Спящая Венера (Джорджионе)
Спящая Венера | |
---|---|
Английский: Спящая Венера | |
![]() | |
Художник | Джорджоне, Тициан |
Год | в. 1510 г. |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 108,5 см × 175 см (42,7 × 69 дюймов) |
Расположение | Картинная галерея старых мастеров , Дрезден |
«Спящая Венера » ( итал . Venere dormiente ), также известная как Дрезденская Венера ( Venere di Dresda ), — картина, традиционно приписываемая итальянскому эпохи Возрождения художнику Джорджоне , хотя долгое время широко считалось, что Тициан завершил ее после смерти Джорджоне в 1510 году. Принято считать, что пейзаж и небо принадлежат главным образом Тициану. [1] В 21 веке мнение многих ученых изменилось еще больше: обнаженная фигура Венеры также была написана Тицианом, что оставило вклад Джорджоне неопределенным. [2] Он находится в Gemäldegalerie в Дрездене . После Второй мировой войны картина недолгое время находилась во владении Советского Союза.
На картине, одной из последних работ Джорджоне (если это так), изображена обнаженная женщина, профиль которой, кажется, повторяет плавные очертания холмов на заднем плане. Это первая известная лежащая обнаженная обнаженная фигура в западной живописи , а вместе с «Пасторальным концертом» (Лувр) еще одна картина, оспариваемая Тицианом и Джорджоне. [3] он основал «жанр эротической мифологической пасторали», [4] с обнаженными женщинами на фоне пейзажа в сопровождении одетых мужчин. [5] В то время одинокая обнаженная женщина в любой позе была необычным предметом для большой картины, хотя она стала популярной на протяжении столетий, поскольку «лежащая обнаженная женщина стала отличительной чертой венецианской живописи». [6]
Первоначально у ног Венеры стояла сидящая фигура Купидона , которую в 19 веке закрасили. [7] Кроме того, в ходе росписи пейзаж был изменен с обеих сторон, как и окраска драпировки, а голова Венеры первоначально была видна в профиль, что делало ее очень похожей на более позднюю « Пардо Венеру» Тициана . [8] С помощью серии рентгеновских снимков в 20 веке исследователи смогли окончательно определить, что эта картина содержала различные элементы, которые были закрашены. [9] Причины этих более поздних изменений до сих пор неизвестны, хотя они могли быть предложены заказчиком работы. [9]
История
[ редактировать ]
Согласно общепринятому мнению, на момент смерти Джорджоне картина не была закончена. Пейзаж и небо были позже закончены Тицианом, который в 1534 году нарисовал аналогичную Венеру Урбино и несколько других лежащих обнаженных женских фигур, например, его часто повторяющиеся композиции «Венера и музыкант» и «Даная» , обе начиная с 1540-х годов. Другими элементами, повторно использованными Тицианом, являются горы на горизонте слева, которые снова появляются в «Цыганской Мадонне» (ок. 1511, Вена ) и здания справа, снова видимые в « Noli me tangere» ок. 1514 ( Национальная галерея ). [10]
Картина обычно отождествляется с одной из них, в том числе с Амуром, описанным в коллекции Джироламо Марчелло в 1525 году Маркантонио Михиэлем , венецианским патрицием, интересующимся искусством, который оставил записи, составленные примерно между 1521 и 1543 годами об увиденных им картинах. Он описывает картину как работу Джорджоне, но с пейзажем, завершенным Тицианом, и до самого недавнего времени эта двойная атрибуция была общепринятой, несмотря на то, что историки искусства знали, что «Джорджионе» уже были редки и чрезмерно приписывались даже к этому раннему времени. По крайней мере, к тому времени, когда Карло Ридольфи увидел картину Марчелло, примерно столетие спустя, Амур держал птицу, тогда как на дрезденской картине (если смотреть в рентгеновских лучах) он, кажется, направляет свой лук, возможно, на зрителя, хотя его позу трудно расшифровать. Остается возможным, что картина Марчелло на самом деле не та, что сейчас находится в Дрездене, или что это так, но информация о ее авторстве, предположительно предоставленная Михиэлю, неверна. [11]
Марчелло женился в 1507 году, и предполагалось, что он заказал картину, чтобы отпраздновать это; пригодность лежащей обнаженной натуры в качестве свадебного изображения также исследовалась в связи с Венерой Урбино . [12]
Картина была куплена у французского торговца для Августа Сильного Саксонского в 1695 году как «Джорджоне», но к 1722 году в каталоге описывалась как «Знаменитая Венера, лежащая на пейзаже Тициана». К началу 19 века считалось, что это копия Тициана. Она не была отождествлена с картиной, которую Мишель видел до 19 века, когда Джованни Морелли предложил это, после чего приписывание Михиэлю Джорджоне с пейзажем Тициана в основном принималось на протяжении более столетия. Все подрисовки были утрачены при переносе картины на новый холст, вероятно, в начале XIX века. [13]
Критический прием
[ редактировать ]По словам Сиднея Фридберга , основной эротический смысл имеет поднятая рука Венеры и расположение ее левой руки на паху. Простыни окрашены в серебро, это холодный цвет, а не более часто используемые теплые тона для белья, и они выглядят жесткими по сравнению с теми, которые изображены на аналогичных картинах Тициана или Веласкеса . Пейзаж имитирует изгибы женского тела, а это, в свою очередь, возвращает человеческое тело к естественному, органическому объекту. Фридберг пишет:
Форма бытия — это визуальная демонстрация состояния бытия, в котором идеализированное существование подвешено в неизменной, медленно дышащей гармонии. Из этого чувственного присутствия и всего побуждения была удалена вся чувственность; Венера обозначает не акт любви, а воспоминание о нем. Идеальное воплощение мечты Джорджоне, она сама мечтает о его мечте. [14]
Историк искусства Михаил Параскос предположил, что картина может быть аллегорией острова Кипр , который был передан Венеции королевой Катериной Корнаро в 1489 году. Параскос предполагает, что картина была создана под влиянием изгнанного двора Королевства Кипр. , который венецианский сенат разрешил разместить в изгнании в Азоло в Венето, и что он вызывает чувство потери и стремление вернуться. Параскос не только предполагает, что тело Венеры напоминает форму острова, но и утверждает, что географические особенности, окружающие ее, напоминают те, которые можно было увидеть, путешествуя из летнего дворца Лузиньянов в Потамии на юго-востоке Кипра к Горы Троодос на западе. [15]
Влияния и влияние
[ редактировать ]Поза фигуры связана с фигурой на одной из гравюр на дереве к «Hypnerotomachia Poliphili» 1499 года. [16] но обнаженная натура такого размера, как единый сюжет, была беспрецедентной в западной живописи и в значительной степени определила трактовку этого типа на протяжении столетий, исключая, например, более явную трактовку в современных гравюрах Джованни Баттисты. Палумба . Хотя гравюры содержали гораздо больше обнаженных женских фигур, две знаменитые картины Боттичелли , « Рождение Венеры» и « Примавера» , являются ближайшими прецедентами в живописи. Созерцательное отношение к природе и красоте фигуры свойственно Джорджоне.
