Джеймс Муни
Джеймс Муни | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Ричмонд, Индиана , США | 10 февраля 1861 г.
Умер | 22 декабря 1921 г. | ( 60 лет
Место отдыха | Кладбище Маунт-Оливет Вашингтон, округ Колумбия, США |
Занятие | Этнограф |
Супруг |
Джон Ли Гаут |
Дети | 6, включая Пола |
Джеймс Муни (10 февраля 1861 — 22 декабря 1921) — американский этнограф , несколько лет живший среди чероки . Известный как «Индеец», [ 1 ] он провел крупные исследования юго-восточных индейцев, а также племен Великих равнин . [ 2 ] в 1890 году он проводил этнографические исследования « Танца призраков» , духовного движения среди различных коренных американцев культурных групп После смерти Сидящего Быка . Его работы о чероки включают «Священные формулы чероки» (1891) и «Мифы чероки» (1891). 1900). Все они были опубликованы Бюро американской этнологии США при Смитсоновском институте .
Индейские артефакты, собранные Муни, хранятся в коллекциях Департамента антропологии Национального музея естественной истории . Смитсоновского института [ 3 ] и отдел антропологии Полевого музея естественной истории . [ 4 ] Документы и фотографии Муни находятся в коллекции Национального антропологического архива Отдела антропологии Смитсоновского института. [ 5 ] [ 6 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джеймс Муни родился 10 февраля 1861 года в Ричмонде , штат Индиана , в семье ирландских иммигрантов-католиков. Его формальное образование ограничивалось государственными школами города. Он стал экспертом-самоучкой по американским племенам благодаря своим собственным исследованиям и тщательным наблюдениям во время длительного проживания с различными группами. Область этнографии была новой для конца 19 века, и он помог установить высокие стандарты этой работы. [ 2 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]В 1885 году он начал работать с Бюро американской этнологии (ныне частью Смитсоновского института ) в Вашингтоне, округ Колумбия , под руководством Джона Уэсли Пауэлла . В 1887 году он переехал жить к восточной группе чероки. Он составил список индейских племен, насчитывающий 3000 названий. Это закончилось после резни армии США народа лакота в Вундед-Ни, Южная Дакота, в 1890 году . Муни стал признанным национальным экспертом по американским индейцам. [ 2 ]
Писательская карьера
[ редактировать ]Стиль письма Муни считался запоминающимся. Его сочувственное отношение к коренным американцам объясняется его воспитанием и этническим наследием. Хотя он писал как учёный, его объективное отношение к коренным американцам контрастировало с другими произведениями, которые часто были либо романтическими, либо дискриминационными. Он в основном принял цель ассимиляции Индии, изложенную реформаторами той эпохи. Но он был свидетелем того, какую цену пришлось заплатить традиционным народам, и объективно сообщал о проблемах и изменениях. [ 1 ]
В конце 1800-х годов коренные американцы подвергались жестоким нападениям во многих регионах и, по сути, подвергались геноциду со стороны Соединенных Штатов Америки. Индейские войны, призванные подавить сопротивление племен европейско-американскому заселению Запада, в целом представлялись необходимыми, поскольку коренные американцы совершали неоправданные нападения на первопроходцев. Муни писал более объективно о проблемах на Западе.
Муни нашел время, чтобы наблюдать за повседневной жизнью различных индейских племен. До его работы большинство людей за пределами резерваций узнавали о проблемах только на расстоянии. Он хотел учиться и рассказывать другим американцам об их культуре. Он опубликовал несколько книг, основанных на его исследованиях индейских племен.
Религия танца призраков и вспышка сиу в 1890 году
[ редактировать ]Муни представляет предисловие с историческим обзором сопоставимых милленаристских движений среди других групп американских индейцев. В ответ на быстрое распространение «Танца призраков» среди племен на западе Соединенных Штатов в начале 1890-х годов Муни задался целью описать и понять это явление. Он посетил Вовоку , пророка Танца Призраков, в его доме в Неваде . Он также проследил перемещение Танца Призраков с места на место, описывая ритуал и записывая характерные тексты песен семи отдельных племен. [ 7 ]
Календарная история индейцев кайова (1898 г.)
