Кеннет Кларк
Лорд Кларк | |
---|---|
Рожденный | Кеннет Маккензи Кларк 13 июля 1903 г. Мейфэр , Лондон, Англия |
Умер | 21 мая 1983 г. | (79 лет)
Альма-матер | Тринити-колледж, Оксфорд |
Занятия |
|
Супруги |
|
Дети | Алан , Колетт и Колин |
Кеннет Маккензи Кларк, барон Кларк OM CH KCB FBA (13 июля 1903 — 21 мая 1983) — британский историк искусства, директор музея и телеведущий. После управления двумя важными художественными галереями в 1930-х и 1940-х годах он привлек более широкое внимание общественности на телевидении, представив ряд программ об искусстве с 1950-х по 1970-е годы, самой крупной и известной из которых стал сериал «Цивилизация » 1969 года.
Сын богатых родителей, Кларк познакомился с искусством в раннем возрасте. Среди его ранних источников влияния были сочинения Джона Раскина , которые вселили в него веру в то, что каждый должен иметь доступ к великому искусству. Попав под влияние знатока и торговца Бернарда Беренсона , Кларк в возрасте двадцати семи лет был назначен директором Музея Ашмола в Оксфорде , а три года спустя ему поручили руководить Национальной галереей Великобритании . За двенадцать лет работы галерея преобразилась, сделав ее доступной и привлекательной для более широкой публики. Во время Второй мировой войны , когда коллекция была перевезена из Лондона на безопасное хранение, Кларк предоставил здание для проведения серии ежедневных концертов, которые оказались знаменитым средством повышения боевого духа во время Блица .
После войны и трех лет работы профессором изящных искусств Слейда в Оксфорде Кларк удивил многих, приняв пост председателя первой коммерческой телевизионной сети Великобритании. После успешного запуска службы он согласился писать и представлять программы об искусстве. Благодаря этому его имя стало нарицательным в Британии, и его попросили создать первый цветной сериал об искусстве « Цивилизация» , который впервые транслировался в 1969 году в Великобритании, а вскоре после этого и во многих других странах.
Среди множества наград Кларк был посвящен в рыцари в необычно молодом возрасте тридцати пяти лет, а три десятилетия спустя стал пожизненным пэром незадолго до первой передачи « Цивилизации» . Через три десятилетия после его смерти Кларк был прославлен на выставке в Тейт Британия в Лондоне, что побудило новое поколение критиков и историков переоценить его карьеру. Мнения по поводу его эстетических суждений, особенно в отношении приписывания картин старым мастерам, расходились, но его писательское мастерство и его энтузиазм в популяризации искусства получили широкое признание. И BBC , и галерея Тейт ретроспективно описали его как одну из самых влиятельных фигур в британском искусстве двадцатого века.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Кларк родился на Гросвенор-сквер , 32 в Лондоне. [n 1] единственный ребенок Кеннета Маккензи Кларка (1868–1932) и его жены (Маргарет) Алисы, дочери Джеймса Макартура из Манчестера. [2] Кларки были шотландской семьей, разбогатевшей на торговле текстилем. Прапрадед Кларка изобрел катушку для хлопка , и компания Clark Thread Company в Пейсли превратилась в солидный бизнес. [1] Кеннет Кларк-старший некоторое время проработал директором фирмы и вышел на пенсию, когда ему было около двадцати пяти лет, как член «праздных богачей», как позже выразился Кларк-младший: хотя «многие люди были богаче, среди бездельников могло быть мало людей». ". [1] [3] Кларки содержали загородные дома в Садборн-Холле, Саффолк, и в Арднамурчане , Аргайл, и зимовали на Французской Ривьере. [2] [4] Кеннет-старший был спортсменом, игроком, [n 2] эксцентрик и пьяница. [2] [6] У Кларка было мало общего со своим отцом, хотя он всегда любил его. Элис Кларк была застенчивой и отстраненной, но ее сын получил любовь от преданной няни. [7] Единственный ребенок, не особенно близкий со своими родителями, молодой Кларк провел детство, которое часто было одиноким, но в целом он был счастлив. Позже он вспоминал, что совершал длительные прогулки, разговаривая сам с собой, и эта привычка, по его мнению, сослужила ему хорошую службу в качестве ведущего: «Телевидение - это форма монолога». [8] В скромных масштабах Кларк-старший собирал картины, а молодому Кеннету разрешили переупорядочить коллекцию. У него развился талант к рисованию, за что он позже, будучи школьником, получил несколько призов. [9] Когда ему было семь лет, его привели на выставку японского искусства в Лондоне, которая оказала формирующее влияние на его художественные вкусы; он вспоминал: «Онемел от восторга, я чувствовал, что вошел в новый мир». [10] [11]
Кларк получил образование в школе Виксенфорд , а с 1917 по 1922 год — в Винчестерском колледже . Последний был известен своей интеллектуальной строгостью и, к ужасу Кларка, энтузиазмом к спорту, но он также поощрял своих учеников развивать интерес к искусству. [12] Директор школы Монтегю Рендалл был поклонником итальянской живописи и скульптуры и вдохновил Кларка, среди многих других, оценить работы Джотто , Боттичелли , Беллини и их соотечественников. [13] В школьной библиотеке хранилось собрание сочинений Джона Раскина , которые Кларк читал жадно и которые повлияли на него на всю оставшуюся жизнь не только в своих художественных суждениях, но и в их прогрессивных политических и социальных убеждениях. [14] [n 3]
В Винчестере Кларк получил стипендию в Тринити-колледже Оксфорда , где изучал современную историю. Окончил его в 1925 году с отличием второй степени. В Оксфордском национальном биографическом словаре сэр Дэвид Пайпер комментирует, что от Кларка ожидали получить первоклассную ученую степень, но он не посвятил себя целеустремленно своим историческим исследованиям: «его интересы уже окончательно обратились к изучению искусства. ". [2]
Во время учебы в Оксфорде на Кларка большое впечатление произвели лекции Роджера Фрая , влиятельного искусствоведа, устроившего первые выставки постимпрессионизма в Британии. Под влиянием Фрая он развил понимание современной французской живописи, особенно творчества Сезанна . [16] Кларк привлек внимание Чарльза Ф. Белла (1871–1966), хранителя отдела изящных искусств Эшмоловского музея . Белл стал для него наставником и предложил Кларку для своей диссертации B Litt написать о возрождении готики в архитектуре. В то время это была глубоко немодная тема; с девятнадцатого века не было опубликовано ни одного серьезного исследования. [17] Хотя основной областью исследований Кларка был Ренессанс , его восхищение Рёскином, самым выдающимся защитником неоготического стиля, привлекло его к этой теме. Он не завершил диссертацию, но позже превратил свои исследования в свою первую полноценную книгу «Готическое возрождение» (1928). [2] В 1925 году Белл познакомил Кларка с Бернардом Беренсоном , влиятельным исследователем итальянского Возрождения и консультантом крупных музеев и коллекционеров. Беренсон работал над пересмотром своей книги « Рисунки флорентийских художников» и пригласил Кларка помочь. Проект занял два года, совпав с учебой Кларка в Оксфорде. [18]
Ранняя карьера
