Эхнатон (опера)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2007 г. ) |
Эхнатон | |
---|---|
Опера Филипа Гласса | |
![]() Афиша к кинотрансляции постановки 2019 года в Метрополитен-опера | |
Либреттист | Филип Гласс, Шалом Голдман, Роберт Израэль, Ричард Ридделл и Джером Роббинс |
Премьера | 24 марта 1984 г. |
«Эхнатон» — опера в трёх действиях, основанная на жизни и религиозных убеждениях египетского фараона Эхнатона (Аменхотепа IV). [1] написанная американским композитором Филипом Глассом в 1983 году . Либретто написано Филипом Глассом совместно с Шаломом Голдманом, Робертом Израэлем, Ричардом Ридделлом и Джеромом Роббинсом . По словам композитора, это произведение является кульминацией трилогии, включающей две другие его биографические оперы: «Эйнштейн на пляже» (об Альберте Эйнштейне ) и «Сатьяграха» (о Махатме Ганди ). Этими тремя людьми двигало внутреннее видение, которое изменило эпоху, в которой они жили: Эхнатон в религии, Эйнштейн в науке и Ганди в политике.
Текст, взятый из оригинальных источников, исполняется на языках оригинала и сопровождается комментариями рассказчика на современном языке, например английском или немецком. Египетские тексты того периода взяты из поэмы самого Эхнатона, из Книги Мертвых , а также из выдержек из указов и писем периода Амарны , семнадцатилетнего периода правления Эхнатона. Остальные части написаны на аккадском и библейском иврите . Гимн Эхнатона Солнцу поется на языке публики.
История выступлений
[ редактировать ]«Эхнатон» был заказан Вюртембергским государственным театром в Штутгарте, а его мировая премьера состоялась 24 марта 1984 года в Штутгартском государственном театре под немецким названием «Эхнатон» . Пол Эссвуд исполнил главную партию, немецкий режиссер Ахим Фрейер поставил оперу в абстрактном стиле с весьма ритуальными движениями. Американская премьера в постановке Дэвида Фримена состоялась 12 октября 1984 года в Гранд-опера Хьюстона , где также состоялась премьера оперы Гласса «Создание представителя планеты 8» . Британская премьера, основанная на американской постановке, состоялась 17 июня 1985 года в Английской национальной опере в Лондонском Колизее . [2] Эта постановка была возрождена в лондонском Колизее в марте 1987 года.

Отмеченная наградами польская премьера в постановке Генрика Барановского состоялась 20 мая 2000 года в Большом театре в Лодзи . [3] Французская премьера состоялась 23 сентября 2002 года в Национальной опере Рейн в Страсбурге. [4] как совместная постановка с Бостонской лирической оперой , премьера которой состоялась в феврале 2002 года. [5] Премьера новой совместной постановки Английской национальной оперы и оперы Лос-Анджелеса в сотрудничестве с Improbable под руководством Фелима МакДермотта с Энтони Ротом Костанцо и Закари Джеймсом в главных ролях состоялась 4 марта 2016 года в лондонском Колизее, получившем премию Оливье 2017 года, а также в Опере Лос-Анджелеса. 5 ноября 2016 г. [6] Возрождение этой постановки в Лондоне произошло в марте 2019 года, и она была показана в Метрополитен-опера в сезоне 2019/2020, выиграв премию Грэмми 2022 года за лучшую оперную запись . [7] Производство Met 2019 года транслировалось онлайн 20 июня, 14 ноября 2020 года и 12 февраля 2021 года и возобновилось в 2022 году. [8] [9] [10] [11] Премьера новой постановки, поставленной и поставленной Нанин Линнинг, состоялась в Театре Гейдельберга 6 июня 2014 года. [12] Премьера еще одной новой постановки Лауры Скоцци состоялась в Оперном Бонне 11 марта 2018 года. [13]
Спектакль в ноябре 2020 года в Опере Ниццы на Лазурном берегу был показан без публики и показан онлайн из-за пандемии COVID-19 . Этот спектакль был поставлен и поставлен давней соратницей Glass Люсиндой Чайлдс , которая проводила репетиции удаленно. Она также исполнила в опере говорящие партии, которые были заранее записаны и проецировались во время спектакля. [14] [15]
Роли
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может содержать чрезмерное количество сложных деталей, которые могут заинтересовать только определенную аудиторию . ( декабрь 2019 г. ) |
Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, Штутгарт, 24 марта 1984 г. | ENO, Лондон, июнь 1985 г. [2] | Запись CBS, 1987 г. [16] | Оклендский оперный театр, 2004 г. [17] [18] | ENO, Лондон, март 2016 г., [6] март 2019 г. [7] [19] | Лос-Анджелес Опера, ноябрь 2016 г. [20] | Театр Бонн , март 2018 г. [21] | Метрополитен-опера, Нью-Йорк, ноябрь 2019 г. [22] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Эхнатон | контртенор | Пол Эссвуд | Кристофер Робсон | (как Штутгарт) | Пол Флайт | Энтони Рот Костанцо | Энтони Рот Костанцо | Бенно Шахтнер | Энтони Рот Костанцо |
Нефертити , жена Эхнатона | контральто | Милагро Варгас | Салли Берджесс | (как Штутгарт) | Дарла Виггинтон | Эмма Кэррингтон (2016) Кэти Стивенсон (2019) |
Дж'Най Бриджес | Сюзанна Блаттер | Дж'Най Бриджес |
Королева Тай , мать Эхнатона | сопрано | Мария Хусманн/ Мелинда Либерман |
Мари Анхель | Мелинда Либерман | Анджела Дин-Бахам | Ребекка Баттон | Стейси Таппан | Мари Хешен | Дизелла Ларусдоттир |
Хоремхаб , генерал и будущий фараон | баритон | Вольфганг Пробст / Теро Ханнула |
Кристофер Бут-Джонс | Теро Ханнула | Мартин Белл | Джеймс Клевертон | Кихун Юн | Гиоргос Канарис | Уилл Ливерман |
Верховный жрец Амона | тенор | Хельмут Хольцапфель | Грэм Мэтисон-Брюс | (как Штутгарт) | Алан Кокран | Колин Джадсон | Фредерик Баллентайн | Йоханнес Мертес | Аарон Блейк |
Да , отец Нефертити и советник фараона. | бас | Конрад Арльт/ Корнелиус Гауптманн |
Ричард Анг | Корнелиус Гауптманн | Джон Минагро | Клайв Бэйли (2016) Кил Уотсон (2019) |
Патрик Блэквелл | Мартин Цонев/Джеймс Хомман | Ричард Бернштейн |
Дочери Эхнатона: в грехах Меретатен в моделях Анхесенпаатен Нефернеферуатен Сотопенре |
3 сопрано , 3 контральто |
Виктория Шнидер Линна Вильгельм-Кёнигер Мария Купилова-Тича Кристина Вехтлер Джеральдин Роуз Анжелика Блэк |
Дженис Келли Этна Робинсон Тэмсин Дайвс Розмари Эш Эйлин Халс Линда Кухня |
(как Штутгарт) | Клэр Эггингтон Алекса Мейсон Рози Ролс Анна Хантли Кэти Брэй Виктория Грей (2016); Шарлотта Шоу Хейзел МакБейн Рози Ролс Лидия Маркионе Элизабет Линч Марта Джонс Ангарад Лиддон (2019) |
Такой молодой Парк Саммер Хасан Элизабет Жарофф Мишель Сименс Мишель Хеммингс Шармай Мусаккио |
Вардени Давидян Бриджит Юнг Мартина Келлерманн Мариан Фрайбург Жоэль Флёри Рамуне Слюаускене |
Линдси Озе Карен-чиа-лин Хо Кристал Э. Уильямс Энни Розен Оливия Голосовать Сюзанна Хендрикс | |
Аменхотеп III , отец Эхнатона | разговорная роль | Дэвид Уоррилоу | (как Штутгарт) | Майкл Мохаммед | — | — | Томас Делер | Закари Джеймс | |
Писец / Туристический гид | рассказчик | Хильдегард Венш/ Дэвид Уоррилоу |
Джордж Хэрвуд | Дэвид Уоррилоу | Закари Джеймс | Закари Джеймс | Закари Джеймс | ||
Молодой Тутанхамон | не говорящая роль | — | — | — | — | Джошуа Симпсон/Дилан Роудс (2016); Юэн Хокинс/Тилан Эрнандес (2019) |
Кристиан Дж. Коннер | ||
Две сестры | — | — | — | — | — | Роуз Вайсгербер/Шева Теховал Ава Гезелл |
— | ||
Малый мужской хор (священники), большой оперный хор (народ Египта) | |||||||||
Творческий коллектив | |||||||||
Дирижер | Деннис Рассел Дэвис | Пол Дэниэл | (как Штутгарт) | Дейдре МакКлюр | Karen Kamensek | Мэтью Окойн | Стефан Зиллиас | Karen Kamensek | |
Директор | Ахим Фрейер | Дэвид Фриман | — | Эллен Себастьян Чанг | Фелим МакДермотт | Фелим МакДермотт | Лаура Скоцци | Фелим МакДермотт | |
