кондиционер

Ариодант ( HWV 33) — оперная серия в трёх действиях Георга Фридриха Генделя . Анонимное итальянское либретто было основано на произведении Антонио Сальви , которое, в свою очередь, было адаптировано из Канти 4, 5 и 6 из Людовико Ариосто » «Орландо Фуриозо . В каждом акте есть возможности для танца, изначально написанного для танцовщицы Мари Салле и ее труппы.
Опера была впервые исполнена в театре Ковент-Гарден в Лондоне 8 января 1735 года. Ариоданте открыл первый сезон Генделя в Ковент-Гардене и успешно соревновался с конкурирующей оперой дворянства при поддержке принца Уэльского . Гендель имел молчаливую и финансовую поддержку со стороны короля и королевы и, более того, королевской принцессы . Во время премьерного сезона оперы в Ковент-Гардене было представлено 11 представлений. [1]
Как и другие произведения Генделя в жанре оперы-серии , «Ариоданте» , несмотря на первоначальный успех, почти на двести лет канул в забвение. Издание партитуры было опубликовано в начале 1960-х годов в Hallische Händel-Ausgabe . [2] В 1970-х годах произведение начало возрождаться, и оно стало считаться одной из лучших опер Генделя. 29 марта 1971 года Нью-Йоркское общество Генделя исполнило американскую премьеру произведения в концертной версии с меццо-сопрано Софией Стеффан в главной роли и Джудит Раскин в роли Джиневры. [3]
Чарльз Кадворт обсудил влияние французской танцевальной музыки на оперу. [4] Уинтон Дин отметил, что второй акт оперы в ее оригинальной версии является единственным актом в опере Генделя, который заканчивается аккомпанементом речитатива . [5]
Фон
[ редактировать ]
Гендель немецкого происхождения впервые вывел итальянскую оперу на лондонские сцены в 1711 году со своей оперой «Ринальдо» . Имея огромный успех, Ринальдо вызвал в Лондоне увлечение итальянской оперой-серией , формой, ориентированной в основном на сольные арии для звездных певцов-виртуозов. Гендель в течение многих лет с большим успехом представлял в Лондоне новые оперы. Одной из главных достопримечательностей опер Генделя был звездный кастрат Сенезино , отношения которого с композитором часто были бурными и который в конце концов покинул труппу Генделя, чтобы выступить в конкурирующей « Дворянской опере» , созданной в 1733 году. [6] Гендель перешел в другой театр, Ковент-Гарден , и нанимал разных певцов. [7] Новый театр в Ковент-Гардене, которым руководил импресарио Джон Рич , добавил привлекательности труппе танцоров во главе со знаменитой Марией Салле, поэтому две новые оперы Генделя 1735 года: «Ариодант» и Обе « Альцины » включают танцевальные сцены, впервые в лондонской опере Генделя. [8] Среди певцов, для которых Гендель написал «Ариоданте», было молодое сопрано Сесилия Янг, с которой он раньше не работал, которую современный музыковед Чарльз Берни считает лучшим английским сопрано того времени. [9] и виртуозный кастрат Карестини, чью удивительную технику и огромный вокальный диапазон Гендель в полной мере использовал, особенно в сцене «И я еще живу? И без железа? О боги!... Коварные шутки на коленях у друдо» и в ликующий и бравурный «После ночи темной и роковой». [10]
Роли
[ редактировать ]
Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 8 января 1735 г. [11] |
---|---|---|
Ариоданте, вассальный принц | меццо-сопрано кастрированное | Джованни Карестини |
Джиневра, дочь короля Шотландии. обручена с Ариодантом | сопрано | Анна Мария Страда дель По |
Далинда, ожидая Джиневру, тайно влюблен в Полинессо | сопрано | Сесилия Янг |
Полинессо, герцог Олбани | контральто | Мария Катерина Негри |
Лурканио, брат Ариоданте | тенор | Джон Бирд |
Король Шотландии | бас | Густав Вальс |
Одоардо, любимец короля | тенор | Майкл Стоппелаер |
Краткое содержание
[ редактировать ]Средневековая Шотландия. Джиневра, дочь короля, влюблена в принца Ариоданта и обручена с ним. Она отвергает любовные ухаживания герцога Олбани Полинессо, который затем жестоко обманывает Ариоданте и отца Джиневры, заставляя их поверить в измену Джиневры. Ариоданте пытается покончить жизнь самоубийством, и Джиневру осуждают, но после вызова на дуэль Лурканио, брата Ариоданте, умирающий Полинессо признается в своем заговоре, и влюбленные воссоединяются.
