Струнные квартеты, соч. 33 (Гайдн)
Оп . 33 струнных квартета были написаны Йозефом Гайдном летом и осенью 1781 года для венского издательства «Артария» . Этот набор струнных квартетов имеет несколько прозвищ, наиболее распространенным из которых являются «русские» квартеты, поскольку Гайдн посвятил квартеты великому князю Павлу Российскому , и премьеры многих (если не всех) квартетов состоялись на Рождество 1781 года. , на венской квартире супруги герцога, великой княгини Марии Федоровны . [1] Некоторые ученые предполагают, что «русские» квартеты послужили источником вдохновения для шести струнных квартетов Моцарта, посвященных Гайдну . [2] но прямых доказательств обнаружено не было.
Работа 33 №. 1
[ редактировать ]Этот квартет си минор имеет разные номера: № 31, Hob. III:37 и FHE № 70.
Первая часть якобы начинается ре мажор, а затем переходит в основную тональность си минор. [3] вторит более позднему квартету Гайдна си минор, соч. 64, № 2.
Работа 33 №. 2
[ редактировать ]Этот квартет ми ♭ мажор , получивший прозвище «Шутка», по-разному нумеруется как № 30, Hob. III:38 и ФХЭ № 71.
Четвертое движение
[ редактировать ]Четвертая часть имела более легкий характер, возникший в результате первого перехода Гайдна от менуэта к скерцо . Он также отразил некоторые новые черты в композициях Гайдна, например, форму Рондо , которая удовлетворила публику, поскольку в то время эта форма становилась чрезвычайно популярной. В письме к Артарии Гайдн хвастался своими произведениями, говоря, что это «новый и совершенно особый вид». Форма рондо финальной части остается верной своему определению, всегда возвращаясь к тонике припева. [4]
Форма
[ редактировать ]Результатом «Рондо» является форма ABACA. Хронологически первый припев (А) (мм. 1–35), начинающийся с ми ♭ мажор, повторяет каждый раздел (а) и (ба), образуя (аабаба). В первом эпизоде (B) (мм. 36–71), начиная с ля ♭ мажор, переходит в фа минор и, наконец, разрешается в ми ♭ мажор в начале второго припева (А) (мм. 72–106), который представляет собой почти точное повторение первого припева (аба) с единственным изменением — отсутствием повторов. Второй припев — это не только точка вступления тоники , но и конечная точка модуляции остальной части произведения. Затем пьеса переходит к новому тематическому материалу во втором эпизоде (C) (мм. 107–140), но, опять же, не переходит в новую тональность. После нового материала финальный припев (А) (мм. 141–147) следует считать А', поскольку материал припева уплотняется.
«Шутка», упомянутая в прозвище, находится в конце этого движения. Он начинается с большой паузы , которая заставляет зрителей задуматься, закончилось ли произведение. За этим следует внезапная форте шестнадцатая нота в начале адажио, которая шокирует публику. После этого первая скрипка играет тему А вступительной фразы с паузами, прерывающими музыку каждые два такта. Паузы становятся все длиннее, создавая впечатление, что пьеса закончена много раз подряд, после чего музыка резко обрывается повторением половины вступительной фразы части, оставляя произведение висеть в воздухе.
Работа 33 №. 3
[ редактировать ]Этот квартет до мажор , получивший прозвище «Птица», нумеруется по-разному: № 32, Hob. III:39 и FHE № 72.
Первая часть открывается мелодией первой скрипки с повторяющимися нотами. Между повторяющимися нотами вставляются форшлаги , что придает мелодии «птичьи качества». [1] и, следовательно, дал квартету свое прозвище.
Работа 33 №. 4
[ редактировать ]Этот квартет си ♭ мажор имеет разные номера: № 34, Hob. III:40 и ФХЭ № 73.
- Аллегро модерато, 4
4 - Скерцо: Аллегретто , 3
4 - Длинный, 3
4 ми ♭ мажор - Финал: Скоро, 2
4
Работа 33 №. 5
[ редактировать ]Этот квартет соль мажор , получивший прозвище «How Do You Do», по-разному нумеруется как № 29, Hob. III:41 и FHE № 74.
- Очень живой, 2
4 - Большой и певучий, 4
4 соль минор - Шутка: Веселая, 3
4 - Финал: Аллегретто, 6
8
Первая тема вступительной части начинается и заканчивается той же восходящей каденцией из четырех нот , которая дала квартету его прозвище. Когда каденция появляется в конце движения, она повторяется, чтобы подчеркнуть конец движения, а не начало темы.
Вторая часть представляет собой арию соль минор для первой скрипки под устойчивый аккомпанемент трех других инструментов. Мелодия очень похожа на тему гобоя, с которой начинается ариозо «Che puro ciel» из Глюка оперы «Орфей и Эвридика» , которую Гайдн поставил в Эстерхазе в 1778 году. [5] Часть содержит, по сути, записанную, сопровождаемую каденцию от мм. 41–50, а вскоре после этого заканчивается унисонным пиццикато Дж.
Работа 33 №. 6
[ редактировать ]Этот квартет ре мажор имеет разные номера: № 33, Hob. III:42 и ФХЭ № 75.
- Очень живой, 6
8 - Анданте, 4
4 ре минор - Скерцо: Аллегретто, 3
4 - Финал: Аллегретто, 2
4
Финал представляет собой двойную вариацию (ABA 1 B 1 A 2 ) с темами ре мажор и ре минор.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бергер, Мелвин. Путеводитель по камерной музыке. Нью-Йорк: Дувр, 1985. 196–201.
- ^ Адольфо Бетти, «Квартет: его истоки и развитие», в Коббетте (1929).
- ^ Розен, Чарльз (1997). Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен , Нью-Йорк: WW Norton & Co. ISBN 0-393-00653-0 .
- ^ Буркхолдер, Дж. Питер. (2006). Нортон Антология западной музыки . Нью-Йорк. WW Norton & Company, Inc.
- ^ Харц, Даниэль , Моцарт, Гайдн и Ранний Бетховен 1781–1802 , с. 315, Нортон (2009), ISBN 978-0-393-06634-0
Библиография
[ редактировать ]- Бернхард А. Мацек (2012) Гайдн, Моцарт и Великая княгиня: Этюд к премьере «Русских квартетов» ор. 33 в императорских покоях венского Хофбурга . (Вена: Дворец Шенбрунн Kultur- und Betriebsges.mbH) ISBN 3-901568-72-7 .
- Ричард Тарускин (2010). Музыка семнадцатого и восемнадцатого веков . Оксфордская история западной музыки 2 . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 542–555. ISBN 978-0-19-538482-6 . (подробный анализ квартета «Шутка»).