Снятие кожи с Марсия (Тициан)
Сдирание кожи с Марсия | |
---|---|
![]() | |
Художник | Тициан |
Год | в. 1570–1576 гг. |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 212 см × 207 см (83 × 81 дюйм) |
Расположение | Дворец архиепископа в Кромержиже , Чехия , Кромержиж |
« Снятие кожи с Марсия» — картина итальянского художника позднего Возрождения Тициана , написанная, вероятно, между 1570 годом и его смертью в 1576 году, когда ему было за восемьдесят. Сейчас он находится во дворце архиепископа в Кромержиже , Чехия , и принадлежит Оломоуцкому архиепископству (под управлением Оломоуцкого художественного музея – Архиепископского музея). Это одна из последних работ Тициана, возможно, она незакончена, хотя на камне на переднем плане есть частичная подпись. [ 1 ]
На картине изображено убийство , Марсия который опрометчиво вызвал , сатира бога Аполлона на музыкальный конкурс. Это одно из нескольких полотен с мифологическими сюжетами Овидия , которые Тициан выполнил в последние годы своей жизни, в основном серия стихов для короля Испании Филиппа II , в которую эта картина, похоже, не входила.
Картина находилась в Кромержиже в Моравии с 1673 года, и о ней довольно забыли, поскольку она находилась в стороне от проторенных дорог венецианской живописи . [ 2 ] Оно «не вошло в критическую литературу до 1909 года». [ 3 ] К 1930-м годам среди ученых она была «широко принята как важная последняя работа». [ 4 ] но малоизвестен широкой публике.
При своем первом современном появлении за рубежом он «был встречен с изумленным восхищением» как «звездный объект» крупной выставки в Королевской академии в Лондоне в 1983 году. [ 5 ] описал его Для большинства зрителей это было ново, и Джон Рассел в «Нью-Йорк Таймс» как «самую потрясающую картину в сериале». [ 6 ] Начиная расширенный анализ, сэр Лоуренс Гоуинг писал: «Все эти месяцы – не так уж много – Лондон наполовину находился под чарами этого шедевра, в котором трагический смысл, охвативший поэзию Тициана в семидесятые годы, достиг своего жестокого и жестокого состояния. торжественный экстрим. Почти каждый день перед ним собирается группа посетителей, прикованных и изрядно озадаченных... В Академии люди все еще спрашивают, а по радио благонамеренные критики спорят, как это возможно. ужасно болезненная тема должна быть поводом для красоты и величия в искусстве». [ 7 ]
Описание и тема
[ редактировать ]
Выбор такой жестокой сцены, возможно, был вдохновлен смертью Маркантонио Брагадина , венецианского командира Фамагусты на Кипре содрали кожу, , с которого османы когда город пал в августе 1571 года, что вызвало огромное возмущение в Венеции. [ 8 ] Композиция Тициана, несомненно, заимствована из композиции Джулио Романо, созданной несколькими десятилетиями ранее (см. «Визуальные источники» ниже). [ 9 ]
Оба художника следуют описанию Овидия » «Метаморфоз (книга 6, строки 382–400). [ 10 ] который очень быстро описывает состязание, но относительно подробно описывает сцену сдирания кожи, хотя и с небольшим количеством указаний, которые могли бы помочь визуализировать ее. [ 11 ] Марсий кричит: «Зачем ты отрываешь меня от самого себя?». [ 12 ]
Марсий был искусным игроком на классической авлосе, или двойной флейте, которую во времена Тициана пан-свирели . в искусстве обычно заменяли [ 13 ] и его комплект висит на дереве над его головой. Аполлон играл на своей обычной лире , которая здесь представлена современной лирой да браччо , прародительницей скрипки, имеющей до семи струн. Его играет фигура неопределенной личности, которую некоторые ученые называют самим Аполлоном, возможно, появляющимся во второй раз, поскольку Аполлон явно представляет собой фигуру в лавровом венке, которая преклоняет колени и использует свой нож, чтобы содрать кожу с груди Марсия. [ 14 ] Также было высказано предположение, что музыкантом является Орфей или Олимп, преданный ученик Марсия, которого Аполлон позже обращает к игре на лире, о чем упоминает Овидий. [ 15 ] Мифического царя Мидаса , сидящего старика справа, часто считают автопортретом. [ 16 ] Его линия взгляда вниз на Марсия параллельна линии взгляда музыканта, смотрящего в небо на другой стороне картины.
