Идеальный американец
Идеальный американец | |
---|---|
Опера Филипа Гласса | |
Либреттист | Руди Вурлитцер |
Язык | Английский |
На основе | Король Америки Питер Стефан Юнгк |
Премьера | 22 января 2013 г. Королевский театр , Мадрид |
«Идеальный американец» — опера в двух действиях. [1] [2] составлен в 2011–2012 гг. [1] Гласс Филип . Это адаптация Питера Стефана Юнга романа « Der König von Amerika» , художественного произведения, которое переосмысливает Уолта Диснея в последние годы его жизни как властолюбивого расиста. Спектакль был поставлен по заказу Королевского театра в Мадриде совместно с Английской национальной оперой в Лондоне.
Мировая премьера произведения состоялась в Teatro Real 22 января 2013 года под управлением Денниса Рассела Дэвиса и режиссера Фелима МакДермотта . [3] Первая постановка на английском языке состоялась 1 июня 2013 года в Английской национальной опере в Лондонском Колизее под руководством Гарета Джонса. [4] [5]
Джонс и Макдермотт поставили третью постановку совместно с Opera Queensland (Австралия) для Брисбенского фестиваля , который начнется 15 сентября 2014 года. [6] Кристофер Первс , баритон, исполнивший роль Уолта, и Мари Маклафлин , сыгравшая роль жены Уолта, также участвовали в телевизионном ток-шоу об опере вместе с Макдермоттом. [7]
Премьера в Мадриде транслировалась в прямом эфире на medici.tv и была записана для последующего выпуска на DVD.
Бытие
[ редактировать ]«Идеальный американец» возник по заказу Нью-Йоркской городской оперы в сентябре 2008 года. [3] [8] Идею проекта предложил Жерар Мортье , назначенный режиссером в феврале 2007 года, и подарил копию романа Юнга Филипу Глассу, увидев идеальную рамку для будущей постановки. [9]
Либретто
[ редактировать ]Либретто Руди Вурлитцера основано на скандальном биографическом романе Питера Стефана Юнга «Король Америки» . Когда он был ребенком, родителей Юнга часто навещал их друг, физик Хайнц Хабер , который в то время работал в Диснеее научным консультантом. Роман представляет последние три месяца жизни Уолта Диснея из рассказов вымышленного австрийского карикатуриста Вильгельма Дантина, который до увольнения работал на Дисней с 1940 по 1950 год. Создатель Микки Мауса изображен как нечто вроде расист с манией величия, женоненавистник (только мужчинам разрешалось рисовать, женщинам разрешалось только раскрашивать), антисемит и сторонник нацизма, а также за разоблачение троих своих сотрудников перед Комитетом по антиамериканской деятельности . Дисней, сыгранный в опере Кристофером Первсом , так комментирует марш на Вашингтон в августе 1963 года: «Куда ведет вся эта свобода, негры, идущие в Вашингтон, неудачники, которые блудят, как кролики?» [10]
Гласс описывает последние годы жизни Уолта Диснея «невообразимыми, тревожными и по-настоящему пугающими», но уступает ему ответственность за собственные идеи, поскольку считает, что они являются продуктом контекста, в котором он жил. Он видит в нем «ребенка своего времени с очень консервативными идеями, да, но великого провидца», «человека в обычные и необычные времена», «икону современности, человека, способного наводить мосты между высокой культурой и народная культура». В этом смысле он напоминает, что «Дисней всегда осознавал отношение простых людей, а также позволял массам обращаться к высокой культуре, вводя в свои фильмы музыку Чайковского и других». Для него его опера «не документальный фильм и не портрет», а «путешествие поэтическое и трагическое» через последние месяцы жизни художника, который «столкнулся с теми же сомнениями, которые одолевали всех нас». Поэтому он задумал эту работу как своего рода стихотворение о типично американском и размышление о смерти.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 22 января 2013 г. [11] [12] |
---|---|---|
Уолт Дисней | баритон | Кристофер Первс |
Рой Дисней | бас-баритон | Дэвид Питцингер |
Уильям Дантин | тенор | Дональд Каас |
Хейзел Джордж | сопрано | Дженис Келли |
Лилиан Дисней | сопрано | Мари Маклафлин |
Шэрон | сопрано | Сара Тайнан |
Диана | сопрано | Назан Фрикет |
Люси/Джош | сопрано | Рози Ролс |
Чак/Доктор | тенор | Хуан Новаль |
Медсестра | сопрано | Ноэлия Бунюэль |
Секретарь | сопрано | Беатрис де Гальвес |
Энди Уорхол | тенор | Джон Истерлин |
Авраам Линкольн | бас | Закари Джеймс |
Краткое содержание
[ редактировать ]Сцены из жизни Уолта Диснея. Действие происходит из родного города Диснея Марселин, штат Миссури, на его фабрику анимационных грез в Лос-Анджелесе. Диснея преследует собственная смертность, происходящая на фоне создания его воображаемой империи воображения.
