Тахарка
Тахарка | |
---|---|
фараон | |
Царствование | 690–664 гг. до н.э. |
Предшественник | Интернет |
Преемник | Тантамани |
Супруга | Великая царица Такахатенамун , Атахебаскен , Напарае , Табекенамун [4] |
Дети | Аменирдис II , Ушанкхуру, Необходимость |
Отец | Как |
Мать | И т. д |
Умер | 664 г. до н.э. |
Династия | 25-я династия |
| |||||||||||
thrḳ (Тахарко) в иероглифах | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тахарка , также пишется Тахарка или Тахарко ( египетский : 𓇿𓉔𓃭𓈎 tꜣhrwq , аккадский : Tar-qu-ú , иврит : תִּרְהָקָה , современный : Tīrhaqa , тиверийский : Tīrhāqā , , Таракос Манефона Королевства Теарко ) Страбона . , был фараоном Двадцать пятой династии Египта и коре (царем) Куш (современный Судан ) с 690 по 664 год до нашей эры. Он был одним из «черных фараонов», правивших Египтом почти столетие. [5] [6]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Тахарка, возможно, был сыном Пия , нубийского царя Напаты , который первым завоевал Египет, хотя родственные связи в этой семье не совсем ясны (см. Генеалогическое древо Двадцать пятой династии Египта ). Тахарка также был двоюродным братом и преемником Шебитку . [7] Успешные кампании Пие и Шабаки проложили путь к процветающему правлению Тахарки.
Часть серии о |
Кушитские монархи и правители |
---|
Категория |
Период правления
[ редактировать ]Правление Тахарки можно датировать периодом с 690 по 664 год до нашей эры. [8] Свидетельства о датах его правления взяты из Серапеума стелы , каталожный номер 192. На этой стеле записано, что бык Апис, родившийся и установленный (четвертый месяц Сезона Появления , день 9) в 26 году Тахарки, умер в 20 году Псамтик I (4-й месяц Шому, 20-й день), прожив 21 год. Это дало бы Тахарке царствование продолжительностью 26 с небольшим лет в 690–664 гг. До н.э. [9]
Нерегулярный приход к власти
[ редактировать ]Тахарка прямо заявляет в Кава Стела V, строка 15, что он стал преемником своего предшественника (ранее предполагалось, что это Шебитку, но теперь вместо этого установлено, что это Шабака ) после смерти последнего, с этим заявлением: «Я получил Корону в Мемфисе после того, как Сокол полетел в небеса." [11] Упоминание Шебитку было попыткой Тахарки узаконить свой приход к власти. [12] Однако Тахарка никогда не упоминает личность царского сокола и полностью опускает какие-либо упоминания о правлении Шабаки между Шебитку и Тахаркой, возможно, потому, что он отстранил Шабаку от власти. [13]
В Кава IV, строки 7–13, Тахарка утверждает:
Он (Тахарка) отплыл на север, в Фивы, среди красивых молодых людей, которых Его Величество, покойный король Шабатако/Шебитку, прислал из Нубии. Он был там (в Фивах) с ним. Он ценил его больше, чем любого из своих братьев. (Здесь следует описание [плохого] состояния храма Кавы по наблюдениям принца). Сердце Его Величества печалилось об этом, пока Его Величество не стал царем, коронованным как Царь Верхнего и Нижнего Египта (...). В первый год своего правления он вспомнил, что видел в храме, когда был молод. [14]
В Каве V: строка 15, утверждает Тахарка.