Овидий избегает вопроса о том, кто были судьями состязания. В большинстве греческих рассказов эту роль играли Три музы , но вскоре эту историю стали путать с другой историей, «Судом Мидаса», который произошел здесь. Это было еще одно музыкальное состязание, всегда с участием лиры и пан-дудочки, но Пан на дудках играл сам . Конечно, Аполлон победил, но в некоторых источниках царь Мидас получил ослиные уши , предпочел Пана и в наказание а Пан был просто унижен. Сидящая фигура справа носит диадему и является Мидасом, хотя его уши, кажется, не пострадали. [ 17 ] Иногда рисовали и «Суд Мидаса». Действие обеих историй происходит во Фригии , в современной Турции , где правил Мидас, который в древнем мире имел различные ассоциации с музыкой. Фригийцы не были греками до эллинизации после Александра Македонского , но жили на краю греческого мира. Человек с ножом носит фригийский колпак .

Аполлону помогают зловещая «скифская» фигура слева, работающая над ногой Марсия, и сатир с ведром позади Мидаса, возможно, для сбора крови или удержания снятой кожи, которую в некоторых версиях истории Аполлон позже использовал. пригвожден в храме. Маленький мальчик, или мальчик-сатир, [ 18 ] сдерживает большую собаку справа, в то время как собака гораздо меньшего размера лакает кровь, упавшую на землю. [ 19 ] Как это было типично во времена Тициана, и особенно в его работах, сатир изображается с ногами и ступнями козла, и его перевернутое положение подчеркивает их, а также придает ему положение, типичное для животных среднего размера, которых перед забоем или снятием шкуры. разделка. [ 20 ] Большая часть его тела все еще кажется нетронутой, но Аполлон держит в руке большой лоскут оторванной кожи, а не держит нож.
Композиционно V-образная форма ног Марсия перекликается с выделенными буквами V согнутых рук четырех ближайших к нему фигур, все из которых смотрят на него. Действительно, его пупок находится почти точно в центре холста, как и сейчас. [ 21 ] Технические экспертизы показали, что два основных отличия композиции Джулио Романо — это изменения, внесенные задолго до того, как была начата покраска; первоначально музыкант просто держал свой инструмент, как в композиции Джулио Романо, а мальчик или маленький сатир и большая собака не присутствовали. [ 22 ] Версия предмета с этими чертами, не Тициана или его мастерской, а, возможно, примерно современная, находится в частной коллекции в Венеции. Он может быть основан на другой версии Тициана или на исследовании и в этом отношении ближе к рисунку Джулио Романо (показанному ниже). [ 23 ]
Значение
[ редактировать ]
Многие писатели пытались уловить смысл «знаменито дикой» картины. [ 24 ] что, несмотря на «жестокость обращения», [ 25 ] Многие сочли его чрезвычайно убедительным и описали как «самую обсуждаемую, почитаемую и ненавистную из всех картин Тициана». [ 26 ] Одним из распространенных предположений было то, что картина отражает идеи неоплатонизма эпохи Возрождения об «освобождении духа от тела». [ 27 ] или приобретение более высокого понимания или ясности. [ 28 ] Подобные идеи обычно рассматриваются в другом известном способе снятия кожи: содранная кожа с автопортретным лицом Микеланджело держал , которое святой Варфоломей в качестве своего атрибута в «Страшном суде» в Сикстинской капелле . В одном из стихотворений Микеланджело использовалась метафора змеи, сбрасывающей старую кожу, для его надежды на новую жизнь после его смерти. [ 29 ]
