Jump to content

Секвойя

Секвойя
ᏍᏏᏉᏯ
СЕ-КУО-Я – литография из «Истории индейских племен Северной Америки» . Эта литография взята с портрета, написанного Чарльзом Бердом Кингом в 1828 году.
Рожденный в. 1770 г.
Умер Август 1843 г. (72–73 года)
Сан-Фернандо-де-Роса , Коауила , Мексика (недалеко от современной Сарагосы, Коауила , Мексика)
Национальность Чероки , американец
Другие имена Джордж Гесс, Джордж Гист
Род занятий Серебряник , кузнец , просветитель , воин , политик , изобретатель , лингвист.
Супруг
Салли Бендж
( м. 1815)
Дети 2

Секвойя ( чероки : ᏍᏏᏉᏯ , ссивойя , [а] или ᏎᏉᏯ , Се-кво-я ; [б] IPA: [seɡʷoja] , ок. 1770 — август 1843), также известный как Джордж Гист или Джордж Гесс , был индейским эрудитом и неографом народа чероки . В 1821 году он завершил самостоятельное создание слоговой письменности чероки , позволяющей читать и писать на языке чероки. Его достижение было одним из немногих случаев в истории человечества , когда отдельный член дописьменной группы создал оригинальную и эффективную систему письма . Создание им слогового письма превратило нацию чероки в одну из первых групп коренных народов Северной Америки, имеющих письменный язык. [2] Секвойя также был важным представителем нации чероки; он отправился в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы подписать два договора о переселении и торговле землей. [3]

Народ чероки быстро начал использовать его слоговое письмо и официально принял его в 1825 году. [4] Он объединил насильственно разделенную нацию новыми способами общения и чувством независимости. К 1850-м годам уровень грамотности среди них достиг почти 100%, превзойдя уровень грамотности окружающих европейско-американских поселенцев . [5]

Считается, что слоговое письмо чероки вдохновило на разработку 21 письменности или системы письма, используемых в общей сложности в 65 языках Северной Америки, Африки и Азии. [6]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Простой рисунок карты Тоскиги
Карта Тоскиги XVIII века и современное расположение округа Монро в Теннесси.

Важный статус Секвойи привел к появлению нескольких конкурирующих версий его жизни, которые являются спекулятивными, противоречивыми или сфабрикованными. Как отметил Джон Б. Дэвис, первичных документов, описывающих факты из жизни Секвойи, было немного. Некоторые анекдоты передавались устно, но они часто противоречат друг другу или неясно описывают конкретное время и место.

Секвойя родился в городе Чероки Таскиги , штат Теннесси, около 1778 года. Джеймс Муни , известный антрополог и историк народа чероки, процитировал слова двоюродного брата, который сказал, что, будучи маленьким мальчиком, Секвойя провел свои ранние годы со своей матерью. В народной системе матрилинейного родства дети считались рожденными в семье и роде матери, и наибольшее значение в их воспитании имели ее родственники мужского пола. Считается, что его имя произошло от слова siqua на языке чероки, означающего « свинья ». Однако Дэвис говорит, что название, возможно, произошло от слов sikwa (свинья или опоссум ) и vi, что означает «место, ограждение». Это ссылка либо на его детское уродство, либо на более позднюю травму, сделавшую Секвойю инвалидом . По словам его потомка, он родился с именем Ги Сква Я, что означает «внутри птица». После неоднократного невыполнения своих обязанностей на ферме его имя было изменено на Секвойя, что означает «внутри свинья». [7]

Его мать, Вут-те , считается дочерью, сестрой или племянницей вождя чероки . Историки полагают, что она была родственницей вождей, которых идентифицировали как братьев Олд Тассел и Даблхед . Джон Уоттс (также известный как Молодой Тассел) был племянником двух вождей, поэтому вполне вероятно, что Вут-тех и Джон Уоттс были каким-то родственником. Из-за местных обычаев Секвойя всему научился у своей матери, включая язык чероки и свою первую работу торговцем. [8]

Источники расходятся относительно истинной личности отца Секвойи. Джон Б. Дэвис цитирует книгу Эммета Старра « Ранняя история чероки » как источник информации о том, что отцом Секвойи был торговец мехом из Вирджинии из Швабии по имени Натаниэль Гайст, Гист или Гист. Другие источники утверждают, что его отцом также мог быть нелицензированный немецкий торговец по имени Джордж Гист, который приехал в нацию чероки в 1768 году, где женился и стал отцом ребенка. Другой источник назвал его отцом Натаниэля Гиста , сына Кристофера Гиста, который стал офицером Континентальной армии, связанным с Джорджем Вашингтоном во время американской революции. Гист был бы человеком определенного социального статуса и финансовой поддержки; Джозайя К. Нотт утверждал, что он был «сыном шотландца». В 1828 году газета «Чероки Феникс» сообщила, что отец Секвойи был полукровкой, а его дедушка — белым человеком.