Меня привезли из Нубии среди королевских братьев, которых привез Его Величество. Поскольку я был с ним, он любил меня больше, чем все его братья и все его дети, так что он отличал меня. Я завоевал сердца знати и был всеми любим. И только после того, как ястреб улетел на небеса, я получил корону в Мемфисе. [15]
Поэтому Тахарка говорит, что царь Шебитку , который очень любил его, привёз его с собой в Египет и во время этой поездки он имел возможность увидеть плачевное состояние храма Амона в Каве, событие, которое он запомнил после того, как стал царём. Но о Каве V Тахарка говорит, что через некоторое время после его прибытия в Египет при другом царе, имя которого на этот раз он предпочел не называть, произошла смерть этого монарха ( здесь Шабака ), а затем произошло его собственное восшествие на престол. Уклонение Тахарки от имени своего предшественника позволяет предположить, что он пришел к власти нерегулярным образом и решил узаконить свое царствование, удобно констатировав возможный факт или пропаганду того, что Шебитку отдавал ему предпочтение «больше, чем всем своим братьям и всем его детям». [12]
Более того, в строках 13 – 14 стелы Кава V Его Величество (которым может быть не кто иной, как Шебитку) упоминается дважды, и на первый взгляд кажется, что сокол или ястреб, улетевший на небеса, упомянутый уже в следующей строке 15, быть идентичным Его Величеству, упомянутому непосредственно перед этим (т.е. Шебитку). [16] Однако в критической строке 15, описывающей приход к власти Тахарки, начинается новый этап повествования, отделенный от предыдущего периодом многих лет, и царь или ястреб/сокол, полетевший на небеса, примечательно остается безымянным. чтобы отличить его от Его Величества Шебитку. Более того, целью Кавы V было описать несколько отдельных событий, произошедших на разных этапах жизни Тахарки, вместо того, чтобы рассказывать о них непрерывную историю. [16] Таким образом, текст Кава V начинается с 6-го года Тахарки и ссылается на разлив в верховьях Нила того года, а затем резко возвращается к юности Тахарки в конце строки 13. [16] В начале строки 15 упоминается коронация Тахарки (при этом личность ястреба/сокола — теперь известного как Шабака — оставлена безымянной, но если бы это был Шебитку, любимый царь Тахарки, Тахарка явно бы его опознал) и есть дано описание размеров земель и зарубежных стран, находящихся под контролем Египта, но затем (в середине строки 16) повествование резко переключается снова на юность Тахарки: «Моя мать была в Та-Сети… Теперь я был далеко от нее двадцатилетним рекрутом, когда я отправился с Его Величеством в Северную Землю». [16] Однако сразу после этого (примерно в середине строки 17) текст снова перескакивает ко времени воцарения Тахарки: «Затем она приплыла вниз по течению, чтобы увидеть меня, спустя долгие годы. Она нашла меня после того, как я появился на троне. Гора...». [16] Следовательно, повествование Кавы V переключается с одного события на другое и практически не имеет хронологической последовательности или ценности.
Царствование
[ редактировать ]Хотя правление Тахарки было наполнено конфликтами с ассирийцами , это также был период процветающего возрождения в Египте и Куше . [18] [19] Империя процветала при Тахарке, отчасти благодаря особенно сильному разливу реки Нил, обильному урожаю, [18] и «интеллектуальные и материальные ресурсы, высвобождаемые эффективным центральным правительством». [19] Надписи Тахарки указывают на то, что он подарил большое количество золота храму Амона в Каве. [20] Империя долины Нила была такой же большой, как и со времен Нового царства. [21] Тахарка и 25-я династия возродили египетскую культуру. [22] Религия, искусство и архитектура были восстановлены в своих славных формах Старого, Среднего и Нового Царства. Во время правления Тахарки «основные черты фиванского богословия были объединены с имперской идеологией египетского Среднего и Нового царства». [19] При Тахарке культурная интеграция Египта и Куша достигла такой точки, что ее невозможно было повернуть вспять даже после ассирийского завоевания. [19]