Художник-постановщик | Илона и Ахим Фрейер | Дэвид Роджер | — | Tom Pye | Tom Pye | Наташа Ле Гуэн де Кернейзон | Tom Pye | ||
Художник по свету | Ханнс Йоахим Хаас | Ричард Ридделл | — | Бруно Поэт ; Гэри Джеймс (2019) | Бруно Поэт | Фридель Грасс | Бруно Поэт |
Музыка
[ редактировать ]Размер оркестра примерно такой же, как и в опере начала XIX века: 2 флейты (одна дублирует пикколо ), 2 гобоя (оба дублируют гобой д'амур ), 2 кларнета , бас-кларнет , 2 фагота , 2 валторны , 2 трубы , 2 тромбона , туба , перкуссия (3 игрока), челеста (дублирующий синтезатор ), 12 альтов , 8 виолончелей и 6 контрабасов . [23]
Поскольку Штутгартский государственный оперный в 1984 году реставрировался театр, а оркестровая яма Kleines Haus в Штутгартском государственном театре , где должна была состояться премьера, была значительно меньше, Гласс решил полностью исключить скрипки (около 20), придавая оркестру более мрачный характер, соответствующий теме. Помимо этого, на тот момент это был самый «традиционный» оперный оркестр Гласса (по сравнению с «Эйнштейном на пляже» из шести человек , написанным для ансамбля Филипа Гласса , и «Сатьяграхой» , написанной только для деревянных духовых инструментов и струнных ). [ оригинальное исследование? ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Опера разделена на три действия:
Акт 1: Первый год правления Эхнатона в Фивах
[ редактировать ]Прелюдия, куплет 1, куплет 2, куплет 3
Установленные в тональности ля минор , струны представляют тему баса со следующими вариациями. ( Пассакалья ). Писец читает погребальные тексты из пирамид . «Открыты двойные двери горизонта, незаперты засовы его».
Сцена 1: Похороны отца Эхнатона Аменхотепа III.
Под звуки барабанов Айе и небольшой мужской хор поют похоронный гимн на египетском языке, к которому позже присоединяется весь хор. Музыка в основном представляет собой марш, основанный на аккордах ля мажор и фа минор мажорной (с добавленной секстой ), [24] и к концу возрастает до экстатической интенсивности.
Сцена 2: Коронация Эхнатона
После продолжительного оркестрового вступления, во время которого появляется Эхнатон, возвещаемый сольной трубой, Первосвященник, Айе и Хоремхаб поют ритуальный текст. После этого Рассказчик перечисляет список королевских титулов, данных Эхнатону во время его коронации. После коронации хор повторяет ритуальный текст с начала сцены. Опять же, основная тональность – ля минор.
Сцена 3: Окно появлений
После вступления ля минор, в котором преобладают трубчатые колокольчики , Эхнатон поет хвалу Создателю (на египетском языке) в окне публичных выступлений. Это первый раз, когда он по-настоящему поет, после того, как он уже находится на сцене 20 минут (и 40 минут оперы), и эффект его контртенора (который в 1983 году был еще более редок, чем сейчас) поражает. К нему присоединяется королева Тай, чье сопрано возвышается над вскоре переплетающимися голосами королевской четы, а позже Нефертити , которая на самом деле поет более низкие ноты, чем он.
Акт 2: От 5 до 15 лет в Фивах и Ахетатоне.
[ редактировать ]Сцена 1: Храм
Сцена снова открывается в ля миноре, когда Первосвященник и группа священников поют гимн Амону , главному богу старого порядка, в его храме. Музыка становится все более драматичной, поскольку Эхнатон вместе с королевой Тай и его последователями нападают на храм. В этой сцене есть только бессловесное пение. Гармонии становятся очень хроматическими, достигая, наконец, мажор ля и ми минор . Крыша храма снята, и лучи бога Солнца Атона проникают в храм, тем самым положив конец правлению Амона и заложив основу для поклонения Единому Богу: Богу Солнца Атону.
