Гайдн-квартеты (Моцарт)

Квартеты «Гайдн» Вольфганга Амадея Моцарта представляют собой набор из шести струнных квартетов, изданных в 1785 году в Вене как его соч. 10, посвященный композитору Йозефу Гайдну .
Шесть квартетов
[ редактировать ]Квартеты были опубликованы в сборнике под названием «Опус 10 Моцарта» в Вене в 1785 году. Моцарт расположил шесть квартетов в порядке композиции, за исключением изменения порядка К. 428 и К. 458.
- Струнный квартет № 14 соль мажор , («Весна»), К. 387, соч. 10, № 1 (31 декабря 1782 г.)
- Струнный квартет № 15 ре минор , К. 421/417b, соч. 10, № 2 (17 июня 1783 г.)
- Струнный квартет № 16 ми -бемоль мажор , К. 428/421b, соч. 10, № 4 (июнь – июль 1783 г.)
- Струнный квартет № 17 си -бемоль мажор («Охота»), К. 458, соч. 10, № 3 (9 ноября 1784 г.)
- Струнный квартет № 18 ля мажор , К. 464, соч. 10, № 5 (10 января 1785 г.)
- Струнный квартет № 19 до мажор («Диссонанс»), К. 465, соч. 10, № 6 (14 января 1785 г.)
Историческая справка
[ редактировать ]
Йозефа Гайдна часто называют «отцом струнного квартета». [1] Гайдн завершил свою влиятельную соч. 33 струнных квартета в 1781 году, когда Вольфганг Амадей Моцарт переехал в Вену, чтобы начать свою внештатную карьеру. Два композитора восхищались друг другом, и, по ложному рассказу певца Майкла Келли , Гайдн однажды руководил сессией квартета с Карлом Диттерсом фон Диттерсдорфом на второй скрипке, Моцартом на альте и Иоганном Баптистом Ванхалем, играющим на виолончели. [2] [3]
Моцарт не сочинял для ансамбля со времен своих Венских квартетов в 1773 году. В период с 1782 по 1785 год он написал шесть струнных квартетов и посвятил их Гайдну. [4]
Гайдн впервые услышал квартеты на двух собраниях в доме Моцарта, 15 января и 12 февраля 1785 года. Выслушав их все, Гайдн заметил отцу Моцарта Леопольду : «Перед Богом и как честный человек я говорю тебе, что твой сын — величайший композитор, известный мне лично или по имени. У него есть вкус и, главное, глубочайшее знание композиции». [4] Комментарий сохранился в письме Леопольда, написанном 16 февраля его дочери Наннерль . [5] : 236
Прежде чем закончить их сочинение, Моцарт предложил Жану-Жоржу Зиберу опубликовать свои шесть квартетов, запросив 50 луидоров . в качестве гонорара [6] Artaria & Company объявила о публикации всех шести квартетов 17 сентября 1785 года в Wiener Zeitung . [5] : 252 По словам Леопольда Моцарта, фирма заплатила композитору 100 дукатов за права на издание. [7]
Преданность
[ редактировать ]Опубликованная страница посвящения Моцарта (1 сентября 1785 г.):
Моему дорогому другу Гайдну,
Отец, решивший отправить своих детей в большой мир, считал своим долгом доверить их защите и руководству очень знаменитого Человека, особенно когда последний, по счастливой случайности, был в то же время его лучшим другом. Вот они, о великий Человек и самый дорогой Друг, эти шестеро моих детей. Это правда, плод долгих и кропотливых усилий, однако надежда, внушенная мне несколькими Друзьями, что это может быть хотя бы частично компенсировано, воодушевляет меня, и я льщу себе надежду, что это потомство послужит мне утешением. день. Ты сам, дорогой друг, рассказал мне о своем удовлетворении ими во время своего последнего визита в эту столицу. Именно эта снисходительность прежде всего побуждает меня рекомендовать их вам и вселяет надежду, что они не покажутся вам совершенно недостойными вашего благосклония. Поэтому пусть вам будет угодно принять их доброжелательно и быть их Отцом, Руководителем и Другом! С этого момента я передаю вам все свои права на них, умоляя вас, однако, смотреть снисходительно на недостатки, которые пристрастность ока Отца могла скрыть от меня, и, несмотря на них, продолжать свою щедрую дружбу с тем, кто так очень дорожу этим, в ожидании которого я всем сердцем являюсь моим самым дорогим Другом, вашим самым Искренним Другом,