Энциклопедия Новой Джорджии представляет еще одну версию происхождения Секвойи из истории « Скажите им, что они лгут: миф о Секвойе» (1971) путешественника Берда, который утверждает, что является потомком Секвойи. Берд говорит, что Секвойя был чистокровным чероки, который всегда выступал против подчинения и ассимиляции своего народа в культуру белого человека. В энциклопедии отмечается, что Берд не представил никаких документальных подтверждений своих утверждений, но его рассказ завоевал определенный авторитет в академических кругах.

В любом случае отец отсутствовал до рождения Секвойи. Были предложены различные объяснения, но причина неизвестна. После этого У-дэ больше не вышла замуж (при условии, что она вообще вышла замуж за отца своего сына). У Секвойи не было братьев и сестер, и мать воспитывала его одна. По словам Дэвиса, Секвойя никогда не ходил в школу и не изучал английский язык. Он и У-де говорили только на языке чероки. В юности он проводил большую часть времени, пася скот и работая в саду, в то время как его мать управляла торговым постом.

Секвойя рано хромал, но как, когда и где неизвестно. В некоторых сообщениях указывается, что это могло быть вызвано травмой в бою; другие говорят, что причиной стал несчастный случай на охоте. Дэвис писал, что в одном из первых номеров журнала Cherokee Advocate говорилось, что «... он стал жертвой гидрартрита коленного сустава, обычно называемого «белой опухолью». Один врач предположил, что у него « анаскара [ так в оригинале ]». В любом случае хромота помешала ему стать успешным земледельцем или воином.

Несмотря на отсутствие образования, Секвойя проявил природный интеллект. В детстве он сконструировал и построил молочные корыта и скиммеры для построенного им молочного цеха. Когда он стал старше и стал контактировать с большим количеством белых мужчин, он научился делать украшения. Он стал известным серебряным мастером, создавая различные предметы из серебряных монет, которые несли охотники и торговцы. Он никогда не подписывал свои работы, поэтому нет ни одной, которую можно было бы с уверенностью идентифицировать как его работу.

Секвойя, возможно, занял торговый пост своей матери после ее смерти, которая, по утверждению историка Джона Б. Дэвиса, произошла примерно в конце 18 века. Его магазин стал неформальным местом встреч мужчин чероки, где они могли пообщаться и, особенно, выпить виски. Секвойя полюбил алкоголь и вскоре стал проводить большую часть времени в нетрезвом состоянии. Через несколько месяцев его редко видели трезвым, он пренебрегал своей фермой и торговым бизнесом и тратил деньги на покупку спиртных напитков бочонками.

К счастью, он понял, что принимает неправильные решения, и занялся новыми интересами. Он начал рисовать, затем занялся кузнечным делом, чтобы ремонтировать железные сельскохозяйственные орудия, недавно завезенные в этот район торговцами. Как обычно, он был самоучкой и сам изготовил инструменты, кузницу и сильфоны. Вскоре он начал делать хороший бизнес: ремонтировал предметы или продавал предметы, которые создал сам. Его шпоры и удила пользовались большим спросом, поскольку он любил украшать их серебром. Хотя он сохранил свой магазин, он перестал пить и продавать алкоголь.

До этого момента, хотя Секвойя не имел формального образования, он осознавал преимущества, которые дает устоявшаяся письменность. Он считал, что одним из многих преимуществ белых людей является их письменный язык, поскольку он позволяет им расширять свои знания, пользоваться многими видами средств массовой информации и иметь лучшую сеть общения. Недостатком чероки была необходимость полагаться исключительно на память, что пробудило в нем интерес к созданию некоторой формы письменного языка для нации чероки. [2]

Считается, что к 1809 году Секвойя начал развивать то, что стало его слоговой азбукой чероки, в надежде объединить нацию чероки и сделать их более независимыми. В 2008 году археолог Кеннет Б. Танкерсли (нация чероки) из Университета Цинциннати объявил, что нашел резные изображения слоговой письменности в пещере на юго-востоке Кентукки, где, как известно, у Секвойи были родственники. Эта пещера была традиционным местом захоронения вождя чероки Красной Птицы. Было обнаружено около 15 опознаваемых слоговых символов чероки, вырезанных в известняке, с датой 1808 или 1818 года. Кроме того, были петроглифы , которые, по-видимому, включали древние символы чероки, помимо медведей, оленей и птиц.

