Jump to content

Тахарка

N17
О4
Е23
N29
номен или имя при рождении
thrḳ (Тахарко)
в иероглифах

Тахарка , также пишется Тахарка или Тахарко ( египетский : 𓇿𓉔𓃭𓈎 tꜣhrwq , аккадский : Tar-qu-ú , иврит : תִּרְהָקָה , современный :   Tīrhaqa , тиверийский :   Tīrhāqā , , Таракос Манефона Королевства Теарко ) Страбона . , был фараоном Двадцать пятой династии Египта и коре (царем) Куш (современный Судан ) с 690 по 664 год до нашей эры. Он был одним из «черных фараонов», правивших Египтом почти столетие. [5] [6]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Тахарка, возможно, был сыном Пия , нубийского царя Напаты , который первым завоевал Египет, хотя родственные связи в этой семье не совсем ясны (см. Генеалогическое древо Двадцать пятой династии Египта ). Тахарка также был двоюродным братом и преемником Шебитку . [7] Успешные кампании Пие и Шабаки проложили путь к процветающему правлению Тахарки.

Период правления

[ редактировать ]

Правление Тахарки можно датировать периодом с 690 по 664 год до нашей эры. [8] Свидетельства о датах его правления взяты из Серапеума стелы , каталожный номер 192. На этой стеле записано, что бык Апис, родившийся и установленный (четвертый месяц Сезона Появления , день 9) в 26 году Тахарки, умер в 20 году Псамтик I (4-й месяц Шому, 20-й день), прожив 21 год. Это дало бы Тахарке царствование продолжительностью 26 с небольшим лет в 690–664 гг. До н.э. [9]

Портрет Тахарки, Нубийский музей . [10]

Нерегулярный приход к власти

[ редактировать ]

Тахарка прямо заявляет в Кава Стела V, строка 15, что он стал преемником своего предшественника (ранее предполагалось, что это Шебитку, но теперь вместо этого установлено, что это Шабака ) после смерти последнего, с этим заявлением: «Я получил Корону в Мемфисе после того, как Сокол полетел в небеса." [11] Упоминание Шебитку было попыткой Тахарки узаконить свой приход к власти. [12] Однако Тахарка никогда не упоминает личность царского сокола и полностью опускает какие-либо упоминания о правлении Шабаки между Шебитку и Тахаркой, возможно, потому, что он отстранил Шабаку от власти. [13]

В Кава IV, строки 7–13, Тахарка утверждает:

Он (Тахарка) отплыл на север, в Фивы, среди красивых молодых людей, которых Его Величество, покойный король Шабатако/Шебитку, прислал из Нубии. Он был там (в Фивах) с ним. Он ценил его больше, чем любого из своих братьев. (Здесь следует описание [плохого] состояния храма Кавы по наблюдениям принца). Сердце Его Величества печалилось об этом, пока Его Величество не стал царем, коронованным как Царь Верхнего и Нижнего Египта (...). В первый год своего правления он вспомнил, что видел в храме, когда был молод. [14]

Статуя Тахарки в Бостонском музее изящных искусств.

В Каве V: строка 15, утверждает Тахарка.

Меня привезли из Нубии среди королевских братьев, которых привез Его Величество. Поскольку я был с ним, он любил меня больше, чем все его братья и все его дети, так что он отличал меня. Я завоевал сердца знати и был всеми любим. И только после того, как ястреб улетел на небеса, я получил корону в Мемфисе. [15]

Поэтому Тахарка говорит, что царь Шебитку , который очень любил его, привёз его с собой в Египет и во время этой поездки он имел возможность увидеть плачевное состояние храма Амона в Каве, событие, которое он запомнил после того, как стал царём. Но о Каве V Тахарка говорит, что через некоторое время после его прибытия в Египет при другом царе, имя которого на этот раз он предпочел не называть, произошла смерть этого монарха ( здесь Шабака ), а затем произошло его собственное восшествие на престол. Уклонение Тахарки от имени своего предшественника позволяет предположить, что он пришел к власти нерегулярным образом и решил узаконить свое царствование, удобно констатировав возможный факт или пропаганду того, что Шебитку отдавал ему предпочтение «больше, чем всем своим братьям и всем его детям». [12]

