Jump to content

Работал

Мемфис , 500 г. до н.э. – Отряд погребальных служителей, ушабтис во имя Неферибрехеба, Лувр-Ланс.
Четыре ушабти Хабехнета и их ящик; 1279–1213 гг. до н.э.; окрашенный известняк; высота ушабти: 16,7 см; Метрополитен-музей
Статуэтка Ушабти, Музей Альберт-Холла

Ушабти фигурка , (также называемая шабти или шавабти с рядом вариантов написания) — погребальная использовавшаяся в древнеегипетских погребальных практиках . Египтологический термин происходит от 𓅱𓈙𓃀𓏏𓏭𓀾 wšbtj , который заменил ранее 𓆷𓍯𓃀𓏏𓏭𓀾 šwbtj , возможно, šwꜣb « нисбу 𓈙𓍯𓃀𓆭 дерево Персея » .

Ушабти помещали в гробницы среди погребального инвентаря и предназначались для работы в качестве слуг или приспешников умершего, если их призвали выполнять ручной труд в загробной жизни . Фигурки часто несли мотыгу на плече и корзину на спине, подразумевая, что они предназначались для ведения сельского хозяйства для умершего. Обычно на них писали иероглифы, обычно встречающиеся на ногах. [1] [2] На них были надписи, подтверждающие их готовность откликнуться на призыв богов к работе. [3]

Практика использования ушабти зародилась в Древнем Египте ( ок. 2600–2100 гг . до н.э.) с использованием запасных голов в натуральную величину, сделанных из известняка, которые хоронили вместе с мумией. [4] Большинство ушабти были небольшого размера, и многие из них производились в нескольких экземплярах — иногда ими покрывался пол вокруг саркофага. Исключительные ушабти имеют больший размер или представляют собой единственное в своем роде произведение искусства.

Из-за распространенности ушабти во все египетские периоды времени и желания мировых музеев представлять объекты древнеегипетского искусства, ушабти является одним из наиболее часто представленных объектов на выставках египтологии. Производимые в огромных количествах, ушабти, наряду со скарабеями , являются наиболее многочисленными из всех сохранившихся древнеегипетских древностей.

Коллекция фигурок Ушабти, Музей Альберт-Холл, Джайпур

Этимология и использование терминов

[ редактировать ]

Термин шабти применяется к этим фигуркам до Двадцать первой династии Египта , но только после окончания Первого промежуточного периода (ок. 2181–2055 гг. до н.э.), и на самом деле только к тем фигуркам, на которых написана шестая глава Книги Священного Писания. Мертвые . В противном случае их лучше было бы определить общим термином «погребальные фигурки».

Шабти были фигурами слуг, которые выполняли задачи, требуемые от умершего в подземном мире. На ушабти необходимо было начертать имя владельца вместе с призывающей к действию фразой, написанной иератическим письмом. [4]

Шавабти представляли собой отдельный класс погребальных фигурок на территории Фив во времена Нового царства .

Термин ушабти стал распространенным после 21-й династии и оставался в употреблении до царства Птолемеев .

Некоторые полагают, что термин ушабти в Древнем Египте означал «последователь» или «ответчик», поскольку фигурка «ответила» за умершего человека и выполняла для своего хозяина все рутинные дела повседневной жизни в загробной жизни, которую предназначали богам. запланировано для них, [5] хотя было бы трудно совместить это происхождение с формой шавабти . [6]

Шкатулка Ушабти в Египетском музее розенкрейцеров

Надписи Ушабти часто содержат 6-ю главу Книги Мертвых , переводимую как:

Освети Осириса [имя покойного], чье слово – истина. Привет, Фигура Шабти! Если Осирису [имя покойного] будет поручено выполнить какую-либо работу, которая должна быть выполнена в Херт-Нитер, пусть все, что стоит на пути, будет удалено от него – будь то вспахивание полей или заполнение каналы с водой или переносить песок с Востока на Запад. Фигура Шабти отвечает: «Я сделаю это, воистину, я здесь, когда ты позовешь». [7]

(Пример: умершего Рамзеса можно было бы назвать «Осирис Рамзес» ).

В редких случаях пишутся разные главы Книги Мертвых. Кроме того, ушабти часто упоминают имя и титул владельца без заклинаний Книги Мертвых.

Прежде чем быть начертанным на погребальных фигурках, заклинание было написано на некоторых гробах середины XII династии из Дейр-эль-Берши (около 1850 г. до н. э.) и сегодня известно как заклинание 472 « Текстов гробов» . [8]

Использование

[ редактировать ]
Ушабти с льняной погребальной одеждой. XIX династия, Гераклеополис Великий

Впервые упомянутые в заклинании 472 « Текстов гробов» , они включались в погребальный инвентарь умерших как небольшие фигурки со времен правления Ментухотепа II из 11-й династии . [9] Некоторые полагают, что первоначально они могли символически заменить человеческие жертвенные захоронения, называемые « жертвоприношениями слуг» . Это несколько невероятная теория, поскольку между последними известными жертвенными захоронениями и появлением ушабти прошли столетия . [ нужна ссылка ] Их обычно отличали от других статуэток тем, что на них было написано имя умершего, его титулы и часто заклинание 472 из «Текстов гроба». [5] или речь фигуры ушабти из шестой главы « Книги мёртвых» .

В XVIII династии во время правления Эхнатона на фигурках было написано подношение, обращенное к солнечному диску Атону , а не традиционная речь фигуры ушабти. Считалось, что ушабти магическим образом оживляется после того, как мертвый был осужден, и работает вместо мертвого в качестве подмастерья на полях Осириса . Начиная с Нового царства , его часто называли слугой .

