Jump to content

Палитра Нармер

Координаты : 30 ° 02'52 "N 31 ° 14'00" E  /  30,0478 ° N 31,2333 ° E  / 30,0478;
Палитра Нармер
Обе стороны палитры Нармера
Материал Алевролит
Размер в. 64 см × 42 см
Созданный 3200–3000 до н. э. (приблизительно)
Обнаруженный 1897–1898
Иераконполис
Обнаружено Джеймс Кибелл
Фредерик В. Грин
Текущее местоположение Египетский музей , Каир
Идентификация КГ 14716

Палитра Нармера , также известная как Великая Иераконпольская палитра или Палитра Нармера , — значимая египетская археологическая находка, датируемая примерно 31 веком до нашей эры и относящаяся, по крайней мере номинально, к категории косметических палитр . Он содержит одни из самых ранних когда-либо найденных иероглифических надписей. Некоторые полагают, что на табличке изображено объединение Верхнего и Нижнего Египта под властью царя Нармера . Наряду с Булавоголовкой Скорпиона и Булавой Нармера , также найденными вместе в главном месторождении Нехена , Палитра Нармера представляет собой одно из самых ранних известных изображений египетского царя. На одной стороне царь изображен с выпуклой Белой короной Верхнего (южного) Египта, а на другой стороне изображен царь, носящий ровную Красную корону Нижнего (северного) Египта, что также делает его самым ранним известным примером царя. носить оба типа головного убора. [1] Палитра демонстрирует многие классические условности древнеегипетского искусства , которые, должно быть, уже были формализованы ко времени создания Палитры. [2] Египтологи Боб Брайер и А. Хойт Хоббс назвали палитру Нармера «самой старой исторической записью Египта». [3]

Палитра, пережившая пять тысячелетий в почти идеальном состоянии, была обнаружена британскими археологами Джеймсом Э. Кибеллом и Фредериком В. Грином в том, что они назвали Главным хранилищем в Храме Гора в Нехене , во время сезона раскопок 1897–1897 годов. 98. [4] [ нужна страница ] [5] [ нужна страница ] [6] На этих раскопках также были найдены Нармер Мейсхед и Скорпион Мейсхед. [7] Точное место и обстоятельства этих находок не были четко зафиксированы Квибеллом и Грином. Фактически, в отчете Грина Палитра помещалась в другой слой на расстоянии одного или двух ярдов от месторождения, что считается более точным на основании оригинальных заметок о раскопках. [8] Было высказано предположение, что эти предметы были королевскими пожертвованиями, сделанными храму. [9] Нехен, или Иераконполис, был одним из четырех центров власти в Верхнем Египте , предшествовавших консолидации Верхнего Египта в конце периода Накады III. [10] Религиозное значение Иераконполиса сохранялось еще долгое время после того, как его политическая роль снизилась. [11] Палетки обычно использовались для растирания косметики, но эта палитра слишком велика и тяжела (и сложна), чтобы ее можно было создать для личного использования, и, вероятно, была ритуальным или вотивным предметом, специально созданным для пожертвований или использования в храме. Одна из теорий состоит в том, что его использовали для измельчения косметики для украшения статуй божеств. [12]

Палитра Нармера является частью постоянной коллекции Египетского музея в Каире . [13] Это один из первых экспонатов, который посетители смогли увидеть при входе в музей. [13] Его инвентарный номер JE 32169. [14] и его прежний идентификационный номер — CG 14716. [15]

Описание

[ редактировать ]
Серехи с ребусными символами n'r (сом) и mr (долото) внутри, являющимися фонетическим представлением имени Нармера. [16]

Палитра Нармера представляет собой церемониальную палитру в форме щита высотой 63 сантиметра (25 дюймов) и шириной 42 сантиметра (17 дюймов), вырезанную из цельного куска плоской мягкой темно-серо-зеленой граувакки . [14] В прошлом этот камень часто ошибочно принимали за сланец или сланец . Сланец слоистый и склонен к отслаиванию, а сланец представляет собой метаморфическую породу, содержащую крупные, хаотично распределенные минеральные зерна. Оба они не похожи на мелкозернистый, твердый, устойчивый к чешуйкам алевролит, источником которого является хорошо известный карьер, который использовался с додинастических времен в Вади-Хаммамате . [17] Этот материал широко использовался в додинастический период для создания таких палитр, а также использовался в качестве источника для скульптуры Старого Королевства . Из этого материала была сделана и статуя фараона 2-й династии Хасехемви , найденная в том же комплексе, что и Палитра Нармера в Иераконполисе. [17]