Сцена 2: Эхнатон и Нефертити.
Две соло-виолончели представляют «тему любви». В сопровождении тромбона соло, а гармония переключается на B(sus), Рассказчик читает молитвенное стихотворение богу Солнца. Струнные мягко берут на себя музыку ми минор, и снова читается то же стихотворение, на этот раз уже как любовное стихотворение Эхнатона к Нефертити. Затем Эхнатон и Нефертити поют друг другу один и тот же текст (на египетском языке) как интимный любовный дуэт. Через некоторое время к ним в качестве самого высокого голоса присоединяется труба, связанная с Эхнатоном, превращающая дуэт в трио.
Сцена 3: Город – Танец
Рассказчик произносит текст, взятый из пограничных камней новой столицы империи Ахет-Атона («Горизонт Атона»), описывая строительство города с большими, наполненными светом пространствами. После духовых фанфар завершение строительства города празднуется беззаботным танцем, контрастирующим с суровой ритуальной музыкой, с которой началось это действие. (В штутгартской премьере танец фактически описывал строительство города.) Танцевальная сцена была исключена из британской премьерной постановки и ее возрождения 1987 года. [2]
Сцена 4: Гимн
Далее следует гимн единственному богу Атону, длинная ария (попеременно ля минор и ля мажор) Эхнатона и центральная часть оперы. Примечательно, что это единственный текст, исполненный на языке слушателей, восхваляющий солнце, дающее жизнь всему. После арии хор за сценой поет 104-й псалом на иврите , написанный примерно 400 лет спустя и имеющий сильное сходство с гимном Эхнатона, тем самым подчеркивая, что Эхнатон стал первым основателем монотеистической религии.
Акт 3: 17 год и настоящее время
[ редактировать ]Эхнатон, 1358 г. до н.э.
Сцена 1: Семья
Два гобоя д'амур играют «тему любви» из второго акта. Эхнатон, Нефертити и их шесть дочерей молча поют в созерцании. Они не обращают внимания на то, что происходит за пределами дворца. Когда музыка переключается с ми минор на фа минор , Рассказчик читает письма сирийских вассалов с просьбой о помощи против их врагов. Поскольку король не посылает войска, его землю захватывают и разворовывают враги. Сцена снова фокусируется на Эхнатоне и его семье, все еще не обращающих внимания на развал страны.
Сцена 2: Атака и падение города
Музыка снова переходит в энергичный фа минор. Хоремхаб, Айе и Верховный Жрец Амона подстрекают народ (как хор), распевая часть писем вассала (на их оригинальном аккадском языке ), пока, наконец, дворец не подвергнется нападению, королевская семья не будет убита, а город Солнца не разрушен. .
Сцена 3: Руины
Возвращается музыка самого начала оперы. Писец читает надпись на могиле Айе, восхваляя смерть «великого преступника» и новое правление старых богов. Затем он описывает восстановление храма Амона сыном Эхнатона Тутанхамоном . Музыка прелюдии становится сильнее, и действие перемещается в современный Египет, к руинам Амарны , бывшей столицы Ахетатона. Рассказчик выглядит как современный туристический гид и произносит текст из путеводителя, описывая руины. «От этого славного города храмов и дворцов ничего не осталось».
Сцена 4: Эпилог
Появляются призраки Эхнатона, Нефертити и королевы Тай, безмолвно поющие среди руин. На горизонте появляется похоронная процессия из начала оперы, и они присоединяются к ней. Музыка представляет собой басовую партию из начала «Эйнштейна на пляже» , первой части «портретной» трилогии Гласса (вторая — « Сатьяграха» , а третья — «Эхнатон» ), тем самым обеспечивая музыкальную основу для всей трилогии.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Четвертый сезон Netflix « оригинального сериала Очень странные дела» включает в себя треки «Окно появления» и «Эхнатон и Нефертити» в седьмом эпизоде. [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Композитор использует написание Эхнатон , тогда как более традиционное написание имени — Эхнатон . Учитывая природу египетских иероглифов , отсутствие гласной не имеет лингвистического значения. В этой статье первая версия относится к опере, а вторая — к фараону.
- ^ Jump up to: а б с Программа ЭНО ЭНО (1985) и (1987)
- ^ «Эхнатон» . Цифровой музей Большого театра в Лодзи . Большой театр в Лодзи . Проверено 4 декабря 2019 г.