[ редактировать ]В 1929 году в результате работы с Беренсоном Кларка попросили каталогизировать обширную коллекцию рисунков Леонардо да Винчи в Виндзорском замке . В том же году он был соорганизатором выставки итальянской живописи, которая открылась в Королевской академии 1 января 1930 года. Он и его соорганизатор лорд Бальниел приобрели шедевры, никогда ранее не встречавшиеся за пределами Италии, многие из которых были из частных коллекций. [19] Выставка охватила итальянское искусство «от Чимабуэ до Сегантини » – с середины тринадцатого до конца девятнадцатого века. [20] Она была встречена публикой и критиками и подняла авторитет Кларка, но он пожалел о пропагандистской ценности выставки итальянского диктатора Бенито Муссолини , который сыграл важную роль в обеспечении доступности стольких востребованных картин. [21] Несколько высокопоставленных деятелей британского мира искусства не одобрили выставку; Белл был среди них, но, тем не менее, он продолжал считать Кларка своим любимым преемником в Ашмоле. [22]
Кларк не был убежден, что его будущее связано с администрацией; ему нравилось писать, и он предпочел бы быть ученым, а не директором музея. [23] Тем не менее, когда Белл вышел на пенсию в 1931 году, Кларк согласился стать его преемником на посту хранителя отдела изящных искусств в Эшмолиане. В течение следующих двух лет Кларк руководил строительством пристройки к музею, чтобы обеспечить лучшее пространство для своего отдела. [24] Разработка стала возможной благодаря анонимному благотворителю, впоследствии выяснилось, что это сам Кларк. [25] Более поздний куратор музея написал, что Кларка запомнят за время, проведенное там, «когда с характерной для него смесью высокомерия и энергии он преобразил как коллекции, так и их экспозицию». [26]
В 1932 году Кларк и его жена Джейн без промедления заказали обеденный сервиз Ванессе Белл и Дункану Гранту «Знаменитый женский обеденный сервиз» . [27]
Национальная галерея
[ редактировать ]В 1933 году директору Национальной галереи в Лондоне сэру Огастесу Дэниэлу было шестьдесят семь лет, и он должен был выйти на пенсию в конце года. Его помощник директора, У. Г. Констебль , который должен был стать его преемником, в 1932 году перешел в новый Институт искусств Курто в качестве его директора. [28] Историк Питер Стански пишет, что за кулисами Национальная галерея «находилась в серьезном беспорядке; персонал и попечители находились в состоянии постоянной войны друг с другом». [29] Председатель попечительского совета лорд Ли убедил министра премьер - Рамзи Макдональда , что Кларк будет лучшим назначением, приемлемым для профессионального персонала и попечителей и способным восстановить гармонию. [30] Когда он получил предложение Макдональда на эту должность, Кларк не проявил энтузиазма. Он считал себя слишком молодым, ему было 30 лет, и он снова почувствовал разрыв между научной и административной карьерой. Он принял пост директора в январе 1934 года. [31] хотя, как он писал Беренсону, «между работой менеджером большого универмага мне придется поработать профессиональным развлечением для землевладельцев и чиновников». [32]
Примерно в то же время, когда он принял предложение Макдональда о посту директора, Кларк отклонил предложение от короля Георга V официальных лиц о замене К. Х. Коллинза Бейкера на посту инспектора King's Pictures . Он чувствовал, что не сможет отдать должное этой должности в сочетании со своими новыми обязанностями в галерее. [n 4] Король, полный решимости добиться успеха там, где его штаб потерпел неудачу, отправился с королевой Марией в Национальную галерею и убедил Кларка изменить свое решение. [34] О назначении было объявлено в The London Gazette в июле 1934 года; [35] Кларк занимал этот пост в течение следующих десяти лет. [36]
Кларк верил в то, что изобразительное искусство должно быть доступно каждому, и, работая в Национальной галерее, он разработал множество инициатив с этой целью. В редакционной статье журнала The Burlington Magazine говорится: «Кларк вложил всю свою проницательность и воображение, чтобы сделать Национальную галерею более приятным местом, где посетитель мог бы насладиться великолепной коллекцией европейских картин». [37] Он приказал перевесить комнаты и улучшить рамы; к 1935 году он добился установки лаборатории и ввел электрическое освещение, что впервые сделало возможным вечернее открытие. Программа очистки была начата, несмотря на спорадические замечания со стороны тех, кто в принципе выступал против очистки старых картин; [37] [38] Экспериментально с некоторых картин были сняты стекла. [37] [n 5] В течение нескольких лет он открывал галерею на два часа раньше обычного в день финала Кубка Англии для удобства людей, приезжающих в Лондон на матч. [40]
Кларк писал и читал лекции в течение десятилетия. Аннотированный каталог королевской коллекции рисунков Леонардо да Винчи, работу над которой он начал в 1929 году, был опубликован в 1935 году и получил весьма положительные отзывы; восемьдесят лет спустя Oxford Art Online назвал это «научным произведением, выводы которого выдержали испытание временем». [41] Другая публикация Кларка 1935 года оскорбила некоторых представителей авангарда: эссе, опубликованное в The Listener , «Будущее живописи», в котором он упрекнул сюрреалистов, с одной стороны, и художников-абстракционистов, с другой, в том, что они утверждают, что представляют будущее живописи. искусство. Он считал и то, и другое слишком элитарным и слишком специализированным - «конец периода застенчивости, инбридинга и истощения». Он утверждал, что хорошее искусство должно быть доступно каждому и должно быть укоренено в наблюдаемом мире. [42] В 1930-е годы Кларк был востребован как лектор, и он часто использовал свои исследования в своих выступлениях как основу своих книг. В 1936 году он прочитал лекции Райерсона в Йельском университете ; из них появилось его исследование Леонардо, опубликованное три года спустя; он тоже вызвал много похвал в то время и впоследствии. [41]
Журнал Burlington Magazine , оглядываясь назад на время работы Кларка в галерее, выделил среди работ, приобретенных под его руководством, семь панелей, образующих Алтарь Сан-Сеполькро Сассетты пятнадцатого века, четыре работы Джованни ди Паоло того же периода, Никколо дель Делл. « » Смерть Эвридики Абата из шестнадцатого века и Энгра « Мадам Муатсье» из девятнадцатого века. [43] Другими важными приобретениями, перечисленными Пайпер, были , » Рубенса «Водопой « Констебля » Замок Хэдли , » Рембрандта « Саския в образе Флоры и Пуссена « Поклонение золотому тельцу» . [2]
Одним из наименее успешных поступков Кларка как режиссера была покупка четырех картин начала шестнадцатого века, ныне известных как «Сцены из эклогов Тебальдео» . [44] Он увидел их в 1937 году у дилера в Вене. [44] и вопреки совету своих профессиональных сотрудников он убедил попечителей купить их. [2] Он считал, что это работы Джорджоне , чьи работы в то время были недостаточно представлены в галерее. Попечители санкционировали расходование 14 000 фунтов стерлингов государственных средств, и картины были выставлены в галерее с большой помпой. [44] Его сотрудники не признали авторство Джорджоне, и в течение года научные исследования установили, что картины принадлежат Андреа Превитали , одному из младших современников Джорджоне. [44] Британская пресса протестовала против растраты денег налогоплательщиков, репутации Кларка был нанесен серьезный удар, а его отношения с профессиональной командой, и без того непростые, еще больше обострились. [2] [№ 6]
военное время
