Jump to content

Атон

Атон
Атон
Имя иероглифами
ят
н
N5

Принадлежность Атенизм
Главный культовый центр Ахетатон , археологический памятник, известный как Телль-эль-Амарна.
Символ Солнечный диск, достигающий лучей света
Храмы Большой храм Атона , Малый храм Атона

Атон , также Атон , Атону или Итн ( древнеегипетский : jtn , реконструированный [ˈjaːtin] ) был центром атенизма , религиозной системы, формально установленной в древнем Египте конца Восемнадцатой династии фараоном Эхнатоном . Точная датировка Восемнадцатой династии оспаривается, хотя общий диапазон дат относит династию к 1550–1292 годам до нашей эры. [1] Поклонение Атону и совпадающее с ним правление Эхнатона являются основными отличительными характеристиками периода Восемнадцатой династии, называемого периодом Амарны ( ок. 1353–1336 гг . До н.э.). [1]

Атенизм и поклонение Атону как единственному богу государственного культа Древнего Египта не сохранились после смерти Эхнатона. Вскоре после его смерти один из преемников Эхнатона в Восемнадцатой династии, Тутанхамон , вновь открыл государственные храмы другим египетским богам и вновь позиционировал Амона как выдающегося солнечного божества. Атон изображается в виде солнечного диска, испускающего лучи, оканчивающегося человеческими руками. [2]

Этимология

[ редактировать ]
« Великий гимн Атону », написанный с точки зрения Эхнатона; авторство гимна оспаривается. Найден в гробнице Ай в Амарне. Новое царство , конец XVIII династии. Амарна, Египет.

Слово Атон появляется в Древнем Королевстве как существительное, означающее «диск», которое относилось к чему-либо плоскому и круглому; Солнце называли «диском дня», где, как считалось, обитал Ра. [3] По аналогии, термин «серебряный атен» иногда использовался для обозначения Луны. [4] Горельефы и барельефы Атона показывают его с изогнутой поверхностью, поэтому покойный ученый Хью Нибли настаивал на том, что более правильным переводом будет глобус, шар или сфера, а не диск. [5]

Происхождение

[ редактировать ]

Атон был диском Солнца и первоначально был аспектом Ра , бога Солнца в традиционной древнеегипетской религии. Хотя Атону поклонялись во времена правления Аменхотепа III , он стал единственным божеством, которому поклонялись государственные и официальные культы при его преемнике Эхнатоне, хотя археологические данные свидетельствуют о том, что закрытие государственных храмов других египетских богов, вероятно, не остановило домашнее поклонение. традиционного пантеона. [6] Надписи, такие как « Великий гимн Атону », найденные в храмах и гробницах во время правления Эхнатона, демонстрируют Атона как создателя, подателя жизни и питающего дух мира. [7] У Атона нет мифа о творении или семьи, но он упоминается в Книге Мертвых .Первое известное упоминание солнечного диска Атона как божества содержится в «Истории Синухе» XII династии . [8] в котором умерший король описывается как поднимающийся как бог на небеса и «объединяющийся с солнечным диском, божественное тело, сливающееся со своим создателем». [9]

Рельеф, изображающий Эхнатона и Нефертити с тремя дочерьми под лучами Атона.

Атону широко поклонялись как солнечному божеству во время правления Аменхотепа III, где он изображался в виде бога с головой сокола, подобного Ра. Хотя Атон был выдающимся божеством-создателем пантеона древнеегипетских богов при Аменхотепе III, только после его преемника Атон стал единственным богом, признанным через государственное поклонение. [10] Во время правления преемника Аменхотепа III, Аменхотепа IV, Атон стал единственным богом египетской государственной религии, а Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон, чтобы отразить свою тесную связь с верховным божеством. [8] Единственное поклонение Атону можно назвать атенизмом. Многие из основных принципов атенизма были записаны в столице, основанной Эхнатоном и перенесшей свое династическое правительство в Ахетатон , который современные ученые называют либо Амарной, Эль-Амарной, либо Телль-эль-Амарной.