Акт 1
[ редактировать ]
Королевский кабинет во дворце
Принцесса Джиневра перед зеркалом украшается, чтобы стать красивой для своего возлюбленного. (Ария: Vezze, lusinghe ). Полинессо, герцог Олбани, врывается в комнату и, думая, что возлюбленная дочери короля улучшит его перспективы, признается ей в любви. Джиневра с негодованием отвергает его (Ария: Orrida a gl'occhi miei ) и уходит. Далинда, тайно влюбленная в Полинессо, сообщает ему, что его соперником является принц Ариоданте, но также советует ему, что все, что ему нужно сделать, это открыть глаза, чтобы увидеть кого-то еще, кто его любит (Ария: Apri le luci ). Оставшись один, Полинессо видит, что Далинда влюблена в него и планирует использовать ее, чтобы помешать его сопернику и завоевать Джиневру для себя (Ария: Coperta la frode ).
Королевские сады
Ариоданте поет о том, как вся природа говорит ему о любви (Ария: Quì d’amor ). Джиневра присоединяется к нему, и они клянутся в любви (Дуэт: Prendi, prendi da questa mano ). Король присоединяется к влюбленным, благословляет их и приказывает своему придворному Одоардо подготовиться к свадьбе (Ария: Voli Colla sua tromba ). В одиночестве Ариоданте клянется быть верным Джиневре (Ария: Con l'ali di Costanza ). Полинессо вынашивает свой заговор — он говорит Далинде, что если она в тот вечер оденется как Джиневра и пригласит его в свои апартаменты, он станет ее (Ария: Spero per voi ). Лурканио, брат Ариоданте, затем является Далинде и признается ей в любви (Ария: Del mio sol vezzosi rai ), но она полностью отдала свое сердце Полинессо (Ария: Il primo ardor ).
Восхитительная долина
Ариоданте и Джиневра наслаждаются красотами природы и обществом друг друга (Дуэт: Se rinasce nel mio cor ). К ним присоединяются пастухи и пастушки (Дуэт с хором: Si godete al vostro amor ), которые танцуют, чтобы их развлечь (Балет).
Акт 2
[ редактировать ]
У древних руин, недалеко от покоев Джиневры; лунный свет
Полинессо и Ариоданте встречаются; Полинессо симулирует удивление, когда Ариоданте говорит ему, что он обручен с Джиневре, настаивая на том, что Джиневра любит его. Ариоданте отказывается в это верить. За всем этим наблюдает спрятавшийся Лурканио. Полинессо велит Ариоданте посмотреть, как «Джиневра», на самом деле Далинда, одетая в одежду Джиневры, впускает Полинессо в свою спальню на ночь. Ариоданте в отчаянии и хочет умереть (Ария: Tu preparati a morire ), но из тени выходит Лурканио и советует Ариоданте жить и мстить (Ария: Tu vivi ). Ариоданте грустно оплакивает (предполагаемую) неверность своей возлюбленной (Ария: Scherza infida ). С наступлением дня Полинессо и Далинда выходят из дворца. Полинессо обещает, что вознаградит ее, к ее удовольствию (Ария: Se tanto piace al cor ), и в одиночестве Полинессо ликует от того, насколько хорошо продвигается его заговор (Ария: Se l'inganno ).