[ редактировать ]Приближение войны с Германией в 1939 году заставило Кларка и его коллег задуматься о том, как защитить коллекцию Национальной галереи от бомбардировок. Было решено, что все произведения искусства должны быть вывезены из центра Лондона, где они были крайне уязвимы. Одно из предложений заключалось в том, чтобы отправить их на хранение в Канаду, но к этому времени началась война, и Кларк был обеспокоен возможностью нападения подводных лодок на корабли, перевозящие коллекцию через Атлантику; он не был недоволен, когда премьер-министр Уинстон Черчилль наложил вето на идею: «Спрячьте их в пещерах и подвалах, но ни одна картина не должна покинуть этот остров». [46] заброшенная сланцевая шахта недалеко от Бленау-Ффестиниога В качестве хранилища была выбрана на севере Уэльса. Для защиты картин были построены специальные отсеки для хранения, а в результате тщательного наблюдения за коллекцией были сделаны открытия о контроле температуры и влажности, которые пошли на пользу ее хранению и экспонированию, когда она вернулась в Лондон после войны. [46]
Имея пустую галерею, которую он мог возглавить, Кларк подумывал о добровольной работе в Королевском военно-морском добровольческом резерве , но по наущению лорда Ли был принят на работу в недавно сформированное Министерство информации , где ему было поручено отвечать за киноподразделение, а позже он был повышен в должности. быть контролером домашней рекламы. [47] Он создал Консультативный комитет военных художников и убедил правительство нанять в значительном количестве официальных военных художников . По инициативе Кларка было задействовано до двухсот человек. В число «официальных военных художников» входили Эдвард Ардиццоне , Пол и Джон Нэш , Мервин Пик , Джон Пайпер и Грэм Сазерленд . [48] Среди художников, нанятых по краткосрочным контрактам, были Джейкоб Эпштейн , Лора Найт , Л.С. Лоури , Генри Мур и Стэнли Спенсер . [49]
Хотя картины находились на хранении, во время войны Кларк держал Национальную галерею открытой для публики, устраивая знаменитую серию обеденных и вечерних концертов. Они вдохновили пианистку Майру Хесс , чью идею Кларк встретил с восторгом, как подходящий способ «снова использовать здание для его истинных целей — наслаждения красотой». [50] Предварительного бронирования не было, и зрители могли свободно есть свои бутерброды, а также заходить или выходить во время перерывов в представлении. [51] Концерты имели немедленный и огромный успех. The Musical Times прокомментировала: «Бесчисленное количество лондонцев и гостей Лондона, как гражданских лиц, так и военнослужащих, стали смотреть на концерты как на убежище здравомыслия в обезумевшем мире». [52] Перед общей аудиторией более 750 тысяч человек было дано 1698 концертов. [53] Кларк учредил дополнительную общественную привлекательность, представив ежемесячно представленную фотографию, которую привозили из хранилища и выставляли вместе с пояснительными материалами. Институт «картины месяца» сохранился и после войны, а с 2022 года действует и по сей день. [54]
В 1945 году, проконтролировав возвращение коллекций в Национальную галерею, Кларк ушел с поста директора, намереваясь посвятить себя писательству. В годы войны он мало публиковался. Для галереи он написал небольшой томик о «Теле с сеном » Констебля (1944); на основе лекции, которую он прочитал в 1944 году, он опубликовал краткий трактат на тему Леона Баттисты Альберти » « О живописи (1944). В следующем году он представил введение и примечания к тому, посвященному флорентийской живописи, в серии книг по искусству, опубликованных Фабером и Фабером . Все три публикации занимали менее восьмидесяти страниц. [55]
Послевоенный
[ редактировать ]В июле 1946 года Кларк был назначен профессором изящных искусств Слейда в Оксфорде сроком на три года. [56] Эта должность требовала от него ежегодно читать восемь публичных лекций по «Истории, теории и практике изящных искусств». [57] Первым профессором был Раскин; Кларк выбрал в качестве своей первой темы пребывание Раскина на этом посту. [58] Джеймс Стоуртон, уполномоченный биограф Кларка, считает, что это назначение было самым полезным для его предмета, когда-либо полученным, и отмечает, как в этот период Кларк зарекомендовал себя как самый востребованный лектор Великобритании и написал две из своих лучших книг « Пейзаж в искусстве». (1947) и Пьеро делла Франческа (1951). [58] [№ 7] К этому времени Кларк больше не стремился к чисто научной карьере, а видел свою роль в том, чтобы поделиться своими знаниями и опытом с широкой публикой. [59]
В этот период Кларк работал в многочисленных официальных комитетах. [n 8] и помог организовать в Париже революционную выставку работ своего друга и протеже Генри Мура. Он больше симпатизировал современной живописи и скульптуре, чем большей части современной архитектуры. Он восхищался Джайлсом Гилбертом Скоттом , Максвеллом Фраем , Фрэнком Ллойдом Райтом , Алваром Аалто и другими, но находил многие современные здания посредственными. [61] Кларк был одним из первых, кто пришел к выводу, что частное покровительство больше не может поддерживать искусство; во время войны он был видным членом финансируемого государством Совета по поощрению музыки и искусств. Когда в 1945 году он был преобразован в Совет по делам искусств Великобритании, его пригласили стать членом его исполнительного комитета и председателем комиссии по делам искусств. [62]
В 1953 году Кларк стал председателем Совета по делам искусств. Он занимал этот пост до 1960 года, но для него это был разочаровывающий опыт; он оказался главным образом номинальным главой. Более того, он был обеспокоен тем, что то, как совет финансировал искусство, могло нанести ущерб индивидуализму художников, которых он поддерживал. [2]
Вещание: администратор, 1954–1957 гг.
[ редактировать ]Через год после того, как он стал председателем Совета по делам искусств, Кларк удивил многих и шокировал некоторых, приняв пост председателя нового Управления независимого телевидения (ITA). Он был создан консервативным правительством, чтобы представить ITV , коммерческое телевидение, финансируемое за счет рекламы, в качестве конкурента Британской радиовещательной корпорации . Многие из тех, кто выступал против новой телекомпании, опасались вульгаризации в линиях американского телевидения. [63] и хотя назначение Кларка успокоило некоторых, другие сочли его принятие на этот пост предательством художественных и интеллектуальных стандартов. [64] [n 9]
Кларк был не новичком в радиовещании. Он часто появлялся в эфире с 1936 года, когда выступил по радио на выставке китайского искусства в Берлингтон-хаусе ; в следующем году он дебютировал на телевидении, представив флорентийские картины из Национальной галереи. [65] Во время войны он регулярно появлялся на радио BBC The Brains Trust . [65] Возглавляя новую ITA, он обычно воздерживался от эфира и сосредоточился на поддержании работы новой сети в ее трудные первые годы. К концу своего трехлетнего срока на посту председателя Кларк был признан успешным, но в частном порядке считал, что в сети слишком мало высококачественных программ. Лью Грейд , который в качестве председателя Associated Television (ATV) владел одной из франшиз ITV, был твердо убежден, что Кларк должен создавать собственные программы по искусству, и как только Кларк ушел с поста председателя в 1957 году, он принял приглашение Грейда. Стоуртон комментирует: «Это было настоящее начало, пожалуй, его самой успешной карьеры - ведущего искусств на телевидении». [66]
Вещание: ITV, 1957–1966 гг.
