Jump to content

кондиционер

Георг Фридрих Гендель

Ариодант ( HWV 33) — оперная серия в трёх действиях Георга Фридриха Генделя . Анонимное итальянское либретто было основано на произведении Антонио Сальви , которое, в свою очередь, было адаптировано из Канти 4, 5 и 6 из Людовико Ариосто » «Орландо Фуриозо . В каждом акте есть возможности для танца, изначально написанного для танцовщицы Мари Салле и ее труппы.

Опера была впервые исполнена в театре Ковент-Гарден в Лондоне 8 января 1735 года. Ариоданте открыл первый сезон Генделя в Ковент-Гардене и успешно соревновался с конкурирующей оперой дворянства при поддержке принца Уэльского . Гендель имел молчаливую и финансовую поддержку со стороны короля и королевы и, более того, королевской принцессы . Во время премьерного сезона оперы в Ковент-Гардене было представлено 11 представлений. [1]

Как и другие произведения Генделя в жанре оперы-серии , «Ариоданте» , несмотря на первоначальный успех, почти на двести лет канул в забвение. Издание партитуры было опубликовано в начале 1960-х годов в Hallische Händel-Ausgabe . [2] В 1970-х годах произведение начало возрождаться, и оно стало считаться одной из лучших опер Генделя. 29 марта 1971 года Нью-Йоркское общество Генделя исполнило американскую премьеру произведения в концертной версии с меццо-сопрано Софией Стеффан в главной роли и Джудит Раскин в роли Джиневры. [3]

Чарльз Кадворт обсудил влияние французской танцевальной музыки на оперу. [4] Уинтон Дин отметил, что второй акт оперы в ее оригинальной версии является единственным актом в опере Генделя, который заканчивается аккомпанементом речитатива . [5]

Интерьер Королевского театра Ковент-Гарден , где Ариодант. впервые был исполнен

Гендель немецкого происхождения впервые вывел итальянскую оперу на лондонские сцены в 1711 году со своей оперой «Ринальдо» . Имея огромный успех, Ринальдо вызвал в Лондоне увлечение итальянской оперой-серией , формой, ориентированной в основном на сольные арии для звездных певцов-виртуозов. Гендель в течение многих лет с большим успехом представлял в Лондоне новые оперы. Одной из главных достопримечательностей опер Генделя был звездный кастрат Сенезино , отношения которого с композитором часто были бурными и который в конце концов покинул труппу Генделя, чтобы выступить в конкурирующей « Дворянской опере» , созданной в 1733 году. [6] Гендель перешел в другой театр, Ковент-Гарден , и нанимал разных певцов. [7] Новый театр в Ковент-Гардене, которым руководил импресарио Джон Рич , добавил привлекательности труппе танцоров во главе со знаменитой Марией Салле, поэтому две новые оперы Генделя 1735 года: «Ариодант» и Обе « Альцины » включают танцевальные сцены, впервые в лондонской опере Генделя. [8] Среди певцов, для которых Гендель написал «Ариоданте», было молодое сопрано Сесилия Янг, с которой он раньше не работал, которую современный музыковед Чарльз Берни считает лучшим английским сопрано того времени. [9] и виртуозный кастрат Карестини, чью удивительную технику и огромный вокальный диапазон Гендель в полной мере использовал, особенно в сцене «И я еще живу? И без железа? О боги!... Коварные шутки на коленях у друдо» и в ликующий и бравурный «После ночи темной и роковой». [10]

Титульный лист
Роли, типы голоса и премьерный состав
Роль Тип голоса Премьера актерского состава, 8 января 1735 г. [11]
Ариоданте, вассальный принц меццо-сопрано кастрированное Джованни Карестини
Джиневра, дочь короля Шотландии.
обручена с Ариодантом
сопрано Анна Мария Страда дель По
Далинда, ожидая Джиневру,
тайно влюблен в Полинессо
сопрано Сесилия Янг
Полинессо, герцог Олбани контральто Мария Катерина Негри
Лурканио, брат Ариоданте тенор Джон Бирд
Король Шотландии бас Густав Вальс
Одоардо, любимец короля тенор Майкл Стоппелаер

Краткое содержание

[ редактировать ]

Средневековая Шотландия. Джиневра, дочь короля, влюблена в принца Ариоданта и обручена с ним. Она отвергает любовные ухаживания герцога Олбани Полинессо, который затем жестоко обманывает Ариоданте и отца Джиневры, заставляя их поверить в измену Джиневры. Ариоданте пытается покончить жизнь самоубийством, и Джиневру осуждают, но после вызова на дуэль Лурканио, брата Ариоданте, умирающий Полинессо признается в своем заговоре, и влюбленные воссоединяются.

