Скерцо
шутку В ( / ˈ sk ɛər t s oʊ / , Великобритания также / ˈ s k ɜːr t - / , Итальянский: [ˈskertso] ; во множественном числе scherzos или scherzi ), в западной классической музыке , представляет собой короткую композицию — иногда часть более крупного произведения, такого как симфония или соната . Точное определение менялось с годами, но скерцо часто относится к части, заменяющей менуэт , в качестве третьей части в четырехчастном произведении, таком как симфония , соната или струнный квартет . [1] Этот термин также может относиться к динамичной юмористической композиции, которая может быть, а может и не быть частью более крупного произведения. [2]
Происхождение
[ редактировать ]
Итальянское скерцо слово означает « шутка » или «шутка». Реже слово badinerie с аналогичным значением (также пишется battinerie ; от французского использовалось слово scherzando используется «шутка»). Иногда в нотной записи («шутка») , чтобы указать, что отрывок должен быть исполнен в игровой форме.Раннее использование слова скерцо в музыке встречается в беззаботных мадригалах периода раннего барокко , которые часто называли скерцо музыкальными , например:
- Клаудио Монтеверди написал два комплекта произведений с этим названием: в 1607 и 1632 годах.
- Антонио Брунелли написал Скерци, Арье, Канцонетту и Мадригале для голосов и инструментов в 1616 году.
- Иоганн Баптист Шенк написал Musica Scherzi (четырнадцать сюит для гамбы и континуо ). [3]
Позже композиторы стали применять термин скерцо (множественное число скерцо или скерци), а иногда и бадинери. [4] к некоторым инструментальным произведениям в быстром темпе в двухметровом размере , например:
- Скерцо Партиты № 3 Иоганна Себастьяна Баха для клавишного инструмента . [3]
- Самая известная «Badinerie» — заключительная часть Оркестровой сюиты № 2 Баха си минор .
- Бадинеры во французских увертюрах Георга Кристофа Граупнера и Филиппа Телемана .
Скерцо, наиболее известное сегодня, развилось из менуэта и трио и постепенно пришло на смену ему как третья (иногда вторая) часть в симфониях , струнных квартетах , сонатах и подобных произведениях. Традиционно он сохраняет трехметровый размер и троичную форму менуэта, но значительно быстрее. Часто, но не всегда, оно носит беззаботный характер.
Основные особенности включают мелодию из 6–8 тактов с ощущением одного удара на такт.
Форма
[ редактировать ]Скерцо само по себе представляет собой округлую бинарную форму , но, как и менуэт, обычно исполняется с сопровождающим его трио, за которым следует повторение скерцо, создавая ABA или троичную форму . Иногда это делается дважды и более (АБАБА). Тема «B» представляет собой трио , контрастную часть не обязательно только для трех инструментов, как это часто бывает со вторым менуэтом классических сюит ( в первом Бранденбургском концерте знаменитый пример есть ). В некоторых случаях скерцо имеет форму сонаты , например, третья часть Четвертой симфонии Брамса ми минор .
Внешний вид/примеры в композициях
[ редактировать ]Скерцо иногда по-разному отличаются от этой традиционной структуры.
- Некоторые примеры не имеют обычного тройного метра — например, скерцо , Чайковского Четвертой симфонии которое находится в 2
4 раза; или трио-часть скерцо из его Второй симфонии , которая находится в 2
8 раз. Бетховена Другой пример — Соната для фортепиано № 18 . Этот пример также необычен тем, что написан в ортодоксальной сонатной форме, а не в обычной троичной форме для такой части, и поэтому в нем отсутствует раздел трио. Эта соната необычна еще и тем, что за скерцо следует часть менуэта и трио, тогда как в большинстве сонат есть либо часть скерцо, либо часть менуэта, но не то и другое одновременно. Некоторые аналитики [ ВОЗ? ] попытались объяснить эти нарушения, анализируя скерцо как медленную часть сонаты, которая довольно быстрая. Это сохранит традиционную структуру четырехчастной сонаты, которой обычно следовал Бетховен, особенно в первой половине его фортепианных сонат. - Йозеф Гайдн писал менуэты, близкие по тональности к скерци, но именно Людвиг ван Бетховен и Франц Шуберт первыми широко использовали скерци, причем Бетховен, в частности, превратил вежливый ритм менуэта в гораздо более интенсивный – а иногда даже дикий – танец. . Хотя в 1781 году Гайдн заменил скерци менуэтами во всех своих шести струнных квартетах, соч. 33 .