[ редактировать ]Первый сериал Кларка для ATV « Необходимо ли искусство?» , началось в 1958 году. [67] И он, и телевидение находили свой путь, и программы в сериале варьировались от жестких и студийных до фильма, в котором Кларк и Генри Мур совершали поездку по Британскому музею по ночам, освещая экспонаты фонариками. [68] Когда в 1959 году сериал подошел к концу, Кларк и продюсерская группа пересмотрели и усовершенствовали свои методы для следующего сериала « Пять революционных художников» , который привлек значительную аудиторию. [69] Британский институт кино отмечает:
С телекамерой, прогуливающейся среди картин ( Гойи , Брейгеля , Караваджо , Ван Гога и Рембрандта ) и вежливым, уверенным в себе Кларком, передающим свои огромные знания на исключительно ясном английском языке, зритель познавал суть того, что художник видел в своих картинах. творение (непростая задача в эпоху черно-белого телевидения). [70]
К тому времени, когда в 1960 году он представил программу о Пикассо , Кларк еще больше отточил свои презентационные навыки и производил впечатление расслабленного и авторитетного человека. [69] Затем последовали две серии об архитектуре, кульминацией которых стала программа под названием «Королевские дворцы Британии» в 1966 году, совместное предприятие ITV и BBC, описанное как «безусловно самая важная программа наследия, показываемая на британском телевидении на сегодняшний день». [71] The Guardian описала Кларка как «идеального человека для этой работы — ученого, вежливого и слегка ироничного». [72] «Королевские дворцы» , в отличие от своих предшественников, были сняты на 35-миллиметровую цветную пленку, но передача по-прежнему была черно-белой, что раздражало Кларка. К тому времени BBC планировала вести цветное вещание, и его возобновление контактов с корпорацией по поводу этого фильма проложило путь к его возможному возвращению к ее расписанию. [71] Тем временем он оставался на ITV в сериале 1966 года « Три лица Франции» , в котором представлены работы Курбе , Мане и Дега . [73]
Цивилизация , 1966–1969 гг.
[ редактировать ]Я не имел ясного представления о том, что означает «цивилизация», но считал, что она предпочтительнее варварства, и считал, что сейчас самое время сказать это.
Кларк о происхождении цивилизации [74]
Дэвид Аттенборо , контролер нового второго телеканала BBC, BBC2 , отвечал за внедрение цветного вещания в Великобритании. Он задумал серию о великих картинах как знаменосца цветного телевидения и не сомневался, что Кларк станет для нее лучшим ведущим. [75] Кларка это предложение привлекло, но он сначала отказался брать на себя обязательства. Позже он вспоминал, что в необходимости принять участие его убедило использование Аттенборо слова «цивилизация», чтобы подвести итог тому, о чем будет сериал. [76]
Серия состояла из тринадцати программ продолжительностью по пятьдесят минут каждая, написанных и представленных Кларком, охватывающих западноевропейскую цивилизацию с конца Темных веков до начала двадцатого века. Поскольку рассматриваемая цивилизация исключала греко-римскую, азиатскую и другие исторически важные культуры, было выбрано название, отказывающееся от полноты: «Цивилизация: личный взгляд» Кеннета Кларка . [№ 10] Хотя в нем основное внимание уделялось изобразительному искусству и архитектуре, в нем были значительные разделы, посвященные драме, литературе, философии и общественно-политическим движениям. Кларк хотел включить больше информации о праве и философии, но «я не мог придумать, как сделать их визуально интересными». [77]
После первоначальной взаимной антипатии Кларк и его главный директор Майкл Гилл установили благоприятные рабочие отношения. Они и их продюсерская группа провели три года, начиная с 1966 года, снимая фильм в ста семнадцати местах в тринадцати странах. [78] Съемки проходили по самым высоким техническим стандартам того времени и быстро превысили бюджет; К моменту завершения он стоил 500 000 фунтов стерлингов. [79] Аттенборо изменил график своего вещания, чтобы распределить расходы. [80]
У ученых и академиков были свои понятные придирки, но для широкой публики сериал стал чем-то вроде откровения. Экспонаты художественных музеев как в Англии, так и в США сообщали о приросте посетителей после каждого эпизода.
Житель Нью-Йорка о цивилизации [81]
И тогда, и позже поступали жалобы на то, что, сосредоточив внимание на традиционном выборе великих художников на протяжении веков (всех мужчин), Кларк пренебрег женщинами. [82] и представил «сагу о благородных именах и возвышенных объектах, не обращая особого внимания на формирующие силы экономики или практической политики». [70] Его образ действий был назван «подходом великого человека». [82] и он описал себя на экране как поклонника героев и застрявшего в грязи. [83] Он отметил, что в его мировоззрении нет «ничего поразительного, ничего оригинального, ничего такого, что не могло быть написано обычным безобидным буржуа конца девятнадцатого века»: [84]
Я придерживаюсь ряда убеждений, которые были отвергнуты самыми живыми умами нашего времени. Я считаю, что порядок лучше хаоса, созидание лучше разрушения. Я предпочитаю мягкость насилию, прощение вендетте. В целом я считаю, что знание предпочтительнее незнания, и уверен, что человеческое сочувствие ценнее идеологии. [83]
Телеведущий Хью Велдон считал, что «Цивилизация» - это «действительно великий сериал, крупная работа… первая выдающаяся работа, предпринятая и реализованная на телевидении». [85] Среди критиков, в том числе некоторых, не симпатизировавших выбору Кларка, было широко распространено мнение, что съемки устанавливают новые стандарты. [№ 11] «Цивилизация» привлек беспрецедентное количество зрителей: 2,5 миллиона зрителей в Великобритании и 5 миллионов в США. Сериал о высоком искусстве [77] Сопровождающая книга Кларка никогда не выходила из печати, и BBC продолжала продавать тысячи копий DVD-диска « Цивилизация» каждый год. [88] В 2016 году The New Yorker повторил слова Джона Бетджемана , назвав Кларка «человеком, который сделал лучший телевизор, который вы когда-либо видели». [81]
Британский институт кино отмечает, как «Цивилизация» изменила форму культурного телевидения, установив стандарт для более поздних документальных сериалов, от Аластера Кука » «Америки (1972) и Джейкоба Броновски » «Восхождения человека (1973) до наших дней. [70]
Более поздние годы: 1970–1983 гг.
