Моцарт в Италии

Между 1769 и 1773 годами молодой Вольфганг Амадей Моцарт и его отец Леопольд Моцарт совершили три путешествия по Италии. Первый, расширенный тур продолжительностью 15 месяцев, финансировался за счет выступлений для дворянства и публичных концертов и охватывал самые важные города Италии. Вторая и третья поездки были в Милан , где Вольфганг завершил оперы, заказанные там во время первого визита. С точки зрения музыкального развития Вольфганга эти путешествия имели значительный успех, а его таланты были отмечены почестями, включая папское рыцарство и членство в ведущих филармонических обществах.
Леопольд Моцарт с 1747 года работал музыкантом при архиепископа Зальцбурга дворе , став заместителем капельмейстера в 1763 году, но он также посвятил много времени Вольфганга и сестры Наннерль музыкальному образованию . Он взял их в турне по Европе между 1763 и 1766 годами и провел с ними часть 1767 и большую часть 1768 года в империи столице Вене . Детские выступления покорили публику, а пара произвела значительное впечатление на европейское общество. К 1769 году Наннерль достигла совершеннолетия, но Леопольд очень хотел продолжить образование 13-летнего Вольфганга в Италии, крайне важном месте для любого начинающего композитора 18 века.
Во время первого турне выступления Вольфганга были хорошо приняты, а его композиционные таланты были признаны комиссиями по написанию трех опер для миланского театра Regio Ducale , каждая из которых стала триумфом критиков и популярности. Он познакомился со многими ведущими музыкантами Италии, в том числе с известным теоретиком Джованни Баттистой Мартини , у которого учился в Болонье . Леопольд также надеялся, что Вольфганг, а возможно, и он сам, получат престижное назначение при одном из итальянских дворов Габсбургов . Эта цель стала более важной, поскольку продвижение Леопольда в Зальцбурге стало менее вероятным; но его настойчивые попытки найти работу вызвали недовольство императорского двора, что лишило его каких-либо шансов на успех. Таким образом, путешествия закончились не триумфальным возвращением, а разочарованием и отчаянием.
Фон
[ редактировать ]
В ноябре 1766 года семья Моцартов вернулась в Зальцбург после трех с половиной лет « грандиозного тура » по крупным городам Северной Европы, начавшегося, когда Вольфгангу было семь лет, а Наннерль — двенадцать. Этот тур во многом достиг цели Леопольда — продемонстрировать таланты своих детей всему миру и способствовать их музыкальному образованию. Пребывание в Вене , начавшееся в 1767 году, оказалось менее счастливым: вспышка оспы, приведшая к смерти эрцгерцогини Марии Жозефы Австрийской , помешала детям выступать при императорском дворе и вынудила семью искать убежища в Богемии. что не помешало Вольфгангу заразиться этой болезнью . [1] Они вернулись в Вену в январе 1768 года, но к тому времени дети были уже недостаточно молоды, чтобы произвести сенсацию на своих публичных концертах. [2] Леопольд поссорился с придворным импресарио Джузеппе Аффлиджио и испортил свои отношения с выдающимся придворным композитором Кристофом Виллибальдом Глюком из-за чрезмерного стремления добиться исполнения первой оперы Вольфганга « La finta semplece» . [3] Как следствие, он заработал при дворе репутацию назойливого и «напористого человека». [4]
Вернувшись в Зальцбург в январе 1769 года, Леопольд посчитал образование 18-летнего Наннерля практически законченным и сосредоточил свои усилия на Вольфганге. [5] Он решил отвезти мальчика в Италию, которая до объединения представляла собой совокупность герцогств , республик и папских государств с Неаполитанским королевством на юге. [6] На протяжении более двух столетий Италия была источником инноваций в музыкальном стиле, родиной церковной музыки и, прежде всего, колыбелью оперы . [7] По мнению Леопольда, Вольфгангу нужно было из первых рук впитать музыку Венеции , Неаполя и Рима , чтобы подготовиться к будущим заказам европейских оперных театров, «приманок композиторов конца восемнадцатого века», по словам биографа Моцарта Стэнли Сэди . [7] Леопольд хотел, чтобы Вольфганг погрузился в итальянский язык, услышал церковную музыку высочайшего качества и расширил сеть влиятельных знакомств. [5] И у Вольфганга, и у Леопольда также была возможность занять позиции при дворах Габсбургов на севере Италии. [7] Помня об этих приоритетах, Леопольд решил, что Наннерль и ее мать должны остаться дома. Это решение их возмутило, но оно имело экономический и практический смысл. [8]
За несколько месяцев до их отъезда Вольфганг много сочинял, заручившись благосклонностью архиепископа Зигмунда Кристофа фон Шраттенбаха , который, как работодатель Леопольда, должен был дать согласие на поездку. Разрешение на поездку вместе с подарком в 600 флоринов . [9] было предоставлено в октябре. Вольфгангу было присвоено почетное звание Концертмейстера (придворного музыканта) с намеком, что по возвращении эта должность будет заслуживать жалованья. [5]
Первое путешествие, декабрь 1769 г. - март 1771 г.