Ранние иероглифические символы на палитре Нармера

Палитра выполнена в виде барельефа . Вверху с обеих сторон находится одинаковый королевский знак, называемый серех , который представляет собой «составной иероглифический символ, обозначающий короля/корону/государство и государственную собственность». [18] Внутри серехов находятся ребуса символы n'r (сом) и mr (долото), являющиеся фонетическим представлением имени Нармера. [16] Оба сереха окружены парой бычьих голов с сильно изогнутыми рогами, которые, как полагают, представляют богиню-корову Бэт . Она была божеством-покровителем седьмого нома Верхнего Египта, а также обожествлением космоса в египетской мифологии в додинастический период и периоды Древнего царства в истории Древнего Египта. [19] [ нужна страница ]

Ректо сторона

[ редактировать ]
Палитра Нармера (лицевая сторона)

две бычьи головы с человеческими лицами, которые, как считается, представляют коровью-богиню-покровительницу Летучую мышь . Как и на другой стороне, по бокам от серехов расположены Богиня Летучая мышь, как это часто бывает, изображена портретом, а не в профиль, как это принято в египетской рельефной резьбе. Хатор , который разделял многие характеристики Бэтмена, часто изображается подобным образом. Некоторые авторы [ который? ] предполагают, что изображения представляют силу короля в виде пары быков. [ нужна ссылка ]

Самый крупный рельеф на этой стороне изображает Нармера, который поднимает в правой руке царскую булаву, а левой подтягивает за волосы коленопреклоненного пленника. В отличие от изображения Нармера на оборотной стороне, где он изображен с Красной Короной Нижнего Египта, на этой стороне он носит Белую Корону Верхнего Египта. [20] Его поза отражает древнеегипетскую традицию показывать важную фигуру одновременно с нескольких точек зрения. Его ступни, ноги и голова показаны в профиль, туловище и бедра слегка развернуты, а плечи обращены вперед. Один глаз, хотя обычно его бы не было видно, если бы это была настоящая голова в профиль, также показан спереди. Целью было предоставить максимально полную информацию о человеке на плоской поверхности. [21] [22] Палитра также отражает египетский канон пропорций тела . Эта традиционная форма измерения, основанная на установленной единице измерения, соответствующей расстоянию между костяшками пальцев человеческого кулака, была средством стандартизации пропорций важных фигур в египетском искусстве. Стандартный размер 18 кулаков от земли до линии роста волос на лбу. [23] видно в палитре. Обе художественные традиции использовались, по крайней мере, до завоевания Александром Великим более 3000 лет спустя. второстепенные фигуры в активных позах, такие как царский пленник, трупы и дрессировщики серпопардов . Гораздо свободнее изображены

Деталь палитры Нармера: пояс с четырьмя кисточками из бисера и бахромой сзади, изображающей львиный хвост.

К поясу Нармера прикреплены четыре кисточки из бисера, каждая из которых увенчана орнаментом в форме головы богини Хатхор . Это такие же головки, что и те, что украшают верхнюю часть каждой стороны палитры. Сзади к поясу прикреплена длинная бахрома в виде львиного хвоста.

Слева от короля изображен мужчина в королевских сандалиях, окруженный символом розетки. Справа от короля стоит коленопреклоненный пленник, которого король собирается ударить. Рядом с его головой появляется пара символов, возможно, указывающих на его имя ( Ваш ) или на регион, откуда он родом. [ нужна ссылка ] Над пленником изображен сокол, олицетворяющий Гора , восседающий над набором цветов папируса, символа Нижнего Египта. В своих когтях он держит предмет, похожий на веревку, который, кажется, прикреплен к носу человеческой головы, которая также выходит из цветов папируса.

