В Сиасе
В Сиасе | |
---|---|
Сиаспиго, Сиаспи-ко, Сиаспиго, Саашерика. | |
фараон | |
Царствование | в. 487–468 гг. до н.э. |
Предшественник | Аманиястабарк |
Преемник | Отдых |
Супруга | возможно, королева Пианхкевка |
Похороны | Нури , пирамида 4 |
Сиаспика (также Сиаспико ) был правителем Кушитского царства Мероэ , правившим около двадцати лет в первой половине V века до нашей эры. Очень мало известно о деятельности Сиаспики, за исключением строительства его пирамиды в Нури , ныне известной как Нури 4. В пирамиде и ее часовне сохранилось несколько стел с надписями, носящих его имя, а также многочисленные артефакты, свидетельствующие о некогда богатом захоронении. Ничего достоверно не известно об отношениях Сиаспики с его предшественником Аманиастабаркой и преемником Насахмой. Столь же сомнительной является личность его супруги: королева Пианхкевка, похороненная в соседнем Нури 29, предположительно играла эту роль.
Часть серии о |
Кушитские монархи и правители |
---|
Категория |
Личность и хронология
[ редактировать ]Сиаспика известен под двумя или, менее вероятно, тремя именами: его номеном Сиаспика и одним или двумя тронными именами Сегерехтавире, что означает « Ра — умиротворитель Двух Земель », и, возможно, Семенхеретнетьер. [2] Это последнее имя оспаривается, поскольку вместо этого оно могло быть названием ритуала, связанного с возведением пирамиды, что правдоподобно переводится как «Очищение некрополя». [3] Название Сегерехтавир могло отражать официальную программу завоевания и объединения Египта королевством Куш или менее агрессивные переговоры с северным соседом с целью достижения политического единства. [4] [5] В качестве альтернативы, в равной степени возможно, что упоминание «Двух земель» здесь относится к земле, контролируемой Сиаспикой, то есть к Куш, а не к Верхнему и Нижнему Египту, как это традиционно подразумевается. [3] В конечном счете, имя Сегерехтавир может быть основано на имени Гора Сехертави, которое носил кушитский король VII века до нашей эры Сенкаманискен , на этот раз с явным намерением умиротворить Египет под властью Сенкаманискена. [3]
Происхождение Сиаспики неизвестно. Считается, что он является преемником Аманиастабарки , который мог царствовать в период 510–487 гг. До н.э., исходя из относительного положения их пирамид друг относительно друга. [3] [6] Тот же аргумент предполагает, что Сиаспику наследовал царь Насахма . [7] Было предложено несколько дат правления Сиаспики: 489–471 гг. До н.э., [8] 487–468 гг. до н.э., [9] [10] [11] [8] и 478–458 гг. до н.э., [12] [13] что делает его вероятным современником ахеменидского императора Ксеркса I , тогдашнего правителя Египта . [14]
Королевская семья
[ редактировать ]Ни один член семьи Сиаспики не был точно идентифицирован. Археологи Доус Данэм и Лэминг Макадам предположили, что царица Пианхкевка, похороненная в пирамиде Нури 29, могла быть его супругой. [10]
Сертификаты
[ редактировать ]Сиаспика хорошо подтверждается многочисленными находками, большинство из которых происходят из Нури. К ним относятся кувшин для возлияний, обнаруженный в часовне его пирамиды, на котором записано его тронное имя и номен, [10] [15] сердце-скарабей [10] и большая гранитная стела с погребальным текстом и только его именем, которому предшествует традиционный эпитет Са Ра . [16] Стела, верх которой изначально был покрыт листьями гольфа, изображает Осириса на троне с Исидой и Анубисом, а стела Сиаспики изображена поклоняющейся богу. [17] Другой гранитный стол для подношений, вероятно, происходящий из часовни Нури 4, был обнаружен в коптской церкви Нури 100, где он использовался в качестве строительного материала. [18] У дверей церкви и на лестнице находились еще два гранитных подставки для подношений с картушами короля. [19] Эти предметы сейчас находятся в Национальном музее Судана Хартуме в .