В этом духе Данте начал свой «Рай» с молитвы, обращенной к Аполлону, которого он просит: «Войди в мою грудь и так всели в меня свой дух, как ты это сделал с Марсием, когда ты вырвал его из покрова его членов. [ 30 ] В некоторых других изображениях эпохи Возрождения мохнатые ноги Марсия кажутся человеческими, когда с них содрали кожу, поэтому он «искуплен от животности, которая обрекла его на эту ужасную судьбу». [ 31 ]
Философ, ставший писателем, Айрис Мердок была особенно очарована картиной, которую она описала в интервью как «величайшую в западном каноне». Он упоминается в трех ее романах и иногда обсуждается персонажами. На ее портрете Национальной портретной галереи для Тома Филлипса репродукция занимает большую часть стены за ее головой. [ 32 ] Она сказала, что это «что-то связано с человеческой жизнью, со всеми ее двусмысленностями, со всеми ее ужасами, ужасами и страданиями, и в то же время есть что-то прекрасное, картина прекрасна, и что-то также связанное с вхождением духовного в мир». человеческое положение и близость богов...» [ 33 ]
Общая интерпретация истории Марсия была иллюстрацией неизбежной катастрофы, которая последовала за высокомерием в форме вызова богу. Идея состязания, укрепляющего общее моральное и художественное превосходство куртуазной лиры или современных струнных инструментов над деревенскими и легкомысленными духовыми инструментами, присутствовала во многих древних дискуссиях и, возможно, сохранила некоторую актуальность в 16 веке. Гоуинг комментирует: «Именно во имя порядка и законов гармонической пропорции, звучащих в музыке струн, Аполлон заявил о своей победе над хаотичным и импульсивным звучанием труб». [ 34 ] Для Эдгара Винда состязание определило «относительную силу дионисической тьмы и аполлонической ясности; и если состязание закончилось содранием кожи с Марсия, то это потому, что снятие кожи само по себе было дионисийским обрядом, трагическим испытанием очищения, посредством которого уродство внешнего мира человек был отброшен, и открылась красота его внутренней сущности». [ 35 ] С другой стороны, были предположения, что картина имеет политическое значение, общее или конкретное, и изображает «справедливое наказание» высокомерных противников. [ 36 ]
Все «три возраста человека» представлены (если сатирам разрешено считать), действительно, справа они выровнены по диагонали. Мальчик или молодой сатир довольно рассеянно смотрит на зрителя, те, кто в расцвете сил, с разными выражениями концентрируются на своих задачах, а Мидас созерцает сцену, по-видимому, с меланхолической покорностью, но не делая дальнейших попыток вмешаться. [ 37 ]
История
[ редактировать ]
Неизвестно, был ли у картины предполагаемый получатель; Главным клиентом Тициана в последние годы его жизни был король Испании Филипп II , однако в сохранившейся переписке картина не упоминается. [ 38 ] Картина вполне может быть одной из тех, что все еще находились в мастерской Тициана после его смерти в 1576 году. [ 39 ] Их несколько, в том числе, например, «Смерть Актеона» в Национальной галерее в Лондоне (определенно предназначенная для Филиппа), [ 40 ] и существует общий спор о том, следует ли считать их законченными или нет. В этом случае подпись и участки детальной отделки могут свидетельствовать о завершении картины. [ 41 ]
Ничего не известно о его истории до того, как он появился в описи 1655 года в коллекции Арундела, находившейся к тому времени в изгнании после гражданской войны в Англии в Амстердаме . Она была сформирована Томасом Ховардом, 21-м графом Арунделом (ум. 1646) и его женой Алетеей Ховард , и была в основном разогнана их сыном после смерти Алетеи в 1655 году. Коллекция в основном была сформирована в 1620-х годах, когда Говарды продолжали свою деятельность. продолжительный визит в Италию, и предполагается, что картина была куплена там. [ 42 ]
