Jump to content

Кеннет Кларк

Лорд Кларк
Кларк сфотографирован в 1934 году Говардом Костером.
Рожденный
Кеннет Маккензи Кларк

( 1903-07-13 ) 13 июля 1903 г.
Мейфэр , Лондон, Англия
Умер 21 мая 1983 г. ( 1983-05-21 ) (79 лет)
Хит , Кент , Англия
Альма-матер Тринити-колледж, Оксфорд
Занятия
  • Автор
  • телеведущий
  • искусствовед
Супруги
  • Элизабет Уинифред «Джейн» Мартин
    ( м. 1927; умер в 1976 г.)
  • Нолвен де Жанзе-Райс
    ( м. 1977–1983)
Дети Алан , Колетт и Колин
Фотография белого мальчика-подростка.
Кларк в подростковом возрасте, фотография Герберта Ламберта , ок. 1918 год

Кеннет Маккензи Кларк, барон Кларк OM CH KCB FBA (13 июля 1903 — 21 мая 1983) — британский историк искусства, директор музея и телеведущий. После управления двумя важными художественными галереями в 1930-х и 1940-х годах он привлек более широкое внимание общественности на телевидении, представив ряд программ об искусстве с 1950-х по 1970-е годы, самой крупной и известной из которых стал сериал «Цивилизация » 1969 года.

Сын богатых родителей, Кларк познакомился с искусством в раннем возрасте. Среди его ранних источников влияния были сочинения Джона Раскина , которые вселили в него веру в то, что каждый должен иметь доступ к великому искусству. Попав под влияние знатока и торговца Бернарда Беренсона , Кларк в возрасте двадцати семи лет был назначен директором Музея Ашмола в Оксфорде , а три года спустя ему поручили руководить Национальной галереей Великобритании . За двенадцать лет работы галерея преобразилась, сделав ее доступной и привлекательной для более широкой публики. Во время Второй мировой войны , когда коллекция была перевезена из Лондона на безопасное хранение, Кларк предоставил здание для проведения серии ежедневных концертов, которые оказались знаменитым средством повышения боевого духа во время Блица .

После войны и трех лет работы профессором изящных искусств Слейда в Оксфорде Кларк удивил многих, приняв пост председателя первой коммерческой телевизионной сети Великобритании. После успешного запуска службы он согласился писать и представлять программы об искусстве. Благодаря этому его имя стало нарицательным в Британии, и его попросили создать первый цветной сериал об искусстве « Цивилизация» , который впервые транслировался в 1969 году в Великобритании, а вскоре после этого и во многих других странах.

Среди множества наград Кларк был посвящен в рыцари в необычно молодом возрасте тридцати пяти лет, а три десятилетия спустя стал пожизненным пэром незадолго до первой передачи « Цивилизации» . Через три десятилетия после его смерти Кларк был прославлен на выставке в Тейт Британия в Лондоне, что побудило новое поколение критиков и историков переоценить его карьеру. Мнения по поводу его эстетических суждений, особенно в отношении приписывания картин старым мастерам, расходились, но его писательское мастерство и его энтузиазм в популяризации искусства получили широкое признание. И BBC , и галерея Тейт ретроспективно описали его как одну из самых влиятельных фигур в британском искусстве двадцатого века.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]
Картина белого мальчика в купальном костюме, гребущего в море
Кларк, картина Чарльза Симса , около 1911 года.

Кларк родился на Гросвенор-сквер , 32 в Лондоне. [n 1] единственный ребенок Кеннета Маккензи Кларка (1868–1932) и его жены (Маргарет) Алисы, дочери Джеймса Макартура из Манчестера. [2] Кларки были шотландской семьей, разбогатевшей на торговле текстилем. Прапрадед Кларка изобрел катушку для хлопка , и компания Clark Thread Company в Пейсли превратилась в солидный бизнес. [1] Кеннет Кларк-старший некоторое время проработал директором фирмы и вышел на пенсию, когда ему было около двадцати пяти лет, как член «праздных богачей», как позже выразился Кларк-младший: хотя «многие люди были богаче, среди бездельников могло быть мало людей». ". [1] [3] Кларки содержали загородные дома в Садборн-Холле, Саффолк, и в Арднамурчане , Аргайл, и зимовали на Французской Ривьере. [2] [4] Кеннет-старший был спортсменом, игроком, [n 2] эксцентрик и пьяница. [2] [6] У Кларка было мало общего со своим отцом, хотя он всегда любил его. Элис Кларк была застенчивой и отстраненной, но ее сын получил любовь от преданной няни. [7] Единственный ребенок, не особенно близкий со своими родителями, молодой Кларк провел детство, которое часто было одиноким, но в целом он был счастлив. Позже он вспоминал, что совершал длительные прогулки, разговаривая сам с собой, и эта привычка, по его мнению, сослужила ему хорошую службу в качестве ведущего: «Телевидение - это форма монолога». [8] В скромных масштабах Кларк-старший собирал картины, а молодому Кеннету разрешили переупорядочить коллекцию. У него развился талант к рисованию, за что он позже, будучи школьником, получил несколько призов. [9] Когда ему было семь лет, его привели на выставку японского искусства в Лондоне, которая оказала формирующее влияние на его художественные вкусы; он вспоминал: «Онемел от восторга, я чувствовал, что вошел в новый мир». [10] [11]

Джон Раскин , чьи произведения вдохновили молодого Кларка

Кларк получил образование в школе Виксенфорд , а с 1917 по 1922 год — в Винчестерском колледже . Последний был известен своей интеллектуальной строгостью и, к ужасу Кларка, энтузиазмом к спорту, но он также поощрял своих учеников развивать интерес к искусству. [12] Директор школы Монтегю Рендалл был поклонником итальянской живописи и скульптуры и вдохновил Кларка, среди многих других, оценить работы Джотто , Боттичелли , Беллини и их соотечественников. [13] В школьной библиотеке хранилось собрание сочинений Джона Раскина , которые Кларк читал жадно и которые повлияли на него на всю оставшуюся жизнь не только в своих художественных суждениях, но и в их прогрессивных политических и социальных убеждениях. [14] [n 3]

В Винчестере Кларк получил стипендию в Тринити-колледже Оксфорда , где изучал современную историю. Окончил его в 1925 году с отличием второй степени. В Оксфордском национальном биографическом словаре сэр Дэвид Пайпер комментирует, что от Кларка ожидали получить первоклассную ученую степень, но он не посвятил себя целеустремленно своим историческим исследованиям: «его интересы уже окончательно обратились к изучению искусства. ". [2]

Во время учебы в Оксфорде на Кларка большое впечатление произвели лекции Роджера Фрая , влиятельного искусствоведа, устроившего первые выставки постимпрессионизма в Британии. Под влиянием Фрая он развил понимание современной французской живописи, особенно творчества Сезанна . [16] Кларк привлек внимание Чарльза Ф. Белла (1871–1966), хранителя отдела изящных искусств Эшмоловского музея . Белл стал для него наставником и предложил Кларку для своей диссертации B Litt написать о возрождении готики в архитектуре. В то время это была глубоко немодная тема; с девятнадцатого века не было опубликовано ни одного серьезного исследования. [17] Хотя основной областью исследований Кларка был Ренессанс , его восхищение Рёскином, самым выдающимся защитником неоготического стиля, привлекло его к этой теме. Он не завершил диссертацию, но позже превратил свои исследования в свою первую полноценную книгу «Готическое возрождение» (1928). [2] В 1925 году Белл познакомил Кларка с Бернардом Беренсоном , влиятельным исследователем итальянского Возрождения и консультантом крупных музеев и коллекционеров. Беренсон работал над пересмотром своей книги « Рисунки флорентийских художников» и пригласил Кларка помочь. Проект занял два года, совпав с учебой Кларка в Оксфорде. [18]