В. А. Моцарт [5] : 250
Как и остальная часть публикации Артарии, письмо Моцарта написано на итальянском языке , языке высокой культуры в Вене XVIII века. [8] Между 1784 и 1811 годами шестнадцать разных композиторов посвятили Гайдну свои струнные квартеты. [9] Решение Моцарта, вероятно, было направлено на увеличение продаж. Менее чем за год до этого Игнац Плейель также посвятил Гайдну свои квартеты Opus 2, и они широко продавались. Моцарт убеждал своего отца найти квартеты Opus 1 Плейеля, скорее всего, потому, что они последовали совету Леопольда сочинять простую, востребованную музыку. [10] : 201–3
Форма и содержание
[ редактировать ]В это время квартет стал последовательно иметь четыре части , подобные симфонической форме. Основная форма шести квартетов «Гайдна» следующая: вторая и третья части взаимозаменяемы в разных произведениях:
- Первая часть: Аллегро в сонатной форме.
- Вторая часть: Адажио или Анданте в сонатной форме.
- Третья часть: Менуэтто и Трио.
- Четвертая часть: Аллегро в сонате, рондо или вариационной форме.
Медленная часть этих произведений, присутствующая либо во второй, либо в третьей части, выделяется как «эмоциональный центр» каждого квартета. Они отличаются богатым кантабильным мелодическим письмом с тематическим разнообразием и украшениями, которые демонстрируют отход от хайднесского режима. [4]
Квартеты также отличаются широким диапазоном эмоционального содержания: от « Штурма и натиска» № 15 ре минор до тональной загадочности вступлений № 16 ми-бемоль мажор и № 19 до мажор, « Диссонанс», а затем под оперы-буффа в финале № 17 си-бемоль мажор «Охота». беззаботность в стиле [4]
Прием
[ редактировать ]Квартеты Гайдна сразу же завоевали популярность. Артария переиздавала их в 1787 и 1789 годах. Оригинальные пластины изнашивались, и для переиздания 1791 года их пришлось заново гравировать. [11]
Критическая реакция была одновременно восторженной и озадаченной. В обзоре 1789 года, опубликованном Крамером в журнале «Magazin der Musik» , о квартетах Моцарта говорилось: «Он имеет решительную склонность к сложному и необычному. Но какие же у него великие и возвышенные идеи, свидетельствующие о смелом духе! [12] [5] : 349
Джузеппе Сарти подверг критике квартет «Диссонанс» (К. 465), назвав его «варварскими», «отвратительными» и «жалкими» с точки зрения использования целотоновых кластеров и хроматических крайностей. [13] Франсуа-Жозеф Фетис зашел так далеко, что исправил произведение, подразумевая, что Моцарт допустил ошибки. [14] [15] был опубликован анекдот К 1799 году в Allgemeine musikalische Zeitung (AmZ) , в котором утверждалось, что, когда Артария отправила квартеты в Италию для публикации, они были возвращены, потому что « гравюра полна ошибок». [16] [17]
Генрих Кристоф Кох считал, что работы достойны похвалы за «сочетание строгого и свободного стилей и трактовку гармонии». Положительные отзывы о квартетах появились вскоре после их публикации в газетах Зальцбурга и Берлина. В начале 19 века Жером-Жозеф де Моминьи написал расширенный анализ № 15 ре минор, K. 421. Моминьи использовал обстановку текста, основанную на « Плаче Дидоны» , чтобы обсудить эмоциональные и выразительные качества первой части этой песни. работа. [18] : 74–6
Квартеты Гайдна — одни из самых известных произведений Моцарта и представляют собой основу его творчества в этом жанре. [19] Они считаются «устоявшимися краеугольными камнями» репертуара камерной музыки и часто звучат на концертах, радиопередачах и в записях. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бетти, Адольфо. « Квартет: его истоки и развитие ». Циклопедический обзор камерной музыки Коббетта , Том 2. Изд. Уолтер Уилсон Коббетт . Издательство Оксфордского университета, 1963.
