Концерт-фантазия для двух литавристов с оркестром
Концерт -фантазия для двух литавристов с оркестром — это концерт для двух литавр, написанный Филипом Глассом в 2000 году. Он сочетается с Концертом для виолончели на Vol. I Гласса из Концертного проекта , набора из восьми концертов композитора. Типичное исполнение произведения длится 25–28 минут. [1] Он был написан для Джонатана Хааса и позже записан Эвелин Гленни , а премьера состоялась Хаасом и Светом Стояновым с Американским симфоническим оркестром в Эйвери Фишер-холле под Линкольн-центра управлением Леона Ботштейна . [2] Работа была заказана совместно Американским симфоническим оркестром , Симфоническим оркестром Пибоди, Симфоническим оркестром Милуоки , Симфоническим оркестром Сент-Луиса и Симфоническим оркестром Феникса. [1] В 2004 году транскрипцию для духового ансамбля написал Марк Лорц. [3] который дебютировал в Институте Пибоди в 2005 году. [4]
оркестровка
[ редактировать ]Концерт написан для большого оркестра с особым упором на ударные инструменты: [5]
- Деревянные духовые инструменты : пикколо , 2 флейты , 2 гобоя , E ♭ кларнет , 2 B ♭ кларнета , бас-кларнет B ♭ , 2 фагота.
- Духовые : 4 валторны фа фа, 3 трубы си ♭ , 2 тромбона , бас-тромбон , туба.
- Ударные инструменты (4 игрока): малый барабан , колокольчик , ксилофон , теноровый барабан , большой барабан , фортепиано , треугольник , бубен , том-том , там-там , колокольчик , деревянный блок , тарелки , подвесные тарелки , флюиды , маримба.
- Струны : арфа , фортепиано , первая скрипка , скрипка вторая , альты , виолончели , контрабасы.
- Два сольных литавриста
Структура
[ редактировать ]Гласс написал это произведение в стандартном формате трехчастного концерта.
Движение I
[ редактировать ]Первая часть начинается с немедленного представления вступительного тематического материала, десятинотного изложения струнных в сочетании с мощными ударами литавр. Струнные . и духовые инструменты продолжают развивать это утверждение, в то время как солисты обеспечивают относительно постоянный ритмический оттенок Примерно через две минуты деревянные духовые инструменты вводят новую, менее жестокую тему, которая приводит к несколько измененному повторению первого утверждения. Затем Гласс вставляет характерную серию последовательностей аккордов , часто присутствующую в его зрелом стиле. Они усиливаются, превращаясь в сложное экстатическое тутти . Играя на протяжении большей части части, литавры направляют оркестр к быстрому снижению и, успокоив ансамбль, обеспечивают нежный пульс . Духовые берут несколько коротких аккордов , а затем переходят к продолжительному разрешению . Движение продолжительностью около шести минут близится к спокойному завершению.
Часть II
[ редактировать ]Медленная часть начинается с отдаленного звука трубы , при этом обе литавры тихо играют. Это создает зловещее ощущение; вступление очень напоминает приближающуюся марширующую армию . Вскоре струны заиграли жуткий, мерцающий аккомпанемент этой сцены. Тихая секция деревянных духовых инструментов дает типичный для Glass низкий пульс, гармонирующий с похожей пульсацией бубнов . нет Несмотря на периодические подъемы, очевидной кульминации , и движение завершается спокойно. Его продолжительность девять минут.
Часть III
[ редактировать ]Каденция для обеих литавр открывает финальную часть. Иногда ее выделяют в отдельный раздел концерта, но на большинстве записей она присутствует как часть третьей части. Во время каденции обе литавры обмениваются репликами, характер которых варьируется от почти неслышного до оглушительно громкого. В какой-то момент Гласс приказывает литавристам бросить молоточки и играть голыми руками , создавая более высокий звук.
Оркестр возвращается с внезапным взрывом тарелок , после чего каденция переходит непосредственно в третью часть с быстрым ритмом , заданным деревянным блоком и другими вспомогательными перкуссиями. Оркестр постепенно набирает силу; движение перерастает в страстную мажорную кульминацию, состоящую из быстрых триолей нескольких инструментов, с литаврами, обеспечивающими непрерывный, движущий пульс. Внезапно волнение стихает; тем не менее, деревянные блоки продолжают заданный ранее ритм. Как будто первый период оживления был всего лишь предвестником, движение перестраивается в еще более громкую и энергичную кульминацию, когда литавры выполняют сложные маневры в координации друг с другом. Начавшись в полную силу, эта часть триумфально завершается версией фирменного четырехнотного концертного мотива Гласса, который также используется в заключение Концерта для виолончели № 1 , Концерта для клавесина (Стекло) и Тирольского фортепианного концерта . Этот мотив, вероятно, навеян произведением Рахманинова. фирменный финал концерта, представляющий собой аналогичный набор из четырех нот.
На протяжении всей последней части (и большей части концерта) литавры постоянно и интенсивно задействованы, что утомительно для исполнителей. Поэтому это произведение заслужило репутацию требующего энергичных солистов.
Премьера
[ редактировать ]Премьера концерта состоялась 19 ноября 2000 года в Линкольн-центре Нью-Йорка . Двумя солистами были Джонатан Хаас и Святослав Стоянов, игравшие с Американским симфоническим оркестром под управлением Леона Ботштейна . [6] Произведение стало популярным и позже было исполнено Хаасом и Джоном Чаймсом с Симфоническим оркестром BBC под управлением Марин Олсоп . [7] Кроме того, работа велась под управлением Джерарда Шварца в исполнении Эвелин Гленни , Хааса и Королевского филармонического оркестра Ливерпуля . Это произведение также вошло в «Проект концерта» , расположенный в первом томе.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б "Дом" . www.wisemusicclassical.com .
- ^ «Джонатан Хаас - Концерт Филипа Гласса для двух литавристов с оркестром» .
- ^ "ГЛАСС, П.: Концерт-фантазия для 2-х литавристов с оркестром (аранж. М. Лорц) / ФАЙРУЗ, М.: Симфония № 4 (Ансамбль духовых инструментов Канзасского университета, Попель) - 8.573205" . www.naxos.com .
- ^ « Будет исполнена версия произведения Гласса, написанная местным учителем ; Art Notes – Baltimore Sun, 4 февраля 2005 г.» .
- ^ «Концерт-фантазия для двух литавристов с оркестром | Филип Гласс» . www.wisemusicclassical.com .
- ^ «Филип Гласс: Музыка: Концерт-фантазия для двух литавристов с оркестром» . Архивировано из оригинала 20 мая 2011 года.
- ^ «Концерт Филипа Гласса: Концерт в Барбакане» . 2001. Телевидение Би-би-си . Проверено 14 февраля 2018 г.
{{cite episode}}
: Отсутствует или пусто|series=
( помощь )