Ранняя карьера

[ редактировать ]
Леонардо да Винчи : Голова Леды , в Королевской коллекции

В 1929 году в результате работы с Беренсоном Кларка попросили каталогизировать обширную коллекцию рисунков Леонардо да Винчи в Виндзорском замке . В том же году он был соорганизатором выставки итальянской живописи, которая открылась в Королевской академии 1 января 1930 года. Он и его соорганизатор лорд Бальниел приобрели шедевры, никогда ранее не встречавшиеся за пределами Италии, многие из которых были из частных коллекций. [19] Выставка охватила итальянское искусство «от Чимабуэ до Сегантини » – с середины тринадцатого до конца девятнадцатого века. [20] Она была встречена публикой и критиками и подняла авторитет Кларка, но он пожалел о пропагандистской ценности выставки итальянского диктатора Бенито Муссолини , который сыграл важную роль в обеспечении доступности стольких востребованных картин. [21] Несколько высокопоставленных деятелей британского мира искусства не одобрили выставку; Белл был среди них, но, тем не менее, он продолжал считать Кларка своим любимым преемником в Ашмоле. [22]

Кларк не был убежден, что его будущее связано с администрацией; ему нравилось писать, и он предпочел бы быть ученым, а не директором музея. [23] Тем не менее, когда Белл вышел на пенсию в 1931 году, Кларк согласился стать его преемником на посту хранителя отдела изящных искусств в Эшмолиане. В течение следующих двух лет Кларк руководил строительством пристройки к музею, чтобы обеспечить лучшее пространство для своего отдела. [24] Разработка стала возможной благодаря анонимному благотворителю, впоследствии выяснилось, что это сам Кларк. [25] Более поздний куратор музея написал, что Кларка запомнят за время, проведенное там, «когда с характерной для него смесью высокомерия и энергии он преобразил как коллекции, так и их экспозицию». [26]

В 1932 году Кларк и его жена Джейн без промедления заказали обеденный сервиз Ванессе Белл и Дункану Гранту «Знаменитый женский обеденный сервиз» . [27]

[ редактировать ]

В 1933 году директору Национальной галереи в Лондоне сэру Огастесу Дэниэлу было шестьдесят семь лет, и он должен был выйти на пенсию в конце года. Его помощник директора, У. Г. Констебль , который должен был стать его преемником, в 1932 году перешел в новый Институт искусств Курто в качестве его директора. [28] Историк Питер Стански пишет, что за кулисами Национальная галерея «находилась в серьезном беспорядке; персонал и попечители находились в состоянии постоянной войны друг с другом». [29] Председатель попечительского совета лорд Ли убедил министра премьер - Рамзи Макдональда , что Кларк будет лучшим назначением, приемлемым для профессионального персонала и попечителей и способным восстановить гармонию. [30] Когда он получил предложение Макдональда на эту должность, Кларк не проявил энтузиазма. Он считал себя слишком молодым, ему было 30 лет, и он снова почувствовал разрыв между научной и административной карьерой. Он принял пост директора в январе 1934 года. [31] хотя, как он писал Беренсону, «между работой менеджером большого универмага мне придется поработать профессиональным развлечением для землевладельцев и чиновников». [32]

Национальная галерея , Трафальгарская площадь , Лондон

Примерно в то же время, когда он принял предложение Макдональда о посту директора, Кларк отклонил предложение от короля Георга V официальных лиц о замене К. Х. Коллинза Бейкера на посту инспектора King's Pictures . Он чувствовал, что не сможет отдать должное этой должности в сочетании со своими новыми обязанностями в галерее. [n 4] Король, полный решимости добиться успеха там, где его штаб потерпел неудачу, отправился с королевой Марией в Национальную галерею и убедил Кларка изменить свое решение. [34] О назначении было объявлено в The London Gazette в июле 1934 года; [35] Кларк занимал этот пост в течение следующих десяти лет. [36]

Кларк верил в то, что изобразительное искусство должно быть доступно каждому, и, работая в Национальной галерее, он разработал множество инициатив с этой целью. В редакционной статье журнала The Burlington Magazine говорится: «Кларк вложил всю свою проницательность и воображение, чтобы сделать Национальную галерею более приятным местом, где посетитель мог бы насладиться великолепной коллекцией европейских картин». [37] Он приказал перевесить комнаты и улучшить рамы; к 1935 году он добился установки лаборатории и ввел электрическое освещение, что впервые сделало возможным вечернее открытие. Программа очистки была начата, несмотря на спорадические замечания со стороны тех, кто в принципе выступал против очистки старых картин; [37] [38] Экспериментально с некоторых картин были сняты стекла. [37] [n 5] В течение нескольких лет он открывал галерею на два часа раньше обычного в день финала Кубка Англии для удобства людей, приезжающих в Лондон на матч. [40]

Кларк писал и читал лекции в течение десятилетия. Аннотированный каталог королевской коллекции рисунков Леонардо да Винчи, работу над которой он начал в 1929 году, был опубликован в 1935 году и получил весьма положительные отзывы; восемьдесят лет спустя Oxford Art Online назвал это «научным произведением, выводы которого выдержали испытание временем». [41] Другая публикация Кларка 1935 года оскорбила некоторых представителей авангарда: эссе, опубликованное в The Listener , «Будущее живописи», в котором он упрекнул сюрреалистов, с одной стороны, и художников-абстракционистов, с другой, в том, что они утверждают, что представляют будущее живописи. искусство. Он считал и то, и другое слишком элитарным и слишком специализированным - «конец периода застенчивости, инбридинга и истощения». Он утверждал, что хорошее искусство должно быть доступно каждому и должно быть укоренено в наблюдаемом мире. [42] В 1930-е годы Кларк был востребован как лектор, и он часто использовал свои исследования в своих выступлениях как основу своих книг. В 1936 году он прочитал лекции Райерсона в Йельском университете ; из них появилось его исследование Леонардо, опубликованное три года спустя; он тоже вызвал много похвал в то время и впоследствии. [41]

Одна из четырех картин Андреа Превитали , которые Кларк приписал Джорджоне в 1937 году.