- ^ Келли, Майкл. Воспоминания о Майкле Келли: о Королевском театре и Королевском театре Друри-Лейн, включая период почти полвека , Том I. Х. Колберн, 1826. xii, 238.
- ^ Федер, Георг и Вебстер, Джеймс. «Гайдн, (Франц) Йозеф». Гроув Музыка онлайн . 24 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ирвинг, Джон. «Камерная музыка: Б. Струнные квартеты» Кембриджская энциклопедия Моцарта . Эд. Клифф Эйзен и Саймон П. Киф . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2006.
- ^ Jump up to: а б с д Дойч, Отто Эрих (1965) Моцарт: документальная биография . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- ^ (487) Моцарт — Дж. Г. Зиберу. 26 апреля 1783 года . Письма Моцарта и его семьи , Том II. Под редакцией Эмили Андерсон. Макмиллан и компания, 1938. 846.
- ^ Кюстер, Конрад . Моцарт: Музыкальная биография . Перевод Мэри Уиттолл. Кларендон Пресс, 1996. 189.
- ^ Шредер, Дэвид. Моцарт в восстании: стратегии сопротивления, зла и обмана . Издательство Йельского университета, 1999. 189 и далее.
- ^ Уолтер, Хорст. «Струнные квартеты, посвященные Гайдну», в книге Георга Федера, Генриха Хюшена и Ульриха Танка (ред.), Йозеф Гайдн: традиция и прием . Отчет о ежегодной конференции Общества музыкальных исследований, Кельн, 1982 г. (Регенсбург, 1985), 17–53.
- ^ Бондс, Марк Эван. «Замена Гайдна: квартеты Плейеля Моцарта». Музыка и письма , май 2007 г., Том. 88, № 2 (май 2007 г.), стр. 201-225.
- ^ Киф, Саймон П. Моцарт в Вене: Последнее десятилетие . Издательство Кембриджского университета, 2017. 225.
- ^ « Новости; Отрывки из писем, смерти ». Журнал музыки . Германия, Музыкальное поражение, 1786. 1274–5.
- ^ « Сарти против Моцарта », Гармоникон . Соединенное Королевство, В. Пиннок, 1832. 243–6.
- ^ Фетис, Франсуа-Жозеф. « Введение в квартет Моцарта », Rm 7 (17 июля 1830 г.): 321–8.
- ^ Вертрис, Джули Энн (1974). « Струнный квартет Моцарта К. 465: История противоречия ». Современное музыковедение , (17), 96–114.
- ^ « Анекдоты », Общая музыкальная газета . Германия, Брейткопф и Хертель, 1799. 855.
- ^ Холмс, Эдвард . Жизнь Моцарта, включая его переписку . Нью-Йорк: Да Капо Пресс, 1979. 206.
- ^ Jump up to: а б Ирвинг, Джон. Моцарт: Квартеты «Гайдна» . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1998.
- ^ Райт, Крейг и Симмс, Брайан. Музыка в западной цивилизации . Бельмонт, Калифорния: Томсон и Ширмер, 2006. 429f.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мацек, Бернхард А. (2012) Гайдн, Моцарт и великая княгиня: этюд премьеры «Русских квартетов» ор. 33 в императорских покоях венского Хофбурга (Гайдн, Моцарт и великая княгиня: этюд). Мировая премьера «Русских квартетов» ор. 33 в императорских покоях венского Хофбурга). Вена: Дворец Шёнбрунн Kultur- und Betriebsges.mbH, ISBN 3-901568-72-7 .