Полимат

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Бенджамин Франклин — один из выдающихся эрудитов в истории. Франклин был писателем, ученым, изобретателем, государственным деятелем, дипломатом, печатником и политическим философом. Кроме того, он приобрел наследие как один из отцов-основателей Соединенных Штатов .

Эрудит « ( греч . πολυμαθής , латинизированный : Polymathēs , букв. «много выученный»; латынь : homo Universalis , букв. Универсальный человек») [1] или полигистор ( греческий : πολυΐστωρ , латинизированный : поли'истор , букв. «хорошо обученный») [2] Это человек, чьи знания охватывают множество различных предметов, который, как известно, использует сложные массивы знаний для решения конкретных проблем.

Воплощая основной принцип гуманизма эпохи Возрождения , согласно которому способность человека к развитию безгранична, эта концепция привела к идее, что люди должны охватить все знания и как можно полнее развивать свои способности. Это выражено в термине « человек эпохи Возрождения» , часто применяемом к одаренным людям того времени, которые стремились развивать свои способности во всех областях: интеллектуальных, художественных, социальных, физических и духовных.

Этимология [ править ]

использовался термин полиматия В Западной Европе первая работа, в названии которой ( De Polymathiatractatio: integri operis de studii veterum ), была опубликована в 1603 году Иоганном фон Вауэрном , гамбургским философом. [3] [4] [5] Фон Ваверн определил полиматию как «знание различных вопросов, полученное в результате всех видов исследований... свободно охватывающее все области дисциплин, насколько человеческий разум с неутомимым трудолюбием способен их преследовать». [3] Фон Ваверн называет эрудицию, литературу, филологию , филоматию и полиисторию синонимами.

Самое раннее зарегистрированное использование этого термина в английском языке относится к 1624 году, во втором издании « Анатомии меланхолии» Роберта Бертона ; [6] форма полиматист немного старше и впервые появилась в «Диатрибах» в первой части поздней «Истории десятин» Ричарда Монтегю в 1621 году. [7] Использование в английском языке аналогичного термина « полигистор» датируется концом 16 века. [8]

Человек эпохи Возрождения [ править ]

Термин «человек эпохи Возрождения» впервые был зафиксирован в письменном английском языке в начале 20 века. [9] Оно используется для обозначения великих мыслителей, живших до, во время или после эпохи Возрождения . Леонардо да Винчи часто называют архетипом человека эпохи Возрождения, человеком «неутолимого любопытства» и «лихорадочно изобретательного воображения». [10] Многие известные эрудиты [а] жили в период Возрождения, культурного движения, которое охватывало примерно с 14 по 17 века, которое началось в Италии в позднем средневековье , а затем распространилось на остальную Европу. Эти эрудиты имели разносторонний подход к образованию, который отражал идеалы гуманистов того времени. От джентльмена или придворного той эпохи ожидалось, что он будет говорить на нескольких языках, играть на музыкальном инструменте , писать стихи и так далее, тем самым воплощая идеал Возрождения .

Идея всеобщего образования была важна для достижения способностей к эрудиции, поэтому слово «университет» использовалось для описания места обучения. Однако оригинальное латинское слово universitas в целом относится к «множеству лиц, объединенных в одно тело, общество, компанию, общину, гильдию, корпорацию и т. д.». [11] В то время университеты не специализировались в конкретных областях, а скорее обучали студентов широкому спектру наук, философии и теологии. Это универсальное образование дало им основу, на которой они могли продолжить обучение и стать мастерами в конкретной области.

Когда сегодня кого-то называют «человеком эпохи Возрождения», это означает, что вместо того, чтобы просто иметь широкие интересы или поверхностные знания в нескольких областях, человек обладает более глубокими знаниями и навыками или даже опытом, по крайней мере, в некоторых из этих областей. поля. [12]

В некоторых словарях термин «человек эпохи Возрождения» используется для описания человека с множеством интересов или талантов. [13] в то время как другие придают значение, ограниченное эпохой Возрождения и более тесно связанное с идеалами Возрождения.