Акт 1
[ редактировать ]Пролог
На больничной койке Уолту Диснею в бреду снится сова. Его сон быстро превращается в кошмар: «Нет! Нет! Уходи! Я дрейфую, не зная, что реально, а что нет». Отчасти сон — отдаленное воспоминание. В детстве Уолт голыми руками убил сову, так как считал, что эта птица является плохим предзнаменованием. Уолт мечтает вернуться в свой родной город Марселин (штат Миссури)... Где сбываются мечты.
сцена 1
Уолт и его брат Рой вспоминают радость и простоту своей юности в Марселине, маленьком городке на Среднем Западе, где они выросли. В волшебном царстве их воображения Марселин была «душой Америки, где каждый день был волшебным». Жители Марселины приветствуют Уолта как бога. Уолт присутствует на открытии местного общественного бассейна, где появляется Дантин Вильгельм.
сцена 2
Уолт тяжело болен в больнице и с горечью переживает свою смерть: «У всех нас одна и та же проблема. Мы все умрем». Медсестра Хейзел, его «Белоснежка», утешает его. Уолта охватывает страх: «Я боюсь, что моя империя рухнет, когда меня больше не будет». Он просит медсестру убедиться, что его крионируют, когда он умрет: «Поставьте меня перед зеркалом или охладите в жидком азоте». Он надеется победить смерть и стать мессией для тех, кто ее боится. Его навещают жена Лилиан, брат Рой и дочери Дайан и Шэрон. Уолт просит их поклясться на американском флаге, чтобы выполнить свою клятву никогда не произносить слово «умереть».
сцена 3
Несколькими годами ранее в своем офисе студии в Бербанке он вспоминает свои успехи вместе с братом Роем: «От Японии до Монголии, Непала, Португалии, Гренландии, Перу миллиарды людей знают, кто такой Уолт Дисней. Но мы должны добиться большего, мы должны сделать больше...». Оба мужчины готовят планы по созданию Диснейленда и сожалеют об уродливом присутствии современности. Уолт сравнивает себя с Томасом Эдисоном и Генри Фордом. Он хвастается тем, что является человеком, благодаря которому Рональд Рейган станет президентом, и верит, что станет более известным как Санта-Клаус, Моисей, Зевс и Иисус. Дантин обвиняет Уолта в несправедливом увольнении.
сцена 4
У Лилиан хорошие новости для Уолта. Его состояние стабилизировалось. В его доме в Холмби-Хиллз семья устраивает ему вечеринку-сюрприз по случаю его 65-летия. Приходит Люси, соседка и странная девушка в маске совы. Люси, похоже, не знает, кто такой Уолт и его самые известные персонажи. Она отказывается уходить, и Уолт выгоняет ее. Он считает, что она представляет демоническую сову, которую он убил в детстве.
сцена 5
Поздно ночью в Анахайме Уолт пытается построить аниматроника Авраама Линкольна, но терпит неудачу. Пытаясь починить машину, он убеждает себя, что он и Линкольн оба принадлежат к одному и тому же классу американских икон: «Несмотря на все препятствия, мы кое-чего добились. Мы изменили мир. Мы — народные герои… Однако он понимает, что больше не разделяет тех же убеждений, что и прославленные герои его детства: «Вы были сторонником черной расы. Между нами большая разница». «Я уважаю вас, господин президент, но наши взгляды больше не совпадают». Аниматроник Линкольн заикается, произнося свою знаменитую речь о свободе. Уолт держит машину на руках и провозглашает силу США.
Акт 2
[ редактировать ]Энди Уорхол в 1977 году
сцена 1
Энди Уорхол обращается к Рою с предложением включить Уолта в серию портретов американских суперзвезд. Рой не дает ему разрешения, но говорит Уорхолу, что передаст предложение Уолту. Уорхол заявляет о своей любви к Диснею: «Скажите Уолту, что я люблю его и люблю его работу. Скажите ему, что мы одно и то же».
сцена 2
Хор поет: «Быстро или медленно еду в Лос-Анджелес, где все возможно и все выполнимо. Где мир — игровая площадка и где мечты сбываются». И произносит названия городов, разделяющих Миссури и Лос-Анджелес. Семья гуляет по саду и видит Уолта в миниатюрном поезде. Поезд сходит с рельсов, когда возвращается Дантин.
