Автопортрет в семьдесят восемь лет (Энгр)
«Автопортрет в семьдесят восемь лет» — картина французского -неоклассика художника Жана Огюста Доминика Энгра, написанная маслом на холсте в 1858 году . Это один из последних из его многочисленных портретов, которые он всегда считал утомительным отвлечением от своего истинного призвания — исторической живописи . Размеры картины составляют 24 3/8 x 20 1/8 дюйма (62 x 51 см) и она находится в галерее Уффици во Флоренции.
Автопортрет известен своим честным описанием физических последствий старости . Выражение лица Энгра мрачное и напряженное, он плотно закутан в жесткую военную одежду. Работа была написана в тот момент, когда Энгр из-за возраста больше не мог заниматься светскими портретами, на создание которых у него обычно уходило 4-5 лет. Энгру предстояло прожить еще девять лет и умереть 14 января 1867 года в возрасте 86 лет.
История
[ редактировать ]В 1839 году директор Уффици Антонио Рамирес ди Монтальво отправил Энгру письмо с просьбой пожертвовать свою картину для галереи автопортретов великих художников музея. Энгр возражал, полагая, что его обязанности директора Французской академии в Риме — и работа, которую он только начинал над «Керубини и музой лирической поэзии» , — не оставят ему времени на создание автопортрета. [1] В 1855 году преемник Монтальво, маркиз Лука Бурбон дель Монте, возобновил просьбу; на этот раз Энгр почувствовал себя способным угодить. 20 марта 1858 года Энгр сообщил Бурбону дель Монте, что завершил портрет. В его письме частично говорится:
Прошу вас, господин директор, принять все мои извинения и сожаления о том, что я не выполнил раньше просьбу, с которой вы так любезно обратились ко мне. Но я только что закончил, наконец, свой портрет и готов послать его вам. Однако мне хотелось сделать этот портрет простым и скромным, чтобы великие художники, среди которых мне предстоит оказаться, не обвинили меня в гордом безрассудстве. [1]
В первом известном случае, когда Энгр использовал фотографию в качестве основного источника для портрета, он смоделировал картину по фотографии ок. 1855 г., Геротволь и Таннер. [2] Картина, вероятно, была написана с помощью неизвестных соавторов, хотя отрывки, описывающие его лицо, могли быть написаны только его рукой. [3]
Описание
[ редактировать ]Автопортрет предельно честен и большей частью лишен тщеславия; как исследование старости оно выходит за рамки даже его «Портрета месье Бертена», на который он сознательно ссылается. Как всегда, Энгр считал Рафаэля своим стилистическим идеалом . Автопортрет 1669 года Рембрандта , художника, которого Энгр обычно не уважал, также был предложен как источник влияния. [2]
Энгр представлен полубюстом, одетым в одежду, напоминающую образованного, богатого, много путешествовавшего и влиятельного человека. На картине он стройнее, чем в то время в реальной жизни, и носит вечернюю парадную форму, которая отражает его статус великого офицера Почетного легиона Наполеона. [4] Хотя Энгр выглядит постаревшим и обеспокоенным, портрет содержит намеки на оптимизм; он овдовел, но выздоровел и был счастлив в браке со своей второй женой Доминик Раме и мог оглянуться назад на коммерчески успешную, хотя и не успешную с художественной точки зрения карьеру. [1] Он принимает мрачное выражение лица с опущенным ртом, что историки искусства считают преувеличением его экзистенциального взгляда - дошедшие до нас фотографии того периода показывают, что он почти или собирается улыбаться, а его письма этого периода отражают определенную степень удовлетворенности. [3]
Его выражение лица часто интерпретируется современными историками искусства как противоречивое, тревожное и вспыльчивое, отражение разочарованного художника-историка в конце карьеры, посвятившей себя преимущественно общественной живописи. [3]
Картина получила широкую похвалу, когда впервые была выставлена, и сегодня считается одним из лучших образцов автопортрета в истории искусства. Его часто сравнивают с ; более поздними автопортретами Рембрандта, хотя работы Энгра содержат намеки на тщеславие, которых не было у старшего мастера У Энгра разгладилась кожа, а седых волос у него больше и темнее, чем можно предположить на современных фотографиях. [3]
Энгр написал две варианты копии портрета. Один из них был завершен в 1859 году, когда Энгр переработал восьмиугольный эскиз маслом на бумаге, который он сделал для портрета Уффици. Установив его на прямоугольный холст, он превратил его в подвеску для своего «Портрета мадам Энгр» , написанного в том же году. [5] В этой версии Энгр носит несколько государственных наград и лент, а рукой в перчатке держит цилиндр. Лицо нарисовано более свободно, чем на портрете Уффици, и Энгр не упускает из вида челку, которая видна на исходной фотографии. [5] Портрет находится в Художественном музее Фогга , Кембридж, Массачусетс, США.
Энгр нарисовал почти точную копию картины Фогга в 1864–1865 годах, чтобы выполнить членские обязательства перед Королевским музеем изящных искусств Антверпена , которому принадлежит картина. [2]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Конисби, 459
- ^ Jump up to: а б с Конисби, 463
- ^ Jump up to: а б с д Конисби, 462
- ^ Финберг, 30 лет.
- ^ Jump up to: а б Кон и Зигфрид, 158 лет.
Источники
[ редактировать ]- Кон, Марджори Б.; Зигфрид, Сьюзен Л. (1980). Работы Ж.-А.-Д. Энгр в собрании Художественного музея Фогга . Кембридж, Массачусетс: Художественный музей Фогга, Гарвардский университет. ОСЛК 6762670
- Финберг, А. Дж. Энгр . Лондон, ISBN 978-1-5327-0047-7
- Розенблюм, Роберт . Энгр . Лондон: Гарри Н. Абрамс, 1990. ISBN 978-0-300-08653-9
- Конисби, Филип. Портреты Энгра: образ эпохи . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1999. ISBN 978-0-300-08653-9