В сторону

[ редактировать ]
Палитра Нармера (оборотная сторона)

Под бычьими головами находится нечто похожее на процессию. Нармер значительно крупнее, чем кто-либо другой в этом списке, художественная условность, известная также как иерархическая пропорция , иерархическая шкала. [24] или иерархия масштаба. Как и на лицевой стороне, его непропорциональный размер усиливает идеи завоеваний и политической власти богоподобного лидера. Он носит Красную Корону Нижнего Египта, символом которой является папирус. Он держит булаву и цеп — два традиционных символа королевской власти. Справа от него находятся иероглифические символы его имени, хотя и не содержащиеся в серехе . Позади него стоит его носитель сандалий , имя которого может быть представлено розеткой , появляющейся рядом с его головой, и вторым прямоугольным символом, который не имеет четкой интерпретации, но который, как предполагается, может обозначать город или цитадель. [25]

Непосредственно перед фараоном находится длинноволосый мужчина, которого сопровождает пара иероглифов, интерпретированных как его имя: Цет (это предполагает, что эти символы имели то же фонетическое значение, что и в более поздней иероглифической письменности). [ нужна ссылка ] Перед этим человеком стоят четыре знаменосца, держащие в руках шкуру животного, собаку и двух соколов. В крайнем правом углу этой сцены изображены десять обезглавленных трупов с головами у ног и отрубленными гениталиями, торчащими изо рта. Эти фигуры обычно считаются жертвами завоевания Нармера. [1] Над ними изображены символы корабля, сокола с гарпуном и двери. [26]

Фрагмент из Палитры Нармера с древнейшим из известных изображений вексиллоидов .

Под процессией двое мужчин держат веревки, привязанные к вытянутым, переплетающимся шеям двух серпопардов, стоящих лицом друг к другу . Серпопард — мифологическое существо, смесь змеи и леопарда. Круг, образованный их изогнутыми шейками, является центральной частью палитры, то есть местом, где должна была быть измельчена косметика. Верхний и Нижний Египет поклонялись богиням войны-львицам как защитницам; Таким образом, переплетенные шеи серпопардов могут символизировать объединение государства. Подобные изображения таких мифических животных известны из других современных культур, и есть другие примеры позднедодинастических предметов (включая другие палитры и рукоятки ножей, такие как нож Гебель эль-Арак ), которые заимствуют аналогичные элементы из месопотамской иконографии , предполагая, что Египет- Отношения между Месопотамией . [2]

Внизу реверса изображен бык, разрушающий стены города и попирающий упавшего врага. Опустив голову, Нармер изображен здесь как стилизованный двумерный зверь, который победит своих врагов. Быки имели идеологическую связь с египетским царством. [27] Например, «Бык его Матери» был распространенным эпитетом, данным египетскому царю как сыну богини-коровы-покровительницы. [28] Эта поза быка в более поздних иероглифах имеет значение «сила». [ нужна ссылка ]

Научные дебаты

[ редактировать ]

На протяжении многих лет «Палитра» вызывала серьезные научные дебаты. [29] В целом аргументы делятся на два лагеря: ученые, которые считают, что Палитра является записью важного события, и другие ученые, которые утверждают, что это объект, созданный для установления мифологии единого правления Верхним и Нижним Египтом. король.Считалось, что Палитра либо изображала объединение Нижнего Египта царем Верхнего Египта , либо фиксировала недавний военный успех над ливийцами . [30] или последний оплот династии Нижнего Египта, базирующейся в Буто . [31] Совсем недавно такие ученые, как Николас Милле, утверждали, что Палитра не представляет собой историческое событие (например, объединение Египта), а вместо этого представляет события года, в котором объект был посвящен храму. Уитни Дэвис предположила, что иконография на этой и других додинастических палитрах больше связана с представлением короля как визуальной метафоры охотника-победителя, пойманного в момент нанесения смертельного удара своим врагам. [30] Джон Бейнс предположил, что изображенные события являются «знаками королевских достижений» из прошлого и что «главная цель произведения — не запечатлеть событие, а утверждать, что король доминирует в упорядоченном мире во имя богов и богов». победил внутренние, и особенно внешние, силы беспорядка». [32]