Более того, в строках 13 – 14 стелы Кава V Его Величество (которым может быть не кто иной, как Шебитку) упоминается дважды, и на первый взгляд кажется, что сокол или ястреб, улетевший на небеса, упомянутый уже в следующей строке 15, быть идентичным Его Величеству, упомянутому непосредственно перед этим (т.е. Шебитку). [16] Однако в критической строке 15, описывающей приход к власти Тахарки, начинается новый этап повествования, отделенный от предыдущего периодом многих лет, и царь или ястреб/сокол, полетевший на небеса, примечательно остается безымянным. чтобы отличить его от Его Величества Шебитку. Более того, целью Кавы V было описать несколько отдельных событий, произошедших на разных этапах жизни Тахарки, вместо того, чтобы рассказывать о них непрерывную историю. [16] Таким образом, текст Кава V начинается с 6-го года Тахарки и ссылается на разлив в верховьях Нила того года, а затем резко возвращается к юности Тахарки в конце строки 13. [16] В начале строки 15 упоминается коронация Тахарки (при этом личность ястреба/сокола — теперь известного как Шабака — оставлена ​​безымянной, но если бы это был Шебитку, любимый царь Тахарки, Тахарка явно бы его опознал) и есть дано описание размеров земель и зарубежных стран, находящихся под контролем Египта, но затем (в середине строки 16) повествование резко переключается снова на юность Тахарки: «Моя мать была в Та-Сети… Теперь я был далеко от нее двадцатилетним рекрутом, когда я отправился с Его Величеством в Северную Землю». [16] Однако сразу после этого (примерно в середине строки 17) текст снова перескакивает ко времени воцарения Тахарки: «Затем она приплыла вниз по течению, чтобы увидеть меня, спустя долгие годы. Она нашла меня после того, как я появился на троне. Гора...». [16] Следовательно, повествование Кавы V переключается с одного события на другое и практически не имеет хронологической последовательности или ценности.

Царствование

[ редактировать ]
Кушитское сердце и Кушитская империя 25-й династии Египта при Тахарке [17]

Хотя правление Тахарки было наполнено конфликтами с ассирийцами , это также был период процветающего возрождения в Египте и Куше . [18] [19] Империя процветала при Тахарке, отчасти благодаря особенно сильному разливу реки Нил, обильному урожаю, [18] и «интеллектуальные и материальные ресурсы, высвобождаемые эффективным центральным правительством». [19] Надписи Тахарки указывают на то, что он подарил большое количество золота храму Амона в Каве. [20] Империя долины Нила была такой же большой, как и со времен Нового царства. [21] Тахарка и 25-я династия возродили египетскую культуру. [22] Религия, искусство и архитектура были восстановлены в своих славных формах Старого, Среднего и Нового Царства. Во время правления Тахарки «основные черты фиванского богословия были объединены с имперской идеологией египетского Среднего и Нового царства». [19] При Тахарке культурная интеграция Египта и Куша достигла такой точки, что ее невозможно было повернуть вспять даже после ассирийского завоевания. [19]

Портрет Тахарки, Музей Кермы
Реконструкция с оригинальными цветами ( Лувр ).

Тахарка восстановил существующие храмы и построил новые. Особенно впечатляющими были его дополнения к Храму в Карнаке, новому храму в Каве и храмам в Джебель-Баркале . [22] [23] [24] [25] [26] Тахарка продолжил амбициозную программу 25-й династии по превращению Джебель-Баркала в «монументальный комплекс святилищ... сосредоточенный вокруг великого храма... Амона». [19] Сходство Джебель-Баркала с Карнаком «кажется, является центральным для строителей Джебель-Баркала». [19] Остальные постройки Тахарки служили для создания «Храмовых городов», которые были «местными центрами управления, производства и перераспределения». [19]

Именно во времена 25-й династии в долине Нила было впервые со времен Среднего царства широко распространено строительство пирамид (многих в современном Судане). [24] [27] [28] Тахарка построил самую большую пирамиду (около 52 квадратных метров в основании) в Нубийском регионе в Нури (недалеко от Эль-Курру ) с самой сложной кушитской гробницей, высеченной в скале. [29] Тахарка был похоронен с «более 1070 шабти разного размера, сделанными из гранита, зеленого анкерита и алебастра». [30]

Война между Тахаркой и Ассирией

[ редактировать ]
Стела Победы Асархаддона была создана после победы царя в Египте и изображает Асархаддона в величественной позе с боевой булавой в руке и коленопреклоненными перед ним царскими пленниками. Один из них — Ушанхуру, сын Тахарки, скованный веревкой на шее, но носящий кушитскую корону. Другим может быть Абди-Милкутти , царь Сидона .