Переехать в Алабаму

[ редактировать ]
Карта боевых линий
Переехав в Алабаму, Секвойя принял участие в битве при Хорсшу-Бенд .

Неясно, когда Секвойя впервые переехал в Алабаму из Теннесси. Многие чероки начали мигрировать туда еще до того, как уступили свои земли вокруг места рождения Секвойи в 1819 году, поскольку они находились под постоянным давлением со стороны европейско-американских поселенцев. Некоторые источники утверждают, что он пошел со своей матерью, хотя точной даты ее смерти нет. Другие утверждают, что это было около 1809 года, когда он начал свою работу над слоговым письмом чероки. Другой источник утверждает, что это было в 1818 году. [ нужна ссылка ] Однако эта дата слишком поздняя, ​​поскольку Секвойя уже жил в Алабаме, когда поступил на службу в армию. [ оригинальное исследование? ]

В 1813–1814 годах Секвойя служил воином полка чероки (полковник Гидеон Морган, командир) в битве при Хорсшу-Бенд против « Красных палок » (ренегатов Крика, или Маскоги). Белые товарищи называли его то Джорджем Гессом, то Джорджем Гистом. Война Крика началась в период войны 1812 года и представляла собой попытку традиционных криков утвердить свою власть среди людей и изгнать американцев европейского происхождения.

Во время службы Секвойя стал свидетелем недостатков отсутствия письменности. В отличие от белых солдат, он и его товарищи-воины-чероки не могли писать письма домой, читать свои военные приказы или записывать любые события или мысли, которые происходили во время их службы. Это только укрепило его решимость создать систему чтения и письма для языка чероки. На ранних этапах разработки системы письма он столкнулся с критикой со стороны своих сверстников, поскольку они считали, что записывать слова на бумагу — это колдовство. [8]

В 1817 году Секвойя подписал договор, по которому земли чероки на юго-востоке обменивались на землю в Арканзасе. Но в 1819 году он отказался от договора, что привело к потере его первого дома в Алабаме, что заставило его переехать в Уиллстаун (современный Форт-Пейн), штат Алабама. [3]

Жизнь после создания слоговой азбуки

[ редактировать ]

Слоговая азбука Секвойи была завершена примерно в 1821 году, но поначалу не была принята нацией чероки. Но после того, как люди начали понимать его ценность, слоговое письмо быстро распространилось, и в 1824 году Секвойя был награжден медалью Национального совета чероки. В том же году Секвойя переехал из Алабамы в Арканзас. Через четыре года после своего переезда он неохотно подписал договор, по которому земли чероки в Арканзасе обменивались на территорию Индии (современная Оклахома). Он был одним из делегатов « старых поселенцев », которые отправились в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы подписать договор. [3]

В 1829 году Секвойя со своей женой и дочерью поселился в современном Саллисо, штат Оклахома . В 1838 году чероки с юго-востока были переселены на территорию Индии под командованием вождя Джона Росса . После этого переселения Секвойя намеревался объединить 16 других старых поселенцев с партией Росс, поскольку они уже создали свое собственное правительство. В 1839 году Секвойя и 16 других старых поселенцев, а также около 15 представителей партии Росс подписали Акт о союзе, и была создана новая конституция чероки. [3] [9]

Вскоре после подписания новой конституции чероки Секвойя отправился в Мексику в поисках других чероки, которые мигрировали туда. Он надеялся распространить свое учение о слоговой азбуке и убедить мигрировавших чероки переселиться на территорию Индии. [10]

Слоговая азбука и грамотность чероки

[ редактировать ]

Будучи серебряных дел мастером, Секвойя регулярно имел дело с американцами европейского происхождения, поселившимися в этом районе. Он был впечатлен их письмом и назвал их переписку «говорящими листьями». Он знал, что газеты представляют собой способ передачи информации другим людям в отдаленных местах, что могли делать его сослуживцы-американские солдаты, но не мог он и другие коренные жители. Большинство чероки считали, что письмо — это либо колдовство, колдовство, особый дар, либо притворство; Секвойя не принял ни одного из этих объяснений. Он сказал, что мог бы изобрести способ, которым чероки могли бы говорить на бумаге, хотя его друзья и семья считали эту идею абсурдной. [11]

Создание

[ редактировать ]
Слоговая азбука Секвойи в том порядке, в котором он первоначально расположил символы.

