Jump to content

Гайдн-квартеты (Моцарт)

Портрет Моцарта за фортепиано ( Жозеф Ланге , 1782/3)

Квартеты «Гайдн» Вольфганга Амадея Моцарта представляют собой набор из шести струнных квартетов, изданных в 1785 году в Вене как его соч. 10, посвященный композитору Йозефу Гайдну .

Шесть квартетов

[ редактировать ]

Квартеты были опубликованы в сборнике под названием «Опус 10 Моцарта» в Вене в 1785 году. Моцарт расположил шесть квартетов в порядке композиции, за исключением изменения порядка К. 428 и К. 458.

Историческая справка

[ редактировать ]
Обложка публикации Артарии Шестиструнных квартетов Моцарта.
Обложка публикации Артарии Шестиструнных квартетов Моцарта.

Йозефа Гайдна часто называют «отцом струнного квартета». [1] Гайдн завершил свою влиятельную соч. 33 струнных квартета в 1781 году, когда Вольфганг Амадей Моцарт переехал в Вену, чтобы начать свою внештатную карьеру. Два композитора восхищались друг другом, и, по ложному рассказу певца Майкла Келли , Гайдн однажды руководил сессией квартета с Карлом Диттерсом фон Диттерсдорфом на второй скрипке, Моцартом на альте и Иоганном Баптистом Ванхалем, играющим на виолончели. [2] [3]

Моцарт не сочинял для ансамбля со времен своих Венских квартетов в 1773 году. В период с 1782 по 1785 год он написал шесть струнных квартетов и посвятил их Гайдну. [4]

Гайдн впервые услышал квартеты на двух собраниях в доме Моцарта, 15 января и 12 февраля 1785 года. Выслушав их все, Гайдн заметил отцу Моцарта Леопольду : «Перед Богом и как честный человек я говорю тебе, что твой сын — величайший композитор, известный мне лично или по имени. У него есть вкус и, главное, глубочайшее знание композиции». [4] Комментарий сохранился в письме Леопольда, написанном 16 февраля его дочери Наннерль . [5] : 236 

Прежде чем закончить их сочинение, Моцарт предложил Жану-Жоржу Зиберу опубликовать свои шесть квартетов, запросив 50 луидоров . в качестве гонорара [6] Artaria & Company объявила о публикации всех шести квартетов 17 сентября 1785 года в Wiener Zeitung . [5] : 252  По словам Леопольда Моцарта, фирма заплатила композитору 100 дукатов за права на издание. [7]

Преданность

[ редактировать ]

Опубликованная страница посвящения Моцарта (1 сентября 1785 г.):

Моему дорогому другу Гайдну,

Отец, решивший отправить своих детей в большой мир, считал своим долгом доверить их защите и руководству очень знаменитого Человека, особенно когда последний, по счастливой случайности, был в то же время его лучшим другом. Вот они, о великий Человек и самый дорогой Друг, эти шестеро моих детей. Это правда, плод долгих и кропотливых усилий, однако надежда, внушенная мне несколькими Друзьями, что это может быть хотя бы частично компенсировано, воодушевляет меня, и я льщу себе надежду, что это потомство послужит мне утешением. день. Ты сам, дорогой друг, рассказал мне о своем удовлетворении ими во время своего последнего визита в эту столицу. Именно эта снисходительность прежде всего побуждает меня рекомендовать их вам и вселяет надежду, что они не покажутся вам совершенно недостойными вашего благосклония. Поэтому пусть вам будет угодно принять их доброжелательно и быть их Отцом, Руководителем и Другом! С этого момента я передаю вам все свои права на них, умоляя вас, однако, смотреть снисходительно на недостатки, которые пристрастность ока Отца могла скрыть от меня, и, несмотря на них, продолжать свою щедрую дружбу с тем, кто так очень дорожу этим, в ожидании которого я всем сердцем являюсь моим самым дорогим Другом, вашим самым Искренним Другом,

В. А. Моцарт [5] : 250 

Как и остальная часть публикации Артарии, письмо Моцарта написано на итальянском языке , языке высокой культуры в Вене XVIII века. [8] Между 1784 и 1811 годами шестнадцать разных композиторов посвятили Гайдну свои струнные квартеты. [9] Решение Моцарта, вероятно, было направлено на увеличение продаж. Менее чем за год до этого Игнац Плейель также посвятил Гайдну свои квартеты Opus 2, и они широко продавались. Моцарт убеждал своего отца найти квартеты Opus 1 Плейеля, скорее всего, потому, что они последовали совету Леопольда сочинять простую, востребованную музыку. [10] : 201–3 

Форма и содержание

[ редактировать ]

В это время квартет стал последовательно иметь четыре части , подобные симфонической форме. Основная форма шести квартетов «Гайдна» следующая: вторая и третья части взаимозаменяемы в разных произведениях:

Медленная часть этих произведений, присутствующая либо во второй, либо в третьей части, выделяется как «эмоциональный центр» каждого квартета. Они отличаются богатым кантабильным мелодическим письмом с тематическим разнообразием и украшениями, которые демонстрируют отход от хайднесского режима. [4]

Квартеты также отличаются широким диапазоном эмоционального содержания: от « Штурма и натиска» № 15 ре минор до тональной загадочности вступлений № 16 ми-бемоль мажор и № 19 до мажор, « Диссонанс», а затем под оперы-буффа в финале № 17 си-бемоль мажор «Охота». беззаботность в стиле [4]

Квартеты Гайдна сразу же завоевали популярность. Артария переиздавала их в 1787 и 1789 годах. Оригинальные пластины изнашивались, и для переиздания 1791 года их пришлось заново гравировать. [11]

