Дэвид Мэтьюз (композитор)
Дэвид Мэтьюз (родился 9 марта 1943 г.) — английский композитор преимущественно оркестровых, камерных , вокальных и фортепианных произведений.
Жизнь
[ редактировать ]Мэтьюз родился в Лондоне в музыкальной семье, хотя и не имеющей формального образования; желание сочинять не проявлялось, пока ему не исполнилось шестнадцать, и какое-то время он и его младший брат Колин Мэтьюз , тоже композитор, были единственными учителями друг для друга. Начало «малеровского бума» в начале 1960-х годов, когда произведения Густава Малера впервые стали входить в регулярный британский репертуар, дало им обоим огромный творческий импульс; но хотя с тех пор они иногда сотрудничали в качестве аранжировщиков (например, при оркестровке семи ранних песен Малера) и в качестве редакторов (в опубликованной версии Дерика Кука «исполнительской версии» проекта Десятой симфонии Малера ), как композиторы они их пути разошлись.
Дэвид Мэтьюз читал классику в Ноттингемском университете , а затем, чувствуя себя все еще слишком самоучкой, изучал композицию у Энтони Милнера ; ему также очень помогли советы и поддержка коллеги-британского композитора Николаса Мо . [1] Затем в течение трех лет он был связан с Бенджамином Бриттеном и Олдебургским фестивалем . Лишь в 25 лет он создал произведение, которое удовлетворило его настолько, что его можно было назвать «Опусом 1». Он в основном избегал преподавания, но для поддержки своей композиторской карьеры много занимался редакционной работой и оркестровкой музыки для фильмов . Он также время от времени писал статьи и обзоры для различных музыкальных журналов, кульминацией которых стала его книга 1980 года о сэре Майкле Типпетте , композиторе, которым он безмерно восхищается.
Характеристики
[ редактировать ]Типпет действительно оказал одно из самых сильных ощутимых влияний на собственную музыку Мэтьюза, которую можно охарактеризовать как мощную дистилляцию и развитие определенных качеств, которые отличают поколения английских композиторов Типпета, Бриттена и Мо - особенно их экстатическое мелодическое письмо и ярко расширенную тональную гармонию. . Но в основе этой обманчиво «английской» поверхности и все более выдвигающейся на передний план в недавних работах лежит забота о крупномасштабной структуре, которая скорее связана с центральноевропейской традицией, начиная с Малера и, в конечном счете, с Бетховеном . С 1990-х годов он стал все больше интересоваться танго как формой танца, способной нести сложные структуры, и в некоторых его симфониях и струнных квартетах танго занимает место, традиционно отведенное для скерцо .
Выход
[ редактировать ]Хотя он написал изрядное количество вокальной музыки, в частности цикл песен « Золотое королевство » на стихи Кэтлин Рейн и «Кантига» , драматическую кантату на трагическую историю Инес де Кастро на текст романистки Мэгги Хемингуэй ( которая была партнершей Мэтьюз последние десять лет ее жизни), творчество Мэтьюз в целом сосредоточено на классических инструментальных и оркестровых формах. Его серия из (на сегодняшний день) пятнадцати струнных квартетов - одна из самых выдающихся, написанных композитором за последние годы. [2] На сегодняшний день он написал десять симфоний, девять из которых были записаны на коммерческой основе. Они и сопровождающая их группа произведений, таких как «Сентябрьская музыка» , « Серенада» , два концерта для скрипки, концерты для виолончели, фортепиано и гобоя, симфонические поэмы « В темное время» , «Музыка рассвета» , «Видение и путешествие» и монументальная оркестровая Чакона (вдохновленная стихотворением Джеффри Хилла ) показывает, что он умело справляется с большими и маленькими оркестрами.