Журнал Burlington Magazine , оглядываясь назад на время работы Кларка в галерее, выделил среди работ, приобретенных под его руководством, семь панелей, образующих Алтарь Сан-Сеполькро Сассетты пятнадцатого века, четыре работы Джованни ди Паоло того же периода, Никколо дель Делл. « » Смерть Эвридики Абата из шестнадцатого века и Энгра « Мадам Муатсье» из девятнадцатого века. [43] Другими важными приобретениями, перечисленными Пайпер, были , » Рубенса «Водопой « Констебля » Замок Хэдли , » Рембрандта « Саския в образе Флоры и Пуссена « Поклонение золотому тельцу» . [2]

Одним из наименее успешных поступков Кларка как режиссера была покупка четырех картин начала шестнадцатого века, ныне известных как «Сцены из эклогов Тебальдео» . [44] Он увидел их в 1937 году у дилера в Вене. [44] и вопреки совету своих профессиональных сотрудников он убедил попечителей купить их. [2] Он считал, что это работы Джорджоне , чьи работы в то время были недостаточно представлены в галерее. Попечители санкционировали расходование 14 000 фунтов стерлингов государственных средств, и картины были выставлены в галерее с большой помпой. [44] Его сотрудники не признали авторство Джорджоне, и в течение года научные исследования установили, что картины принадлежат Андреа Превитали , одному из младших современников Джорджоне. [44] Британская пресса протестовала против растраты денег налогоплательщиков, репутации Кларка был нанесен серьезный удар, а его отношения с профессиональной командой, и без того непростые, еще больше обострились. [2] [№ 6]

военное время

[ редактировать ]

Приближение войны с Германией в 1939 году заставило Кларка и его коллег задуматься о том, как защитить коллекцию Национальной галереи от бомбардировок. Было решено, что все произведения искусства должны быть вывезены из центра Лондона, где они были крайне уязвимы. Одно из предложений заключалось в том, чтобы отправить их на хранение в Канаду, но к этому времени началась война, и Кларк был обеспокоен возможностью нападения подводных лодок на корабли, перевозящие коллекцию через Атлантику; он не был недоволен, когда премьер-министр Уинстон Черчилль наложил вето на идею: «Спрячьте их в пещерах и подвалах, но ни одна картина не должна покинуть этот остров». [46] заброшенная сланцевая шахта недалеко от Бленау-Ффестиниога В качестве хранилища была выбрана на севере Уэльса. Для защиты картин были построены специальные отсеки для хранения, а в результате тщательного наблюдения за коллекцией были сделаны открытия о контроле температуры и влажности, которые пошли на пользу ее хранению и экспонированию, когда она вернулась в Лондон после войны. [46]

Майра Хесс , вдохновительница и опора военных концертов Национальной галереи.

Имея пустую галерею, которую он мог возглавить, Кларк подумывал о добровольной работе в Королевском военно-морском добровольческом резерве , но по наущению лорда Ли был принят на работу в недавно сформированное Министерство информации , где ему было поручено отвечать за киноподразделение, а позже он был повышен в должности. быть контролером домашней рекламы. [47] Он создал Консультативный комитет военных художников и убедил правительство нанять в значительном количестве официальных военных художников . По инициативе Кларка было задействовано до двухсот человек. В число «официальных военных художников» входили Эдвард Ардиццоне , Пол и Джон Нэш , Мервин Пик , Джон Пайпер и Грэм Сазерленд . [48] Среди художников, нанятых по краткосрочным контрактам, были Джейкоб Эпштейн , Лора Найт , Л.С. Лоури , Генри Мур и Стэнли Спенсер . [49]

Хотя картины находились на хранении, во время войны Кларк держал Национальную галерею открытой для публики, устраивая знаменитую серию обеденных и вечерних концертов. Они вдохновили пианистку Майру Хесс , чью идею Кларк встретил с восторгом, как подходящий способ «снова использовать здание для его истинных целей — наслаждения красотой». [50] Предварительного бронирования не было, и зрители могли свободно есть свои бутерброды, а также заходить или выходить во время перерывов в представлении. [51] Концерты имели немедленный и огромный успех. The Musical Times прокомментировала: «Бесчисленное количество лондонцев и гостей Лондона, как гражданских лиц, так и военнослужащих, стали смотреть на концерты как на убежище здравомыслия в обезумевшем мире». [52] Перед общей аудиторией более 750 тысяч человек было дано 1698 концертов. [53] Кларк учредил дополнительную общественную привлекательность, представив ежемесячно представленную фотографию, которую привозили из хранилища и выставляли вместе с пояснительными материалами. Институт «картины месяца» сохранился и после войны, а с 2022 года действует и по сей день. [54]

В 1945 году, проконтролировав возвращение коллекций в Национальную галерею, Кларк ушел с поста директора, намереваясь посвятить себя писательству. В годы войны он мало публиковался. Для галереи он написал небольшой томик о «Теле с сеном » Констебля (1944); на основе лекции, которую он прочитал в 1944 году, он опубликовал краткий трактат на тему Леона Баттисты Альберти » « О живописи (1944). В следующем году он представил введение и примечания к тому, посвященному флорентийской живописи, в серии книг по искусству, опубликованных Фабером и Фабером . Все три публикации занимали менее восьмидесяти страниц. [55]

Послевоенный

[ редактировать ]
Деталь Пьеро делла Франческа , предмет исследования Кларка 1951 года.

В июле 1946 года Кларк был назначен профессором изящных искусств Слейда в Оксфорде сроком на три года. [56] Эта должность требовала от него ежегодно читать восемь публичных лекций по «Истории, теории и практике изящных искусств». [57] Первым профессором был Раскин; Кларк выбрал в качестве своей первой темы пребывание Раскина на этом посту. [58] Джеймс Стоуртон, уполномоченный биограф Кларка, считает, что это назначение было самым полезным для его предмета, когда-либо полученным, и отмечает, как в этот период Кларк зарекомендовал себя как самый востребованный лектор Великобритании и написал две из своих лучших книг « Пейзаж в искусстве». (1947) и Пьеро делла Франческа (1951). [58] [№ 7] К этому времени Кларк больше не стремился к чисто научной карьере, а видел свою роль в том, чтобы поделиться своими знаниями и опытом с широкой публикой. [59]

В этот период Кларк работал в многочисленных официальных комитетах. [n 8] и помог организовать в Париже революционную выставку работ своего друга и протеже Генри Мура. Он больше симпатизировал современной живописи и скульптуре, чем большей части современной архитектуры. Он восхищался Джайлсом Гилбертом Скоттом , Максвеллом Фраем , Фрэнком Ллойдом Райтом , Алваром Аалто и другими, но находил многие современные здания посредственными. [61] Кларк был одним из первых, кто пришел к выводу, что частное покровительство больше не может поддерживать искусство; во время войны он был видным членом финансируемого государством Совета по поощрению музыки и искусств. Когда в 1945 году он был преобразован в Совет по делам искусств Великобритании, его пригласили стать членом его исполнительного комитета и председателем комиссии по делам искусств. [62]

В 1953 году Кларк стал председателем Совета по делам искусств. Он занимал этот пост до 1960 года, но для него это был разочаровывающий опыт; он оказался главным образом номинальным главой. Более того, он был обеспокоен тем, что то, как совет финансировал искусство, могло нанести ущерб индивидуализму художников, которых он поддерживал. [2]

Вещание: администратор, 1954–1957 гг.

