Вундеркинд
Вундеркинд — это человек в возрасте до десяти лет, который производит значимую работу в какой-либо области на уровне взрослого специалиста. [1] [2] [3] Этот термин также применяется в более широком смысле для описания молодых людей, чрезвычайно талантливых в какой-либо области. [4]
Термин «вундеркинд» (от немецкого Wunderkind ; буквально «чудо-ребенок») иногда используется как синоним слова «вундеркинд», особенно в сообщениях средств массовой информации. Вундеркинд также используется для обозначения тех, кто добился успеха и получил признание в начале своей взрослой карьеры. [5]
Обычно предполагается, что одаренные люди во всех областях имеют относительно высокий IQ , исключительную память и исключительное внимание к деталям. Примечательно, что, хотя одаренные математики и физики могут иметь более высокий IQ, это может быть препятствием для одаренных людей в искусстве. [6]
Примеры [ править ]
Шахматные гении [ править ]
Умышленная практика [ править ]
К. Андерс Эрикссон подчеркнул, что целенаправленная практика, а не врожденный талант, способствует исключительным достижениям вундеркиндов в шахматах. [7] Сознательная практика энергозатратна и требует внимания для исправления ошибок. Поскольку вундеркинды рано начинают формальное обучение шахматам и интенсивно посвящают себя целенаправленной практике, они могут накопить достаточно целенаправленной практики для своих исключительных результатов. Таким образом, эта концепция обеспечивает, возможно, разумное оправдание шахматных гениев. Однако одинаковое количество тренировок также приводит к различиям в достижениях детей из-за других факторов, таких как качество целенаправленной практики и их интерес к шахматам.
Интеллект и шахматная результативность [ править ]
У шахматных вундеркиндов IQ может быть выше , чем у обычных детей. Эта положительная связь между шахматными навыками вундеркиндов и интеллектом особенно значима для «исполнительного интеллекта», в отношении гибкого мышления, пространственной обработки, внимания к деталям и зрительно-моторной интеграции, и наименее значима для «вербального интеллекта», в отношении способностей. понимать и рассуждать, используя понятия, выраженные в словах. [8] Однако эта положительная связь отсутствует среди взрослых экспертов. Примечательно, что в выборке шахматных вундеркиндов более умные дети хуже играли в шахматы. Это считается результатом меньшего времени тренировки более интеллектуальных шахматных навыков.
Модель процессов « » практика- пластичность
Модель «Практика-пластичность-процессы» (PPP) была предложена для объяснения существования шахматных гениев путем объединения экстремальных теорий практики и экстремальных теорий врожденного таланта. Помимо целенаправленной практики, нейропластичность считается еще одним важным компонентом для разработки шахматной эвристики (например, простых методов поиска и абстрактных правил, таких как «займи центр»), блоков (например, группы фигур, расположенных в определенных клетках) и шаблонов (например, ознакомлены со сложными узорами кусков), которые необходимы для шахматных навыков. Чем более пластичен мозг, тем легче ему усваивать фрагменты, шаблоны и эвристики для повышения производительности. С другой стороны, унаследованные индивидуальные различия в мозге не позволяют детям освоить эти навыки. [9]
Музыкальные вундеркинды [ править ]
Музыкальные вундеркинды обычно выражают свои таланты в исключительном исполнении или композиции.