Тахарка восстановил существующие храмы и построил новые. Особенно впечатляющими были его дополнения к Храму в Карнаке, новому храму в Каве и храмам в Джебель-Баркале . [22] [23] [24] [25] [26] Тахарка продолжил амбициозную программу 25-й династии по превращению Джебель-Баркала в «монументальный комплекс святилищ... сосредоточенный вокруг великого храма... Амона». [19] Сходство Джебель-Баркала с Карнаком «кажется, является центральным для строителей Джебель-Баркала». [19] Остальные постройки Тахарки служили для создания «Храмовых городов», которые были «местными центрами управления, производства и перераспределения». [19]
Именно во времена 25-й династии в долине Нила было впервые со времен Среднего царства широко распространено строительство пирамид (многих в современном Судане). [24] [27] [28] Тахарка построил самую большую пирамиду (около 52 квадратных метров в основании) в Нубийском регионе в Нури (недалеко от Эль-Курру ) с самой сложной кушитской гробницей, высеченной в скале. [29] Тахарка был похоронен с «более 1070 шабти разного размера, сделанными из гранита, зеленого анкерита и алебастра». [30]
Война между Тахаркой и Ассирией
[ редактировать ]Тахарка начал заключать союзы с элементами в Финикии и Филистии , которые были готовы занять более независимую позицию против Ассирии. [31] Армия Тахарки предприняла успешные военные кампании, о чем свидетельствует «список завоеванных азиатских княжеств» из храма Мут в Карнаке и «покоренные народы и страны (ливийцы, кочевники Шасу, финикийцы?, Хор в Палестине)» из надписей храма Санам. [19] Торок упоминает, что военный успех был обусловлен усилиями Тахарки по укреплению армии посредством ежедневных тренировок по бегу на длинные дистанции, а также озабоченностью Ассирии Вавилоном и Эламом. [19] Тахарка также построил военные поселения в фортах Семна и Бухен и укрепленном городке Каср-Ибрим. [19]
Имперские амбиции Месопотамии, , базирующейся в Ассирийской империи сделали войну с 25-й династией неизбежной. В 701 г. до н.э. кушиты помогли Иудее и царю Езекии выдержать осаду Иерусалима царем Сеннахиримом (4 Царств 19:9; Исайя 37:9). ассирийским [32] Существуют различные теории (армия Тахарки, [33] болезнь, божественное вмешательство, капитуляция Езекии, мышиная теория Геродота) относительно того, почему ассирийцам не удалось взять Иерусалим и отступить в Ассирию. [34] Многие историки утверждают, что Сеннахирим был правителем Хора после осады в 701 г. до н.э. В анналах Сеннахирима записано, что после осады Иуда был вынужден платить дань. [35] Однако этому противоречит частое использование Хором египетской системы весов для торговли. [36] 20-летнее прекращение в Ассирии (до 701 г. и после смерти Сеннахирима) неоднократного вторжения в Хор, [37] Хор отдает дань уважения Амону Карнакскому в первой половине правления Тахарки, [19] и Тахарка нарушил запрет Ассирии на экспорт ливанского кедра в Египет, в то время как Тахарка строил свой храм Амона в Каве. [38]
В 679 г. до н.э. преемник Сеннахирима, царь Асархаддон , провел кампанию в Хоре и взял город, лояльный Египту. После разрушения Сидона и принуждения Тира к дани в 677-676 гг. до н.э. Асархаддон вторгся в собственно Египет в 674 г. до н.э. Согласно вавилонским записям, Тахарка и его армия полностью разгромили ассирийцев в 674 г. до н.э. [40] Это вторжение, о котором упоминают лишь несколько ассирийских источников, закончилось, по мнению некоторых ученых, возможно, одним из худших поражений Ассирии. [41] Как упоминается в наскальных надписях, в 672 г. до н. э. Тахарка вывел из Куша резервные войска. [19] Египет Тахарки все еще господствовал в Хоре в этот период, о чем свидетельствует аннал Асархаддона 671 г. до н.э., в котором упоминается, что царь Тира Балу «доверился своему другу Тахарке», союз Ашкелона с Египтом и надпись Асархаддона, вопрошающая, «если кушитско-египетские силы «планируют и стремятся вести войну любым способом», и смогут ли египетские войска победить Асархаддона в Ашкелоне». [42] Однако Тахарка потерпел поражение в Египте в 671 г. до н.