партенопа

Партенопа («Партенопа», HWV 27) — опера Георга Фридриха Генделя , впервые исполненная в Королевском театре в Лондоне 24 февраля 1730 года. Несмотря на структуру и формы оперы-серии , произведение носит юмористический характер и легкую по фактуре. в музыке, с сюжетом, связанным с романтическими осложнениями и гендерной путаницей. Имевший успех у публики на момент постановки, а затем не исполнявшийся в течение многих лет, «Партенопа» теперь часто можно увидеть на оперных сценах мира.
Фон
[ редактировать ]Опера, состоящая из трех действий, написана на итальянское либретто, адаптированное неизвестной рукой на основе либретто, первоначально написанного в 1699 году Сильвио Стампилья . Либретто Стампильи имело множество предыдущих постановок, в том числе постановку Кальдары , которую Гендель, возможно, видел в Венеции около 1710 года. [ 1 ]
Это была первая комическая (или, скорее, несерьезная) опера Генделя со времен гораздо более ранней «Агриппины» , оторвавшаяся от более традиционных произведений оперы-серии , которыми композитор был известен в Лондоне. Первоначально он предложил либретто оперной труппе Королевской музыкальной академии (1719 г.). [ 2 ] в 1726 году. Однако они отвергли это произведение из-за его легкомысленного характера, относительно небольшого количества расширенных арий и длинных отрывков речитатива. (Однако последнее возражение не совсем верно. В опере относительно мало ансамблевых пьес, но она изобилует великолепными ариями.) Менеджер оперы Оуэн Суини высказал мнение, что проект некоммерческий; в письме 1726 года он писал:
[Либретто] — самая худшая книга (за исключением одной), которую я когда-либо читал за всю свою жизнь. Синьор Стампилья [...] старается быть в этом одновременно юмористическим и остроумным: если ему удалось добиться успеха на какой-либо сцене в Италии, то это было просто из-за испорченности вкуса публики; ибо я совершенно уверен, что в Англии оно будет встречено с презрением». [ 3 ]

Опера была представлена в сезоне 1730 года в Королевском театре, когда Гендель работал в партнерстве с режиссером Джоном Джеймсом Хайдеггером . Партитура была закончена Генделем всего за две недели до премьеры.
История выступлений
[ редактировать ]Партенопа получила семь представлений в своем первоначальном исполнении в феврале 1730 года. Гендель исполнил пьесу еще на семи представлениях в декабре того же года и снова возродил ее в 1737 году, что является признаком популярности произведения. [ 4 ] Затем, как и в случае со всей оперой Генделя и оперой в стиле барокко в целом, прошло более или менее двухсот лет, прежде чем произведение было снова исполнено полностью. В 1964 году он был исполнен в Ледланете , Шотландия. Премьера произведения в США состоялась в 1988 году в Опере Омахи . [ 5 ] В 1998 году она была исполнена на итальянском языке в Glimmerglass Opera , а позже в том же году та же постановка была исполнена в New York City Opera . Спектакль Кристофера Олдена на английском языке (под названием «Партенопа ») был поставлен в 2008 году (премьера 9 октября 2008 года, главную роль исполнила Розмари Джошуа ) Английской национальной оперой в совместном производстве с Opera Australia . Либретто перевела Аманда Холден. Спектакль был поставлен в атмосфере 1920-х годов и вдохновлен сюрреалистическими образами Мана Рэя . В 2008 году оперу представила Королевская датская опера . Эта постановка была записана и доступна на DVD. Кроме того, концертная версия постановки была показана на Променаде 2009 года 19 июля 2009 года. Спектакль Пьера Ауди был показан в Театре Ан дер Вин в Вене в 2009 году. [ 6 ] а современная постановка Франсиско Негрина была поставлена Нью-Йоркской оперой в апреле 2010 года. Премьера постановки Кристофера Олдена, которую видели в Лондоне и Австралии, состоялась в Опере Сан-Франциско в октябре 2014 года. [ 7 ]
Роли
[ редактировать ]
Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 24 февраля 1730 г. (Дирижер:-) |
---|---|---|
Партенопа, королева Неаполя | сопрано | Анна Мария Страда дель По |
Арсаче, принц Коринфа | высокий кастрированный | Антонио Бернакки |
Арминдо, принц Родосский | контральто | Франческа Бертолли |
Эмилий, принц Кумский | тенор | Аннибале Пио Фабри |
Росмира/Эвримена, принцесса Кипра и возлюбленная Арсака. | контральто | Антония Мериги |
Ормонте, друг Арминдо | бас | Иоганн Готфрид Реймшнайдер |
Краткое содержание
[ редактировать ]Сцена: Неаполь в древности.