Многофакторная модель взаимодействия гена и окружающей среды включает в себя роль адекватной практики, определенных личностных качеств, повышенного IQ и исключительной рабочей памяти при объяснении музыкальных чудес. [10] Исследование, сравнивающее нынешних и бывших гениев с обычными людьми и музыкантами, которые проявили свои таланты или прошли обучение в более позднем возрасте для проверки этой модели. Было обнаружено, что вундеркинды не обладают исключительными показателями с точки зрения IQ, рабочей памяти или индивидуальных особенностей. Это исследование также подчеркивает важность частой практики в раннем возрасте, когда мозг более пластичен . ощущение потока Помимо качества практики и родительского вклада, для эффективной и адекватной практики для музыкальных вундеркиндов важно во время практики. Практика требует высокого уровня концентрации, что в целом тяжело для детей, но поток может принести удовольствие, присущее практике, и обеспечить эту целенаправленную работу. [11]
Объем памяти вундеркиндов [ править ]
ПЭТ-сканирование нескольких одаренных математиков показало, что они думают с точки зрения долговременной рабочей памяти (LTWM). [12] Эта память , специфичная для конкретной области знаний, способна хранить соответствующую информацию в течение длительного периода времени, обычно часов. Например, было обнаружено, что опытные официанты удерживают в голове заказы до двадцати клиентов, пока обслуживают их, но распознают числовые последовательности не хуже обычного человека. ПЭТ-сканирование также отвечает на вопросы о том, какие конкретные области мозга связаны с манипулированием числами. [12]
Один субъект в детстве никогда не преуспел в математике, но он самостоятельно выучил алгоритмы и трюки для повышения скорости вычислений, став способным к чрезвычайно сложным математическим вычислениям в уме. Его мозг, по сравнению с шестью другими участниками контрольной группы, был изучен с помощью ПЭТ-сканирования, выявившего отдельные области его мозга, которыми он манипулировал для решения сложных проблем. Некоторые из областей, которые он и, предположительно, гении, используют, — это участки мозга, отвечающие за зрительную и пространственную память, а также за визуальные мысленные образы . Другие области мозга были задействованы субъектом, в том числе сектор мозга, обычно связанный с детским «подсчетом пальцев», который, вероятно, использовался в его сознании для связи чисел со зрительной корой головного мозга . [12]
Этот вывод согласуется с интроспективным отчетом этого гения-вычислителя, в котором говорится, что он использовал визуальные изображения для кодирования и получения числовой информации в LTWM. По сравнению со стратегиями кратковременной памяти , используемыми обычными людьми при решении сложных математических задач, стратегии эпизодической памяти кодирования и извлечения будут более эффективными. Чудо-чудо может переключаться между этими двумя стратегиями, которые сокращают время извлечения данных из долговременной памяти и позволяют обойти ограниченные возможности кратковременной памяти. В свою очередь, они могут более точно и эффективно кодировать и извлекать конкретную информацию (например, промежуточные ответы во время вычислений) в долговременную рабочую память. [13]
Подобные стратегии были обнаружены и среди гениев, осваивающих мысленный счет на счетах . Положения бусинок на физических счетах служат визуальными индикаторами каждой цифры для гениев, решающих сложные вычисления. Эта однозначно соответствующая структура позволяет им быстро кодировать и извлекать цифры в долговременную рабочую память во время вычислений. [14] Сканирование фМРТ показало более сильную активацию областей мозга, связанных с обработкой зрительной информации , у китайских детей, обучающихся на счетах, по сравнению с контрольными группами. Это может указывать на большую потребность в обработке зрительно-пространственной информации и зрительно-моторном воображении при мысленных вычислениях на счетах. Кроме того, предполагается, что активация правой средней лобной извилины является нейроанатомическим связующим звеном между мысленными вычислениями на счетах вундеркиндов и зрительно-пространственной рабочей памятью. Эта активация оказывает посреднический эффект на корреляцию между умственными вычислениями на счетах и зрительно-пространственной рабочей памятью . , вызванная тренировками, в отношении производительности рабочей памяти у детей. нейропластичность Предлагается [15] Исследование, посвященное немецким способностям к расчету, также предложило аналогичную причину исключительных вычислительных способностей. Отличные возможности рабочей памяти и нейропластические изменения, вызванные обширной практикой, будут иметь важное значение для улучшения этого специфического навыка. [16]
рабочей памяти Теория мозжечка /
«Моя мама сказала, что сначала мне следует закончить среднюю школу и поступить в колледж».