[ редактировать ]
Путешествие в Милан
[ редактировать ]13 декабря 1769 года Леопольд и Вольфганг отправились из Зальцбурга, вооружившись свидетельствами и письмами, которые, как надеялся Леопольд, облегчили их переход. Среди наиболее важных было знакомство с миланским графом Карлом Иосифом Фирмианом , которого называют «королем Милана», влиятельным и образованным покровителем искусств. Его поддержка будет иметь жизненно важное значение для успеха всего итальянского предприятия. [11]
Пара проехала через Инсбрук , а затем направилась на юг к перевалу Бреннер в Италию. Они продолжили путь через Больцано и Роверето в Верону и Мантую , а затем повернули на запад в сторону Милана. Финансовые планы Леопольда на поездку были в целом такими же, как и на грандиозное семейное турне: расходы на дорогу и проживание должны были быть покрыты за счет доходов от концертов. Это 350-мильное (560-километровое) зимнее путешествие в Милан заняло шесть трудных и неприятных недель, когда погода вынудила сделать длительные остановки. [11] Леопольд в письмах домой жаловался на неотапливаемые комнаты гостиницы: «Замерзаю, как собака, все, к чему я прикасаюсь, — лед». [11] Доходы от первых концертов были скромными; по словам Леопольда, расходы составляли около 50 флоринов в неделю. [12] После неразумного хвастовства прибылью, полученной от грандиозного тура, Леопольд теперь был более осторожен в раскрытии финансовых подробностей. Он имел тенденцию подчеркивать свои расходы и минимизировать свои доходы. [13] написав, например: «В целом в Италии мы многого не заработаем... вообще надо принимать в качестве платы восхищение и браво». [14]
Самая длинная пауза составила две недели, проведенные в Вероне, где пресса восторженно сообщила о концерте Вольфганга 5 января 1770 года. [15] Отец и сын присутствовали на представлении Гульельми » « Руджеро , о котором Вольфганг пренебрежительно писал в письме к Наннерль. [15] Портрет мальчика также написал местный художник, скорее всего, Джамбеттино Чиньяроли . Также была предложена альтернативная версия, приписывающая Саверио Далла Роза. Портрет был заказан Пьетро Луджати, генеральным приемником Венецианской республики. За этим перерывом последовала более короткая остановка в Мантуе, где Вольфганг дал концерт в Филармонической академии с программой, призванной проверить его способности к исполнению, чтению с листа и импровизации. Согласно обзору прессы, публика была «ошеломлена» этим «музыкальным чудом, одним из тех уродов, которых рождает природа». [16] В Мантуе они подверглись пренебрежению со стороны принца Михаила Турн-унд-Таксиса , который сообщил им через слугу, что не желает с ними встречаться. Историк Роберт Гутман предполагает, что принц, зная о деле Аффлиджио в Вене, не хотел иметь дело с музыкантами, которые не знали своего места. [17] Напротив, граф Арко, семья которого была членами зальцбургского двора, принял их тепло. [16] [18]

Моцарты прибыли в Милан 23 января и нашли комфортное жилье в монастыре Сан-Марко, недалеко от дворца графа Фирмиана. [19] Ожидая встречи с графом, они посетили Никколо Пиччинни « оперу Чезаре в Египте» . [20] В конце концов Фирмиан встретил их щедрым гостеприимством и дружбой, подарив Вольфгангу полное издание произведений Метастазио , ведущего драматического писателя и либреттиста Италии. [19] Фирмиан также провел серию концертов, на которых присутствовали многие известные люди города, в том числе эрцгерцог Фердинанд , возможный будущий покровитель молодого композитора. Для последнего из этих случаев Вольфганг написал серию арий на тексты Метастазио. [19] Они были так хорошо приняты, что Фирмиан поручил Вольфгангу написать оперу открытия следующего зимнего карнавального сезона в Милане, как и надеялся Леопольд. [21] [22] Вольфганг получит гонорар в размере около 500 флоринов, а также бесплатное проживание во время написания сценария и репетиций. [19] Моцарты покинули Милан 15 марта и направились на юг, в сторону Флоренции и Рима, намереваясь вернуться осенью и взять с собой свежие рекомендательные письма от Фирмиана. [22]
До этого момента во время тура Вольфганг, похоже, мало что сочинял. Концерт Accademia Filarmonica в Мантуе включал много импровизации, но мало собственной музыки Вольфганга; единственные определенные композиции на этом этапе тура - это арии, написанные для заключительного концерта Фирмиана, который закрепил его контракт на участие в карнавальной опере. Это Se tutti i mali miei , К. 83/73п, [23] Мисеро ме , К. 77/73е, и Ахпиу тремар... , К. 71. [21] Симфония соль мажор 74 , очевидно завершенная в Риме в апреле, возможно, была начата в Милане. [24]
Милан — Неаполь
[ редактировать ]
