Jump to content

Концерт для клавесина (Стекло)

Филип Гласс

Концерт для клавесина с оркестром был завершен Филипом Глассом весной 2002 года. Он был заказан Чарльзом и Дайаной Кэри для Северо-Западного камерного оркестра. [1] и опубликовано Dunvagen Music. Гласс написал концерт, традициях барокко помня о ; однако, чтобы подойти к произведению на современном языке, он призывает современный камерный оркестр аккомпанировать клавесину . Сиэтле , Премьера концерта состоялась в сентябре 2002 года в где Дэвид Шрейдер в качестве солиста выступал с Северо-западным камерным оркестром. [2] Продолжительность примерно 20 минут. [3] Концерт был включен в Concerto Project Гласса , сборник в четырех томах.

Инструментарий

[ редактировать ]

Для этого концерта требуется относительно небольшой камерный оркестр: [3]

Структура

[ редактировать ]

Произведение написано в стандартном трехчастном концертном формате с характерным быстро-медленно-быстрым развитием.

Первое движение

[ редактировать ]

Концерт открывается масштабной длинной трелью, играемой клавесином, которая сначала кажется напоминающей Баха , а затем решительно превращается в узнаваемую конфигурацию триолей в стиле Гласса. Оркестр в этот момент звучит тихо и примерно через сорок секунд выходит на сцену короткими всплесками, которые способствуют быстрому вращению клавесина. Движение несколько замедляется и переходит во вторую часть, более лирическую, в которой преобладают струнные. Вскоре после этого тихо заиграли валторны, позволяя солисту вернуться. После периода развития восьмиминутная часть напоминает баховскую тему, представленную вначале, и подходит к концу.

Второе движение

[ редактировать ]

Более медленная десятиминутная вторая часть начинается с простого повторяющегося ритма клавесина, который через короткое время переходит в лирическую тему в стиле необарокко. Далее следует краткое развитие событий. За этим следует широкое выступление духовых инструментов, после чего струнные и духовые вводят вторую тему. Заявление повторяется после трепетной паузы на клавесине. Вскоре после этого клавесин развивает свой вступительный материал; Позже к нему присоединяются струнные, которые представляют собой изменчивую минималистическую тему, продолжающуюся ниже. Примерно через две минуты флейты, фагот и гобой начинают разнообразное и продолжительное партнерство, а струны и клавесин создают нежный пульс. После повторения второй темы движение завершается возвращением к вступительным отрывкам.

Третье движение

[ редактировать ]

Финальная часть начинается с восторженного взрыва оркестра, быстрой мажорной темы, которую затем повторяет клавесин. Затем следует игривый обмен мнениями между солистом и духовыми инструментами; после этого струны образуют сложный цикл триолей под аккомпанемент духовых инструментов. Богатая контрапунктами, эта часть уступает место дальнейшей спирали медных духовых инструментов с дополнительной поддержкой клавесина. Концерт завершается вариацией Гайднеска , завершающейся мощным четырехнотным мотивом, который Гласс также использует в заключении своего Концерта для виолончели № 1 и Тирольского фортепианного концерта . Вероятно, Гласса вдохновил фирменный финал концерта Рахманинова , также состоящий из четырех быстрых нот.

Отход от минимализма

[ редактировать ]

Хотя Филипа Гласса, хотя и противоречиво, часто называют минималистом , композитору не нравится эта терминология. Эта композиция является свидетельством недавнего отказа Glass от этого лейбла. В его более поздних работах очевидно направление более « классического » пути; другие примеры включают Тирольский концерт, Первый концерт для виолончели и Второй фортепианный концерт . Несмотря на многие остаточные минималистские характеристики на протяжении всего произведения, такие как повторяющиеся триоли и относительно постоянный пульс, концерт чрезвычайно разнообразен, особенно во второй части. Темы не повторяются в заметно увеличенном объеме и имеют тенденцию группироваться в группы по две штуки (мало чем отличается от тематической структуры симфонических произведений Моцарта или Гайдна). Гласс также завершается в сильной мажорной тональности - стилистическое решение, которого избегали во многих его ранних произведениях.

Необарокко

[ редактировать ]

В этом концерте заметно влияние барокко , периода, который Гласс тщательно изучал, будучи студентом, и из репертуара которого он часто выступал. [4] Во вступительной части Гласс склоняет голову в сторону Баха, чьи концерты для клавесина являются заметной отсылкой к композиции этого произведения. Кроме того, средняя часть содержит плавную вступительную тему, которая снова перекликается с Бахом и, возможно, Генделем . Заключительная часть по своей природе почти моцартовская, еще один намек на традицию.

Спектакли

[ редактировать ]

Премьера произведения состоялась 21 сентября 2002 года в сиэтлском Benaroya Hall . Солисткой стала Джиллон Стоппелс Дюпри . Произведение было включено во второй том проекта Филипа Гласса «Концерт».

  • 2002: Джиллон Стоппелс Дюпри (клавесин) и Ральф Готони (с Северо-Западным камерным оркестром), записано в 2006 году, выпущено в 2006 году на The Concerto Project Vol. II (Музыка Оранжевой горы) как «Концерт для клавесина с оркестром» (19:32).
  • 2011: Эллиот Фигг (клавесин) и Джоэл Сакс , 8 ноября 2010 года, с ансамблем Нью-Джульярд , Нью-Йорк.
  • 2012: Кристофер Д. Льюис (клавесин) и Николь Пеймент , 3 марта 2012 года, с ансамблем новой музыки Музыкальной консерватории Сан-Франциско .
  • 2023: Джиллон Стоппелс Дюпри (клавесин) с Уэсли Шульцем дирижирует участниками Сиэтлского барочного оркестра и Обернского симфонического оркестра, 14 мая 2023 года, в зале Центра исполнительских искусств Federal Way, Вашингтон. Исполнение на «оригинальном инструменте» с использованием того же клавесина, на котором г-жа Дюпри играла на премьере, с несколькими оригинальными струнными исполнителями.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «www.philipglass.com/concerto_for_harpsichord_and_orchestra/commission» . Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. Проверено 30 декабря 2011 г.
  2. ^ «www.philipglass.com/concertonotes» . Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. Проверено 30 декабря 2011 г.
  3. ^ Jump up to: а б "Дом" . www.wisemusicclassical.com .
  4. ^ «www.philipglass.com/concerto_for_harpsichord_and_orchestra/notesII» . Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. Проверено 30 декабря 2011 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 96e2b2ec25bfeb7343310c701aa44701__1708027980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/01/96e2b2ec25bfeb7343310c701aa44701.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Harpsichord Concerto (Glass) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)