Вовока
Вовока | |
---|---|
![]() Вовока - духовный лидер пайуте и создатель Танца призраков. | |
Северных Пайуте Лидер | |
Личные данные | |
Рожденный | Куойтце Оу в. 1856 г. Смит-Вэлли, Невада |
Умер | 20 сентября 1932 г. [1] Йерингтон, Невада | ( 1932-09-20 )
Место отдыха | Шурц, Невада |
Родители) | Нуму-тибо'о (иногда называемый Тавибо; отец) |
Известный | Духовный лидер и создатель Танца Призраков. |
Псевдоним | Джек Уилсон |
Вовока ( ок. 1856 – 20 сентября 1932), [2] также известный как Джек Уилсон , был религиозным лидером пайуте , основавшим второе движение движения «Танец призраков» . Вовока означает «резец». [3] или «резчик по дереву» на языке северных пайуте .
Биография
[ редактировать ]Вовока родился в районе Смит-Вэлли к юго-востоку от Карсон-Сити, штат Невада , примерно в 1856 году. Его имя при рождении было Койтце Оу. [4] Отцом Вовоки был Нуму-тибо'о (иногда называемый Тавибо), которого в течение нескольких десятилетий ошибочно считали Водзивабом , религиозным лидером, основавшим «Танец призраков» в 1870 году. [5] С восьми до почти тридцати лет Вовока часто работал на Дэвида Уилсона, владельца ранчо в районе Йерингтон, штат Невада , и его жены Эбигейл, которая дала ему имя Джек Уилсон при общении с евроамериканцами . [6] Дэвид Уилсон был набожным христианином , и Вовока изучал христианское богословие и библейские истории , живя с ним. [7]
Одним из главных источников его авторитета среди пайютов была его предполагаемая способность контролировать погоду. Говорят, что он заставил глыбу льда упасть с неба в летний день, чтобы положить конец засухе дождем или снегом, зажечь свою трубку солнцем и образовать сосульки в своих руках. [8]
Вовока утверждал, что у него было пророческое видение после того, как он впал в кому во время солнечного затмения 1 января 1889 года . [3] Видение Вовоки повлекло за собой воскрешение мертвых пайуте и изгнание белых и их произведений из Северной Америки . Вовока учил, что для того, чтобы воплотить это видение в жизнь, коренные американцы должны жить праведно и исполнять традиционный хоровод, известный как « Танец призраков» . [3]
Пророческое послание Вовоки ссылается на ряд христианских богословских концепций. В «Письмах Мессии» Вовока рассказал о жизни Иисуса Христа на Земле и сравнил предсказанное искупление коренных американцев с библейским Судным днем. [9] Вовока ссылался на воссоединение живых и мертвых, а также выступал за ненасилие в христианском духе пацифизма и справедливого темперамента. В своих образах и символизме «Танец призраков» воплотил многие из этих христианских принципов.
Антропологи, историки и богословы дают противоречивые сведения о том, когда и как у Вовоки появилось это видение. Один религиовед, Том Тэтчер, цитирует антропологический отчет Джеймса Муни, спонсируемый Смитсоновским институтом, в котором утверждается, что Вовока получил свое первое видение, когда рубил дрова для Дэвида Уилсона в 1887 году. [10] И наоборот, историк Пол Бейли использовал работу Муни вместе с интервью с современниками и переводчиками Вовоки, чтобы утверждать, что он получил видение после того, как вошел в двухдневный транс и проснулся в слезах. [11] Тем не менее, вскоре после получения видения и его послания, оно быстро распространилось за пределы местной общины пайуте из уст в уста к индейским племенам дальше на восток, особенно к лакота .
Движение «Танец призраков» известно тем, что его практиковали жертвы резни в Вундед-Ни . Прежде чем «Танец призраков» достиг индейцев в резервациях равнин Южной Дакоты, интерес к движению проявлялся со стороны Индийского офиса США , военного министерства США и многочисленных делегаций племен коренных американцев. По мере того как движение распространялось по американскому западу, различные интерпретации первоначального послания Вовоки были приняты, в частности, лакота сиу, живущими в резервации Пайн-Ридж. Интерпретация Лакота считалась более воинственной, в которой дополнительный упор делался на предсказанное уничтожение белых людей. Хотя интерпретация Лакота пропагандировала враждебность по отношению к федеральным агентам США, она не призывала явно к насильственным действиям. Исторические данные свидетельствуют о том, что нетрадиционная практика христианства со стороны племени лакота была во многом ответственна за напряженность между белыми и коренными американцами, приведшую к битве при Вундед-Ни. Власти США бросили вызов теологическим взглядам движения «Танец призраков» и, возможно, искали конфликт с племенем лакота как средство осуждения этой практики. [9] Вовока никогда не покидал свой дом в Неваде, чтобы стать активным участником распространения танца внутри США. [12]
Индийские агенты, солдаты и другие федеральные чиновники, как правило, относились к движению враждебно, а иногда и агрессивно. [3]
Жизнь и смерть после ранения колена
[ редактировать ]Вовока был разочарован тем, как развивались события во время резни. Он по-прежнему оставался видным лидером коренных американцев до своей смерти. [13] Сообщается, что где-то между 1894 и 1896 годами он был аттракционом на карнавале Зимней ярмарки в Сан-Франциско. В 1917 году агент Невадского агентства по имени Л.А. Доррингтон выследил Вовоку, чтобы сообщить о его местонахождении в Вашингтон. Любопытно узнать, имел ли бывший мессия коренных американцев какие-либо связи с индейской церковью , Доррингтон обнаружил, что Вовока вместо этого жил скромной жизнью в Мейсоне. Он воздерживался от этой практики, время от времени работал знахарем и ездил на мероприятия в резервациях Соединенных Штатов. [14]
Вовока умер в Йерингтоне 20 сентября 1932 года и похоронен на кладбище Пайуте в городе Шурц, штат Невада . [15]
В популярной культуре
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2020 г. ) |
Группа коренных американцев Redbone назвала свой альбом 1973 года Wovoka и заглавную песню в честь пророка.
