Художественные каноны пропорций тела.
Художественный канон пропорций тела (или эстетический канон пропорций) в сфере изобразительного искусства — формально кодифицированный набор критериев, считающихся обязательными для конкретного художественного стиля изобразительного искусства . Слово «канон» (от древнегреческого κανών ( kanṓn ) «измерительная рейка, стандарт») впервые было использовано для этого типа правила в Классической Греции , где оно установило эталонный стандарт пропорций тела , чтобы создать гармонично сформированную фигуру, подходящую для изображения богов. или короли. Другие стили искусства имеют схожие правила, особенно применимые к изображению королевских или божественных личностей.
Древний Египет [ править ]
В 1961 году датский египтолог Эрик Айверсон описал канон пропорций в классической египетской живописи. [2] Эта работа была основана на все еще обнаруживаемых линиях сетки на росписях гробниц: он определил, что сетка имеет высоту 18 ячеек, при этом базовая линия находится на подошвах ног, а верхняя часть сетки совмещена с линией волос. [3] и пупок на одиннадцатой линии. [4] Эти «клетки» были определены в соответствии с размером кулака испытуемого, измеренного по костяшкам пальцев. [5] (Айверсон пытался найти фиксированный (а не относительный) размер сетки, но этот аспект его работы был отвергнут более поздними аналитиками. [6] [7] ) Эта пропорция была установлена палитрой Нармера примерно с 31 века до нашей эры и использовалась, по крайней мере, до завоевания Александром Великим примерно 3000 лет спустя. [5]
В египетском каноне картин и рельефов указано, что головы должны быть показаны в профиль, плечи и грудь показаны лицом к лицу, бедра и ноги снова должны быть в профиль, мужские фигуры должны быть выдвинуты одной ногой вперед, а женские фигуры стоять ступнями. вместе. [8]
Классическая Греция [ править ]
Канон Поликлета [ править ]
В классической Греции скульптор Поликлет (пятый век до н.э.) установил Канон Поликлета . Хотя его теоретический трактат потерян для истории, [9] его цитируют: «Совершенство... достигается постепенно ( пара микрон ) через множество чисел». [10] Под этим он имел в виду, что статуя должна состоять из четко определяемых частей, связанных друг с другом посредством системы идеальных математических пропорций и баланса. Хотя Канона , вероятно, представлял его Дорифор , оригинальная бронзовая статуя не сохранилась, но существуют более поздние мраморные копии.
Несмотря на многочисленные успехи современных учёных в направлении более ясного понимания теоретической основы Канона Поликлета, результаты этих исследований показывают отсутствие какого-либо общего согласия относительно практического применения этого канона в произведениях искусства. Наблюдение Риса Карпентера по этому поводу остается в силе: [11] «Тем не менее, одним из курьезов нашей археологической науки следует считать тот факт, что никому до сих пор не удалось извлечь рецепт письменного канона из его видимого воплощения и собрать соизмеримые числа, которые, как мы знаем, он включает в себя». [а]
- Ричард Тобин, Канон Поликлета , 1975. [12]
Канон Лисиппа [ править ]
Скульптор Лисипп (четвертый век до н. э.) разработал более изящный стиль. [13] В своей «Естественной истории » Плиний Старший писал, что Лисипп ввёл в искусство новый канон: сделав головы меньшими, чем у древних, тела более стройными и сухими, благодаря чему более крупные [14] [б] что означает «канон телесных пропорций, существенно отличающийся от канона Поликлета». [16] Лисиппу приписывают установление « высота в восемь голов ». канона пропорций [17]
Пракситель [ править ]
Праксителю (четвертый век до н.э.), скульптору знаменитой Афродиты Книдской , приписывают создание таким образом канонической формы обнаженной женщины. [18] но ни оригинальное произведение, ни какие-либо его соотношения не сохранились. Академические исследования более поздних римских копий (и, в частности, их современных реставраций) позволяют предположить, что они художественно и анатомически уступают оригиналу. [19]
Индия Классическая
изложены различные каноны В Шилпа Шастрах .