Тахарка начал заключать союзы с элементами в Финикии и Филистии , которые были готовы занять более независимую позицию против Ассирии. [31] Армия Тахарки предприняла успешные военные кампании, о чем свидетельствует «список завоеванных азиатских княжеств» из храма Мут в Карнаке и «покоренные народы и страны (ливийцы, кочевники Шасу, финикийцы?, Хор в Палестине)» из надписей храма Санам. [19] Торок упоминает, что военный успех был обусловлен усилиями Тахарки по укреплению армии посредством ежедневных тренировок по бегу на длинные дистанции, а также озабоченностью Ассирии Вавилоном и Эламом. [19] Тахарка также построил военные поселения в фортах Семна и Бухен и укрепленном городке Каср-Ибрим. [19]

Имперские амбиции Месопотамии, , базирующейся в Ассирийской империи сделали войну с 25-й династией неизбежной. В 701 г. до н.э. кушиты помогли Иудее и царю Езекии выдержать осаду Иерусалима царем Сеннахиримом (4 Царств 19:9; Исайя 37:9). ассирийским [32] Существуют различные теории (армия Тахарки, [33] болезнь, божественное вмешательство, капитуляция Езекии, мышиная теория Геродота) относительно того, почему ассирийцам не удалось взять Иерусалим и отступить в Ассирию. [34] Многие историки утверждают, что Сеннахирим был правителем Хора после осады в 701 г. до н.э. В анналах Сеннахирима записано, что после осады Иуда был вынужден платить дань. [35] Однако этому противоречит частое использование Хором египетской системы весов для торговли. [36] 20-летнее прекращение в Ассирии (до 701 г. и после смерти Сеннахирима) неоднократного вторжения в Хор, [37] Хор отдает дань уважения Амону Карнакскому в первой половине правления Тахарки, [19] и Тахарка нарушил запрет Ассирии на экспорт ливанского кедра в Египет, в то время как Тахарка строил свой храм Амона в Каве. [38]

Статуя фараона Тахарки из Джебель-Баркала (3,6 метра). Национальный музей Судана . [39]

В 679 г. до н.э. преемник Сеннахирима, царь Асархаддон , провел кампанию в Хоре и взял город, лояльный Египту. После разрушения Сидона и принуждения Тира к дани в 677-676 гг. до н.э. Асархаддон вторгся в собственно Египет в 674 г. до н.э. Согласно вавилонским записям, Тахарка и его армия полностью разгромили ассирийцев в 674 г. до н.э. [40] Это вторжение, о котором упоминают лишь несколько ассирийских источников, закончилось, по мнению некоторых ученых, возможно, одним из худших поражений Ассирии. [41] Как упоминается в наскальных надписях, в 672 г. до н. э. Тахарка вывел из Куша резервные войска. [19] Египет Тахарки все еще господствовал в Хоре в этот период, о чем свидетельствует аннал Асархаддона 671 г. до н.э., в котором упоминается, что царь Тира Балу «доверился своему другу Тахарке», союз Ашкелона с Египтом и надпись Асархаддона, вопрошающая, «если кушитско-египетские силы «планируют и стремятся вести войну любым способом», и смогут ли египетские войска победить Асархаддона в Ашкелоне». [42] Однако Тахарка потерпел поражение в Египте в 671 г. до н.э., когда Асархаддон завоевал Северный Египет, захватил Мемфис, обложил данью, а затем отступил. [18] Хотя фараон Тахарка бежал на юг, Асархаддон захватил семью фараона, в том числе «принца Нес-Анхурета, царских жен». [19] и большая часть королевского двора [ нужна ссылка ] , которые были отправлены в Ассирию в качестве заложников. Клинописные таблички упоминают, что в Ассирию были вывезены многочисленные лошади и золотые головные уборы. [19] В 669 г. до н.э. Тахарка вновь оккупировал Мемфис, а также Дельту и возобновил интриги с царем Тира. [18] Тахарка интриговал в делах Нижнего Египта и разжигал многочисленные восстания. [43] Асархаддон снова повел свою армию в Египет, и после его смерти в 668 г. до н.э. командование перешло к Ашшурбанипалу . Ашурбанипал и ассирийцы снова разбили Тахарку и продвинулись на юг до Фив, но прямого ассирийского контроля не было установлено». [18] Восстание было остановлено, и Ашурбанипал назначил своим вассальным правителем в Египте Нехо I , который был царем города Саис. Сын Нехо, Псамтик I, получил образование в ассирийской столице Ниневии во время правления Асархаддона. [44] Еще в 665 г. до н. э. вассальные правители Саиса, Мендеса и Пелусия все еще пытались завоевать расположение Тахарки в Куше. [19] Заговор вассала был раскрыт Ашшурбанипалом, и все повстанцы, кроме Нечо из Саиса, были казнены. [19]