Примерно в 1809 году Секвойя начал создавать систему письма для языка чероки. На протяжении многих лет его подход заключался в использовании пиктограмм или логографической системы, где каждое слово в языке имело символ или символ. Поскольку он не смог засеять свои поля, что поставило под угрозу его выживание, его друзья и соседи подумали, что он сошел с ума. Говорят, что его жена сожгла его первоначальную работу, посчитав ее колдовством . Он понял, что его первый подход был непрактичным, поскольку для запоминания потребовалось бы слишком много изображений. Он пытался создать символ для каждой идеи, но это также создавало слишком много проблем для практической реализации.

Последней попыткой Секвойи было разработать символ для каждого слога языка. Используя Библию в качестве справочника, а также адаптацию английских, греческих и еврейских букв, к 1821 году он создал 86 символов (позже их стало 85), которые изображают слоги языка чероки. Слоговая азбука — это не алфавит, а таблица или руководство для представления каждого символа, обозначающего последовательность согласных и гласных или слог. Символы написаны в виде таблицы, где столбцы представляют собой каждую гласную, а строки — каждую согласную. [1]

Обучение слоговой азбуке

[ редактировать ]

Шестилетняя дочь Секвойи, Айоке (также пишется как Айока), [1] помог ему в создании слоговой азбуки, став первым, кто научился по ней. В их городе распространился слух о том, что они создали новый способ общения, и глава города предъявил им обвинения и предстал перед судом. Секвойя и Айоке были разделены, но все еще общались, отправляя друг другу письма. В конце концов воины, председательствовавшие на суде, вместе с жителями города поверили, что Секвойя действительно создал новую форму общения, и все хотели, чтобы он научил их этому. [8]

Он отправился в индейские резервации на территории Арканзаса , где некоторые чероки поселились к западу от реки Миссисипи. Когда он попытался убедить местных лидеров в полезности слогового письма, они усомнились в нем. Секвойя попросил каждого лидера произнести слово, которое он записал, а затем позвал свою дочь, чтобы она прочитала слова. Эта демонстрация убедила лидеров позволить ему преподавать слоговую азбуку еще нескольким людям. Это заняло несколько месяцев, в течение которых ходили слухи, что он может использовать учеников для колдовства. После завершения уроков Секвойя написал каждому ученику продиктованное письмо и зачитал продиктованный ответ. Этот тест убедил жителя западных чероки в том, что он создал практичную систему письма.

Когда Секвойя отправился к восточным племенам, он принес запечатанный конверт с письменной речью одного из лидеров чероки Арканзаса. Прочитав эту речь, он убедил жителей восточных чероки также изучить эту систему. И оттуда его продолжали преподавать в племенах и городах чероки на востоке. [12] [13]

Слоговую азбуку чероки было несложно выучить, и к 1830 году 90% чероки были грамотными на своем родном языке. [14] [ сомнительно обсудить ] Со временем, естественно, племена стали формировать свои диалекты в зависимости от того, в каком регионе они проживали. Существует два основных диалекта — восточный и западный. На восточном диалекте, также называемом средним диалектом или диалектом китува, говорят на границе Куалла в западной части Северной Каролины. Эту землю купили чероки в 1870-х годах. На западном диалекте, также известном как диалект Оверхилл или Отали, говорят в восточной Оклахоме и Северной Каролине. Существовал южный диалект, также называемый нижним диалектом, на котором говорили в Южной Каролине и Джорджии примерно до 1900 года. Но поскольку там больше не проживают племена чероки, этого стиля диалекта больше нет. [14]

Слоговая таблица читается слева направо.

Использование в официальных документах и ​​печати.

[ редактировать ]
Чероки Феникс , 1828 год.

В 1825 году нация чероки официально приняла систему письма. Слоговая азбука обеспечила массовую грамотность народа чероки, который был одной из первых групп коренных народов, имевших функциональный письменный язык. К концу 1825 года Библия и гимны были переведены на язык чероки. В 1826 году Национальный совет чероки поручил Джорджу Лоури и Дэвиду Брауну перевести и напечатать восемь экземпляров законов нации чероки на языке чероки, используя новую систему Секвойи.

В 1828 году с использованием слогового письма были написаны «Чероки Феникс» , религиозные брошюры, образовательные материалы и юридические документы. Cherokee Phoenix была первой двуязычной газетой в Северной Америке, поскольку в ней были как английский, так и языки чероки. [15] Эта газета помогла сохранить единство рассредоточенной нации чероки, позволив им иметь собственную сеть связи и информации. Слоговая азбука использовалась более 100 лет для изготовления газет, книг, религиозных текстов и альманахов (календарей). [14]

Когда народ чероки приобрел свой первый печатный станок, некоторые рукописные символы Секвойи пришлось изменить. Чтобы сделать символы более понятными, они были заменены адаптациями латинского алфавита и с этого момента использовались в слоговой азбуке. [15]

Жизнь на территории Индии

[ редактировать ]

После того, как в 1825 году Нация приняла его слоговую азбуку, Секвойя отправился на земли чероки на территории Арканзаса. Там он устроил кузницу и соляную мастерскую. Он продолжал преподавать слоговую азбуку всем желающим.