В 2013 году Мэтьюз отпраздновал свое 70-летие. Это событие было отмечено: портретным концертом ансамбля Нэша в Уигмор-холле, который включал премьеру квартета для флейты и струнных A Blackbird Sang ; новая крупная симфоническая поэма «Видение моря» , премьера которой состоялась на выпускном вечере филармонии BBC; новый концерт для скрипки, альта и струнных, подготовленный по заказу фестивалей Престейн и Челтнем; две фортепианные пьесы для Уильяма Ховарда, исполненные на фестивале в Спиталфилдс; и выпуск двух записей - диска с фортепианной музыкой для Toccata Classics с участием пианистки Лауры Миккола и диска Даттона с Симфонией № 7 Мэтьюза (Борнмутский симфонический оркестр / Джон Кэрью) и Вечерней для хора и оркестра (BSO / The Bach). Хор /Дэвид Хилл) [3]
Вместе с Роджером Скратоном он написал двухактную оперу «Анна» , премьера которой состоялась 14 июля 2023 года на фестивале Grange Festival .
Список работ
[ редактировать ]Симфонии
[ редактировать ]- Симфония № 1, соч. 9 (1975–78, ред. 2007 г.)
- Симфония № 2, соч. 17 (1976–79)
- Симфония № 3, соч. 37 (1983–85)
- Симфония № 4, соч. 51 (1989–90)
- Симфония, соч. 67 (1995–96)
- Симфония № 5, соч. 78 (1998–99)
- Симфония № 6, соч. 100 (2003–07)
- Симфония № 7, соч. 109 (2008–09)
- Симфония № 8, соч. 131 (2014)
- Симфония № 9, соч. 140 (2016)
- Симфония №10, Возрождение , Op.157 (2020-2021)
Оркестровый
[ редактировать ]- Маленький концерт , соч. 6, малый оркестр (1970–71)
- Элегия , малый оркестр, соч. 16а (1977), транскрипция третьей части, Струнный квартет № 2)
- Соната Каноника , малый оркестр, соч. 19 (1978–79)
- Сентябрьская музыка , соч. 24 (1979–80)
- Белые ночи , фантазия для скрипки с оркестром (или фортепиано), соч. 26 (1980)
- Государственный гимн наносит ответный удар (1980)
- Интроит для двух труб и струнных, соч. 28 (1981)
- Серенада для малого оркестра, соч. 29 (1982)
- Концерт для скрипки № 1, соч. 31 (1982–83)
- Симфоническая поэма «В темное время» , соч. 38 (1984–85)
- Вариации на тему хорала Баха «Ночь приближается», 24 и более струнных, соч. 40 (1986)
- Чакона для оркестра соч. 43 (1986–87)
- Музыка рассвета , симфоническая поэма, соч. 50 (1989–90)
- Романза для виолончели с оркестром, соч. 49 (1990)
- Скерцо каприччиозо , соч. 52 (1990)
- Каприччио для двух валторн и струнных, соч. 54 (1991)
- Концерт для гобоя, соч. 57 (1991–92)
- «От моря до неба» , увертюра, соч. 59 (1992)
- «Видение и путешествие» , симфоническая фантазия, соч. 60 (1992–93, ред. 1996–97)
- Адажио для струнных , соч. 56b (1995) (из струнного квартета № 6)
- Альбом для рисования песен и танцев , соч. 65а (1996) (также для камерного ансамбля)
- Бёрнем Вик, соч. 73 (1997)
- Концерт для скрипки № 2, соч. 74 (1997–98)
- Две пьесы для струнного оркестра , соч. 70 (1996–2000)
- После восхода солнца , соч. 82 (2000–01)
- Обаде, соч. 83 (2000–01)
- «Воспоминания о зиме» , для альта и струнных (или фортепиано), соч. 86 (2001)
- Концерт для виолончели с оркестром в стиле адзурро , соч. 87 (2000–02)
- В гостях в Рио (2002)
- Тотальное танго для струнных соч. 80а (2003) (из струнного квартета № 9, соч. 80)
- Ю Дэрин Ду ( The Blackbird ) для струнных (2004)
- «Фанфары и цветы» для симфонического оркестра, соч. 103 (2005–06)
- Песня «Спокойной ночи» для струнного оркестра, соч. 102a (2006) (версия Darkness Draws In для альта)
- Концерт для фортепиано и струнных, соч. 111 (2010)
- Три птицы и прощание для струнных, соч. 118 (2004–11)
- Романза для скрипки и струнных (или фортепиано), соч. 119 (2011–12)
- Двойной концерт, соч. 122 (2013)
- Видение моря , соч. 125 (2013)
Трио, квартеты и квинтеты