Первая остановка на пути на юг была в Лоди , где Вольфганг закончил свой первый струнный квартет, K. 80/73f. [25] После нескольких дней в Парме Моцарты переехали в Болонью , «центр мастеров, художников и ученых», по словам Леопольда. [25] В письме от Фирмиана они познакомились с графом Паллавичини-Центуриони, ведущим меценатом, который немедленно устроил концерт для местной знати в своем дворце. Среди гостей был Джованни Баттиста Мартини , ведущий музыкальный теоретик своего времени и самый известный в Европе эксперт по в стиле барокко контрапункту . [25] Мартини принял молодого композитора и испытал его упражнениями в фуге . Всегда помня о будущих перспективах Вольфганга при европейских дворах, Леопольд жаждал встречи с великим мастером; но времени было мало, поэтому летом он организовал возвращение в Болонью для продленного обучения. [26] Пара уехала 29 марта, привезя с собой письма от Паллавичини, которые могли бы расчистить путь для аудиенции у Папы Климента XIV в Риме. [27] Перед отъездом они познакомились с чешским композитором Йозефом Мысливечком , чья опера «Ниттети» готовилась к исполнению. Позже, в 1770 году, Вольфганг использовал оперу Мысливечека как источник мотивов для своей собственной оперы «Митридат», «Ре ди Понто» и различных симфоний. В более широком смысле, это положило начало тесному сотрудничеству Мысливечка с семьей Моцарта, которое продолжалось до 1778 года. Вольфганг неоднократно использовал свои произведения как образцы композиционного стиля. [28] [29]
На следующий день они прибыли во Флоренцию, где по рекомендации Паллавичини им удалось встретиться в Палаццо Питти с великим герцогом и будущим императором Леопольдом . Он вспомнил Моцартов 1768 года в Вене и спросил о Наннерль. [30] [31] Во Флоренции они встретили скрипача Пьетро Нардини , с которым познакомились в начале своего большого турне по Европе; [32] Нардини и Вольфганг вместе выступили на длинном вечернем концерте в летнем дворце герцога. [30] Вольфганг также познакомился с Томасом Линли , английским вундеркиндом скрипача и учеником Нардини. По словам Леопольда, между ними сложилась близкая дружба, они занимались музыкой и играли вместе «не как мальчики, а как мужчины». [30] Гутман сообщает, что «меланхоличный Томас следовал за тренером Моцартов, когда они отправлялись в Рим 6 апреля». Мальчики больше никогда не встречались; Линлэй, после недолгой карьеры композитора и скрипача, погиб в катастрофе в 1778 году в возрасте 22 лет. [33]

После пяти дней трудного путешествия сквозь ветер и дождь, неуютно проживая в гостиницах, которые Леопольд описал как отвратительные, грязные и лишенные еды, они достигли Рима. [33] Письма Паллавичини вскоре возымели эффект: встречи с родственником графа Лазаро Опицио кардиналом Паллавичино, принцем Сан-Анджело Неаполитанским и Чарльзом Эдвардом Стюартом , известным как «Красивый принц Чарли», претендентом на престол Великобритании. [33] Было много осмотров достопримечательностей и представлений перед знатью. Моцарты посетили Сикстинскую капеллу , где Вольфганг услышал, а позже записал по памяти » Грегорио Аллегри знаменитое «Мизерере — сложное девятичастное хоровое произведение, которое так и не было опубликовано. Среди этой деятельности Вольфганг усердно сочинял музыку. Он написал контрданс К. 123/73g и арию Se ardire, e speranza (К. 82/73о), завершил начатую ранее симфонию соль мажор. [33]
После четырех напряженных недель Моцарты уехали в Неаполь. Путешественники, следовавшие через Понтийские болота, часто подвергались преследованиям со стороны разбойников, поэтому Леопольд организовал конвой из четырех карет. [34] Они прибыли 14 мая. Вооруженные рекомендательными письмами, Моцарты вскоре посетили премьер-министра маркиза Бернардо Тануччи и Уильяма Гамильтона , британского посла, которого они знали по Лондону. [35] 28 мая они дали концерт, принесший около 750 флоринов (точную сумму Леопольд не назвал). [36] и присутствовал на первом представлении Никколо Джоммелли оперы « Армида покинутая» в Театре Сан-Карло . Вольфганг был впечатлен как музыкой, так и постановкой, хотя и посчитал ее «слишком старомодной и серьезной для театра». [35] Ему предложили написать оперу для следующего сезона в Сан-Карло, но он отказался из-за своего предыдущего контракта с «Миланом». [35] Когда приглашения на игру при королевском дворе не последовало, Леопольд в конце концов решил покинуть Неаполь после посещения Везувия , Геркуланума , Помпеи и римских бань в Байях . 25 июня они отправились почтовым автобусом в Рим. [35]
Возвращение из Неаполя
[ редактировать ]Группа совершила быстрый 27-часовой обратный путь в Рим; При этом Леопольд получил травму ноги, которая беспокоила его несколько месяцев. [37] Вольфганг был удостоен аудиенции у Папы и стал кавалером ордена Золотой шпоры . [38] Из Рима они направились к знаменитому Санта-Каса месту паломничества в Лорето и по прибрежной дороге в Римини — под военной защитой, поскольку дорога подвергалась нападениям мародерствующих пиратов. [39] Из Римини они двинулись вглубь страны и 20 июля достигли Болоньи. [40]

Приоритетом Леопольда было дать отдых ноге. Вольфганг скоротал время, сочинив короткий менуэт К. 122/73т. [41] и Miserere ля минор, K. 85/73. [42] Тем временем прибыло либретто к миланской опере; Леопольд ожидал «Ниттети » Метастазио , но это был «Митридат, ре ди Понто » Витторио Чинья-Санти. [43] Согласно переписке Леопольда, композитор Йозеф Мысливечек был частым гостем в доме Моцартов, пока они находились в Болонье. Музыковед Дэниел Э. Фриман считает, что подход Моцарта к составлению арий в это время фундаментально изменился, в результате чего его стиль стал ближе к стилю Мысливечка. [44]