Сол Крипке в ответ на приглашение подать заявку на должность преподавателя в Гарварде [17]
Отмечая, что мозжечок способствует оптимизации скорости и эффективности всех мыслительных процессов, Вандерверт [18] объяснил способности вундеркиндов с точки зрения взаимодействия рабочей памяти и когнитивных функций мозжечка. Ссылаясь на обширные данные визуализации, Вандерверт впервые предложил этот подход в двух публикациях, появившихся в 2003 году. Помимо данных визуализации, подход Вандерверта подтверждается значительными отмеченными наградами исследованиями мозжечка, проведенными Масао Ито. [19]
Вандерверт [20] представил обширные аргументы в пользу того, что у вундеркинда переход от зрительно-пространственной рабочей памяти к другим формам мышления (языку, искусству, математике) ускоряется благодаря уникальному эмоциональному расположению вундеркинда и когнитивным функциям мозжечка. По словам Вандерверта, у движимого эмоциями вундеркинда (обычно наблюдаемого как «жажда мастерства») мозжечок ускоряет оптимизацию эффективности рабочей памяти при ее манипулировании и разложении/перекомпозиции визуально-пространственного контента в овладение языком и в лингвистическое, математическое и художественное развитие. [21]
По сути, Вандерверт утверждал, что, когда ребенок сталкивается с новой сложной ситуацией, зрительно-пространственная рабочая память, а также речевая и другая рабочая память, связанная с системой обозначений, разлагаются и пересоставляются (фракционируются) мозжечком, а затем смешиваются в кора головного мозга в попытке справиться с новой ситуацией. [22] Вандерверт считает, что у вундеркиндов этот процесс смешивания ускоряется из-за их уникальной эмоциональной чувствительности, которая приводит к высокому уровню повторяющегося внимания, в большинстве случаев, к конкретным областям знаний , управляемым правилами . Он также утверждал, что вундеркинды впервые начали появляться около 10 000 лет назад, когда управляемые правилами знания накопились в значительной степени, возможно, в сельскохозяйственных и религиозных поселениях Гёбекли-Тепе или на Кипре . [23]
Развитие [ править ]
Природа воспитания против
Некоторые исследователи полагают, что потрясающий талант, как правило, возникает в результате врожденного таланта ребенка, а также энергичных и эмоциональных вложений, которые он предпринимает. Другие полагают, что окружающая среда играет доминирующую роль, причем зачастую очевидным образом. Например, Ласло Полгар намеревался вырастить своих детей шахматистами, и все три его дочери впоследствии стали игроками мирового класса (две из которых являются гроссмейстерами ), подчеркивая влияние, которое окружающая среда ребенка может иметь на определение занятий. на которую будет направлена энергия ребенка, и демонстрирующее, что посредством соответствующего обучения можно развить невероятные навыки. [24]
Теория совпадений [ править ]
Теория совпадений объясняет развитие чудес с помощью непрерывного обсуждения природы и воспитания. Эта теория утверждает, что интеграция различных факторов в развитии и проявлении человеческого потенциала, в том числе: [25]
- Биологические качества (например, физические особенности и ограничения, которые влекут за собой таланты, такие как абсолютный слух музыкальных вундеркиндов)
- Индивидуальные психологические качества (например, настойчивость, терпение, внимание к деталям)
- Промежуточный контекст (например, структура семьи и ее традиции)
- Культурный эффект (например, увеличение числа шахматных гениев может быть связано с профессионализацией шахмат или появлением компьютеров в качестве инструмента обучения)
- Исторический и политический контекст (например, девочки определенного религиозного происхождения не могут обучаться музыке или какому-либо другому искусству)
- Область и окружающая ее область (например, родились ли дети с исключительными способностями в среде, где эта область процветает)
развитие Позднее
Одаренность в детстве не всегда сохраняется во взрослой жизни. Некоторые исследователи обнаружили, что одаренные дети отстают из-за недостатка усилий. Джим Тейлор, профессор Университета Сан-Франциско, предполагает, что это происходит потому, что одаренные дети добиваются успеха в раннем возрасте, практически не прилагая усилий, и у них может не развиться чувство ответственности за успех. Следовательно, у этих детей может не развиться связь между усилиями и результатом. Некоторые дети также могут верить, что они смогут добиться успеха без усилий и в будущем. Доктор Андерс Эриксон, профессор Университета штата Флорида, исследует результаты деятельности специалистов в области спорта, музыки, математики и других видов деятельности. Его результаты показывают, что выдающиеся способности в детстве не являются убедительным показателем дальнейшего успеха. Скорее, лучшим показателем было количество часов, посвященных этой деятельности. [26]