[ редактировать ]

Через год после того, как он стал председателем Совета по делам искусств, Кларк удивил многих и шокировал некоторых, приняв пост председателя нового Управления независимого телевидения (ITA). Он был создан консервативным правительством, чтобы представить ITV , коммерческое телевидение, финансируемое за счет рекламы, в качестве конкурента Британской радиовещательной корпорации . Многие из тех, кто выступал против новой телекомпании, опасались вульгаризации в линиях американского телевидения. [63] и хотя назначение Кларка успокоило некоторых, другие сочли его принятие на этот пост предательством художественных и интеллектуальных стандартов. [64] [n 9]

Кларк был не новичком в радиовещании. Он часто появлялся в эфире с 1936 года, когда выступил по радио на выставке китайского искусства в Берлингтон-хаусе ; в следующем году он дебютировал на телевидении, представив флорентийские картины из Национальной галереи. [65] Во время войны он регулярно появлялся на радио BBC The Brains Trust . [65] Возглавляя новую ITA, он обычно воздерживался от эфира и сосредоточился на поддержании работы новой сети в ее трудные первые годы. К концу своего трехлетнего срока на посту председателя Кларк был признан успешным, но в частном порядке считал, что в сети слишком мало высококачественных программ. Лью Грейд , который в качестве председателя Associated Television (ATV) владел одной из франшиз ITV, был твердо убежден, что Кларк должен создавать собственные программы по искусству, и как только Кларк ушел с поста председателя в 1957 году, он принял приглашение Грейда. Стоуртон комментирует: «Это было настоящее начало, пожалуй, его самой успешной карьеры - ведущего искусств на телевидении». [66]

Вещание: ITV, 1957–1966 гг.

[ редактировать ]
Рембрандт , последний из серии Кларка «Пять художников-революционеров» (1960).

Первый сериал Кларка для ATV « Необходимо ли искусство?» , началось в 1958 году. [67] И он, и телевидение находили свой путь, и программы в сериале варьировались от жестких и студийных до фильма, в котором Кларк и Генри Мур совершали поездку по Британскому музею по ночам, освещая экспонаты фонариками. [68] Когда в 1959 году сериал подошел к концу, Кларк и продюсерская группа пересмотрели и усовершенствовали свои методы для следующего сериала « Пять революционных художников» , который привлек значительную аудиторию. [69] Британский институт кино отмечает:

С телекамерой, прогуливающейся среди картин ( Гойи , Брейгеля , Караваджо , Ван Гога и Рембрандта ) и вежливым, уверенным в себе Кларком, передающим свои огромные знания на исключительно ясном английском языке, зритель познавал суть того, что художник видел в своих картинах. творение (непростая задача в эпоху черно-белого телевидения). [70]

К тому времени, когда в 1960 году он представил программу о Пикассо , Кларк еще больше отточил свои презентационные навыки и производил впечатление расслабленного и авторитетного человека. [69] Затем последовали две серии об архитектуре, кульминацией которых стала программа под названием «Королевские дворцы Британии» в 1966 году, совместное предприятие ITV и BBC, описанное как «безусловно самая важная программа наследия, показываемая на британском телевидении на сегодняшний день». [71] The Guardian описала Кларка как «идеального человека для этой работы — ученого, вежливого и слегка ироничного». [72] «Королевские дворцы» , в отличие от своих предшественников, были сняты на 35-миллиметровую цветную пленку, но передача по-прежнему была черно-белой, что раздражало Кларка. К тому времени BBC планировала вести цветное вещание, и его возобновление контактов с корпорацией по поводу этого фильма проложило путь к его возможному возвращению к ее расписанию. [71] Тем временем он оставался на ITV в сериале 1966 года « Три лица Франции» , в котором представлены работы Курбе , Мане и Дега . [73]

Цивилизация , 1966–1969 гг.

[ редактировать ]

Я не имел ясного представления о том, что означает «цивилизация», но считал, что она предпочтительнее варварства, и считал, что сейчас самое время сказать это.

Кларк о происхождении цивилизации [74]

Дэвид Аттенборо , контролер нового второго телеканала BBC, BBC2 , отвечал за внедрение цветного вещания в Великобритании. Он задумал серию о великих картинах как знаменосца цветного телевидения и не сомневался, что Кларк станет для нее лучшим ведущим. [75] Кларка это предложение привлекло, но он сначала отказался брать на себя обязательства. Позже он вспоминал, что в необходимости принять участие его убедило использование Аттенборо слова «цивилизация», чтобы подвести итог тому, о чем будет сериал. [76]

Серия состояла из тринадцати программ продолжительностью по пятьдесят минут каждая, написанных и представленных Кларком, охватывающих западноевропейскую цивилизацию с конца Темных веков до начала двадцатого века. Поскольку рассматриваемая цивилизация исключала греко-римскую, азиатскую и другие исторически важные культуры, было выбрано название, отказывающееся от полноты: «Цивилизация: личный взгляд» Кеннета Кларка . [№ 10] Хотя в нем основное внимание уделялось изобразительному искусству и архитектуре, в нем были значительные разделы, посвященные драме, литературе, философии и общественно-политическим движениям. Кларк хотел включить больше информации о праве и философии, но «я не мог придумать, как сделать их визуально интересными». [77]

После первоначальной взаимной антипатии Кларк и его главный директор Майкл Гилл установили благоприятные рабочие отношения. Они и их продюсерская группа провели три года, начиная с 1966 года, снимая фильм в ста семнадцати местах в тринадцати странах. [78] Съемки проходили по самым высоким техническим стандартам того времени и быстро превысили бюджет; К моменту завершения он стоил 500 000 фунтов стерлингов. [79] Аттенборо изменил график своего вещания, чтобы распределить расходы. [80]

У ученых и академиков были свои понятные придирки, но для широкой публики сериал стал чем-то вроде откровения. Экспонаты художественных музеев как в Англии, так и в США сообщали о приросте посетителей после каждого эпизода.

Житель Нью-Йорка о цивилизации [81]

И тогда, и позже поступали жалобы на то, что, сосредоточив внимание на традиционном выборе великих художников на протяжении веков (всех мужчин), Кларк пренебрег женщинами. [82] и представил «сагу о благородных именах и возвышенных объектах, не обращая особого внимания на формирующие силы экономики или практической политики». [70] Его образ действий был назван «подходом великого человека». [82] и он описал себя на экране как поклонника героев и застрявшего в грязи. [83] Он отметил, что в его мировоззрении нет «ничего поразительного, ничего оригинального, ничего такого, что не могло быть написано обычным безобидным буржуа конца девятнадцатого века»: [84]

Я придерживаюсь ряда убеждений, которые были отвергнуты самыми живыми умами нашего времени. Я считаю, что порядок лучше хаоса, созидание лучше разрушения. Я предпочитаю мягкость насилию, прощение вендетте. В целом я считаю, что знание предпочтительнее незнания, и уверен, что человеческое сочувствие ценнее идеологии. [83]

Фрагмент книги Афинская Рафаэля « школа» , воспроизведенный на обложке книги и DVD-версии « Цивилизации».

Телеведущий Хью Велдон считал, что «Цивилизация» - это «действительно великий сериал, крупная работа… первая выдающаяся работа, предпринятая и реализованная на телевидении». [85] Среди критиков, в том числе некоторых, не симпатизировавших выбору Кларка, было широко распространено мнение, что съемки устанавливают новые стандарты. [№ 11] «Цивилизация» привлек беспрецедентное количество зрителей: 2,5 миллиона зрителей в Великобритании и 5 миллионов в США. Сериал о высоком искусстве [77] Сопровождающая книга Кларка никогда не выходила из печати, и BBC продолжала продавать тысячи копий DVD-диска « Цивилизация» каждый год. [88] В 2016 году The New Yorker повторил слова Джона Бетджемана , назвав Кларка «человеком, который сделал лучший телевизор, который вы когда-либо видели». [81]

Британский институт кино отмечает, как «Цивилизация» изменила форму культурного телевидения, установив стандарт для более поздних документальных сериалов, от Аластера Кука » «Америки (1972) и Джейкоба Броновски » «Восхождения человека (1973) до наших дней. [70]

Более поздние годы: 1970–1983 гг.

