Концерт для клавесина (Стекло)

Концерт для клавесина с оркестром был завершен Филипом Глассом весной 2002 года. Он был заказан Чарльзом и Дайаной Кэри для Северо-Западного камерного оркестра. [1] и опубликовано Dunvagen Music. Гласс написал концерт, традициях барокко помня о ; однако, чтобы подойти к произведению на современном языке, он призывает современный камерный оркестр аккомпанировать клавесину . Сиэтле , Премьера концерта состоялась в сентябре 2002 года в где Дэвид Шрейдер в качестве солиста выступал с Северо-западным камерным оркестром. [2] Продолжительность примерно 20 минут. [3] Концерт был включен в Concerto Project Гласса , сборник в четырех томах.
Инструментарий
[ редактировать ]Для этого концерта требуется относительно небольшой камерный оркестр: [3]
- одна флейта , два гобоя , один фагот
- две валторны фа мажор
- Струны : первая скрипка , вторая скрипка, альт , виолончель , контрабас.
- Соло-клавесин
Структура
[ редактировать ]Произведение написано в стандартном трехчастном концертном формате с характерным быстро-медленно-быстрым развитием.
Первое движение
[ редактировать ]Концерт открывается масштабной длинной трелью, играемой клавесином, которая сначала кажется напоминающей Баха , а затем решительно превращается в узнаваемую конфигурацию триолей в стиле Гласса. Оркестр в этот момент звучит тихо и примерно через сорок секунд выходит на сцену короткими всплесками, которые способствуют быстрому вращению клавесина. Движение несколько замедляется и переходит во вторую часть, более лирическую, в которой преобладают струнные. Вскоре после этого тихо заиграли валторны, позволяя солисту вернуться. После периода развития восьмиминутная часть напоминает баховскую тему, представленную вначале, и подходит к концу.
Второе движение
[ редактировать ]Более медленная десятиминутная вторая часть начинается с простого повторяющегося ритма клавесина, который через короткое время переходит в лирическую тему в стиле необарокко. Далее следует краткое развитие событий. За этим следует широкое выступление духовых инструментов, после чего струнные и духовые вводят вторую тему. Заявление повторяется после трепетной паузы на клавесине. Вскоре после этого клавесин развивает свой вступительный материал; Позже к нему присоединяются струнные, которые представляют собой изменчивую минималистическую тему, продолжающуюся ниже. Примерно через две минуты флейты, фагот и гобой начинают разнообразное и продолжительное партнерство, а струны и клавесин создают нежный пульс. После повторения второй темы движение завершается возвращением к вступительным отрывкам.
Третье движение
[ редактировать ]Финальная часть начинается с восторженного взрыва оркестра, быстрой мажорной темы, которую затем повторяет клавесин. Затем следует игривый обмен мнениями между солистом и духовыми инструментами; после этого струны образуют сложный цикл триолей под аккомпанемент духовых инструментов. Богатая контрапунктами, эта часть уступает место дальнейшей спирали медных духовых инструментов с дополнительной поддержкой клавесина. Концерт завершается вариацией Гайднеска , завершающейся мощным четырехнотным мотивом, который Гласс также использует в заключении своего Концерта для виолончели № 1 и Тирольского фортепианного концерта . Вероятно, Гласса вдохновил фирменный финал концерта Рахманинова , также состоящий из четырех быстрых нот.
Анализ
[ редактировать ]Отход от минимализма
[ редактировать ]Хотя Филипа Гласса, хотя и противоречиво, часто называют минималистом , композитору не нравится эта терминология. Эта композиция является свидетельством недавнего отказа Glass от этого лейбла. В его более поздних работах очевидно направление более « классического » пути; другие примеры включают Тирольский концерт, Первый концерт для виолончели и Второй фортепианный концерт . Несмотря на многие остаточные минималистские характеристики на протяжении всего произведения, такие как повторяющиеся триоли и относительно постоянный пульс, концерт чрезвычайно разнообразен, особенно во второй части. Темы не повторяются в заметно увеличенном объеме и имеют тенденцию группироваться в группы по две штуки (мало чем отличается от тематической структуры симфонических произведений Моцарта или Гайдна). Гласс также завершается в сильной мажорной тональности - стилистическое решение, которого избегали во многих его ранних произведениях.
Необарокко
[ редактировать ]В этом концерте заметно влияние барокко , периода, который Гласс тщательно изучал, будучи студентом, и из репертуара которого он часто выступал. [4] Во вступительной части Гласс склоняет голову в сторону Баха, чьи концерты для клавесина являются заметной отсылкой к композиции этого произведения. Кроме того, средняя часть содержит плавную вступительную тему, которая снова перекликается с Бахом и, возможно, Генделем . Заключительная часть по своей природе почти моцартовская, еще один намек на традицию.
Спектакли
[ редактировать ]Премьера произведения состоялась 21 сентября 2002 года в сиэтлском Benaroya Hall . Солисткой стала Джиллон Стоппелс Дюпри . Произведение было включено во второй том проекта Филипа Гласса «Концерт».
- 2002: Джиллон Стоппелс Дюпри (клавесин) и Ральф Готони (с Северо-Западным камерным оркестром), записано в 2006 году, выпущено в 2006 году на The Concerto Project Vol. II (Музыка Оранжевой горы) как «Концерт для клавесина с оркестром» (19:32).
- 2011: Эллиот Фигг (клавесин) и Джоэл Сакс , 8 ноября 2010 года, с ансамблем Нью-Джульярд , Нью-Йорк.
- 2012: Кристофер Д. Льюис (клавесин) и Николь Пеймент , 3 марта 2012 года, с ансамблем новой музыки Музыкальной консерватории Сан-Франциско .
- 2023: Джиллон Стоппелс Дюпри (клавесин) с Уэсли Шульцем дирижирует участниками Сиэтлского барочного оркестра и Обернского симфонического оркестра, 14 мая 2023 года, в зале Центра исполнительских искусств Federal Way, Вашингтон. Исполнение на «оригинальном инструменте» с использованием того же клавесина, на котором г-жа Дюпри играла на премьере, с несколькими оригинальными струнными исполнителями.
См. также
[ редактировать ]- Концерт для клавесина
- Список композиций Филипа Гласса
- Минимализм
- Сергей Рахманинов
- Авангард
- Концертный проект
- Модернизм
- Список композиторов-классиков двадцатого века
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «www.philipglass.com/concerto_for_harpsichord_and_orchestra/commission» . Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. Проверено 30 декабря 2011 г.
- ^ «www.philipglass.com/concertonotes» . Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. Проверено 30 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б "Дом" . www.wisemusicclassical.com .
- ^ «www.philipglass.com/concerto_for_harpsichord_and_orchestra/notesII» . Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. Проверено 30 декабря 2011 г.