Останки трех колоссальных статуй Тахарки были найдены у входа во дворец в Ниневии . Эти статуи, вероятно, были привезены Асархаддоном в качестве военных трофеев , который также привез из Египта царских заложников и многочисленные предметы роскоши. [45] [46]

Тахарка умер в городе Фивы. [47] в 664 г. до н.э. За ним последовал назначенный им преемник Тантамани , сын Шабаки , который вторгся в Нижний Египет в надежде восстановить контроль своей семьи. Это привело к возобновлению конфликта с Ашурбанипалом и разграблению Фив ассирийцами в 663 году до нашей эры. Ему наследовал сын Тахарки Атланерса .

Пирамида Нури

[ редактировать ]
Руины пирамиды Тахарки в Нури . Это самая ранняя и самая большая пирамида городища Нури.

Тахарка выбрал место Нури в Северном Судане для строительства своей пирамиды, вдали от традиционного захоронения Эль-Курру . Это была первая и самая большая пирамида Нури, за ней следовали около двадцати последующих царей. [48]

Пирамиды преемников Тахарки, вид с вершины его пирамиды в Нури, первой и самой большой пирамиды, построенной на этом месте.

Библейские ссылки

[ редактировать ]

что Тахарка — это библейский «Тирхак» (евр. תִּרְהָקָה), царь Эфиопии (Куш), который вел войну против Сеннахирима во время правления иудейского царя ( Езекии Ведущие ученые сходятся во мнении , 4 Царств 19:9 ; Исаия 37:9 ). [49] [33]

Считается, что события в библейском повествовании произошли в 701 году до нашей эры, а Тахарка взошел на трон примерно десять лет спустя. Если титул царя в библейском тексте относится к его будущему царскому титулу, возможно, он еще был слишком молод, чтобы стать военачальником . [50] хотя это оспаривается. [51] По словам египтолога Джереми Поупа, Тахарке, вероятно, было от 25 до 33 лет в 701 г. до н.э., и, следуя кушитскому обычаю делегировать фактическое руководство в бою подчиненному, он был отправлен своим предшественником Шабако в качестве военачальника для борьбы с ассирийцами. [52]

Обен упоминает, что библейский рассказ в Бытие 10:6-7 (Таблица народов) перечисляет предшественников Тахарки, Шебитку иШабако (סַבְתְּכָ֑א и סַבְתָּ֥ה). [53] Что касается преемника Тахарки, то разграбление Фив стало знаменательным событием, которое отразилось на всем Древнем Ближнем Востоке. Об этом упоминается в Книге Наума , глава 3:8-10:

Профиль Тахарки в храме Тахарка, Музей Ашмола

Неужели ты лучше многолюдной Но, которая была расположена среди рек, и вокруг которой были воды, валом которой было море, и стена ее была из моря? Эфиопия и Египет были ее силой, и она была бесконечной; Пут и Любим были твоими помощниками. И была она унесена, и пошла в плен; и малые дети ее были разбиты на части на вершинах всех улиц, и бросили жребий о честных мужей ее, и все вельможи ее были закованы в цепи.