Картина была куплена Францом Имстенраедом в 1655 году. [ 43 ] Он был племянником (Эдварда, Эверарда или) Эверхарда Ябаха , банкира из Кельна , который был одним из величайших частных коллекционеров века, а также выступал в качестве агента кардинала Мазарини и Людовика XIV во Франции . В 1650-х годах великолепная коллекция друга Арундела Карла I Английского была рассредоточена по Лондону, и Ябах, действуя от имени Людовика, был одним из многих активных международных покупателей, имевших агентов на местах. [ 44 ]
В 1673 году он был приобретен Карлом II фон Лихтенштейн-Кастелькорн , епископом Оломоуца , после выигрыша в лотерее . [ 45 ] Он также купил большую часть коллекции братьев Бернхарда и Франца Имстенрадов, которая остается нетронутой в Кромержижском замке , бывшем дворце архиепископа, ныне Национальном музее, в Кромержиже . [ 46 ]
Судя по всему, картина была обрезана сверху и снизу и добавлена по бокам, особенно справа, в XVIII веке. [ 47 ] В наше время картина выставлялась за границей в Лондоне в 1983 году. [ 48 ] и 2003 г., [ 49 ] в Вашингтоне в 1986 году, [ 50 ] и в Париже, Вене, Венеции, Риме, [ 51 ] и Нью-Йорк, последний раз на выставке незаконченных работ «Незаконченное: мысли остались видимыми» в Met Breuer в 2016 году. [ 52 ]
Визуальные источники
[ редактировать ]

Марсий, как отдельная фигура, был хорошо известным персонажем римской и эллинистической скульптуры , причем известный тип изображал его связанным и висящим, подняв руки над головой. Вероятно, это произошло в эллинистическом Пергаме , [ 54 ] и был хорошо известен по различным примерам позднего Возрождения, за которым последовал, например, Рафаэль в небольшой сцене на потолке Станцы делла Сеньятура в Ватикане. Но это не очень прямое влияние на композицию Тициана. [ 55 ]
Гораздо ближе «неуклюжий набросок ныне поврежденной фрески » Джулио Романо в Палаццо Те в Мантуе (1524–1534 гг.). [ 56 ] рисунок которого также есть в Лувре ; это явно основной источник композиции. В нем присутствуют все те же фигуры и элементы, за исключением мальчика и собаки, примерно в тех же позах, включая, по-видимому, впервые в искусстве, Марсия, показанного связанным вверх ногами. Стоящая фигура слева - это слуга с лирой, а не игрок на лире да плечик Тициана. [ 57 ] Сидящая фигура Мидаса имеет ослиные уши и явно обеспокоена, закрывая лицо руками, а Аполлон, склонившись не на одно колено, не режет, а сдергивает кожу, как куртку. [ 58 ]
» Андреа Скьявоне « Суд Мидаса из Британской королевской коллекции (в 2017 году выставленный в галерее Кенсингтонского дворца ) написан примерно двадцатью годами ранее, ок. 1548–1550 гг., по атмосфере и некоторым деталям композиции сравним с Тицианом. Тициан «должно быть, также помнил элементы этой картины: задумчивые и отвлеченные взгляды Аполлона и Мидаса, а также радикально свободную импрессионистическую манеру письма, используемую для усиления драматического настроения истории». Аполлон тоже играет на лире да браччио, а Мидас, еще с нормальными ушами, смотрит прямо на Пана. [ 59 ]
Мидас или «Мидас/Тициан принимает традиционную позу меланхолика», которую Тициан мог знать по предполагаемому портрету Микеланджело в роли Гераклита Рафаэля в «Афинской школе » и Альбрехта Дюрера , «Меланхолии I» не говоря уже о Скьявоне. [ 60 ]