В академических кругах [ править ]

Роберт Рут-Бернштейн и коллеги [ править ]

Роберта Рут-Бернштейна считают главным ответственным за возрождение интереса к полиматии в научном сообществе. [14] [15] В его работах подчеркивается контраст между эрудитом и двумя другими типами: специалистом и дилетантом. Специалист демонстрирует глубину, но ему не хватает широты знаний. Дилетант демонстрирует поверхностную широту, но склонен приобретать навыки просто «ради самих себя, без учета понимания более широких приложений или последствий и без их интеграции». [16] : 857  И наоборот, эрудит - это человек с таким уровнем знаний, который способен «посвятить значительное количество времени и усилий своим занятиям и найти способы использовать свои многочисленные интересы для информирования о своем призвании». [17] : 857  [18] [19] [20] [21]

Ключевым моментом в работе Рут-Бернштейна и его коллег является аргумент в пользу универсальности творческого процесса. То есть, хотя творческие продукты, такие как картина, математическая модель или стихотворение, могут быть специфичными для предметной области, на уровне творческого процесса умственные инструменты, которые приводят к генерации творческих идей, одни и те же, будь то в искусстве или науке. [19] Эти умственные инструменты иногда называют интуитивными инструментами мышления. Поэтому неудивительно, что многие из наиболее инновационных ученых имеют серьезные хобби или интерес к художественной деятельности, а некоторые из наиболее инновационных художников имеют интерес или хобби в области науки. [17] [20] [22] [23]

Исследование Рут-Бернштейна и его коллег является важным контрапунктом утверждению некоторых психологов о том, что креативность является явлением, специфичным для конкретной области. В ходе своего исследования Рут-Бернштейн и его коллеги пришли к выводу, что существуют определенные навыки и инструменты комплексного мышления, которые преодолевают барьеры различных областей и могут способствовать творческому мышлению: «[исследователи креативности] обсуждают интеграцию идей из различных областей как основу творческой одаренности. не спрашивайте: «Кто творческий?» но «что является основой творческого мышления?» С точки зрения полиматии, одаренность — это способность сочетать разрозненные (или даже явно противоречивые) идеи, наборы проблем, навыки, таланты и знания новыми и полезными способами. Таким образом, полиматия является основным источником творческого потенциала любого человека». [16] : 857  В книге «Жизненные этапы творчества» Робер и Мишель Рут-Бернштейн предлагают шесть типологий этапов творческой жизни. Эти типологии основаны на реальных записях о творческом производстве, впервые опубликованных Рут-Бернштейном, Бернштейном и Гарнье (1993).

  • Тип 1 представляет людей, которые специализируются на развитии одного крупного таланта в раннем возрасте (например, одаренных людей) и успешно используют исключительно этот талант до конца своей жизни.
  • Люди типа 2 исследуют ряд различных творческих занятий (например, посредством игр в мире или различных хобби), а затем решают использовать одно из них до конца своей жизни.
  • Люди типа 3 с самого начала полиматичны и умеют совмещать несколько профессий одновременно, так что их творческий потенциал постоянно меняется.
  • Творцы 4-го типа рано признаются в одном важном таланте (например, в математике или музыке), но продолжают исследовать дополнительные творческие возможности, диверсифицируя свою продуктивность с возрастом.
  • Творцы пятого типа последовательно посвящают себя одной творческой области за другой.
  • Люди типа 6 рано развивают разнообразные творческие способности, а затем, как и люди типа 5, исследуют их последовательно, по одному.

Наконец, его исследования показывают, что понимание полиматики и обучения на полиматических примерах может помочь структурировать новую модель образования, которая лучше способствует творчеству и инновациям: «мы должны сосредоточить образование на принципах, методах и навыках, которые будут служить им [учащимся] в обучении и творчество во многих дисциплинах, различных карьерах и успешных этапах жизни». [24] : 161 

Питер Берк [ править ]

Питер Берк , почетный профессор истории культуры и член Эммануэль-колледжа в Кембридже, обсуждал тему полиматии в некоторых из своих работ. Он представил всеобъемлющий исторический обзор восхождения и упадка эрудитов как того, что он называет «интеллектуальным видом». [25] [26] [27]

Он отмечает, что в древние и средневековые времена учёным не обязательно было специализироваться. Однако, начиная с 17 века, быстрый рост новых знаний в западном мире — как в результате систематических исследований мира природы, так и в результате потока информации, поступающей из других частей мира — все больше затруднял задачу отдельных ученых. освоить столько же дисциплин, сколько и раньше. Таким образом, произошел интеллектуальный отход эрудитов: «от знаний в каждой [академической] области к знаниям в нескольких областях и от внесения оригинального вклада во многих областях к более пассивному потреблению того, что было внесено другими». [28] : 72 

Учитывая это изменение в интеллектуальном климате, с тех пор чаще можно встретить «пассивных эрудитов», которые потребляют знания в различных областях, но делают свою репутацию в одной единственной дисциплине, чем «настоящих эрудитов», которые — благодаря подвигу « интеллектуальный героизм» — сумели внести серьезный вклад в несколько дисциплин.