[ редактировать ]

Кларк снял серию из шести программ для ITV. Они получили общее название «Пионеры современной живописи » и были поставлены его сыном Колином. Они были показаны в ноябре и декабре 1971 года с программой о Мане , Сезанна, Моне, Сёра , Руссо и Мунк . Хотя их показывали по коммерческому телевидению, во время каждой программы не было рекламных пауз. [89] С помощью гранта Национального фонда гуманитарных наук Национальная галерея искусств в Вашингтоне приобрела копии этой серии и распространила их по колледжам и университетам по всей территории США. [90] В 1973 году он снял фильм «Романтическое искусство против классического искусства» для ITV. [91]

В 1976 году Кларк вернулся на BBC, представив пять программ о Рембрандте. [92] В сериале, снятом Колином Кларком, рассмотрены различные аспекты творчества художника, от его автопортретов до библейских сцен. Национальная галерея отмечает об этой серии: «Эти лекции по истории искусства представляют собой авторитетное исследование Рембрандта и включают примеры его работ из более чем пятидесяти музеев». [93]

Кларк был ректором с Йоркского университета 1967 по 1978 год и попечителем Британского музея . [2] За последние десять лет он написал тринадцать книг. Помимо некоторых материалов, взятых из его исследований для лекций и телесериалов, было выпущено два тома мемуаров: «Другая часть леса» (1974) и «Другая половина» (1977). На протяжении всей своей жизни он был известен своим непроницаемым фасадом и загадочным характером, которые нашли отражение в двух автобиографических книгах: Пайпер описывает их как «элегантно и тонко отполированных, временами очень трогательных, часто очень забавных, [но] несколько отстраненных, как будто о кто-то другой». [2]

В последние годы жизни Кларк страдал атеросклерозом . Он умер в возрасте семидесяти девяти лет в доме престарелых в Хайте , Кент, после падения. [94]

Семья и личная жизнь

[ редактировать ]

В 1927 году Кларк женился на своей сокурснице Элизабет Уинифред Мартин, известной как «Джейн» (1902–1976), дочери Роберта Макгрегора Мартина, дублинского бизнесмена, и его жены Эмили Уинифред Диксон . У пары было трое детей: Алан в 1928 году и близнецы Колетт (известная как Селли, произносится как «Келли») и Колин в 1932 году. [2]

Вне своих служебных обязанностей Кларк наслаждался тем, что он назвал «Великим Кларковским бумом» 1930-х годов. Он и его жена жили и развлекались в большом доме на Портленд-Плейс . По словам Пайпер, «Кларки в совместном союзе стали звездами лондонского высшего общества, интеллигенции и моды, от Мейфэра до Виндзора». [2]

Брак Кларков был преданным, но бурным. Кларк был бабником, и хотя у Джейн были любовные связи, особенно с композитором Уильямом Уолтоном , она плохо относилась к некоторым внебрачным связям своего мужа. [95] Она страдала от сильных перепадов настроения, а затем от алкоголизма и инсульта. [96] Кларк продолжал твердо поддерживать свою жену во время ее упадка. [2] Отношения Кларков с тремя детьми иногда были трудными, особенно со старшим сыном Аланом. Его отец считал его фашистом по убеждениям, но также и самым способным членом семьи Кларков, «включая родителей»; [97] он стал членом парламента от консерваторов , младшим министром и знаменитым дневником. [98] Младший сын Колин стал кинорежиссером, который, помимо прочего, снимал своего отца в телесериалах 1970-х годов. [99] Дочь-близнец Колетт стала официальным членом и членом правления Королевского оперного театра ; она пережила своих родителей и братьев и стала ключевым источником официальной биографии своего отца Джеймса Стортона, опубликованной в 2016 году. [100]

Замок Солтвуд , Кент, купленный Кларком в 1953 году.

Во время войны Кларки жили в Капо-ди-Монте , коттедже в Хэмпстеде , а затем переехали в гораздо более крупный дом на Верхней Террасе неподалеку. [101] Они переехали в 1953 году, когда Кларк купил нормандский замок Солтвуд в Кенте, который стал семейным домом. [102] В более поздние годы он передал замок своему старшему сыну, переехав в специально построенный дом на территории. [103]

Джейн Кларк умерла в 1976 году. Ее смерть была ожидаема, но Кларк был опустошен. Некоторые из его подруг надеялись выйти за него замуж. Его ближайшей подругой на протяжении тридцати лет была фотограф Джанет Вудс , жена гравера Рейнольдса Стоуна ; [104] Как и дочь и сыновья Кларка, она была встревожена, когда он объявил о своем намерении жениться на Нолвен де Жанзе-Райс (1924–1989), дочери Фредерика и Алисы де Жанзе . [105] Семья считала, что Кларк действовал поспешно, женившись на ком-то, кого он не очень хорошо знал, но свадьба состоялась в ноябре 1977 года. [105] Кларк и его вторая жена оставались вместе до его смерти. [94]

Убеждения

[ редактировать ]

Родители Кларка придерживались либеральных взглядов, а социальные и политические взгляды Раскина повлияли на молодого Кларка. [106] Мэри Берд написала в статье в Guardian , что Кларк всю жизнь был избирателем Лейбористской партии . [82] Его религиозное мировоззрение было нетрадиционным, но он верил в божественное, отвергал атеизм и находил англиканскую церковь слишком светской в ​​своих взглядах. [107] [№ 12] Незадолго до смерти он был принят в Римско-католическую церковь . [108] [109]

Почести и наследие

[ редактировать ]

Награды и мемориалы

[ редактировать ]

Государственные и другие награды, полученные Кларком, включали кавалера Ордена Бани в 1938 году; Член Британской академии , 1949 год; Кавалер ордена «Кавалеры Почёта» , 1959; Пожизненный пэр , 1969; [№ 13] Товарищ по литературе , 1974; и кавалер Ордена «За заслуги» в 1976 году. Зарубежные награды включали кавалера Почетного легиона Франции; Кавалер Ордена Льва Финляндии ; и Орден «За заслуги» Австрии. [111]

Кларк был избран членом или почетным членом Художественного совета национальных музеев Франции; Американская академия искусств и наук ; Американский институт архитекторов . Шведская академия ; Испанская академия ; Флорентийская академия ; академия Французская ; и Институт Франции . [111] Ему были присвоены почетные степени университетов Бата , Кембриджа , Глазго , Ливерпуля , Лондона , Оксфорда , Шеффилда , Уорика , Йорка в США , а также в университетах Колумбии и Брауна . [111] Он был почетным членом Королевского института британских архитекторов и Королевского колледжа искусств . [111] Среди других наград и наград - медаль Серены Британской академии (за итальянские исследования); Золотая медаль и Почетная грамота Нью-Йоркского университета ; США и медаль Национальной галереи искусств . [111] Старая школа Кларка, Винчестерский колледж, проводит ежегодный конкурс выступлений по истории искусства на премию Кеннета Кларка. Победитель конкурса награждается золотой медалью Лорда Кларка, созданной коллегой из Старого Уикхэма , Энтони Смитом . [112] В Институте Курто в Лондоне лекционный зал назван в честь Кларка. [113]