[ редактировать ]

Палитра Нармера показана в фильме « Хранители» 2009 года как один из египетских предметов, присутствующих в офисе Озимандиаса. Австралийская писательница Джеки Френч использовала «Палитру» и недавние исследования шумерских торговых путей для создания своего исторического романа «Фараон» (2007). Палитра представлена ​​в манги художника Юкинобу Хосино рассказе « Храм Эль-Аламейна ». Палитра также фигурирует в «Хрониках Кейна» Рика Риордана , где палитру приносит волшебный слуга шавабти . В игре Assassin's Creed Origins от Ubisoft 2017 года Палитра — это квестовый предмет и второстепенный сюжетный момент ближе к концу сюжетной линии основного квеста.Палитра Нармера — основная сюжетная линия романа Линкольна Чайлда « Третьи врата» , в котором они пытаются найти могилу короля Нармера в Судде .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Фридман, Рене (2003). «Город Ястреба» . Археология . 56 (6). Археологический институт Америки: 50–56. ISSN   0003-8113 . JSTOR   41779225 . OCLC   9973955462 . Проверено 23 июня 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б Уилкинсон 1999 , с. 6
  3. ^ Брайер, Боб ; Хоббс, А. Хойт (1999). «Война». Повседневная жизнь древних египтян . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 202 . ISBN  978-0-313-00742-2 . OCLC   52315179 .
  4. ^ Кибелл, Джеймс Эдвард (1900). Иераконполис, Часть 1, Плиты открытий 1898 года . примечания У.М. Флиндерса Петри . Лондон: Куоритч. OCLC   312741135 - через Интернет-архив. Также доступно: Иераконполис, Часть 1 в цифровой библиотеке HathiTrust.
  5. ^ Кибелл, Джеймс Эдвард ; Грин, ФРВ (1902). Иераконполис, Часть 2 . Лондон: Куоритч. OCLC   42287739 - через Интернет-архив. Также доступно: Иераконполис, часть 2 в цифровой библиотеке HathiTrust.
  6. Сайт Древнего Египта - Палитра Нармера. Архивировано 15 июня 2006 г. на Wayback Machine, доступ 19 сентября 2007 г.
  7. ^ Милле, Николас Б. (1990). «Булава Нармера и связанные с ней предметы». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 27 : 53–59. дои : 10.2307/40000073 . ISSN   0065-9991 . JSTOR   40000073 . OCLC   5543621798 .
  8. ^ Шоу, Ян (2003). «Иераконполис (ок. 3200–2600 до н. э.)». Исследование Древнего Египта . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 33 . ISBN  978-0-19-511678-6 . OCLC   252641623 - из Интернет-архива.
  9. ^ Бард, Кэтрин А. (2002). «Возникновение египетского государства (ок. 2300–2686)» . В Шоу, Ян (ред.). Оксфордская история Древнего Египта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 65 . ISBN  978-0-19-280293-4 . OCLC   1342143615 – через Интернет-архив.
  10. ^ Уилкинсон 1999 , стр. 36–41.
  11. ^ Фридман 2001 , стр. 98–100.
  12. ^ Брайер, Боб (2005). Великие фараоны Древнего Египта (аудиокнига). Шантильи: Великие курсы. ISBN  978-1-68276-439-8 . OCLC   1100776195 . См. также: «Великие фараоны Древнего Египта» . Великие курсы .
  13. ^ Jump up to: а б Шоу 2004 , с. 4
  14. ^ Jump up to: а б «Каталогическая запись» . Всемирный египетский музей . Проверено 24 июня 2024 г.
  15. ^ « Каталог Нармера » . narmer.org . Проверено 24 июня 2024 г.
  16. ^ Jump up to: а б Венгроу, Дэвид (2006). «Необыкновенные тела и обязательные истины: раннее письмо в контексте». Археология раннего Египта: социальные трансформации в Северо-Восточной Африке, 10 000–2650 гг. до н. э . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 207 . ISBN  978-0-521-83586-2 . OCLC   1391158525 – через интернет-архив.
  17. ^ Jump up to: а б Шоу 2004 , с. 44–45