Однако Берк предупреждает, что в эпоху специализации разносторонние люди необходимы как никогда, как для синтеза (чтобы нарисовать общую картину), так и для анализа. Он говорит: «Требуется эрудит, чтобы «запомнить пробел» и привлечь внимание к знаниям, которые в противном случае могут исчезнуть в промежутках между дисциплинами, как они в настоящее время определены и организованы». [29] : 183 

Наконец, он предлагает правительствам и университетам создать среду обитания, в которой этот «вымирающий вид» сможет выжить, предлагая студентам и ученым возможность междисциплинарной работы.

Бхарат Шрираман [ править ]

Бхарат Шрираман из Университета Монтаны также исследовал роль полиматии в образовании. Он утверждает, что идеальное образование должно воспитывать таланты в классе и позволять людям заниматься различными областями исследований и ценить как эстетические, так и структурные/научные связи между математикой, искусством и науками. [30]

В 2009 году Шрираман опубликовал статью, в которой сообщалось о трехлетнем исследовании с участием 120 учителей математики, готовящихся к работе, и сделал некоторые выводы для предварительного обучения математике, а также для междисциплинарного образования. [15] Он использовал герменевтико-феноменологический подход, чтобы воссоздать эмоции, голоса и борьбу студентов, пытавшихся разгадать парадокс Рассела, представленный в его лингвистической форме. Они обнаружили, что те, кто больше занимался решением парадокса, также демонстрировали более полиматическое мышление. В заключение он предполагает, что содействие полиматизму в классе может помочь учащимся изменить убеждения, открыть для себя структуры и открыть новые возможности для междисциплинарной педагогики. [15]

Майкл Араки [ править ]

Майкл Араки — профессор Бизнес-школы UNSW Университета Нового Южного Уэльса, Австралия. Он стремился формализовать в общей модели то, как происходит развитие полиматии. Его Модель развития полиматии (DMP) представлена ​​в статье 2018 года с двумя основными целями:

  1. организовать элементы, участвующие в процессе развития полиматии, в структуру отношений, которая связана с подходом к полиматии как жизненному проекту;
  2. обеспечить связь с другими хорошо разработанными конструкциями, теориями и моделями, особенно из области одаренности и образования. [31]

Модель, разработанная для отражения структурной модели, состоит из пяти основных компонентов:

  1. полиматические предшественники
  2. полиматические медиаторы
  3. полиматические достижения
  4. внутриличностные модераторы
  5. экологические модераторы [31]
Модель развития полиматии (DMP)

Что касается определения термина «полиматия», исследователь, проанализировав дошедшую до нас литературу, пришел к выводу, что, хотя существует множество точек зрения на полиматию, большинство из них констатируют, что полиматия предполагает три основных элемента: широту, глубину и интеграцию. [31] [32] [33]

Широта означает полноту, расширение и разнообразие знаний. Это контрастирует с идеей узости, специализации и ограничения знаний в ограниченной области. Обладание всеобъемлющими знаниями в очень разных областях является отличительной чертой величайших эрудитов.

Глубина относится к вертикальному накоплению знаний и степени проработанности или сложности наборов концептуальной сети. Как и Роберт Рут-Бернштейн, Араки использует концепцию дилетантства как контраст с идеей глубокого обучения, которую влечет за собой полиматия.

По мнению автора, интеграция, хотя и не является явной в большинстве определений полиматии, также является ее основным компонентом. Интеграция предполагает способность соединять, артикулировать, конкатенировать или синтезировать различные концептуальные сети, которые у неполиматичных людей могут быть разделены. Кроме того, интеграция может происходить на уровне личности, когда человек способен интегрировать свою разнообразную деятельность в синергическое целое, что также может означать психическую (мотивационную, эмоциональную и когнитивную) интеграцию.