Репутация

[ редактировать ]

В 2014 году галерея Тейт провела выставку «Кеннет Кларк: в поисках цивилизации», подчеркнув влияние Кларка «как одной из самых влиятельных фигур в британском искусстве двадцатого века». Выставка, основанная на работах из личной коллекции Кларка и многих других источников, исследовала его роль как «мецената и коллекционера, историка искусства, государственного служащего и телеведущего… доносящего искусство двадцатого века до более популярной аудитории». [114] BBC назвала его «возможно, самой влиятельной фигурой в британском искусстве ХХ века». [115]

Кларк знал, что его широко традиционный взгляд на искусство будет анафемой для марксистского элемента в художественном мире, и не удивился, когда в 1970-х годах на него напали более молодые критики, особенно Джон Бергер . [77] Репутация Кларка среди критиков XXI века выше благодаря его книгам и телесериалам, чем его последовательности как коллекционера. Во время празднования Кларка в галерее Тейт в 2014 году критик Ричард Дормент заметил, что как в публичном, так и в частном качестве Кларк совершил много хороших покупок, но также и много ошибок. Помимо сцен Андреа Превитали из «Эклогов» Тебальдео , Дормент перечисляет работы, ошибочно приписываемые Кларком Микеланджело, Понтормо , Эльсхаймеру и Клоду , а также Сёра и Коро, которые были подлинными, но плохими примерами работ художников. [16] Другие критики согласились с выводом, что наиболее продолжительными достижениями Кларка были как писатель и популяризатор.

Среди его книг есть «лучшее введение в искусство Леонардо да Винчи, когда-либо написанное». [16] Пайпер выделяет, помимо монографии Леонардо, «Пьеро делла Франческа» Кларка (1951), «Обнажённую» (1956, на основе его лекций в Меллоне в Вашингтоне в 1953 году) и «Рембрандт и итальянский ренессанс» (1966, из его лекций Райтсмана в Нью-Йорке). ). [2] Критик Джеки Вуллшлагер писал в 2014 году, что Кларк преуспел именно как писатель, а не как коллекционер: «не имеющий себе равных со времен Раскина по ясности ума, эрудиции и моральным убеждениям». [116] Джеймс Холл в The Guardian выразил аналогичную точку зрения, назвав Кларка «самым соблазнительным писателем об искусстве со времен Рескина и Патера … Сегодня, когда большинство историков искусства пишут так же безрадостно, как юристы и бухгалтеры, такой воодушевление крайне необходимо». [117]

Книги Кларка

[ редактировать ]
Источник: Кто есть кто . [111]

