет править вместо своего отца. [ 7 ]
Контекст и анализ
[ редактировать ]
Родившийся в Германии Гендель, проведя часть своей ранней карьеры в написании опер и других произведений в Италии, поселился в Лондоне, где в 1711 году он впервые представил итальянскую оперу своей оперой « Ринальдо» . Имея огромный успех, Ринальдо вызвал в Лондоне повальное увлечение итальянской оперой-серией, формой, ориентированной в основном на сольные арии для звездных певцов-виртуозов. В 1719 году Гендель был назначен музыкальным директором организации под названием Королевская музыкальная академия (не связанной с современной Лондонской консерваторией), компании по королевской хартии, производившей итальянские оперы в Лондоне. Генделю предстояло не только сочинять оперы для труппы, но и нанимать звездных певцов, руководить оркестром и музыкантами, а также адаптировать итальянские оперы для исполнения в Лондоне. [ 8 ] [ 9 ]
Гендель написал для Академии множество итальянских опер с разной степенью успеха; некоторые пользовались огромной популярностью. Кастрат Сенезино и сопрано Франческа Куццони появились в ряде опер Генделя для Академии (он был не единственным композитором, сочинявшим оперы для труппы), большинство из которых имели успех у публики, а в 1726 году директора Академии привлекла еще одну всемирно известную певицу, Фаустину Бордони , чтобы сделать компанию еще более привлекательной. Две примадонны вместе появлялись в операх в странах континентальной Европы без каких-либо происшествий, но в Лондоне у них появились конкурирующие группы поклонников, которые прерывали выступления шумными демонстрациями приверженности той или иной даме. Кульминацией этого события стало 6 июня 1727 года во время выступления Королевском театре Астианате, в Джованни Бонончини на сцене присутствовали как певцы, так и члены королевской семьи. В зале вспыхнули кулачные драки и беспорядки между соперничающими группами фанатов, два сопрано обменялись оскорблениями и подрались на сцене. Остальная часть оперы была вырезана, и исполнители сразу перешли к короткому финальному припеву. Скандал был радостно повторен в газетах, в сатирических пародиях на других сценах и в пародийно-героических стихах, что нанесло в Лондоне определенную дурную славу всей форме итальянской оперы. [ 7 ]
Генделю пришлось поставить еще одну оперу для трио звездных певцов Сенезино, Куццони и Фаустины (как ее называли), хотя эти певцы получали астрономические гонорары, гораздо большие, чем он получал за сочинение произведений. [ 10 ] В сочетании с сокращением количества зрителей, вызванным, по крайней мере частично, насмешками над итальянской оперой со стороны публичной ссоры конкурирующих сопрано, эти факторы вызвали серьезные финансовые трудности для Королевской музыкальной академии. Как писала в 1727 году одна из самых преданных сторонниц Генделя, Мэри Делани :
Я сомневаюсь, что оперы не проживут дольше этой зимы, они сейчас на последнем издыхании; Срок подписки истек и никто ее продлевать не будет. Директора все ругаются, и у них столько разногласий между собой, что я удивляюсь, как они раньше не расстались. Следующей зимой Сенезино уедет, и я верю Фаустине, так что, как видите, гармония почти вышла из моды. [ 11 ]
Королевская музыкальная академия распалась в конце сезона 1728–29, отчасти из-за огромных гонораров, выплаченных звездным певцам, а Куццони и Фаустина оба покинули Лондон, чтобы отправиться в континентальную Европу. Гендель основал новую оперную труппу с новой примадонной Анной Страда . Один из либреттистов Генделя, Паоло Ролли , писал в письме (оригинал на итальянском языке), что Гендель говорил, что Страда «поет лучше, чем те двое, которые нас покинули, потому что одна из них (Фаустина) ему вообще никогда не нравилась и он бы люблю забывать другого (Куццони)». [ 12 ]
Опера не была возрождена Генделем, хотя, по мнению музыковеда XVIII века Чарльза Бёрни, в ней было много прекрасной музыки, в том числе ария для Фаустины, Vado per obedirti , которая:
это самая приятная песня исполнения времени. Мне сказали, что яркий голос ее голоса пробивался сквозь энергичный аккомпанемент этой песни и заполнил весь театр. Впервые в этом эфире появляется закрытие, вошедшее с тех пор в моду, как и возвращение к теме в «Да Капо». [ 13 ]
Р.Б. Чатвин обсудил написание Генделем оркестровых партий для шалюмо , предшественника кларнета , как часть музыковедческого спора о том, писал ли Гендель музыку для кларнета или его предшественников. [ 14 ] Уинтон Дин и Ричард Дрейкфорд прокомментировали недостатки драматических персонажей в либретто. [ 1 ] [ 4 ]
Опера написана для блокфлейты, флейты, басовой флейты или двух шалюмо, двух гобоев, фагота, трех труб, двух валторн, литавр, струнных и континуо (виолончель, лютня, клавесин).