Наконец, автор также предполагает, что с помощью психоэкономического подхода полиматию можно рассматривать как «жизненный проект». То есть, в зависимости от темперамента человека, его способностей, личности, социального положения и возможностей (или их отсутствия), проект полиматического самоформирования может представляться человеку более или менее заманчивым и более или менее осуществимым для реализации. . [31]

Кауфман, Бегетто и коллеги [ править ]

Джеймс К. Кауфман из Педагогической школы Нига при Университете Коннектикута и Рональд А. Бегетто из того же университета исследовали возможность того, что у каждого может быть потенциал к полиматии, а также проблему общности предметной области или предметная специфика творчества. [34] [35]

Основываясь на своей более ранней модели творчества «четырех в», Бегетто и Кауфман [36] [37] предложил типологию полиматии, начиная от повсеместной полиматии mini-C до выдающейся, но редкой полиматии Big-C, а также модель с некоторыми требованиями к человеку (эрудиту или нет), чтобы иметь возможность достичь самых высоких уровней творческих способностей. достижение. Они учитывают три общих требования — интеллект, творческую мотивацию и среду, позволяющую творческое самовыражение, — которые необходимы для успеха любой попытки творчества. Затем, в зависимости от выбранной области, потребуются более специфические способности. Чем больше способности и интересы человека соответствуют требованиям предметной области, тем лучше. В то время как некоторые будут развивать свои конкретные навыки и мотивацию для конкретных областей, полиматические люди будут демонстрировать внутреннюю мотивацию (и способность) заниматься различными предметами в разных областях. [37]

Что касается взаимодействия полиматии и образования, они предполагают, что вместо того, чтобы спрашивать, есть ли у каждого ученика мультитворческий потенциал, преподаватели могли бы более активно развивать мультитворческий потенциал своих учеников. В качестве примера авторы приводят, что учителя должны поощрять учащихся устанавливать связи между дисциплинами, использовать различные формы средств массовой информации для выражения своих рассуждений/понимания (например, рисунки, фильмы и другие формы визуальных средств массовой информации). [34]

Вакас Ахмед [ править ]

В своей книге «Эрудиты» 2018 года британский писатель Вакас Ахмед определяет эрудитов как тех, кто внес значительный вклад как минимум в три различные области. [15] Вместо того, чтобы считать эрудитов исключительно одаренными, он утверждает, что у каждого человека есть потенциал стать таковым: что у людей естественным образом есть множество интересов и талантов. [38] Он противопоставляет эту полиматическую природу тому, что он называет «культом специализации». [39] Например, системы образования подавляют эту природу, заставляя учащихся специализироваться на узких темах. [38] В книге утверждается, что специализация, поощряемая производственными линиями промышленной революции , контрпродуктивна как для отдельных людей, так и для общества в целом. Это предполагает, что сложные проблемы 21-го века нуждаются в универсальности, творческом подходе и широких перспективах, характерных для эрудитов. [38]

Для отдельных людей, говорит Ахмед, специализация дегуманизирует и подавляет весь спектр их самовыражения, тогда как полиматия «является мощным средством социальной и интеллектуальной эмансипации», которая обеспечивает более полноценную жизнь. [40] Что касается социального прогресса, он утверждает, что ответы на конкретные проблемы часто возникают в результате объединения знаний и навыков из нескольких областей, и что многие важные проблемы носят многомерный характер и не могут быть полностью поняты с помощью одной специализации. [40] Вместо того чтобы интерпретировать полиматию как смесь профессий или интеллектуальных интересов, Ахмед призывает разрушить дихотомию «мыслитель»/«деятель» и дихотомию искусство/наука. Он утверждает, что ориентация на действие и мышление поддерживают друг друга и что люди процветают, стремясь к разнообразию опыта, а также разнообразию знаний. Он отмечает, что успешные люди во многих областях считают хобби и другие «второстепенные» занятия источником навыков или идей, которые помогли им добиться успеха. [41]

Ахмед исследует данные, свидетельствующие о том, что развитие множества талантов и взглядов полезно для успеха в узкоспециализированной области. Он цитирует исследование ученых, лауреатов Нобелевской премии, которое показало, что они в 25 раз чаще поют, танцуют или играют, чем средние ученые. [42] Другое исследование показало, что дети набирают более высокие баллы в тестах IQ после уроков игры на барабанах, и он использует это исследование, чтобы доказать, что разнообразие областей может повысить общий интеллект человека. [43]

