Верхний и Нижний Египет
В египетской истории период Верхнего и Нижнего Египта (также известный как Две Земли ) был заключительным этапом доисторического Египта и непосредственно предшествовал объединению царства . Представление о Египте как о Двух Землях было примером дуализма в древнеегипетской культуре и часто появлялось в текстах и изображениях, в том числе в титулах египетских фараонов .
Египетское название zmꜣ — tꜣwj ( египтологическое произношение сема-тави ) обычно переводится как «Объединитель двух земель». [ 1 ] и изображался в виде человеческой трахеи , переплетенной с папирусом и лилией. Трахея символизировала объединение, а папирус и лилия символизировали Нижний и Верхний Египет.
Стандартные титулы фараона включали преномен , буквально «Осоки и пчелы» ( nswt-bjtj , символы Верхнего и Нижнего Египта). [ 2 ] и «повелитель Двух Земель» (пишется nb-tꜣwj ). К царствующим королевам обращались как к фараонам и мужчинам. Супруг королевы может использовать женскую версию второго титула: «госпожа Двух Земель» ( nbt-tꜣwj ), «госпожа Целых Двух Земель» ( hnwt-tꜣwy-tm ) и «госпожа Двух Земель» ( hnwt-tꜣwy-tm ). hnwt-tꜣwy ). [ 3 ]
Структура
[ редактировать ]
Древний Египет был разделен на два региона: Верхний Египет и Нижний Египет . На севере находился Нижний Египет, где Нил простирался своими несколькими рукавами, образуя дельту Нила . На юге находился Верхний Египет, простиравшийся до Асуана . Терминология «Верхний» и «Нижний» происходит от течения Нила от высокогорья Восточной Африки на север к Средиземному морю .
Два царства Верхнего и Нижнего Египта были объединены ок. 3000 г. до н.э., но каждый сохранял свои регалии: хеджет или Белая корона для Верхнего Египта и дешрет или Красная корона для Нижнего Египта. Таким образом, фараоны были известны как правители Двух Земель и носили пшент , двойную корону, каждая половина которой символизировала суверенитет одного из королевств. Древняя египетская традиция считала Менеса , который теперь считается тем же, что и Нармер , царем, объединившим Верхний и Нижний Египет. На палитре Нармера король изображен носящим Красную корону в одной сцене и Белую корону в другой, и тем самым показывая свою власть над обеими Землями. [ 4 ]
Сема Тавы и символика
[ редактировать ]Союз Верхнего и Нижнего Египта изображен узловатым папирусом и тростниковыми растениями. Связывающий мотив представляет собой как гармонию через связь, так и доминирование через сдерживание. Двойственность — важная часть королевской иконографии. Иногда двойственность еще больше расширяется за счет того, что узловатые растения простираются и связывают иностранных врагов (как с Севера, так и с Юга). [ 4 ]
Во время первой династии появляются дуалистические королевские титулы, в том числе титул царя Верхнего и Нижнего Египта ( nswt bjtj ), который сочетает в себе растение, представляющее Верхний Египет, и пчелу, представляющую Нижний Египет. Другой дуалистический титул — это имя «Две дамы» или имя Небти. Эти две женщины — Нехбет , богиня- стервятник , связанная с Нехен в Верхнем Египте, и Ваджет , богиня- кобра, связанная с Буто в Нижнем Египте. [ 4 ]
Существует множество изображений ритуального объединения Двух Земель. Неизвестно, был ли это обряд, который проводился в начале правления, или просто символическое изображение. На многих изображениях объединения изображены два бога, связывающие растения. Часто богами являются Гор и Сет , а иногда Гор и Тот . Есть несколько примеров стендов Барка времен правления Аменхотепа III ( Гермополис ), Тахарки ( Джебель Баркал ) и Атланерсы (Джебель Баркал), на которых изображены два речных бога, выполняющие обряд. Это соответствует сцене из храма в Абу-Симбеле времен Рамсеса II . [ 5 ]
Есть лишь несколько сцен, в которых показано, как сам король выполняет ритуал. Все они сняты с барков и датируются периодом правления Аменхотепа III , Сети I и Рамсеса III . Последние два могут быть копиями первого. [ 5 ]
-
Речной бог Хапи, объединяющий Верхний и Нижний Египет. Колоссы Мемнона . Царствование Аменхотепа III .
-
Сцена в храме в Луксоре , Фивы
-
Алебастровый кувшин с изображением сема-тауи-символа и Хапи. Из гробницы Тутанхамона .
-
Рамсес III в храме Хонсу .
-
Сема тавы (без божеств) на боковой стороне трона Хафра
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рональд Дж. Лепроон, Великое имя: древнеегипетский королевский титул, Общество библейской литературы, 2013 г.
- ^ Абир Эль-Шахави, Фарид С. Атия, Египетский музей в Каире, Американский университет в Каире Press, 2005 г.
- ^ Граецки, Древние египетские царицы: Иероглифический словарь, Golden House Publications, Лондон, 2005, ISBN 978-0954721893
- ^ Перейти обратно: а б с Венгроу, Дэвид , Археология раннего Египта: социальные трансформации в Северо-Восточной Африке, 10 000–2650 гг. до н. э., Cambridge University Press, 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рания Ю. Мерзебан, Необычные сцены в египетских храмах, Журнал Американского исследовательского центра в Египте, Vol. 44 (2008), стр. 41-71.