Галерея во дворце
Пока король завершает приготовления к свадьбе своей дочери, придворный Одоардо приносит ему плохие новости: Ариоданте был замечен покончившим жизнь самоубийством, прыгнув в море. Король убит горем (Ария: Invida sorte avara ). Появляется Джиневра, предчувствующая приближающееся бедствие (Ария: Mi palpita il core ). Когда отец сообщает ей ужасную новость, она теряет сознание и увлекается. Лурканио теперь предстает перед королем, который пытается утешить его в связи с потерей брата. Однако разъяренный Лурканио передает королю письмо, в котором сообщает ему, что видел, как Джиневра впустила Полинессо в свою спальню на ночь, из-за чего его брат покончил с собой, и теперь Лурканио полон решимости отомстить (Ария: Il tuo sangue ). Король отрекается от своей дочери и осуждает ее как блудницу. Когда Джиневра слышит это, она впадает в бред (Ария: Il mioroughl martoro ), и все попытки Далинды утешить ее терпят неудачу. Джиневра засыпает прерывистым, тревожным сном («Балет добрых и дурных снов»). Она просыпается в отчаянии (Recitativo accompagnato: Что я увидел? о Боги! несчастный я! )
Акт 3
[ редактировать ]
Лес возле моря
Ариоданте выжил, и теперь он горько упрекает богов за то, что они обрекли его на жизнь (Ариозо: Numi! lasciarmi vivere ). Услышав крики, Ариоданте находит Далинду, которую удерживают головорезы, нанятые Полинессо, с приказом убить ее, поскольку она является единственной свидетельницей его заговора по дискредитации Джиневры. Ариоданте прогоняет приспешников Полинессо, и Далинда открывает ему правду – это она, замаскированная под Джиневру, впустила Полинессо в свою спальню. Ариоданте ругается на предательство, заставившее его усомниться в своей возлюбленной (Ария: Cieca notte ). В одиночестве Далинда выражает свое раскаяние (Ария: Neghittosi or voi che Судьба? ).
Королевские сады
Король объявляет, что никогда больше не увидит свою дочь, если не появится чемпион, защищающий ее честь. Полинессо выходит вперед и предлагает вызвать Лурканио на дуэль (Ария: Dover, giustizia, amor ). Джиневра, приговоренная к смертной казни за сексуальные нарушения, появляется перед отцом, умоляя позволить ей поцеловать его руку (Ария: Io ti bacio ). Отец прижимает ее к груди, говоря, что на ее защиту появился чемпион – Полинессо. Ей не нравится эта идея, но он настаивает (Ария: Al sen ti stringo e parto ). Джиневра предпочитает смерть потере своей чести (Ария: Sì, morrò ). Лурканио снова предлагает свою любовь Далинде, и она указывает, что теперь склонна принять ее (Дуэт: Dite spera, e son contento ).
Дуэльная площадка, король на троне
Полинессо и Лурканио дерутся, Лурканио смертельно ранит Полинессо, которого уносит Одаордо. Новый чемпион появляется с опущенным забралом. К всеобщему удивлению, он оказывается Ариодантом и объявляет Джиневру невиновной. Далинда признает свое участие в заговоре. Одоардо возвращается с известием, что Полинессо, умирая, тоже признал свою вину. Король прощает Далинду и отправляется на поиски дочери. Ариоданте ликующе приветствует новый яркий день, рассветающий после темных ночей (Ария: Dopo notte ).
Комната, где заточена Джиневра
Джиневра смотрит смерти в лицо (Ариозо: Манка, о Деи! ). Но появляются ее отец и другие и заявляют, что она оправдана. Она воссоединяется со своим любимым Ариодантом (Дуэт: Bramo aver mille vite ).
Большой зал дворца. Большая лестница, поддерживаемая колоннами; на верхней части лестницы музыканты, играющие на духовых инструментах. Король, лорды и дамы спускаются по лестнице. Он начинает припев, пока танцуют лорды и дамы.