[ редактировать ]Кларк снял серию из шести программ для ITV. Они получили общее название «Пионеры современной живописи » и были поставлены его сыном Колином. Они были показаны в ноябре и декабре 1971 года с программой о Мане , Сезанна, Моне, Сёра , Руссо и Мунк . Хотя их показывали по коммерческому телевидению, во время каждой программы не было рекламных пауз. [89] С помощью гранта Национального фонда гуманитарных наук Национальная галерея искусств в Вашингтоне приобрела копии этой серии и распространила их по колледжам и университетам по всей территории США. [90] В 1973 году он снял фильм «Романтическое искусство против классического искусства» для ITV. [91]
В 1976 году Кларк вернулся на BBC, представив пять программ о Рембрандте. [92] В сериале, снятом Колином Кларком, рассмотрены различные аспекты творчества художника, от его автопортретов до библейских сцен. Национальная галерея отмечает об этой серии: «Эти лекции по истории искусства представляют собой авторитетное исследование Рембрандта и включают примеры его работ из более чем пятидесяти музеев». [93]
Кларк был ректором с Йоркского университета 1967 по 1978 год и попечителем Британского музея . [2] За последние десять лет он написал тринадцать книг. Помимо некоторых материалов, взятых из его исследований для лекций и телесериалов, было выпущено два тома мемуаров: «Другая часть леса» (1974) и «Другая половина» (1977). На протяжении всей своей жизни он был известен своим непроницаемым фасадом и загадочным характером, которые нашли отражение в двух автобиографических книгах: Пайпер описывает их как «элегантно и тонко отполированных, временами очень трогательных, часто очень забавных, [но] несколько отстраненных, как будто о кто-то другой». [2]
В последние годы жизни Кларк страдал атеросклерозом . Он умер в возрасте семидесяти девяти лет в доме престарелых в Хайте , Кент, после падения. [94]
Семья и личная жизнь
[ редактировать ]В 1927 году Кларк женился на своей сокурснице Элизабет Уинифред Мартин, известной как «Джейн» (1902–1976), дочери Роберта Макгрегора Мартина, дублинского бизнесмена, и его жены Эмили Уинифред Диксон . У пары было трое детей: Алан в 1928 году и близнецы Колетт (известная как Селли, произносится как «Келли») и Колин в 1932 году. [2]
Вне своих служебных обязанностей Кларк наслаждался тем, что он назвал «Великим Кларковским бумом» 1930-х годов. Он и его жена жили и развлекались в большом доме на Портленд-Плейс . По словам Пайпер, «Кларки в совместном союзе стали звездами лондонского высшего общества, интеллигенции и моды, от Мейфэра до Виндзора». [2]
Брак Кларков был преданным, но бурным. Кларк был бабником, и хотя у Джейн были любовные связи, особенно с композитором Уильямом Уолтоном , она плохо относилась к некоторым внебрачным связям своего мужа. [95] Она страдала от сильных перепадов настроения, а затем от алкоголизма и инсульта. [96] Кларк продолжал твердо поддерживать свою жену во время ее упадка. [2] Отношения Кларков с тремя детьми иногда были трудными, особенно со старшим сыном Аланом. Его отец считал его фашистом по убеждениям, но также и самым способным членом семьи Кларков, «включая родителей»; [97] он стал членом парламента от консерваторов , младшим министром и знаменитым дневником. [98] Младший сын Колин стал кинорежиссером, который, помимо прочего, снимал своего отца в телесериалах 1970-х годов. [99] Дочь-близнец Колетт стала официальным членом и членом правления Королевского оперного театра ; она пережила своих родителей и братьев и стала ключевым источником официальной биографии своего отца Джеймса Стортона, опубликованной в 2016 году. [100]
Во время войны Кларки жили в Капо-ди-Монте , коттедже в Хэмпстеде , а затем переехали в гораздо более крупный дом на Верхней Террасе неподалеку. [101] Они переехали в 1953 году, когда Кларк купил нормандский замок Солтвуд в Кенте, который стал семейным домом. [102] В более поздние годы он передал замок своему старшему сыну, переехав в специально построенный дом на территории. [103]
Джейн Кларк умерла в 1976 году. Ее смерть была ожидаема, но Кларк был опустошен. Некоторые из его подруг надеялись выйти за него замуж. Его ближайшей подругой на протяжении тридцати лет была фотограф Джанет Вудс , жена гравера Рейнольдса Стоуна ; [104] Как и дочь и сыновья Кларка, она была встревожена, когда он объявил о своем намерении жениться на Нолвен де Жанзе-Райс (1924–1989), дочери Фредерика и Алисы де Жанзе . [105] Семья считала, что Кларк действовал поспешно, женившись на ком-то, кого он не очень хорошо знал, но свадьба состоялась в ноябре 1977 года. [105] Кларк и его вторая жена оставались вместе до его смерти. [94]
Убеждения
[ редактировать ]Родители Кларка придерживались либеральных взглядов, а социальные и политические взгляды Раскина повлияли на молодого Кларка. [106] Мэри Берд написала в статье в Guardian , что Кларк всю жизнь был избирателем Лейбористской партии . [82] Его религиозное мировоззрение было нетрадиционным, но он верил в божественное, отвергал атеизм и находил англиканскую церковь слишком светской в своих взглядах. [107] [№ 12] Незадолго до смерти он был принят в Римско-католическую церковь . [108] [109]
Почести и наследие
[ редактировать ]Награды и мемориалы
[ редактировать ]Государственные и другие награды, полученные Кларком, включали кавалера Ордена Бани в 1938 году; Член Британской академии , 1949 год; Кавалер ордена «Кавалеры Почёта» , 1959; Пожизненный пэр , 1969; [№ 13] Товарищ по литературе , 1974; и кавалер Ордена «За заслуги» в 1976 году. Зарубежные награды включали кавалера Почетного легиона Франции; Кавалер Ордена Льва Финляндии ; и Орден «За заслуги» Австрии. [111]
Кларк был избран членом или почетным членом Художественного совета национальных музеев Франции; Американская академия искусств и наук ; Американский институт архитекторов . Шведская академия ; Испанская академия ; Флорентийская академия ; академия Французская ; и Институт Франции . [111] Ему были присвоены почетные степени университетов Бата , Кембриджа , Глазго , Ливерпуля , Лондона , Оксфорда , Шеффилда , Уорика , Йорка в США , а также в университетах Колумбии и Брауна . [111] Он был почетным членом Королевского института британских архитекторов и Королевского колледжа искусств . [111] Среди других наград и наград - медаль Серены Британской академии (за итальянские исследования); Золотая медаль и Почетная грамота Нью-Йоркского университета ; США и медаль Национальной галереи искусств . [111] Старая школа Кларка, Винчестерский колледж, проводит ежегодный конкурс выступлений по истории искусства на премию Кеннета Кларка. Победитель конкурса награждается золотой медалью Лорда Кларка, созданной коллегой из Старого Уикхэма , Энтони Смитом . [112] В Институте Курто в Лондоне лекционный зал назван в честь Кларка. [113]
Репутация
[ редактировать ]В 2014 году галерея Тейт провела выставку «Кеннет Кларк: в поисках цивилизации», подчеркнув влияние Кларка «как одной из самых влиятельных фигур в британском искусстве двадцатого века». Выставка, основанная на работах из личной коллекции Кларка и многих других источников, исследовала его роль как «мецената и коллекционера, историка искусства, государственного служащего и телеведущего… доносящего искусство двадцатого века до более популярной аудитории». [114] BBC назвала его «возможно, самой влиятельной фигурой в британском искусстве ХХ века». [115]
Кларк знал, что его широко традиционный взгляд на искусство будет анафемой для марксистского элемента в художественном мире, и не удивился, когда в 1970-х годах на него напали более молодые критики, особенно Джон Бергер . [77] Репутация Кларка среди критиков XXI века выше благодаря его книгам и телесериалам, чем его последовательности как коллекционера. Во время празднования Кларка в галерее Тейт в 2014 году критик Ричард Дормент заметил, что как в публичном, так и в частном качестве Кларк совершил много хороших покупок, но также и много ошибок. Помимо сцен Андреа Превитали из «Эклогов» Тебальдео , Дормент перечисляет работы, ошибочно приписываемые Кларком Микеланджело, Понтормо , Эльсхаймеру и Клоду , а также Сёра и Коро, которые были подлинными, но плохими примерами работ художников. [16] Другие критики согласились с выводом, что наиболее продолжительными достижениями Кларка были как писатель и популяризатор.
Среди его книг есть «лучшее введение в искусство Леонардо да Винчи, когда-либо написанное». [16] Пайпер выделяет, помимо монографии Леонардо, «Пьеро делла Франческа» Кларка (1951), «Обнажённую» (1956, на основе его лекций в Меллоне в Вашингтоне в 1953 году) и «Рембрандт и итальянский ренессанс» (1966, из его лекций Райтсмана в Нью-Йорке). ). [2] Критик Джеки Вуллшлагер писал в 2014 году, что Кларк преуспел именно как писатель, а не как коллекционер: «не имеющий себе равных со времен Раскина по ясности ума, эрудиции и моральным убеждениям». [116] Джеймс Холл в The Guardian выразил аналогичную точку зрения, назвав Кларка «самым соблазнительным писателем об искусстве со времен Рескина и Патера … Сегодня, когда большинство историков искусства пишут так же безрадостно, как юристы и бухгалтеры, такой воодушевление крайне необходимо». [117]
Книги Кларка
[ редактировать ]
|
|
- Источник: Кто есть кто . [111]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Кларк отметил в своих мемуарах, что место его рождения позже стало местом расположения американского посольства. [1]
- ↑ Некоторые считают, что Кларк-старший был источником вдохновения для написания популярной песни «Человек, который разбил банк в Монте-Карло» . [5]
- ↑ Биограф Кларка Джеймс Стоуртон пишет: «Его долг перед Раскином никогда нельзя переоценить в достаточной степени, и он повлиял на многие из его интересов: готическое возрождение, Дж. М. У. Тернер, социализм и веру в то, что художественная критика может быть отраслью литературы. Но выше В общем, Раскин научил Кларка, что искусство и красота являются правом каждого человека по рождению, и он привнес это послание в двадцатый век. [15]
- ↑ В Национальной галерее Кларк собрал коллекцию из около 2000 картин: королевская коллекция насчитывала 7000. [33]
- ↑ В поздравительном письме с назначением на пост директора Ванесса Белл и Дункан Грант выразили надежду, что он уберет стекло с каждой картины в галерее. [39]
- ↑ Отношения между Кларком и его подчиненными были напряженными в течение нескольких лет: двое из его высокопоставленных чиновников, Гарольд Кей и Мартин Дэвис , чувствовали, что их автономия подрывается тем, что они считали диктаторским стилем управления Кларка. [45]
- ↑ В 1961 году, когда назначение было назначено на годовой срок, Кларк снова стал профессором Слэйда в Оксфорде. [2]
- ^ Стоуртон перечисляет Британский комитет по сохранению и реституции произведений искусства; управляющий совет Батского института искусств; руководящий орган Курто; Совет Фестиваля Британии ; и Королевская комиссия изящных искусств . [60]
- ↑ Кларк вспоминает, как его освистали в его лондонском клубе Athenaeum после объявления о назначении, хотя в достоверности его воспоминаний по этому поводу были высказаны некоторые сомнения. [2]
- ↑ В книге, взятой из серии, Кларк написал: «Я не предполагал, что кто-то окажется настолько тупым, чтобы подумать, что я забыл о великих цивилизациях дохристианской эпохи и Востока. Однако я признаю название беспокоило меня. Это было бы легко в восемнадцатом веке: размышления о природе цивилизации, проиллюстрированные фазами цивилизованной жизни в Западной Европе от темных веков до наших дней . К сожалению, это больше не осуществимо». [76]
- ↑ Критики по обе стороны Атлантики, в том числе Пол Б. Харви в США и Мэри Берд в Великобритании, охарактеризовали сериал как «потрясающий визуально». [82] [86] В 2011 году Джонатан Джонс написал в «Страже цивилизации » «чистую визуальную красоту… операторскую работу и режиссуру… подъем к поэзии кино». [87]
- ↑ Вдова Кларка сказала, что ее муж всегда обладал глубокой христианской чувствительностью и что всякий раз, когда он заходил в церковь в поисках произведений искусства, он сначала преклонял колени и молился. [108]
- ^ В роли барона Кларка Солтвудского в графстве Кент. [110]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Кларк (1974), с. 1
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Пайпер, Дэвид. «Кларк, Кеннет Маккензи, барон Кларк (1903–1983)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004, получено 14 июня 2017 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ^ Стоуртон, с. 7
- ^ Секрет, с. 18
- ^ Секрет, с. 6
- ^ Кларк, (1974), с. 25
- ^ Секрет, с. 28
- ^ Коулман, Терри. «Лорд Кларк», The Guardian , 26 ноября 1977 г., стр. 9
- ^ «Некролог: Лорд Кларк», The Times , 23 мая 1983 г., стр. 16
- ^ Хотта-Листер, стр. 183–184
- ^ Стоуртон, с. 15
- ^ Торранс, с. 13; и «Поля битвы при Винчестере», Country Life , 6 апреля 1989 г., стр. 183
- ^ Секрет, с. 39; и Стоуртон, с. 25
- ^ Стоуртон, с. 22
- ^ Стоуртон, с. 5
- ^ Jump up to: а б с Дормент, Ричард. «Кеннет Кларк: В поисках цивилизации, обзор». Архивировано 14 января 2018 г. в Wayback Machine , The Telegraph , 19 мая 2014 г.
- ^ «Готическое настроение», The Observer , 24 февраля 1929 г., стр. 6
- ^ «Беренсон, Бернар». Архивировано 23 марта 2018 года в Wayback Machine , Словаре искусствоведов, получено 18 июня 2017 года.
- ^ [1] Архивировано 31 марта 2018 года в Wayback Machine «Кларк, сэр Кеннет Маккензи» [так в оригинале], Словарь искусствоведов, получено 18 июня 2017 года.