В атенизме ночь — время страха. [11] Работа выполняется лучше всего, когда присутствует солнце и, следовательно, Атон. Атон создал все страны и людей и заботится о каждом существе. Согласно надписям, Атон создал для сирийцев на небе реку Нил (дождь). [12] Лучи солнечного диска даруют жизнь только царской семье, и из-за этого нецарственные особы получают жизнь от Эхнатона и Нефертити , позже Нефернеферуатона, в обмен на верность Атону. [13] В надписях, таких как Гимн Атону и Царю, Атон изображается заботящимся о людях через Эхнатона, ставя царскую семью в качестве посредников для поклонения Атону. [14] Известен только один случай, когда Атон говорил. [15]

В Гимне Атону любовь к человечеству и Земле изображена в манерах Атона:

«Атон склоняется низко, около земли, чтобы наблюдать за своим творением; он занимает свое место на небе с той же целью; он утомляет себя служением созданиям; он сияет для них всех; он дает им солнце и посылает их О нерожденном ребенке и птенце заботятся, и Эхнатон просит своего божественного отца «возвысить» существа ради него, чтобы они могли стремиться к состоянию совершенства его отца, Атона». [16]

Эхнатон представлял себя сыном Атона, отражая многие утверждения своих предшественников о божественном рождении и их позиции воплощения Гора. Эхнатон позиционировал себя как единственный посредник, который мог говорить с Атоном, подчеркивая доминирование Атона как выдающегося божества. [17] Это привело к дискуссии о том, следует ли считать атенизм монотеистической религией и, таким образом, сделать его одним из первых примеров монотеизма. [3]

Атон является одновременно уникальным божеством и продолжением традиционной идеи бога Солнца в древнеегипетской религии, заимствовавшей множество концепций силы и представлений от более ранних солнечных божеств, таких как Ра, но построенных на вершине силы Ра и представляют многие его современники. Атон нес абсолютную власть во вселенной, представляя живительную силу света для мира, а также сливаясь с концепцией и богиней Маат, чтобы развить дальнейшие обязанности Атона, выходящие за рамки самой силы света. [16]

Поклонение

[ редактировать ]
Надпись из королевской гробницы Амарны, изображающая Эхнатона , Нефертити и двух их дочерей (скрыто), поклоняющихся или «поклоняющихся» Атону. Новое царство, конец XVIII династии. Амарна, Египет. Египетский музей , Каир.

Культовый центр Атона находился в столице, основанной Эхнатоном, Ахетатоне . [1] хотя другие культовые места были найдены в Фивах и Гелиополе . Использование Амарны в качестве столицы и религиозного центра было относительно недолгим по сравнению с 18-й династией или Новым царством в целом, поскольку она была заброшена вскоре после смерти Эхнатона. [18] Надписи, найденные на пограничной стеле, аккредитованной Эхнатону, обсуждают его желание сделать город местом поклонения Атону, посвящая город богу и подчеркивая усилия королевских резиденций в поклонении. [19] Основные принципы культа Атона были зафиксированы в надписях на храмах и гробницах того периода. Значительно отклоняясь от традиции, согласно которой древнеегипетские храмы были скрыты и более закрыты по мере продвижения вглубь территории, храмы Атона были открытыми и не имели крыш, чтобы внутрь могли проникать лучи солнца. [6] Никакие статуи Атона не допускались, поскольку они считались идолопоклонством. [20] Однако они обычно заменялись функционально эквивалентными изображениями Эхнатона и его семьи, почитающих Атона и получающих от него анк, дыхание жизни. По сравнению с периодами до и после периода Амарны, священникам приходилось меньше делать, поскольку подношения, такие как фрукты, цветы и пирожные, были ограничены, а оракулы не требовались. [21]

Эхнатон приносит в жертву утку. Новое царство, конец XVIII династии. Метрополитен-музей , Нью-Йорк.

В поклонении Атону не совершалось ежедневное служение очищения, миропомазания и облачения в божественный образ, традиционно встречающееся в древнеегипетском богослужении. Вместо этого на алтари под открытым небом клали благовония и подношения продуктов питания, таких как мясо, вино и фрукты. [22] Обычная сцена в резных изображениях, где Эхнатон приносит подношение Атону, показывает, как он освящает принесенные в жертву товары царским скипетром. [23] Вместо барковых шествий в праздничные дни королевская семья ездила на колеснице. [6] Известно, что элитные женщины поклонялись Атону в тенистых храмах Ахетатона. [24]

Иконография

[ редактировать ]

