Палитра Нармер
Палитра Нармер | |
---|---|
![]() Обе стороны палитры Нармера | |
Материал | Алевролит |
Размер | в. 64 см × 42 см |
Созданный | 3200–3000 до н. э. (приблизительно) |
Обнаруженный | 1897–1898 Иераконполис |
Обнаружено | Джеймс Кибелл Фредерик В. Грин |
Текущее местоположение | Египетский музей , Каир |
Идентификация | КГ 14716 |
Палитра Нармера , также известная как Великая Иераконпольская палитра или Палитра Нармера , — значимая египетская археологическая находка, датируемая примерно 31 веком до нашей эры и относящаяся, по крайней мере номинально, к категории косметических палитр . Он содержит одни из самых ранних когда-либо найденных иероглифических надписей. Некоторые полагают, что на табличке изображено объединение Верхнего и Нижнего Египта под властью царя Нармера . Наряду с Булавоголовкой Скорпиона и Булавой Нармера , также найденными вместе в главном месторождении Нехена , Палитра Нармера представляет собой одно из самых ранних известных изображений египетского царя. На одной стороне царь изображен с выпуклой Белой короной Верхнего (южного) Египта, а на другой стороне изображен царь, носящий ровную Красную корону Нижнего (северного) Египта, что также делает его самым ранним известным примером царя. носить оба типа головного убора. [1] Палитра демонстрирует многие классические условности древнеегипетского искусства , которые, должно быть, уже были формализованы ко времени создания Палитры. [2] Египтологи Боб Брайер и А. Хойт Хоббс назвали палитру Нармера «самой старой исторической записью Египта». [3]
Палитра, пережившая пять тысячелетий в почти идеальном состоянии, была обнаружена британскими археологами Джеймсом Э. Кибеллом и Фредериком В. Грином в том, что они назвали Главным хранилищем в Храме Гора в Нехене , во время сезона раскопок 1897–1897 годов. 98. [4] [ нужна страница ] [5] [ нужна страница ] [6] На этих раскопках также были найдены Нармер Мейсхед и Скорпион Мейсхед. [7] Точное место и обстоятельства этих находок не были четко зафиксированы Квибеллом и Грином. Фактически, в отчете Грина Палитра помещалась в другой слой на расстоянии одного или двух ярдов от месторождения, что считается более точным на основании оригинальных заметок о раскопках. [8] Было высказано предположение, что эти предметы были королевскими пожертвованиями, сделанными храму. [9] Нехен, или Иераконполис, был одним из четырех центров власти в Верхнем Египте , предшествовавших консолидации Верхнего Египта в конце периода Накады III. [10] Религиозное значение Иераконполиса сохранялось еще долгое время после того, как его политическая роль снизилась. [11] Палетки обычно использовались для растирания косметики, но эта палитра слишком велика и тяжела (и сложна), чтобы ее можно было создать для личного использования, и, вероятно, была ритуальным или вотивным предметом, специально созданным для пожертвований или использования в храме. Одна из теорий состоит в том, что его использовали для измельчения косметики для украшения статуй божеств. [12]
Палитра Нармера является частью постоянной коллекции Египетского музея в Каире . [13] Это один из первых экспонатов, который посетители смогли увидеть при входе в музей. [13] Его инвентарный номер JE 32169. [14] и его прежний идентификационный номер — CG 14716. [15]
Описание
[ редактировать ]
Палитра Нармера представляет собой церемониальную палитру в форме щита высотой 63 сантиметра (25 дюймов) и шириной 42 сантиметра (17 дюймов), вырезанную из цельного куска плоской мягкой темно-серо-зеленой граувакки . [14] В прошлом этот камень часто ошибочно принимали за сланец или сланец . Сланец слоистый и склонен к отслаиванию, а сланец представляет собой метаморфическую породу, содержащую крупные, хаотично распределенные минеральные зерна. Оба они не похожи на мелкозернистый, твердый, устойчивый к чешуйкам алевролит, источником которого является хорошо известный карьер, который использовался с додинастических времен в Вади-Хаммамате . [17] Этот материал широко использовался в додинастический период для создания таких палитр, а также использовался в качестве источника для скульптуры Старого Королевства . Из этого материала была сделана и статуя фараона 2-й династии Хасехемви , найденная в том же комплексе, что и Палитра Нармера в Иераконполисе. [17]