даны различные наборы пропорций В индуистских Агамах для создания изображений. Каждый из них зависит от предмета; например, изображения трех Верховных божеств, Брамы , Вишну и Шивы, должны быть сформированы в соответствии с набором пропорций, которые в совокупности называются измерением уттама-даша-тала ; аналогичным образом малхьяма-даша-тала предписана для изображений главных Шакти (богинь), Лакшми , Бхуми , Дурги , Парвати и Сарасвати : панча-тала для создания фигуры Ганапати и чатус-тала для фигур. детей и уродливых и карликовых мужчин. Термин тала буквально означает ладонь и, как следствие, представляет собой меру длины, равную длине между кончиком среднего пальца и концом ладони возле запястья. Эту длину во всех случаях принимают равной длине лица от черепа до подбородка. Поэтому обычно общую длину измеряют по длине лица, а не по длине ладони. Этой практике следуют и в последующих параграфах. Читатель будет склонен поверить, что эти фразы даша-тала , панча-тала и экатал означают длины, равные десяти, пяти и одной тале соответственно, но, к сожалению, эта интерпретация, похоже, не согласуется с фактическими измерениями; например, общая длина изображения, сделанного по измерению Уттама-даша-алк , составляет 124 ангула , а тала этого изображения имеет размер 13 ангул ; разделив общую длину на длину талы , всего 9 тал мы находим, что в ней ; Опять же, общая длина изображения чатус-тала составляет 48 ангул , а его тала - 8 ангул 6 талов , и, следовательно, в этом наборе пропорций . Таким образом, оказывается, что в названиях различных пропорций нет ясно видимого этимологического значения. [20]
Художник не выбирает себе задач: он находит в каноне указание делать такие-то изображения таким-то образом - например, изображение Натараджи с четырьмя руками, Брахмы с четырьмя головами, Махиши- Мардини с десятью руками или Ганеша с головой слона. [21]
Именно при рисовании с натуры канон может оказаться помехой художнику; но работа по образцу не является методом индийского искусства. Почти вся философия индийского искусства суммирована в стихе Шукрачарьи « Шукранитисара» , который предписывает медитации на создателя образа: «Чтобы форма образа могла полностью и ясно представиться перед умом, создатель образа должен медитировать и его успех будет пропорционален его медитации. Никакой другой путь — даже видение самого объекта — не достигнет его цели». Таким образом, канон можно использовать как эмпирическое правило, избавляя его от некоторой части технических трудностей, предоставляя ему свободу сконцентрировать свои мысли более исключительно на послании или бремени своей работы. Только таким образом его могли использовать в периоды великих достижений или великие художники. [22]
- Ананда К. Кумарасвами
Италия эпохи Возрождения [ править ]
Другие подобные системы «идеальных пропорций» в живописи и скульптуре включают Леонардо да Винчи » « Витрувианский человек , основанный на записи пропорций тела, сделанной архитектором Витрувием , [23] в третьей книге серии «Об архитектуре» . Вместо того, чтобы устанавливать канон идеальных пропорций тела, которым должны следовать другие, Витрувий стремился определить пропорции, существующие в реальности; да Винчи идеализировал эти пропорции в комментарии к своему рисунку:
Длина раскинутых рук равна росту человека; от линии роста волос до низа подбородка – одна десятая роста мужчины; снизу подбородка до макушки составляет одну восьмую роста человека; сверху груди до макушки составляет одну шестую роста человека; сверху груди до линии роста волос составляет одну седьмую роста человека. Максимальная ширина плеч составляет четверть роста мужчины; от груди до макушки — четверть роста мужчины; расстояние от локтя до кончика руки – четверть роста мужчины; расстояние от локтя до подмышки – одна восьмая роста мужчины; длина руки составляет одну десятую роста человека; корень полового члена находится на половине роста мужчины; ступня составляет одну седьмую роста человека; от ниже стопы до ниже колена — четверть роста мужчины; ниже колена до основания полового члена — четверть роста мужчины; расстояния от подбородка до носа, бровей и линии волос равны ушам и одной трети лица. [24] [с]
Япония [ править ]
Канон Дзёчо [ править ]
Дзёчо (定朝; умер в 1057 году н.э. ), также известный как Дзёчо Бусси, был японским скульптором периода Хэйан . Он популяризировал технику ёсеги , заключающуюся в лепке одной фигуры из множества кусков дерева, и переопределил канон пропорций тела, используемый в Японии для создания буддийских образов. [25] Он основывал измерения на единице измерения, равной расстоянию между подбородком скульптурной фигуры и линией волос. [26] Расстояние между каждым коленом (в позе сидящего лотоса ) равно расстоянию от подошв ног до волос. [26]
Другие измерения [ править ]
(головной метод ) Современный
Современные художники-фигуративисты склонны использовать сокращенные обозначения более полных канонов, основанные на пропорциях человеческой головы. В системе, рекомендованной Эндрю Лумисом , идеализированное человеческое тело имеет высоту восемь голов, туловище — три головы, а ноги — еще четыре; По его словам, тело более реалистичных пропорций имеет рост около семи с половиной голов, разница заключается в длине ног. Он также рекомендует пропорции головы для детей разного возраста, а также как средство достижения различных эффектов в телах взрослых (например, «героическое» тело имеет рост в девять голов). [27]
См. также [ править ]
- Академическое искусство - Стиль живописи и скульптуры.