Акт 1
[ редактировать ]В первой сцене мы видим королеву Партенопу, основательницу Неаполя, в своем тронном зале, украшенном статуей Аполлона, развлекающую своих гостей, среди которых красивый и лихой принц Арсак Коринфский, претендент на ее руку, а также довольно застенчивые и необщительные люди. доверие принца Арминдо Родосского, который тоже влюблен в Партенопу, но не может заставить себя сказать ей об этом. Приходит новый гость и представляет «себя» как принца Эвримену, но на самом деле «он» — замаскированная принцесса Росмира, предыдущая невеста Арсака, которую он бросил, когда решил попытаться добиться руки королевы Партенопы и которая выследила его, чтобы Неаполь. Арсаче поражен сходством новичка «Эвримены» со своей бывшей девушкой Росмирой и противостоит ей, когда они остаются одни. Росмира признает, что это она, и ругает его за непостоянство. Арсаче утверждает, что все еще любит ее, на что Розмира отвечает, что в этом случае он может доказать это, пообещав не раскрывать ее имя или то, что она женщина. Арсаче торжественно клянется сделать это.
«Эвримена» / Росмира также разговаривает с грустным Арминдо, который, как она обнаруживает, действительно любит Партенопу ради нее самой, а не просто гонится за ее положением и деньгами. Арминдо не может заставить себя сказать Партенопе, что любит ее, потому что думает, что она предпочитает Арсаче. Сама Партенопа также заметила, что Арминдо хандрит, и хочет знать, что с ним. Он признается ей в любви, на что она отвечает, что предана Арсаче. Услышав это, Росмира выходит вперед, замаскировавшись под «Эвримену», и говорит, что «он» тоже любит ее, надеясь уберечь Партенопу от Арсака, но при этом расстраивая Арминдо.
Прибывает еще один претендент на руку Партенопы, принц Эмилио из соседнего королевства Кумы. Он привел с собой свою армию и требует, чтобы она согласилась выйти за него замуж. Она отказывается, и он угрожает ей войной, на что она отвечает, что ее не запугать. Она говорит, что пойдет в бой и будет сражаться сама, и просит Арсаче возглавить ее войска, что вызывает зависть у других женихов.
Наедине с «Эврименой» Арминдо очень расстроен тем фактом, что «Эвримена» - его соперник, но «Эвримена» уверяет его, что на самом деле это не так.
Акт 2
[ редактировать ]
Второй акт начинается с изображения на сцене битвы между войсками Партенопа и Эмилио. Партенопа в конечном итоге побеждает, а Эмилио оказывается в тюрьме, но не раньше, чем Арминдо спас ее из опасной ситуации и тем самым спас ей жизнь. Росмира, под именем «Эвримена», также участвовала в битве и с гордостью утверждает, что «он» захватил Эмилио. Арсаче это отрицает, приписывая это себе. При этом «Эвримена» вызывает Арсака на дуэль.
Арминдо еще раз говорит Партенопе, как сильно он ее любит. На этот раз она более ободряет его, но не берет на себя никаких обязательств.
Арсаче пытается помириться с Росмирой, но она относится к нему очень пренебрежительно. Арсаче разрывается между желанием королевы Партенопы и своей старой любовью Росмирой.
Акт 3
[ редактировать ]
Росмира, все еще замаскированная под «Эвримену», говорит королеве Партенопе, что «он» вызвал Арсака на дуэль, потому что «его» послала принцесса Росмира, чтобы отомстить за ее честь человеку, который обещал жениться на ней, но бросил ее у алтаря. В ужасе Партенопа спрашивает Арсака, правда ли это, и тот вынужден признать, что это так. Партенопа заявляет, что больше не будет иметь с ним ничего общего; Арминдо кажется ей все лучше и лучше в качестве будущего мужа.
Арсаче проводит бессонную ночь, зная, что на следующий день ему предстоит сразиться с «Эврименой» на дуэли. Однако он не хочет драться на дуэли с девушкой, которую любит. Росмира приходит к нему в его комнаты под наблюдением Партенопы. Когда Арсаче называет имя Росмиры, Партенопа выходит вперед, обвиняя его в предательстве, и Росмира / «Эвримена» делает то же самое.
