Талахидамани
Талахидамани (или Талахидамани ) [1] был царем Куша в середине или конце III века нашей эры, возможно, в IV веке. Он известен по двум меройским надписям, одна из которых посвящена дипломатической миссии, которую он отправил в Римскую империю . [2] [3]
Правление Талахидамани ориентировочно помещается между правлением Тамелердеамани и Ариесебохе . Его даты неизвестны, но в 253 году правил другой король. Он связан с дипломатической миссией, обычно датируемой примерно 260 годом, но его надписи отнесены ближе к ок. 300 по палеографическим основаниям. [3]
Имя Талахидамани состоит из трёх элементов: основы tlh , глагольного суффикса id и имени бога Амона , amani . Последняя часть является универсальным элементом в царственных именах более поздних кушитских правителей. Первая часть может соответствовать греческой Нике и означать победу. В этой интерпретации имя означает «он победитель, Амон» и эквивалентно имени кушитского правителя Талахамани V века до нашей эры . [2]
Талахидамани назван в надписи (№ REM 0101), помещенной в так называемой «мероитской камере» храма Исиды в Филах , где его имя пишется Тлихидмни . Имени предшествует титул коре (король) и титул другого человека, Малокоребара , чье имя, вероятно, означает «красивый мальчик королей». Эти двое находятся под защитой богини Патарус (эпитет Исиды) и детского бога Гора . Было предварительно высказано предположение, что Талахидамани правил от имени ребенка Малокоребара, который еще не получил царственного имени. [2]
Надпись на Филах является частью более крупного изображения дипломатической миссии, предназначенной для поддержания контактов с римскими властями в Египте . В мероприятии приняли участие несколько членов известной семьи Вайекие . Сама надпись представляет собой письмо одного из дипломатов с описанием подарков, принесенных богам от имени королевской семьи, отправившей миссию, которая, очевидно, посетила Абатон , а также Филы. Неизвестно, вошли ли они на римскую территорию или в сам Рим. [3]
У Талахидамани также была надпись, помещенная на камне в храме Амона за стенами Мероэ , где его имя пишется Тлхидемн[i] . Обе надписи, по-видимому, были написаны писцами из одного и того же круга, что позволяет предположить, что надпись Филы была написана писцом, присланным из Мерои, столицы Кушитов. До открытия надписи Мероэ имя в надписи Филе часто читалось как Лахидамани ( Лхидмни ) и рассматривалось как женское, то есть имя кандаке . Отсутствие имени Малокоребара в этой надписи может указывать на то, что он умер до того, как она была вырезана. Надпись просит бога о пяти дарах, но их невозможно перевести. [2]
Три граффити меройским курсивом на Великом ограждении Мусавварата , которые первоначально считались относящимися к Талахамани, на самом деле могут относиться к Талахидамани, но это предположение. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Произношение реконструировано Рилли как /талахидамани/.
- ^ Jump up to: а б с д и Клод Рилли (2017), «Новый свет на королевское происхождение в последние десятилетия Мероитского королевства: надпись на храме Амона в Мероэ, найденная в 2012 году суданско-канадской миссией», Судан и Нубия 21 : 144–147 (приложение к «Возвращение к храму Амона в Мероэ» ). книге Кшиштофа Гржимского
- ^ Jump up to: а б с Жозефина Кукерц (2021), «Мероэ и Египет» , в книге Вольфрама Граецки, Соланж Эшби и Виллеке Вендрич (ред.), Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Лос-Анджелес.