Дорифорос
Дорифор Δορυφόρος ( греч. Классический греческий Греческое произношение: [dorypʰóros] , «Копьеносец»; Латинизированный как Дорифор ) Поликлета — одна из самых известных греческих скульптур классической древности , изображающая крепкого, мускулистого, стоящего воина, первоначально несущего копье , балансирующее на левом плече. , выполненный несколько больше в натуральную величину, Утерянный бронзовый оригинал работы должен был быть отлит около 440 г. до н.э. [1] но сегодня он известен только по более поздним (в основном римского периода) мраморным копиям. Тем не менее, эта работа представляет собой важный ранний пример как классического греческого контрапоста , так и классического реализма ; Таким образом, культовый Дорифор оказал большое влияние на древнее искусство в других частях света.
Концепция [ править ]
Известный греческий скульптор Поликлет создал скульптурное произведение как демонстрацию своего письменного трактата под названием Κανών (или «Канон»), что переводится как «мера» или «правило», иллюстрирующего то, что он считал совершенно гармоничными и сбалансированными пропорциями. человеческого тела в скульптурном виде.
В какой-то момент во II веке нашей эры греческий писатель-медик Гален писал о Дорифоре как об идеальном визуальном выражении стремления греков к гармонии и красоте, которое выражено в скульптурной обнаженной мужской фигуре с идеальными пропорциями:
Хрисипп считает, что красота состоит не в соизмеримости или «симметрии» [т.е. пропорциях] составных элементов [тела], а в соизмеримости частей, например, пальца к пальцу и всех пальцев к телу. ладонь и запястье, и тех к предплечью, и предплечья к плечу, и собственно, всего ко всему прочему, как написано в Каноне Поликлита. Ибо, научив нас в этом труде всем пропорциям тела, Поликлит подкрепил свой трактат произведением: он сделал статую по положениям своего трактата и назвал статую, как и произведение, «Каноном». [2]
Поликлет известен как лучший скульптор среди мужчин, основными персонажами его работ являются спортсмены-мужчины с идеализированными пропорциями тела. Его интересовали математические пропорции человеческого тела, что побудило его написать эссе «Канон» о пропорциях человека. Дорифор — это иллюстрация его сочинений в Каноне о симметрии между частями тела. Поликлет достиг баланса между мышечным напряжением и расслаблением благодаря хиастическому принципу, на который он опирался. «Ученые сходятся во мнении, что Поликлет основывал свои расчеты на одном модуле, возможно, на концевой части мизинца, чтобы определить соответствующие размеры каждой части тела» (MIA Doryphoros Plaque).
Описание [ править ]
Дорифор , — мраморная копия из Помпеи датируемая 120–50 гг. до н.э. Оригинал был сделан из бронзы примерно в 440 году до нашей эры, но сейчас утерян (вместе с большинством других бронзовых скульптур, созданных известным греческим художником). Ни оригинальная статуя, ни трактат до сих пор не найдены; широко распространено мнение, что они не сохранились с древности. К счастью, сохранилось несколько римских мраморных копий разного качества и полноты, которые передают основную форму работ Поликлета.
Высота скульптуры составляет примерно 6 футов 11 дюймов. При создании этой работы Поликлет использовал четкие пропорции; например, соотношение размера головы к размеру тела составляет один к семи. Голова фигуры слегка повернута вправо, мускулистая, но спортивная фигура Дорифора изображена стоящей в тот момент, когда он выходит вперед из статической позы. Эта поза отражает лишь малейшее зарождающееся движение, однако конечности и туловище показаны полностью отзывчивыми.
В левой руке изначально было длинное копье; левое плечо (на котором первоначально опиралось копье) изображено напряженным и поэтому слегка приподнятым, а левая рука согнута и напряжена, чтобы сохранить положение копья. Поза фигуры — классическая контрапоста , наиболее явно проявляющаяся в наклонном положении таза . Правая нога фигуры выпрямлена и изображена поддерживающей вес тела, правое бедро поднято, а правое туловище сжато. Левая нога не несет веса, а левое бедро опускается, слегка вытягивая туловище с левой стороны. Правая рука висит сбоку от фигуры, не неся никакой нагрузки. Вероятно, это самый ранний из сохранившихся примеров свободно свисающей руки статуи. [3]
В сохранившихся римских мраморных копиях за одной ногой статуи добавлен большой скульптурный пень, чтобы выдержать вес камня; этого не было бы в оригинальной бронзе (прочность металла на разрыв сделала бы это ненужным). Также обычно имеется небольшая стойка для поддержки правой руки и предплечья. [4]
Сохранившиеся римские копии [ править ]
Скульптура была известна благодаря римской мраморной копии, найденной в Геркулануме и хранящейся в Национальном археологическом музее Неаполя , но, по словам Фрэнсиса Хаскелла и Николаса Пенни, ранние знатоки, такие как Иоганн Иоахим Винкельман, прошли мимо нее в королевской коллекции Бурбонов в Неаполе без заметных комментариев. . [5] Мраморная скульптура и бронзовая голова, найденные в Геркулануме, были опубликованы в Le Antichità di Ercolano (1767). [6] Поликлета но не были идентифицированы как представители Дорифора до 1863 года. [7]
Для современного взгляда фрагментарный Дорифора туловище базальтовый из коллекции Медичи в Уффици «передает эффект бронзы и выполнен с необычайной тщательностью», как заметил Кеннет Кларк , иллюстрируя это в книге «Обнаженная натура: этюд в идеальной форме »: [8] «Он сохраняет некоторую актуальность и концентрацию оригинала», потерянную в полноразмерных «блочных» мраморных копиях.