Техника и стиль
[ редактировать ]Техника характерна для позднего стиля Тициана. Николас Пенни отмечал, что существуют «интенсивные зеленые, синие и красные цвета ( киноварь, а также малиновый )… после 1560 года Тициан начал наносить эти цвета мазками , часто пальцами, так что к какой-либо из форм они принадлежат только наполовину. и кажутся плывущими по поверхности картины: очевидно, он написал их последними... все еще можно увидеть дымчатые отрывки предварительной живописи (особенно призрачное тело Аполлона), но кровь, собачьи языки и ленты на деревьях. ярко-красные». [ 61 ]
Описывая группу поздних работ, которые он считает законченными, в том числе и эту: [ 62 ] и противопоставляя их «Смерти Актеона» , которую он считает незавершенной, Пенни отмечает, что «воздействие размытых участков живописи (... неразборчивых расстояний, пронизывающей свет листвы) усиливается контрастом с формами, которые были смоделированы более полно, хотя и часто нарисованы грубо, да и с некоторыми более подробно (диадема Мидаса...)». [ 63 ] На лезвиях ножа, ведре и других местах имеются сильные белые блики, сравнимые с таковыми на картине «Тарквиний и Лукреция» , которую Тициан поставил в 1571 году. [ 64 ]
Помимо чисто технических средств, многие критики пытались сформулировать отсылки к изобразительному языку Тициана в этой и других очень поздних картинах. [ 65 ] По словам Сиднея Фридберга , «поверхности тел излучают посеребренное свечение, а атмосфера, почти невыносимо плотная, подобна приглушенному огню. чувство возвышенного». [ 66 ] Для Джона Стира «говорят не отдельные цвета, а сплошное излучение ломаных штрихов, напоминающее зеленовато-золотое, которое забрызгано, в соответствии с темой, красными, как пятна крови. Видение и выражение здесь таковы. многое из того, что они не могут разделить даже в целях обсуждения... Напряженная борьба Тициана за то, чтобы уловить в краске, через тон и цвет, физическую реальность сцены, является фундаментальной частью их смысла». [ 67 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Робертсон, 231; осталось только «... NUS P», предположительно от «TITIANUS P[inxit]» – «Тициан нарисовал это».
- ^ Хаус, 717-718.
- ^ Робертсон, 231
- ^ Робертсон, 231
- ^ Хейл, 718, цитируется 1-м; Розанд (2010), 19, второе место; Робертсон — запись в каталоге
- ^ Джон Рассел, ИСКУССТВО: ВЕНЕЦИАНЦЫ 1500-Х ГОДОВ В БРИТАНСКОЙ КОРОЛЕВСКОЙ АКАДЕМИИ , 17 декабря 1983 г.; Розанд, 1985, 295–297.
- ^ Гоуинг
- ^ Хейл, 715; Сом, 97 лет; Ричард
- ^ Робертсон, 231
- ^ www.theoi.com Текст «Метаморфозы Овидия» на английском языке. книги 6
- ^ Гауинг; Ричард
- ^ Цитируется, Хейл, 712–713; Ветер, 172, линия Овидия 385.
- ^ Bull, 305 за ряд других инструментов, но все они из духовой секции. Состязание с Паном освещено и в «Метаморфозах» (XI, 146-93).
- ^ Хелд, 187; Хейл, 714; Робертсон, 231–232; Гоуинг
- ^ Розанд (2010), 22; Сом, 96 лет; Гоуинг
- ^ Хелд, 187; Робертсон, 231 год; Сом, 97 лет; Гловер
- ^ Булл, 303–305; Зал, 27–28; Робертсон, 232 года; Хейл, 713. Должен ли Мидас на самом деле быть судьей или просто зрителем, в разных источниках варьируется.
- ^ Хейл, 714; То немногое, что можно увидеть на его ногах, кажется пушистым, и описывают его как сатирина. некоторые авторы
- ^ Гоуинг
- ^ Булл, 303–304; Хейл, 713
- ^ «Джон Дуброу о Тициане». Архивировано 23 марта 2023 г. в Wayback Machine в журнале «Художники на картинах»; Розанд (2010), 27 лет
- ^ Проведено, 187
- ^ «Поздний Тициан в Венеции» , обзор выставки, март 2008 г.
