Jump to content

Джеймс Муни

Джеймс Муни
Рожденный ( 1861-02-10 ) 10 февраля 1861 г.
Умер 22 декабря 1921 г. ) ( 1921-12-22 ) ( 60 лет
Место отдыха Кладбище Маунт-Оливет
Вашингтон, округ Колумбия, США
Занятие Этнограф
Супруг
Джон Ли Гаут
( м. 1897)
Дети 6, включая Пола

Джеймс Муни (10 февраля 1861 — 22 декабря 1921) — американский этнограф , несколько лет живший среди чероки . Известный как «Индеец», [ 1 ] он провел крупные исследования юго-восточных индейцев, а также племен Великих равнин . [ 2 ] в 1890 году он проводил этнографические исследования « Танца призраков» , духовного движения среди различных коренных американцев культурных групп После смерти Сидящего Быка . Его работы о чероки включают «Священные формулы чероки» (1891) и «Мифы чероки» (1891). 1900). Все они были опубликованы Бюро американской этнологии США при Смитсоновском институте .

Индейские артефакты, собранные Муни, хранятся в коллекциях Департамента антропологии Национального музея естественной истории . Смитсоновского института [ 3 ] и отдел антропологии Полевого музея естественной истории . [ 4 ] Документы и фотографии Муни находятся в коллекции Национального антропологического архива Отдела антропологии Смитсоновского института. [ 5 ] [ 6 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Джеймс Муни родился 10 февраля 1861 года в Ричмонде , штат Индиана , в семье ирландских иммигрантов-католиков. Его формальное образование ограничивалось государственными школами города. Он стал экспертом-самоучкой по американским племенам благодаря своим собственным исследованиям и тщательным наблюдениям во время длительного проживания с различными группами. Область этнографии была новой для конца 19 века, и он помог установить высокие стандарты этой работы. [ 2 ]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

В 1885 году он начал работать с Бюро американской этнологии (ныне частью Смитсоновского института ) в Вашингтоне, округ Колумбия , под руководством Джона Уэсли Пауэлла . В 1887 году он переехал жить к восточной группе чероки. Он составил список индейских племен, насчитывающий 3000 названий. Это закончилось после резни армии США народа лакота в Вундед-Ни, Южная Дакота, в 1890 году . Муни стал признанным национальным экспертом по американским индейцам. [ 2 ]

Писательская карьера

[ редактировать ]

Стиль письма Муни считался запоминающимся. Его сочувственное отношение к коренным американцам объясняется его воспитанием и этническим наследием. Хотя он писал как учёный, его объективное отношение к коренным американцам контрастировало с другими произведениями, которые часто были либо романтическими, либо дискриминационными. Он в основном принял цель ассимиляции Индии, изложенную реформаторами той эпохи. Но он был свидетелем того, какую цену пришлось заплатить традиционным народам, и объективно сообщал о проблемах и изменениях. [ 1 ]

В конце 1800-х годов коренные американцы подвергались жестоким нападениям во многих регионах и, по сути, подвергались геноциду со стороны Соединенных Штатов Америки. Индейские войны, призванные подавить сопротивление племен европейско-американскому заселению Запада, в целом представлялись необходимыми, поскольку коренные американцы совершали неоправданные нападения на первопроходцев. Муни писал более объективно о проблемах на Западе.

Муни нашел время, чтобы наблюдать за повседневной жизнью различных индейских племен. До его работы большинство людей за пределами резерваций узнавали о проблемах только на расстоянии. Он хотел учиться и рассказывать другим американцам об их культуре. Он опубликовал несколько книг, основанных на его исследованиях индейских племен.

Религия танца призраков и вспышка сиу в 1890 году

[ редактировать ]

Муни представляет предисловие с историческим обзором сопоставимых милленаристских движений среди других групп американских индейцев. В ответ на быстрое распространение «Танца призраков» среди племен на западе Соединенных Штатов в начале 1890-х годов Муни задался целью описать и понять это явление. Он посетил Вовоку , пророка Танца Призраков, в его доме в Неваде . Он также проследил перемещение Танца Призраков с места на место, описывая ритуал и записывая характерные тексты песен семи отдельных племен. [ 7 ]

Календарная история индейцев кайова (1898 г.)