- ^ «Выставка итальянского искусства», The Times , 4 октября 1929 г., стр. 12
- ^ Стоуртон, с. 72
- ^ Стоуртон, стр. 80–81.
- ^ Кларк, (1974), с. 201
- ^ «Семестр открывается в Оксфорде», The Observer , 1 октября 1933 г., стр. 24
- ^ «Музей Эшмола: Лорд Галифакс открывает новую галерею», The Observer , 3 июня 1934 г., стр. 24
- ^ Харрисон, Колин. «Кеннет Кларк в Ashmolean», The Ashmolean , весна 2006 г., цитируется в Stourton, стр. 83
- ^ Гриндли, Дженнифер (4 марта 2021 г.). «Обеденный сервиз знаменитых женщин» . Чарльстон Траст . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Клифтон-Тейлор, Алек , преп. Розмари Митчелл. «Констебль, Уильям Джордж (1887–1976)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004, получено 18 июня 2017 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ( требуется ) ; и Стоуртон, стр. 89–90.
- ^ Станский, с. 189
- ^ Станский, стр. 189–190; и Стоуртон, с. 90
- ^ «Кеннет Кларк, лорд Кларк из Солтвуда» . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ Камминг, с. 144
- ^ Стоуртон, с. 100
- ^ Стоуртон, стр. 1–2.
- ^ «Обозреватель королевских картин», The Times , 4 июля 1934 г., стр. 14
- ^ «Картины короля», The Times , 28 апреля 1945 г., стр. 4
- ^ Jump up to: а б с «Кеннет Кларк в 70 лет». Архивировано 27 февраля 2018 года в Wayback Machine , The Burlington Magazine , Vol. 115, № 844 (июль 1973 г.), стр. 415–416 (требуется подписка)
- ↑ Констебль, рабочая группа «Очистка и уход за картинами Национальной галереи» , Nature , 31 июля 1948 г.
- ^ Стоуртон, стр. 90–91.
- ^ «Кратко о новостях», The Times , 17 апреля 1936 г., стр. 10; и 30 апреля 1937 г., с. 13
- ^ Jump up to: а б В ролях, Дэвид. «Кларк, Кеннет» , Grove Art Online, Oxford University Press, получено 18 июня 2017 г. (требуется подписка)
- ^ Кларк, Кеннет «Будущее живописи», The Listener , 2 октября 1935 г., стр. 543–545.
- ↑ Watson FJB «Кеннет Кларк (1903–1983)». Архивировано 27 февраля 2018 года в Wayback Machine , The Burlington Magazine , Vol. 125, № 968 (ноябрь 1983 г.), стр. 690–691 (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с д «Сцены из эклогов Тебальдео». Архивировано 7 апреля 2013 года в Wayback Machine , Национальная галерея, получено 18 июня 2017 года.
- ^ Конлин, с. 158
- ^ Jump up to: а б «Галерея в военное время». Архивировано 5 февраля 2018 года в Wayback Machine , Национальная галерея, получено 18 июня 2017 года.
- ^ Стоуртон, стр. 178–179 и 184.
- ^ Фосс, стр. 196–201.
- ^ Фосс, с. 202
- ^ «Концерты Майры Хесс: Как начались концерты (1)». Архивировано 30 марта 2017 года в Wayback Machine , Национальная галерея, получено 18 июня 2017 года.
- ^ «Концерты Майры Хесс: Как начались концерты (2)». Архивировано 5 февраля 2018 года в Wayback Machine , Национальная галерея, получено 18 июня 2017 года.
- ^ Фергюсон, Ховард. "Dame Myra Hess". Архивировано 27 февраля 2018 года в Wayback Machine , The Musical Times , Vol. 107, № 1475 (январь 1966 г.), с. 59 (требуется подписка)
- ↑ «Концерты Майры Хесс: Музыка». Архивировано 5 февраля 2018 года в Wayback Machine , Национальная галерея, получено 18 июня 2017 года.
- ^ «Картина месяца». Архивировано 30 июня 2017 года в Wayback Machine , Национальная галерея, получено 27 февраля 2018 года.
- ↑ «Телега с сеном». Архивировано 5 февраля 2018 г. в Wayback Machine , «Леон Баттиста Альберт о живописи». Архивировано 5 февраля 2018 г. в Wayback Machine , и «Флорентийские картины». Архивировано 5 февраля 2018 г. в Wayback Machine , WorldCat, получено 18 июня. 2017 год
- ^ «Назначение сэра Кеннета Кларка», The Times , 25 июля 1946 г., стр. 4
- ↑ «Профессор изящных искусств Слейда». Архивировано 25 апреля 2013 года в Wayback Machine , Оксфордский университет, получено 21 июня 2017 года.
- ^ Jump up to: а б Стоуртон, стр. 224–225.
- ^ Ротенштейн, с. 48
- ^ Стоуртон, с. 253
- ^ Стоуртон, стр. 234–235.
- ^ «Сэр Кеннет Кларк», The Manchester Guardian , 24 июня 1945 г., стр. 4; и «Совет по делам искусств», Manchester Guardian , 29 августа 1946 г., стр. 4
- ^ Стоуртон, с. 270
- ^ Секрет, с. 196
- ^ Jump up to: а б «Кеннет Кларк». Архивировано 5 февраля 2018 года на Wayback Machine , BBC Genome, получено 18 июня 2017 года.
- ^ Стоуртон, стр. 279–280.
- ^ «Сэр Кеннет Кларк», The Observer , 30 марта 1958 г., стр. 3
- ^ «В центре внимания скульптуры: музей в полночь», The Manchester Guardian , 18 марта 1958 г., стр. 7; и Стоуртон, стр. 282–283.
- ^ Jump up to: а б Стоуртон, стр. 284–285.
- ^ Jump up to: а б с Вахимаги, Тисе. «Кларк, сэр Кеннет (1903–1983)». Архивировано 8 ноября 2012 года в Wayback Machine , Британский институт кино, получено 22 июня 2017 года.
- ^ Jump up to: а б Стоуртон, стр. 288–289.
- ^ Григг, Джон. «За балконом», The Guardian , 29 декабря 1966 г., стр. 12
- ^ «Небольшое обучение - развлечение», The Times , 23 апреля 1966 г., стр. 7
- ^ Хирн, с. 7
- ^ Стоуртон, стр. 319–320.
- ^ Jump up to: а б Кларк, (1969), с. XVII
- ^ Jump up to: а б с Хирн, с. 16
- ^ Хирн, с. 11
- ^ Хирн, с. 14
- ^ Хирн, стр. 12.
- ^ Jump up to: а б Мейс, Морган. Кеннета Кларка «Соблазнительный энтузиазм цивилизации ». Архивировано 27 июля 2017 г. в Wayback Machine , The New Yorker , 21 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Берд, Мэри , «Кеннет Кларк Джеймса Стоуртона: обзор». Архивировано 21 мая 2017 г. в Wayback Machine , The Guardian , 1 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Кларк, 1969, стр. 346–347.
