Невинность (опера)
Невинность | |
---|---|
Опера Кайи Саариахо | |
Либреттист | Софи Оксанен , перевод и адаптация Алекси Барьера |
Язык | Английский, финский, чешский, французский, румынский, шведский, немецкий, испанский, греческий |
Премьера | 3 июля 2021 г. |
«Невинность» — опера в пяти действиях финского композитора Кайи Саариахо . Либретто . было написано на финском языке Софи Оксанен и переведено/адаптировано Алекси Барьером
Опера была создана по совместному заказу Фестиваля Экс-ан-Прованса , Голландской национальной оперы , Финской национальной оперы и Оперы Сан-Франциско . [ 1 ] [ 2 ] Мировая премьера состоялась 3 июля 2021 года на фестивале в Экс-ан-Провансе под управлением Сюзанны Мялкки и режиссера Саймона Стоуна . [ 3 ]
Опера рассказывает переплетенные истории свадьбы в Хельсинки 2000-х годов и школьной стрельбы десятью годами ранее. [ 1 ] [ 4 ] и был описан как триллер . [ 5 ] [ 6 ]
Сюжет
[ редактировать ]Опера, действие которой происходит в Хельсинки XXI века , рассказывает переплетающиеся истории свадьбы Туомаса и Стелы и школьной стрельбы десятью годами ранее. Вскоре выясняется, что стрелок, которого недавно освободили, был братом Туомаса. Однако семья скрыла эти события от Стелы, желая дистанцироваться от этого события. Тереза, официантка, которую в последнюю минуту вызвали на свадьбу, подслушивает разговор о брате Туомаса; она мать одной из жертв перестрелки, Маркеты, которая на протяжении всей оперы появляется в виде призрака.
События свадебного приема перемежаются сценами из школы, рассказанными учителем. Хотя все персонажи на свадьбе играют оперных певцов, все выжившие студенты - «музыкальные актеры», разделяя их на то, что Саариахо и Оксанен называют «царством воспоминаний». На протяжении всей оперы исследуется причастность выживших студентов и Туомаса к трагедии, давая понять, что никто из них не является полностью невиновным. Однако стрелок никогда не появляется на сцене, вместо этого в опере основное внимание уделяется последствиям трагедии и ее влиянию на жертв.
В конце концов Тереза нарушает молчание, набрасываясь на мать Туомаса и требуя объяснений. Затем семья вынуждена объяснить трагедию Стеле, которая, к их удивлению, готова простить Туомаса. Туомас, однако, объясняет, что он чувствует личную ответственность за трагедию и не может избежать своего прошлого, и поэтому решает покинуть Стелу. Опера заканчивается тем, что Маркета жалобно поет Терезе, утешает ее и просит идти дальше. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Роли
[ редактировать ]Каждый персонаж поет на своем родном языке (финском, чешском, французском, румынском, шведском, немецком, испанском или греческом), а общение между персонажами происходит на английском языке. [ 1 ] Роль Маркеты, обозначенная в партитуре просто как «народная певица», включает в себя крики финских пастухов и импровизированные каденции. [ 7 ] [ 8 ] Роль была создана для и в сотрудничестве с Вилмой Яа , финно-угорской народной певицей и исследователем пастушьих песен, которая по состоянию на 2024 год исполняла эту роль во всех постановках на сегодняшний день. [ 3 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Роль | Язык | Тип голоса | Премьерный состав [ 3 ] |
---|---|---|---|
Официантка (Тереза) | чешский | меццо-сопрано | Магдалена Кожена |
Невеста (Стела) | румынский | лирическое сопрано | Лилиан Фарахани |
Свекровь (Патриция) | Французский | колоратурное сопрано | Сандрин Пиау |
Жених (Туомас) | финский | тенор | Маркус Нюканен |
Тесть (Хенрик) | финский | баритон | Туомас Пурсио |
Священник | финский | бас-баритон | Юкка Расилайнен |
Учитель (Сесилия) | Английский | певец | Люси Шелтон |
Студент 1 (Маркета) | финский | народный певец | Вилма Яа |
Студент 2 (Лилли) | Шведский | поющий актер | Лилли-Беате Мордал |
Студентка 3 (Ирис) | Французский | актер | Джули Хейг |
Студент 4 (Антон) | немецкий | актер | Саймон Клут |
Студент 5 (Джером) | испанский | актер | Камило Дельгадо Диас |
Студентка 6 (Алексия) | Греческий | актер | Марина Дюмон |
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение написано для следующего оркестра: [ 1 ]
Деревянные духовые инструменты[ редактировать ]
Латунь[ редактировать ]
Перкуссия[ редактировать ]Перкуссия 1[ редактировать ]
|
Перкуссия 2[ редактировать ]
Перкуссия 3[ редактировать ]
|
Перкуссия 4[ редактировать ]
Клавиатуры[ редактировать ]
Струны[ редактировать ]
|
Спектакли
[ редактировать ]«Невинности» Премьера состоялась 3 июля 2021 года на фестивале в Экс-ан-Провансе , где Сюзанна Мялкки дирижировала Лондонским симфоническим оркестром и Камерным хором Эстонской филармонии под руководством Саймона Стоуна . [ 3 ] [ 6 ] Впоследствии постановка была показана в октябре – ноябре 2022 года в Финской национальной опере . [ 10 ] в апреле–мае 2023 года в Королевском оперном театре , [ 2 ] [ 4 ] в октябре 2023 года в Голландской национальной опере , [ 9 ] и в июне 2024 года в Опере Сан-Франциско .