Изображения

[ редактировать ]

Тахарка под именем «Теарко Эфиопский» была описана древнегреческим историком Страбоном . Страбон упомянул Тахарку в списке других выдающихся завоевателей (Кир Великий, Ксеркс, Сесотрис) и упомянул, что эти князья предпринимали «экспедиции в далекие земли». [54] Страбон упоминает Тахарку как человека, «дошедшего до Европы». [55] и (цитируя Мегасфена ) даже до Геркулесовых столбов в Испании : [56] Точно так же в 1534 году мусульманский ученый Ибн-л-Хаттиб аль-Маккари написал отчет о том, что Тахарка «основал гарнизон на юге Испании примерно в 702 году до нашей эры». [57]

Однако Сесострис , египтянин, добавляет он, и Тиарко, эфиоп, продвинулись до Европы; а Набокодросор , пользовавшийся среди халдеев большей репутацией, чем Геракл, повел армию даже до Столпов. До сих пор, по его словам, зашел и Tearco.

- Страбон , География , XV.1.6 [58]

Две змеи в короне фараона Тахарки показывают, что он был царем как Египта, так и Нубии .

Памятники Тахарки

[ редактировать ]
Стела в память о смерти быка Аписа , восседавшего на троне в «26-м году Тахарки». Найден в Серапеуме Саккары , Саккара . Музей Лувр .
Стела Великого храма Таниса , написанная в «6-й год Тахарки». [59]

Тахарка оставил памятники по всему Египту и Нубии. В Мемфисе , Фивах и Напате он перестроил или восстановил Храм Амона . [60]

Тахарка в Карнаке

[ редактировать ]

Тахарка известна различными памятниками в Карнаке .

Храм Тахарки в Каве

[ редактировать ]

Небольшой храм Тахарки когда-то находился в Каве в Нубии (современный Судан ). Сегодня он находится в Ашмоловском музее . [61]

Тахарка в Джебель-Баркале

[ редактировать ]

Тахарка изображен на различных рельефах в Джебель-Баркале , особенно в Храме Мут .