Палитра выполнена в виде барельефа . Вверху с обеих сторон находится одинаковый королевский знак, называемый серех , который представляет собой «составной иероглифический символ, обозначающий короля/корону/государство и государственную собственность». [18] Внутри серехов находятся ребуса символы n'r (сом) и mr (долото), являющиеся фонетическим представлением имени Нармера. [16] Оба сереха окружены парой бычьих голов с сильно изогнутыми рогами, которые, как полагают, представляют богиню-корову Бэт . Она была божеством-покровителем седьмого нома Верхнего Египта, а также обожествлением космоса в египетской мифологии в додинастический период и периоды Древнего царства в истории Древнего Египта. [19] [ нужна страница ]
Ректо сторона
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2022 г. ) |

две бычьи головы с человеческими лицами, которые, как считается, представляют коровью-богиню-покровительницу Летучую мышь . Как и на другой стороне, по бокам от серехов расположены Богиня Летучая мышь, как это часто бывает, изображена портретом, а не в профиль, как это принято в египетской рельефной резьбе. Хатор , который разделял многие характеристики Бэтмена, часто изображается подобным образом. Некоторые авторы [ который? ] предполагают, что изображения представляют силу короля в виде пары быков. [ нужна ссылка ]
Самый крупный рельеф на этой стороне изображает Нармера, который поднимает в правой руке царскую булаву, а левой подтягивает за волосы коленопреклоненного пленника. В отличие от изображения Нармера на оборотной стороне, где он изображен с Красной Короной Нижнего Египта, на этой стороне он носит Белую Корону Верхнего Египта. [20] Его поза отражает древнеегипетскую традицию показывать важную фигуру одновременно с нескольких точек зрения. Его ступни, ноги и голова показаны в профиль, туловище и бедра слегка развернуты, а плечи обращены вперед. Один глаз, хотя обычно его бы не было видно, если бы это была настоящая голова в профиль, также показан спереди. Целью было предоставить максимально полную информацию о человеке на плоской поверхности. [21] [22] Палитра также отражает египетский канон пропорций тела . Эта традиционная форма измерения, основанная на установленной единице измерения, соответствующей расстоянию между костяшками пальцев человеческого кулака, была средством стандартизации пропорций важных фигур в египетском искусстве. Стандартный размер 18 кулаков от земли до линии роста волос на лбу. [23] видно в палитре. Обе художественные традиции использовались, по крайней мере, до завоевания Александром Великим более 3000 лет спустя. второстепенные фигуры в активных позах, такие как царский пленник, трупы и дрессировщики серпопардов . Гораздо свободнее изображены

К поясу Нармера прикреплены четыре кисточки из бисера, каждая из которых увенчана орнаментом в форме головы богини Хатхор . Это такие же головки, что и те, что украшают верхнюю часть каждой стороны палитры. Сзади к поясу прикреплена длинная бахрома в виде львиного хвоста.
Слева от короля изображен мужчина в королевских сандалиях, окруженный символом розетки. Справа от короля стоит коленопреклоненный пленник, которого король собирается ударить. Рядом с его головой появляется пара символов, возможно, указывающих на его имя ( Ваш ) или на регион, откуда он родом. [ нужна ссылка ] Над пленником изображен сокол, олицетворяющий Гора , восседающий над набором цветов папируса, символа Нижнего Египта. В своих когтях он держит предмет, похожий на веревку, который, кажется, прикреплен к носу человеческой головы, которая также выходит из цветов папируса.
В сторону
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2022 г. ) |

Под бычьими головами находится нечто похожее на процессию. Нармер значительно крупнее, чем кто-либо другой в этом списке, художественная условность, известная также как иерархическая пропорция , иерархическая шкала. [24] или иерархия масштаба. Как и на лицевой стороне, его непропорциональный размер усиливает идеи завоеваний и политической власти богоподобного лидера. Он носит Красную Корону Нижнего Египта, символом которой является папирус. Он держит булаву и цеп — два традиционных символа королевской власти. Справа от него находятся иероглифические символы его имени, хотя и не содержащиеся в серехе . Позади него стоит его носитель сандалий , имя которого может быть представлено розеткой , появляющейся рядом с его головой, и вторым прямоугольным символом, который не имеет четкой интерпретации, но который, как предполагается, может обозначать город или цитадель. [25]
Непосредственно перед фараоном находится длинноволосый мужчина, которого сопровождает пара иероглифов, интерпретированных как его имя: Цет (это предполагает, что эти символы имели то же фонетическое значение, что и в более поздней иероглифической письменности). [ нужна ссылка ] Перед этим человеком стоят четыре знаменосца, держащие в руках шкуру животного, собаку и двух соколов. В крайнем правом углу этой сцены изображены десять обезглавленных трупов с головами у ног и отрубленными гениталиями, торчащими изо рта. Эти фигуры обычно считаются жертвами завоевания Нармера. [1] Над ними изображены символы корабля, сокола с гарпуном и двери. [26]
Под процессией двое мужчин держат веревки, привязанные к вытянутым, переплетающимся шеям двух серпопардов, стоящих лицом друг к другу . Серпопард — мифологическое существо, смесь змеи и леопарда. Круг, образованный их изогнутыми шейками, является центральной частью палитры, то есть местом, где должна была быть измельчена косметика. Верхний и Нижний Египет поклонялись богиням войны-львицам как защитницам; Таким образом, переплетенные шеи серпопардов могут символизировать объединение государства. Подобные изображения таких мифических животных известны из других современных культур, и есть другие примеры позднедодинастических предметов (включая другие палитры и рукоятки ножей, такие как нож Гебель эль-Арак ), которые заимствуют аналогичные элементы из месопотамской иконографии , предполагая, что Египет- Отношения между Месопотамией . [2]
Внизу реверса изображен бык, разрушающий стены города и попирающий упавшего врага. Опустив голову, Нармер изображен здесь как стилизованный двумерный зверь, который победит своих врагов. Быки имели идеологическую связь с египетским царством. [27] Например, «Бык его Матери» был распространенным эпитетом, данным египетскому царю как сыну богини-коровы-покровительницы. [28] Эта поза быка в более поздних иероглифах имеет значение «сила». [ нужна ссылка ]
Научные дебаты
[ редактировать ]На протяжении многих лет «Палитра» вызывала серьезные научные дебаты. [29] В целом аргументы делятся на два лагеря: ученые, которые считают, что Палитра является записью важного события, и другие ученые, которые утверждают, что это объект, созданный для установления мифологии единого правления Верхним и Нижним Египтом. король.Считалось, что Палитра либо изображала объединение Нижнего Египта царем Верхнего Египта , либо фиксировала недавний военный успех над ливийцами . [30] или последний оплот династии Нижнего Египта, базирующейся в Буто . [31] Совсем недавно такие ученые, как Николас Милле, утверждали, что Палитра не представляет собой историческое событие (например, объединение Египта), а вместо этого представляет события года, в котором объект был посвящен храму. Уитни Дэвис предположила, что иконография на этой и других додинастических палитрах больше связана с представлением короля как визуальной метафоры охотника-победителя, пойманного в момент нанесения смертельного удара своим врагам. [30] Джон Бейнс предположил, что изображенные события являются «знаками королевских достижений» из прошлого и что «главная цель произведения — не запечатлеть событие, а утверждать, что король доминирует в упорядоченном мире во имя богов и богов». победил внутренние, и особенно внешние, силы беспорядка». [32]
В популярной культуре
[ редактировать ]Палитра Нармера показана в фильме « Хранители» 2009 года как один из египетских предметов, присутствующих в офисе Озимандиаса. Австралийская писательница Джеки Френч использовала «Палитру» и недавние исследования шумерских торговых путей для создания своего исторического романа «Фараон» (2007). Палитра представлена в манги художника Юкинобу Хосино рассказе « Храм Эль-Аламейна ». Палитра также фигурирует в «Хрониках Кейна» Рика Риордана , где палитру приносит волшебный слуга шавабти . В игре Assassin's Creed Origins от Ubisoft 2017 года Палитра — это квестовый предмет и второстепенный сюжетный момент ближе к концу сюжетной линии основного квеста.Палитра Нармера — основная сюжетная линия романа Линкольна Чайлда « Третьи врата» , в котором они пытаются найти могилу короля Нармера в Судде .