Записи
[ редактировать ]Год | Бросать: Риккардо, Костанца Исасио, Пульхерия, Оронте, Берардо |
Дирижер, оркестр |
Этикетка [ 15 ] |
---|---|---|---|
1995 | Сара Мингардо , Сандрин Пиау , Роберт Скалтрити, Клэр Брюа, Оливье Лалуэтт, Паскаль Бертен |
Кристоф Руссе Лирические таланты |
Компакт-диск: Птица-лира Кот:452 201-2 |
2007 | Лоуренс Заззо , Нурия Риал , Дэвид Уилсон-Джонсон , Джеральдин МакГриви, Тим Мид , Кертис Стритман |
Пол Гудман Базельский камерный оркестр |
Компакт-диск: Гармония Мунди Кот: 88697 |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Перейти обратно: а б с Генделя Дин, Уинтон, « Риккардо Примо » (июль 1964 г.). The Musical Times , 105 (1457): стр. 498–500.
- ^ Гендель, Риккардо примо, Re d'Inghilterra . изд. Андреас Кёс. редукция фортепиано. Bärenreiter 2007, Кассель, с. Х
- ^ Дин, Винтон, «Оперы Генделя» (сентябрь 1964 г.). The Musical Times , 105 (1459): стр. 670–671.
- ^ Перейти обратно: а б Дрейкфорд, Ричард, «Обзоры фестивалей: добродетель и удовольствие» (сентябрь 1996 г.). The Musical Times , 137 (1843): стр. 36+38.
- ^ Сара Брайан Миллер, «Оперный театр объявляет сезон 2015 года» , на stltoday.com. Проверено 28 февраля 2015 г.
- ^ «Список произведений Генделя» . Gfhandel.org . Гендельский институт. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 28 июня 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Риккардо Примо» . Handelhendrix.org . Проверено 29 декабря 2016 г.
- ^ Дин, В. и Дж. М. Кнапп (1995) Оперы Генделя 1704–1726, с. 298.
- ^ Стром, Рейнхард (20 июня 1985 г.). Очерки Генделя и итальянской оперы Рейнхарда Штрома . ISBN 9780521264280 . Проверено 2 февраля 2013 г. - через Google Книги .
- ^ Снеговик, Дэниел (2010). Позолоченная сцена: социальная история оперы . Атлантические книги. ISBN 978-1-84354-466-1 .
- ^ Берроуз, Дональд (2012). Гендель (Мастера-музыканты) . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973736-9 .
- ^ «Лотарио» . Handelhendrix.org . Проверено 29 декабря 2016 г.
- ^ Чарльз Берни: Всеобщая история музыки: от древнейших веков до наших дней. Том. 4. Лондон, 1789 г., перепечатка: Cambridge University Press, 2010 г., ISBN 978-1-108-01642-1 , с. 327.
- ^ Чатвин, Р.Б., «Гендель и кларнет» (март 1950 г.). Журнал Общества Галпина 3 , : стр. 3–8.
- ^ «Записи Риккардо Примо» . Operadis.co.uk .
Источники
- Дин, Винтон (2006), Оперы Генделя, 1726–1741 , Boydell Press, ISBN 1-84383-268-2 Второй из двухтомного исчерпывающего справочника по операм Генделя.
- Энтони Хикс, « Риккардо Примо » в Оперном словаре Нью-Гроув , изд. Стэнли Сэди (Лондон, 1992) ISBN 0-333-73432-7