Вероятно, самая известная копия Дорифора была раскопана в Помпеях и сейчас находится в Национальном археологическом музее Неаполя [Неаполь, Museo Nazionale 6011]. В том же музее хранится бронзовая герма Аполлония (высота 0,54 м, Неаполь, Национальный музей 4885), которую многие ученые считают почти безупречной копией оригинальной головы Дорифора .
Хорошо сохранившаяся копия статуи римского периода из пентелийского мрамора, приобретенная в 1986 году Институтом искусств Миннеаполиса (MIA), в последние годы привлекла некоторое внимание. [9] Эта копия имеет высоту 1,98 м и датируется первым веком до нашей эры или первым веком нашей эры. [9] Это наиболее хорошо сохранившаяся сохранившаяся копия Дорифора, хотя у нее отсутствуют левая рука, палец правой руки и правая нога. [10] Скульптура, предположительно, была найдена в итальянских водах в 1930-х годах и провела несколько десятилетий в частных коллекциях, прежде чем была передана в аренду Мюнхенской глиптотеке в конце 1970-х годов и куплена МВД в 1986 году. [10] Итальянское правительство утверждает, что статуя была незаконно раскопана в период с 1975 по 1976 год на холме Верано в Кастелламмаре-ди-Стабия , недалеко от Неаполя, и выдало международный ордер на конфискацию и возврат произведения. [11]
Другой экземпляр был найден в 2012 году в римских термах Баэло -Клаудии (за пределами Тарифы , недалеко от деревни Болония , на юге Испании ). [12] [13]
Влияние [ править ]
Дорифор был создан в высокий классический период. В это время упор делался на идеального мужчину, которого изображали в героической наготе . Тело должно было быть телом молодого спортсмена с точеными мышцами и натуралистической позой. Лицо обычное, не выражает эмоций. Некоторые ученые полагают, что Дорифор представлял молодого Ахиллеса, направлявшегося на битву во время Троянской войны , в то время как другие полагают, что существует путаница в том, предназначена ли скульптура для изображения смертного или героя. Также велись дискуссии о том, где будут располагаться эти скульптуры в высокий классический период, в зависимости от того, где они были обнаружены. Например, копия в Неаполе была найдена в муниципальной гимназии Помпеи, что позволяет предположить, что ее могли разместить рядом с фитнес-программами для молодежи. Посетители также часто размещали копии в своем доме или за его пределами.
Канонические пропорции мужского туловища , установленные Поликлетом, закостеневшие в эллинистические и римские времена в мускулистой кирасе , примером которых является Август из Прима Порта , который носит церемониальные парадные доспехи, рельефно смоделированные на идеализированном мускулистом туловище, которое якобы смоделировано по образцу Дорифора . [14] На том же изображении ноги императора расположены так же, как и позиция Дорифора .
Другой пример влияния, которое Дорифор оказал на скульптуру гораздо позже, чем ее первоначальная концепция, можно увидеть в , Давиде» Микеланджело который сейчас находится в Галерее Академии « во Флоренции . Стиль контрапосто, идеализированная юношеская мужская нагота и общее античное вдохновение — все это отголоски Дорифора Поликлета. Однако есть шанс, что Давид был спроектирован не столько с учетом Дорифора, сколько с более широкими контрапостическими пропорциями, которые Поликлет распространил в результате своей работы, как это видно на вышеупомянутой статуе Прима Порта или на статуе. Аполлона Бельведерского .
