Jump to content

Струнные квартеты, соч. 33 (Гайдн)

Оп . 33 струнных квартета были написаны Йозефом Гайдном летом и осенью 1781 года для венского издательства «Артария» . Этот набор струнных квартетов имеет несколько прозвищ, наиболее распространенным из которых являются «русские» квартеты, поскольку Гайдн посвятил квартеты великому князю Павлу Российскому , и премьеры многих (если не всех) квартетов состоялись на Рождество 1781 года. , на венской квартире супруги герцога, великой княгини Марии Федоровны . [1] Некоторые ученые предполагают, что «русские» квартеты послужили источником вдохновения для шести струнных квартетов Моцарта, посвященных Гайдну . [2] но прямых доказательств обнаружено не было.

Работа 33 №. 1

[ редактировать ]

Этот квартет си минор имеет разные номера: № 31, Hob. III:37 и FHE № 70.

  1. Аллегро модерато, 4
    4
     { \relative d'' { \key b \minor \time 4/4\частичное 8 d8-. \р | d4( g16( fis ed) cis4( b8) b | e4( a16 g fis e) d4( cis8) }}
  2. Скерцо : Аллегро ди танто, 3
    4
     { \relative b { \key b \minor \time 3/4\partial 4 b4-. \мф | d4( фис) б-. | ais4(цис)фис,-. | b4(d) фис-. | фис2 фис4-. | фис4-. фис-. фис-. |fis2 << { \voiceOne \slurDown fis8^4( s) | fis8[( s) fis( s) fis]( s) }      \new Voice { \voiceTwo s fis8^1 | s8 fis[ s fis s fis]} >> \oneVoice | fis2( \p g4) \< |g4-. г-. г-. | <bb,>2( \sf \> g4) \! | е4(цис)а-. | d4-. r \bar ":|." }}\layout { \context {\Score \override SpacingSpanner.common-shortest-duration = #(ly:make-moment 1/4) }}
  3. Анданте , 6
    8
    ре мажор
     { \relative d' { \key d \major \time 6/8\частичное 8 d8-. \р | фис8-. а-. д-. фис-. а-. д-. | a8..( \sf b32) g16.( b32) e,8-. р цис,-. \р |е8_. г-. цис-. е-. г-. е'-.| g,8..( \sf a32) fis16.( a32) d,8-. р}}
  4. Финал: Престо , 2
    4
     { \relative b { \key b \minor \time 2/4\partial 4 b8-. \мф б-.| b8([ \trill d) фис-. фис-.] | фис4 б,8-. б-. | b8([ \trill e) g-. г-.] |g4 аис,8-. аис-. | ais8([цис)фис-. э-.] | \acciaccatura e8 \afterGrace d4( \trill { cis16 d) } cis4 |б4. d8-. | d4(цис8)е-. | e4( dis8) фис-. | e8.( \trill fis16) g8-. г-. | фис8-. б,-. d16(цис б аис) | b4 }}\layout { \context {\Score \override SpacingSpanner.common-shortest-duration = #(ly:make-moment 1/4) }}

Первая часть якобы начинается ре мажор, а затем переходит в основную тональность си минор. [3] вторит более позднему квартету Гайдна си минор, соч. 64, № 2.

Работа 33 №. 2

[ редактировать ]

Этот квартет ми мажор , получивший прозвище «Шутка», по-разному нумеруется как № 30, Hob. III:38 и ФХЭ № 71.