Музейные артефакты

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бьянки, Роберт Стивен (2004). Повседневная жизнь нубийцев . Издательская группа Гринвуд. п. 207. ИСБН  978-0-313-32501-4 .
  2. ^ Эльшазлы, Хешам. «Керма и королевский тайник» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2021 года . Проверено 17 июня 2020 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  3. ^ Клейтон, Питер А. (2006). Хроники фараонов: Запись правления правителей и династий Древнего Египта . Темза и Гудзон. п. 190. ИСБН  0-500-28628-0 .
  4. ^ Додсон, Эйдан; Хилтон, Дайан (2004). Полные королевские семьи Древнего Египта . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  0-500-05128-3 . , стр.234-6
  5. ^ Баррелл, Кевин (2020). Кушиты в еврейской Библии: переговоры об этнической идентичности в прошлом и настоящем . БРИЛЛ. п. 79. ИСБН  978-90-04-41876-9 . Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 15 июня 2020 г.
  6. ^ «Фараон Тахарка правил с 690 по 664 год до нашей эры и, по всей вероятности, был последним черным фараоном, правившим всем Египтом» в Дейк, Лутц ван (2006). История Африки . Столовая гора. п. 53. ИСБН  978-0-624-04257-0 . Архивировано из оригинала 27 июня 2020 года . Проверено 15 июня 2020 г.
  7. ^ Тоби Уилкинсон, Словарь Темзы и Гудзона Древнего Египта, Темза и Гудзон, 2005. стр.237
  8. ^ Кухня 1996 , с. 380-391.
  9. ^ Кухня 1996 , с. 161.
  10. ^ Смит, Уильям Стивенсон; Симпсон, Уильям Келли (1 января 1998 г.). Искусство и архитектура Древнего Египта . Издательство Йельского университета. п. 235. ИСБН  978-0-300-07747-6 .
  11. ^ Кухня 1996 , с. 167.
  12. ^ Jump up to: а б Пейродо 2014 , с. 115-127.
  13. ^ Пейродо 2014 , с. 122-3.
  14. ^ [52 – JWIS III 132–135; ФХН I, № 21, 135-144.]
  15. ^ [53 – JWIS III 135–138; ФХН I, № 22, 145-158.]
  16. ^ Jump up to: а б с д и Брукман, GPF (2015). Порядок преемственности между Шабакой и Шабатакой. Иной взгляд на хронологию Двадцать пятой династии . ГМ 245. с. 29.
  17. ^ «Нырните под пирамиды черных фараонов Судана» . Нэшнл Географик . 2 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 29 августа 2020 года . Проверено 31 августа 2020 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д и Уэлсби, Дерек А. (1996). Королевство Куш . Лондон, Великобритания: Издательство Британского музея. п. 158. ИСБН  0-7141-0986-Х .
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Тёрёк, Ласло (1998). Королевство Куш: Справочник напатанско-мероитской цивилизации . Лейден: БРИЛЛ. стр. 132–133, 170–184. ISBN  90-04-10448-8 .
  20. ^ Уэлсби, Дерек А. (1996). Королевство Куш . Лондон, Великобритания: Издательство Британского музея. п. 169. ИСБН  0-7141-0986-Х .
  21. ^ Тюрк, Ласло. Королевство Куш: Справочник напатанско-мероитской цивилизации. Лейден: Брилл, 1997. Google Scholar. Веб. 20 октября 2011 г.
  22. ^ Jump up to: а б Диоп, Шейх Анта (1974). Африканское происхождение цивилизации . Чикаго, Иллинойс: Книги Лоуренса Хилла. стр. 219–221. ISBN  1-55652-072-7 .
  23. ^ Бонне, Чарльз (2006). Нубийские фараоны . Нью-Йорк: Американский университет в Каире Press. стр. 142–154. ISBN  978-977-416-010-3 .
  24. ^ Jump up to: а б Мохтар, Г. (1990). Всеобщая история Африки . Калифорния, США: Издательство Калифорнийского университета. стр. 161–163. ISBN  0-520-06697-9 .
  25. ^ Эмберлинг, Джефф (2011). Нубия: Древние королевства Африки . Нью-Йорк: Институт изучения древнего мира. стр. 9–11. ISBN  978-0-615-48102-9 .
  26. ^ Сильверман, Дэвид (1997). Древний Египет . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 36–37 . ISBN  0-19-521270-3 .
  27. ^ Эмберлинг, Джефф (2011). Нубия: Древние королевства Африки . Нью-Йорк: Институт изучения древнего мира. стр. 9–11.
  28. ^ Сильверман, Дэвид (1997). Древний Египет . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 36–37 . ISBN  0-19-521270-3 .
  29. ^ Уэлсби, Дерек А. (1996). Королевство Куш . Лондон, Великобритания: Издательство Британского музея. стр. 103, 107–108. ISBN  0-7141-0986-Х .
  30. ^ Уэлсби, Дерек А. (1996). Королевство Куш . Лондон, Великобритания: Издательство Британского музея. п. 87. ИСБН  0-7141-0986-Х .
  31. ^ Куган, Майкл Дэвид; Куган, Майкл Д. (2001). Оксфордская история библейского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 253. ИСБН  0-19-513937-2 .
  32. ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 141–144. ISBN  1-56947-275-0 .
  33. ^ Jump up to: а б Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 127, 129–130, 139–152. ISBN  1-56947-275-0 .
  34. ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 119. ISBN.  1-56947-275-0 .