Все приветствуют прекрасную добродетель (Хор)... Танец (Гавот-Рондо-Бурре)... Каждая добродетель восторжествует в каждом сердце (Хор). [8] [12] [13] [14]
Музыкальные особенности
[ редактировать ]
, музыка ведущего сопрано Джиневры «выдающаяся», По словам Пола Генри Ланга переходящая от радости к отчаянию и обратно к счастью. [9] Также следует отметить «изысканный» [15] дуэт для нее с Ариоданте, «Prendi, prendi da questa mano» и прекрасная пасторальная музыка, завершающая первый акт. Среди ряда замечательных арий для заглавной партии, исполненных в первом исполнении кастрата Карестини, - заунывная ария с фаготом облигато "Scherza infida", "одна из величайших арий Генделя". [16] и веселая "Dopo notte" с потрясающей вокальной акробатикой и огромным диапазоном. [16] По мнению Чарльза Берни , опера «изобилует красотами и штрихами великого мастера». [17]
История приема и выступлений
[ редактировать ]«Ариоданте» в своем первоначальном выпуске дал одиннадцать представлений, что было знаком успеха для того времени, и был возрожден Генделем в сезоне 1736 года. Затем она не исполнялась до возрождения в Штутгарте в 1926 году. Два спектакля в Бирмингеме , Англия, в мае 1964 года с Джанет Бейкер в главной роли и дирижером Энтони Льюисом , ввели оперу в современный репертуар, с тех пор как она исполнялась на многие сцены мира. [8]
Среди других представлений, премьера четырехсторонней совместной постановки Фестиваля Экс-ан-Прованса , Канадской оперной труппы , Голландской национальной оперы в Амстердаме и Лирической оперы Чикаго состоялась в Эксе в 2014 году. Это обновило обстановку до 1960-е годы и изменили финал так, что Джиневра покинула праздник с разбитым горем.
В 2017 году English Concert давал полупостановочные выступления в США и Европе, в том числе в Карнеги-холле . [18] где событие было снято, и в Барбикан-центре . [19] 2 июня 2017 года Зальцбургский фестиваль Троицы представил новую постановку Кристофа Лоя с участием Сесилии Бартоли в роли Ариоданте, Кэтрин Льюек в роли Джиневры, Сандрин Пиау в роли Далинды, Кристофа Дюмо в роли Полинессо, Роландо Вильясона в роли Лурканио и Натана Берга в роли короля. [20]
Аудиозаписи
[ редактировать ]
Год | Бросать: Ариоданте, Женева, Далинда, Полинессо, Лурканио, Король | Дирижер, оркестр | Этикетка |
---|---|---|---|
1978 г., сделана студийная запись. в ратуше Брента | Джанет Бейкер , Эдит Мэтис , Норма Берроуз , Джеймс Боуман , David Rendall , Сэмюэл Рэми | Рэймонд Леппард , Английский камерный оркестр | Филипс , Кот:6769 025 |
1995, концерт в Геттингене. | Лорейн Хант , Юлиана Гондек, Лиза Саффер , Дженнифер Лейн, Руфус Мюллер, Николя Кавалье | Николас МакГиган , Фрайбургский барочный оркестр | Гармония мира Кот:HMU 907146.48 |
1997, живу в Пуасси. | Энн Софи фон Оттер , Линн Доусон , Вероника Канджеми, Ева Подлесь , Ричард Крофт, Denis Sedov | Марк Минковски , Музыканты Лувра | архив , Кот: 457 271–2 |
2000, концерт в Мюнхене. | Энн Мюррей , Джоан Роджерс , Джули Кауфман, Кристофер Робсон, Пол Нилон, Умберто Кьюммо | Айвор Болтон , Баварский государственный оркестр | Классика Фарао, Кот:B 108 030 |
2010 г., сделана студийная запись. на вилле Сан Ферма, Лониго | Джойс ДиДонато , Карина Говен , Сабина Пуэртолас, Мари-Николь Лемье , Топи Летипуу , Мэтью Брук | Алан Кертис , Барочный комплекс | Девственная классика , Кот: 50999 07084423 [21] |
Видеозаписи
[ редактировать ]Год | Бросать: Ариоданте, Женева, Далинда, Полинессо, Лурканио, король | Дирижер, оркестр | Режиссер-постановщик | Этикетка |
---|---|---|---|---|
1996 год, снято в Английская национальная опера | Энн Мюррей , Джоан Роджерс , Лесли Гарретт , Кристофер Робсон, Пол Нилон, Гвинн Хауэлл | Айвор Болтон , Английская национальная опера | Дэвид Олден | Артхаус Музыка DVD кот. 100065 |
2007 год, снято в г. Театр Кайо Мелиссо, Сполето | Энн Халленберг, Лаура Черичи, Марта Вандони Иорио, Поколение Мэри-Эллен, Закари Станис, Карло Лепор | Алан Кертис , Барочный комплекс | Джон Паско | Динамический DVD кот. 33559 |
2017 год, снято на Зальцбургский фестиваль | Сесилия Бартоли , Кэтрин Льюек , Сандрин Пиау , Кристоф Дюмо , Роландо Вильясон , Натан Берг | Джанлука Капуано , Музыканты Князя Монако | Кристоф Лой | Юнител издание DVD/Blu-ray кат. А04050084 |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бакстер, Роберт (1985). « Ариоданте ». Ежеквартальный журнал «Опера» . 3 (3): 191–192. дои : 10.1093/oq/3.3.191 .