- ^ Кларк, (1977), с. 222
- ^ Хирн, с. 15
- ↑ Харви, Пол Б. «Искусство быть цивилизованным». Архивировано 27 февраля 2018 г. в Wayback Machine , Archeology , Vol. 59, № 5 (сентябрь/октябрь 2006 г.), стр. 52–53. (требуется подписка)
- ^ Джонс, Джонатан. «Почему BBC права, возвращая нас к цивилизации». Архивировано 6 октября 2017 года в Wayback Machine , The Guardian , 24 января 2011 года.
- ^ Стоуртон, с. 452
- ^ "The Week's TV", The Observer , 7 июня 1971 г., стр. 26
- ^ «Национальная галерея искусств распространяет новую серию фильмов Кеннета Кларка о современной живописи». Архивировано 27 февраля 2018 года в Wayback Machine , Национальная галерея искусств, получено 27 июня 2017 года.
- ^ Сэр Кеннет на BFI Screenonline Кларк
- ^ Сэр Кеннет на BFI Screenonline Кларк
- ^ «Рембрандт: Лекции Кеннета Кларка». Архивировано 15 марта 2017 года в Национальной галерее Wayback Machine , получено 27 июня 2017 года.
- ^ Jump up to: а б Стоуртон, с. 398
- ^ Ллойд, с. 197
- ^ Секрет, с. 217
- ^ Стоуртон, стр. 205 и 237.
- ^ Юр, Джон «Кларк, Алан Кеннет (1928–1999)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004, получено 19 июня 2017 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ↑ «Некролог: Колин Кларк». Архивировано 20 апреля 2012 г. в Wayback Machine , The Telegraph , 19 декабря 2002 г.
- ^ Стоуртон, стр. 253 и 415.
- ^ Камминг, с. 256
- ^ Секрет, с. 190
- ^ Секрет, с. 235
- ^ «Критик, куратор, телеведущий и негодяй: человек, стоящий за эпическим документальным фильмом «Цивилизация»» , журнал America Magazine , 17 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Стоуртон, стр. 388–390.
- ^ Секрет, с. 11; и Стоуртон, стр. 5 и 10.
- ^ Стоуртон, стр. 304–305.
- ^ Jump up to: а б «Конверт Кларк», The Times , 15 октября 1983 г., стр. 8
- ^ «Поминальные службы: лорд Кларк, ОМ, СН», The Times , 14 октября 1983 г., стр. 14
- ^ «Баронство Соединенного Королевства - сэр Кеннет Маккензи Кларк» . Лондонская газета. 25 июля 1969 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Кларк, барон» , Who Was Who , онлайн-издание, Oxford University Press, 2014 г., получено 14 июня 2017 г. (требуется подписка)
- ^ «Приз Кеннета Кларка». Архивировано 31 октября 2016 года в Wayback Machine , и «Финал премии Кеннета Кларка». Архивировано 31 октября 2016 года в Wayback Machine , Винчестерский колледж, получено 30 октября 2016 года.
- ^ «Пространства для лекций и встреч». Архивировано 11 июня 2017 года в Wayback Machine , Институт Курто, получено 17 июня 2017 года.
- ^ «Кеннет Кларк – В поисках цивилизации». Архивировано 6 января 2017 года в Wayback Machine , Тейт, получено 27 июня 2917 года.
- ^ «BBC чествует сэра Кеннета Кларка и его культовый сериал «Цивилизация». Архивировано 10 мая 2017 года на Wayback Machine , BBC, получено 28 июня 2017 года.
- ^ Вуллшлагер, Джеки. «Вопрос вкуса», The Financial Times , 24 мая 2014 г., стр. 13
- ^ Холл, Джеймс. «Кеннет Кларк: высокомерный сноб или спаситель искусства?» Архивировано 29 марта 2017 г. в Wayback Machine , The Guardian , 16 мая 2014 г.
Источники
[ редактировать ]- Кларк, Кеннет (1969). Цивилизация: личный взгляд . Лондон: BBC и Джон Мюррей. OCLC 879537495 .
- Кларк, Кеннет (1974). Другая часть леса: Автопортрет . Лондон: Джон Мюррей. OCLC 855447282 .
- Кларк, Кеннет (1977). Другая половина: Автопортрет . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-3432-4 .
- Конлин, Джонатан (2006). Каминная доска нации: история Национальной галереи . Лондон: Афина Паллада. ISBN 978-1-84368-018-5 .
- Камминг, Роберт (2015). Мой дорогой ББ...: Письма Бернарда Беренсона и Кеннета Кларка, 1925–1959 . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-20737-8 .
- Фосс, Брайан (2007). Боевая раскраска: искусство, война, государство и идентичность в Великобритании, 1939–1945 гг . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10890-3 .
- Хирн, Маркус (2005). Цивилизация . Лондон: Би-би-си. OCLC 778343652 .
- Хотта-Листа, Акайо (2013). Японско-британская выставка 1910 года . Оксфорд и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-315-07353-8 .
- Ллойд, Стивен (2001). Уильям Уолтон: Муза огня . Вудбридж: Бойделл. ISBN 978-0-85115-803-7 .
- Ротенштейн, Джон (1970). Воровской прогресс времени . Лондон: Касселл. ISBN 978-0-304-93578-9 .
- Секрет, Мерил (1984). Кеннет Кларк: Биография . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-297-78398-5 .
- Станский, Питер (2003). Сассун . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-09547-0 .
- Стоуртон, Джеймс (2016). Кеннет Кларк: Жизнь, искусство и цивилизация . Лондон: Коллинз. ISBN 978-0-00-749341-8 .
- Торранс, Дэвид (2008). Джордж Янгер . Эдинбург: Берлин. ISBN 978-1-84158-686-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шентон, Кэролайн (2021). Национальные сокровища: спасение национального искусства во Второй мировой войне . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-1-529-38743-8 .
- Стивенс, Крис; Стоннард, Джон-Пол (2014). Кеннет Кларк: В поисках цивилизации . Лондон: Тейт. ISBN 978-1-84976-260-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Архивы на | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||
Как использовать архивный материал |
- 1903 рождения
- 1983 смертей
- Британские историки ХХ века
- Выпускники Тринити-колледжа Оксфорда
- Ведущие телевидения BBC
- Британские искусствоведы
- Британские историки искусства
- Британские кураторы
- Британские люди шотландского происхождения
- Британские католики
- Британские телеведущие
- Канцлеры Йоркского университета
- Переходит в католицизм из англиканства
- Директора Национальной галереи, Лондон
- Члены Британской академии
- Лауреаты премии Джейкоба
- Кавалер ордена Бани
- Пожизненные пэры, созданные Елизаветой II
- Кавалеры ордена «За заслуги»
- Кавалеры Ордена Почетных кавалеров
- Люди, получившие образование в Винчестерском колледже
- Люди, получившие образование в школе Wixenford
- Люди из Мейфэра
- Кавалеры Большого ордена с кушаком за заслуги перед Австрийской Республикой.
- Ученые Рембрандта
- Слэйдские профессора изящных искусств (Оксфордский университет)
- Исследователи королевских фотографий
- Телеведущие из Лондона
- Писатели из города Вестминстер