  35. ^ Ру, Жорж (1992). Древний Ирак (Третье изд.). Лондон: Пингвин. ISBN  0-14-012523-Х .
  36. ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 155–156. ISBN  1-56947-275-0 .
  37. ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 152–153. ISBN  1-56947-275-0 .
  38. ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 155. ISBN.  1-56947-275-0 .
  39. ^ Смит, Уильям Стивенсон; Симпсон, Уильям Келли (1 января 1998 г.). Искусство и архитектура Древнего Египта . Издательство Йельского университета. п. 235. ИСБН  978-0-300-07747-6 .
  40. ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 158–161. ISBN  1-56947-275-0 .
  41. ^ Эфал 2005 , с. 99.
  42. ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 159–161. ISBN  1-56947-275-0 .
  43. ^ Бадж, Э.А. Уоллис (17 июля 2014 г.). Египетская литература (Возрождение Рутледжа): Vol. II: Анналы нубийских королей . Рутледж. ISBN  978-1-135-07813-3 .
  44. ^ Марк 2009 .
  45. ^ Смит, Уильям Стивенсон; Симпсон, Уильям Келли (1 января 1998 г.). Искусство и архитектура Древнего Египта . Издательство Йельского университета. п. 235. ИСБН  978-0-300-07747-6 .
  46. ^ Томасон, Эллисон Кармель (2004). «От бронзы Сеннахирима до ног Тахарки: представления о материальном мире в Ниневии» . ИРАК . 66 : 155. дои : 10.2307/4200570 . ISSN   0021-0889 . JSTOR   4200570 . Что касается входов в здания, последний пример, который позволяет понять концепции материального мира в Ниневии и Ассирии, касается статуй египетского царя 25-й династии Тахарки, раскопанных у входа в арсенал на Неби Юнусе. В другом месте я утверждал, что Египет был местом восхищения неоассирийских царей и что его материальная культура собиралась на протяжении всего периода.
  47. ^ Историческая надпись Ашурбанипала I в призме. Архивировано 19 марта 2012 года в Wayback Machine Артуром Карлом Пипкорном, страница 36. Опубликовано University of Chicago Press.
  48. ^ Почему Тахарка построил свою гробницу в Нури? Архивировано 3 марта 2016 года на Wayback Machine. конференции нубийских исследований
  49. ^ В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Тирхака» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  50. ^ Штибинг, Уильям Х. младший (2016). Древняя история и культура Ближнего Востока . Рутледж. п. 279. ИСБН  978-1-315-51116-0 . Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 23 декабря 2018 г.
  51. ^ Папа, Джереми (2022). «Реконструкция Кушитского царского дома» . В Кеймере, Кайл Х.; Пирс, Джордж А. (ред.). Древний израильский мир . Тейлор и Фрэнсис. стр. 675–92. дои : 10.4324/9780367815691-48 . ISBN  978-1-000-77324-8 .
  52. ^ Папа 2022 , с. 689.
  53. ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 178. ISBN.  1-56947-275-0 .
  54. ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 162. ISBN.  1-56947-275-0 .
  55. ^ Страбон (2006). География . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 7. ISBN  0-674-99266-0 .
  56. ^ Сноуден , До цветных предубеждений: древний взгляд на чернокожих. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1983, стр.52.
  57. ^ Пегги Брукс-Бертрам (1996). Целенко, Теодор (ред.). Египет в Африке . Индиана, США: Художественный музей Индианаполиса. стр. 101–102. ISBN  0-253-33269-9 .
  58. ^ «LacusCurtius Страбон Книга географии XV Глава 1 (§§ 1-25)» . penelope.uchicago.edu . Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 17 июня 2020 г.
  59. ^ «Л'Ан 6 де Тахарка» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 17 июня 2020 года . Проверено 17 июня 2020 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  60. ^ См. Д. Микс, Посвящение Сержу Сонерону.
    , 1979
    , Мемфисский фонд Тахарки (Каирская стела JE 36861) , с. 221-259.
  61. ^ «Храм Тахарка» . Эшмоловский музей . Архивировано из оригинала 6 мая 2020 года . Проверено 15 июня 2020 г.
  62. ^ «Музейная заметка» . 3 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 25 июня 2020 г.
  63. ^ «Музейная заметка» . 3 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 25 июня 2020 г.
  64. ^ «Музейная заметка» . 3 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 25 января 2022 года . Проверено 25 июня 2020 г.
  65. ^ Эльшазлы, Хешам. «Керма и королевский тайник» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2021 года . Проверено 17 июня 2020 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 65c900c2c6bf06e69fa6937598030ce1__1717735500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/e1/65c900c2c6bf06e69fa6937598030ce1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Taharqa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)