В 1828 году Секвойя отправился в Вашингтон, округ Колумбия , в составе делегации для переговоров по договору о земле на запланированной территории Индии . Находясь в Вашингтоне, округ Колумбия, он позировал для официального портрета, написанного Чарльзом Бердом Кингом (см. изображение вверху статьи). Он держит копию слогового письма в левой руке и курит трубку с длинным мундштуком. Во время своего путешествия он встретил представителей других индейских племен. Вдохновленный этими встречами, он решил создать слоговую азбуку для универсального использования среди индейских племен. Секвойя начал путешествовать по районам современной Аризоны и Нью-Мексико , чтобы встретиться там с племенами.

В 1829 году Секвойя переехал в место на берегу Биг-Скин-Байу , где построил Хижину Секвойи , которая стала его домом на всю оставшуюся жизнь. В 1965 году он был объявлен национальным историческим памятником . [16] (Недалеко отсюда возник современный город Саллисо, штат Оклахома.) Дом находился в ведении Исторического общества Оклахомы он не был куплен народом чероки . , пока 9 ноября 2016 года [17]

В 1839 году, когда чероки были разделены по вопросу переселения на территорию Индии, Секвойя объединился с Джесси Бушихедом , чтобы попытаться воссоединить нацию чероки. Секвойя, представляющий западных чероки, и Бушихед, представляющий восточных чероки, выступили с совместным призывом на собрании совета племени в Такатоке 20 июня 1839 года. Им удалось добиться голосового голосования за созыв нового совета всех чероки для решения вопросов воссоединения. . Именно тогда был принят Акт о Союзе и новая Конституция чероки. [18]

Последнее путешествие и смерть

[ редактировать ]
Карта Сарагосы 1885 года, Коауила, Мексика. Обратите внимание в скобках (С. Фернандо де Росас).

Секвойя мечтал увидеть воссоединение расколотой нации чероки. Весной 1842 года он начал поездку, чтобы найти другие группы чероки, которые, как предполагалось, бежали в Мексику, и попытался убедить их вернуться к нации чероки, которая к тому времени в основном проживала на территории Индии. Его сопровождал его сын Тизи (Чусалета), а также другие мужчины чероки, идентифицированные как Котес-ка, Ну-во-та-на, Ках-та-та, Ко-во-си-ти, Джон Элайджа. и Червь: [11]

«Летом 1842 года, возможно, под влиянием желания исследовать западные прерии и познакомиться со своими Красными братьями, которые бродят по ним свободно и беспрепятственно [ sic ], Се-куо-я, нагрузив несколько вьючных лошадей товарами, вместе с несколькими чероки посетил индейцев Куманчи . Пробыв у них некоторое время, он вместе с сыном и двумя или тремя другими чероки направился в Северную Мексику, в сторону Чи-хуа-хуа, и некоторое время занимался там. в обучении мексиканцев его родному языку».

Демократ из Миссисипи , Кэрроллтон, Миссисипи, утро среды, 22 января 1845 г. [19]

Где-то между 1843 и 1845 годами он умер из-за предполагаемой респираторной инфекции во время поездки в Сан-Фернандо-де-Росас в Коауиле, Мексика . В письме, написанном в 1845 году сопровождающим чероки, говорилось, что он умер в 1843 году: [11]

Торговый дом Уоррена, Ред-Ривер,
21 апреля 1845 года.
Мы, нижеподписавшиеся чероки, непосредственно из испанских доминионов, настоящим удостоверяем, что Джордж Гесс из народа чероки, штат Арканзас, ушел из жизни в городе Сан-Фернандо в августе 1843 года, и его сын Чусалета находится в этом месте. время на реке Брасос, штат Техас, примерно в тридцати милях над водопадом, и он намерен вернуться домой этой осенью. Дано под нашими руками день и дата написаны.

STANDING X ROCK (его знак)
СТОЯЩИЕ X БОУЛЫ (его знак)
СМОТРЕТЬ X JUSTICE (его знак)

СВИДЕТЕЛИ
Дэниел Дж. Уотсон
Джесси Чисхолм

Деревня Сан-Фернандо-де-Росас позже была переименована в Сарагосу .