Анна Мария Страда, исполнившая роль Джиневры, работы Джона Верелста (около 1732 г.)

Королевский кабинет во дворце

Принцесса Джиневра перед зеркалом украшается, чтобы стать красивой для своего возлюбленного. (Ария: Vezze, lusinghe ). Полинессо, герцог Олбани, врывается в комнату и, думая, что возлюбленная дочери короля улучшит его перспективы, признается ей в любви. Джиневра с негодованием отвергает его (Ария: Orrida a gl'occhi miei ) и уходит. Далинда, тайно влюбленная в Полинессо, сообщает ему, что его соперником является принц Ариоданте, но также советует ему, что все, что ему нужно сделать, это открыть глаза, чтобы увидеть кого-то еще, кто его любит (Ария: Apri le luci ). Оставшись один, Полинессо видит, что Далинда влюблена в него и планирует использовать ее, чтобы помешать его сопернику и завоевать Джиневру для себя (Ария: Coperta la frode ).

Королевские сады

Ариоданте поет о том, как вся природа говорит ему о любви (Ария: Quì d’amor ). Джиневра присоединяется к нему, и они клянутся в любви (Дуэт: Prendi, prendi da questa mano ). Король присоединяется к влюбленным, благословляет их и приказывает своему придворному Одоардо подготовиться к свадьбе (Ария: Voli Colla sua tromba ). В одиночестве Ариоданте клянется быть верным Джиневре (Ария: Con l'ali di Costanza ). Полинессо вынашивает свой заговор — он говорит Далинде, что если она в тот вечер оденется как Джиневра и пригласит его в свои апартаменты, он станет ее (Ария: Spero per voi ). Лурканио, брат Ариоданте, затем является Далинде и признается ей в любви (Ария: Del mio sol vezzosi rai ), но она полностью отдала свое сердце Полинессо (Ария: Il primo ardor ).

Восхитительная долина

Ариоданте и Джиневра наслаждаются красотами природы и обществом друг друга (Дуэт: Se rinasce nel mio cor ). К ним присоединяются пастухи и пастушки (Дуэт с хором: Si godete al vostro amor ), которые танцуют, чтобы их развлечь (Балет).

Далинда, замаскированная под Джиневру, впускает Полинессо в свою спальню, гравюра Гюстава Доре.

У древних руин, недалеко от покоев Джиневры; лунный свет

Полинессо и Ариоданте встречаются; Полинессо симулирует удивление, когда Ариоданте говорит ему, что он обручен с Джиневре, настаивая на том, что Джиневра любит его. Ариоданте отказывается в это верить. За всем этим наблюдает спрятавшийся Лурканио. Полинессо велит Ариоданте посмотреть, как «Джиневра», на самом деле Далинда, одетая в одежду Джиневры, впускает Полинессо в свою спальню на ночь. Ариоданте в отчаянии и хочет умереть (Ария: Tu preparati a morire ), но из тени выходит Лурканио и советует Ариоданте жить и мстить (Ария: Tu vivi ). Ариоданте грустно оплакивает (предполагаемую) неверность своей возлюбленной (Ария: Scherza infida ). С наступлением дня Полинессо и Далинда выходят из дворца. Полинессо обещает, что вознаградит ее, к ее удовольствию (Ария: Se tanto piace al cor ), и в одиночестве Полинессо ликует от того, насколько хорошо продвигается его заговор (Ария: Se l'inganno ).

Галерея во дворце

Пока король завершает приготовления к свадьбе своей дочери, придворный Одоардо приносит ему плохие новости: Ариоданте был замечен покончившим жизнь самоубийством, прыгнув в море. Король убит горем (Ария: Invida sorte avara ). Появляется Джиневра, предчувствующая приближающееся бедствие (Ария: Mi palpita il core ). Когда отец сообщает ей ужасную новость, она теряет сознание и увлекается. Лурканио теперь предстает перед королем, который пытается утешить его в связи с потерей брата. Однако разъяренный Лурканио передает королю письмо, в котором сообщает ему, что видел, как Джиневра впустила Полинессо в свою спальню на ночь, из-за чего его брат покончил с собой, и теперь Лурканио полон решимости отомстить (Ария: Il tuo sangue ). Король отрекается от своей дочери и осуждает ее как блудницу. Когда Джиневра слышит это, она впадает в бред (Ария: Il mioroughl martoro ), и все попытки Далинды утешить ее терпят неудачу. Джиневра засыпает прерывистым, тревожным сном («Балет добрых и дурных снов»). Она просыпается в отчаянии (Recitativo accompagnato: Что я увидел? о Боги! несчастный я! )

Джованни Карестини, исполнивший роль Ариоданте

Лес возле моря

Ариоданте выжил, и теперь он горько упрекает богов за то, что они обрекли его на жизнь (Ариозо: Numi! lasciarmi vivere ). Услышав крики, Ариоданте находит Далинду, которую удерживают головорезы, нанятые Полинессо, с приказом убить ее, поскольку она является единственной свидетельницей его заговора по дискредитации Джиневры. Ариоданте прогоняет приспешников Полинессо, и Далинда открывает ему правду – это она, замаскированная под Джиневру, впустила Полинессо в свою спальню. Ариоданте ругается на предательство, заставившее его усомниться в своей возлюбленной (Ария: Cieca notte ). В одиночестве Далинда выражает свое раскаяние (Ария: Neghittosi or voi che Судьба? ).

Королевские сады

Король объявляет, что никогда больше не увидит свою дочь, если не появится чемпион, защищающий ее честь. Полинессо выходит вперед и предлагает вызвать Лурканио на дуэль (Ария: Dover, giustizia, amor ). Джиневра, приговоренная к смертной казни за сексуальные нарушения, появляется перед отцом, умоляя позволить ей поцеловать его руку (Ария: Io ti bacio ). Отец прижимает ее к груди, говоря, что на ее защиту появился чемпион – Полинессо. Ей не нравится эта идея, но он настаивает (Ария: Al sen ti stringo e parto ). Джиневра предпочитает смерть потере своей чести (Ария: Sì, morrò ). Лурканио снова предлагает свою любовь Далинде, и она указывает, что теперь склонна принять ее (Дуэт: Dite spera, e son contento ).

Дуэльная площадка, король на троне

Полинессо и Лурканио дерутся, Лурканио смертельно ранит Полинессо, которого уносит Одаордо. Новый чемпион появляется с опущенным забралом. К всеобщему удивлению, он оказывается Ариодантом и объявляет Джиневру невиновной. Далинда признает свое участие в заговоре. Одоардо возвращается с известием, что Полинессо, умирая, тоже признал свою вину. Король прощает Далинду и отправляется на поиски дочери. Ариоданте ликующе приветствует новый яркий день, рассветающий после темных ночей (Ария: Dopo notte ).

Комната, где заточена Джиневра

Джиневра смотрит смерти в лицо (Ариозо: Манка, о Деи! ). Но появляются ее отец и другие и заявляют, что она оправдана. Она воссоединяется со своим любимым Ариодантом (Дуэт: Bramo aver mille vite ).

Большой зал дворца. Большая лестница, поддерживаемая колоннами; на верхней части лестницы музыканты, играющие на духовых инструментах. Король, лорды и дамы спускаются по лестнице. Он начинает припев, пока танцуют лорды и дамы.

Все приветствуют прекрасную добродетель (Хор)... Танец (Гавот-Рондо-Бурре)... Каждая добродетель восторжествует в каждом сердце (Хор). [8] [12] [13] [14]

Музыкальные особенности

[ редактировать ]
Джон Бирд, исполнивший роль Лурканио

, музыка ведущего сопрано Джиневры «выдающаяся», По словам Пола Генри Ланга переходящая от радости к отчаянию и обратно к счастью. [9] Также следует отметить «изысканный» [15] дуэт для нее с Ариоданте, «Prendi, prendi da questa mano» и прекрасная пасторальная музыка, завершающая первый акт. Среди ряда замечательных арий для заглавной партии, исполненных в первом исполнении кастрата Карестини, - заунывная ария с фаготом облигато "Scherza infida", "одна из величайших арий Генделя". [16] и веселая "Dopo notte" с потрясающей вокальной акробатикой и огромным диапазоном. [16] По мнению Чарльза Берни , опера «изобилует красотами и штрихами великого мастера». [17]