Леопольд и Вольфганг переехали в роскошную летнюю резиденцию графа Паллавичини 10 августа и оставались там на семь недель, пока нога Леопольда постепенно улучшалась, а Вольфганг работал над Митридата речитативами . [45] В начале октября, когда Леопольд более или менее выздоровел, они вернулись в Болонью, и, как полагают, Вольфганг начал период обучения у Мартини. [46] 9 октября он сдал экзамен на членство в Болонской филармонической академии , предложив в качестве пробного образца антифон Quaerite primum regnum , K. 86/73v. [45] [47] По словам Гутмана, при обычных обстоятельствах «барахтающаяся» попытка Вольфганга создать эту незнакомую полифоническую форму не получила бы серьезного рассмотрения, но Мартини был рядом, чтобы внести исправления, и, вероятно, также заплатил вступительный взнос. Членство Вольфганга было должным образом одобрено; и вскоре после этого Моцарты уехали в Милан. [45]
Повторное посещение Милана, октябрь 1770 г. - февраль 1771 г.
[ редактировать ]Путешествие из Болоньи в Милан задержалось из-за штормов и наводнений, но Леопольд и его сын прибыли 18 октября, за десять недель до первого исполнения «Митридата» . Пальцы Вольфганга болели от написания речитативов, [48] и в любом случае он не мог приступить к работе над ариями до присутствия певцов, поскольку сотрудничество с главными исполнителями было обычным для композиторов того времени. [49] Когда певцы собрались, возникли проблемы. Квирино Гаспарини , композитор ранней версии «Митридата» , пытался убедить примадонну Антонию Бернаскони использовать его настройки для ее арий, но потерпел неудачу. «Слава Богу», писал Леопольд, «что мы разгромили врага». [50] Однако главный тенор Гульельмо д'Этторе неоднократно просил переписать его арии и спел одну из постановок Гаспарини в третьем акте, вставку, которая сохранилась в опубликованной партитуре оперы. [51] [52]

Репетиции начались 6 декабря. Мастерство Вольфганга в итальянской дикции проявилось по мере отработки речитативов, а прохождение инструментальной партитуры продемонстрировало его профессионализм. [51] Леопольд писал домой: «Большая часть этого предприятия, благословен Бог, благополучно завершена и, слава Богу, еще раз с честью!» [54] 26 декабря в Teatro Regio Ducale (величайший оперный театр Милана того времени) Вольфганг руководил первым публичным выступлением с клавишных, одетый по этому случаю в алый фрак на синей атласной подкладке с золотой каймой. [54] Повод был триумфальным: публика требовала выхода на бис, а в конце восклицала « Evviva il maestro! » (Да здравствует мастер!). [50] В опере состоялось 22 спектакля. [55] и Gazetta di Milano высоко оценила это произведение: «Молодой маэстро ди капелла , которому еще нет пятнадцати лет, изучает красоты природы и изображает их украшенными редчайшим музыкальным изяществом». [56] Арии в исполнении Бернаскони «ярко выражали страсти и трогали сердце». [55] Последующие реакции на оперу оказались менее бурными; нет никаких записей о дальнейших выступлениях Митридата до его возрождения на Зальцбургском фестивале в 1971 году. [50]
Выполнив свое главное обязательство во время своей первой поездки в Италию, завершив оперу «Митридат» , Вольфганг дал концерт во дворце Фирмиана 4 января 1771 года. Несколько дней спустя пришло известие, что Вольфгангу было предоставлено членство в Филармонической академии Вероны. 14 января они отправились на две недели в Турин, где встретились со многими ведущими итальянскими музыкантами: выдающимся скрипачом Гаэтано Пуньяни , его 15-летним одаренным учеником Джованни Баттистой Виотти и композитором Джованни Паизиелло, чья опера «Аннибале» в Турине Леопольд объявил себя великолепным. Они вернулись в Милан на прощальный обед с Фирмианом перед отъездом в Зальцбург 4 февраля. [56]
Путешествие домой
[ редактировать ]На обратном пути в Зальцбург Леопольд и Вольфганг остановились на некоторое время в Венеции , остановившись по пути в Брешии, чтобы посмотреть оперу-буффа . [57] Находясь в Венеции, Леопольд использовал свои рекомендательные письма, чтобы встретиться с дворянством и заключить с Вольфгангом контракт на написание оперы для театра Сан-Бенедетто. [58] Вольфганг дал несколько концертов и, возможно, играл в знаменитых венецианских оспидали — бывших приютах, ставших уважаемыми музыкальными академиями. [59] Моцартов приняли щедро, но Леопольд оказался недоволен. «Отец, кажется, немного задет», - писал корреспондент венского композитора Иоганна Адольфа Хассе , добавляя: «они, вероятно, ожидали, что другие будут искать их, а не они других». [59] Хассе ответил: «Отец, каким я вижу человека, везде одинаково недовольен». [58]
Покинув Венецию 12 марта, Моцарты отправились в Падую , где во время осмотра достопримечательностей Вольфганг получил заказ от дона Джузеппе Хименеса, принца Арагона, сочинить ораторию для города. История La Betulia Liberata («Освобождение Бетулии») неясна - возможно, она не исполнялась в Падуе или вообще при жизни Вольфганга. В Вероне, несколько дней спустя, он получил новые заказы. Вольфганг должен был сочинить серенату (или одноактную оперу), которая должна была быть исполнена в Милане в октябре 1771 года на свадьбе эрцгерцога Фердинанда и его невесты, принцессы Беатрис Моденской . В то же время молодому композитору было поручено написать еще одну миланскую карнавальную оперу в сезоне 1772–1773 годов за повышенную плату. Это создало конфликт дат, который помешал Вольфгангу приступить к выполнению контракта с Сан-Бенедетто. После этого отец и сын поспешили на север и 28 марта 1771 года прибыли домой в Зальцбург. [60]
