Атон
Атон | ||||
---|---|---|---|---|
![]() Атон | ||||
Имя иероглифами |
| |||
Принадлежность | Атенизм | |||
Главный культовый центр | Ахетатон , археологический памятник, известный как Телль-эль-Амарна. | |||
Символ | Солнечный диск, достигающий лучей света | |||
Храмы | Большой храм Атона , Малый храм Атона |
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
Атон , также Атон , Атону или Итн ( древнеегипетский : jtn , реконструированный [ˈjaːtin] ) был центром атенизма , религиозной системы, формально установленной в древнем Египте конца Восемнадцатой династии фараоном Эхнатоном . Точная датировка Восемнадцатой династии оспаривается, хотя общий диапазон дат относит династию к 1550–1292 годам до нашей эры. [1] Поклонение Атону и совпадающее с ним правление Эхнатона являются основными отличительными характеристиками периода Восемнадцатой династии, называемого периодом Амарны ( ок. 1353–1336 гг . До н.э.). [1]
Атенизм и поклонение Атону как единственному богу государственного культа Древнего Египта не сохранились после смерти Эхнатона. Вскоре после его смерти один из преемников Эхнатона в Восемнадцатой династии, Тутанхамон , вновь открыл государственные храмы другим египетским богам и вновь позиционировал Амона как выдающегося солнечного божества. Атон изображается в виде солнечного диска, испускающего лучи, оканчивающегося человеческими руками. [2]
Этимология
[ редактировать ]
Слово Атон появляется в Древнем Королевстве как существительное, означающее «диск», которое относилось к чему-либо плоскому и круглому; Солнце называли «диском дня», где, как считалось, обитал Ра. [3] По аналогии, термин «серебряный атен» иногда использовался для обозначения Луны. [4] Горельефы и барельефы Атона показывают его с изогнутой поверхностью, поэтому покойный ученый Хью Нибли настаивал на том, что более правильным переводом будет глобус, шар или сфера, а не диск. [5]
Происхождение
[ редактировать ]Атон был диском Солнца и первоначально был аспектом Ра , бога Солнца в традиционной древнеегипетской религии. Хотя Атону поклонялись во времена правления Аменхотепа III , он стал единственным божеством, которому поклонялись государственные и официальные культы при его преемнике Эхнатоне, хотя археологические данные свидетельствуют о том, что закрытие государственных храмов других египетских богов, вероятно, не остановило домашнее поклонение. традиционного пантеона. [6] Надписи, такие как « Великий гимн Атону », найденные в храмах и гробницах во время правления Эхнатона, демонстрируют Атона как создателя, подателя жизни и питающего дух мира. [7] У Атона нет мифа о творении или семьи, но он упоминается в Книге Мертвых .Первое известное упоминание солнечного диска Атона как божества содержится в «Истории Синухе» XII династии . [8] в котором умерший король описывается как поднимающийся как бог на небеса и «объединяющийся с солнечным диском, божественное тело, сливающееся со своим создателем». [9]
Религия
[ редактировать ]
Атону широко поклонялись как солнечному божеству во время правления Аменхотепа III, где он изображался в виде бога с головой сокола, подобного Ра. Хотя Атон был выдающимся божеством-создателем пантеона древнеегипетских богов при Аменхотепе III, только после его преемника Атон стал единственным богом, признанным через государственное поклонение. [10] Во время правления преемника Аменхотепа III, Аменхотепа IV, Атон стал единственным богом египетской государственной религии, а Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон, чтобы отразить свою тесную связь с верховным божеством. [8] Единственное поклонение Атону можно назвать атенизмом. Многие из основных принципов атенизма были записаны в столице, основанной Эхнатоном и перенесшей свое династическое правительство в Ахетатон , который современные ученые называют либо Амарной, Эль-Амарной, либо Телль-эль-Амарной.
В атенизме ночь — время страха. [11] Работа выполняется лучше всего, когда присутствует солнце и, следовательно, Атон. Атон создал все страны и людей и заботится о каждом существе. Согласно надписям, Атон создал для сирийцев на небе реку Нил (дождь). [12] Лучи солнечного диска даруют жизнь только царской семье, и из-за этого нецарственные особы получают жизнь от Эхнатона и Нефертити , позже Нефернеферуатона, в обмен на верность Атону. [13] В надписях, таких как Гимн Атону и Царю, Атон изображается заботящимся о людях через Эхнатона, ставя царскую семью в качестве посредников для поклонения Атону. [14] Известен только один случай, когда Атон говорил. [15]
В Гимне Атону любовь к человечеству и Земле изображена в манерах Атона:
«Атон склоняется низко, около земли, чтобы наблюдать за своим творением; он занимает свое место на небе с той же целью; он утомляет себя служением созданиям; он сияет для них всех; он дает им солнце и посылает их О нерожденном ребенке и птенце заботятся, и Эхнатон просит своего божественного отца «возвысить» существа ради него, чтобы они могли стремиться к состоянию совершенства его отца, Атона». [16]
Эхнатон представлял себя сыном Атона, отражая многие утверждения своих предшественников о божественном рождении и их позиции воплощения Гора. Эхнатон позиционировал себя как единственный посредник, который мог говорить с Атоном, подчеркивая доминирование Атона как выдающегося божества. [17] Это привело к дискуссии о том, следует ли считать атенизм монотеистической религией и, таким образом, сделать его одним из первых примеров монотеизма. [3]
Атон является одновременно уникальным божеством и продолжением традиционной идеи бога Солнца в древнеегипетской религии, заимствовавшей множество концепций силы и представлений от более ранних солнечных божеств, таких как Ра, но построенных на вершине силы Ра и представляют многие его современники. Атон нес абсолютную власть во вселенной, представляя живительную силу света для мира, а также сливаясь с концепцией и богиней Маат, чтобы развить дальнейшие обязанности Атона, выходящие за рамки самой силы света. [16]
Поклонение
[ редактировать ]
Культовый центр Атона находился в столице, основанной Эхнатоном, Ахетатоне . [1] хотя другие культовые места были найдены в Фивах и Гелиополе . Использование Амарны в качестве столицы и религиозного центра было относительно недолгим по сравнению с 18-й династией или Новым царством в целом, поскольку она была заброшена вскоре после смерти Эхнатона. [18] Надписи, найденные на пограничной стеле, аккредитованной Эхнатону, обсуждают его желание сделать город местом поклонения Атону, посвящая город богу и подчеркивая усилия королевских резиденций в поклонении. [19] Основные принципы культа Атона были зафиксированы в надписях на храмах и гробницах того периода. Значительно отклоняясь от традиции, согласно которой древнеегипетские храмы были скрыты и более закрыты по мере продвижения вглубь территории, храмы Атона были открытыми и не имели крыш, чтобы внутрь могли проникать лучи солнца. [6] Никакие статуи Атона не допускались, поскольку они считались идолопоклонством. [20] Однако они обычно заменялись функционально эквивалентными изображениями Эхнатона и его семьи, почитающих Атона и получающих от него анк, дыхание жизни. По сравнению с периодами до и после периода Амарны, священникам приходилось меньше делать, поскольку подношения, такие как фрукты, цветы и пирожные, были ограничены, а оракулы не требовались. [21]

В поклонении Атону не совершалось ежедневное служение очищения, миропомазания и облачения в божественный образ, традиционно встречающееся в древнеегипетском богослужении. Вместо этого на алтари под открытым небом клали благовония и подношения продуктов питания, таких как мясо, вино и фрукты. [22] Обычная сцена в резных изображениях, где Эхнатон приносит подношение Атону, показывает, как он освящает принесенные в жертву товары царским скипетром. [23] Вместо барковых шествий в праздничные дни королевская семья ездила на колеснице. [6] Известно, что элитные женщины поклонялись Атону в тенистых храмах Ахетатона. [24]
Иконография
[ редактировать ]Считалось, что Атон был повсюду и неосязаем, поскольку Атон был солнечным светом и энергией в мире. Следовательно, у него не было физических представлений, которые были у других традиционных древнеегипетских богов, вместо этого он был представлен через солнечный диск и лучи света с человеческими руками. [16] Объяснение того, почему Атона нельзя было представить полностью, заключалось в том, что Атон находился за пределами творения. Так, надписи сцен богов, высеченные на камне, ранее изображали животных и человеческие формы, а не изображали Атона в виде шара наверху с животворящими лучами, простирающимися к царской фигуре. Эта сила превосходила человеческую или животную форму. [25]