В 2022 году Метрополитен-опера в Нью-Йорке объявила, что представит постановку оперы Стоуна. Вскоре после смерти Саариахо в июне 2023 года они объявили, что это станет частью их сезона 2025–2026 годов. [ 12 ] После исполнения Саариахо станет первой женщиной-композитором, когда-либо поставившей две оперы в Метрополитене. (Ее первой была «L'Amour de loin» в 2016 году, это была только вторая опера женщины, когда-либо исполненная там). [ 8 ]
Прием
[ редактировать ]«Невиновность» была хорошо встречена критиками: Закари Вулф из «Нью-Йорк Таймс» назвал ее «шедевром» Саариахо. [ 6 ] В пятизвездочном обзоре лондонской постановки оперы для The Telegraph Николас Кеньон также назвал оперу «современным шедевром». [ 13 ] Ричард Моррисон из The Times дал опере четыре звезды, назвав ее «интуитивным, взрывоопасным триллером» и прокомментировав актуальность оперы. [ 14 ]
Эндрю Клементс дал опере несколько менее положительную оценку, поставив ей три звезды в The Guardian . Клементс похвалил либретто, постановку и «неизменно красивую» оркестровую музыку, но заявил, что музыка (особенно вокал) не соответствует высоте драмы. [ 15 ]
Особую похвалу получила игра Вилмы Яа в роли Маркиты и использование Саариахо в этой роли техник финского народного пения. [ 8 ] [ 15 ]
Мялкки охарактеризовал эту работу как «одну из самых важных работ нашего времени», а Саймон Рэттл Альбана Берга сравнил ее важность с важностью «Воццека» . [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Невинность | Кайя Саариахо» . www.wisemusicclassical.com . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Кристи, А.А. «Новая опера Кайи Саариахо «НЕВИННОСТЬ» делает свой долгожданный дебют в Великобритании» . BroadwayWorld.com . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «НЕВИННОСТЬ | Фестиваль Экс-ан-Прованс | 3 – 23 июля 2024 г.» . Фестиваль в Экс-ан-Провансе . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джил, Эрика (11 апреля 2023 г.). « Одно из самых важных произведений нашего времени» – внутри «Невинности», школьной оперы Кайи Саариахо» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Росс, Алекс (19 июля 2021 г.). «Возвышенный ужас «Невинности» Кайи Саариахо » . Житель Нью-Йорка . ISSN 0028-792X . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Вулф, Закари (07 июля 2021 г.). «Обзор: композитор создает свой шедевр с «невинностью» » . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Персонал, Operawire (01 августа 2021 г.). «Вопросы и ответы: Вилма Яа об исполнении Маркеты в «Невинности» Саариахо и ее мечте о возрождении финских народных музыкальных традиций» . ОпераВайр . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с « Незаменимый свет даже в самые мрачные моменты» – оперное наследие Кайи Саариахо» . Граммофон . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Салазар, Дэвид (15 августа 2023 г.). «Голландская национальная опера представит «Невиновность» Кайи Саариахо » . ОпераВайр . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Невинность» . Финская национальная опера и балет . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ «Биография Вилмы Яа» . www.sfopera.com . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Салазар, Франциско (5 июня 2023 г.). «Метрополитен-опера представит «Невиновность» Кайи Саариахо в 2025–2026 годах» . ОпераВайр . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Кеньон, Николас (18 апреля 2023 г.). «Невинность: эта школьная расстрельная опера — современный шедевр» . Телеграф . ISSN 0307-1235 . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Моррисон, Ричард (24 января 2024 г.). «Обзор невиновности — интуитивный, изменчивый оперный триллер» . Таймс . ISSN 0140-0460 . Проверено 24 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Клементс, Эндрю (18 апреля 2023 г.). «Обзор невиновности: яркая музыка Саариахо держит мучительную драму на расстоянии вытянутой руки» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 24 января 2024 г.