История приема и выступлений

[ редактировать ]

«Ариоданте» в своем первоначальном выпуске дал одиннадцать представлений, что было знаком успеха для того времени, и был возрожден Генделем в сезоне 1736 года. Затем она не исполнялась до возрождения в Штутгарте в 1926 году. Два спектакля в Бирмингеме , Англия, в мае 1964 года с Джанет Бейкер в главной роли и дирижером Энтони Льюисом , ввели оперу в современный репертуар, с тех пор как она исполнялась на многие сцены мира. [8]

Среди других представлений, премьера четырехсторонней совместной постановки Фестиваля Экс-ан-Прованса , Канадской оперной труппы , Голландской национальной оперы в Амстердаме и Лирической оперы Чикаго состоялась в Эксе в 2014 году. Это обновило обстановку до 1960-е годы и изменили финал так, что Джиневра покинула праздник с разбитым горем.

В 2017 году English Concert давал полупостановочные выступления в США и Европе, в том числе в Карнеги-холле . [18] где событие было снято, и в Барбикан-центре . [19] 2 июня 2017 года Зальцбургский фестиваль Троицы представил новую постановку Кристофа Лоя с участием Сесилии Бартоли в роли Ариоданте, Кэтрин Льюек в роли Джиневры, Сандрин Пиау в роли Далинды, Кристофа Дюмо в роли Полинессо, Роландо Вильясона в роли Лурканио и Натана Берга в роли короля. [20]

Аудиозаписи

[ редактировать ]
Мари Салле, танцевавшая в оригинальной постановке «Ариоданта».
Дискография Ариоданте , аудиозаписи
Год Бросать:
Ариоданте,
Женева,
Далинда,
Полинессо,
Лурканио,
Король
Дирижер,
оркестр
Этикетка
1978 г., сделана студийная запись.
в ратуше Брента
Джанет Бейкер ,
Эдит Мэтис ,
Норма Берроуз ,
Джеймс Боуман ,
David Rendall ,
Сэмюэл Рэми
Рэймонд Леппард ,
Английский камерный оркестр
Филипс ,
Кот:6769 025
1995, концерт в Геттингене. Лорейн Хант ,
Юлиана Гондек,
Лиза Саффер ,
Дженнифер Лейн,
Руфус Мюллер,
Николя Кавалье
Николас МакГиган ,
Фрайбургский барочный оркестр
Гармония мира
Кот:HMU 907146.48
1997, живу в Пуасси. Энн Софи фон Оттер ,
Линн Доусон ,
Вероника Канджеми,
Ева Подлесь ,
Ричард Крофт,
Denis Sedov
Марк Минковски ,
Музыканты Лувра
архив ,
Кот: 457 271–2
2000, концерт в Мюнхене. Энн Мюррей ,
Джоан Роджерс ,
Джули Кауфман,
Кристофер Робсон,
Пол Нилон,
Умберто Кьюммо
Айвор Болтон ,
Баварский государственный оркестр
Классика Фарао,
Кот:B 108 030
2010 г., сделана студийная запись.
на вилле Сан Ферма, Лониго
Джойс ДиДонато ,
Карина Говен ,
Сабина Пуэртолас,
Мари-Николь Лемье ,
Топи Летипуу ,
Мэтью Брук
Алан Кертис ,
Барочный комплекс
Девственная классика ,
Кот: 50999 07084423 [21]

Видеозаписи

[ редактировать ]
Дискография Ариоданте , видеозаписи
Год Бросать:
Ариоданте,
Женева,
Далинда,
Полинессо,
Лурканио,
король
Дирижер,
оркестр
Режиссер-постановщик Этикетка
1996 год, снято в
Английская национальная опера
Энн Мюррей ,
Джоан Роджерс ,
Лесли Гарретт ,
Кристофер Робсон,
Пол Нилон,
Гвинн Хауэлл
Айвор Болтон ,
Английская национальная опера
Дэвид Олден Артхаус Музыка
DVD кот. 100065
2007 год, снято в г.
Театр Кайо Мелиссо, Сполето
Энн Халленберг,
Лаура Черичи,
Марта Вандони Иорио,
Поколение Мэри-Эллен,
Закари Станис,
Карло Лепор
Алан Кертис ,
Барочный комплекс
Джон Паско Динамический
DVD кот. 33559
2017 год, снято на
Зальцбургский фестиваль
Сесилия Бартоли ,
Кэтрин Льюек ,
Сандрин Пиау ,
Кристоф Дюмо ,
Роландо Вильясон ,
Натан Берг
Джанлука Капуано ,
Музыканты Князя Монако
Кристоф Лой Юнител издание
DVD/Blu-ray кат. А04050084