[ редактировать ]

«Желание сохранить для будущих веков память о прошлых достижениях — это универсальный человеческий инстинкт», — сказал Муни. «Надежность записи зависит главным образом от правдивости записывающего лица и адекватности используемого метода». [ 8 ] Муни заслужил доверие кайова , которые рассказали ему об их системе календарей для записи событий. Они рассказали ему, что первым хранителем календаря в их племени был Литл-Блафф, или Тохаусан, главный вождь племени с 1833 по 1866 год. Муни также работал с двумя другими хранителями календаря, Сеттаном, или Маленьким Медведем; и Анкопаингьядете , что означает «Посреди многих дорожек», и широко известный как Анко. Другие племена равнин вели графические записи, известные как зимние подсчеты . Обычно их создавали зимой, когда люди находились в помещении, и выражали главные события года.

Кайова записывала два мероприятия каждый год, предлагая более детальную информацию и вдвое больше заявок за любой данный период. Сильвер Рог (1860–1940), или Хаунгуа, был самым уважаемым художником племени кайова в 19 и 20 веках и вел календарь. В последние годы своей жизни он был уважаемым религиозным лидером. [ 8 ]

Мифы чероки (1900)

[ редактировать ]

Муни также провел много времени с чероки, которые к тому времени были переселены на территорию Индии (на территории нынешних Оклахомы и Северной Каролины). В течение многих лет он работал со восточного племени индейцев чероки старейшиной и переводчиком Уиллом Уэстом Лонгом . [ 9 ] Он изучал их язык, культуру и мифологию. В этом всеобъемлющем сборнике собрано 126 мифов чероки, включая священные истории, мифы о животных, местные легенды, чудесные истории, исторические традиции, а также различные мифы и легенды. Некоторые мифы включали:

  • Как был создан мир
  • Почему у оленя зубы тупые
  • Как у индейки появилась борода
  • Почему у опоссума голый хвост

В книгу также включены оригинальные рукописи чероки, относящиеся к истории, археологии, географической номенклатуре, личным именам, ботанике, медицине, искусству, семейной жизни, религии, песням, церемониям и языку племени. [ 10 ]

Исторический очерк чероки (1975)

[ редактировать ]

Опубликованный посмертно, этот рассказ о чероки начался с их первого контакта с белыми, и в результате выигранных и проигранных сражений, подписанных и разорванных договоров, разрушений городов и массовых убийств людей, закончился примерно в 1900 году. В отношениях между чероки есть человечность и бесчеловечность. и другие группы, индийские и неиндийские; сила духа и настойчивость уравновешиваются разочарованием и разочарованием. В этом отношении история чероки воплощает опыт большинства коренных американцев. [ 11 ] Муни пишет. Это, среди большинства, если не всех работ Муни, считается беспристрастным и прозаичным, поэтому его работы можно найти в Бюро американской этнологии .

Личная жизнь и смерть

[ редактировать ]
Могила Джеймса Муни на кладбище Маунт-Оливет в Вашингтоне, округ Колумбия

Он женился на Ионе Ли Гаут 28 сентября 1897 года в Вашингтоне, округ Колумбия, и имел шестерых детей. Одним из сыновей был писатель Пол Муни . Муни умер от болезни сердца в Вашингтоне, округ Колумбия , 22 декабря 1921 года. Он был похоронен на кладбище Маунт-Оливет в Вашингтоне, округ Колумбия.