В фильме 1971 года «Билли Джек » Билли, которого играет Том Лафлин , обучает Танцу призраков индейцев и учеников Школы свободы Монтессори. За несколько мгновений до этого сеанса подруга Билли Джин (которую играет жена Лафлина, Делорес Тейлор) объясняет Вовоку и танец призраков подвергшейся насилию девочке-подростку, прячущейся от своего жестокого отца в школе. Джин рассказывает, что однажды даже Христос явился Вовоке.
В 1988 году «Ghost Dance» был ремастирован и переиздан на одноименном компакт-диске « Death Cult ». Достигнув 2-го места в независимом чарте Великобритании, когда он был первоначально выпущен в июле 1983 года. Ян Эстбери (певец и автор песен вместе с Билли Даффи) провел годы становления в Канаде, где его часть индейского наследия должна была стать небольшой, но важной частью его написания песен. «У Вовоки было видение, Его слова распространились повсюду: Спасите нашу некогда великую нацию и станцуйте танец Гордости».
В фильме 2007 года « Похороните мое сердце в Вундед-Ни» Вовоку сыграл Уэс Стьюди .
Американская инди-рок-группа The Dead Inklings написала песню о Вовоке и танце призраков под названием «Them Bones».
Группа Old Crow Medicine Show упоминает «пророков от Илии до старого Пайуте Вовоки» в песне «I Hear Them All» из своего альбома Big Iron World . Написанная Дэвидом Роулингсом песня «I Hear Them All» также появляется в его альбоме «Друг друга» .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ go.grolier.com
- ^ Клиффорд Э. Трафцер (апрель 1986 г.). Пророки американских индейцев: религиозные лидеры и движения возрождения . Паб Сьерра Оукс. Компания р. 108 . Проверено 23 июля 2013 г.
Вовока, великий Пророк Танца Призраков, умер 20 сентября 1932 года и был похоронен в самом сердце страны Пайуте. Джозеф Макдональд из Рино... его тело было доставлено на кладбище Пайуте в Шурце. Пока родные и друзья разгребали грязь...
- ^ Jump up to: а б с д Муни, Джеймс (1896). Религия танца призраков и нашествие сиу в 1890 году . ГПО стр. 765 . ISBN 9780585345642 .
- ^ Хиттман, «Вовока и танец призраков: расширенное издание» (Линкольн, Небраска: Университет Небраски: Press 1997) 47
- ^ Дюбуа, Кора "Танец призраков 1870 года" Антропологические записи Том. 3, № 1 (1939) (Беркли, Калифорния; Калифорнийский университет Press) 3–4
- ^ Хиттман, Майкл Вовока и танец призраков: расширенное издание (Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press, 1997) 27-28
- ^ Хиттмэн, Вовока 55-56
- ^ Хиттман, Майкл (1990). Вовока и танец призраков . Издательство Университета Небраски. п. 69. ИСБН 978-0-8032-7308-5 .
- ^ Jump up to: а б Эстрайхер, Джастин (5 апреля 2019 г.). « Обещания, которые, как они слышали, Он дал»: Танец призраков, Раненое колено и ассимиляция через христианское православие» . Обзор истории Пенна . 24 .
- ^ Тэтчер, Том (осень 1998 г.). «Пустые метафоры и апокалиптическая риторика». Журнал Американской академии религии . 66 (3): 549–570. дои : 10.1093/jaarel/66.3.549 . JSTOR 1466133 .
- ^ Бейли, Пол (1957). Вовока: Индийский Мессия . Лос-Анджелес: Westernlore Press. стр. 79–83. ISBN 9781258823382 .
- ^ Бейли, Пол (1957). Вовока: Индийский Мессия . Лос-Анджелес: Westernlore Press. п. 171. ИСБН 9781258823382 .
- ^ Макканн младший, Фрэнк Д. (1966). «Танец призраков, последняя надежда западных племен, развязала последнюю трагедию». Монтана: Журнал западной истории . 16 (1): 25–34. JSTOR 4517018 .
- ^ Стюарт, Омер К. (1977). «Современный документ о Вовоке (Джек Уилсон_ Пророк танца призраков в 1890 году». Этноистория . 24 (3): 219–222. doi : 10.2307/481696 . JSTOR 481696 .
- ^ «Вовока — знахарь пайуте и танец призраков» . Легенды Америки . Проверено 15 апреля 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Майкл Хиттман, Вовока и танец призраков , Bison Books, 1998, ISBN 0-8032-7308-8
- Джон Норман, Танец призраков , Daw Books, 1970 (вымышленный отчет) ISBN 0-87997-501-6