Начиная с XXI династии , ушабти стали обычным явлением и их было много в могилах. В некоторых гробницах пол был устлан множеством фигурок ушабти; в других ушабти были аккуратно упакованы в коробки для ушабти. Иногда в гробницу умершего древнего египтянина помещали несколько сотен ушабти, но у фараонов таких слуг было значительно больше, чем у простолюдинов, а у царя Тахарки - более тысячи. [10] В некоторых гробницах находились надзиратели или «рейсы» ушабти с кнутом, которые отвечали за группы по десять ушабти в каждой (десять - это обычное административное деление, например, в армиях). Эти надзиратели стали редкостью в Поздний период.

В гробнице Тутанхамона было большое количество ушабти разного размера, большинство из которых были богато украшены иероглифами. [11] Они были разделены на группы: одни почитали осирообразных богов, покрытых золотой фольгой; некоторые были более простыми из дерева или фаянса.

Форма и материал

[ редактировать ]

Ушабти в основном имели форму мумии, но во время XVIII династии правления Тутмоса IV их начали превращать в слуг с корзинами, мешками и другими сельскохозяйственными инструментами. Некоторые ушабти, сделанные из эмали, были очень богаты по форме и цвету. [12] Их также делали из глины, дерева и камня. [5] а ранние иногда делались из воска . Более поздние фигурки часто изготавливались из менее скоропортящихся материалов: камня, терракоты , металла, стекла и, чаще всего, глазурованной фаянсовой посуды ( египетского фаянса ). В то время как ушабти, изготавливаемые для богатых, часто представляли собой миниатюрные произведения искусства, большая масса дешевых ушабти стала стандартизированной — изготавливаемой из отдельных форм с небольшим количеством деталей. Уровень стандартизации варьировался, композиционное и морфологическое исследование фаянсовых ушабтис показало, что массовое производство представляет собой чрезмерное упрощение сложного процесса, который точнее можно охарактеризовать как серийную обработку. [13]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Тейлор (2000) , с. 114
  2. ^ Титер, Э. (октябрь 1998 г.). «Гарри М. Стюарт. Египетский Шабтис». Журнал ближневосточных исследований : 299–300. дои : 10.1086/468658 .
  3. ^ ушабти. (2003). В Энциклопедии Макмиллана.
  4. ^ Jump up to: а б Тейлор (2000)
  5. ^ Jump up to: а б с Брайер (1998) , с. 186
  6. ^ Венди Донигер, Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера , Мерриам-Вебстер 1999, стр.1121
  7. ^ Папирус Ани; Египетская Книга Мертвых
  8. ^ Текст гроба 472 в книге А. Гардинера, Египет фараонов: Введение , стр.32.
  9. ^ Ян Шоу, Оксфордская история Древнего Египта , Oxford University Press, 2003, стр.170
  10. ^ Р. Н. Лонгенекер, Жизнь перед лицом смерти: Весть Нового Завета о воскресении , Wm. Б. ЭрдмансИздательство 1998 г., стр.28.
  11. ^ 27 различных ушабти (все названия), золотая фольга, многоколонные иероглифы, вплоть до простого синего фаянса . Джеймс (2000) , с. 111–127
  12. ^ «Реликвии Древнего Египта». 1916. Журнал «Лотос». 7 (5): 213-214.
  13. ^ Уитфорд, Мишель Ф.; Вятт-Спратт, Саймон; Гор, Дамиан Б.; Джонсон, Маттиас Т.; Пауэр, Роника К.; Рампе, Майкл; Ричардс, Кэндис; Уитфорд, Майкл Дж. (01 октября 2020 г.). «Оценка стандартизации египетского производства шабти с помощью морфологии и элементного анализа» . Журнал археологической науки: отчеты . 33 : 102541. Бибкод : 2020JArSR..33j2541W . дои : 10.1016/j.jasrep.2020.102541 . ISSN   2352-409X . S2CID   224873688 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Брайер, Боб (1998). Энциклопедия мумий . Книги с галочками. ISBN  9780816039067 .
  • Стюарт, Гарри М. (1995). Египетский Шабтис . Принцы Рисборо. ISBN  9780747803010 .
  • Джеймс, TGH (2000). «Список объектов». Тутанхамон . Фотографии Аральдо де Лука. Издательство Фридман / Fairfax. стр. 316–319. ISBN  1-58663-032-6 .
  • Уилан, Пол (2007). Простые кусочки грубого дерева?: Палка Шабтис 17-18 династий в Музее Петри и других коллекциях . Лондон: Золотой Дом. ISBN  978-1-906137-00-7 .
  • Тейлор, Ричард (2000). «ШАБТИ (УШАБТИ, ШАВАБТИ)». Смерть и загробная жизнь: культурная энциклопедия . Калифорния: ABC-CLIO. стр. 320–321. ISBN  978-0-87436-939-7 .
  • Уитфорд, Мишель Ф.; Вятт-Спратт, Саймон; Гор, Дамиан Б.; Джонсон, Маттиас Т.; Пауэр, Роника К.; Рампе, Майкл; Ричардс, Кэндис; Уитфорд, Майкл Дж. (октябрь 2020 г.). «Оценка стандартизации египетского производства шабти с помощью морфологии и элементного анализа». Журнал археологической науки: отчеты . 33 (102541): 102541. Бибкод : 2020JArSR..33j2541W . дои : 10.1016/j.jasrep.2020.102541 . S2CID   224873688 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a5a34d0f89fc0cea762b598a3602b836__1714154640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/36/a5a34d0f89fc0cea762b598a3602b836.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ushabti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)