Розмари Каллард-Сульгит и другие педагоги много писали о проблеме перфекционизма умных детей, называя его «социально-эмоциональной чертой номер один». Одаренные дети часто связывают даже небольшое несовершенство с неудачей, поэтому они боятся усилий даже в личной жизни и в крайних случаях оказываются практически обездвиженными. [27]
Связь с аутизмом [ править ]
Были обнаружены чудеса, когда в их семейных родословных было слишком много родственников с аутизмом. Признаки аутизма по коэффициенту аутистического спектра (AQ) были зарегистрированы как у родственников первой степени родства вундеркиндов, так и у родственников аутизма, распространенность которого была выше нормальной. [28]
Некоторые аутичные черты можно обнаружить и среди вундеркиндов. Во-первых, социальная функция одаренных арифметиков может быть слабее из-за большей активации определенных областей мозга, улучшающих их арифметические способности, что также важно для социальных и эмоциональных функций (например, предклинья, язычной и веретенообразной извилины). Эти нейропластические изменения в нейронных сетях могут модулировать их социальные характеристики с точки зрения эмоциональной обработки лиц и эмоциональной оценки сложных социальных взаимодействий. Тем не менее, эта эмоциональная или социальная модуляция не должна достигать психопатологического уровня. [16] Кроме того, внимание к деталям, типичная характеристика AQ, у вундеркиндов повышено по сравнению с нормальными людьми, даже с синдромом Аспергера . [6]
См. также [ править ]
- Шахматный вундеркинд
- Гений
- Одаренное образование
- Интеллектуальная одаренность
- Позднее цветение
- Список детских музыкальных вундеркиндов
- Список вундеркиндов
- Список вымышленных вундеркиндов
- Податливость интеллекта
- Полимат
- синдром Саванта
Ссылки [ править ]
- ^ Фельдман, Дэвид Х.; Морлок, MJ (2011). «Вундеркинды». В Ранко, Марк А.; Притцкер, Стивен Р. (ред.). Чудеса . Энциклопедия творчества (Второе изд.). Академическая пресса. стр. 261–265. дои : 10.1016/B978-0-12-375038-9.00182-5 . ISBN 978-0-12-375038-9 .
Для целей этого и будущих исследований вундеркинд определялся как ребенок в возрасте до 10 лет, достигший уровня высококвалифицированного профессионала в сложной области деятельности.
- ^ Роуз, Лейси (2 марта 2007 г.). «Вундеркинды» . Форбс . Проверено 3 апреля 2015 г.
На данный момент наиболее широко принятое определение — это ребенок, обычно в возрасте до 10 лет, овладевший сложным навыком на уровне взрослого профессионала.
- ^ Фельдман, Дэвид Генри (осень 1993 г.). «Вундеркинды: особая форма одаренности». Одаренный ребенок Ежеквартально . 27 (4): 188–193. дои : 10.1177/001698629303700408 . S2CID 144180264 .
- ^ «Вундеркинд» . Мерриам-Вебстер . Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ «вундеркинд» . Мерриам-Вебстер . Проверено 6 декабря 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рутзац, Джоан; Рутзац-Стивенс, Кимберли; Рутзац, Кайл (май 2014 г.). «Когнитивные основы исключительных способностей вундеркиндов по областям: сходства и различия» . Интеллект . 44 : 11–14. дои : 10.1016/j.intell.2014.01.010 . ISSN 0160-2896 .
- ^ Эрикссон, К. Андерс; Крампе, Ральф Т.; Теш-Рёмер, Клеменс (июнь 1993 г.). «Роль целенаправленной практики в приобретении экспертных качеств» . Психологический обзор . 100 (3): 363–406. дои : 10.1037/0033-295X.100.3.363 . ISSN 1939-1471 .
- ^ Фридман, Марсель; Линн, Ричард (май 1992 г.). «Общий интеллект и пространственные способности одаренных молодых бельгийских шахматистов» . Британский журнал психологии . 83 (2): 233–235. дои : 10.1111/j.2044-8295.1992.tb02437.x . ISSN 0007-1269 . ПМИД 1611410 .
- ^ Кампителли, Гильермо; Гобе, Фернан; Билалич, Мерим (3 июня 2014 г.), Саймонтон, Дин Кейт (редактор), «Когнитивные процессы и развитие шахматного гения: интегративный подход» , The Wiley Handbook of Genius (1-е изд.), Wiley, стр. 350–374 , doi : 10.1002/9781118367377.ch17 , ISBN 978-1-118-36740-7 , получено 19 марта 2024 г.
- ^ Уллен, Фредрик; Хэмбрик, Дэвид Закари; Мосинг, Мириам Анна (2016). «Переосмысление экспертных знаний: многофакторная модель взаимодействия генов и окружающей среды в работе экспертов» . Психологический вестник . 142 (4): 427–446. дои : 10.1037/bul0000033 . ISSN 1939-1455 .
- ^ Марион-Сен-Онж, Шанель; Вайс, Майкл В.; Шарда, Мега; Перец, Изабель (11 декабря 2020 г.). «Что делает музыкальные вундеркинды?» . Границы в психологии . 11 . дои : 10.3389/fpsyg.2020.566373 . ISSN 1664-1078 . ПМЦ 7759486 . ПМИД 33362630 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Баттерворт, Брайан (январь 2001 г.). «Что делает вундеркинда?». Природная неврология . 4 (1): 11–12. дои : 10.1038/82841 . ПМИД 11135636 . S2CID 14967746 .