В своем обзоре этого первого путешествия по Италии Мейнард Соломон анализ скудной финансовой информации, предоставленной Леопольдом, указывает на то, что Моцарты получили значительную прибыль - возможно, целых 2900 флоринов. [61] Эта пара также получила широкое признание среди высшей итальянской знати. Помимо чести Папы, Вольфганг был принят в академии Болоньи и Вероны и учился у Мартини. [61] Соломон называет турне Леопольда «звездным часом и… возможно, самым счастливым». [61]
Второе путешествие, август – декабрь 1771 г.
[ редактировать ]
В августе 1771 года Леопольд и Вольфганг снова отправились в Милан, чтобы работать над серенатой , которая к этому времени превратилась в полноценную оперу «Асканио в Альбе» . По прибытии они делили жилье со скрипачами, учителем пения и гобоистом: это был ménage , который, как в шутку писал Вольфганг Наннерлю, «прекрасен для сочинения, он дает массу идей!» [62] [63] Работая на огромной скорости, Вольфганг закончил «Асканио» как раз к первой репетиции 23 сентября. [62]
Ожидалось, что «Асканио» станет меньшим из произведений для свадебного торжества, уступая опере Хассе « Руджеро» . [64] Однако 72-летний Хассе был оторван от нынешних театральных вкусов, и хотя его опера получила высокую оценку императрицы Марии Терезии , общий прием ее был вялым, особенно по сравнению с триумфальным успехом « Асканио» . [65] Леопольд выразил удовлетворение таким поворотом событий: «Эрцгерцог недавно заказал два экземпляра», - написал он домой. «Все дворяне и другие люди постоянно обращаются к нам на улице, чтобы поздравить Вольфганга. Короче! Извините , Серената Вольфганга так разгромила оперу Хассе, что я не могу ее описать». [66] Хассе был благосклонен к своему затмению и, как говорят, заметил, что мальчик заставит забыть всех остальных. [67]
Моцарты могли покинуть Милан в начале ноября, но остались еще на месяц, потому что Леопольд надеялся, что успех Асканио приведет к назначению Вольфганга королевским покровителем. Очевидно, 30 ноября он обратился к эрцгерцогу Фердинанду, и его просьба была передана в императорский двор в Вене. [68] Возможно, что настойчивость Леопольда в Вене по поводу La finta semplece все еще терзала его, или что слухи о его криках по поводу неудачи Хассе дошли до императрицы. [67] По какой-то причине ответ Марии Терезии эрцгерцогу был однозначным, назвав Моцартов «бесполезными людьми», назначение которых унизило бы королевскую службу, и добавив, что «такие люди ходят по миру, как нищие». [68] Леопольд так и не узнал содержания этого письма; К тому времени, когда он достиг Милана, Моцарты уехали, разочарованные, но все еще полные надежды. «Дело еще не окончено; я могу это сказать», — написал Леопольд, направляясь с Вольфгангом домой. [67]
Несмотря на напряженный график во время этого короткого визита, Вольфганг все же нашел время, чтобы написать свою Симфонию фа мажор , К. 112 (№ 13). [69] Он придумал еще одну симфонию на основе увертюры «Асканио» , добавив финал к двум существующим частям. [70] Другая симфония, K. 96/111b , до мажор, иногда приурочена к этому визиту в Милан, но неясно, когда (и действительно ли) Вольфганг действительно написал ее. [71]
Переворот в Зальцбурге
[ редактировать ]
На следующий день после того, как Леопольд и Вольфганг вернулись в Зальцбург, двор погрузился в смятение из-за смерти архиепископа Шраттенбаха. [72] Это создало проблемы Леопольду, у которого были нерешенные проблемы с судом. Часть его зарплаты во время второго визита в Италию была остановлена, и Леопольд хотел подать прошение о ее выплате, а также заняться вопросом о зарплате Вольфганга как концертмейстера, которая, как указал Шраттенбах, могла быть выплачена по возвращении Вольфганга из первого итальянского путешествия. [73] Был также вопрос о преемственности поста капельмейстера Зальцбурга, который должен был стать доступным вскоре после предстоящей отставки действующего президента Джузеппе Лолли, которому было более 70 лет; Леопольд, который сменил Лолли на посту вице-капельмейстера, обычно мог чувствовать себя уверенным, что сменит его на более высоком посту. Решения по этим вопросам теперь будет принимать новый архиепископ, политика и взгляды которого были неизвестны. [74]
14 марта 1772 года в ходе различных политических махинаций граф Иероним фон Коллоредо был избран в архиепископство как компромиссный кандидат, приемлемый для императорского двора в Вене. [74] Хотя это назначение и было непопулярно среди зальцбургцев, поначалу казалось, что это назначение было выгодно Моцартам: удержанная зарплата Леопольду была выплачена, [75] а 31 августа Коллоредо санкционировал выплату Вольфгангу зарплаты Концертмейстера. [74] Однако новый архиепископ начал искать кого-нибудь за пределами зальцбургского двора на должность своего нового капельмейстера. В конце концов он выбрал итальянца Доменико Фискетти , который был на несколько лет моложе Леопольда. [74] Понимая, что его шансы на продвижение по службе, вероятно, были безвозвратно потеряны, Леопольд обратил свои надежды на безбедную старость на Вольфганга, придав новую актуальность третьему итальянскому путешествию, которое началось в октябре 1772 года. [74]
Третье путешествие, октябрь 1772 г. - март 1773 г.