сцена 3
Уолт вспоминает, что Дантина уволили за попытку создать профсоюз и разоблачение своего «глупого левого взгляда»: «Я уволил его, потому что его левые и непатриотические комментарии оскорбляют все, что представляет собой Дисней»; Уолт мечтает о машине, которая сможет заменить всю его рабочую силу. Дантин требует компенсации. Припев поет о том, что Уолт — волшебник, который не может сделать ничего плохого. Дантин обвиняет Уолта в том, что он вор.
сцена 4
Уолт знакомится с Джошем, другим пациентом, когда его помещают в отделение интенсивной терапии. Джош очень рад, что Уолт стал его соседом. Доктор ставит Лилиане и ее семье диагноз Уолта. У Уолта запущенный рак легких. Он рекомендует удалить легкое, что дает ему в лучшем случае два года жизни.
сцена 5
Джош спрашивает его, как он создал и нарисовал столько персонажей. Уолт отвечает, что он великолепный рассказчик, который мотивирует и вдохновляет своих сотрудников: «Я сделал не все, но без меня не было бы фильмов». Джош считает, что Уолт богоподобен: «Я понял, Уолт: ты подобен Богу». Уолт задумчиво кивает: «Ну, в некотором смысле». Счастливый бог? «Иногда», — отвечает он.
сцена 6
Уолт умирает. Хор и семья Диснея вспоминают Марселин и его идеалистическую невинность, пока дух Уолта наблюдает. Люси появляется в виде совы и уходит вместе с Уолтом.
Эпилог
Дантин, грязный и в лохмотьях, встречает гробовщика в похоронном бюро. Он говорит ему, что Уолта будут кремировать, а не замораживать. Припев напоминает о чудесной природе мечты о Диснейленде: никогда не говори «умри».
Прием
[ редактировать ]Опера получила смешанные и отрицательные отзывы. [13] [14] [15]
См. также
[ редактировать ]- Уолт Дисней: Темный принц Голливуда , скандальная книга автора Марка Элиота 1994 года, в которой Уолт также изображен в негативном свете.
- Версия Диснея
- Поп-арт
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мартин Кнельман (8 июня 2012 г.). «Для Гласса после Эйнштейна приходит диснеевская опера» . Торонто Стар . Архивировано из оригинала 18 февраля 2013 года.
- ^ Джованни Альбини (цитата) (10 января 2013 г.). «Больше, чем улыбки в Дакбурге» . Иль Соле 24 Оре .
- ^ Jump up to: а б Филипа Гласса» « Идеальный американец откроется в Мадриде . Хаффингтон Пост . 10 февраля 2012 г.
- ^ «Диснеевская опера Филипа Гласса состоится в Великобритании в ENO» . Новости Би-би-си. 24 апреля 2012 г.
- ^ Ник Кларк (24 апреля 2012 г.). «ENO поставит оперу Филипа Гласса о последних днях Уолта Диснея» . Независимый . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 г.
- ^ «Стекло: идеальный американец » . Опера Квинсленда . Проверено 16 сентября 2014 г.
- ↑ Филип Гласс и «Идеальный американец » с участием ведущего Кристофера Лоуренса , певцов Кристофера Первса и Мари Маклафлин , а также комментатора Glass Тима Секстона , ABC News Online , 23 сентября 2014 г., по состоянию на 20 августа 2017 г.
- ^ Мария Фонт (16 января 2013 г.). «Мировая премьера в Мадриде: премьера оперы Гласса об Уолте Диснее» . Основная газета Испании . Архивировано из оригинала 16 сентября 2014 года.
- ^ Армандо Г. Техеда (цитата) (21 января 2013 г.). «Опера Филипа Гласса раскрывает расиста и страдающего манией величия Уолта Диснея» . День . Мексика.
- ^ Жоана Амарал Кардосо (22 января 2013 г.). «Опера, в которой Уолт Дисней — «идеальный американец»: женоненавистник, расист и одержимый» . Общественный.
- ^ «Glass, The Perfect American » откроется в Мадриде . Вашингтон Таймс . 10 февраля 2012 г.
- ^ «Презентация и технический паспорт» . Официальный сайт театра Реал. 22 января 2013 г. Архивировано из оригинала 26 сентября 2013 г.
- ^ Нг, Дэвид (12 октября 2013 г.). «Неужели Лос-Анджелесской опере не хватает смелости поставить «Идеального американца »?» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Вулф, Закари (1 февраля 2013 г.). « Идеальный американец » Филипа Гласса в театре Реал . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Клементс, Эндрю (3 июня 2013 г.). « Идеальный американец – обзор» . Хранитель .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на французском языке) Идеальный американец , medici.tv