Его могила, 4-я пирамида Нури, была раскопана в 1917 году под эгидой совместной экспедиции Гарвардского университета и Бостонского музея изящных искусств. В результате этих работ обнаружено как минимум 11 фрагментарных фаянсовых шавабти. [19] найден среди обломков, оставленных ворами, верхняя половина одного из которых в настоящее время хранится в Бостонском музее изящных искусств . [20] В ходе тех же раскопок был также обнаружен берилловый цилиндр. [6] небольшой золотой кулон в форме птицы, олицетворяющей душу Ба. [ сломанный якорь ] [21] а также золотые диски из бисера, [22] кусочки золотой фольги, золотая розетка [23] и два золотых перстня без надписей, [24] [25] все это могло принадлежать Сиаспике. В ходе отдельных раскопок, предпринятых в 1922 году, была обнаружена золотая пластинка, являющаяся частью фундамента царской пирамиды в Нури, сейчас она находится в Британском музее . [26] Также были обнаружены куски амазонита , сланца и инкрустации из травертина из саркофага Сиаспики. [27] [28] вместе с небольшим сосудом для приношений и чашей, сделанными из глины. [29] Также был найден кусок края алебастрового канопного кувшина , что может иметь важное значение как последнее известное использование такого оборудования королевской семьей, хотя вместо этого кувшин мог быть вторжением и, следовательно, не относился к периоду правления Сиаспики.
Имя Сиаспики также засвидетельствовано на вотивных предметах из храма Амона в Мероэ . [30]
Пирамида
[ редактировать ]Сиаспика был похоронен в пирамиде, которую он приготовил для себя в царском некрополе Нури , ныне известной как пирамида Нури 4. Пирамида построена из кладки из песчаника, расположенной в цокольном ряду, а также в ограждении из песчаника. [6] Здание, слишком поврежденное, чтобы оценить его первоначальную высоту, имеет высоту 26,95 м. 2 (290,1 кв. футов).
К юго-восточной стороне пирамиды примыкает небольшая часовня, в которой находилась главная гранитная стела для жертвоприношений. Стены часовни, возможно, были оштукатурены белыми с вырезанными иероглифами красного и золотого цвета. [17]
Пирамида была построена на трех подземных камерах на одном уровне, и в нее можно попасть последовательно из длинного коридора, к которому ведет лестничный марш из 49 ступеней, начинающийся с уровня земли, вход в который находится почти в 40 м (130 футов) перед часовней. Коридор по-прежнему заблокирован каменной заглушкой, поскольку воры проникли в пирамиду, выкопав вертикальную яму на уровне земли и ведущую прямо за заглушкой. Размер первой камеры 4,9 × 4 м (16 × 13 футов) с мощеным полом, второй — 5,8 × 5,9 м (19 × 19 футов), пол немощеный, а третья и самая большая — 7,50. м × 6,65 м (24,6 × 21,8 футов) с мощеным полом из песчаника и гранита. [17] Стены камеры не имеют надписей.
В погребальной камере первоначально находился один или, возможно, два деревянных гроба в форме антропоидов для короля, которые были богато инкрустированы обсидианом , лазуритом , сланцем и алебастром. [17] Там также были обнаружены четыре фрагмента того, что могло быть человеческим черепом. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Доус Данэм, Королевские кладбища Куша, Том II Нури , Музей изящных искусств Бостона, Массачусетс, 1955, рис. 212.
- ^ Перейти обратно: а б с д Беккерат, Юрген (1997). Справочник египетских королевских имен . Майнц: Из Заберна. стр. 270–271. ISBN 3-8053-2591-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эйде, Тормод ; Хэгг, Томас; Пирс, Ричард Холтон; Тёрёк, Ласло, Fontes historiae Nubiorum. Текстовые источники по истории региона Среднего Нила между восьмым веком до нашей эры и шестым веком нашей эры. Том 1. От восьмого до середины пятого века до нашей эры , стр. 300-301.