[ редактировать ]«Желание сохранить для будущих веков память о прошлых достижениях — это универсальный человеческий инстинкт», — сказал Муни. «Надежность записи зависит главным образом от правдивости записывающего лица и адекватности используемого метода». [ 8 ] Муни заслужил доверие кайова , которые рассказали ему об их системе календарей для записи событий. Они рассказали ему, что первым хранителем календаря в их племени был Литл-Блафф, или Тохаусан, главный вождь племени с 1833 по 1866 год. Муни также работал с двумя другими хранителями календаря, Сеттаном, или Маленьким Медведем; и Анкопаингьядете , что означает «Посреди многих дорожек», и широко известный как Анко. Другие племена равнин вели графические записи, известные как зимние подсчеты . Обычно их создавали зимой, когда люди находились в помещении, и выражали главные события года.
Кайова записывала два мероприятия каждый год, предлагая более детальную информацию и вдвое больше заявок за любой данный период. Сильвер Рог (1860–1940), или Хаунгуа, был самым уважаемым художником племени кайова в 19 и 20 веках и вел календарь. В последние годы своей жизни он был уважаемым религиозным лидером. [ 8 ]
Мифы чероки (1900)
[ редактировать ]Муни также провел много времени с чероки, которые к тому времени были переселены на территорию Индии (на территории нынешних Оклахомы и Северной Каролины). В течение многих лет он работал со восточного племени индейцев чероки старейшиной и переводчиком Уиллом Уэстом Лонгом . [ 9 ] Он изучал их язык, культуру и мифологию. В этом всеобъемлющем сборнике собрано 126 мифов чероки, включая священные истории, мифы о животных, местные легенды, чудесные истории, исторические традиции, а также различные мифы и легенды. Некоторые мифы включали:
- Как был создан мир
- Почему у оленя зубы тупые
- Как у индейки появилась борода
- Почему у опоссума голый хвост
В книгу также включены оригинальные рукописи чероки, относящиеся к истории, археологии, географической номенклатуре, личным именам, ботанике, медицине, искусству, семейной жизни, религии, песням, церемониям и языку племени. [ 10 ]
Исторический очерк чероки (1975)
[ редактировать ]Опубликованный посмертно, этот рассказ о чероки начался с их первого контакта с белыми, и в результате выигранных и проигранных сражений, подписанных и разорванных договоров, разрушений городов и массовых убийств людей, закончился примерно в 1900 году. В отношениях между чероки есть человечность и бесчеловечность. и другие группы, индийские и неиндийские; сила духа и настойчивость уравновешиваются разочарованием и разочарованием. В этом отношении история чероки воплощает опыт большинства коренных американцев. [ 11 ] Муни пишет. Это, среди большинства, если не всех работ Муни, считается беспристрастным и прозаичным, поэтому его работы можно найти в Бюро американской этнологии .
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]
Он женился на Ионе Ли Гаут 28 сентября 1897 года в Вашингтоне, округ Колумбия, и имел шестерых детей. Одним из сыновей был писатель Пол Муни . Муни умер от болезни сердца в Вашингтоне, округ Колумбия , 22 декабря 1921 года. Он был похоронен на кладбище Маунт-Оливет в Вашингтоне, округ Колумбия.
Библиография
[ редактировать ]- Муни, Джеймс. Лингвистические семьи индейских племен к северу от Мексики, с предварительным списком основных племенных названий и синонимов. [ 12 ] США Бюро американской этнологии , 1885 г.
- Муни, Джеймс. Священные формулы чероки. США Бюро американской этнологии , Годовой отчет 1885–1886 гг., 1891 г.
- Муни, Джеймс. Сиуанские племена Востока. США Бюллетень Бюро американской этнологии , 1894 г.
- Муни, Джеймс. Религия танца призраков и вспышка сиу в 1890 году. США Бюро американской этнологии , Годовой отчет 1892-3, 2 тома, 1896.
- Муни, Джеймс. Календарная история индейцев кайова. США Бюро американской этнологии , Годовой отчет 1895–1896 гг., 1898 г.
- Муни, Джеймс. Мифы чероки . США Бюро американской этнологии , Годовой отчет 1897–1898 гг., 1902 г.