На следующее утро все собираются на дуэль Арсака и «Эвримены». Арсаче оказывается перед дилеммой, поскольку он торжественно поклялся не раскрывать личность Росмиры, но не может заставить себя драться на дуэли с девушкой. Внезапно охваченный вдохновением, он говорит, что как человек, которому бросили вызов, ему разрешено решать, как будет проводиться дуэль, - и требует, чтобы они сражались без рубашек. «Эвримена» колеблется, но остальные утверждают, что Арсаче прав, поэтому условия необходимо соблюдать. У «Эвримены» нет другого выбора, кроме как признать, что «он» на самом деле принцесса Росмира, и принять раскаявшегося Арсака в мужья. Партенопа выйдет замуж за обрадованного Арминдо, а Эмилио соберет свои войска и вернется домой в Кумы. [ 8 ] [ 9 ] [ 4 ]
Музыкальные особенности
[ редактировать ]Многие арии « Партенопы» короче, чем в предыдущих операх Генделя. [ 10 ] Произведение также необычно для творчества Генделя тем, что в третьем акте присутствует ансамбль, комический квартет. Также примечательна батальная сцена во втором акте с оркестровыми пассажами, перемежающимися речитативами и ариозо . [ 11 ]
Опера написана для двух флейт, двух гобоев, фагота, трубы, двух валторн, струнных и континуо (виолончель, лютня, клавесин).
Записи
[ редактировать ]Аудиозаписи
[ редактировать ]Год | Бросать Партенопа, Арсаче, Росмира, Арминдо, Эмилио |
Дирижер, оркестр |
Этикетка |
---|---|---|---|
1978 | Кристина Лаки, Рене Джейкобс , Хельга Мюллер Молинари, Джон Йорк Скиннер, Мартин Хилл |
Сигисвальд Куйкен , Маленькая группа |
Немецкий Harmonia Mundi/EMI CDS 7 47913-8 |
2004 | Розмари Джошуа , Лоуренс Заззо , Хилари Саммерс, Стивен Уоллес, Курт Стрейт |
Кристиан Курнин, Ранняя оперная труппа |
Чандос ЧАН 0719 |
2015 | Карина Говен , Филипп Жарусски , Тереза Иерволино, Эмоке Барат, Джон Марк Эйнсли , Лука Титтото |
Риккардо Минаси Золотое яблоко |
Уорнер Классикс , Эрато Рекордс |
Запись видео
[ редактировать ]Год | Бросать Партенопа, Арсаче, Росмира, Арминдо, Эмилио |
Дирижер, оркестр |
Продюсер | Этикетка |
---|---|---|---|---|
2008 | Ингер Дам-Йенсен , Андреас Шолль , Тува Земмингсен , Кристоф Дюмо , Пол Кнудсен |
Ларс Ульрик Мортенсен, Концерт Копенгаген |
Франсиско Негрин | Декка 0440 074 3348, Blu-ray 0440 074 3347 8 |
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Английской национальной оперы Программа , Партенопа , 8
- ^ Не путать с гораздо более поздним учебным заведением - Королевской музыкальной академией.
- ^ цитируется в программе Английской национальной оперы , Партенопа , 12.
- ^ Перейти обратно: а б «Партенопа» . Дом-музей Генделя. Архивировано из оригинала 6 ноября 2013 года . Проверено 7 июня 2014 г.
- ^ The Christian Science Monitor (23 сентября 1988 г.). «Небольшие оперные труппы дают возможность молодым певцам расти. ФЕСТИВАЛЬ В ОМАХЕ» . Христианский научный монитор . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ «Венский театр Ан дер Вин стал еще одним хитом с «Партенопой» » . КЦРГ-ТВ9. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 9 июня 2014 г.
- ^ «Партенопа» . Опера Сан-Франциско . Проверено 9 июня 2014 г.
- ^ «Краткий обзор Партенопа» . Би-би-си . Проверено 7 июня 2014 г.
- ^ « Партенопа: необычная сторона Г. Ф. Генделя» . NPR.org . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 7 июня 2014 г.
- ^ Блейкман, Эдвард (2009). Карманный справочник Фабера по Генделю . Фабер и Фабер. ISBN 978-0571238316 .
- ^ Берроуз, Дональд (15 июня 2012 г.). Гендель (Мастера-музыканты) . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199737369 .
- Источники
- Дин, Винтон (2006). Оперы Генделя, 1726-1741 гг . Бойделл Пресс. ISBN 1-84383-268-2 .
- Английская национальная опера , программа «Партенопа» , 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Итальянское либретто. Архивировано 5 июня 2011 года в Wayback Machine.
- Партенопа : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур