Спящий Неаполя (картина)

La Dormeuse de Naples (буквально «Спящая женщина из Неаполя» ; первоначально известная как Donna nuda che dorme или «Спящая обнаженная женщина»). [1] ) — картина французского художника Жана-Огюста-Доминика Энгра 1809 года , ныне утерянная. Он повторно использовал эту позу в двух более поздних работах: «Одалиска с рабыней» (1839 г.) и «Юпитер и Антиопа» (1851 г.).
История
[ редактировать ]Впервые он был задуман в 1807 году, когда Энгр учился во Французской академии в Риме в качестве «пенсионера» Академии. [1] Он был завершен 28 октября 1809 года и выставлен под номером 58 в Капитолийских музеях . [1] Позднее в том же году его купил Иоахим Мюрат , король Неаполя, за 50 луидоров. [2] – он перенес его в меньшие покои королевского дворца. [1]
Жена Мюрата и королева-консорт Каролина заказала Большую Одалиску 1814 года в качестве подвески к картине на холсте тех же размеров. Неаполитанская Дормёза исчезла в 1815 году после того, как королевский дворец в Неаполе был разграблен после отстранения Мюрата от власти. [2] Он известен только благодаря предварительным исследованиям, рисунку, сделанному по памяти Энгром, и старой фотографии исследования к нему. В 1832 году Энгр спросил Каролину Мюрат о картине с курьером, пытаясь найти ее вовремя для выставки в Салоне 1833 года, но это не увенчалось успехом. [1] Возникло несколько теорий относительно его нынешнего местоположения, вдохновивших создание французского романа 2004 года «Неаполитанская дормёза» на Адриена Гетца .
Описание
[ редактировать ]
В своем письме Каролине Мюрат в 1832 году Энгр описал картину и сделал ее быстрый набросок по памяти. [3] Энгр заявил, что на картине изображена обнаженная женщина в натуральную величину, растянувшаяся на кушетке. [2] ее голова покоилась на левой руке, которая, в свою очередь, опиралась на подушку, а правая рука за головой. [3]
Вдохновение
[ редактировать ]Как и в случае с некоторыми другими работами его неоклассического периода, такими как «Юпитер и Фетида» и «Ромул, покоритель Акрона» , Энгр находился под влиянием как классической скульптуры, так и живописи эпохи Возрождения. Как и большинство лежащих обнаженных женщин в западном искусстве, оно произошло от позы скульптуры Спящей Ариадны в музеях Ватикана . [4] Источники эпохи Возрождения Энгра включали Джорджоне » « Спящую Венеру (которую он знал по гравюрам). [2] ) и Тициана » « Пардо Венера [2] (наиболее близкое влияние на позу обнаженной Энгра) [5] и Венера Урбино (которую он изучал в Уффици и копию которой он сделал в 1822 году). [5]
-
Спящая Ариадна , римская копия эллинистической скульптуры, Музеи Ватикана.
-
Джорджоне, «Спящая Венера» , Галерея старых мастеров
-
Тициан, Юпитер и Антиопа или Пардо Венера , Лувр
-
Энгр, копия «Венеры Урбино» Тициана , 1822 г., Художественный музей Уолтерса.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Помаред 2006 , с. 179
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бажу 1999 , с. 134
- ^ Перейти обратно: а б Тернуа и Камесаска 1984 , с. 120
- ^ Розенблюм 1986 , с. 142
- ^ Перейти обратно: а б Помаред 2006 , с. 178
Библиография
[ редактировать ]- Бажу, Валери (1999). Месье Энгр (на французском языке). Париж: Адам Биро. ISBN 2-87660-268-7 .
- Кэрригтон Шелтон, Эндрю (2008). Энгр . Перевод Ладжаджа, Элен. Париж: Файдон. ISBN 978-0-7148-5859-3 .
- Помаред, Винсент , изд. (2006). Энгр: 1780–1867 (на французском языке). Париж: Галлимар (каталог выставки). ISBN 2-07-011843-6 .
- Розенблюм, Роберт (1986). Энгр . Cercle d’Art, колл (на французском языке). Париж: Библиотека великих художников. ISBN 2-7022-0192-Х .
- Тернуа, Дэниел (1980). Энгр (на французском языке). Париж: Фернан Натан. ISBN 2-09-284-557-8 .
- Тернуа, Даниэль; Камесаска, Этторе (1984). Все живописные произведения Энгра (на французском языке). Париж: Фламмарион. ISBN 2-08-010240-0 .