Деньги дани (Тициан)
Христос из монеты | |
---|---|
Художник | Тициан |
Год | 1516 [1] |
Середина | Масло на панели |
Размеры | 75 см × 56 см (30 × 22 дюйма) |
Расположение | Картинная галерея старых мастеров , Дрезден |
«Деньги дани » ( итал . Cristo della moneta , букв. «Христос на монете») — панно маслом 1516 года итальянского художника позднего Возрождения Тициана , сейчас находится в Gemäldegalerie Alte Meister в Дрездене , Германия. На нем изображен Христос и фарисей в данный момент в Евангелиях. [2] когда Христу показывают монету и говорят: « Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ». Он подписан «Тициан Ф.[ecit]», написанный на отделке левой стороны воротника фарисея. [3]
Возможно, это самое раннее изображение этой сцены в искусстве, имевшее личное значение для Альфонсо I д'Эсте, герцога Феррары , заказавшего ее.
Предмет и цель
[ редактировать ]Эта тема редко встречается в искусстве, и некоторые авторитеты заявили, что это первое ее изображение в искусстве. [4] Новизна объясняется особой значимостью предмета для мецената, предположительно подсказавшего его. С одной стороны, он был создан для двери шкафа или кабинета, содержащего коллекцию медалей, древних и современных монет Альфонсо I д'Эсте, герцога Феррары . В последующие годы герцог стал очень важным покровителем Тициана, отчасти потому, что на него произвело впечатление это первое поручение. [5]
На другом уровне эта история имела политическое значение. Территории герцога Альфонсо частично находились в составе Священной Римской империи , частично в Папской области . [6] придание предмету особого значения для него; Ловушка, расставленная Христу этим вопросом, была ловушкой, в которой Альфонсо жил уже несколько лет. На момент создания картины он был отлучен от церкви и лишен, по крайней мере теоретически, некоторых своих территорий папством после того, как не последовал за папством, когда оно перешло на другую сторону в войне Камбрейской лиги . Большую часть этого периода он был против папства, которое агрессивно расширяло Папскую область, и хотел поглотить герцогство Феррара (как это в конечном итоге и произошло, когда в 1597 году умер внук Альфонсо). Для Альфонсо послание запрета Христа в эпизоде «Деньги дани», вероятно, заключалось в том, что папство должно сосредоточить свое внимание на церковных вопросах, а не на расширении своей территории. Он включил часть евангельского текста этого эпизода на свои золотые монеты. [7]
Дата и подпись
[ редактировать ]Это необычно для раннего Тициана, но картину можно с уверенностью датировать, поскольку Тициан и два помощника или слуги провели около пяти недель в замке Альфонсо Эстенсе в Ферраре с 22 февраля 1516 года до конца марта. [8] Обычно Тициан рисовал на холсте, но первоначальное использование картины в качестве двери потребовало опоры панели.
Это самая ранняя подписанная картина Тициана, и, возможно, она была подписана, чтобы показать, что он не был придворным художником, а также рекламировать свое имя в известном дворе за пределами Венеции и ее территорий. Расположение подписи на воротнике фарисея может указывать на то, что это автопортрет (см. Ниже), причем подпись «идентифицирует субъект, как надпись под профильным портретом на монете». [9]
Прием и последующий состав
[ редактировать ]Картина, которую описывают как «самую изящную и отполированную раннюю работу Тициана». [10] стал знаменитым. Джорджо Вазари считал голову Христа «изумительной и чудесной» и что все художники того времени считали ее самой совершенной картиной Тициана. Биография Карло Ридольфи рассказывает, что, увидев ее, посланник императора Карла V выразил удивление тем, что любой художник может так хорошо конкурировать с Альбрехтом Дюрером . [11] Намного позже Тициан нарисовал более крупную композицию на этот предмет (ныне Национальная галерея ), возможно, чтобы удовлетворить спрос на копии. [12] Возможно, это было начато около 1543 года, но завершено только в 1560-х годах; он был отправлен Филиппу II Испанскому в 1568 году. [13] Рентгеновские снимки показывают, что на золотой монете изначально было написано «Феррара». [14]
Контекст
[ редактировать ]Фигура фарисея была заявлена как автопортрет Тициана, которому в то время было около двадцати лет. То же самое утверждение было сделано в отношении нескольких фигур, нарисованных Тицианом в повествовательных сценах, в частности, и, возможно, более убедительно, отрубленной головы Иоанна Крестителя в его «Саломее» ( Галерея Дориа Памфили в Риме и других версиях), которая очень близка по дате. к этой картине, и где голова мало похожа на ту, что здесь. [15] Обе картины являются примерами повествовательных сюжетов, основанных на мастерстве Тициана как портретиста. [16] а также является частью ряда картин с использованием композиции джорджонеского типа, изображающей две или три плотно остриженные поясные фигуры с близко расположенными лицами, что усиливает драматизм их взаимодействия. Другими примерами этого типа являются «Лукреция и ее муж» и «Браво» . [17] оба сейчас находятся в Вене, и «Влюбленные» ( Королевская коллекция ). [18]
Провенанс
[ редактировать ]Картина является частью постоянной коллекции Gemäldegalerie Alte Meister в Дрездене , Германия. [19] [20] на первом этаже. После Великой Отечественной войны среди многих шедевров галереи она была вывезена Красной Армией в ГМИИ им. Пушкина в Москве. Картина сильно пострадала от воды и была кропотливо восстановлена русским художником Павлом Кориным . Вместе со многими другими в 1955 году картина была возвращена в Дрезден, тогда в ГДР .