В 1938 году народа чероки главный вождь Дж. Б. Милам профинансировал экспедицию по поиску могилы Секвойи в Мексике. [20] Группа ученых чероки и нечероки прибыла из Игл-Пасс, штат Техас , в январе 1939 года. Они нашли могилу возле источника с пресной водой в Коауиле , Мексика, но не смогли окончательно определить, что это могила Секвойи. [21]

В 2011 году газета Muskogee Phoenix опубликовала статью об открытии в 1903 году могилы Хейса и Фанчера в горах Уичито , которая, по их мнению, принадлежала Секвойе. Двое мужчин сказали, что это место находилось в пещере и содержало человеческий скелет с одной ногой короче другой, трубку с длинным стволом, две серебряные медали, кремневое ружье и топор. Однако это место находилось далеко к северу от мексиканской границы. [22]

Международное влияние

[ редактировать ]

Работа Секвойи имела международное влияние, способствуя развитию слогов для других, ранее неписьменных языков. Новость о том, что неграмотный чероки создал слоговую азбуку, распространилась по Соединенным Штатам и их территориям. Миссионер, работавший на севере Аляски, прочитал об этом и создал слоговое письмо, которое стало известно как слоговое письмо кри . Это слоговое письмо вдохновило другие группы коренных народов по всей Канаде адаптировать слоговое письмо для создания письменности для своих языков. [23]

Грамотный чероки эмигрировал в Либерию , где обсуждал слоговую речь своего народа. Носитель языка басса в Либерии был вдохновлен на создание своего собственного слогового письма, и другие группы коренных народов в Западной Африке последовали его примеру, создав свои собственные слоги. [23]

Миссионер в Китае прочитал о слоговом письме кри и был вдохновлен последовать этому примеру при написании местного языка в Китае. Результатом распространения работ Секвойи стала разработка в общей сложности 21 известного алфавита, которые использовались для написания более чем на 65 языках. [23]

Наследие

[ редактировать ]
Художественный музей Карнеги, Архитектурный зал, Питтсбург, Пенсильвания Алфавит Секвойи

Благодаря вкладу и достижениям Секвойи в истории чероки, в Соединенных Штатах в его честь построены статуи, памятники, музеи и картины в различных жанрах.

Наука:

Музеи:

Картины и картины:

Статуи и мемориалы:

Ориентир:

Другой:

В 1824 году Генеральный совет восточных чероки наградил Секвойю большой серебряной медалью в честь слогового письма. По словам Дэвиса, на одной стороне медали было его изображение, окруженное надписью на английском языке: «Подарено Джорджу Гисту Генеральным советом чероки за его изобретательность в изобретении алфавита чероки». На оборотной стороне были изображены две трубки с длинным мундштуком и такая же надпись, написанная на языке чероки. Говорят, что Секвойя носил эту медаль всю оставшуюся жизнь, и она была похоронена вместе с ним. [ нужна ссылка ]

Современное использование чероки

[ редактировать ]

На чероки в основном говорят в Оклахоме, Северной Каролине и Арканзасе; от 1500 до 2100 человек активно говорят на языке чероки в этих трех основных областях. Опрос, проведенный в 2018 году, показал, что 1200 человек, говорящих на языке чероки, проживают в нации чероки в Оклахоме, 217 человек, говорящих на языке чероки, в восточной части Северной Каролины и 101 человек в племени чероки Юнайтед Китуа в Арканзасе, и что большинство носителей языка чероки — люди старше 40. [14]

Сегодня в народе чероки (северо-восток Оклахомы) слоговое письмо присутствует на уличных знаках и зданиях, является одним из официальных языков наряду с английским и преподается в школах Оклахомы и Северной Каролины. Нация чероки в 21 веке пытается интегрировать этот язык в повседневную жизнь людей. Их цель - расширить программы погружения в школах, побудить старших членов чероки обучать более молодое поколение, а через 50 лет (по состоянию на 2008 год) число говорящих на языке чероки будет примерно на 80% больше. [ нужна ссылка ] Язык учат людей всех возрастов, родители и взрослые, дети в школах, его предлагают в нескольких университетах Оклахомы и Северной Каролины. [14]

В то время, когда политика переселения индейцев белыми поселенцами изгоняла коренные племена с их земель (процесс, ныне известный как « След слез») , использование языка чероки резко сократилось. Использование любого языка коренных народов в государственных школах-интернатах для индейцев приводило к физическому наказанию. [34] В конце 20-го века произошло возрождение языка чероки с помощью программ, проводимых тремя суверенными племенами чероки, и онлайн-курсов. [15]