Считалось, что Атон был повсюду и неосязаем, поскольку Атон был солнечным светом и энергией в мире. Следовательно, у него не было физических представлений, которые были у других традиционных древнеегипетских богов, вместо этого он был представлен через солнечный диск и лучи света с человеческими руками. [16] Объяснение того, почему Атона нельзя было представить полностью, заключалось в том, что Атон находился за пределами творения. Так, надписи сцен богов, высеченные на камне, ранее изображали животных и человеческие формы, а не изображали Атона в виде шара наверху с животворящими лучами, простирающимися к царской фигуре. Эта сила превосходила человеческую или животную форму. [25]

Позже было введено иконоборчество , и даже изображения Атона на солнечном диске были запрещены указом Эхнатона. В указе он оговаривал, что имя Атона должно произноситься фонетически. [26] [27]

Архитектура

[ редактировать ]
Руины Малого храма Атона в Ахетатоне , современная Амарна . От первоначального храма мало что осталось, а несколько папирусных колонн представляют собой современные воссоздания. Новое царство, конец XVIII династии. Амарна, Египет.

Два храма были центральными в городе Ахетатон. Более крупный из двух имел «открытое строение без крыши площадью примерно 800 на 300 метров (2600 футов × 1000 футов) в северной части города». [28] В дверных проемах были сломаны перемычки и подняты пороги. Храмы Атона представляли собой сооружения под открытым небом практически без крыши, чтобы максимально увеличить количество солнечного света внутри, что делало их уникальными по сравнению с другими египетскими храмами того времени. Балюстрады изображают Эхнатона и царскую семью, обнимающих лучи Атона, обрамляющие лестничные клетки, пандусы и алтари. Эти фрагменты первоначально были идентифицированы как стела, но позже были переклассифицированы как балюстрады на основании наличия сцен с обеих сторон. [29]

Королевский титул

[ редактировать ]
Стела Великого храма Атона, изображающая раннюю форму картушей Атона. На его левой стороне расположены картуши Эхнатона и Нефернеферуатона . Амарна, Египет. Новое царство, конец XVIII династии. Египетский музей Турина , Италия.

Надписи в гробницах и храмах периода Амарны часто давали Атону царский титул, заключенный в двойной картуш . Некоторые интерпретировали это как означающее, что Эхнатон был воплощением Атона, а поклонение Атону — это непосредственно поклонение Эхнатону; но другие восприняли это как показатель того, что Атон является верховным правителем даже над нынешней царствующей королевской семьей. [30] [31]

Было две формы названия; первый имел имена других богов, а второй, более поздний, был более «единственным» и относился только к самому Атону. Ранней формой был Ре-Хорахти, который радуется Горизонту, во имя его Шу, то есть Атон. [17] Более поздней формой был Ра, правитель двух горизонтов, который радуется Горизонту, своему имени света, то есть Атону. [32]

Вопрос о монотеизме

[ редактировать ]

Ра-Гор, чаще называемый Ра-Хорахти ( Ра, который есть Гор двух горизонтов ), представляет собой синтез двух других богов, оба из которых засвидетельствованы с самого начала в древнеегипетской религиозной практике. В период Амарны этот синтез рассматривался как невидимый источник энергии бога Солнца, видимым проявлением которого был Атон, солнечный диск. [6] Таким образом, Ра-Гор-Атон был развитием старых идей, пришедших постепенно. Настоящим изменением, по мнению некоторых, стал очевидный отказ от всех других богов на государственном уровне, особенно от Амона-Ра , запрет идолопоклонства и спорное введение квазимонотеизма . Эхнатоном [33] Синкретизм легко очевиден в Великом Гимне Атону, в котором Ре-Герахти, Шу и Атон сливаются с богом-творцом. [7] Атона Другие видят в Эхнатоне практикующего монолатрию . [34] поскольку он не отрицал активно существование других богов; он просто воздерживался от поклонения кому-либо, кроме Атона. Другие учёные называют религию генотеистической . [26]

Конец атенизма

[ редактировать ]
Атон, изображенный в искусстве с трона Тутанхамона , возможно, изначально изготовлен для Эхнатона . Новое царство, конец XVIII династии. Амарна, Египет. Египетский музей, Каир.