[ редактировать ]
В октябре 1772 года Леопольд и Вольфганг вернулись в Милан, чтобы работать над карнавальной оперой, заказанной в конце первого путешествия. Текст был Лучио Силла , отредактированный Метастазио на основе оригинала Джованни де Гамерра . [76] Вольфганг оказался в знакомой рутине быстрого сочинения, одновременно справляясь с такими проблемами, как опоздание певцов и уход основного тенора из-за болезни. [77] 18 декабря Леопольд сообщил, что тенор прибыл, что Вольфганг с головокружительной скоростью сочиняет свои арии и что репетиции идут полным ходом. [78] Первое представление, состоявшееся 26 декабря, было хаотичным: его начало было отложено на два часа из-за позднего приезда эрцгерцога Фердинанда, произошли ссоры среди главных исполнителей, а время спектакля было увеличено из-за включения балетов (обычная практика время), поэтому представление закончилось только в два часа следующего утра. [78] [79] Несмотря на это, последующие выступления были хорошо приняты. Леопольд написал 9 января 1773 года, что театр все еще полон, и что премьера второй оперы сезона, Джованни Паизиелло » «Сисмано нель Могол , была отложена, чтобы дать пьесе Вольфганга более длительный показ - всего 26 представлений. [78] [80] Такой успех новой работы, похоже, был мимолетным; но в течение следующих нескольких лет либретто было изменено несколькими разными композиторами, включая лондонского наставника Вольфганга Иоганна Кристиана Баха . [81] [82]
Леопольд, не зная о взглядах императрицы, продолжал добиваться назначения Вольфганга, обратившись к великому герцогу Тосканы Леопольду I , третьему сыну императрицы. [78] Заявление было решительно поддержано графом Фирмианом, и Леопольд в зашифрованном письме домой выразил большие надежды. [78] Пока Моцарты ждали ответа, Вольфганг сочинил серию «миланских» струнных квартетов (от К. 155/134а до К. 160/159а) и знаменитый мотет Exsultate, ликующий , К. 165. [83] Леопольд прибегнул к обману, чтобы объяснить свое длительное пребывание в Милане, заявив, что страдает тяжелым ревматизмом, который помешал ему путешествовать. Его зашифрованные письма [84] своей жене Анне Марии заверить ее, что он на самом деле здоров, но убедить ее распространить историю о его недомогании. [78] [85] Ответа великого князя он ждал большую часть января и весь февраль. Отрицательный ответ поступил 27 февраля. [78] Неизвестно, повлияло ли на великого князя мнение его матери о семье Моцарта. [78] но его отказ фактически положил конец надеждам Леопольда на назначение Вольфганга в Италии. Теперь у Моцартов не было другого выбора, кроме как вернуться в Зальцбург, покинуть Милан 4 марта и вернуться домой девять дней спустя. Ни отец, ни сын больше не посетили Италию. [86] [87]
Оценка
[ редактировать ]Мейнард Соломон резюмирует итальянские путешествия как великий триумф, но предполагает, что, с точки зрения Леопольда, они также включали в себя большую неудачу. [88] Моцарты определенно получили финансовую выгоду. [89] и Вольфганг развился в художественном отношении в признанного композитора. [90] Хотя прием Моцартов не был однозначно сердечным — неаполитанский двор отнесся к ним холодно, а принц Турн и Таксис пренебрежительно отнесся к ним, — итальянцы в целом отреагировали на это с энтузиазмом. Вольфганг был принят и посвящен в рыцари Папой; ему было предоставлено членство в ведущих филармонических обществах, и он учился у величайшего музыковеда Италии Джованни Мартини. Прежде всего, он был принят в качестве исполнителя итальянской оперы в ведущий оперный театр, выполнив три заказа, которые привели к спектаклям, получившим признание. Другие композиции возникли на основе итальянского опыта, включая полномасштабную ораторию, несколько симфоний, струнные квартеты и многочисленные второстепенные произведения. [91]