[ редактировать ]- Струнный квартет № 1, соч. 4 (1969–70, ред. 1980)
- Струнный квартет № 2, соч. 16 (1974–76)
- Струнный квартет № 3, соч. 18 (1977–78)
- Струнный квартет № 4, соч. 27 (1981)
- Фортепианное трио № 1, соч. 34 (1983)
- Кларнетный квартет, соч. 35 (1984)
- Струнный квартет № 5, соч. 36 (1984–85)
- Струнное трио № 1, соч. 48 (1989)
- Струнный квартет № 6, соч. 56 (1990–91)
- Фортепианное трио № 2, соч. 61 (1993–94)
- Струнный квартет № 7, для тенора и струнного квартета, тексты Каммингса , Д.Х. Лоуренса и « Песни песней» , соч. 64 (1994)
- Струнный квартет № 8, соч. 75 (1998)
- Струнный квартет № 9, соч. 80 (2000)
- Струнный квартет № 10, соч. 84 (2000–01)
- Струнное трио № 2, соч. 89 (2003)
- Фортепианный квинтет, соч. 92 (2004)
- Фортепианное трио № 3, соч. 97 (2005)
- Струнный квартет № 11, соч. 108 (2007–08)
- Струнный квартет № 12, соч. 114 (2004–10)
- Валторнический квинтет, соч. 115 (2010)
- Струнный квартет № 13, соч. 136 (2014-2015)
- Струнный квартет № 14, соч. 145 (2016–2017)
- Струнный квартет № 15, соч. 159 (2021)
Камера
[ редактировать ]- Зеркало Canon для струнного квартета (1963)
- Две фантазии, соч. 5, альт и виолончель (1970–71)
- Сонатина для скрипки, соч. 8 (1974)
- Музыка вечера , гитара и камерный ансамбль, соч. 11 (1976)
- Траурные песни и танцы для виолончели, соч. 12 (1976)
- Токкаты и пасторали , для двух гобоев, фагота и клавесина, соч. 13 (1976)
- Кантарес, гитарный ансамбль и струнный квартет (1980) (сотрудничество с Питером Скалторпом )
- Дуэт-вариации для флейты (или скрипки) и фортепиано, соч. 30 (1982)
- Зимнее путешествие , для скрипки (или альта), соч. 32 (1982–83)
- Вальсы Берка и Уиллса , камерный ансамбль (1985) (концертная сюита из музыки к фильму «Бёрк и Уиллс» , сотрудничество с Питером Скалторпом)
- Три этюда для скрипки, соч. 39 (1985)
- Ария для скрипки и фортепиано, соч. 41 (1986)
- «Снятие кожи с Марсия» , концертино для гобоя и струнного квартета, соч. 42 (1986–87)
- Танец Дэнни для скрипки и альта (1989)
- Длинные львиные дни для виолончели и фортепиано, соч. 55 (1991–93)
- Блюз Монтаны Тейлора для гобоя и фортепиано, соч. 57а (1993) (из Концерта для гобоя)
- «Маленький треноди» , английский рожок (или фагот), соч. 63 (1993)
- Пение для альта (1997)
- Y Дэрин Дю ( Черный дрозд ) для скрипки, альта, виолончели и фортепиано (1998)
- Пьесы семи для флейты и фортепиано (1998)
- Канон для Михаила , струнный квартет (1998)
- Танго Флагеолетто для виолончели и фортепиано (1999)
- Три римские миниатюры для кларнета, соч. 81 (1999–2000)
- Сарабанда для флейты и фортепиано (2000)
- Восемь дуэтов для двух скрипок, соч. 79 (1999–2001)
- Пятнадцать фуг для скрипки, соч. 88 (1999–2002)
- Пастораль для скрипки и фортепиано (2002)
- Not Farewell для альта/скрипки (2003)
- Dialectic cordiale для скрипки и виолончели (2003)
- Маленькая серенада для струнного квартета, соч. 93 (2004)
- Две кукушки для блокфлейты-альта (2004)
- Чакона для города Сен-Назер для скрипки и виолончели (2004)
- Танец Мариуса для двух скрипок (2005)
- В темном лесу для кларнета и фортепиано (2005)
- Darkness Draws In для альта, соч. 102 (2005)
- Танго ди Бода для гитары, скрипки, контрабаса, фортепиано и аккордеона (2006)
- Адонис для скрипки и фортепиано, соч. 105 (2007)
- Путешествующие песни для виолончели, соч. 95 (2004–08)
- «Черный дрозд спел» для флейты, скрипки, альта и виолончели, соч. 121 (2013)
- Дуэт-соната для скрипки и виолончели, соч. 123 (2013)
Клавиатура
[ редактировать ]- Фуга на тему БАХА , фортепиано в четыре руки (1964)
- Этюд, соч. 21 (1978)
- Три прелюдии, соч. 15 (1976–79, ред. 2005 г.)