Современные образы [ править ]
- Дорифоровый тип каноника Поликлета, ок. 1886–1889. Коллекция Николаса Катсимпуласа, Бостонская публичная библиотека
- 3D-модель реплики в Национальной галерее Дании.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Внешние видео | |
---|---|
Поликлет, Дорифор , Smarthistory [15] |
- ^ Уоррен Г. Мун, изд. Поликлет, Дорифор и Традиция , 1995: эссе различных ученых по итогам симпозиума в Университете Висконсина в 1989 году, стимулированного покупкой Миннеаполисского Дорифора .
- ^ Гален, De placitis Hippocratis et Platonis («О доктринах Гиппократа и Платона») 5.3; отмечено в книге Ричарда Тобина, «Канон Поликлета», Американский журнал археологии 79.4 (октябрь 1975:307–321), стр.308f, с несколько другим переводом.
- ^ Хафнер, Герман (1969). Искусство Крита, Микен и Греции . Перевод Биццарри, Эрика. Нью-Йорк: Компания Harry N. Abrams Incorporated. п. 162 .
- ^ Де ла Круа, Хорст; Тэнси, Ричард Г.; Киркпатрик, Дайан (1991). Искусство Гарднера сквозь века (9-е изд.). Томсон/Уодсворт. п. 163 . ISBN 0-15-503769-2 .
- ^ Хаскелл и Пенни, Вкус и антиквариат: соблазн классической скульптуры 1500–1900 (издательство Йельского университета), 1981:105.
- ^ Le Antichità di Ercolano vol. V 1767, стр. 183–87, в то время считавшаяся портретной скульптурой Луция , сына Агриппы (отмечено Хаскеллом и Пенни 1981: 118, примечание 10).
- ^ , Карл Фридрихс в Дорифоре Поликлета , Берлин, 1863.
- ^ Кларк, Обнаженная натура: исследование в идеальной форме , 1956, рис. 26, стр. 69.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Дорифорос» . Миннеаполисский институт искусств . Проверено 10 августа 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рекер, Джейн (25 мая 2022 г.). «Эта древнеримская статуя олицетворяет «идеального» человека. Но была ли она украдена?» . Смитсоновский журнал .
- ^ Редакция Марты (23 февраля 2022 г.). «Кастелламмаре ди Стабия: возвращение Дорифора Поликлита». Сардиния Репортер (на итальянском языке).
Наконец пришли долгожданные новости: прокуратура Торре-Аннунциата возбудила международный судебный иск о конфискации и реституции Дорифора. Это стало возможным благодаря неустанной работе следователей и ряду международных соглашений по борьбе с незаконным оборотом произведений искусства.
[Наконец пришли долгожданные новости: прокуратура Торре Аннунциата выдала международный ордер на конфискацию и возвращение Дорифора. Это стало возможным благодаря неустанной работе следователей и ряду международных соглашений по противодействию незаконному обороту произведений искусства.] - ^ ВВ. AA., Копия Дорифора в морских банях Баэло Клаудии, заархивированная 7 декабря 2017 г. в Wayback Machine , стр. 1307, в Трудах XVIII Международного конгресса классической археологии , том II, стр. 1303-1308, Мерида (Мерида, 2014 г.), ISBN 978-84-606-7949-3 .
- ^ Винченцо Франчиози, Дорифор Помпейский (на итальянском языке) , стр.11, в Помпеях/Мессене. «Дорифор» и его контекст , Университет Суор Орсола Бенинкаса (2013 г.), ISBN 978-88-96055-52-6 .
- ^ Дж. Дж. Поллини, «Август из Прима Порта и трансформация поликлетовского героического идеала» в Moon 1995: 262-81.
- ^ «Поликлит, Дорифор» . Smarthistory в Академии Хана . Архивировано из оригинала 27 октября 2014 года . Проверено 20 февраля 2013 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Герберт Бек, Питер К. Бол, Марайке Бюклинг, ред. Поликлет. Скульптор греческого классического периода. Каталог выставки в Либигхаусе , Франкфурт-на-Майне. (Фон Заберн, Майнц) 1990 г. ISBN 3-8053-1175-3
- Детлев Крейкенбом: Образы по Поликлету. Копико-критические исследования мужских статуэтных типов на основе поликлетических моделей. «Дискофор», Гермес, Дорифор, Геракл, Диадумен . Манн, Берлин 1990 г., ISBN 3-7861-1623-7
- Мун, Уоррен Г., изд. Поликлет, Дорифор и традиция (University of Wisconsin Press), 1995. Материалы симпозиума 1989 года, организованного вокруг Миннеаполисского Дорифора в натуральную величину , датированного Августом.
- Греческие идеи и ценности: (адаптировано из книги «Искусство Греции » в переводе Дж. Дж. Поллитта)