Портрет мадам Муатсье
г-жа Муатсье | |
---|---|
Художник | Жан-Огюст-Доминик Энгр |
Год | 1856 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 121,3 см × 90,9 см (47,8 × 35,8 дюйма) |
Расположение | Национальная галерея , Лондон |
«Мадам Муатесье» — портрет Марии-Клотильды-Инес Муатесье (урожденной де Фуко), начатый в 1844 году и завершенный в 1856 году Жаном-Огюстом-Домиником Энгром . Портрет, на котором изображена сидящая мадам Муатесье, сейчас находится в коллекции Национальной галереи в Лондоне , которая приобрела его в 1936 году. [1]
«Мадам Муатесье» — это также название второго портрета Энгра, на котором изображено ее положение; она была написана в 1851 году и сейчас находится в коллекции Национальной галереи искусств . в Вашингтоне, округ Колумбия
Предмет
[ редактировать ]Мари-Клотильда-Инес де Фуко (1821–1897) была дочерью французского государственного служащего в департаменте лесов и водных путей. [2] В 1842 году она вышла замуж за вдовца, вдвое старше ее, богатого банкира и торговца кружевами Сижибера Муатесье, став таким образом мадам Муатесье. [2] В 1844 году к Энгру обратился его давний друг и бывший предмет живописи Шарль Маркотт , который был одним из коллег Сигисберта Муатесье, с идеей написать портрет мадам Муатесье. [2]
Не желая на этом этапе своей карьеры принимать заказы на портреты - он считал портретную живопись более низкой формой искусства, чем историческая живопись , - он сначала отклонил просьбу Маркотта. [2] Однако, когда Энгр встретил мадам Муатсье, он был поражен ее красотой и согласился написать портрет. [3] Искусствовед Теофиль Готье , наблюдавший за некоторыми сеансами рисования, согласился с Энгром, назвав ее красоту самой царственной, великолепной, величественной и юноанской , которую он когда-либо видел нарисованной. [4]
Два портрета
[ редактировать ]Он начал работу над сидячей версией, изображая героиню в цветочном платье. Работа комиссии шла медленно. Первоначально на картине должна была быть изображена дочь Муатьсье, Катрин; Энгр, посчитав маленькую Екатерину «невозможной», исключил ее из композиции примерно в 1847 году. [5] Работа над картиной была приостановлена в 1849 году, когда смерть в июне жены Энгра лишила его возможности работать на несколько месяцев, а мадам Муатесье была отвлечена второй беременностью и смертью отца. [6] В июне 1851 года, когда женщина, которую он называл «la belle et bonne» («красивая и добрая»), напомнила ему, что ее портрет еще не закончен, Энгр начал заново, рисуя ее стоячий портрет в темном платье. который он закончил в декабре 1851 года. [2] Затем он вернулся к сидящему портрету, который завершил в 1856 году, через двенадцать лет после того, как начал его. [7]
Характерно, что Энгр нашел вдохновение в искусстве прошлого, когда писал картину «Мадам Муатесье» . Поза с рукой, касающейся щеки, была взята с фрески Геркулеса и Телефа из Геркуланума , которую он, возможно, видел в Неаполе в 1814 году. [8] и который был знаком ему по гравюрам . [9] По данным Национальной галереи, Тициана » «Скьявона , также находящаяся в галерее, возможно, послужила вдохновением для второго вида в профиль в зеркале. [10] На ней платье из модного и дорогого лионского шелка с цветочным принтом, которому перекликаются цветы и листья позолоченной рамы. Похожая рамка была использована для портрета принцессы де Бройль работы Энгра 1853 года . [11]
-
Тициан, Скьявона , 1510–1512 гг.
-
Мадам Муатесье в контексте: богато украшенная рама перекликается с цветочным узором платья натурщицы.
Существуют многочисленные эскизы обоих портретов. Этюд на холсте для сидящего портрета, на котором фигура была нарисована Энгром, а фон нарисован его ассистентом, находится в Музее Энгра в Монтобане . [12]
Наследие
[ редактировать ]Пабло Пикассо впервые столкнулся с картиной на выставке в Париже в 1921 году. В течение следующего десятилетия он неоднократно ссылался на Энгра в своем искусстве, особенно в его почтении к картине « Женщина с книгой» . Модель для «Женщины с книгой» , тогдашняя молодая любовница Пикассо, Мария-Тереза Вальтер , имитирует позу мадам Муатесье. Картина была завершена в августе 1932 года. В настоящее время картина хранится в Музее Нортона Саймона в Пасадене , Калифорния , США . [13]
Две картины впервые были выставлены вместе на временной выставке, организованной в сотрудничестве с Музеем Нортона Саймона и проходившей в Национальной галерее в Лондоне , Великобритания , в 2022 году. [14]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Национальная галерея: запись в каталоге
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тинтеров; Конисби и др., 426
- ^ Эйслер, Колин Т. (1977). Картины из коллекции Сэмюэля Х. Кресса: Европейские школы, за исключением итальянского . Том. 4. Phaidon Press для Фонда Сэмюэля Х. Кресса. п. 377. ИСБН 9780714814537 .
- ^ Кирофф, Благой (2015). Энгр: 162 мастер-рисунка . Благой Кирофф. п. 107. ИСБН 9786050378276 .
- ^ Тинтероу; Конисби и др., 431.
- ^ Тинтероу; Конисби и др., 433.
- ^ Бетцер, Сара Э. (2012). Энгр и студия: женщины, живопись, история . Издательство Пенсильванского университета. п. 30. ISBN 9780271048758 .
- ^ Рибейро, 164
- ^ Тинтероу; Конисби и др., 429.
- ^ Портрет 1856 года, страница Национальной галереи.
- ↑ Заметки о рамах на выставке «Портреты Энгра» , Национальная портретная галерея, февраль 1999 г.
- ^ Тинтероу; Конисби и др., 439.
- ^ «Женщина с книгой» . Музей Нортона Саймона . Проверено 07 октября 2022 г.
- ^ «Пикассо Энгр: Лицом к лицу» . Национальная галерея, Лондон . Проверено 07 октября 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Рибейро, Эйлин (1999). Энгр в моде: представление одежды и внешности в женских изображениях Энгра . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-07927-3
- Тинтероу, Гэри; Конисби, Филип; Наеф, Ганс (1999). Портреты Энгра: образ эпохи . Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc. ISBN 0-8109-6536-4