- Соната для фортепиано, соч. 47 (1989)
- Один для танго , соч. 51d (1993) (из четвертой части, Симфония № 4, соч. 51)
- Доктор Холман, Его гальярда для клавесина (1996)
- Четыре вальса для фортепиано в четыре руки (1996)
- Вариации для фортепиано , соч. 72 (1997)
- «Осторожно на грязной дороге» для фортепиано в четыре руки (1999) (совместно с Жаном Хассе)
- Призыв для органа (2000)
- Два любовных дуэта для фортепиано в четыре руки (2000)
- Оркестр ангелов для органа, соч. 85 (2001)
- Три фуги , соч. 88а (2001–02) (из «Пятнадцати фуг» , соч. 88)
- Плач (2002)
- Come Down O Love Divine для органа (2004)
- 75 ступенек вверх по Храму Форчун-Хилл (2005)
- Jenifer Chorale' для фортепиано, 7/8 игроков (2005)
- Вариация на тему «Кромер» для органа (2005)
- Один (2006)
- Два дифирамба Диониса , соч. 94 (2004–07)
- Четыре портрета , соч. 124 (2013)
Хоровой
[ редактировать ]- Христос рождается от девичьей ярмарки для смешанного хора (1968)
- Ковентри Кэрол для смешанного хора (1969)
- Звезды , кантата для хора и оркестра, текст Питер Холман ), соч. 3 (1970)
- Четыре гимна , смешанный хор, соч. 20 (1972–78)
- Компания влюбленных , пять песен для смешанного хора, тексты Дэвида Кэмпбелла , Джудит Райт , соч. 25 (1980)
- «Розовая песнь» для смешанного хора (1986)
- Корабль Смерти для восьми смешанных голосов, текст Д. Х. Лоуренса, соч. 46 (1988–89)
- Фанфары Королеве-матери для смешанного хора (1990)
- Сальве Регина для смешанного хора (1991, ред. 2005)
- Good Cheer, Piers для смешанного хора (1993)
- «Моменты видения» для смешанного хора, соч. 68 (1978–95)
- Вечерня для солистов, хора и оркестра на тексты Рильке , соч. 66 (1993–96)
- Hurahing in Harvest для шести смешанных голосов, текст Джерарда Мэнли Хопкинса ), соч. 71 (1997)
- «Дверь зари» для смешанного хора, соч. 76 (1999)
- Псалом 23 для смешанного хора и органа, соч. 90 (2003)
- Æquam memento для смешанного хора, текст Горация , соч. 91 (2003–04)
- Два хора для смешанного хора, текст У. Х. Одена ), соч. 101 (2005)
- «Ключ Королевства» для смешанного хора и органа, соч. 106 (2008)
- Колесо Фортуны для микса хора, перкуссии и струнных, текст Боэция ), соч. 120 (2011–12)
- Два стихотворения Джона Клера для детского хора и фортепиано, соч. 127 (2013)
Вокал
[ редактировать ]- Три песни для баритона и фортепиано, текст Алана Льюиса , соч. 2 (1969–70)
- Три песни для сопрано с оркестром, тексты Виктора Гюго , Поля Элюара , Шарля Бодлера , соч. 1 (1968–71)
- Upon Time четыре песни для среднего голоса и фортепиано на тексты Гуго фон Хофмансталя , Роберта Херрика , Джакомо Леопарди , соч. 7 (1970–71)
- Часослов , шесть песен для меццо-сопрано и фортепиано, текст Рильке, соч. 10 (1975 г., ред. 1999 г.)