Провалом стала неспособность Леопольда, несмотря на его настойчивость, добиться престижного назначения ни для себя, ни для Вольфганга. [88] Леопольд, очевидно, не осознавал, в каком негативном свете на него обычно смотрели; однако он осознавал, что существует некий неуловимый барьер для его итальянских амбиций, и в конце концов осознал, что не сможет преодолеть любые силы, направленные против него. [88] В любом случае, итальянские триумфы Вольфганга оказались недолговечными; несмотря на критический и популярный успех его миланских опер, его не пригласили написать еще одну, и больше не было заказов ни от одного из других центров, которые он посетил. [88] Когда все надежды на назначение в итальянский суд исчезли, Леопольд попытался обеспечить будущее семьи другими способами: «Мы не проиграем, потому что Бог поможет нам. Я уже продумал кое-какие планы». [88]
Вольфганг благодаря своим навыкам игры на клавишных и скрипке, а также своему композиторскому опыту подходил для должности капельмейстера; но в 17 лет он был слишком молод. [92] Поэтому он оставался на службе у Коллоредо при зальцбургском дворе, испытывая все большее недовольство, до тех пор, пока его не уволили из свиты архиепископа во время его пребывания в Вене в 1781 году. [93] Леопольд, не повышенный в звании вице-капельмейстера, оставался при дворе до своей смерти в 1787 году. [94]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэди, стр. 132–134.
- ^ Блум, стр. 38.
- ^ Сэди (2006), стр. 135–139.
- ^ Сэди (2006), стр. 140–141.
- ^ Jump up to: а б с Холливелл, стр. 142–143.
- ^ Робертс, с. 486
- ^ Jump up to: а б с Сэди, с. 176
- ^ Сэди (2006), с. 177
- ^ Флорин, или гульден по- немецки , был валютой Австро-Венгерской империи . Флорин стоил около одной десятой фунта стерлингов. Щедрость подарка очевидна по сравнению с годовой зарплатой Леопольда в 354 флорина (Сэди (2006), стр. 35).
- ^ Маршруты обобщены на основе подробных описаний Сэди, (2006), стр. 179–233.
- ^ Jump up to: а б с Холливелл, с. 145
- ^ Холливелл, с. 146
- ^ Соломон, с. 58
- ^ Соломон, стр. 86–87.
- ^ Jump up to: а б Сэди (2006), стр. 181–184.
- ^ Jump up to: а б Сэди (2006), стр. 185–186.
- ^ Гутман, стр. 260–261.
- ↑ Другой граф Арко из той же семьи нанес «пинок под зад», который положил конец назначению Вольфганга в зальцбургском суде 10 лет спустя. Гутман, стр. 548–549.
- ^ Jump up to: а б с д Холливелл, стр. 146–148.
- ^ Заслав, с. 163
- ^ Jump up to: а б Сэди (2006), с. 190
- ^ Jump up to: а б Гутман, с. 263
- ^ «К» относится к каталогу произведений Моцарта, завершенному в 1862 году Людвигом фон Кёхелем и несколько раз переизданному. Если даны два номера K, первый - это номер в исходном каталоге, а второй - номер в самой последней редакции (1964 г.). См. Sadie (2006), стр. 613–621, а также Заслав, стр. 558–561.
- ^ Заслав, с. 178
- ^ Jump up to: а б с Сэди (2006), стр. 190–191.
- ^ Гутман, стр. 266–267.
- ^ Холливелл, с. 148
- ^ Фриман, стр. 225–255.
- ↑ Новые сведения о взаимоотношениях Мысливечека с семьей Моцарта во время их поездок в Италию представлены в книге Джузеппе Рауса, «Мысливечек и Моцарт: иностранцы в Италии», в книге « Il ciel non страдать inganni: Вокруг Деметрио Мысливечека, «Il Boemo», под редакцией Мариатересы . Деллаборра (Лукка: Libreria Musicale Italiana, 2011), 45–82.
- ^ Jump up to: а б с Гутман, стр. 268–269.
- ^ Тоскана была великим герцогством Габсбургов, и, как и Ломбардия, ее правитель был связан с императорским двором в Вене.
- ^ Сэди (2006), с. 39
- ^ Jump up to: а б с д Сэди (2006), стр. 193–196.
- ^ Гутман, стр. 274–275.
- ^ Jump up to: а б с д Сэди (2006), стр. 196–199.
- ^ Холливелл, с. 150
- ^ Холливелл, с. 151
- ^ Гутман, стр. 280–281.
- ^ Сэди (2006), стр. 200–201.
- ^ Гутман, с. 281
- ^ Сэди (2006), с. 206
- ^ Сэди (2006), с. 211
- ^ Сэди (2006), с. 201
- ^ Фриман, стр. 229–235.
- ^ Jump up to: а б с Гутман, стр. 282–284.
- ^ Гутман, с. 283 и Сэди (2006), с. 211 говорят, что в переписке Леопольда нет никаких упоминаний об этих уроках.