Позже было введено иконоборчество , и даже изображения Атона на солнечном диске были запрещены указом Эхнатона. В указе он оговаривал, что имя Атона должно произноситься фонетически. [26] [27]
Архитектура
[ редактировать ]
Два храма были центральными в городе Ахетатон. Более крупный из двух имел «открытое строение без крыши площадью примерно 800 на 300 метров (2600 футов × 1000 футов) в северной части города». [28] В дверных проемах были сломаны перемычки и подняты пороги. Храмы Атона представляли собой сооружения под открытым небом практически без крыши, чтобы максимально увеличить количество солнечного света внутри, что делало их уникальными по сравнению с другими египетскими храмами того времени. Балюстрады изображают Эхнатона и царскую семью, обнимающих лучи Атона, обрамляющие лестничные клетки, пандусы и алтари. Эти фрагменты первоначально были идентифицированы как стела, но позже были переклассифицированы как балюстрады на основании наличия сцен с обеих сторон. [29]
Королевский титул
[ редактировать ]
Надписи в гробницах и храмах периода Амарны часто давали Атону царский титул, заключенный в двойной картуш . Некоторые интерпретировали это как означающее, что Эхнатон был воплощением Атона, а поклонение Атону — это непосредственно поклонение Эхнатону; но другие восприняли это как показатель того, что Атон является верховным правителем даже над нынешней царствующей королевской семьей. [30] [31]
Было две формы названия; первый имел имена других богов, а второй, более поздний, был более «единственным» и относился только к самому Атону. Ранней формой был Ре-Хорахти, который радуется Горизонту, во имя его Шу, то есть Атон. [17] Более поздней формой был Ра, правитель двух горизонтов, который радуется Горизонту, своему имени света, то есть Атону. [32]
Вопрос о монотеизме
[ редактировать ]Ра-Гор, чаще называемый Ра-Хорахти ( Ра, который есть Гор двух горизонтов ), представляет собой синтез двух других богов, оба из которых засвидетельствованы с самого начала в древнеегипетской религиозной практике. В период Амарны этот синтез рассматривался как невидимый источник энергии бога Солнца, видимым проявлением которого был Атон, солнечный диск. [6] Таким образом, Ра-Гор-Атон был развитием старых идей, пришедших постепенно. Настоящим изменением, по мнению некоторых, стал очевидный отказ от всех других богов на государственном уровне, особенно от Амона-Ра , запрет идолопоклонства и спорное введение квазимонотеизма . Эхнатоном [33] Синкретизм легко очевиден в Великом Гимне Атону, в котором Ре-Герахти, Шу и Атон сливаются с богом-творцом. [7] Атона Другие видят в Эхнатоне практикующего монолатрию . [34] поскольку он не отрицал активно существование других богов; он просто воздерживался от поклонения кому-либо, кроме Атона. Другие учёные называют религию генотеистической . [26]
Конец атенизма
[ редактировать ]
Будучи фараоном, Эхнатон считался «первосвященником» или даже пророком Атона и во время своего правления был одним из главных пропагандистов атенизма в Египте. После смерти Эхнатона Тутанхамон восстановил культ Амона, а запрет на государственное поклонение неатенским божествам был снят в пользу возвращения к традиционному древнеегипетскому пантеону. [2] Точку этого перехода можно увидеть в смене имени Тутанх Атен на Тутанх Амон, что указывает на потерю благосклонности в поклонении Атону. [16] Хотя после смерти Эхнатона чистка культа не проводилась, Атон сохранялся в Египте еще около десяти лет, пока, казалось, не исчез. Когда Тутанхамон пришел к власти, его религиозное правление было периодом толерантности, с основным отличием в том, что Атон больше не был единственным богом, которому поклонялись в рамках официальных государственных полномочий. [3] Тутанхамон предпринял усилия по восстановлению государственных храмов, разрушенных во время правления Эхнатона, и восстановлению традиционного пантеона богов. Похоже, это был «шаг, публично основанный на доктрине о том, что беды Египта напрямую связаны с игнорированием богов и, в свою очередь, с отказом богов от Египта». [3]
Имена, производные от Атона
[ редактировать ]- Эхнатон : «Действующий дух Атона».
- Ахетатон : «Горизонт Атона», столица Эхнатона. Археологический объект известен как Амарна .
- Анхесенпаатен : «Ее жизнь принадлежит Атону».
- Бекетатен : «Служанка Атона».
- Меритатен : «Та, кто возлюблена Атона».
- Мекетатон : «Смотри Атона» или «Защищенный Атоном».
- Нефернеферуатен : «Прекрасны красоты Атона».
- Паатенемхеб : «Атон на юбилее». [ нужны разъяснения ]
- Тутанхатен : «Живой образ Атона». Раннее имя Тутанхамона .
Галерея
[ редактировать ]- Фрагмент рельефа, показывающий царскую голову, вероятно, Эхнатона, ранние картуши Атона и Атон, протягивающий Анк к фигуре. Амарна, Египет. Новое царство, конец XVIII династии. Музей египетской археологии Петри , Лондон.
- Фрагмент известняковой колонны с изображением тростника и картуша Атона ранней формы. Царствование Эхнатона. Амарна, Египет. Новое царство, конец XVIII династии. Музей египетской археологии Петри, Лондон.
- Безголовый бюст Эхнатона или Нефертити с четырьмя парами картушей Атона ранней формы, который когда-то был частью составной статуи из красного кварцита с признаками преднамеренного повреждения. Амарна, Египет. Новое царство, конец XVIII династии. Музей египетской археологии Петри, Лондон.
- Фрагмент известняка с надписью, изображающий раннюю форму картушей Атона, «Живой Ра Хорахты». Амарна, Египет. Новое царство, конец XVIII династии. Музей египетской археологии Петри, Лондон.
- Фрагмент стелы с тремя картушами Атона поздней формы, один из которых изображает редкую промежуточную форму имени бога. Амарна, Египет. Новое царство, конец XVIII династии. Музей египетской археологии Петри, Лондон.
- Фрагмент статуи из кремниевого известняка с картушами Атона поздней формы на драпировке правого плеча. Амарна, Египет. Новое царство, конец XVIII династии. Музей египетской археологии Петри, Лондон.
- Настенный рельеф с картушами ранней формы Атона. Амарна, Египет. Новое царство, конец XVIII династии. Новый музей , Берлин, Германия.
- Бронзовая пластина с картушем тронного имени Эхнатона (слева) и двумя картушами поздней формы Атона (в центре справа). Амарна, Египет. Новое царство, конец XVIII династии. Новый музей, Берлин, Германия.
См. также
[ редактировать ]- Древняя египетская религия
- Список солнечных божеств
- Амон
- Солнце
- Эхнатон
- Нефертити
- Анхесенамон
- Заслуженный
- Египетский
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ван де Миеруп, Марк (2011). «Амарнская революция и конец XVIII династии (ок. 1390–1295)». История Древнего Египта . Чичестер: Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-405-16070-4 .
- ^ Jump up to: а б Хорнунг, Эрик (2001). Эхнатон и религия света . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-8725-0 . OCLC 48417401 .
- ^ Jump up to: а б с д Редфорд, Дональд Б. (1984). Эхнатон, царь-еретик . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 170–172. ISBN 0-691-03567-9 . ОСЛК 10099207 .
- ^ Флеминг, Фергюс; Лотиан, Алан (2003). Путь в вечность: египетский миф . Издательство Дункана Бэрда. п. 52. ИСБН 0-7607-3930-7 . OCLC 52728250 .
- ^ Хамнейпур, Аболгассем (2015). Заратустра: миф, послание, история (1-е изд.). Виктория, Британская Колумбия, Канада: Friesen Press. п. 81. ИСБН 978-1-4602-6881-0 . OCLC 945369209 .
- ^ Jump up to: а б с д Кристи, Джессика Джойс (2016), «Амарна Эхнатона в Новом царстве Египта: отношения ландшафта и идеологии» , Политические ландшафты столиц , Университетское издательство Колорадо, стр. 25–64, doi : 10.5876/9781607324690.c001 , hdl : 10342/8442 , ISBN 9781607324690 , получено 3 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Лихтейм, Мириам; Джозеф Гилберт Мэннинг (2006). «Великий гимн Атону». Древнеегипетская литература: книга для чтения. Том III, Поздний период (изд. 2006 г.). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 104–108. ISBN 978-0-520-93307-1 . OCLC 778434495 .
- ^ Jump up to: а б Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полные боги и богини древнего Египта . Темза и Гудзон. стр. 236–240. ISBN 0-500-05120-8 . OCLC 51668000 .
- ^ Лихтейм, Мириам (1980). Древнеегипетская литература . Том. 1. п. 223.
- ^ Лихтейм, Мириам; Ханс-Вернер Фишер-Эльферт (2006). «Краткий гимн Атону». Древнеегипетская литература: книга для чтения. Том II, Новое Королевство (изд. 2006 г.). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 98. ИСБН 978-0-520-93306-4 . OCLC 778435126 .
- ^ Хорнунг, Эрик (2001). Эхнатон и религия света . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 8. ISBN 0-8014-8725-0 . OCLC 48417401 .
- ^ Перри, Гленн Э. (2004). История Египта . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 1. ISBN 0-313-05092-9 . OCLC 58393683 .
- ^ Пинч, Джеральдин (2002). Справочник по египетской мифологии . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 110. ИСБН 1-57607-763-2 . OCLC 52716451 .