Награды тезки

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Как он сам подписал свое имя.
  2. ^ Как это часто пишется на языке чероки.
  1. ^ Jump up to: а б с Уилфорд, Джон Ноубл (22 июня 2009 г.). «Резьба из зари сценария чероки» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 июня 2009 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Секвойя | Биография и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 19 марта 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д «Секвойя | Энциклопедия истории и культуры Оклахомы» . www.okhistory.org . Проверено 19 марта 2021 г.
  4. ^ «Традиции чероки | Язык и литература» . www.wcu.edu . Проверено 4 мая 2024 г.
  5. ^ Весна, Джоэл Х. (2004). Декультурализация и борьба за равенство: краткая история образования доминирующих культур в Соединенных Штатах (Четвертое изд.). МакГроу. п. 26.
  6. ^ Унсет, Питер (1 января 2016 г.). «Международное влияние слогового письма чероки Секвойи» . Письменная речь и грамотность . 19 (1): 75–93. дои : 10.1075/wll.19.1.03uns . ISSN   1387-6732 . Проверено 11 февраля 2022 г.
  7. ^ Вон, Триста (8 августа 2018 г.). « В поисках Секвойи» берет интервью у члена UKB» . Объединенная группа индейцев чероки Китуа.
  8. ^ Jump up to: а б с «Секвойя и создание слоговой письменности чероки» . Национальное географическое общество . 13 ноября 2019 года . Проверено 19 марта 2021 г.
  9. ^ Чавес, Уилл (26 августа 2014 г.). «Конституция чероки 1839 года, рожденная на основании Акта о Союзе» . cherokeephoenix.org . Проверено 19 марта 2021 г.
  10. ^ «Секвойя» . Энциклопедия Алабамы . Проверено 19 марта 2021 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж Дэвис, Джон Б. (1930). «Жизнь и творчество Секвойи» . Хроники Оклахомы . 8 (2). Архивировано из оригинала 28 октября 2017 года . Проверено 20 ноября 2017 г.
  12. ^ GC (13 августа 1820 г.). «Изобретение алфавита чероки». Чероки Феникс . Том. 1, нет. 24.
  13. ^ Будино, Элиас (1 апреля 1832 г.). «Изобретение нового алфавита». Американские анналы образования .
  14. ^ Jump up to: а б с д и «Язык чероки, система письма и произношение» . omniglot.com . Проверено 19 марта 2021 г.
  15. ^ Jump up to: а б с «Язык чероки | Описание и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 19 марта 2021 г.
  16. ^ Джозеф Скотт Мендингхолл (9 декабря 1975 г.), Национальный реестр исторических мест, номинация: Хижина Секвойи (pdf) , Служба национальных парков и сопровождающие 4 фотографии 1975 г.   (1,11 МБ)
  17. ^ Индийская страна сегодня, ноябрь 2016 г.
  18. ^ Чавес, Уилл (26 августа 2014 г.). «Конституция чероки 1839 года, рожденная на основании Акта о Союзе» . cherokeephoenix.org . Проверено 19 марта 2021 г.
  19. ^ «Се-куо-я, или Джордж Гесс». Демократ из штата Миссисипи . 22 января 1845 г.
  20. ^ Дж. Б. Милам, Библиотека Макфарлина, Университет Талсы. Архивировано 11 января 2006 года в Библиотеках и культурах Wayback Machine : Архив экслибриса. 2001 (получено 23 июня 2009 г.)
  21. ^ Jump up to: а б Мередит, Ховард Л. (1985). Бартли Милам: главный вождь народа чероки. Маскоги, ОК: Издательство Индийского университета, стр. 47. ISBN   0-940392-17-8
  22. ^ Маллинз, Джонита (13 ноября 2011 г.). «Могила Секвойи остается неизвестной» . Маскоги Феникс . Проверено 6 апреля 2013 г.
  23. ^ Jump up to: а б с Унсет, Питер (20 декабря 2016 г.). «Международное влияние слогового письма чероки Секвойи» . Письменная речь и грамотность . 19 (1): 75–93. дои : 10.1075/wll.19.1.03uns .
  24. ^ Муледи-Мечам, Нэнси Э. (август 2017 г.). «Эндлихер и секвойя: определение этимологического происхождения таксона» . Бюллетень Академии наук Южной Калифорнии . 116 (2): 137–146. дои : 10.3160/soca-116-02-137-146.1 . S2CID   89925020 .
  25. ^ Симлот, Винай (8 ноября 2022 г.). «Спустя десятилетия восточная группа индейцев чероки просит федеральное правительство вернуть землю» . Новости ВБИР 10 . Проверено 9 ноября 2022 г.