э., когда Асархаддон завоевал Северный Египет, захватил Мемфис, обложил данью, а затем отступил. [18] Хотя фараон Тахарка бежал на юг, Асархаддон захватил семью фараона, в том числе «принца Нес-Анхурета, царских жен». [19] и большая часть королевского двора [ нужна ссылка ] , которые были отправлены в Ассирию в качестве заложников. Клинописные таблички упоминают, что в Ассирию были вывезены многочисленные лошади и золотые головные уборы. [19] В 669 г. до н.э. Тахарка вновь оккупировал Мемфис, а также Дельту и возобновил интриги с царем Тира. [18] Тахарка интриговал в делах Нижнего Египта и разжигал многочисленные восстания. [43] Асархаддон снова повел свою армию в Египет, и после его смерти в 668 г. до н.э. командование перешло к Ашшурбанипалу . Ашурбанипал и ассирийцы снова разбили Тахарку и продвинулись на юг до Фив, но прямого ассирийского контроля не было установлено». [18] Восстание было остановлено, и Ашурбанипал назначил своим вассальным правителем в Египте Нехо I , который был царем города Саис. Сын Нехо, Псамтик I, получил образование в ассирийской столице Ниневии во время правления Асархаддона. [44] Еще в 665 г. до н. э. вассальные правители Саиса, Мендеса и Пелусия все еще пытались завоевать расположение Тахарки в Куше. [19] Заговор вассала был раскрыт Ашшурбанипалом, и все повстанцы, кроме Нечо из Саиса, были казнены. [19]
Останки трех колоссальных статуй Тахарки были найдены у входа во дворец в Ниневии . Эти статуи, вероятно, были привезены Асархаддоном в качестве военных трофеев , который также привез из Египта царских заложников и многочисленные предметы роскоши. [45] [46]
Смерть
[ редактировать ]Тахарка умер в городе Фивы. [47] в 664 г. до н.э. За ним последовал назначенный им преемник Тантамани , сын Шабаки , который вторгся в Нижний Египет в надежде восстановить контроль своей семьи. Это привело к возобновлению конфликта с Ашурбанипалом и разграблению Фив ассирийцами в 663 году до нашей эры. Ему наследовал сын Тахарки Атланерса .
Пирамида Нури
[ редактировать ]Тахарка выбрал место Нури в Северном Судане для строительства своей пирамиды, вдали от традиционного захоронения Эль-Курру . Это была первая и самая большая пирамида Нури, за ней следовали около двадцати последующих царей. [48]
Библейские ссылки
[ редактировать ]что Тахарка — это библейский «Тирхак» (евр. תִּרְהָקָה), царь Эфиопии (Куш), который вел войну против Сеннахирима во время правления иудейского царя ( Езекии Ведущие ученые сходятся во мнении , 4 Царств 19:9 ; Исаия 37:9 ). [49] [33]
Считается, что события в библейском повествовании произошли в 701 году до нашей эры, а Тахарка взошел на трон примерно десять лет спустя. Если титул царя в библейском тексте относится к его будущему царскому титулу, возможно, он еще был слишком молод, чтобы стать военачальником . [50] хотя это оспаривается. [51] По словам египтолога Джереми Поупа, Тахарке, вероятно, было от 25 до 33 лет в 701 г. до н.э., и, следуя кушитскому обычаю делегировать фактическое руководство в бою подчиненному, он был отправлен своим предшественником Шабако в качестве военачальника для борьбы с ассирийцами. [52]
Обен упоминает, что библейский рассказ в Бытие 10:6-7 (Таблица народов) перечисляет предшественников Тахарки, Шебитку иШабако (סַבְתְּכָ֑א и סַבְתָּ֥ה). [53] Что касается преемника Тахарки, то разграбление Фив стало знаменательным событием, которое отразилось на всем Древнем Ближнем Востоке. Об этом упоминается в Книге Наума , глава 3:8-10:
Неужели ты лучше многолюдной Но, которая была расположена среди рек, и вокруг которой были воды, валом которой было море, и стена ее была из моря? Эфиопия и Египет были ее силой, и она была бесконечной; Пут и Любим были твоими помощниками. И была она унесена, и пошла в плен; и малые дети ее были разбиты на части на вершинах всех улиц, и бросили жребий о честных мужей ее, и все вельможи ее были закованы в цепи.