- Муни, Джеймс. Индийские миссии к северу от Мексики. США Бюллетень Бюро американской этнологии , 1907 год.
- Муни, Джеймс. Рукопись пловца: Священные формулы и лекарственные рецепты чероки, исправленные, завершенные и отредактированные Франсом М. Ольбрехтом, 1932 год.
- Муни, Джеймс, 1861–1921 гг. «История, мифы и священные формулы чероки Джеймса Муни: содержащие полные тексты «Мифов чероки» (1900 г.) и «Священных формул чероки» (1891 г.), опубликованные Бюро американской этнологии: с новым биографическим введением. .
- Эллисон, Джордж, Джеймс Муни и восточные чероки , Эшвилл, Северная Каролина: Исторические образы, 1992.
Полные тексты многих из вышеперечисленных доступны на archive.org. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Моисей, Л.Г. (1984). Индиец: биография Джеймса Муни . Университет Небраски. ISBN 0-8032-8279-6 .
- ^ Jump up to: а б с «Зарегистрируйтесь в документах Джеймса Муни». Архивировано 21 апреля 2014 г. в Wayback Machine , Национальный антропологический архив, Смитсоновский институт, по состоянию на 10 ноября 2009 г.
- ^ «Антропология | Смитсоновский национальный музей естественной истории» . naturalhistory.si.edu .
- ^ Упаркинсон (2 ноября 2010 г.). «Культура» . Полевой музей .
- ^ «Архивы антропологии | Смитсоновский национальный музей естественной истории» . naturalhistory.si.edu .
- ^ «Американский антрополог» . Американская антропологическая ассоциация. 12 апреля 1922 г. - через Google Книги.
- ^ Муни, Джеймс. (1996). Танец призраков . Норт-Дайтон, Массачусетс: JG Press. ISBN 1-57215-201-Х . ОСЛК 35759732 .
- ^ Jump up to: а б Муни, Джеймс, 1861–1921 гг. (1898). Календарная история индейцев кайова . ГПО OCLC 875150017 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Витхофт, Джон (апрель 1948 г.). «Уилл Уэст Лонг, информатор чероки» . Американский антрополог . Краткие сообщения. 50 (2): 335–359. дои : 10.1525/aa.1948.50.2.02a00250 .
- ^ Муни, Джеймс, 1861–1921 гг. (1982). Мифы чероки; и Священные формулы чероки . Нэшвилл, Теннесси: Чарльз и Рэнди Элдеры-книготорговцы. ISBN 0-918450-22-5 . OCLC 8885748 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Муни, Джеймс, 1861–1921 (5 июля 2017 г.). Исторический очерк чероки . Рутледж. ISBN 978-1-351-51568-9 . OCLC 994145663 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Пауэлл, Джон Уэсли (12 апреля 1891 г.). Индийские лингвистические семьи Америки: север Мексики . Типография правительства США. ISBN 9781508914594 – через Google Книги.
- ^ «Поиск в Интернет-архиве: создатель: «Муни, Джеймс, 1861–1921» » . archive.org .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Работы, связанные с Джеймсом Муни , в Wikisource
СМИ, связанные с Джеймсом Муни, на Викискладе?
- Работы Джеймса Муни в Project Gutenberg
- Работы Джеймса Муни в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Работы Джеймса Муни или о нем в Internet Archive
- Священные формулы чероки (оцифрованный текст)
- Записи танцев призраков 1894 года. Архивировано 13 февраля 2014 г. в Wayback Machine в The Public Domain Review.
- Зарегистрируйтесь в документах Джеймса Муни в Национальном антропологическом архиве.
- антрополога Смитсоновского института Джоалин Аршамбо, Видео в котором обсуждается Муни, можно посмотреть как часть серии « Исследователи и антропологи XIX века: разработка самых ранних коллекций антропологии Смитсоновского института».
- 1861 рождений
- 1921 смертей
- Американские писатели XIX века
- Американские писатели XX века
- Американские антропологи
- Американские этнографы
- Американские фольклористы
- Похороны на кладбище Маунт-Оливет (Вашингтон, округ Колумбия)
- Культура чероки
- История чероки
- Лингвисты ирокезских языков
- Писатели из Ричмонда, Индиана