Композиция этой картины оказала большое влияние, несмотря на то, что публичная демонстрация таких изображений часто ограничивалась в течение нескольких столетий. можно проследить в ряде более поздних лежащих обнаженных фигур, таких как Пардо и Венера Урбино Тициана Венера , Венера Рокби Веласкеса Влияние этой картины или картин, на которые , Гойи дразнящая La maja desnuda и Олимпия Мане она повлияла , . и другие работы Энгра и Рубенса , и это лишь некоторые из них.
Лежащие обнаженные женщины в западном искусстве (1520–1900) | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |
Джироламо да Тревизо , 1520 г. | Тициан , 1534 г. | Бордоне , 1540 г. | Аннибале Карраччи , 1602 г. | Артемизия Джентилески , 1625 г. |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Почки , 1639 г. | Веласкес , ок. 1650 г. | Гойя , 1792 г. | Кабанель , 1863 год. | Мане , 1863 год. |
См. также
[ редактировать ]- 100 великих картин , сериал BBC, 1980 г.
- Список работ Тициана
Примечания
[ редактировать ]- ^ См., например, Чарльза Хоупа в Jaffé, 13.
- ^ Иоаннидес, 180–181; Хейл, 96–97; Лох, 18–19 лет.
- ^ Хаус, 97–98.
- ^ Булл, цитирование 62, 208–211.
- ^ Дом, 97
- ^ Булл, 62 года; Сандро Боттичелли « Картина Рождение Венеры» была одной из важных больших стоящих обнаженных фигур, хотя неизвестно, знали ли о ней Джорджоне или Тициан.
- ^ Иоаннидес, 184; Булл, 63, 210; Гоффен, 74 года, показывает реконструированный рисунок.
- ^ Иоаннидес, 181.
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Джейни (1976). Джорджоне, Тициан и Спящая Венера . Венеция: Венецианский университет. п. 232 . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Яффе, 74, 86; Иоаннидес, 180 лет; Хейл, 17 лет
- ^ Иоаннидес, 184
- ^ Гоффен, 73 года на Марчелло, 66–82 на Урбино
- ^ Иоаннидес, 180–181.
- ^ Фридберг, 134
- ^ Параскос, 280f.
- ^ Иллюстрированная страница 5, NGA Washington. Архивировано 12 октября 2012 г. в Wayback Machine .
Ссылки
[ редактировать ]
- Малкольм Булл, Зеркало богов, Как художники эпохи Возрождения заново открыли для себя языческих богов , Oxford University Press, 2005, ISBN 0-19-521923-6
- Фридберг, Сидней Дж. Живопись в Италии, 1500–1600 , 3-е изд., Издательство Йельского университета, 1993, ISBN 0-300-05587-0
- » Тициана Гоффен, Рона, «Секс, пространство и социальная история в «Венере Урбино », в книге Гоффена, Рона, изд., «Венера Урбино» Тициана , Cambridge University Press, 1997.
- Хейл, Шейла, Тициан: Его жизнь , 2012, HarperPress, 2012 ISBN 978-0-00-717582-6
- Яффе, Дэвид, изд., Тициан , Компания Национальной галереи/Йельский университет, стр. 13, Лондон 2003, ISBN 1-85709-903-6
- Иоаннидес, Павел, Тициан до 1518 года: Вознесение гения , 2001, издательство Йельского университета, ISBN 978-0-300-08721-5 , книги Google
- Ло, Мария Х., Переделанный Тициан: повторение и трансформация раннего современного итальянского искусства , 2007, Getty Publications, ISBN 978-0-89236-873-0 , книги Google (полный просмотр)
- Николс, Том, Двусмысленность Джорджоне , Reaktion Books, 2020, стр. 180–196, ISBN 978-1-78914-297-6
- Параскос, Майкл, «Чайные подносы и тоска: отображение спящей Венеры Джорджоне на Кипре» в книге Джейн Чик и Майкла Параскоса, ред., Остров Отелло 1: Избранные материалы ежегодной конференции по исследованиям средневековья и раннего Нового времени, состоявшейся в CVAR, Никосия, Кипр (Лондон: Orage Press, 2019) ISBN 978-1-9993680-0-5