Библиография

[ редактировать ]
  • Муни, Джеймс. Лингвистические семьи индейских племен к северу от Мексики, с предварительным списком основных племенных названий и синонимов. [ 12 ] США Бюро американской этнологии , 1885 г.
  • Муни, Джеймс. Священные формулы чероки. США Бюро американской этнологии , Годовой отчет 1885–1886 гг., 1891 г.
  • Муни, Джеймс. Сиуанские племена Востока. США Бюллетень Бюро американской этнологии , 1894 г.
  • Муни, Джеймс. Религия танца призраков и вспышка сиу в 1890 году. США Бюро американской этнологии , Годовой отчет 1892-3, 2 тома, 1896.
  • Муни, Джеймс. Календарная история индейцев кайова. США Бюро американской этнологии , Годовой отчет 1895–1896 гг., 1898 г.
  • Муни, Джеймс. Мифы чероки . США Бюро американской этнологии , Годовой отчет 1897–1898 гг., 1902 г.
  • Муни, Джеймс. Индийские миссии к северу от Мексики. США Бюллетень Бюро американской этнологии , 1907 год.
  • Муни, Джеймс. Рукопись пловца: Священные формулы и лекарственные рецепты чероки, исправленные, завершенные и отредактированные Франсом М. Ольбрехтом, 1932 год.
  • Муни, Джеймс, 1861–1921 гг. «История, мифы и священные формулы чероки Джеймса Муни: содержащие полные тексты «Мифов чероки» (1900 г.) и «Священных формул чероки» (1891 г.), опубликованные Бюро американской этнологии: с новым биографическим введением. .
  • Эллисон, Джордж, Джеймс Муни и восточные чероки , Эшвилл, Северная Каролина: Исторические образы, 1992.

Полные тексты многих из вышеперечисленных доступны на archive.org. [ 13 ]

  1. ^ Jump up to: а б Моисей, Л.Г. (1984). Индиец: биография Джеймса Муни . Университет Небраски. ISBN  0-8032-8279-6 .
  2. ^ Jump up to: а б с «Зарегистрируйтесь в документах Джеймса Муни». Архивировано 21 апреля 2014 г. в Wayback Machine , Национальный антропологический архив, Смитсоновский институт, по состоянию на 10 ноября 2009 г.
  3. ^ «Антропология | Смитсоновский национальный музей естественной истории» . naturalhistory.si.edu .
  4. ^ Упаркинсон (2 ноября 2010 г.). «Культура» . Полевой музей .
  5. ^ «Архивы антропологии | Смитсоновский национальный музей естественной истории» . naturalhistory.si.edu .
  6. ^ «Американский антрополог» . Американская антропологическая ассоциация. 12 апреля 1922 г. - через Google Книги.
  7. ^ Муни, Джеймс. (1996). Танец призраков . Норт-Дайтон, Массачусетс: JG Press. ISBN  1-57215-201-Х . ОСЛК   35759732 .
  8. ^ Jump up to: а б Муни, Джеймс, 1861–1921 гг. (1898). Календарная история индейцев кайова . ГПО OCLC   875150017 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  9. ^ Витхофт, Джон (апрель 1948 г.). «Уилл Уэст Лонг, информатор чероки» . Американский антрополог . Краткие сообщения. 50 (2): 335–359. дои : 10.1525/aa.1948.50.2.02a00250 .
  10. ^ Муни, Джеймс, 1861–1921 гг. (1982). Мифы чероки; и Священные формулы чероки . Нэшвилл, Теннесси: Чарльз и Рэнди Элдеры-книготорговцы. ISBN  0-918450-22-5 . OCLC   8885748 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  11. ^ Муни, Джеймс, 1861–1921 (5 июля 2017 г.). Исторический очерк чероки . Рутледж. ISBN  978-1-351-51568-9 . OCLC   994145663 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  12. ^ Пауэлл, Джон Уэсли (12 апреля 1891 г.). Индийские лингвистические семьи Америки: север Мексики . Типография правительства США. ISBN  9781508914594 – через Google Книги.
  13. ^ «Поиск в Интернет-архиве: создатель: «Муни, Джеймс, 1861–1921» » . archive.org .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da6cce7dc6fb8f365e2e593148db782a__1723153980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/2a/da6cce7dc6fb8f365e2e593148db782a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
James Mooney - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)