- Эклога для сопрано и камерного ансамбля на текст Генри Воана , соч. 14 (1976)
- «Однажды и сейчас» , шесть песен для сопрано и фортепиано, тексты Гуго фон Гофмансталя, Фридриха Гёльдерлина , соч. 22 (1972–79)
- Четыре песни Йейтса для тенора и фортепиано, соч. 23 (1976–79)
- Последовательность облаков для оратора и ансамбля, тексты Шелли , Вордсворта , Джерарда Мэнли Хопкинса , Джеймса Томсона , Руперта Брука (1979)
- Цикл песен «Золотое королевство» для сопрано и фортепиано, тексты Шелли, Кэтлин Рейн , Уильяма Блейка , высокий голос, фортепиано, соч. 33 (1979–83)
- Кантига для сопрано и оркестра на текст Мэгги Хемингуэй , соч. 45 (1987–88)
- Марина для баритона, бассетгорна, альта и фортепиано, текст Т.С. Элиота , соч. 44 (1988)
- Шесть песен From Coastal Stations для среднего голоса и фортепиано на текст Мэгги Хемингуэй, соч. 53 (1990–91)
- «Спящий Господь» для сопрано, флейты, кларнета, арфы и струнного квартета, текст Дэвида Джонса , соч. 58 (1992)
- Гордость для сопрано, альта, тенора и струнного квартета, текст Мэгги Хемингуэй (1993)
- «Съезд страстей» , кантата для среднего голоса, гобоя и фортепиано, текст Сафо , соч. 62 (1993–94)
- Две песни Хаусмана для сопрано и струнного квартета, соч. 69 (1996)
- Зимние страсти для баритона, кларнета, скрипки, альта, виолончели на текст Пушкина , соч. 77 (1999)
- «Путешествия» , четыре песни для среднего голоса, фортепиано и струнных, тексты Шарля Бодлера, Виктора Гюго, соч. 96 (2003–04)
- «Движение осени» — пять песен для сопрано и небольшого оркестра на текст Вернона Уоткинса , соч. 98 (2003–05)
- That Very Breath для меццо-сопрано, скрипки, альта и виолончели, текст Беверли Эшилл, соч. 99 (2005)
- «Грозная красота» для среднего голоса, флейты, кларнета, арфы и струнного квартета, тексты Гомера , Шекспира , соч. 104 (2006–07)
- One Foot in Eden для тенора, фортепиано и струнного квартета, текст Эдвина Мьюира , соч. 107 (2008)
- Счастье для высокого голоса и диктофона, тексты Эмили Дикинсон , Эдварда Томаса , Карла Сэндберга , Д.Х. Лоуренса, соч. 110 (2009)
- Актеон , для динамика, тенор-саксофона, трубы, скрипки и фортепиано (текст Овидия , тр. Теда Хьюза , соч. 113 (2009–10)
- Правила жизни для высокого голоса и фортепиано на текст Гете , соч. 116 (2002–11)
- Три Данвичские песни для высокого голоса и фортепиано, соч. 126, (2008–13)
Книги
[ редактировать ]- Майкл Типпетт, Вводное исследование , Faber & Faber , 1980.
- Пейзаж в звуке (1-я лекция памяти Питера Фуллера ), Claridge Press , 1992 г.
- Бриттен , Haus Publishing , 2003 г.
- Хайд, Томас (редактор): Дэвид Мэтьюз: эссе, дань уважения и критика , Plumbago Books and Arts, 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Родерик Даннетт. «Мэттьюз, Дэвид (Джон)» в Grove Music Online (2001)
- ^ Полная серия записей струнных квартетов из Toccata Classics.
- ^ «Дэвид Мэтьюз - Биография» . www.fabermusic.com .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1943 года рождения
- Живые люди
- Композиторы-классики XX века
- Английские композиторы XX века
- Английские музыканты-мужчины 20-го века
- Композиторы-классики XXI века
- Английские композиторы XXI века
- Английские музыканты-мужчины XXI века
- Английские композиторы-классики
- Английские композиторы-классики мужского пола
- Выпускники Ноттингемского университета