- Антропные единицы - академический термин в археологии, социальных исследованиях и измерениях.
- Красота - характеристика, которая доставляет удовольствие или удовлетворение.
- Канон (основной принцип) , правило или совокупность правил или принципов, обычно признанных действительными и фундаментальными в области искусства или философии.
- Западный канон - классика культуры, ценимая на Западе.
- Чиби (стиль) – стиль карикатуры, зародившийся в Японии.
- Фигуративное искусство - искусство, изображающее реальные источники объектов.
- Нагота – состояние людей без одежды.
- Изображения наготы - Визуальные изображения обнаженной человеческой формы.
- Обнаженная натура (искусство) - произведение искусства, основным предметом которого является обнаженное человеческое тело.
- Неоклассицизм - западное культурное движение, вдохновленное Древней Грецией и Римом.
- Физическая привлекательность - Эстетическая оценка физических качеств.
Примечания [ править ]
- ↑ Предполагаемая реконструкция Тобина описана в Polykleitos#Pпредположительной реконструкции .
- ^ 'он делал головы своих статуй меньше, чем у древних, и особенно выделял волосы, делая тела более стройными ижилистый, из-за чего высота фигуры казалась больше» [15]
- ↑ Перевод редактора Википедии, скопировано из Vetruvian Man.
Ссылки [ править ]
- ^ Штадтер, Филип А.; Ван дер Стокт, Л. (2002). Мудрец и император: Плутарх, греческие интеллектуалы и римская власть во времена Траяна (98-117 гг. н.э.) . Издательство Левенского университета. п. 75. ИСБН 978-90-5867-239-1 .
На самом деле Траян вел весьма активную деятельность в Египте. Отдельные сцены принесения подношений богам Домицианом и Траяном появляются на рельефах пропилона храма Хатхор в Дендере. На колоннах храма Кнума в Эсне есть картуши с изображением Домициана и Траяна, а на внешней стороне фриза упоминаются Домициан, Траян и Адриан.
- ^ Айверсон, Эрик; Сибата, Ёсиаки (1975). Канон и пропорции в египетском искусстве (2-е изд.). Уорминстер: Арис и Филлипс. ISBN 9780856680472 . ОСЛК 2913392 .
- ^ «Канон пропорций» . Pyramidofman.com .
- ^ «Пирамида и тело» . Pyramidofman.com .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит, В. Стивенсон; Симпсон, Уильям Келли (1998). Искусство и архитектура Древнего Египта . Пингвин / Йельская история искусства (3-е изд.). Издательство Йельского университета. стр. 12–13, примечание 17. ISBN. 0300077475 .
- ^ Гей Робинс (2010). Пропорция и стиль в древнеегипетском искусстве . Издательство Техасского университета. ISBN 9780292787742 .
- ^ Джон А. Р. Легон. «Локут и египетский канон искусства» . legon.demon.co.uk .
- ^ Хартвиг, Мелинда К. (2015). Спутник древнеегипетского искусства . Уайли. п. 123. ИСБН 9781444333503 .
- ^ «Искусство: Дорифор (Канон)» . Искусство сквозь время: глобальный взгляд. Анненбергский ученик . Проверено 15 сентября 2020 г.