- ^ Лихтейм, Мириам; Ханс-Вернер Фишер-Эльферт (2006). «Гимны и молитвы из Эль-Амарны». Древнеегипетская литература: книга для чтения. Том II, Новое Королевство (изд. 2006 г.). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 98–108. ISBN 978-0-520-93306-4 . OCLC 778435126 .
- ^ Гольдвассер, Орли. « Атон — это «Энергия Света»: новые свидетельства из сценария » . Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 46 : 159–165. JSTOR 41431576 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д Рита Э. Фрид; Сью Д'Ориа; Ивонн Дж. Марковиц, ред. (1999). Фараоны солнца: Эхнатон, Нефертити, Тутанхамон (1-е изд.). Бостон: Бостонский музей изящных искусств; Bulfinch Press/Little, Brown and Co. ISBN 0-87846-470-0 . OCLC 42450325 .
- ^ Jump up to: а б Лихтейм, Мириам; Джозеф Гилберт Мэннинг (2006). «Краткий гимн Атону». Древнеегипетская литература: книга для чтения. Том III, Поздний период (2-е изд.). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 98–100. ISBN 978-0-520-93307-1 . OCLC 778434495 .
- ^ «Раскопки Амарны - Архив журнала «Археология»» . archive.archaeology.org . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ Лихтейм, Мириам; Ханс-Вернер Фишер-Эльферт (2006). «Поздние пограничные стелы Аменхотепа IV Эхнатона». Древнеегипетская литература: книга для чтения. Том II, Новое Королевство (изд. [издание 2006 г.]). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 61–63. ISBN 978-0-520-93306-4 . OCLC 778435126 .
- ^ «Атон, Бог Египта» . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Алчин, Линда. «Атон» . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Стивс, Анна. «Эхнатон, Нефертити и Атон: от многих богов к одному» . АРСЕ . Проверено 2 марта 2023 г.
- ^ Дэвид, Арлетт (2016). «Эхнатон как ранний утренний свет: возвращение к ритуалу «освящения» в Амарне» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 52 (1): 91–99. дои : 10.5913/jarce.52.2016.a005 . ISSN 0065-9991 .
- ^ Паскуали, Стефан (2011). «Навесной храм принцессы Анхесенпаатен в Мемфисе?» . Журнал египетской археологии . 97 (1): 216–222. дои : 10.1177/030751331109700118 . ISSN 0307-5133 . S2CID 194880030 .
- ^ Гроеневеген-Франкфорт, штат Джорджия (1987). Арест и движение: очерк пространства и времени в изобразительном искусстве древнего Ближнего Востока . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press. п. 99. ИСБН 0-674-04656-0 . OCLC 15661054 .
- ^ Jump up to: а б Брюэр, Дуглас Дж.; Эмили Титер (2007). Египет и египтяне (2-е изд.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 105. ИСБН 978-0-521-85150-3 . ОСЛК 64313016 .
- ^ Найовиц, Симсон (2007). Египет, ствол дерева. Современный обзор древней земли . Издательство Алгора. стр. 132–136. ISBN 978-0-87586-201-9 . OCLC 1328617320 .
- ^ Дональд Б. Редфорд (2002). Древние боги говорят: Путеводитель по египетской религии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515401-0 . OCLC 49698760 .
- ^ Шоу, Ян (1994). «Балюстрады, лестницы и алтари в культе Атона в Эль-Амарне» . Журнал египетской археологии . 80 : 109–127. дои : 10.2307/3821854 . JSTOR 3821854 .
- ^ Беннетт, Джон (1965). «Заметки об Атоне » . Журнал египетской археологии . 51 : 207–209. дои : 10.2307/3855637 . JSTOR 3855637 .
- ^ Ганн, Баттискомб (1923). «Заметки об Атоне и его именах» . Журнал египетской археологии . 9 (3/4): 168–176. дои : 10.2307/3854036 . JSTOR 3854036 .
- ^ Вегнер, Йозеф В. (2017). «4. Картуши и эпитеты Атона». Часовня Меритатен под навесом из Дома Ваэнре Эхнатона . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 33–40. ISBN 978-1-934536-88-9 . OCLC 971364440 .
- ^ Ян, Ассманн (2022). Религия и культурная память: десять исследований . Издательство Стэнфордского университета. п. 59. ИСБН 978-1-5036-2022-3 . OCLC 1312727419 .
- ^ Монтсеррат, Доминик (2000). Эхнатон: история, фэнтези и древний Египет . Лондон: Рутледж. п. 36. ISBN 0-415-18549-1 . OCLC 42923652 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Атоном, на Викискладе?
Работы, связанные с Великим гимном Атону, в Wikisource