- ^ Песенти, Мауро; Заго, Лора; Кривелло, Фабрис; Мелле, Эммануэль; Самсон, Дана; Дюру, Брюно; Серон, Ксавьер; Мазойер, Бернар; Цурио-Мазойер, Натали (январь 2001 г.). «Умственный расчет у вундеркинда поддерживается правыми префронтальными и медиальными височными зонами» . Природная неврология . 4 (1): 103–107. дои : 10.1038/82831 . ISSN 1546-1726 . ПМИД 11135652 .
- ^ Эрикссон, К. Андерс; Кинч, Уолтер (1995). «Долговременная рабочая память» . Психологический обзор . 102 (2): 211–245. дои : 10.1037/0033-295X.102.2.211 . ISSN 1939-1471 .
- ^ Ван, Чуньцзе; Сюй, Тяньюн; Гэн, Фэнцзи; Ху, Ючжэн; Ван, Юньци; Лю, Хуафэн; Чен, Фейян (14 августа 2019 г.). «Тренировка мысленного счета на основе счетов улучшает зрительно-пространственную рабочую память у детей» . Журнал неврологии . 39 (33): 6439–6448. doi : 10.1523/JNEUROSCI.3195-18.2019 . ISSN 0270-6474 . ПМЦ 6697396 . ПМИД 31209171 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фер, Торстен; Вебер, Йохен; Уиллмс, Клаус; Херрманн, Манфред (апрель 2010 г.). «Нейронные корреляты в исключительной ментальной арифметике — о нейронной архитектуре выдающихся навыков» . Нейропсихология . 48 (5): 1407–1416. doi : 10.1016/j.neuropsychologia.2010.01.007 . ПМИД 20079753 .
- ^ Чарльз МакГрат, «Философ, 65 лет, лекции не о том: «Что я?» но «Что я такое?» , 28 января 2006 г.
- ^ Вандерверт 2007, 2009a, 2009b [ нужна полная цитата ]
- ^ Это 2005, 2007 гг. [ нужна полная цитата ]
- ^ Вандерверт 2009a [ нужна полная цитата ]
- ^ Вандерверт 2009a, 2009b, в пресс-а, в пресс-б [ нужна полная цитата ]
- ^ Вандерверт, в прессе-а, в прессе-б. [ нужна полная цитата ]
- ^ Вандерверт, 2009a, 2009b, в пресс-c. [ нужна полная цитата ]
- ^ Королева забирает все - Telegraph.co.uk, январь 2002 г.
- ^ Фельдман, Дэвид Генри; Голдсмит, Линн Т. (1991). Гамбит природы: вундеркинды и развитие человеческого потенциала . Воспитание и психология одарённых. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа. ISBN 978-0-8077-3143-7 .
- ^ Тейлор, Джим. «Проблема одаренности». Psychology Today, Sussex Publishers, 19 ноября 2009 г., www.psychologytoday.com/blog/the-power-prime/200911/the-problem-giftedness.
- ^ Розмари Каллард-Сульгит, Перфекционизм и одаренные дети . 2-е издание, R&L Education. 31 июля 2012 г.
- ^ Рутзац, Джоан; Урбах, Журдан Б. (сентябрь 2012 г.). «Вундеркинд: новый когнитивный профиль ставит в основу одаренных способностей повышенный общий интеллект, исключительную рабочую память и внимание к деталям» . Интеллект . 40 (5): 419–426. дои : 10.1016/j.intell.2012.06.002 . ISSN 0160-2896 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Элленберг, Иордания (30 мая 2014 г.). «Неправильный подход к детям-гениям» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 1 июня 2014 г.
- Халберт, Энн (2018). За пределами чартов: скрытая жизнь и уроки американских вундеркиндов . Кнопф. ISBN 978-1101947296 .
- «Как рабочая память и мозжечок взаимодействуют, создавая креативность и инновации» (PDF) . Журнал исследований креативности .
- Робинсон, Эндрю (2010). Внезапный гений?: Постепенный путь к творческим прорывам . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-956995-3 .
Внешние ссылки [ править ]
- Блокнот: Вундеркинды на YouTube , « CBS News Online », 26 февраля 2010 г.