  18. ^ Анделькович, Бранислав (2011). «Политическая организация Египта в додинастический период». В Титере, Эмили (ред.). До пирамид: истоки египетской цивилизации . Чикаго: Восточный институт Чикагского университета. п. 30. ISBN  978-1-885923-82-0 . OCLC   827469220 – через Институт изучения древних культур.
  19. ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-05120-7 . OCLC   1085905646 .
  20. ^ Фэйрсервис, Уолтер А. (1991). «Пересмотренный взгляд на палитру Намр». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 28 : 1–20. дои : 10.2307/40000569 . ISSN   0065-9991 . JSTOR   40000569 . OCLC   5543627188 .
  21. ^ Уоттс, Эдит (1998). Искусство Древнего Египта: ресурс для преподавателей . Нью-Йорк: Метрополитен-музей или искусство. п. 43 . ISBN  978-0-87099-853-9 . OCLC   858928540 – через Google Книги.
  22. ^ Джеймс, Томас Гарнет Генри ; Дорман, Питер Ф. (15 ноября 2023 г.). «История, характеристики и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 28 июня 2024 г.
  23. ^ Смит, Уильям Стивенсон; Симпсон, Уильям Келли (1981). «Старый Кингдон: III династия 2780–2680 до н. э.» . Искусство и архитектура Древнего Египта (2-е изд.). Хармондсворт: Пингвин. п. 65 . ISBN  978-0-14-056014-5 . OCLC   644962718 .
  24. ^ Роджерс, Леонард Р. (31 мая 2024 г.). «Скульптура» . Британская энциклопедия . Проверено 30 июня 2024 г.
  25. ^ Янсон, Хорст Вольдемар ; Янсон, Энтони Ф. (1986). «Египетское искусство» . История искусства: обзор основных визуальных искусств от зарождения истории до наших дней (3-е изд.). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Нью-Йорк: Прентис-Холл; Х.Н. Абрамс. п. 56 . ISBN  978-0-13-389321-2 . OCLC   903471368 - через Интернет-архив.
  26. ^ О'Коннор, Дэвид (2011). «Глава 16, Палитра Нармера: новая интерпретация». В Титере, Эмили (ред.). До пирамид: истоки египетской цивилизации (PDF) . Восточный институт Чикагского университета. п. 148. ИСБН  978-1-885923-82-0 .
  27. ^ Уилкинсон, Тоби А.Х. (2000). «Что это за король: Нармер и концепция правителя». Журнал египетской археологии . 86 (1): 23–32. дои : 10.1177/030751330008600107 . ISSN   0307-5133 . JSTOR   3822303 .
  28. ^ Брестед, Джеймс Генри (1906). Древние записи Египта: исторические документы с древнейших времен до персидского завоевания . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. часть вторая, §§ 143, 659, 853, часть третья §§ 117, 144, 147, 285 и т. д. ISBN  978-0-8370-1660-3 . OCLC   603752726 – через HathiTrust. [ диапазон страниц слишком широк ]
  29. ^ Хендрикс, Стэн (29 сентября 2018 г.). «Библиография палитры Нармера» (PDF) . narmer.org . Архивировано из оригинала (PDF) 27 апреля 2021 г.
  30. ^ Jump up to: а б Шоу, Ян ; Николсон, Пол Т. (1995). «Нармер» . Словарь Древнего Египта . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. стр. 196–197. ISBN  978-0-8109-3225-8 . OCLC   32589549 .
  31. ^ Уилкинсон 1999 , с. 40 .
  32. ^ Бейнс, Джон (1989). «Коммуникация и демонстрация: интеграция раннего египетского искусства и письменности». Античность . 63 (240): 471–482. дои : 10.1017/S0003598X00076444 . ISSN   0003-598X . OCLC   5974690238 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

30 ° 02'52 "N 31 ° 14'00" E  /  30,0478 ° N 31,2333 ° E  / 30,0478;

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b2e3fbd3aa4a79434afebcc9b41ecd71__1721701260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/71/b2e3fbd3aa4a79434afebcc9b41ecd71.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Narmer Palette - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)