- ^ Ласло Тёрёк, Королевство Куш: Справочник по напатанско-мероитской цивилизации , Brill Academic Publishing (1997), ISBN 978-9004104488 , с. 232
- ^ Ханс Гедике, "ZMA-TAWY", Меланж Гамаль Эддин Мохтар. Том I (1985), BdE, 97/1. Каир, ИФАО. 307–324
- ^ Перейти обратно: а б с Доус Данэм, Нури , Бостон (1955), стр. 176–180.
- ^ Самия Дафаалла, Наследование в Королевстве Напата, 900-300 до н.э., Международный журнал африканских исторических исследований , Том. 26, № 1 (1993), стр. 167-174.
- ^ Перейти обратно: а б П. Л. Шинни, Древние народы и места: Мероэ - цивилизация Судана (1967), стр. 58-59.
- ^ : Шинни, Польша (2008). «Нилотский Судан и Эфиопия». В Фаге, Флорида (ред.). Кембриджская история Африки. Том 2. От 500 г. до н.э. до 1050 г. н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 214. ИСБН 9780511467127 . OCLC 781990483 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Доус Данэм и М. Ф. Лэминг Макадам, Имена и родственные связи королевской семьи Напаты, Журнал египетской археологии , Vol. 35 (декабрь 1949 г.), стр. 139–149. Ссылка на JSTOR . См. картуши из кувшина для возлияния на пл. XVI (70 б), картуши жертвенного стола на пл. XVI (70 е) и упоминание о сердце-скарабее с. 147
- ^ Штеффен Вениг, Африка в древности: искусство древней Нубии и Судана , Том 2, Бруклинский музей (1978), стр. 16.
- ^ Дафаалла, Самия (1993). «Наследование в Королевстве Напата, 900–300 гг. До н.э.». Международный журнал африканских исторических исследований . 26 (1): 167–174. дои : 10.2307/219190 . JSTOR 219190 .
- ^ Доус Данэм, Нури , Бостон (1955), стр. 3
- ^ Юрген фон Бекерат, Хронология Египта фараонов: время египетской истории с доисторических времен до 332 г. до н.э. Хр. , Мюнхенские египтологические исследования 46 (1997), Филипп фон Заберн, ISBN 978-3805323109 . См. стр. 192 — даты правления Ксеркса I.
- ^ Ссылка на музейный объект: Хартум, 1861 г.
- ^ Ссылка на музейный объект: Хартум, 1868 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Доус Данэм, Нури , Бостон (1955), с. 176
- ^ Доус Данэм, Нури , Бостон (1955), стр. 272
- ^ Перейти обратно: а б Доус Данэм, Нури , Бостон (1955), с. 177
- ^ Шавабти из Сиаспики , Бостонский музей изящных искусств, инвентарный номер 21.13942.
- ↑ Золотой кулон в виде птицы-ба , Бостонский музей изящных искусств, инвентарный номер 20.290.
- ^ Дисковая бусина , Бостонский музей изящных искусств, инвентарный номер 20.292.
- ^ Розетка , Бостонский музей изящных искусств, инвентарный номер 20.291.
- ↑ Кольцо на палец , Бостонский музей изящных искусств, инвентарный номер 20.296.
- ↑ Кольцо на палец 2 , Бостонский музей изящных искусств, инвентарный номер 20.297.
- ^ Золотая мемориальная доска , Британский музей EA55571.
- ^ Инкрустации саркофага, серия 1 , инкрустация, серия 2 , Бостонский музей изящных искусств.
- ^ Инкрустации для глаз , Бостонский музей изящных искусств, инвентарный номер 17-4-119.
- ^ Чашка с перевернутым ободком , Маленькое блюдо для подношений , Бостонский музей изящных искусств, инвентарные номера 20.4335 и 20.4050]
- ^ Л. Тёрёк, Город Мероэ, древняя африканская столица. Раскопки Джона Гарстанга в Судане , Периодические публикации 12, Общество исследования Египта (1997), ISBN 978-0856981371 . Надписи немеют. 13 и 14.