Изображения
[ редактировать ]Тахарка под именем «Теарко Эфиопский» была описана древнегреческим историком Страбоном . Страбон упомянул Тахарку в списке других выдающихся завоевателей (Кир Великий, Ксеркс, Сесотрис) и упомянул, что эти князья предпринимали «экспедиции в далекие земли». [54] Страбон упоминает Тахарку как человека, «дошедшего до Европы». [55] и (цитируя Мегасфена ) даже до Геркулесовых столбов в Испании : [56] Точно так же в 1534 году мусульманский ученый Ибн-л-Хаттиб аль-Маккари написал отчет о том, что Тахарка «основал гарнизон на юге Испании примерно в 702 году до нашей эры». [57]
Однако Сесострис , египтянин, добавляет он, и Тиарко, эфиоп, продвинулись до Европы; а Набокодросор , пользовавшийся среди халдеев большей репутацией, чем Геракл, повел армию даже до Столпов. До сих пор, по его словам, зашел и Tearco.
Две змеи в короне фараона Тахарки показывают, что он был царем как Египта, так и Нубии .
Памятники Тахарки
[ редактировать ]Тахарка оставил памятники по всему Египту и Нубии. В Мемфисе , Фивах и Напате он перестроил или восстановил Храм Амона . [60]
Тахарка в Карнаке
[ редактировать ]Тахарка известна различными памятниками в Карнаке .
- Колонна Тахарка
- Киоск Тахарки в Карнаке
- Часовня Тахарки и Шепенвепета в Карнаке
- Киоск Тахарки. Карнакский храм
Храм Тахарки в Каве
[ редактировать ]Небольшой храм Тахарки когда-то находился в Каве в Нубии (современный Судан ). Сегодня он находится в Ашмоловском музее . [61]
- Храм Тахарки, Музей Ашмола
- Храм и Сфинкс Тахарки. Тахарка появляется между ног Барана-Спинкса.
- Рам-Спинкс и Тахарка
- Рельеф Тахарки на святыне
- Картуш Тахарка на храме
Тахарка в Джебель-Баркале
[ редактировать ]Тахарка изображен на различных рельефах в Джебель-Баркале , особенно в Храме Мут .
- Тахарка в храме Мут
- Тахарка перед богом Амоном в Гебель-Баркале (Судан), в храме Мут, Джебель-Баркал
- За Тахаркой последовала его мать, царица Абар. Ворота Баркала – Комната C
- Тахарка с королевой Такахатамун и Гебель Баркалом
- Львиноголовый бог Аппадемак с фараоном Тахаркой (справа) в храме Джебель Баркал в Мут.
- Тахарка совершает посвящение египетским богам в храме Мут, Джебель-Баркал , Судан. Его имя появляется во втором картуше : 𓇿𓉔𓃭𓈎 ( tꜣ-h-rw-k , «Тахарка»).
Музейные артефакты
[ редактировать ]- Тахарка предлагает кувшины с вином богу-соколу Хемену
- Тахарка, ок. 690–64 гг. до н.э., Новая Карлсбергская глиптотека, Копенгаген.
- Тахарка под сфинксом, Британский музей
- Тахарка выглядит как самая высокая статуя сзади (2,7 метра) в музее Кермы . [65]
- Гранитный сфинкс Тахарка из Кавы в Судане
- Серпантин весом 10 дариков. Написано в честь Тахарки посреди Саиса. 25-я династия. Из Египта, вероятно, из Несафта. Музей египетской археологии Петри, Лондон.