  1. Аллегро модерато, 4
    4
    { \relative bes { \key es \major \time 4/4\partial 8 bes16(\mf es) | es2 bes'4.( as16 f) | es8-. г-. бес-. es16( бес) bes4.( b8) |c2 as4.( f16 d) | es8-. г-. Бес!-. as16( f) es4 r8}}
  2. Шутка: Веселая. 3
    4
    { \relative d'' { \key es \major \time 3/4\partial 4 d8( \f es) | <es, g,>4 <es g,> d'8( es) | <f, as,>4 <f as,> b8(c) | <ф, бес,!>4 <ф бес,> <ф бес,> |<f bes,>2 << { \voiceOne f4 | f4 ff } \new Voice { \voiceTwo ces8 \p bes | ces8 bes ces bes ces bes} >> |\oneVoice <f' bes,>2 d8( \ff) | as8( лучше всего df как c) | c8( лучше, чем GF ES) | бес4-. с-. д-. | es4 r \bar ":|." }}\layout { \context {\Score \override SpacingSpanner.common-shortest-duration = #(ly:make-moment 1/4) }}
  3. Длинный , 3
    4
    си мажор
    { \relative f' { \key bes \major \time 3/4 \clef "альт"f4( ^"Вла." _\markup {\italic "dolce" } g) f8. бес16 | \appoggiatura f4 es2 \trill d4 |c4( es) d8.( c16) | с2 р4 | bes4(c)es8. g16 | \appoggiatura bes,4 a2 \trill bes8. бес'16 |\appoggiatura a16 g8 f16( es) d8( f) a,( c) | бес4 рр }}\layout { \context {\Score \override SpacingSpanner.common-shortest-duration = #(ly:make-moment 1/8) }}
  4. Скоро, 6
    8
    { \relative g'' { \key es \major \time 6/8\partial 8 g8 \p | g4( as8) f-. г-. как-. | bes8(g)es-. эс рф | f4( g8) es-. д-. с-. |бес8(а) бес-. бес РБ | b4( c8) as-. г-. ж | Бес!8-. с-. д-. эс-. е-. г |as4 r8 \acciaccatura gf( es) d-. | es4 r8 r4 \bar ":|." }}\layout { \context {\Score \override SpacingSpanner.common-shortest-duration = #(ly:make-moment 1/4) }}

Четвертое движение

[ редактировать ]

Четвертая часть имела более легкий характер, возникший в результате первого перехода Гайдна от менуэта к скерцо . Он также отразил некоторые новые черты в композициях Гайдна, например, форму Рондо , которая удовлетворила публику, поскольку в то время эта форма становилась чрезвычайно популярной. В письме к Артарии Гайдн хвастался своими произведениями, говоря, что это «новый и совершенно особый вид». Форма рондо финальной части остается верной своему определению, всегда возвращаясь к тонике припева. [4]

Результатом «Рондо» является форма ABACA. Хронологически первый припев (А) (мм. 1–35), начинающийся с ми мажор, повторяет каждый раздел (а) и (ба), образуя (аабаба). В первом эпизоде ​​(B) (мм. 36–71), начиная с ля мажор, переходит в фа минор и, наконец, разрешается в ми мажор в начале второго припева (А) (мм. 72–106), который представляет собой почти точное повторение первого припева (аба) с единственным изменением — отсутствием повторов. Второй припев — это не только точка вступления тоники , но и конечная точка модуляции остальной части произведения. Затем пьеса переходит к новому тематическому материалу во втором эпизоде ​​​​(C) (мм. 107–140), но, опять же, не переходит в новую тональность. После нового материала финальный припев (А) (мм. 141–147) следует считать А', поскольку материал припева уплотняется.

«Шутка», упомянутая в прозвище, находится в конце этого движения. Он начинается с большой паузы , которая заставляет зрителей задуматься, закончилось ли произведение. За этим следует внезапная форте шестнадцатая нота в начале адажио, которая шокирует публику. После этого первая скрипка играет тему А вступительной фразы с паузами, прерывающими музыку каждые два такта. Паузы становятся все длиннее, создавая впечатление, что пьеса закончена много раз подряд, после чего музыка резко обрывается повторением половины вступительной фразы части, оставляя произведение висеть в воздухе.

Работа 33 №. 3

[ редактировать ]

Этот квартет до мажор , получивший прозвище «Птица», нумеруется по-разному: № 32, Hob. III:39 и FHE № 72.

  1. Аллегро модерато, 4
    4
     { \relative g'' { \key c \major \time 4/4Р1 | g1 \p | \acciaccatura fis8 g2 \cresc \acciaccatura fis8 g2 |\appoggiatura { fis32 ga } g2~ \f g8 e16( g) g( fdb) | b16( cec) g4~ g8 e16( g) g( fdb) |b16( cec) g8 r r2 }}\layout { \context {\Score \override SpacingSpanner.common-shortest-duration = #(ly:make-moment 1/8) }}
  2. Скерцо: Аллегретто. 3
    4
     { \relative c' { \key c \major \time 3/4\partial 4 c4 _\markup {\italic "вполголоса" } | с2( е8 д) | с4( до н.э.) | d4( эф) | f4(ред) |d2( f8 e) | d4( цис d) | e4(\sf g fis) | d4(\sf f! e) | e8(\pd c4 b) | c4 r \bar ":|." }}
  3. Медленно , но не слишком сильно, 3
    4
    фа мажор
     { \relative c'' { \key f \major \time 3/4c8.(\p d32 c) bes4(a) | g8.( \sf e16) f8-. г-. а-. бес-. | c8.( \trill bes32 c) d8-. д,-. бес'( \pg) |f4( e8) r r4 }}
  4. Финал: Рондо – Престо, 2
    4
     { \relative g'' { \key c \major \time 2/4g8-.[ \p e-. г-. э-.] | g16-. е-. е-. е-. g8-. е-. | g16-. е-. е-. е-. г-. е-. е-. е-. | g16-. е-. е-. е-. g8-. е-. |a8 \fa a16( gfg) | f8 f a16( gfg) | e8 e g16( сыт) | c4( b8) r \bar ":|." }}\layout { \context {\Score \override SpacingSpanner.common-shortest-duration = #(ly:make-moment 1/8) }}