В литературе
[ редактировать ]Картина упоминается в книге Джорджа Элиота «Дэниел Деронда» (глава 40), когда молодой и энергичный Деронда встречает больного и преждевременно состарившегося еврейского ученого Мордехая: «Я бы хотел увековечить эти два лица, — пишет Элиот, — как у Тициана». «Деньги дани» увековечили два типа, представляя собой другой вид контраста».
См. также
[ редактировать ]- Список работ Тициана
- Деньги дань (Мазаччо) - показ другого эпизода.
Примечания
[ редактировать ]- ^ « Процентная копейка » (на немецком языке). Картинная галерея старых мастеров . Проверено 29 ноября 2012 г.
- ^ ( Матфея 22:15–22 , Марка 12:13–17 , Луки 20:20–26 )
- ^ Яффе, 156; Хейл, 162 года; Пенни, 264 года
- ^ Пенни, 264; Шиллер, 157: Позже он был написан Ван Дейком, Рубенсом «и некоторыми другими». Знаменитая фреска «Деньги дани Мазаччо » изображает другой эпизод.
- ^ Яффе, 156; Хейл, 162 года; Пенни, 264 года, с подробным описанием установки двери, цитируя Вазари «nella porta d'un Armario».
- ^ Хейл, 171. Герцогство Феррара было папским феодальным владением, но Реджо-Эмилия и Модена были имперскими.
- ^ Яффе, 156; Хейл, 162, 170–173; Пенни, 264 года
- ^ Дом, 161
- ^ Хейл, 162; Гоффен, 278 (цитата)
- ^ Дом, 162
- ^ Яффе, 101, 156; Хейл, 162 (цитата)
- ^ Пенни, 260–267; Яффо, 156
- ^ Пенни, 264–265.
- ^ Пенни, 264
- ^ Хейл, 162, 738, примечание 7.
- ^ Пенни, 201
- ^ Яффе, 98 лет.
- ^ Влюбленные , Королевская коллекция
- ^ инв. нет. Гал.-Нр. 169
- ^ «СКД | Онлайн-коллекция» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Вечеллио, Тицианом — Христос на монете — 1516 г. — SKD на Викискладе?
Ссылки
[ редактировать ]- Гоффен, Рона, Соперники эпохи Возрождения: Микеланджело, Леонардо, Рафаэль, Тициан , 2004, издательство Йельского университета , книги Google
- Хейл, Шейла, Тициан, его жизнь , 2012, Harper Press , ISBN 978-0-00717582-6
- Яффе, Дэвид (редактор), Тициан , Компания Национальной галереи / Йельский университет, Лондон, 2003 г., ISBN 1 857099036
- Пенни, Николас , Каталоги Национальной галереи (новая серия): Итальянские картины шестнадцатого века, Том II, Венеция 1540–1600 , 2008, National Gallery Publications Ltd, ISBN 1857099133
- Шиллер, Гертуд, Иконография христианского искусства, Том. I , 1971 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис , Лондон, ISBN 0853312702
- Жозефина Клингебейль, пенни Тициана для Альфонсо д'Эсте: Размеры картины маслом XVI века , Гамбруг, 2014 г. (онлайн)
- Кристофер Дж. Нигрен, Яркие иконы: искусство Тициана и традиции христианского изображения , Dissertationsschrift Университета Джона Хопкинса, Балтимор, 2011 г.
- Кристофер Дж. Нигрен, «Христос Тициана с монетой: восстановление духовной валюты нумизматики в Ферраре эпохи Возрождения», в: Renaissance Quarterly , Vol. 69, № 2 (2016), стр. 449–488.