- Тахарка в образе сфинкса
- Тахарка крупным планом
- Фараон Тахарка. 25-я династия Египта
- Шабти царя Тахарки
См. также
[ редактировать ]- Список монархов Куша
- Список библейских персонажей, указанных во внебиблейских источниках
- Тахар (божество)
- Стела Победы Асархаддона
- Статуи Амона в виде барана, защищающего царя Тахарку
- Сфинкс Тахарко
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бьянки, Роберт Стивен (2004). Повседневная жизнь нубийцев . Издательская группа Гринвуд. п. 207. ИСБН 978-0-313-32501-4 .
- ^ Эльшазлы, Хешам. «Керма и королевский тайник» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2021 года . Проверено 17 июня 2020 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Клейтон, Питер А. (2006). Хроники фараонов: Запись правления правителей и династий Древнего Египта . Темза и Гудзон. п. 190. ИСБН 0-500-28628-0 .
- ^ Додсон, Эйдан; Хилтон, Дайан (2004). Полные королевские семьи Древнего Египта . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05128-3 . , стр.234-6
- ^ Баррелл, Кевин (2020). Кушиты в еврейской Библии: переговоры об этнической идентичности в прошлом и настоящем . БРИЛЛ. п. 79. ИСБН 978-90-04-41876-9 . Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 15 июня 2020 г.
- ^ «Фараон Тахарка правил с 690 по 664 год до нашей эры и, по всей вероятности, был последним черным фараоном, правившим всем Египтом» в Дейк, Лутц ван (2006). История Африки . Столовая гора. п. 53. ИСБН 978-0-624-04257-0 . Архивировано из оригинала 27 июня 2020 года . Проверено 15 июня 2020 г.
- ^ Тоби Уилкинсон, Словарь Темзы и Гудзона Древнего Египта, Темза и Гудзон, 2005. стр.237
- ^ Кухня 1996 , с. 380-391.
- ^ Кухня 1996 , с. 161.
- ^ Смит, Уильям Стивенсон; Симпсон, Уильям Келли (1 января 1998 г.). Искусство и архитектура Древнего Египта . Издательство Йельского университета. п. 235. ИСБН 978-0-300-07747-6 .
- ^ Кухня 1996 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б Пейродо 2014 , с. 115-127.
- ^ Пейродо 2014 , с. 122-3.
- ^ [52 – JWIS III 132–135; ФХН I, № 21, 135-144.]
- ^ [53 – JWIS III 135–138; ФХН I, № 22, 145-158.]
- ^ Jump up to: а б с д и Брукман, GPF (2015). Порядок преемственности между Шабакой и Шабатакой. Иной взгляд на хронологию Двадцать пятой династии . ГМ 245. с. 29.
- ^ «Нырните под пирамиды черных фараонов Судана» . Нэшнл Географик . 2 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 29 августа 2020 года . Проверено 31 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Уэлсби, Дерек А. (1996). Королевство Куш . Лондон, Великобритания: Издательство Британского музея. п. 158. ИСБН 0-7141-0986-Х .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Тёрёк, Ласло (1998). Королевство Куш: Справочник напатанско-мероитской цивилизации . Лейден: БРИЛЛ. стр. 132–133, 170–184. ISBN 90-04-10448-8 .
- ^ Уэлсби, Дерек А. (1996). Королевство Куш . Лондон, Великобритания: Издательство Британского музея. п. 169. ИСБН 0-7141-0986-Х .
- ^ Тюрк, Ласло. Королевство Куш: Справочник напатанско-мероитской цивилизации. Лейден: Брилл, 1997. Google Scholar. Веб. 20 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Диоп, Шейх Анта (1974). Африканское происхождение цивилизации . Чикаго, Иллинойс: Книги Лоуренса Хилла. стр. 219–221. ISBN 1-55652-072-7 .
- ^ Бонне, Чарльз (2006). Нубийские фараоны . Нью-Йорк: Американский университет в Каире Press. стр. 142–154. ISBN 978-977-416-010-3 .
- ^ Jump up to: а б Мохтар, Г. (1990). Всеобщая история Африки . Калифорния, США: Издательство Калифорнийского университета. стр. 161–163. ISBN 0-520-06697-9 .