  26. ^ «Музей Секвойи: Музей места рождения Секвойи» .
  27. ^ «Зал великих жителей Запада» . Национальный музей ковбоев и западного наследия . Проверено 22 ноября 2019 г.
  28. ^ «Секвойя» . npg.si.edu . Проверено 11 марта 2020 г.
  29. ^ «Исследуйте Капитолийский холм» . Архитектор Капитолия . Проверено 4 апреля 2013 г.
  30. ^ «Памятник в честь вождя Секвойи индейской нации чероки. Калхун, Джорджия. Сентябрь 1932 года» . Фотоархив журнала Atlanta Journal-Constitution . Библиотека Государственного университета Джорджии . Проверено 4 ноября 2016 г.
  31. ^ «Грузия на марках» . ГрузияИнфо . 20 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 20 ноября 2014 года . Проверено 18 августа 2021 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  32. ^ «Секвойя» . Национальный музей почты . 8 мая 2020 г. Проверено 18 августа 2021 г.
  33. ^ «Песни славы: Джонни Кэш «Говорящие листья» » . thestringer.com.au . 4 декабря 2015 г.
  34. ^ Лоу, Джон (октябрь 2002 г.). «Самостоятельность чероки» . Журнал транскультурного медсестер . 13 (4): 287–295. дои : 10.1177/104365902236703 . ISSN   1043-6596 . ПМИД   12325243 . S2CID   30299719 .
  35. ^ Лоу, Гэри Д. 2012. Последовательность Эндлихера: название рода Sequoia . Фримонтия 40, нет. 1 и 2: 25–35.
  36. ^ Муледи-Мечам, Нэнси. «Эндлихер и секвойя: определение энтимологического происхождения таксона секвойя» . Бюллетень Академии наук Южной Калифорнии . Западный колледж . Проверено 7 марта 2018 г.
  37. ^ Общество немецкой химической промышленности (1 июля 1880 г.). «Отчеты Немецкого химического общества в Берлине» .
  38. ^ Шейдт, Лорел. Поход в национальные парки Секвойя и Кингз-Каньон. Гилфорд, Коннектикут: Globe Pequot Press, 2002: 68 . ISBN   978-0-7627-1122-2 (получено из книг Google, 23 июня 2009 г.)
  39. ^ Майз, Ричард, «Конвенция Секвойи, архивированная 16 октября 2013 г. в Wayback Machine », Энциклопедия истории и культуры Оклахомы . (по состоянию на 30 мая 2010 г.)
  40. ^ Уилсон, Линда Д., « Движение за государственность », Энциклопедия истории и культуры Оклахомы . (по состоянию на 30 мая 2010 г.)
  41. ^ «Пещеры Секвойи и усадьба Эллиса» .
  42. ^ «Добро пожаловать в загородный клуб Секвойя» . Проверено 2 сентября 2010 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бендер, Маргарет. (2002) Признаки культуры чероки: слоговое письмо Секвойи в жизни восточных чероки . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины .
  • Чувство, Дурбин. Чероки-английский словарь: Цалаги-Йонега Диделогвасдохди . Талекуа, Оклахома: Нация чероки, 1975: xvii
  • Холмс, Рут Брэдли; Бетти Шарп Смит (1976). Начинающие чероки: Талисго Галикоги Диделиквасдоди Цалаги Диговели. Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN   0-8061-1362-6 .
  • Форман, Грант, Секвойя , Университет Оклахомы Пресс, Норман, Оклахома, 1938.
  • Ланггут, Эй. Джей. Движение на запад: Эндрю Джексон и путь слез гражданской войны . Нью-Йорк, Саймон и Шустер. 2010. ISBN   978-1-4165-4859-1 .
  • МакКинни, Томас и Холл, Джеймс, История индейских племен Северной Америки . (Филадельфия, Пенсильвания, 1837–1844 гг.).
  • Маклафлин, Уильям Г., По следу слез: борьба чероки за суверенитет 1839–1880 гг . Издательство Университета Северной Каролины. Чапел-Хилл. 1993. ISBN   0-8078-2111-X .
  • Сканкарелли, Джанин (2007). «Письмо чероки». В Дэниэлсе, Питер Т.; Брайт, Уильям (ред.). Системы письменности мира . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 587–592. ISBN  978-0-195-07993-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d3c2265bc48d4964d499843db85d3725__1721471340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/25/d3c2265bc48d4964d499843db85d3725.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sequoyah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)