Концерт для скрипки № 1 (Стекло)
Филипа Гласса был Концерт для скрипки № 1 заказан Оркестром американских композиторов для солиста Пола Зукофски , премьера которого состоялась в Нью-Йорке 5 апреля 1987 года. Произведение было написано с учетом покойного отца Гласса. [1] Произведение быстро стало одним из самых популярных произведений Гласса. [2] Обычно продолжительность выполнения составляет около 25–30 минут.
Концепция
[ редактировать ]Гласса После первых опер дирижер знаменует Деннис Рассел Дэвис призывал композитора писать больше оркестровых произведений, и этот концерт собой первое полномасштабное предприятие Гласса в области нетеатрального оркестрового сочинения. [3]
Первоначальная концепция Гласса заключалась в пятичастном произведении , и Зукофски просил медленный, высокий финал. [4] Однако по мере развития процесса композиции Гласс решил, что пять частей — это слишком много, и остановился на более традиционном трехчастном формате. По мнению Гласса, эта традиционная структура была не уступкой формальности, а просто результатом того, что работа нашла «собственный голос», поскольку первая и вторая части превратились в более длинные произведения, чем он изначально задумал. [4] Работа была написана с мыслью об отце Гласса, Бене, несмотря на смерть последнего примерно шестнадцатью годами ранее: «Я написал это произведение в 1987 году, думая: позвольте мне написать произведение, которое понравилось бы моему отцу [...] Очень умное произведение. хороший человек, не имевший никакого музыкального образования, но такой человек, который заполняет концертные залы [...] Это популярно, так и должно быть - это для моего отца». [1]
Инструментарий
[ редактировать ]Концерт написан для скрипки соло ; две флейты (одна сдвоенная пикколо ), два гобоя , два B♭ кларнета , кларнет E♭ , бас-кларнет , два фагота ; четыре валторны , три трубы , два теноровых тромбона , бас-тромбон , туба ; литавры , малый барабан , большой барабан , деревянный блок , треугольник , тарелки , арфа и струны . [5]
Структура
[ редактировать ]Индикация метронома в четвертных нотах в минуту: [6] [7]
= 104 —
= 120
= с. 108 [6] или в. 96 [7]
= с. 150 — Кода : Чуть меньше
= 104
Движение I
[ редактировать ]Первая часть характеризуется серией легких пульсирующих аккордов , которые периодически появляются на протяжении всей части, с небольшими изменениями при каждом повторении. Скрипка-соло вступает в движение в начале движения, играя довольно быстрые арпеджио , которые постепенно расширяются, охватывая весь диапазон инструмента. Далее следует краткое повторение мотива вступительного аккорда , затем вступает духовая секция с узором плотно гармонизированных аккордов, из которых скрипка извлекает высокую мелодию . Затем пьеса погружается в интенсивный ритмичный рисунок, где полный оркестр аккомпанирует скрипке в более сложном арпеджио, прежде чем снова вернуться к пульсирующему аккордному мотиву. Движение развивается за счет повторного обращения и изменения этих элементов, в то же время привнося движение октавы в линию скрипки соло, которое является прообразом основной характеристики второй части. Часть завершается diminuendo повторением вступительного мотива скрипки.
Часть II
[ редактировать ]Вторая часть открывается последовательностью ломаных аккордов , а низкие струнные и деревянные духовые инструменты начинают нисходящий рисунок баса , который они будут повторять на протяжении всей части. Остальная часть оркестра появляется в последующих повторениях основного баса, накапливая слои гармонии. Как только это установлено, скрипка вступает с серией высоких мотивов: одно легато , состоящее в основном из повторяющихся длительных нот, и два из арпеджио. После создания эти мотивы поровну распределяются между солистом и оркестром: солист играет один, а оркестр играет один из других, перемещая мотив между частями оркестра. Фокус плавно перемещается между солистом и оркестром, при этом никто не доминирует над другим и не конкурирует за фокус. Пик движения приходится на половину пути, и гармонические слои исчезают один за другим, скрипка колеблется между идеальной квинтой в двух октавах, не останавливаясь на тонике .
Часть III
[ редактировать ]После непродолжительной задержки на одном аккорде оркестр переходит в ритм латиноамериканского происхождения вместе с расстроенной деревянной перкуссией . С появлением скрипки движение входит в танцевальную последовательность, которая неоднократно приближается к ритму, но в последний момент отклоняется от разрешения. За пределами танцевального сегмента возникает медленный финал, о котором просил Зукофски: темп падает, и появляется вариация пульсирующего аккордного мотива из первой части, чтобы поддержать скрипку, играющую мягкую завершающую тему, повторяющую основной материал второй части.
Прием
[ редактировать ]Это произведение быстро стало одним из самых популярных произведений Гласса. [2] и появляется в ряде записей. Гидон Кремер , первый солист, записавший это произведение, говорит, что концерт «является типичным произведением Гласса, в котором некий загадочный драйв позволяет исполнителю чувствовать себя одновременно связанным строгим ритмом и свободным в своей фантазии». [8] Успех концерта вдохновил Гласса заняться еще более оркестровым сочинением: его первое полностью сформированное произведение только для оркестра, «Свет» последовало множество концертов и симфоний. , появилось в том же году, что и скрипичный концерт, за которым в последующие годы годы. Бразильский флейтист Джеймс Штраус переписал пьесу для флейты при поддержке Филипа Гласса. [9]
Наследие
[ редактировать ]Отрывки из концерта занимают видное место в «задумчивом» саундтреке к Эммануэля Каррера франкоязычному фильму 2005 года «Усы» . [10]
Записи
[ редактировать ]Известные записи этой композиции включают:
Скрипка | Дирижер | Оркестр | Звукозаписывающая компания | Год записи | Формат |
---|---|---|---|---|---|
Стойка на руль | Кристоф фон Донаньи | Венская филармония | Немецкий граммофон | 1993 | компакт-диск |
Роберт Макдаффи | Кристоф Эшенбах | Хьюстонский симфонический оркестр | Теларк | 1998 | компакт-диск |
Адель Энтони | Такуо Юаса | Ольстерский оркестр | Наксос | 1999 | компакт-диск |
Рено Капюсон | Деннис Рассел Дэвис | Оркестр Брукнера в Линце | Музыка Орандж Маунтин | 2017 | компакт-диск |
Дэвид Небель | Кристьян Ярви | Лондонский симфонический оркестр | Сони Классик | 2018 | компакт-диск |
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мэйкок 2002 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Концертная программа BBC Proms 2009 (Променад 37), с. 3.
- ^ Мэйкок 2002 , стр. 70–71.
- ^ Перейти обратно: а б Мэйкок 2002 , с. 107.
- ^ «Филип Гласс: Музыка: Концерт для скрипки с оркестром» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2009 г. Проверено 18 августа 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Примечания к компакт-диску 1993 года с Гидоном Кремером , Deutsche Grammophon , 437091-2, буклет, стр. 1
- ^ Перейти обратно: а б Примечания к компакт-диску 1999 года с Робертом Макдаффи , Telarc , CD-80494, буклет, стр. 12.
- ^ Концертная программа BBC Proms 2009 (Променад 37), с. 5.
- ^ «Naxos Music UK: основные моменты декабря 2019 г.» (PDF) . п. 51 . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ Ромни, Джонатан (31 мая 2005 г.). «Усы (La Moustache)» . screendaily.com . Экран Интернешнл . Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 года.
Источники
[ редактировать ]- Мэйкок, Роберт (2002). Стекло: Портрет . Святилище. ISBN 978-1-86074-347-4 .