- ^ Эмберлинг, Джефф (2011). Нубия: Древние королевства Африки . Нью-Йорк: Институт изучения древнего мира. стр. 9–11. ISBN 978-0-615-48102-9 .
- ^ Сильверман, Дэвид (1997). Древний Египет . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 36–37 . ISBN 0-19-521270-3 .
- ^ Эмберлинг, Джефф (2011). Нубия: Древние королевства Африки . Нью-Йорк: Институт изучения древнего мира. стр. 9–11.
- ^ Сильверман, Дэвид (1997). Древний Египет . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 36–37 . ISBN 0-19-521270-3 .
- ^ Уэлсби, Дерек А. (1996). Королевство Куш . Лондон, Великобритания: Издательство Британского музея. стр. 103, 107–108. ISBN 0-7141-0986-Х .
- ^ Уэлсби, Дерек А. (1996). Королевство Куш . Лондон, Великобритания: Издательство Британского музея. п. 87. ИСБН 0-7141-0986-Х .
- ^ Куган, Майкл Дэвид; Куган, Майкл Д. (2001). Оксфордская история библейского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 253. ИСБН 0-19-513937-2 .
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 141–144. ISBN 1-56947-275-0 .
- ^ Jump up to: а б Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 127, 129–130, 139–152. ISBN 1-56947-275-0 .
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 119. ISBN. 1-56947-275-0 .
- ^ Ру, Жорж (1992). Древний Ирак (Третье изд.). Лондон: Пингвин. ISBN 0-14-012523-Х .
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 155–156. ISBN 1-56947-275-0 .
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 152–153. ISBN 1-56947-275-0 .
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 155. ISBN. 1-56947-275-0 .
- ^ Смит, Уильям Стивенсон; Симпсон, Уильям Келли (1 января 1998 г.). Искусство и архитектура Древнего Египта . Издательство Йельского университета. п. 235. ИСБН 978-0-300-07747-6 .
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 158–161. ISBN 1-56947-275-0 .
- ^ Эфал 2005 , с. 99.
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 159–161. ISBN 1-56947-275-0 .
- ^ Бадж, Э.А. Уоллис (17 июля 2014 г.). Египетская литература (Возрождение Рутледжа): Vol. II: Анналы нубийских королей . Рутледж. ISBN 978-1-135-07813-3 .
- ^ Марк 2009 .
- ^ Смит, Уильям Стивенсон; Симпсон, Уильям Келли (1 января 1998 г.). Искусство и архитектура Древнего Египта . Издательство Йельского университета. п. 235. ИСБН 978-0-300-07747-6 .
- ^ Томасон, Эллисон Кармель (2004). «От бронзы Сеннахирима до ног Тахарки: представления о материальном мире в Ниневии» . ИРАК . 66 : 155. дои : 10.2307/4200570 . ISSN 0021-0889 . JSTOR 4200570 .
Что касается входов в здания, последний пример, который позволяет понять концепции материального мира в Ниневии и Ассирии, касается статуй египетского царя 25-й династии Тахарки, раскопанных у входа в арсенал на Неби Юнусе. В другом месте я утверждал, что Египет был местом восхищения неоассирийских царей и что его материальная культура собиралась на протяжении всего периода.
- ^ Историческая надпись Ашурбанипала I в призме. Архивировано 19 марта 2012 года в Wayback Machine Артуром Карлом Пипкорном, страница 36. Опубликовано University of Chicago Press.
- ^ Почему Тахарка построил свою гробницу в Нури? Архивировано 3 марта 2016 года на Wayback Machine. конференции нубийских исследований
- ^ В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Тирхака» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Штибинг, Уильям Х. младший (2016). Древняя история и культура Ближнего Востока . Рутледж. п. 279. ИСБН 978-1-315-51116-0 . Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 23 декабря 2018 г.