- ^ "JAW" (полное имя не указано), "Обзоры музыки: Сборники изданий - Ариоданте (под редакцией Карла-Йозефа Фюрта) (январь 1962 г.). Music & Letters , 43 (1): стр. 83–84.
- ^ Донал Хенахан (31 марта 1971 г.). «Ариодант» в концертном исполнении . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Кадворт, Чарльз, «Гендель и французский стиль» (апрель 1959 г.). Музыка и письма , 40 (2): стр. 122–131.
- ^ Дин, Винтон , «Обзоры пластинок: Ариоданте » (январь 1981 г.). The Musical Times , 122 (1655): стр. 33–34.
- ^ Макгири, Томас (2013). Политика оперы в Британии Генделя . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107009882 .
- ^ Малина, Янош. «Аталанта» . Дом-музей Генделя. Архивировано из оригинала 2 июня 2014 года . Проверено 30 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Хикс, Энтони. «Программные заметки для Ариоданте » (PDF) . Барбакан . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Ланг, Пол Генри (1966). Георг Фридрих Гендель . WW Нортон. п. 251 . ISBN 978-0393021318 .
- ^ Каммингс, Роберт (2005). Весь музыкальный путеводитель по классической музыке: полное руководство по классической музыке (изд. 2 августа 2016 г.). Книги о бэкбите. п. 547. ИСБН 978-0879308650 .
- ^ «Ариоданте» . Гендель и Хендрикс в Лондоне . Проверено 6 января 2019 г.
- ^ « Ариоданте » . Опера Онлайн . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ «Программные заметки к Ариоданту » . Опера Сан-Диего . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ « Ариоданте » . Канадская оперная труппа . Архивировано из оригинала 18 августа 2016 года . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ Стейнс, Джо (2010). Грубое руководство по классической музыке . Грубые гиды. ISBN 978-1848364769 .
- ^ Jump up to: а б Берроуз, Дональд (2010). Гендель . Издательство Оксфордского университета. п. 294.
- ^ Берни, Чарльз (1789). Всеобщая история музыки: с древнейших времен до наших дней . Том. 4. Гейл ЭККО. п. 388. ИСБН 978-1140988717 .
- ^ Генделя « Ариодант : Прямой эфир из Карнеги-холла в Нью-Йорке» . Английский концерт . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Генделя. Ариоданте Архивировано 29 декабря 2016 года в Wayback Machine , в Барбакан-центре Подробности выступления , Английский концерт.
- ^ «Зальцбургский фестиваль» . Зальцбургский фестиваль . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ «Записи Ариоданта » . Операдис . Проверено 4 августа 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Дин, Винтон (2006). Оперы Генделя, 1726–1741 . Бойделл Пресс. ISBN 978-1-84383-268-3 . Второй из двухтомного исчерпывающего справочника по операм Генделя.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Партитура Ариоданта ) (изд. Фридриха Хрисандра , Лейпциг, 1881
- Ариоданте : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Итальянское либретто онлайн
- Генделя «Ариодант» на YouTube , оперы Сан-Диего обзор телевидения Калифорнийского университета , презентация
- Скерца Инфида описывает эту арию более подробно, включая либретто.