Ахмед приводит множество исторических утверждений о преимуществах полиматии. Некоторые из них касаются общих интеллектуальных способностей, которые эрудиты применяют в различных областях. Например, Аристотель писал, что полное понимание темы требует, помимо предметных знаний, общей способности критического мышления, которая может оценить, как были получены эти знания. [44] Еще одно преимущество полиматического мышления заключается в применении нескольких подходов к пониманию одной проблемы. Ахмед цитирует точку зрения биолога Э.О. Уилсона о том, что к реальности можно подойти не с помощью одной академической дисциплины, а через согласование между ними. [45] Одним из аргументов в пользу изучения нескольких подходов является то, что это ведет к непредвзятости . С любой точки зрения может показаться, что вопрос имеет прямой и однозначный ответ. Тот, кто знает разные, противоположные ответы, будет более непредвзятым и осознает ограничения своих собственных знаний. Важность признания этих ограничений — это тема, которую Ахмед находит у многих мыслителей, включая Конфуция , Али ибн Аби Талиба и Николая Кузанского . Он называет это «основным признаком эрудита». [45] Еще один аргумент в пользу множественных подходов заключается в том, что эрудиты не считают различные подходы разнообразными, поскольку они видят связи там, где другие люди видят различия. Например , да Винчи развил несколько областей, применив к каждой математические принципы. [46]

Примеры [ править ]

К эрудитам относятся великие учёные и мыслители эпохи Возрождения и Просвещения , которые преуспели в нескольких областях науки, техники, техники, математики и искусства. В эпоху итальянского Возрождения идею эрудита якобы выразил Леон Баттиста Альберти (1404–1472), сам эрудит, в утверждении, что «человек может сделать все, если пожелает». [47] Среди известных и прославленных эрудитов — Авиценна , Леонардо да Винчи , Микеланджело , Роберт Гук , Готфрид Вильгельм Лейбниц , Аль-Бируни , [48] Хильдегард Бингенский , Ибн аль-Хайсам , Рабиндранат Тагор , Михаил Ломоносов , Иоганн Вольфганг фон Гете , Алан Тьюринг , Бенджамин Франклин , Джон фон Нейман , Омар Хайям , Чарльз Сандерс Пирс , Генри Пуанкаре , Исаак Азимов , Николай Коперник , Иоганн Вейхард н Вальвазор , Рене Декарт , Аристотель , Фридрих II , император Священной Римской империи , Аверроэс , Архимед , Ипатия , Блез Паскаль , Африканус Хортон , Ван Вэй , Исаак Ньютон , Пьер-Поль Рике , Леонард Эйлер , Эмили де Шатле , Никола Тесла , Томас Эдисон , Флоренция Найтингейл , Бертран Рассел , Б. Р. Амбедкар , Николь Орем , Томас Янг , Секвойя , Томас Джефферсон , Питер-Саймон Лаплас , Майя Анжелу и Фридрих Энгельс .

Связанные термины [ править ]

Помимо человека эпохи Возрождения , похожими терминами являются homo Universalis ( латинский ) и uomo Universale ( итальянский ), которые переводятся как «универсальный человек». [1] Родственный термин «универсал» — в отличие от специалиста — используется для описания человека с общим подходом к знаниям.

термин «универсальный гений» или «универсальный гений» Также используется Леонардо да Винчи , ярким примером которого снова является . Этот термин особенно используется для людей, которые внесли значительный вклад хотя бы в одну из областей, в которых они активно участвовали, и когда они придерживались универсального подхода.

Когда о человеке говорят, что он обладает энциклопедическими знаниями , он демонстрирует обширный объем знаний. Однако это обозначение может быть анахронизмом в случае таких людей, как Эратосфен , чья репутация обладателя энциклопедических знаний предшествовала существованию любого энциклопедического объекта .