См. также
[ редактировать ]- Список древнеегипетских палитр
- Ливийская палитра (еще одна известная додинастическая египетская палитра)
- Ваза Варка (сопоставимое современное произведение повествовательной рельефной скульптуры шумерской цивилизации )
- Киш таблетка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фридман, Рене (2003). «Город Ястреба» . Археология . 56 (6). Археологический институт Америки: 50–56. ISSN 0003-8113 . JSTOR 41779225 . OCLC 9973955462 . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Уилкинсон 1999 , с. 6
- ^ Брайер, Боб ; Хоббс, А. Хойт (1999). «Война». Повседневная жизнь древних египтян . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 202 . ISBN 978-0-313-00742-2 . OCLC 52315179 .
- ^ Кибелл, Джеймс Эдвард (1900). Иераконполис, Часть 1, Плиты открытий 1898 года . примечания У.М. Флиндерса Петри . Лондон: Куоритч. OCLC 312741135 - через Интернет-архив. Также доступно: Иераконполис, Часть 1 в цифровой библиотеке HathiTrust.
- ^ Кибелл, Джеймс Эдвард ; Грин, ФРВ (1902). Иераконполис, Часть 2 . Лондон: Куоритч. OCLC 42287739 - через Интернет-архив. Также доступно: Иераконполис, часть 2 в цифровой библиотеке HathiTrust.
- ↑ Сайт Древнего Египта - Палитра Нармера. Архивировано 15 июня 2006 г. на Wayback Machine, доступ 19 сентября 2007 г.
- ^ Милле, Николас Б. (1990). «Булава Нармера и связанные с ней предметы». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 27 : 53–59. дои : 10.2307/40000073 . ISSN 0065-9991 . JSTOR 40000073 . OCLC 5543621798 .
- ^ Шоу, Ян (2003). «Иераконполис (ок. 3200–2600 до н. э.)». Исследование Древнего Египта . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 33 . ISBN 978-0-19-511678-6 . OCLC 252641623 - из Интернет-архива.
- ^ Бард, Кэтрин А. (2002). «Возникновение египетского государства (ок. 2300–2686)» . В Шоу, Ян (ред.). Оксфордская история Древнего Египта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 65 . ISBN 978-0-19-280293-4 . OCLC 1342143615 – через Интернет-архив.
- ^ Уилкинсон 1999 , стр. 36–41.
- ^ Фридман 2001 , стр. 98–100.
- ^ Брайер, Боб (2005). Великие фараоны Древнего Египта (аудиокнига). Шантильи: Великие курсы. ISBN 978-1-68276-439-8 . OCLC 1100776195 . См. также: «Великие фараоны Древнего Египта» . Великие курсы .
- ^ Jump up to: а б Шоу 2004 , с. 4
- ^ Jump up to: а б «Каталогическая запись» . Всемирный египетский музей . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ « Каталог Нармера » . narmer.org . Проверено 24 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Венгроу, Дэвид (2006). «Необыкновенные тела и обязательные истины: раннее письмо в контексте». Археология раннего Египта: социальные трансформации в Северо-Восточной Африке, 10 000–2650 гг. до н. э . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 207 . ISBN 978-0-521-83586-2 . OCLC 1391158525 – через интернет-архив.
- ^ Jump up to: а б Шоу 2004 , с. 44–45
- ^ Анделькович, Бранислав (2011). «Политическая организация Египта в додинастический период». В Титере, Эмили (ред.). До пирамид: истоки египетской цивилизации . Чикаго: Восточный институт Чикагского университета. п. 30. ISBN 978-1-885923-82-0 . OCLC 827469220 – через Институт изучения древних культур.
- ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05120-7 . OCLC 1085905646 .
- ^ Фэйрсервис, Уолтер А. (1991). «Пересмотренный взгляд на палитру Намр». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 28 : 1–20. дои : 10.2307/40000569 . ISSN 0065-9991 . JSTOR 40000569 . OCLC 5543627188 .
- ^ Уоттс, Эдит (1998). Искусство Древнего Египта: ресурс для преподавателей . Нью-Йорк: Метрополитен-музей или искусство. п. 43 . ISBN 978-0-87099-853-9 . OCLC 858928540 – через Google Книги.
- ^ Джеймс, Томас Гарнет Генри ; Дорман, Питер Ф. (15 ноября 2023 г.). «История, характеристики и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 28 июня 2024 г.
- ^ Смит, Уильям Стивенсон; Симпсон, Уильям Келли (1981). «Старый Кингдон: III династия 2780–2680 до н. э.» . Искусство и архитектура Древнего Египта (2-е изд.). Хармондсворт: Пингвин. п. 65 . ISBN 978-0-14-056014-5 . OCLC 644962718 .
- ^ Роджерс, Леонард Р. (31 мая 2024 г.). «Скульптура» . Британская энциклопедия . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ Янсон, Хорст Вольдемар ; Янсон, Энтони Ф. (1986). «Египетское искусство» . История искусства: обзор основных визуальных искусств от зарождения истории до наших дней (3-е изд.). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Нью-Йорк: Прентис-Холл; Х.Н. Абрамс. п. 56 . ISBN 978-0-13-389321-2 . OCLC 903471368 - через Интернет-архив.
- ^ О'Коннор, Дэвид (2011). «Глава 16, Палитра Нармера: новая интерпретация». В Титере, Эмили (ред.). До пирамид: истоки египетской цивилизации (PDF) . Восточный институт Чикагского университета. п. 148. ИСБН 978-1-885923-82-0 .
- ^ Уилкинсон, Тоби А.Х. (2000). «Что это за король: Нармер и концепция правителя». Журнал египетской археологии . 86 (1): 23–32. дои : 10.1177/030751330008600107 . ISSN 0307-5133 . JSTOR 3822303 .
- ^ Брестед, Джеймс Генри (1906). Древние записи Египта: исторические документы с древнейших времен до персидского завоевания . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. часть вторая, §§ 143, 659, 853, часть третья §§ 117, 144, 147, 285 и т. д. ISBN 978-0-8370-1660-3 . OCLC 603752726 – через HathiTrust. [ диапазон страниц слишком широк ]
- ^ Хендрикс, Стэн (29 сентября 2018 г.). «Библиография палитры Нармера» (PDF) . narmer.org . Архивировано из оригинала (PDF) 27 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Шоу, Ян ; Николсон, Пол Т. (1995). «Нармер» . Словарь Древнего Египта . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. стр. 196–197. ISBN 978-0-8109-3225-8 . OCLC 32589549 .
- ^ Уилкинсон 1999 , с. 40 .
- ^ Бейнс, Джон (1989). «Коммуникация и демонстрация: интеграция раннего египетского искусства и письменности». Античность . 63 (240): 471–482. дои : 10.1017/S0003598X00076444 . ISSN 0003-598X . OCLC 5974690238 .