- ^ Роял, 222
- ^ Робертсон, 232
- ^ Дом, 718
- ^ Хелд, 187–189; Сом, 97 цитируется; Розанд (2010), 40 лет
- ^ Ветер, 171–173, о других изображениях 16 века.
- ^ Сикстинская, 206; Ветер, 187–188; Хейл, 713–714 гг.
- ^ Ветер, 173–174, цитирование Парадизо I, 13–21; Хейл, 713
- ^ Бык, 305
- ^ картина
- ^ Парижский обзор. Это романы: «Довольно почетное поражение» (1970), «Черный принц» (1973) и ее последний « Дилемма Джексона» (1995); Хейл, 718
- ^ Гауинг; Розанд (2010), 19–20; Хелд, 190; Хейл, 713, 715–717.
- ^ Ветер, 172–173.
- ^ Хелд, 190–191, 193.
- ^ Хелд, 191–192; Сом, 97–98; Розанд (2010), 22 года; Мэтьюз
- ^ Дом, 711-712.
- ^ Робертсон, 231
- ^ Пенни, 250–252.
- ^ Пенни, 250–252; Робертсон, 231 год; Jaffé, 25–28, 59, 151–152 (при этом обе точки зрения высказываются разными авторами). Картина была на этой выставке, но не в каталоге; Гоуинга и ответное письмо Пенни ниже, что может указывать на изменение позиции; в 1984 году Пенни подчеркивает незавершенные аспекты, в 2008 году — те, которые предполагают завершение.
- ^ Робертсон, 233; Розанд (2010), 43, примечание 26
- ^ Робертсон, 233
- ^ Броттон, 298–299.
- ^ Робертсон, 233; Похоже, от лотереи отказались из-за отсутствия продаж, а фактическая покупка произошла путем обычной продажи . Архивировано 24 августа 2017 г. на Wayback Machine .
- ^ Мачитка, Любор, отрывок из «Истории архиепископской галереи в Оломоуце», 13, ACTA UNIVERSITATIS PALACKIANAE OLOMUCENSIS, NEERLANDICA II – 2003 г.
- ^ Робертсон, 231, цитирует Неймана (см. дальнейшую литературу)
- ^ Робертсон, 231
- ^ Яффе, бывший каталог
- ^ Ричард
- ^ в 2013 г., Обзор выставки в Financial Times.
- ^ Розанд (2010), 19; Все дальнейшие сайты, упомянутые в «Джон Даброу о Тициане», Архивировано 23 марта 2023 г. в Wayback Machine , и «Дэвид Молески о фильме Тициана «Снятие кожи с Марсия», Архивировано 23 марта 2023 г., в Wayback Machine , в разделе Художники на картинах.
- ^ «Поздний Тициан в Венеции» , обзор выставки, март 2008 г.
- ↑ Первоначально он был частью группы с Арротином , тогда известным как Скиф , фигурой раба, затачивающего нож, хотя связь между ними не была осознана до 17 века.
- ^ Холл, 27; Булл, 301–303; Боги, 185
- ^ Дом, 714
- ^ Робертсон, 231–232; Булл, 303–304; Розанд (2010), 19–20; Королевская, 222
- ^ Бык, 304
- ^ Роял, 222, цитируется. Уши Мидаса «почти не обозначены», поскольку позже, в 1990-х годах, краска была удалена; «Андреа Скьявоне (ок. 1510–1563), Суд Мидаса ок. 1548–1550» Веб-страница Королевской коллекции
- ^ Сом,
- ^ Пенни, 251 цитируется. См. также Розанд (2010), 23–27 и Сом, 96–98.
- ^ Пенни, 252 года, но см. его более раннее письмо в ответ Гоуингу (под ним на веб-странице), где он придерживается противоположной точки зрения.
- ^ Пенни, 252
- ^ Розанд (2010), 24
- ^ Дополнительный пример см. Sohm, 97–98.