См. также [ править ]

Ссылки и примечания [ править ]

  1. ^ Хотя многие исторические личности можно считать эрудитами, они здесь не перечислены, поскольку их не только слишком много, чтобы их перечислять, но и поскольку определение любой отдельной фигуры как эрудита является спорным из-за расплывчатого определения этого термина. определенный характер: не существует определенного набора характеристик, кроме человека, обладающего широким спектром знаний в ряде различных дисциплин; многие также не считали себя эрудитами, поскольку этот термин появился только в начале 17 века.
  1. ^ Перейти обратно: а б «Спросите философа: Тим Саутфоммасане – В поисках человека эпохи Возрождения» . Австралиец . 10 апреля 2010 г. Проверено 27 июля 2018 г.
  2. ^ «Полигистор» . Бесплатный словарь .
  3. ^ Перейти обратно: а б Мерфи, Кэтрин (2014). «Роберт Бертон и проблемы полиматии» . Исследования эпохи Возрождения . 28 (2): 279. дои : 10.1111/rest.12054 . S2CID   162763342 . Архивировано из оригинала 30 апреля 2021 года . Проверено 6 сентября 2020 г.
  4. ^ Берк, Питер (2011). «Эрудит: культурная и социальная история интеллектуального типа». Чтение: Теория и практика . ISSN   0102-387X .
  5. ^ Вауэр, Иоганн (1665). Трактат о полиматии: полное собрание ранних исследований .
  6. ^ « Эрудит, n . и прил . Архивировано 8 мая 2014 г. в Wayback Machine ». ОЭД онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Доступ в декабре 2019 г.
  7. ^ « Эрудит, н . ». ОЭД онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Доступ в декабре 2019 г.
  8. ^ « Полигистор, н . ». ОЭД онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Доступ в декабре 2019 г.
  9. ^ Харпер, Дэниел (2001). «Онлайн-этимологический словарь» . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 5 декабря 2006 г.
  10. ^ Гарднер, Хелен (1970). Искусство сквозь века . Нью-Йорк, Харкорт, Брейс и мир. стр. 450–456 . ISBN  9780155037526 .
  11. ^ Льюис, Чарльтон Т.; Шорт, Чарльз (1966) [1879], Латинский словарь , Оксфорд: Clarendon Press
  12. ^ «Человек эпохи Возрождения — определение из онлайн-словаря Merriam-Webster» . Mw.com . Архивировано из оригинала 18 мая 2006 года . Проверено 6 апреля 2012 г.
  13. ^ «Оксфордский краткий словарь» . Askoxford.com. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 6 апреля 2012 г.
  14. ^ Шавинина, Л. (2013). Как развивать новаторов? Инновационное образование для одарённых1. Международное образование одаренных людей , 29 (1), 54–68.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Шрираман, Б. (2009). Математические парадоксы как путь к убеждениям и полиматии: экспериментальное исследование. ЗДМ , 41 (1–2), 29–38.
  16. ^ Перейти обратно: а б Р. Рут-Бернштейн, 2009 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Рут-Бернштейн, Р. (2015). Искусство и ремесла как дополнение к STEM-образованию для развития творческих способностей одаренных и талантливых учащихся. Обзор образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе , 16 (2), 203–212.
  18. ^ Рут-Бернштейн, Р. (2009). Множественная одаренность у взрослых: случай эрудитов. В Международном справочнике по одаренности (стр. 853–870). Спрингер, Дордрехт.
  19. ^ Перейти обратно: а б Рут-Бернштейн, Р. (2003). Искусство инноваций: эрудиты и универсальность творческого процесса. В Международном справочнике по инновациям (стр. 267–278).
  20. ^ Перейти обратно: а б Рут-Бернштейн Р., Аллен Л., Бич Л., Бхадула Р., Фаст Дж., Хози К., ... и Подуфали А. (2008). Искусство способствует научному успеху: занятия нобелевских лауреатов, национальной академии, королевского общества и членов Sigma xi. Журнал психологии науки и техники , 1 (2), 51–63.
  21. ^ Рут-Бернштейн, Р., и Рут-Бернштейн, М. (2011). Жизненные этапы творчества .
  22. ^ Рут-Бернштейн, Р.С., Бернштейн, М. и Гамьер, Х. (1993). Идентификация ученых, вносящих долгосрочный и результативный вклад, с примечаниями об их методах работы. Журнал исследований креативности , 6 (4), 329–343.