Источники
[ редактировать ]- Фридман, Рене (2001). «Иераконполис». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 2. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 98–100. doi : 10.1093/acref/9780195102345.001.0001 . ISBN 978-0-19-510234-5 . OCLC 967267800 .
- Шоу, Ян (2004). Древний Египет: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/actrade/9780192854193.001.0001 . ISBN 978-0-19-151813-3 . OCLC 252626237 . Частичный предварительный просмотр книги «Древний Египет: очень краткое введение» в Google Книгах
- Уилкинсон, Тоби (1999). Раннединастический Египет . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-203-02438-6 . OCLC 51717880 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брюэр, Дуглас Дж. (2014). Древний Египет: основы цивилизации . Рутледж. дои : 10.4324/9781315835679 . ISBN 978-1-315-83567-9 . OCLC 879429816 . Частичный предварительный просмотр в Google Книгах
- Брайер, Боб (1999). «Первая нация в истории». История Древнего Египта . Великие курсы. Учебная компания. ISBN 978-1-56585-574-8 . OCLC 1035095044 , 1341882159 . См. также: «История Древнего Египта» . Великие курсы . Стенограмма для Боб Брайер (1999). История Древнего Египта Лекции 1–24 . Великие курсы.
- Дэвис, Уитни (1992). Маскировка удара: сцена изображения в позднедоисторическом египетском искусстве . Оксфорд: Беркли. ISBN 978-0-585-29935-8 . OCLC 45731333 .
- Грималь, Николя-Кристоф (2007). История Древнего Египта . Перевод Шоу, Ян . Оксфорд, Великобритания: Блэквелл. ISBN 978-0-631-17472-1 . OCLC 1291931363 .
- Кемп, Барри Дж. (2006). Древний Египет: Анатомия цивилизации . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9780203468821 . ISBN 978-1-134-56389-0 . OCLC 191793662 . Частичный предварительный просмотр в Google Книгах .
- Киннаер, Жак (весна 2004 г.). «Что на самом деле известно о ПАЛИТРЕ НАРМЕР?». Гоминьдан: Современный журнал Древнего Египта . 15 (1). ISSN 1053-0827 . OCLC 193808645 .
- Ллойд, Алан Б., изд. (2010). Спутник Древнего Египта . Чичестер, Западный Суссекс: Уайли-Блэквелл. дои : 10.1002/9781444320053 . ISBN 978-1-4443-2005-3 . OCLC 676971871 . Частичный предварительный просмотр в Google Книгах
- Малек, Яромир ; Форман, Вернер (1986). В тени пирамид: Египет времен Древнего царства . Норман: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0-8061-2027-0 . OCLC 1280873316 - через Интернет-архив.
- Редфорд, Дональд Б. , изд. (2001). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780195102345.001.0001 . ISBN 978-0-19-510234-5 . OCLC 967267800 .
- Венке, Роберт Дж. (2009). Древнеегипетское государство: истоки египетской культуры . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-57377-1 . OCLC 1391177023 - из Интернет-архива.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Палитра Нармера в статье Древнего Египта ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. У «Ранних королей» (B) и пластины II. инжир. 23.
Учебные материалы, относящиеся к R12: Insignia-Carrier, iat -Поддержка («стандарт») в развитии иероглифического письма в Викиверситете.
- «Каталог Нармера: Полная база данных надписей» . narmer.org . Проверено 8 июля 2024 г.
- Вендель, Оттар. «Рассвет египетской культуры» . nemo.nu . Проверено 8 июля 2024 г.
- «Палитра Нармера» . reshafim.org.il . 28 февраля 2019 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2019 г. Проверено 8 июля 2024 г.
- «Палитра Нармер, 3D модель» . Скетчфаб . 13 февраля 2021 г. Проверено 8 июля 2024 г.