- ^ Папа, Джереми (2022). «Реконструкция Кушитского царского дома» . В Кеймере, Кайл Х.; Пирс, Джордж А. (ред.). Древний израильский мир . Тейлор и Фрэнсис. стр. 675–92. дои : 10.4324/9780367815691-48 . ISBN 978-1-000-77324-8 .
- ^ Папа 2022 , с. 689.
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 178. ISBN. 1-56947-275-0 .
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 162. ISBN. 1-56947-275-0 .
- ^ Страбон (2006). География . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 7. ISBN 0-674-99266-0 .
- ^ Сноуден , До цветных предубеждений: древний взгляд на чернокожих. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1983, стр.52.
- ^ Пегги Брукс-Бертрам (1996). Целенко, Теодор (ред.). Египет в Африке . Индиана, США: Художественный музей Индианаполиса. стр. 101–102. ISBN 0-253-33269-9 .
- ^ «LacusCurtius Страбон Книга географии XV Глава 1 (§§ 1-25)» . penelope.uchicago.edu . Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 17 июня 2020 г.
- ^ «Л'Ан 6 де Тахарка» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 17 июня 2020 года . Проверено 17 июня 2020 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ См. Д. Микс, Посвящение Сержу Сонерону.
, 1979 , Мемфисский фонд Тахарки (Каирская стела JE 36861) , с. 221-259. - ^ «Храм Тахарка» . Эшмоловский музей . Архивировано из оригинала 6 мая 2020 года . Проверено 15 июня 2020 г.
- ^ «Музейная заметка» . 3 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ «Музейная заметка» . 3 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ «Музейная заметка» . 3 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ Эльшазлы, Хешам. «Керма и королевский тайник» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2021 года . Проверено 17 июня 2020 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )
Источники
[ редактировать ]- Марк, Джошуа Дж. (2009). «Ашурбанипал» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 28 ноября 2019 г. .
- Эфал, Израиль (2005 г.). «Асархаддон, Египет и Шубрия: политика и пропаганда». Журнал клинописных исследований . 57 (1). Издательство Чикагского университета: 99–111. дои : 10.1086/JCS40025994 . S2CID 156663868 .
- Марк, Джошуа Дж. (2014). «Асархаддон» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 23 ноября 2019 г.
- Кухня, Кеннет Андерсон (1996). Третий промежуточный период в Египте (1100–650 до н.э.) (3-е изд.). Арис и Филлипс Лтд. 608. ИСБН 978-0-85668-298-8 . Архивировано из оригинала 20 августа 2020 года . Проверено 13 сентября 2020 г.
- Пейродо, Фредерик (2014). Возвращение к преемственности Шабако-Шабатако (на французском языке). пп. 115–127.
- Папа, Джереми В. (2014). Двойное царство при Тахарко: исследования по истории Куша и Египта, ок. 690 – 664 гг . до н.э. БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-26295-9 .
- Раднер, Карен (2012). «После Элтеке: царские заложники из Египта при ассирийском дворе» . Истории из давних времен. Фестиваль Майкла Д. Роуфа . Издательство «Угарит»: 471–479.
- Раднер, Карен (2015). Древняя Ассирия: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-871590-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беллис, Элис Огден, изд. (2019). «Выживание Иерусалима, отъезд Сеннахирима и роль кушитов в 701 году до нашей эры: исследование спасения Иерусалима Генри Обином» . Журнал Еврейских Писаний . 19 . Лозанна: Швейцарско-французский институт библейских исследований: 1–297. дои : 10.5508/jhs29552 . ISSN 1203-1542 .
- Грейсон, АК (1970). «Ассирия: Сеннахирим и Асархаддон (704–669 до н.э.)» . Кембриджская древняя история, том 3, часть 2: Ассирийская и Вавилонская империи и другие государства Ближнего Востока, с восьмого по шестой века до нашей эры . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-3-11-103358-7 .
- Моркот, Роберт (2000). Черные фараоны: нубийские правители Египта . Рубикон Пресс. п. 342. ИСБН 0-948695-23-4 .