нам совершенно недвусмысленно говорят, что он связал каждую часть со всеми остальными частями и с целым и использовал для этого математическую формулу. Что это была за формула, остается только предполагать.
- ^ Филон , Механикус (4.1, 49.20), цитируется в Эндрю Стюарт (1990). «Поликлит Аргосский» . Сто греческих скульпторов: их карьера и дошедшие до нас работы . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. .
- ^ Рис Карпентер (1960). Греческая скульптура: критический обзор . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 100. цитируется по Тобину (1975).
- ^ Тобин, Ричард (1975). «Канон Поликлета» . Американский журнал археологии . 79 (4): 307–321. дои : 10.2307/503064 . JSTOR 503064 . S2CID 191362470 . Проверено 2 октября 2020 г. .
- ^ Чарльз Вальдштейн, доктор философии. (17 декабря 1879 г.). Пракситель и Гермес с младенцем Дионисом из Герайона в Олимпии (PDF) . п. 18.
Канон Поликлета был тяжелым и квадратным, его статуи были квадратными знаками , канон Лисиппа был более стройным, менее мясистым.
- ^ Плиний Старший. «XXXIV 65». Естественная история . цитируется в Вальдштейне (1879 г.)
- ^ Джордж Редфорд, FRCS . «Лисипп и македонское искусство». Руководство по древней скульптуре: египетско-ассирийско-греко-римское (PDF) . п. 193.
- ^ Уолтер Вудберн Хайд (1921). Памятники олимпийскому победителю и греческое спортивное искусство . Вашингтон: Институт Карнеги в Вашингтоне. п. 136.
- ^ «Геркулес: Влияние произведений Лисиппа» . Париж: Лувр . Проверено 4 октября 2020 г.
В четвертом веке до нашей эры Лисипп составил канон пропорций для более вытянутой фигуры, чем тот, который определил Поликлет в предыдущем веке. По мнению Лисиппа, высота головы должна составлять одну восьмую высоты тела, а не одну седьмую, как рекомендовал Поликлет.
- ^ Бахрани, Зайнаб (1996). «Эллинизация Иштар: нагота, фетишизм и культурная дифференциация в древнем искусстве» . Оксфордский художественный журнал . 19 (2): 4. doi : 10.1093/oxartj/19.2.3 . JSTOR 1360725 . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Объявление. Михаэлис (1887). «Книдийская Афродита Праксителя » Журнал эллинистических исследований . 8 : 324–355. дои : 10.2307/623481 . hdl : 2027/uiuo.sheet:/13960/t4nk9qk9q . JSTOR 623481 . S2CID 162412362 . Получено 5 апреля.
- ^ Гопинатха Рао, штат Калифорния (1920). «Таламана или Иконометрия» . Мемуары археологической службы Индии . Том. 3. Калькутта: Суперинтендант государственной типографии. п. 35.
- ^ Кумарасвами, Ананда К. (1911). «Индийские изображения с множеством рук» . Танец Шивы — четырнадцать индийских очерков .
- ^ Кумарасвами, Ананда К. (1934). «Эстетика Шукранитисары». Преобразование природы в искусстве . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 111–117. цитируется в Мостеллер, Джон Ф. (1988). «Изучение индийской иконометрии в исторической перспективе» . Журнал Американского восточного общества . 108 (1): 99–110. дои : 10.2307/603249 . JSTOR 603249 . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ Витрувий. «Я, «О симметрии: в храмах и в теле человека» » . Десять книг по архитектуре, Книга III . Перевод Морриса Хики Моргана. Издательство Гарвардского университета . Проверено 15 октября 2020 г. - через Gutenberg.org.
- ^ Леонардо да Винчи. «Человеческие пропорции» . Записные книжки Леонардо да Винчи . Перевод Эдварда Маккарди. Рейнал и Хичкок Inc. с. 213–214 – через Archive.org.
- ^ Миеко Мурасе (1975). Японское искусство: избранное из коллекции Мэри и Джексона Бёрков . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 22. ISBN 9780870991363 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мейсон, Пенелопа; Динвидди, Дональд (2005). История японского искусства (2-е изд.). Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл. п. 144. ИСБН 9780131176010 .
- ^ Лумис, Эндрю (1943). Рисование фигур во что бы то ни стало . Всемирная издательская компания . стр. 28–29.