  23. ^ Рут-Бернштейн, Р.С., Бернштейн, М., и Гарнье, Х. (1995). Взаимосвязь между призваниями, научным стилем, рабочими привычками и профессиональным влиянием ученых. Журнал исследований креативности , 8 (2), 115–137.
  24. ^ Root-Bernstein, R., & Root-Bernstein, M. (2017). People, passions, problems: The role of creative exemplars in teaching for creativity. In Creative contradictions in education (pp. 143–164). Springer, Cham.
  25. ^ Берк, П. (2012). Социальная история знаний II: От энциклопедии к Википедии (Том 2). Политика.
  26. ^ Берк, П. (2010). Эрудит: культурная и социальная история интеллектуального вида. Исследования в области истории культуры: Очерки Питера Маккаффери , 67–79.
  27. ^ Берк, Питер (2020). Эрудит: история культуры от Леонардо да Винчи до Сьюзен Зонтаг . Издательство Йельского университета. п. 352. ИСБН  9780300252088 . Архивировано из оригинала 13 сентября 2022 года . Проверено 16 ноября 2020 г.
  28. ^ Берк, 2010 г.
  29. ^ Берк, 2012 г.
  30. ^ Шрираман Б. и Даль Б. (2009). О привнесении междисциплинарных идей в образование одаренных людей. В Международном справочнике по одаренности (стр. 1235–1256). Спрингер, Дордрехт.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д Араки, Мэн (2018). Полиматия: новый взгляд . Журнал гения и выдающегося мастерства , 3 (1), 66–82. Получено с: Researchgate.net
  32. ^ Араки, МЭ (2015). Полиматическое лидерство: теоретические основы и развитие конструкции. (Магистерская диссертация), Pontificia Universidade Católica, Рио-де-Жанейро, Бразилия. Получено с сайта Researchgate.net . Архивировано 29 января 2018 г. в Wayback Machine.
  33. ^ Араки, М.Э., и Пирес, П. (2019). <Современная литература по полиматии: краткий обзор (10 января 2019 г.). Доступно на SSRN: https://ssrn.com/abstract=3313137 .
  34. ^ Перейти обратно: а б Кауфман Дж. К., Бегетто Р. А., Баер Дж. и Ивчевич З. (2010). Творческая полиматия: чему Бенджамин Франклин может научить вашего детского сада. Обучение и индивидуальные различия , 20 (4), 380–387.
  35. ^ Кауфман, Дж. К., Бегетто, Р. А., и Баер, Дж. (2010). В поисках молодого Поля Робсона: исследование вопроса творческой полиматии. Инновации в педагогической психологии , 141–162.
  36. ^ Кауфман, Дж. К., и Бегетто, РА (2009). За пределами большого и малого: Четырехкратная модель творчества. Обзор общей психологии , 13 (1), 1.
  37. ^ Перейти обратно: а б Бегетто, Р.А., и Кауфман, Дж.К. (2009). Есть ли у всех нас мультитворческий потенциал? ЗДМ , 41 (1–2), 39–44.
  38. ^ Перейти обратно: а б с Робинсон, Эндрю (11 мая 2019 г.). «В поисках полиматии» . Ланцет . 393 (10184): 1926. doi : 10.1016/S0140-6736(19)30995-X . S2CID   149445248 . Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 24 декабря 2022 г.
  39. ^ Ахмед 2018 , с. 85.
  40. ^ Перейти обратно: а б Ахмед 2018 , с. 282-283.
  41. ^ Ахмед 2018 , стр. 160, 164, 176.
  42. ^ Хилл, Эндрю (11 февраля 2019 г.). «Скрытые преимущества найма Джеков и Джилл на все руки» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 16 декабря 2021 г.
  43. ^ Ахмед 2018 , с. 146.
  44. ^ Ахмед 2018 , с. 148.
  45. ^ Перейти обратно: а б Ахмед 2018 , с. 134-136.
  46. ^ Ахмед 2018 , с. 173-174.
  47. ^ «Человек эпохи Возрождения – определение, характеристики и примеры» . Архивировано из оригинала 3 мая 2015 года . Проверено 25 апреля 2012 г.
  48. ^ «БЕРУНЕ, АБУ РАЙХАН – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org . Архивировано из оригинала 17 ноября 2019 года . Проверено 29 мая 2019 г. БЕРЕНЕ, АБУ РАЙХАН МОХАММАД р. Ахмад (362/973 - после 442/1050), ученый и эрудит периода поздних Саманидов и ранних Газневидов и один из двух величайших интеллектуальных деятелей своего времени в восточных землях мусульманского мира, второй - Эбн Сина. (Авиценна).

Дальнейшее чтение [ править ]