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Кларк отметил в своих мемуарах, что место его рождения позже стало местом расположения американского посольства. [1]
  2. Некоторые считают, что Кларк-старший был источником вдохновения для написания популярной песни «Человек, который разбил банк в Монте-Карло» . [5]
  3. Биограф Кларка Джеймс Стоуртон пишет: «Его долг перед Раскином никогда нельзя переоценить в достаточной степени, и он повлиял на многие из его интересов: готическое возрождение, Дж. М. У. Тернер, социализм и веру в то, что художественная критика может быть отраслью литературы. Но выше В общем, Раскин научил Кларка, что искусство и красота являются правом каждого человека по рождению, и он привнес это послание в двадцатый век. [15]
  4. В Национальной галерее Кларк собрал коллекцию из около 2000 картин: королевская коллекция насчитывала 7000. [33]
  5. В поздравительном письме с назначением на пост директора Ванесса Белл и Дункан Грант выразили надежду, что он уберет стекло с каждой картины в галерее. [39]
  6. Отношения между Кларком и его подчиненными были напряженными в течение нескольких лет: двое из его высокопоставленных чиновников, Гарольд Кей и Мартин Дэвис , чувствовали, что их автономия подрывается тем, что они считали диктаторским стилем управления Кларка. [45]
  7. В 1961 году, когда назначение было назначено на годовой срок, Кларк снова стал профессором Слэйда в Оксфорде. [2]
  8. ^ Стоуртон перечисляет Британский комитет по сохранению и реституции произведений искусства; управляющий совет Батского института искусств; руководящий орган Курто; Совет Фестиваля Британии ; и Королевская комиссия изящных искусств . [60]
  9. Кларк вспоминает, как его освистали в его лондонском клубе Athenaeum после объявления о назначении, хотя в достоверности его воспоминаний по этому поводу были высказаны некоторые сомнения. [2]
  10. В книге, взятой из серии, Кларк написал: «Я не предполагал, что кто-то окажется настолько тупым, чтобы подумать, что я забыл о великих цивилизациях дохристианской эпохи и Востока. Однако я признаю название беспокоило меня. Это было бы легко в восемнадцатом веке: размышления о природе цивилизации, проиллюстрированные фазами цивилизованной жизни в Западной Европе от темных веков до наших дней . К сожалению, это больше не осуществимо». [76]
  11. Критики по обе стороны Атлантики, в том числе Пол Б. Харви в США и Мэри Берд в Великобритании, охарактеризовали сериал как «потрясающий визуально». [82] [86] В 2011 году Джонатан Джонс написал в «Страже цивилизации » «чистую визуальную красоту… операторскую работу и режиссуру… подъем к поэзии кино». [87]
  12. Вдова Кларка сказала, что ее муж всегда обладал глубокой христианской чувствительностью и что всякий раз, когда он заходил в церковь в поисках произведений искусства, он сначала преклонял колени и молился. [108]
  13. ^ В роли барона Кларка Солтвудского в графстве Кент. [110]
  1. ^ Jump up to: а б с Кларк (1974), с. 1
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Пайпер, Дэвид. «Кларк, Кеннет Маккензи, барон Кларк (1903–1983)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004, получено 14 июня 2017 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
  3. ^ Стоуртон, с. 7
  4. ^ Секрет, с. 18
  5. ^ Секрет, с. 6
  6. ^ Кларк, (1974), с. 25
  7. ^ Секрет, с. 28
  8. ^ Коулман, Терри. «Лорд Кларк», The Guardian , 26 ноября 1977 г., стр. 9
  9. ^ «Некролог: Лорд Кларк», The Times , 23 мая 1983 г., стр. 16
  10. ^ Хотта-Листер, стр. 183–184
  11. ^ Стоуртон, с. 15
  12. ^ Торранс, с. 13; и «Поля битвы при Винчестере», Country Life , 6 апреля 1989 г., стр. 183
  13. ^ Секрет, с. 39; и Стоуртон, с. 25
  14. ^ Стоуртон, с. 22
  15. ^ Стоуртон, с. 5
  16. ^ Jump up to: а б с Дормент, Ричард. «Кеннет Кларк: В поисках цивилизации, обзор». Архивировано 14 января 2018 г. в Wayback Machine , The Telegraph , 19 мая 2014 г.
  17. ^ «Готическое настроение», The Observer , 24 февраля 1929 г., стр. 6
  18. ^ «Беренсон, Бернар». Архивировано 23 марта 2018 года в Wayback Machine , Словаре искусствоведов, получено 18 июня 2017 года.
  19. ^ [1] Архивировано 31 марта 2018 года в Wayback Machine «Кларк, сэр Кеннет Маккензи» [так в оригинале], Словарь искусствоведов, получено 18 июня 2017 года.
  20. ^ «Выставка итальянского искусства», The Times , 4 октября 1929 г., стр. 12
  21. ^ Стоуртон, с. 72
  22. ^ Стоуртон, стр. 80–81.
  23. ^ Кларк, (1974), с. 201
  24. ^ «Семестр открывается в Оксфорде», The Observer , 1 октября 1933 г., стр. 24
  25. ^ «Музей Эшмола: Лорд Галифакс открывает новую галерею», The Observer , 3 июня 1934 г., стр. 24
  26. ^ Харрисон, Колин. «Кеннет Кларк в Ashmolean», The Ashmolean , весна 2006 г., цитируется в Stourton, стр. 83
  27. ^ Гриндли, Дженнифер (4 марта 2021 г.). «Обеденный сервиз знаменитых женщин» . Чарльстон Траст . Проверено 24 февраля 2024 г.
  28. ^ Клифтон-Тейлор, Алек , преп. Розмари Митчелл. «Констебль, Уильям Джордж (1887–1976)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004, получено 18 июня 2017 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ( требуется ) ; и Стоуртон, стр. 89–90.
  29. ^ Станский, с. 189
  30. ^ Станский, стр. 189–190; и Стоуртон, с. 90
  31. ^ «Кеннет Кларк, лорд Кларк из Солтвуда» . Проверено 25 февраля 2024 г.
  32. ^ Камминг, с. 144
  33. ^ Стоуртон, с. 100
  34. ^ Стоуртон, стр. 1–2.
  35. ^ «Обозреватель королевских картин», The Times , 4 июля 1934 г., стр. 14
  36. ^ «Картины короля», The Times , 28 апреля 1945 г., стр. 4
  37. ^ Jump up to: а б с «Кеннет Кларк в 70 лет». Архивировано 27 февраля 2018 года в Wayback Machine , The Burlington Magazine , Vol. 115, № 844 (июль 1973 г.), стр. 415–416 (требуется подписка)
  38. Констебль, рабочая группа «Очистка и уход за картинами Национальной галереи» , Nature , 31 июля 1948 г.
  39. ^ Стоуртон, стр. 90–91.
  40. ^ «Кратко о новостях», The Times , 17 апреля 1936 г., стр. 10; и 30 апреля 1937 г., с. 13
  41. ^ Jump up to: а б В ролях, Дэвид. «Кларк, Кеннет» , Grove Art Online, Oxford University Press, получено 18 июня 2017 г. (требуется подписка)
  42. ^ Кларк, Кеннет «Будущее живописи», The Listener , 2 октября 1935 г., стр. 543–545.
  43. Watson FJB «Кеннет Кларк (1903–1983)». Архивировано 27 февраля 2018 года в Wayback Machine , The Burlington Magazine , Vol. 125, № 968 (ноябрь 1983 г.), стр. 690–691 (требуется подписка)
  44. ^ Jump up to: а б с д «Сцены из эклогов Тебальдео». Архивировано 7 апреля 2013 года в Wayback Machine , Национальная галерея, получено 18 июня 2017 года.
  45. ^ Конлин, с. 158
  46. ^ Jump up to: а б «Галерея в военное время». Архивировано 5 февраля 2018 года в Wayback Machine , Национальная галерея, получено 18 июня 2017 года.
  47. ^ Стоуртон, стр. 178–179 и 184.
  48. ^ Фосс, стр. 196–201.
  49. ^ Фосс, с. 202
  50. ^ «Концерты Майры Хесс: Как начались концерты (1)». Архивировано 30 марта 2017 года в Wayback Machine , Национальная галерея, получено 18 июня 2017 года.
  51. ^ «Концерты Майры Хесс: Как начались концерты (2)». Архивировано 5 февраля 2018 года в Wayback Machine , Национальная галерея, получено 18 июня 2017 года.
  52. ^ Фергюсон, Ховард. "Dame Myra Hess". Архивировано 27 февраля 2018 года в Wayback Machine , The Musical Times , Vol. 107, № 1475 (январь 1966 г.), с. 59 (требуется подписка)
  53. «Концерты Майры Хесс: Музыка». Архивировано 5 февраля 2018 года в Wayback Machine , Национальная галерея, получено 18 июня 2017 года.
  54. ^ «Картина месяца». Архивировано 30 июня 2017 года в Wayback Machine , Национальная галерея, получено 27 февраля 2018 года.
  55. «Телега с сеном». Архивировано 5 февраля 2018 г. в Wayback Machine , «Леон Баттиста Альберт о живописи». Архивировано 5 февраля 2018 г. в Wayback Machine , и «Флорентийские картины». Архивировано 5 февраля 2018 г. в Wayback Machine , WorldCat, получено 18 июня. 2017 год
  56. ^ «Назначение сэра Кеннета Кларка», The Times , 25 июля 1946 г., стр. 4