Скерцо оставалось стандартной частью симфонии и родственных ей форм на протяжении XIX века и далее. Композиторы также стали писать скерци как самостоятельные пьесы, расширяя границы формы.
- Первые три из Фредерика Шопена четырех знаменитых скерцо для фортепиано особенно мрачны, полны энергии и вряд ли кажутся шутками. Роберт Шуман заметил о них: «Как может «гравитация» одеться, если «шутка» окутывает темными покровами?» [5] Четыре скерцо Шопена написаны как отдельные части, в беспрецедентном масштабе выходящие за рамки предыдущей бетховенской модели классических многочастных произведений. [6]
- В письме Брамс назвал скерцо из своего Второго фортепианного концерта «небольшим кусочком скерцо». [7] в одном из своих типично саркастических замечаний, поскольку это тяжеловесное движение.
- Другие примеры; вторая симфонии Шостаковича й часть 10- , вторая (иногда третья) симфонии Малера й часть 6- , Феликса Мендельсона к сочинение « Сну в летнюю ночь» между 1 и 2 актом, а также в нескольких произведениях Брукнера . симфонии.
В современных произведениях также появляется скерцо.
- Австралийский композитор Джулиан Кокран много писал для этой формы: четыре скерци для фортепиано и два больших скерци для симфонического оркестра.
- В саундтрек к Джона Уильямса фильму «Звездные войны: Пробуждение силы » (2015) включен трек под названием «Скерцо для X-Wings». [8] который следует типичной округленной двоичной форме скерцо и представляет собой 6
8 раз. [9] Ранее Уильямс написал « Скерцо для мотоцикла и оркестра » для музыки к фильму « Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989), а в 1985 году — « Скерцо для сегодняшнего дня» для NBC на канале шоу Today Show .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Britannica Online - шутка
- ^ Рассел, Тилден А. и Макдональд, Хью (2001). "Скерцо". В Сэди, Стэнли и Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ Jump up to: а б Сэр Джек Веструп и Ф.Л. Харрисон, Музыкальная энциклопедия Коллинза (пересмотренное издание 1976 года, Chancellor Press, Лондон, ISBN 0-907486-49-5 ), с. 483
- ^ Бойд, Малькольм. Оксфордские компаньоны-композиторы: Дж. С. Бах , Oxford University Press, 1999, стр. 58
- ^ Никс, Фридрик (2009). Фридрих Шопен как человек и музыкант . Библиотека Эхо. п. 494. ИСБН 978-1-4068-5229-5 . Проверено 30 августа 2010 г.
- ^ Самсон, Джим (1992). «Расширенные формы: баллады, скерцо и фантазии». В Самсоне, Джим (ред.). Кембриджский компаньон Шопена . Издательство Кембриджского университета . стр. 101–123. ISBN 9780521477529 .
- ^ Аллсен, Дж. Майкл (2002). «Фортепианный концерт № 2, Иоганнес Брамс» . Галвестонский симфонический оркестр. Архивировано из оригинала 11 апреля 2010 года . Проверено 30 августа 2010 г.
- ↑ «Слушаю «Звездные войны »» , Алекса Росс The New Yorker , 1 января 2016 г.
- ^ Star Wars: The Force Awakens , 18 декабря 2015 г. , получено 23 декабря 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 321–322.