- ^ «Эхнатон, чарующее Стекло» . Освобождение . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ «Опера для масс» . Новости Дезерета. 17 февраля 2000 г. Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Программа ЭНО ЭНОТОН (2016)
- ^ Jump up to: а б « Эхнатон » . eno.org . Проверено 2 марта 2019 г.
- ^ «14 неделя» . www.metopera.org . Проверено 15 октября 2020 г.
- ^ «Ночные стримы Met Opera» . www.metopera.org . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ «Метрополитен-опера отменяет сезон 2020–21» . www.metopera.org . Проверено 15 октября 2020 г.
- ^ Бароне, Джошуа (20 мая 2022 г.). «Обзор: «Эхнатон» Метрополитена делает круг победы после Грэмми» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Премьера «Эхнатона» в Гейдельберге, возвращение культового произведения 30-летней давности» . Газета Рейн-Неккар . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ «Притча о религии и насилии» Эхнатона « Филипа Гласса в Бонне» . Опера и танец . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Ллойд, Гилли (26 ноября 2020 г.). «Опера Ниццы представляет «Эхнатона» Филипа Гласса онлайн» . Ривьера Базз . Проверено 2 января 2021 г.
- ^ Опера «Ницца Лазурный Берег» (20 ноября 2020 г.). «АХНАТЕН от Philip Glass 4K (доступны субтитры Français/Angais)» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 г. Проверено 2 января 2021 г. - через YouTube.
- ^ Эхнатон, запись CBS (1987)
- ^ «Филип Гласс: Эхнатон » . classic-music-review.org . Проверено 7 декабря 2019 г.
- ^ «Эхнатон» . Опера Таттлер . Проверено 7 декабря 2019 г.
- ^ Программа ЭНО Эхнатона (2019)
- ^ «ЛА Опера Эхнатон » . Архивировано из оригинала 4 мая 2018 года . Проверено 7 декабря 2019 г.
- ^ «Театр Бонн» . Архивировано из оригинала 8 мая 2017 г.
- ^ « Эхнатон » . http://metopera.org . Архивировано из оригинала 22 мая 2019 года . Проверено 7 декабря 2019 г.
- ^ «Филип Гласс – Эхнатон (1983)» . Мудрая классическая музыка . Проверено 7 декабря 2019 г.
- ^ или его эквивалентный аккорд си мажор 9
- ^ «Новый сезон «Очень странных дел» полон итальянской оперы и классической музыки» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Штутгартский государственный театр, мировая премьера, программа (1984)
- Заметки композитора - Филип Гласс и создание оперы, Майкл Блэквуд (директор), (1985)
- Буклет на компакт-диске (солисты, хор и оркестр Штутгартской государственной оперы, Деннис Рассел Дэвис , дир., CBS 1987)
- Гласс, Филип; Джонс, Роберт Т. (1995). Музыка Филипа Гласса . Да Капо. ISBN 978-0-306-80636-0 . OCLC 424030462 .
- Блэк, К. Роберт (2008). Минималисты . Федон. ISBN 978-0-7148-4773-3 . OCLC 971783837 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эхнатон , philipglass.com
- « Эхнатон » (подробности работы) (на французском и английском языках). ИРКАМ .
- Филип Гласс: Эхнатен (Live from the Met) , онлайн-трансляция полной концертной записи на Bandcamp
- «Массовое убийство на Ниле» , рецензия на премьеру, Рудольф Хольвег, Die Zeit , 30 марта 1984 г. (на немецком языке)
- Обзор Opera Britannia , 4 февраля 2016 г.
- Интервью с четырьмя главными актерами постановки MET 2019 года — Энтони Ротом Костанцо, Дж'Най Бриджес, Дизеллой Ларусдоттир и Закари Джеймс, египтологом Домиником Перри , 29 октября 2019 г. (дата указана интервьюером в электронном письме)
- Как создается опера на YouTube , опубликовано 4 декабря 2019 г. Vox Media
- 1984 оперы
- Композиции с рассказчиком
- Культурные изображения Эхнатона
- Культурные изображения Нефертити
- Художественная литература, действие которой происходит во времена Восемнадцатой династии Египта.
- Оперы, действие которых происходит в Древнем Египте
- Минималистические оперы
- Многоязычные оперы
- Оперы
- Оперы Филипа Гласса
- Альбомы Филипа Гласса
- Работы происходят в 14 веке до нашей эры.