  57. «Профессор изящных искусств Слейда». Архивировано 25 апреля 2013 года в Wayback Machine , Оксфордский университет, получено 21 июня 2017 года.
  58. ^ Jump up to: а б Стоуртон, стр. 224–225.
  59. ^ Ротенштейн, с. 48
  60. ^ Стоуртон, с. 253
  61. ^ Стоуртон, стр. 234–235.
  62. ^ «Сэр Кеннет Кларк», The Manchester Guardian , 24 июня 1945 г., стр. 4; и «Совет по делам искусств», Manchester Guardian , 29 августа 1946 г., стр. 4
  63. ^ Стоуртон, с. 270
  64. ^ Секрет, с. 196
  65. ^ Jump up to: а б «Кеннет Кларк». Архивировано 5 февраля 2018 года на Wayback Machine , BBC Genome, получено 18 июня 2017 года.
  66. ^ Стоуртон, стр. 279–280.
  67. ^ «Сэр Кеннет Кларк», The Observer , 30 марта 1958 г., стр. 3
  68. ^ «В центре внимания скульптуры: музей в полночь», The Manchester Guardian , 18 марта 1958 г., стр. 7; и Стоуртон, стр. 282–283.
  69. ^ Jump up to: а б Стоуртон, стр. 284–285.
  70. ^ Jump up to: а б с Вахимаги, Тисе. «Кларк, сэр Кеннет (1903–1983)». Архивировано 8 ноября 2012 года в Wayback Machine , Британский институт кино, получено 22 июня 2017 года.
  71. ^ Jump up to: а б Стоуртон, стр. 288–289.
  72. ^ Григг, Джон. «За балконом», The Guardian , 29 декабря 1966 г., стр. 12
  73. ^ «Небольшое обучение - развлечение», The Times , 23 апреля 1966 г., стр. 7
  74. ^ Хирн, с. 7
  75. ^ Стоуртон, стр. 319–320.
  76. ^ Jump up to: а б Кларк, (1969), с. XVII
  77. ^ Jump up to: а б с Хирн, с. 16
  78. ^ Хирн, с. 11
  79. ^ Хирн, с. 14
  80. ^ Хирн, стр. 12.
  81. ^ Jump up to: а б Мейс, Морган. Кеннета Кларка «Соблазнительный энтузиазм цивилизации ». Архивировано 27 июля 2017 г. в Wayback Machine , The New Yorker , 21 декабря 2016 г.
  82. ^ Jump up to: а б с д Берд, Мэри , «Кеннет Кларк Джеймса Стоуртона: обзор». Архивировано 21 мая 2017 г. в Wayback Machine , The Guardian , 1 октября 2016 г.
  83. ^ Jump up to: а б Кларк, 1969, стр. 346–347.
  84. ^ Кларк, (1977), с. 222
  85. ^ Хирн, с. 15
  86. Харви, Пол Б. «Искусство быть цивилизованным». Архивировано 27 февраля 2018 г. в Wayback Machine , Archeology , Vol. 59, № 5 (сентябрь/октябрь 2006 г.), стр. 52–53. (требуется подписка)
  87. ^ Джонс, Джонатан. «Почему BBC права, возвращая нас к цивилизации». Архивировано 6 октября 2017 года в Wayback Machine , The Guardian , 24 января 2011 года.
  88. ^ Стоуртон, с. 452
  89. ^ "The Week's TV", The Observer , 7 июня 1971 г., стр. 26
  90. ^ «Национальная галерея искусств распространяет новую серию фильмов Кеннета Кларка о современной живописи». Архивировано 27 февраля 2018 года в Wayback Machine , Национальная галерея искусств, получено 27 июня 2017 года.
  91. ^ Сэр Кеннет на BFI Screenonline Кларк
  92. ^ Сэр Кеннет на BFI Screenonline Кларк
  93. ^ «Рембрандт: Лекции Кеннета Кларка». Архивировано 15 марта 2017 года в Национальной галерее Wayback Machine , получено 27 июня 2017 года.
  94. ^ Jump up to: а б Стоуртон, с. 398
  95. ^ Ллойд, с. 197
  96. ^ Секрет, с. 217
  97. ^ Стоуртон, стр. 205 и 237.
  98. ^ Юр, Джон «Кларк, Алан Кеннет (1928–1999)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004, получено 19 июня 2017 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
  99. «Некролог: Колин Кларк». Архивировано 20 апреля 2012 г. в Wayback Machine , The Telegraph , 19 декабря 2002 г.
  100. ^ Стоуртон, стр. 253 и 415.
  101. ^ Камминг, с. 256
  102. ^ Секрет, с. 190
  103. ^ Секрет, с. 235
  104. ^ «Критик, куратор, телеведущий и негодяй: человек, стоящий за эпическим документальным фильмом «Цивилизация»» , журнал America Magazine , 17 апреля 2017 г.
  105. ^ Jump up to: а б Стоуртон, стр. 388–390.
  106. ^ Секрет, с. 11; и Стоуртон, стр. 5 и 10.
  107. ^ Стоуртон, стр. 304–305.
  108. ^ Jump up to: а б «Конверт Кларк», The Times , 15 октября 1983 г., стр. 8
  109. ^ «Поминальные службы: лорд Кларк, ОМ, СН», The Times , 14 октября 1983 г., стр. 14
  110. ^ «Баронство Соединенного Королевства - сэр Кеннет Маккензи Кларк» . Лондонская газета. 25 июля 1969 года.
  111. ^ Jump up to: а б с д и ж «Кларк, барон» , Who Was Who , онлайн-издание, Oxford University Press, 2014 г., получено 14 июня 2017 г. (требуется подписка)
  112. ^ «Приз Кеннета Кларка». Архивировано 31 октября 2016 года в Wayback Machine , и «Финал премии Кеннета Кларка». Архивировано 31 октября 2016 года в Wayback Machine , Винчестерский колледж, получено 30 октября 2016 года.
  113. ^ «Пространства для лекций и встреч». Архивировано 11 июня 2017 года в Wayback Machine , Институт Курто, получено 17 июня 2017 года.
  114. ^ «Кеннет Кларк – В поисках цивилизации». Архивировано 6 января 2017 года в Wayback Machine , Тейт, получено 27 июня 2917 года.
  115. ^ «BBC чествует сэра Кеннета Кларка и его культовый сериал «Цивилизация». Архивировано 10 мая 2017 года на Wayback Machine , BBC, получено 28 июня 2017 года.
  116. ^ Вуллшлагер, Джеки. «Вопрос вкуса», The Financial Times , 24 мая 2014 г., стр. 13
  117. ^ Холл, Джеймс. «Кеннет Кларк: высокомерный сноб или спаситель искусства?» Архивировано 29 марта 2017 г. в Wayback Machine , The Guardian , 16 мая 2014 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Кларк, Кеннет (1969). Цивилизация: личный взгляд . Лондон: BBC и Джон Мюррей. OCLC   879537495 .
  • Кларк, Кеннет (1974). Другая часть леса: Автопортрет . Лондон: Джон Мюррей. OCLC   855447282 .
  • Кларк, Кеннет (1977). Другая половина: Автопортрет . Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-0-7195-3432-4 .
  • Конлин, Джонатан (2006). Каминная доска нации: история Национальной галереи . Лондон: Афина Паллада. ISBN  978-1-84368-018-5 .
  • Камминг, Роберт (2015). Мой дорогой ББ...: Письма Бернарда Беренсона и Кеннета Кларка, 1925–1959 . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-20737-8 .
  • Фосс, Брайан (2007). Боевая раскраска: искусство, война, государство и идентичность в Великобритании, 1939–1945 гг . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-10890-3 .
  • Хирн, Маркус (2005). Цивилизация . Лондон: Би-би-си. OCLC   778343652 .
  • Хотта-Листа, Акайо (2013). Японско-британская выставка 1910 года . Оксфорд и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-1-315-07353-8 .
  • Ллойд, Стивен (2001). Уильям Уолтон: Муза огня . Вудбридж: Бойделл. ISBN  978-0-85115-803-7 .
  • Ротенштейн, Джон (1970). Воровской прогресс времени . Лондон: Касселл. ISBN  978-0-304-93578-9 .
  • Секрет, Мерил (1984). Кеннет Кларк: Биография . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN  978-0-297-78398-5 .
  • Станский, Питер (2003). Сассун . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-09547-0 .
  • Стоуртон, Джеймс (2016). Кеннет Кларк: Жизнь, искусство и цивилизация . Лондон: Коллинз. ISBN  978-0-00-749341-8 .
  • Торранс, Дэвид (2008). Джордж Янгер . Эдинбург: Берлин. ISBN  978-1-84158-686-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Шентон, Кэролайн (2021). Национальные сокровища: спасение национального искусства во Второй мировой войне . Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-1-529-38743-8 .
  • Стивенс, Крис; Стоннард, Джон-Пол (2014). Кеннет Кларк: В поисках цивилизации . Лондон: Тейт. ISBN  978-1-84976-260-1 .
[ редактировать ]
Культурные офисы
Предшественник Директор Национальной галереи
1934–1946
Преемник
Предшественник Председатель Совета искусств Великобритании
1953–1960
Преемник
Почетные звания
Предшественник Инспектор королевских картин
1934–1944
Преемник
Академические офисы
Предшественник Канцлер Йоркского университета
1967–1978
Преемник
Медиа-офисы
Предшественник
Новый офис
Председатель Независимого телевизионного управления
1954–1957
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dfb1b712e776bf69996543597ef96303__1721831580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/03/dfb1b712e776bf69996543597ef96303.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kenneth Clark - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)