- ^ Сэди (2006), стр. 210–211.
- ^ Сэди (2006), с. 212
- ^ Холливелл, стр. 153–154: «Первое препятствие, которое нужно было преодолеть, - это доставить удовольствие певцам».
- ^ Jump up to: а б с Осборн, с. 55
- ^ Jump up to: а б Гутман, с. 285
- ^ Сэди (2006), стр. 219–220.
- ^ Сэди (2006), с. 188
- ^ Jump up to: а б Холливелл, с. 154
- ^ Jump up to: а б Сэди (2006), стр. 222–223.
- ^ Jump up to: а б Сэди (2006), стр. 228–229.
- ^ Сэди (2006), с. 230
- ^ Jump up to: а б Сэди, стр. 230–231.
- ^ Jump up to: а б Гутман, стр. 288–289.
- ^ Сэди (2006), стр. 232–233.
- ^ Jump up to: а б с Соломон, стр. 86–88.
- ^ Jump up to: а б Сэди (2006), с. 239
- ^ Гутман, с. 295
- ^ Холливелл, с. 164
- ^ Сэди (2006), стр. 239–241.
- ^ Холливелл, с. 166. Другие источники передают эту формулировку по-другому, но смысл тот же.
- ^ Jump up to: а б с Гутман, стр. 298–299.
- ^ Jump up to: а б Сэди (2006), стр. 244–245.
- ^ Заслав, стр. 190–191.
- ^ Заслав, стр. 188–189.
- ^ Заслав, стр. 186–188.
- ^ Сэди (2006), с. 257
- ^ Холливелл, с. 166
- ^ Jump up to: а б с д и Холливелл, стр. 177–179.
- ^ Холливелл, с. 174
- ^ Осборн, с. 81
- ^ Сэди (2006), стр. 278–280.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Холливелл, стр. 180–186.
- ↑ Осборн (стр. 82) отмечает, что произведение было рассчитано на четыре часа без балетов, и что поэтому темп должен был быть очень неторопливым, хотя, без сомнения, многие из арий были записаны на бис.
- ^ Осборн, с. 82
- ^ Сэди (2006), с. 284
- ^ Раштон, с. 31
- ^ Сэди, (2006), стр. 292–295.
- ↑ Письма Леопольда домой частично предназначались для общественного потребления и распространялись по Зальцбургу. Они также подвергались цензуре (Гутман, стр. 11). Личные сообщения Анны Марии были зашифрованы.
- ^ Гутман, с. 308
- ^ Гутман, с. 309
- ^ Блум, стр. 62.
- ^ Jump up to: а б с д и Соломон, стр. 93–94.
- ^ Соломон с. 87
- ^ «Универсальное художественное развитие Вольфганга было бы невообразимо без этих путешествий». Гроув, Том. 12 р. 676.
- ^ Подробную информацию о произведениях, написанных в Италии, см. в Sadie (2006), стр. 202–207, стр. 250–256 и стр. 292–295. Некоторые из них могли быть закончены или над ними работали в Зальцбурге между поездками или после окончательного возвращения домой.
- ^ Раштон, с. 30
- ^ Блом, стр. 101–104.
- ^ Сэди (2006), с. 258
Источники
[ редактировать ]- Блом, Эрик (1935). Моцарт . Мастера Музыки. Лондон: Дж. М. Дент.
- Фриман, Дэниел Э. (2009). Йозеф Мысливечек, «Боэмо» . Стерлинг-Хайтс, Мичиган: Harmonie Park Press. ISBN 978-0-89990-148-0 .
- Гутман, Роберт В. (1999). Моцарт: Культурная биография . Сан-Диего: Харкорт. ISBN 0-15-601171-9 .
- Холливелл, Рут (1998). Семья Моцартов: четыре жизни в социальном контексте . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816371-1 .
- Хильдесхаймер, Вольфганг (1985). Моцарт . Лондон: Дж. М. Дент. ISBN 0-460-02401-9 .
- Кеньон, Николас (2006). Карманный путеводитель Pegasus по Моцарту . Нью-Йорк: Книги Пегаса. ISBN 1-933648-23-6 .
- Осборн, Чарльз (1992). Полное собрание опер Моцарта . Лондон: Виктор Голланц. ISBN 0-575-03823-3 .
- Робертс, Джон Моррис (1980). Пеликанская история мира . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 0-14-022101-8 .
- Раштон, Джулиан (2006). Моцарт . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-518264-2 .
- Сэди, Стэнли (2006). Моцарт: Ранние годы, 1756–1781 . Нью-Йорк: WW Norton & Co. ISBN 0-393-06112-4 .
- Сэди, Стэнли , изд. (1980). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. 12. Лондон: Макмиллан. ISBN 0-333-23111-2 .
- Соломон, Мейнард (1995). Моцарт: Жизнь . Лондон: Хатчинсон. ISBN 0-09-174704-Х .
- Заслав, Нил (1991). Симфонии Моцарта: контекст, практика исполнения, рецепция . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-19-816286-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гловер, Джейн (2005). Женщины Моцарта . Лондон: Макмиллан. ISBN 1-4050-2121-7 .