Критическая реакция была одновременно восторженной и озадаченной. В обзоре 1789 года, опубликованном Крамером в журнале «Magazin der Musik» , о квартетах Моцарта говорилось: «Он имеет решительную склонность к сложному и необычному. Но какие же у него великие и возвышенные идеи, свидетельствующие о смелом духе! [12] [5] : 349 

Джузеппе Сарти подверг критике квартет «Диссонанс» (К. 465), назвав его «варварскими», «отвратительными» и «жалкими» с точки зрения использования целотоновых кластеров и хроматических крайностей. [13] Франсуа-Жозеф Фетис зашел так далеко, что исправил произведение, подразумевая, что Моцарт допустил ошибки. [14] [15] был опубликован анекдот К 1799 году в Allgemeine musikalische Zeitung (AmZ) , в котором утверждалось, что, когда Артария отправила квартеты в Италию для публикации, они были возвращены, потому что « гравюра полна ошибок». [16] [17]

Генрих Кристоф Кох считал, что работы достойны похвалы за «сочетание строгого и свободного стилей и трактовку гармонии». Положительные отзывы о квартетах появились вскоре после их публикации в газетах Зальцбурга и Берлина. В начале 19 века Жером-Жозеф де Моминьи написал расширенный анализ № 15 ре минор, K. 421. Моминьи использовал обстановку текста, основанную на « Плаче Дидоны» , чтобы обсудить эмоциональные и выразительные качества первой части этой песни. работа. [18] : 74–6 

Квартеты Гайдна — одни из самых известных произведений Моцарта и представляют собой основу его творчества в этом жанре. [19] Они считаются «устоявшимися краеугольными камнями» репертуара камерной музыки и часто звучат на концертах, радиопередачах и в записях. [18]

  1. ^ Бетти, Адольфо. « Квартет: его истоки и развитие ». Циклопедический обзор камерной музыки Коббетта , Том 2. Изд. Уолтер Уилсон Коббетт . Издательство Оксфордского университета, 1963.
  2. ^ Келли, Майкл. Воспоминания о Майкле Келли: о Королевском театре и Королевском театре Друри-Лейн, включая период почти полвека , Том I. Х. Колберн, 1826. xii, 238.
  3. ^ Федер, Георг и Вебстер, Джеймс. «Гайдн, (Франц) Йозеф». Гроув Музыка онлайн . 24 апреля 2024 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Ирвинг, Джон. «Камерная музыка: Б. Струнные квартеты» Кембриджская энциклопедия Моцарта . Эд. Клифф Эйзен и Саймон П. Киф . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2006.
  5. ^ Jump up to: а б с д Дойч, Отто Эрих (1965) Моцарт: документальная биография . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
  6. ^ (487) Моцарт — Дж. Г. Зиберу. 26 апреля 1783 года . Письма Моцарта и его семьи , Том II. Под редакцией Эмили Андерсон. Макмиллан и компания, 1938. 846.
  7. ^ Кюстер, Конрад . Моцарт: Музыкальная биография . Перевод Мэри Уиттолл. Кларендон Пресс, 1996. 189.
  8. ^ Шредер, Дэвид. Моцарт в восстании: стратегии сопротивления, зла и обмана . Издательство Йельского университета, 1999. 189 и далее.
  9. ^ Уолтер, Хорст. «Струнные квартеты, посвященные Гайдну», в книге Георга Федера, Генриха Хюшена и Ульриха Танка (ред.), Йозеф Гайдн: традиция и прием . Отчет о ежегодной конференции Общества музыкальных исследований, Кельн, 1982 г. (Регенсбург, 1985), 17–53.
  10. ^ Бондс, Марк Эван. «Замена Гайдна: квартеты Плейеля Моцарта». Музыка и письма , май 2007 г., Том. 88, № 2 (май 2007 г.), стр. 201-225.
  11. ^ Киф, Саймон П. Моцарт в Вене: Последнее десятилетие . Издательство Кембриджского университета, 2017. 225.
  12. ^ « Новости; Отрывки из писем, смерти ». Журнал музыки . Германия, Музыкальное поражение, 1786. 1274–5.
  13. ^ « Сарти против Моцарта », Гармоникон . Соединенное Королевство, В. Пиннок, 1832. 243–6.
  14. ^ Фетис, Франсуа-Жозеф. « Введение в квартет Моцарта », Rm 7 (17 июля 1830 г.): 321–8.
  15. ^ Вертрис, Джули Энн (1974). « Струнный квартет Моцарта К. 465: История противоречия ». Современное музыковедение , (17), 96–114.
  16. ^ « Анекдоты », Общая музыкальная газета . Германия, Брейткопф и Хертель, 1799. 855.
  17. ^ Холмс, Эдвард . Жизнь Моцарта, включая его переписку . Нью-Йорк: Да Капо Пресс, 1979. 206.
  18. ^ Jump up to: а б Ирвинг, Джон. Моцарт: Квартеты «Гайдна» . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1998.
  19. ^ Райт, Крейг и Симмс, Брайан. Музыка в западной цивилизации . Бельмонт, Калифорния: Томсон и Ширмер, 2006. 429f.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мацек, Бернхард А. (2012) Гайдн, Моцарт и великая княгиня: этюд премьеры «Русских квартетов» ор. 33 в императорских покоях венского Хофбурга (Гайдн, Моцарт и великая княгиня: этюд). Мировая премьера «Русских квартетов» ор. 33 в императорских покоях венского Хофбурга). Вена: Дворец Шёнбрунн Kultur- und Betriebsges.mbH, ISBN   3-901568-72-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0a6048c5654507b72fb2c049c5d9846f__1718334840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/6f/0a6048c5654507b72fb2c049c5d9846f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Haydn Quartets (Mozart) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)