Будучи фараоном, Эхнатон считался «первосвященником» или даже пророком Атона и во время своего правления был одним из главных пропагандистов атенизма в Египте. После смерти Эхнатона Тутанхамон восстановил культ Амона, а запрет на государственное поклонение неатенским божествам был снят в пользу возвращения к традиционному древнеегипетскому пантеону. [2] Точку этого перехода можно увидеть в смене имени Тутанх Атен на Тутанх Амон, что указывает на потерю благосклонности в поклонении Атону. [16] Хотя после смерти Эхнатона чистка культа не проводилась, Атон сохранялся в Египте еще около десяти лет, пока, казалось, не исчез. Когда Тутанхамон пришел к власти, его религиозное правление было периодом толерантности, с основным отличием в том, что Атон больше не был единственным богом, которому поклонялись в рамках официальных государственных полномочий. [3] Тутанхамон предпринял усилия по восстановлению государственных храмов, разрушенных во время правления Эхнатона, и восстановлению традиционного пантеона богов. Похоже, это был «шаг, публично основанный на доктрине о том, что беды Египта напрямую связаны с игнорированием богов и, в свою очередь, с отказом богов от Египта». [3]

Имена, производные от Атона

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Ван де Миеруп, Марк (2011). «Амарнская революция и конец XVIII династии (ок. 1390–1295)». История Древнего Египта . Чичестер: Уайли-Блэквелл. ISBN  978-1-405-16070-4 .
  2. ^ Jump up to: а б Хорнунг, Эрик (2001). Эхнатон и религия света . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN  0-8014-8725-0 . OCLC   48417401 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Редфорд, Дональд Б. (1984). Эхнатон, царь-еретик . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 170–172. ISBN  0-691-03567-9 . ОСЛК   10099207 .
  4. ^ Флеминг, Фергюс; Лотиан, Алан (2003). Путь в вечность: египетский миф . Издательство Дункана Бэрда. п. 52. ИСБН  0-7607-3930-7 . OCLC   52728250 .
  5. ^ Хамнейпур, Аболгассем (2015). Заратустра: миф, послание, история (1-е изд.). Виктория, Британская Колумбия, Канада: Friesen Press. п. 81. ИСБН  978-1-4602-6881-0 . OCLC   945369209 .
  6. ^ Jump up to: а б с д Кристи, Джессика Джойс (2016), «Амарна Эхнатона в Новом царстве Египта: отношения ландшафта и идеологии» , Политические ландшафты столиц , Университетское издательство Колорадо, стр. 25–64, doi : 10.5876/9781607324690.c001 , hdl : 10342/8442 , ISBN  9781607324690 , получено 3 марта 2023 г.
  7. ^ Jump up to: а б Лихтейм, Мириам; Джозеф Гилберт Мэннинг (2006). «Великий гимн Атону». Древнеегипетская литература: книга для чтения. Том III, Поздний период (изд. 2006 г.). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 104–108. ISBN  978-0-520-93307-1 . OCLC   778434495 .
  8. ^ Jump up to: а б Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полные боги и богини древнего Египта . Темза и Гудзон. стр. 236–240. ISBN  0-500-05120-8 . OCLC   51668000 .
  9. ^ Лихтейм, Мириам (1980). Древнеегипетская литература . Том. 1. п. 223.
  10. ^ Лихтейм, Мириам; Ханс-Вернер Фишер-Эльферт (2006). «Краткий гимн Атону». Древнеегипетская литература: книга для чтения. Том II, Новое Королевство (изд. 2006 г.). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 98. ИСБН  978-0-520-93306-4 . OCLC   778435126 .
  11. ^ Хорнунг, Эрик (2001). Эхнатон и религия света . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 8. ISBN  0-8014-8725-0 . OCLC   48417401 .
  12. ^ Перри, Гленн Э. (2004). История Египта . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 1. ISBN  0-313-05092-9 . OCLC   58393683 .
  13. ^ Пинч, Джеральдин (2002). Справочник по египетской мифологии . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 110. ИСБН  1-57607-763-2 . OCLC   52716451 .
  14. ^ Лихтейм, Мириам; Ханс-Вернер Фишер-Эльферт (2006). «Гимны и молитвы из Эль-Амарны». Древнеегипетская литература: книга для чтения. Том II, Новое Королевство (изд. 2006 г.). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 98–108. ISBN  978-0-520-93306-4 . OCLC   778435126 .