- ^ Фридберг, 516
- ^ Стир в Яффе, 43. Более подробный отчет о позднем стиле Тициана см. Стир, Джон , Венецианская живопись: краткая история , 139–144, 1970, Лондон: Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN 0500201013
Ссылки
[ редактировать ]
- Булл, Малкольм, Зеркало богов: как художники эпохи Возрождения заново открыли для себя языческих богов , Oxford UP, 2005, ISBN 0195219236
- Броттон, Джерри , Продажа товаров покойного короля: Карл I и его коллекция произведений искусства , 2007, Пэн Макмиллан, ISBN 9780330427098
- Фридберг, Сидней Дж. Живопись в Италии, 1500–1600 гг. , 3-е изд. 1993, Йель, ISBN 0300055870
- Гловер, Майкл, «Великие произведения: Снятие кожи с Марсия (около 1575 г.), Тициан» , The Independent , 28 октября 2010 г.
- Гоуинг, Лоуренс «Человеческие вещи» , Лондонское обозрение книг , Vol. 6 № 2 · 2 февраля 1984 г., страницы 13–14.
- Хейл, Шейла, Тициан: Его жизнь , 2012, Harper Press, стр. 712–716. ISBN 978-0-00717582-6
- Холл, Джеймс, Словарь предметов и символов Холла в искусстве , 1996 (2-е изд.), Джон Мюррей, ISBN 0719541476
- Хелд, Ютта, «Снятие кожи с Марсия Тицианом: анализ анализа», Oxford Art Journal 31, вып. 2 (2008): 181–94, JSTOR.
- Яффе, Дэвид (редактор), Тициан , Компания Национальной галереи / Йельский университет, Лондон, 2003 г., ISBN 1 857099036
- Мэтьюз, Дэвид , «Снятие кожи с Марсия Тициана как метафора трансформации» (первоначально опубликовано в The Salisbury Review , 1993)
- Paris Review: «Любимая картина Айрис Мердок» , Дэн Пипенбринг , The Paris Review , 15 июля 2015 г.
- Пенни, Николас , Каталоги Национальной галереи (новая серия): Итальянские картины шестнадцатого века, Том II, Венеция 1540–1600 , 2008, National Gallery Publications Ltd, ISBN 1857099133
- Ричард, Поль «Тициан Тур де Форс, «Сдирание кожи с Марсия» в NGA» , 26 января 1986 г., The Washington Post
- Робертсон, Джайлз, в Джейн Мартино (редактор), «Гений Венеции», 1500–1600 , 1983, Королевская академия художеств, Лондон (кошка № 132)
- Розанд, Дэвид (2010), «Самый музыкальный из скорбящих, плачь снова!»: «Триумф Марсия» Тициана». Арион: Журнал гуманитарных наук и классики , 17, вып. 3 (2010): 17–43. ДЖСТОР
- Розанд, Дэвид, (1985), «Обзор выставки: гений Венеции», Renaissance Quarterly , vol. 38, нет. 2, 1985, стр. 290–304, JSTOR.
- «Королевский»: Люси Уитакер, Мартин Клейтон, Искусство Италии в королевской коллекции: Ренессанс и барокко , Royal Collection Publications, 2007, ISBN 978 1 902163 291
- «Сикстинская»: Пьетранджели, Карло и др., Сикстинская капелла: искусство, история и реставрация , 1986, Harmony Books/Nippon Television, ISBN 0-517-56274-X
- Зом, Филип Линдсей, Художник стареет: старение искусства и художников в Италии, 1500–1800 , 2007, издательство Йельского университета, ISBN 0300121237 , ISBN 9780300121230
- Ветер, Эдгар , Языческие тайны в эпоху Возрождения , изд. 1967 г., Peregrine Books
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Апесос, Антоний, «Снятие кожи с Марсия Тицианом: красочный триумф» , Искусство и история , 2018
- Нойман, Яромир, Тициан: «Сдирание кожи с Марсия» , 1962, Весенние художественные книги (30 страниц)
- Панофски, Эрвин , Проблемы Тициана, в основном иконографические , 1969 г.