Принцесса Бройля
Принцесса Бройля | |
---|---|
![]() Портрет принцессы Альбера де Бройля | |
Художник | Жан-Огюст-Доминик Энгр |
Год | 1851–1853 |
Середина | Холст, масло |
Предмет | Полина де Галар де Брассак де Беарн |
Размеры | 121,3 см × 90,9 см (47,8 × 35,8 дюйма) |
Расположение | Метрополитен-музей , Нью-Йорк |
Присоединение | 1975.1.18 |
Принцесса де Бройль ( французский : La Princesse de Broglie [la pʁɛ̃.sɛs də bʁɔj] [1] [2] написанная маслом на холсте -неоклассика ) — картина французского художника Жана Огюста Доминика Энгра, . Она была написана между 1851 и 1853 годами, и на ней изображена Полина де Бройль , которая приняла любезный титул «Принцесса». Урожденная Полина де Галар де Брассак де Беарн , она вышла замуж за Альберта де Бройля , будущего 28-го премьер-министра Франции , в 1845 году Полине . На момент завершения картины было 28 лет. Она была очень умна и широко известна своей красотой, но страдала от глубокой застенчивости, и картина передает ее меланхолию . Полина заболела туберкулезом, когда ей было чуть больше 30, и умерла в 1860 году в возрасте 35 лет. Хотя Альберт дожил до 1901 года, он был убит горем и больше не женился.
Энгр сделала для заказа ряд подготовительных карандашных набросков, каждый из которых отражает ее индивидуальность и вкус. Они показывают ее в разных позах, в том числе стоя, и в платьях разного фасона. Последняя картина считается одним из лучших женских портретов Энгра позднего периода, наряду с портретами графини д'Оссонвиль , баронны де Ротшильд и мадам Муатсье . Как и во многих женских портретах Энгра , детали костюма и обстановки переданы с точностью, в то время как у тела, кажется, отсутствует прочная костная структура. Картина хранится в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке, подписана и датирована 1853 годом.
Комиссия [ править ]
Жозефина-Элеонора-Мария-Полина де Галар де Брассак де Беарн (1825–1860) вышла замуж за Альберта, 4-го герцога де Бройля , 18 июня 1845 года, и у них родилось пятеро сыновей. По случаю свадьбы они называли себя «принцессой» и «принцем» соответственно из-за прежнего титула « принца Священной Римской империи », присвоенного дому Бройлей (1759 г.). Полина была очень умной и религиозной женщиной, начитанной и за свою жизнь написавшей множество текстов. Ее застенчивость была хорошо известна; многие считали ее поразительно красивой и очаровательной, но окружающие часто избегали зрительного контакта, чтобы не смущать ее. [3] Альберт был предан своей жене и заказал картину после того, как был впечатлен написанным Энгром портретом своей сестры, графини д'Осонвиль, в 1845 году . [4] Примерно в 1850 году Альберт обратился к Энгру с просьбой сделать портрет. Энгр обедал с семьей де Бройля в январе 1850 года и, по словам одного очевидца, «казалось, был очень доволен своей моделью». [3]
Хотя основным источником дохода Энгра была портретная живопись, она отвлекала его от основного интереса к исторической живописи , которая в начале его карьеры была гораздо менее прибыльной. Он получил признание в 1840-х годах, когда добился достаточного успеха, чтобы больше не зависеть от комиссий. [5] Эта картина была . предпоследним женским портретом Энгра и последним светским портретом [6] Под влиянием методов работы Жака-Луи Давида Энгр начал с ряда предварительных набросков обнаженной натуры, для которых он использовал профессиональных моделей. он создал изображение основной анатомической структуры натурщицы, как это видно из исследования Музея Бонна . Прежде чем решить, как создать роскошный костюм и аксессуары, [6] Хотя записей о комиссии не сохранилось, а точная последовательность событий неизвестна, эскизы можно датировать 1850 годом, годом, когда стиль ее вечернего платья вошел в моду. [6] Энгр подписал и датировал последнюю фотографию слева в центре: «Ж. ИНГР. Яма 1853». [7]
Полина умерла в 1860 году в возрасте 35 лет от туберкулеза. После ее смерти Альберт опубликовал три тома своих очерков по истории религии. [3] Альберт (который в 1873 году стал 28-м премьер-министром Франции ) дожил до 1901 года, но был убит горем и больше не женился. [3] Всю оставшуюся жизнь он хранил ее портрет, задрапированный тканью и спрятанный за бархатной занавеской. [8] предоставляя его только для избранных выставок. [9] После его смерти картина принадлежала семье до 1958 года, когда она была продана Метрополитен-музею через банкира и коллекционера произведений искусства Роберта Лемана . [10] и сегодня проводится в крыле Lehman. [8] Семья сохранила большую часть украшений и аксессуаров, изображенных на картине, хотя перья марабу были проданы Институту костюма Метрополитен-музея. [9]
Подготовительные занятия [ править ]
сохранилось сравнительно немного Подготовительных эскизов к картине де Бройля по сравнению с другими его портретами более позднего периода. Обычная техника Энгра заключалась в использовании эскизов как для построения окончательной работы, так и для руководства помощниками, которым он полагался при рисовании менее важных отрывков. Некоторые другие были потеряны или уничтожены. [11] [12]
Сохранившиеся эскизы датируются 1850–1853 годами и выполнены графитом на бумаге или кальке. Они различаются по проработке и деталям, но показывают, что Энгр обдумывает конечную форму и позу натурщика. Самый ранний представляет собой краткий набросок принцессы в сидящей позе. [13] Существует полноформатное исследование обнаженной фигуры, стоящей, по сути, в финальной позе, в котором Энгр экспериментировал с двумя разными положениями скрещенных рук. Второе исследование в полный рост показывает одетую фигуру. Двое других сосредоточены на ее руках. [14] [3] Высокозаконченный рисунок принцессы, стоящей с левой рукой на шее и одетой в более простой костюм, чем на картине, может быть этюдом к картине или самостоятельным произведением. [13] Помимо этих пяти-шести сохранившихся эскизов, известно еще примерно столько же утерянных. [6]
- Этюд к портрету принцессы де Бройль , ок. 1850–51
- Принцесса де Бройль , ок. 1851–52 . Бумага, графит, 31,2х23,5 см. Частная коллекция.
- Исследование , гр. 1852–53 . Бумага, графит, красный мел, 27,8х17,5 см. Местоположение неизвестно.
Центральные мотивы картины были установлены уже в самых ранних этюдах, в которых фигурируют ее овальное лицо, изогнутые брови и привычка складывать руки, засунутые в противоположный рукав. [3] Энгр находил сеансы трудными и мучился из-за каждой детали. Он писал своему другу и покровителю Шарлю Маркотту, что «убивает [свои] глаза на фоне принцессы де Бройль , которую я пишу у нее дома, и это очень помогает мне продвинуться вперед; но, увы, как эти портреты заставляют меня страдать, и этот наверняка будет последним, исключая, однако, портрет [его второй жены] Дельфины ». [6] [15]
Описание [ править ]

Принцесса де Бройль изображена в три четверти, ее руки покоятся на роскошно обитом кресле из дамасской ткани бледно-золотого цвета . Ее голова наклонена влево от зрителя, а черные волосы туго забраны назад и перевязаны синими атласными лентами. [7] Она изображена в семейном доме на улице Университета, 90 в Париже. [8] в вечернем платье, что означает, что она собирается выйти на вечер. [17] Она одета в духе современной парижской моды. [18] в частности, роскошная мода Второй Империи, которая тогда была распространена в одежде, украшениях и мебели. На ней вечерняя шаль, расшитая золотом, [5] и с открытыми плечами, [16] бледно-голубое атласное с обручем и платье юбкой , [19] с короткими рукавами и отделкой из кружева и лент, что очень символично для вечернего платья 1850-х годов. Ее волосы покрыты прозрачным жабо, украшенным соответствующими узлами синей ленты, и зачесаны назад с пробором по центру.
Среди ее украшений — ожерелье, серьги с кисточками и браслеты на каждом запястье. Ее кулон с крестом символизирует ее благочестие и, возможно, был создан Фортунато Пио Кастеллани или Меллерио дитс Меллер . [8] Ее серьги выполнены из каскадов мелкого натурального жемчуга. На левом запястье у нее браслет из жемчуга; тот, что справа от нее, состоит из красных эмалированных звеньев и золотых звеньев с бриллиантами. Ожерелье удерживается на двойной цепочке с золотым кулоном , который выглядит как оригинальная римская булла . [20]

Как и на всех женских портретах Энгра , ее телу, кажется, не хватает прочной костной структуры. Ее шея необычно удлинена, а руки кажутся лишенными костей или вывихнутыми, а левое предплечье выглядит недостаточно прорисованным и лишенным мускулатуры. [21] Ее овальное лицо и выражение лица идеализированы, им не хватает детализации, присущей другим элементам переднего плана. [8] хотя она была широко известна как великая красавица. [4]
Картина составлена из серых, белых, синих, желтых и золотых оттенков. [19] Костюм и декор написаны с высочайшей точностью, четкостью и реалистичностью, которую искусствоведы сравнивают с работами Яна ван Эйка . [22] Во многих отношениях картина строга; историк искусства Роберт Розенблюм описывает «стеклянную прохладу» и «удивительные хроматические гармонии, с которыми по изысканной серебристой прохладе, пожалуй, может соперничать только Вермеер ». [23] Черты ее лица статны и местами напоминают качество фарфора . [5] Картина содержит ряд пентиментов , в том числе вокруг контуров ее волос и желтого стула. расположены горизонтальные полосы шириной около 2,5 По обеим сторонам головы возле серег см, окрашенные желтой краской. Похоже, они использовались для определения расположения молдингов. Черная шляпа на стуле, кажется, появилась поздно. Видны участки подрисовки , где художник словно прорисовывает на грунтованном холсте формы и положения, заданные в подготовительных эскизах. К ним относятся квадратные линии вокруг левого плеча и области груди. очерчивают линии Горловину и верхний край лифа . [14]

По сравнению с Портретом графини д'Осонвиль или большинством более поздних портретов Энгра , фон плоский и безликий, вероятно, чтобы сделать акцент на гербе. [24] [25] Он состоит из нейтральной мягкой светло-серой стены с равномерной текстурой и позолоченной деревянной лепниной с линейной структурой . [7] и вымышленный герб, сочетающий в себе геральдику семей де Бройля и де Беарна . [24] Серая стена подчеркнута едва различимым темно-синим пигментом. [14] Этот минималистский подход отражает «аскетическую элегантность». [19] из его ранних женских портретов, где натурщица часто изображалась на безликом фоне. [19] Точно переданные детали и геометрический фон создают впечатление неподвижности, хотя наклон ее головы и мерцающие складки платья намекают на тонкое движение. [26]
Нынешняя рама имеет размеры 157 × 125,6 внешние см и изготовлена из розово-оранжевой сосны . [27] облицован гирляндой из позолоченных орнаментальных цветов. Его орнаменты лежат на лепке овола . Она была создана в США между 1950 и 1960 годами (примерно в то время, когда Метрополитен приобрел эту работу) во французском стиле Людовика XIII , модном в . период Энгра Он похож и, вероятно, создан по образцу рамы, использованной для мадам Муатесье , которая, скорее всего, является оригиналом и датирована 1856 годом. [9] Оригинальная гипсовая рама де Бройля была изготовлена не позднее 1860 года и, как полагают, была похожа на нынешнюю. [27]
Прием [ править ]

Картина оставалась во Энгра до 1854 года. владении [28] когда он был впервые выставлен в декабре того же года в его студии вместе с его незаконченными работами «Мадам Муатесье» ( ок. 1844–1856 ), «Портретом Лоренцо Бартолини» и ок. 1808 Венера Анадиомена . [29] Один критик написал, что на картине Полина изображена как «утонченная, нежная, элегантная до кончиков пальцев … чудесное воплощение благородства». [16] В целом он пользуется таким же высоким уважением, как Энгра « Графиня д'Осонвиль» и «Портрет баронны де Ротшильд» . [14]
Работа имела мгновенный успех у критиков и публики, вызвала широкое восхищение и о ней писали. Большинство критиков понимали коварство физических деформаций, хотя один писатель, писавший под подписью А. де. Г., представляющий академические взгляды меньшинства, описывает ее как «хилую, увядшую, болезненную женщину; ее тонкие руки покоятся на кресле, стоящем перед ней. М. Энгр в неслыханной манере передал эти большие , затуманенные глаза, лишенные зрения, он придал этому лицу негативное выражение, которое он, должно быть, видел в реальной жизни, и воспроизвел его с верным штрихом». [29] Большинство критиков отмечали внимание Энгра к деталям в описании ее одежды, аксессуаров и декора и видели художницу на пике творчества, а некоторые ссылались на точность Ван Эйка. [30] Некоторые писатели уловили в глазах и выражении лица де Бройля нотки меланхолии. [9]
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Леон Уорнер (1987). Словарь французского произношения в его текущем стандарте (на французском языке) (3-е изд.). Жамблу: Ж. Дюкюло, SA ISBN 978-2-8011-0581-8 .
- ^ Жан-Мари Пьере (1994). Историческая фонетика французского языка и понятия общей фонетики (на французском языке). Лувен-ла-Нев: Петерс. п. 102. ИСБН 978-9-0683-1608-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Тинтероу (1999), с. 447
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Наеф (1966), с. 274
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Такер (2009), с. 13
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Тинтероу (1999), с. 449
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Такер (2009), с. 11
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Амори, Дита (2016). « Жозефина-Элеонора-Мария-Полина де Галар де Брассак де Беарн (1825–1860), принцесса де Бройль ». Вход в каталог. Метрополитен-музей . Проверено 23 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Тинтероу (1999), с. 452
- ^ Тинтероу (1999), с. 454
- ^ Бреттелл и др. (2009), стр. 452.
- ^ Такер (2009), с. 17
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Такер (2009), с. 16
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хаус (2000), с. 206
- ↑ Картина его жены Дельфины должна была стать его последним женским портретом. См. Вологоджян (2003), с. 206
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тейлор (2002), с. 122
- ^ Марандел (1987), с. 72
- ^ Наеф (1966), с. 276
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Розенблюм (1990), с. 118
- ^ МакКоннелл (1991), с. 38
- ^ Харрис, Бет; Цукер, Стивен. « Энгр, принцесса де Бройль ». Академия Хана , октябрь 2009 г. Дата обращения 23 сентября 2017 г.
- ^ Розенблюм (1990), с. 32
- ^ Розенблюм (1990), с. 37
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис (1934), с. 241
- ↑ Мартин Дэвис охарактеризовал фон как «снобистски голый». См. Дэвис (1934), с. 241
- ^ Такер (2009), стр. 11–13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ньюбери (2007), с. 344
- ^ Наеф (1966), с. 275
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тинтероу (1999), с. 451
- ^ Тинтероу (1999), стр. 451–52
Источники [ править ]
- Бетцер, Сара. Энгр и студия: женщины, живопись, история . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2002. ISBN 978-0-2710-4875-8
- Бреттелл, Ричард; Хейс Такер, Пол; Хендерсон Ли, Натали. Коллекция Роберта Лемана III. Картины девятнадцатого и двадцатого веков . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2009. ISBN 978-1-5883-9349-4
- Дэвис, Мартин . «Выставка портретов Энгра и его учеников». Журнал Burlington для ценителей , том 64, вып. 374, 1934 г.
- Хейл, Шарлотта; «Технические наблюдения». В: Бертен, Эрик; Тинтероу, Гэри. « Портреты Энгра: образ эпохи»: размышления, технические наблюдения, дополнения и исправления . Журнал Метрополитен-музея , том 35, 2000 г.
- Марандель, Патрис. Европа в эпоху Просвещения и революции . Метрополитен-музей, 1987. ISBN 978-0-8709-9451-7
- МакКоннелл, Софи. Столичные ювелирные изделия . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1991.
- Наэф, Ганс. «Восемнадцать портретных рисунков Энгра». Мастер-чертежи , том 4, вып. 3, 1966. JSTOR 1552844.
- Ньюбери, Тимоти. Рамки из коллекции Роберта Лемана . Нью-Йорк: Публикации Метрополитен-музея, 2007. ISBN 9-781-5883-9269-5
- Розенблюм, Роберт . Энгр . Лондон: Гарри Н. Абрамс, 1990. ISBN 978-0-300-08653-9
- Тейлор, Лу. Изучение истории платья . Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 2002. ISBN 978-0-7190-4065-8
- Тинтероу, Гэри. Портреты Энгра: образ эпохи . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1999. ISBN 978-0-300-08653-9
- Такер, Пол. Картины девятнадцатого и двадцатого веков из коллекции Роберта Лемана . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2009. ISBN 978-1-5883-9349-4
- Вологоджян, Стефан. «Частная страсть: картины и рисунки XIX века из коллекции Гренвилля Л. Уинтропа, Гарвардский университет». Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2003. ISBN 978-1-5883-9076-9
Внешние ссылки [ править ]
- запись в каталоге МЕТ
- Видео Smarthistory (Академия Хана)