  15. ^ Гольдвассер, Орли. « Атон — это «Энергия Света»: новые свидетельства из сценария » . Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 46 : 159–165. JSTOR   41431576 – через JSTOR.
  16. ^ Jump up to: а б с д Рита Э. Фрид; Сью Д'Ориа; Ивонн Дж. Марковиц, ред. (1999). Фараоны солнца: Эхнатон, Нефертити, Тутанхамон (1-е изд.). Бостон: Бостонский музей изящных искусств; Bulfinch Press/Little, Brown and Co. ISBN  0-87846-470-0 . OCLC   42450325 .
  17. ^ Jump up to: а б Лихтейм, Мириам; Джозеф Гилберт Мэннинг (2006). «Краткий гимн Атону». Древнеегипетская литература: книга для чтения. Том III, Поздний период (2-е изд.). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 98–100. ISBN  978-0-520-93307-1 . OCLC   778434495 .
  18. ^ «Раскопки Амарны - Архив журнала «Археология»» . archive.archaeology.org . Проверено 10 марта 2023 г.
  19. ^ Лихтейм, Мириам; Ханс-Вернер Фишер-Эльферт (2006). «Поздние пограничные стелы Аменхотепа IV Эхнатона». Древнеегипетская литература: книга для чтения. Том II, Новое Королевство (изд. [издание 2006 г.]). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 61–63. ISBN  978-0-520-93306-4 . OCLC   778435126 .
  20. ^ «Атон, Бог Египта» . Проверено 24 февраля 2023 г.
  21. ^ Алчин, Линда. «Атон» . Проверено 24 февраля 2023 г.
  22. ^ Стивс, Анна. «Эхнатон, Нефертити и Атон: от многих богов к одному» . АРСЕ . Проверено 2 марта 2023 г.
  23. ^ Дэвид, Арлетт (2016). «Эхнатон как ранний утренний свет: возвращение к ритуалу «освящения» в Амарне» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 52 (1): 91–99. дои : 10.5913/jarce.52.2016.a005 . ISSN   0065-9991 .
  24. ^ Паскуали, Стефан (2011). «Навесной храм принцессы Анхесенпаатен в Мемфисе?» . Журнал египетской археологии . 97 (1): 216–222. дои : 10.1177/030751331109700118 . ISSN   0307-5133 . S2CID   194880030 .
  25. ^ Гроеневеген-Франкфорт, штат Джорджия (1987). Арест и движение: очерк пространства и времени в изобразительном искусстве древнего Ближнего Востока . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press. п. 99. ИСБН  0-674-04656-0 . OCLC   15661054 .
  26. ^ Jump up to: а б Брюэр, Дуглас Дж.; Эмили Титер (2007). Египет и египтяне (2-е изд.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 105. ИСБН  978-0-521-85150-3 . ОСЛК   64313016 .
  27. ^ Найовиц, Симсон (2007). Египет, ствол дерева. Современный обзор древней земли . Издательство Алгора. стр. 132–136. ISBN  978-0-87586-201-9 . OCLC   1328617320 .
  28. ^ Дональд Б. Редфорд (2002). Древние боги говорят: Путеводитель по египетской религии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-515401-0 . OCLC   49698760 .
  29. ^ Шоу, Ян (1994). «Балюстрады, лестницы и алтари в культе Атона в Эль-Амарне» . Журнал египетской археологии . 80 : 109–127. дои : 10.2307/3821854 . JSTOR   3821854 .
  30. ^ Беннетт, Джон (1965). «Заметки об Атоне » . Журнал египетской археологии . 51 : 207–209. дои : 10.2307/3855637 . JSTOR   3855637 .
  31. ^ Ганн, Баттискомб (1923). «Заметки об Атоне и его именах» . Журнал египетской археологии . 9 (3/4): 168–176. дои : 10.2307/3854036 . JSTOR   3854036 .
  32. ^ Вегнер, Йозеф В. (2017). «4. Картуши и эпитеты Атона». Часовня Меритатен под навесом из Дома Ваэнре Эхнатона . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 33–40. ISBN  978-1-934536-88-9 . OCLC   971364440 .
  33. ^ Ян, Ассманн (2022). Религия и культурная память: десять исследований . Издательство Стэнфордского университета. п. 59. ИСБН  978-1-5036-2022-3 . OCLC   1312727419 .
  34. ^ Монтсеррат, Доминик (2000). Эхнатон: история, фэнтези и древний Египет . Лондон: Рутледж. п. 36. ISBN  0-415-18549-1 . OCLC   42923652 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d982aa4e453f7ba1f16b0d6a7dd9671__1720907580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/71/9d982aa4e453f7ba1f16b0d6a7dd9671.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aten - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)