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Бакстер, Роберт (1985). « Ариоданте ». Ежеквартальный журнал «Опера» . 3 (3): 191–192. дои : 10.1093/oq/3.3.191 .
  2. ^ "JAW" (полное имя не указано), "Обзоры музыки: Сборники изданий - Ариоданте (под редакцией Карла-Йозефа Фюрта) (январь 1962 г.). Music & Letters , 43 (1): стр. 83–84.
  3. ^ Донал Хенахан (31 марта 1971 г.). «Ариодант» в концертном исполнении . Нью-Йорк Таймс .
  4. ^ Кадворт, Чарльз, «Гендель и французский стиль» (апрель 1959 г.). Музыка и письма , 40 (2): стр. 122–131.
  5. ^ Дин, Винтон , «Обзоры пластинок: Ариоданте » (январь 1981 г.). The Musical Times , 122 (1655): стр. 33–34.
  6. ^ Макгири, Томас (2013). Политика оперы в Британии Генделя . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1107009882 .
  7. ^ Малина, Янош. «Аталанта» . Дом-музей Генделя. Архивировано из оригинала 2 июня 2014 года . Проверено 30 мая 2014 г.
  8. ^ Jump up to: а б с Хикс, Энтони. «Программные заметки для Ариоданте » (PDF) . Барбакан . Проверено 1 августа 2016 г.
  9. ^ Jump up to: а б Ланг, Пол Генри (1966). Георг Фридрих Гендель . WW Нортон. п. 251 . ISBN  978-0393021318 .
  10. ^ Каммингс, Роберт (2005). Весь музыкальный путеводитель по классической музыке: полное руководство по классической музыке (изд. 2 августа 2016 г.). Книги о бэкбите. п. 547. ИСБН  978-0879308650 .
  11. ^ «Ариоданте» . Гендель и Хендрикс в Лондоне . Проверено 6 января 2019 г.
  12. ^ « Ариоданте » . Опера Онлайн . Проверено 1 августа 2016 г.
  13. ^ «Программные заметки к Ариоданту » . Опера Сан-Диего . Проверено 1 августа 2016 г.
  14. ^ « Ариоданте » . Канадская оперная труппа . Архивировано из оригинала 18 августа 2016 года . Проверено 1 августа 2016 г.
  15. ^ Стейнс, Джо (2010). Грубое руководство по классической музыке . Грубые гиды. ISBN  978-1848364769 .
  16. ^ Jump up to: а б Берроуз, Дональд (2010). Гендель . Издательство Оксфордского университета. п. 294.
  17. ^ Берни, Чарльз (1789). Всеобщая история музыки: с древнейших времен до наших дней . Том. 4. Гейл ЭККО. п. 388. ИСБН  978-1140988717 .
  18. ^ Генделя « Ариодант : Прямой эфир из Карнеги-холла в Нью-Йорке» . Английский концерт . Проверено 1 мая 2017 г.
  19. ^ Генделя. Ариоданте Архивировано 29 декабря 2016 года в Wayback Machine , в Барбакан-центре Подробности выступления , Английский концерт.
  20. ^ «Зальцбургский фестиваль» . Зальцбургский фестиваль . Проверено 2 января 2017 г.
  21. ^ «Записи Ариоданта » . Операдис . Проверено 4 августа 2016 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Дин, Винтон (2006). Оперы Генделя, 1726–1741 . Бойделл Пресс. ISBN  978-1-84383-268-3 . Второй из двухтомного исчерпывающего справочника по операм Генделя.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f4ec61fa6b3d3cbfed15775cf8ef6923__1693355160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/23/f4ec61fa6b3d3cbfed15775cf8ef6923.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ariodante - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)