Первая часть открывается мелодией первой скрипки с повторяющимися нотами. Между повторяющимися нотами вставляются форшлаги , что придает мелодии «птичьи качества». [1] и, следовательно, дал квартету свое прозвище.

Работа 33 №. 4

[ редактировать ]

Этот квартет си мажор имеет разные номера: № 34, Hob. III:40 и ФХЭ № 73.

  1. Аллегро модерато, 4
    4
     { \relative f'' { \key bes \major \time 4/4\partial 2 f2~ \p \< | f8.( \f g32 a) bes16( f es d) c8 \trill bes16 d c8 \trill bes16 d | с8-. \трель бес-. р4 }}
  2. Скерцо: Аллегретто , 3
    4
     { \relative d'' { \key bes \major \time 3/4d4~ \mf d8.[ f16 es8. g16)] | f4( d лучше) | с4~ с8.[ es16 d8. f16)] | es4(примерно) |бес2.~ | bes2 b4( | c4 ) es8.[ c16 a8. с16] | bes4 rr \bar ":|." }}
  3. Длинный, 3
    4
    ми мажор
     { \relative g'' { \key es \major \time 3/4g8.( \trill \p f32 g) as8-. р ж-. р | bes8.( \sf es16) es( \pdc bes) bes( as gf) |es4( f) as8.( bes32 c) | es,4( d8) r}}
  4. Финал: Скоро, 2
    4
     { \relative d' { \key bes \major \time 2/4\partial 8 d16(\mf f) | бес8-. бес-. бес-. es16(д) | с8-. с-. с-. f16( е) | d8-.[ bes'( g es)] |d4( c8) es16( c) | а8-. с'-. с-. а,16( в) | es8-. эс,-. эс-. d16( ж) | бес8-. д-. d16( c есть а) | bes4 r8 \bar ":|." }}\layout { \context {\Score \override SpacingSpanner.common-shortest-duration = #(ly:make-moment 1/8) }}

Работа 33 №. 5

[ редактировать ]

Этот квартет соль мажор , получивший прозвище «How Do You Do», по-разному нумеруется как № 29, Hob. III:41 и FHE № 74.

  1. Очень живой, 2
    4
     { \relative d' { \key g \major \time 2/4d4.(\pp e16 fis) | g4-. r8 \bar ".|:" b8 _\markup { \italic "poco" \musicglyph #"f" } |\afterGrace b4.( { d32 cb } c8) | d8-.[ d-. д-. а-.] | \afterGrace a4.( { c32 ba } b8) |с8-.[ с-. с-. г-.] | г2 | а4.( б16 в) | d,4.(e16 фис) | g4 \ff r8 }}
  2. Большой и певучий, 4
    4
    соль минор
     { \relative d'' { \key g \minor \time 4/4\partial 4 d4 _\markup {\italic "dolce" } | g4.. d16 bes'4.. \> a32 \! г | фис8-. р а-. р р4 д,4 |a'4.. d,16 c'4.. \> bes32 \! а | g8-. р бес-. р р4 }}
  3. Шутка: Веселая, 3
    4
     { \relative g { \key g \major \time 3/4\partial 4 g8( \fb) | d4-. б-. фис'8(г) | d4-. ais'8( b) g4-. | цис8(d)b4-. фис'8(г) | d2 \sf d,8( es) |е!8( ж фис г гис а) | b8( c a' fis dc) | б4-. г'-. фис-. | Р2. | a2.( \p | b4) r \bar ":|." }}\layout { \context {\Score \override SpacingSpanner.common-shortest-duration = #(ly:make-moment 1/4) }}
  4. Финал: Аллегретто, 6
    8
     { \relative d'' { \key g \major \time 6/8\partial 8 d8 \mf | д8. цис16 d8 d8. цис16 d8 | е8. dis16 e8 a,4( c!8) | б8. с16 д8 а8. b16 c8 | g4.(fis4)}}

Первая тема вступительной части начинается и заканчивается той же восходящей каденцией из четырех нот , которая дала квартету его прозвище. Когда каденция появляется в конце движения, она повторяется, чтобы подчеркнуть конец движения, а не начало темы.

Вторая часть представляет собой арию соль минор для первой скрипки под устойчивый аккомпанемент трех других инструментов. Мелодия очень похожа на тему гобоя, с которой начинается ариозо «Che puro ciel» из Глюка оперы «Орфей и Эвридика» , которую Гайдн поставил в Эстерхазе в 1778 году. [5] Часть содержит, по сути, записанную, сопровождаемую каденцию от мм. 41–50, а вскоре после этого заканчивается унисонным пиццикато Дж.

Работа 33 №. 6

[ редактировать ]

Этот квартет ре мажор имеет разные номера: № 33, Hob. III:42 и ФХЭ № 75.

  1. Очень живой, 6
    8
     { \relative a'' { \key d \major \time 6/8\partial 8 a8 \mf | а8(г) б-. а-. р-. а-. | а8( г фис) е-. р-. г | g8( фис е) d-. р-д | е4(фис8) d-. р }}
  2. Анданте, 4
    4
    ре минор
     { \relative d'' { \key d \minor \time 4/4r8 д-. \p ^"Вл. 2" d-. д-. д(корм) | d4..(\fz e32 d цис8) цис-. цис16(г) д(е) |е8-. \p е-. е-. е-. е( гфе) | e4..( \fz f32 e d8) d-. d16.( f32) e16.( g32) }}\layout { \context {\Score \override SpacingSpanner.common-shortest-duration = #(ly:make-moment 1/16) }}
  3. Скерцо: Аллегретто, 3
    4
     { \relative a' { \key d \major \time 3/4\partial 4 a4 \mf | g4( фис) фис-. | фис2 б4-. | a4(гис)гис-. | a2 g!4 \fz |fis4(e)b'-. \фз | а4(ж)е'-. \фз | d4(цис)цис-. | d4-. r \bar ":|." }}
  4. Финал: Аллегретто, 2
    4
     { \relative d'' { \key d \major \time 2/4\частичное 8 d8-. \мф | d,8.(fis32 а) g8-. е-. | фис8-.[ г-. е-. а-.] | фис8-.[ б-. а-. гис-.] | gis4(a8)e'-. |a,,8~(a32 цис, например!) fis8-. б-. \р | е,8.(фис32 г)а8-. д-. \ е | b8-.[ е-. д-. цис-.] | цис4( d8) \bar ":|." }}

Финал представляет собой двойную вариацию (ABA 1 B 1 A 2 ) с темами ре мажор и ре минор.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Бергер, Мелвин. Путеводитель по камерной музыке. Нью-Йорк: Дувр, 1985. 196–201.
  2. ^ Адольфо Бетти, «Квартет: его истоки и развитие», в Коббетте (1929).
  3. ^ Розен, Чарльз (1997). Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен , Нью-Йорк: WW Norton & Co. ISBN   0-393-00653-0 .
  4. ^ Буркхолдер, Дж. Питер. (2006). Нортон Антология западной музыки . Нью-Йорк. WW Norton & Company, Inc.
  5. ^ Харц, Даниэль , Моцарт, Гайдн и Ранний Бетховен 1781–1802 , с. 315, Нортон (2009), ISBN   978-0-393-06634-0

Библиография

[ редактировать ]
  • Бернхард А. Мацек (2012) Гайдн, Моцарт и Великая княгиня: Этюд к премьере «Русских квартетов» ор. 33 в императорских покоях венского Хофбурга . (Вена: Дворец Шенбрунн Kultur- und Betriebsges.mbH) ISBN   3-901568-72-7 .
  • Ричард Тарускин (2010). Музыка семнадцатого и восемнадцатого веков . Оксфордская история западной музыки 2 . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 542–555. ISBN   978-0-19-538482-6 . (подробный анализ квартета «Шутка»).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3048bec2de45b049a6b6c5c9edf2b323__1720578900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/23/3048bec2de45b049a6b6c5c9edf2b323.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
String Quartets, Op. 33 (Haydn) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)