Струнный квартет № 22 (Моцарт)
Вольфганг Амадей Моцарт сочинил свой струнный квартет № 22 си-бемоль мажор, K. 589, после визита ко двору короля Фридриха Вильгельма II , короля Пруссии. Моцарт путешествовал со своим другом и учеником фортепиано принцем Карлом Лихновским, и во время этих путешествий у них была возможность остановиться в Потсдаме и провести аудиенцию Моцарта при королевском дворе. [ 1 ] Моцарт находился в тяжелом финансовом положении и надеялся занять должность при дворе короля Вильгельма II. [ 2 ] Вильгельм был виолончелистом-любителем, поэтому в ансамбле «Прусских квартетов» , частью которого является Струнный квартет № 22, для виолончели выделяется необычайно заметная роль. Несмотря на такие композиционные усилия Моцарта получить работу у короля, эти квартеты были проданы без какой-либо самоотдачи и опубликованы издательством «Артария» . [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Во время создания квартета Моцарт был в долгу перед Артарией, потому что у него была неудачная сделка по подписке с этим издателем. Он также был в долгах у своего домовладельца и имел конфликт из-за долгов с ростовщиком. [ 3 ] Именно при таких обстоятельствах он получил аудиенцию у короля Фридриха Вильгельма II. Выбор Моцарта на роль виолончели был, по-видимому, стратегическим выбором, поскольку сам король был виолончелистом-любителем. [ 2 ] Моцарт никогда не работал при прусском дворе, а квартеты никогда не получали посвященных. Моцарт продал эти квартеты Артарии, чтобы, как он говорил в личных письмах, «[Он] мог иметь наличные для решения [своих] трудностей». [ 3 ] Эти финансовые трудности способствуют уникальному характеру и стилю квартета, которые контрастируют с другими поздними квартетами Моцарта. [ 4 ] [ 5 ]
В 1991 году немецко-британский музыковед Эрик Смит обнаружил короткую часть для струнного квартета си-бемоль мажор, которая долгое время считалась утерянной. Ему был присвоен каталожный номер K. 589a, а его премьерная запись состоялась в 1991 году для незавершенного « Полного издания Моцарта» , исполненного Академией Св. Мартина в камерном ансамбле Филдса . Смит заявил, что это произведение, скорее всего, было оригинальной третьей частью квартета K. 589.
Движения
[ редактировать ]Аллегро
[ редактировать ]

Первая часть отмечена аллегро и написана си-бемоль мажор. Это в сонатной форме . Вступительная основная тема отмечена нисходящими шестнадцатыми. Структура фразы представляет собой фразу из шести тактов, а не типичные четыре или восемь тактов, характерные для Моцарта. Второстепенная тема фа мажор уникально представлена на виолончели, выше в регистре инструмента. Постановка второстепенной темы на виолончели является примером надежд Моцарта на трудоустройство у короля-любителя-виолончелиста, фигурирующего в его сочинении. Тема отмечена каскадными жестами восьмых нот и синкопированными ритмами. Многие тематические идеи переработаны из фрагмента незавершенного кларнетного квинтета, написанного Моцартом ранее. [ 6 ]
Ларгетто
[ редактировать ]
Вторая часть отмечена ларгетто и выполнена в тональности ми-бемоль мажор. Размер в сокращенном размере, а тема впервые представлена в партии виолончели - еще один пример исторического контекста этого квартета, появляющегося в композиции. Как и в первой части, партия виолончели находится выше в регистре. Тема отмечена вполголоса .
Менуэт и Трио
[ редактировать ]
Оригинальный менуэт, обнаруженный в 1991 году ( см. выше), стилистически заметно отличается. Он построен на ритмичной теме си-бемоль мажор , тогда как менуэт, который решил включить Моцарт, начинается с форте си-бемоль мажорного аккорда. В оригинальном менуэте также отсутствует трио , средняя часть части, обычно включаемая в 18 веке, что может быть одной из причин, по которой Моцарт решил переписать часть.

Опубликованная третья часть представляет собой менуэт и трио с темпом модерато. Менуэт исполняется си-бемоль мажор, а трио — ми-бемоль мажор. Первая скрипка излагает основной тематический материал этой части, а остальные инструменты сопровождаются фигурами остинато. Хотя виолончель не имеет большого тематического материала, как в предыдущих частях, она даёт заключительную ноту обеих частей трио без какой-либо другой игры голоса.
Очень веселый
[ редактировать ]
Финальная часть отмечена allegro assai и выполнена в размере шесть-восемь. Движение построено в форме рондо . Тональность - си-бемоль мажор, а часть представляет собой мелодию, похожую на джигу, сначала исполняемую первой и второй скрипками, а затем распространяемую на весь квартет. Каждый из мотивов этого движения воспроизводится каждым голосом и в целом звучание очень сбалансировано.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шмидт, Матиас (2006). «Берлин: прусские квартеты-классический канон». Австрийский музыкальный журнал . 61 : 91–96 – через РИЛМ.
- ^ Jump up to: а б с Киф, Саймон П. (2017). Моцарт в Вене: последнее десятилетие . Кембридж, Великобритания. ISBN 978-1-107-11671-9 . OCLC 989519991 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Эйзен, Клифф; Сэди, Стэнли (2001), «Моцарт (Иоганн Златоуст) Вольфганг Амадей» в «Словаре музыки и музыкантов Нью-Гроув», Oxford Music Online, Oxford University Press, получено 1 апреля 2022 г. ISBN 9781561592630
- ^ Кинг, А. Хаятт (1940). «Прусские» квартеты Моцарта в отношении его позднего стиля». Музыка и письма . XXI (4). Издательство Оксфордского университета (OUP): 328–346. дои : 10.1093/ml/xxi.4.328 . ISSN 0027-4224 .
- ^ Спек, Кристиан (2016). Струнный квартет: от частной сферы к публичной . Тюрнхаут. ISBN 978-2-503-56800-3 . OCLC 946812588 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Квинтет Фрагмент КВ 516с» . 11 ноября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Струнный квартет № 22 : партитура и критический отчет (на немецком языке) в Neue Mozart-Ausgabe.
- Струнный квартет № 22 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур