Копейщик
Копейщик , или Утлун'та , — монстр и ведьма из легенд чероки , который, как говорят, обитает в восточной части Теннесси и западной части Северной Каролины . [1] У'тлун'та означает на языке чероки «тот, у кого острое копье». Ее правый указательный палец напоминает копье или обсидиановый нож, которым она режет свои жертвы. Ее рот залит кровью из печени . съеденной ею [2] [3] Она также известна как Нуньюнуи , что означает «Каменное платье», из-за ее каменной кожи. [1] Часто она крепко сжимает правую руку, потому что скрывает свое сердце и свое единственное слабое место - правую ладонь. [3]
Копейщик, сделанный из камня, при ходьбе издает гром, разбивая камни о землю, когда наступает на них. Ее голос эхом разносится по горам до деревень чероки и отпугивает лесных птиц, что люди традиционно воспринимают как предупреждающий знак.
Считается, что в Теннесси Спирфингеру нравится гулять по тропе, которая соединяет гору Чилхоуи и близлежащую реку Литл-Теннесси . Говорят, что она также гуляла по горному хребту, вокруг ручьев и по темным перевалам реки Нантахала . Чероки говорят, что ее любимый дом — Уайтсайд, грозовая гора. [1]
Танцуя в облаках, она пела свою любимую песню со своим другом-вороном:
У тебя есть день. Су ушел.
Печень, я ее ем. Су са сай.
У тебя есть день. Су ушел. [1]
Полномочия
[ редактировать ]Помимо копья вместо пальца, она превращается в членов семей своих детей-жертв. [2] Став частью мира своей жертвы, она утрачивает способность менять свою форму, находясь на виду у кого-либо еще. Копейщик часто маскируется под «безобидную старушку», как в рассказе «Утлунта, Копье-палец».
Поскольку она сделана из камня, стрелы не могут пробить ее кожу. Они разбиваются, когда ударяют ее. Кроме того, она может без особых усилий собирать валуны, складывать их, ломать и трансформировать вместе. [3]
Ее каменное строение
[ редактировать ]Однажды Копьеносец взялся построить «большой каменный мост по воздуху от Нунью'-тлу`гунь'йи, «Деревянной скалы», на Хивасси, до Санигила'ги», то есть горы Уайтсайд , расположенной на Голубом хребте . [1] Это сооружение раздражало Высших Существ, поскольку слишком близко подходило к их Верхнему миру. Высшие Существа сочли ее усилия высокомерными, «как человеческая библейская история о Вавилоне », поэтому поразили их молнией.
В девятнадцатом веке Чероки указал место, где, как они утверждают, руины «Древесной скалы» Спирфингера сохранились до сих пор. Они назвали территорию вдоль горы «Хайавасси» и долину «Нантахала». Местонахождение этих останков в округе Блаунт называется «У'Тлунтунъи», что означает «Место Копейщика». [2]
Ее враг - Каменный Человек.
[ редактировать ]Другая горная легенда о каменных существах рассказывает о Нун'Юну'Ви /Каменном Человеке. Когда Каменный Человек и Копейщик проходят мимо друг друга, они чувствуют свою связь. Легенда чероки гласит, что каменные существа знают, что они враги, потому что охотятся на одну и ту же пищу – печень. Копьеносец узнает в другой фигуре мужчину, потому что он поет свою песню о печени тихим голосом, от которого трясется земля.
Вместо того, чтобы поднимать камни для строительства, Каменный Человек обладает более сильными способностями, чем Копейщик. Он просто использует свой посох, чтобы создавать мосты к другим горам.
Истории и обычаи
[ редактировать ]Осенью народы чероки традиционно разжигают костры. Эти кустарниковые пожары охватили целые склоны гор, так что чероки могли легко охотиться за упавшими жареными каштанами . Спирфингер известен тем, что его привлекали эти пожары. В другие времена года Копейщик ищет облака дыма, поднимающиеся из долины. Иногда ей приходилось ловить жертв, когда они бродили к ручью, чтобы попить воды, или собирали клубнику недалеко от деревни. [1]
Ее самый опасный атрибут - обман : она выглядит безобидной и заслуживающей доверия, скрывает свою личность и силы, заманивая ничего не подозревающих детей. Как в рассказе «Утлунта, Копье-палец»:
Иногда по тропе, где дети собирали клубнику или играли возле деревни, подходила старушка и уговаривала их: «Пойдите, мои внуки, приходите к бабушке и пусть бабушка вам причесывает». Когда какая-нибудь маленькая девочка подбегала и клала голову на колени старухе, чтобы ее гладили и расчесывали, старая ведьма нежно запускала пальцы в волосы ребенка, пока тот не засыпал, а затем она наносила малышке удар в сердце или в спину. шеи длинным пальцем-шилом, который она спрятала под платьем. Потом она вынимала печень и ела ее. [1]
Чероки традиционно очень осторожно относились к незнакомцам и с подозрением относились к тем, кто бродил в одиночестве. Они могут вернуться в облике замаскированных пожирателей печени. [1]
Существует много историй о ее обмане, в том числе о том, как она превратилась в свою жертву, спрятала тело и зашла в дом жертвы, чтобы дождаться, пока родители уйдут или семья уснет, чтобы забрать всю их печень. Родители предупредили детей, чтобы они не ходили в лес одни, потому что Спирфингер ждала их и следила за тем, чтобы они знали, что она появится в образе «бабушки или [их] любимой тети».
Одинокие в лесу охотники видели старуху с рукой странной формы. Она пела свою призрачную песню, так пугая их, что они поспешили обратно в свои деревни как можно тише. Чероки утверждают, что Копейщик наносит удар своим жертвам «в затылок или в сердце, вытягивая печень. Атака Копейщика очень быстрая. Когда она крадет печень, ее палец не оставляет шрама, и жертвы не чувствуют Через несколько дней после незаметного нападения пострадавшие заболевают и умирают». [3]
Смерть Копейщика
[ редактировать ]Чероки созвали большой совет, включив в него города Томотли , Тенасе, Сетико и Чота , которых преследовал пожиратель печени. Знахарь Адавехис . объяснил обман Копьеносца и как ее привлечь О ее пальце знали, потому что видели ее танцующей на «уступах Санигилаги». Они просто не знали, как ее убить, но знахарь сказал, что им может повезти. По совету знахаря, люди устроили ловушку для Копейщика, выкопав яму и засыпав ее кустарником. Они разожгли костер из зеленых саженцев, от чего в воздух поднялось огромное количество дыма. Копьеносец увидела дым с горы Чилхоуи и побежала к деревне, разминая землю на ходу. Она подошла, прикрывая правую руку одеялом. [2]
Когда они увидели ее старухой, охотник заколебался, думая, что она своя или из соседней деревни. На ходу она звала их на помощь, но знахарь знал ее уловку. Первым он бросил копье, которое разбилось на куски, когда оно ударило ее. Остальные охотники начали атаковать, заметив ее маскировку. Ее кожа отражала стрелы. [2]
Копейщик обнажила прикрытую руку, побежала к мужчинам и упала в их яму. Однако колья не причинили ей вреда, и она «хлопала по стрелам, как будто они были надоедливыми комарами». Оказавшись в ловушке в яме, она резала пальцы во всех направлениях, пытаясь кого-то поймать, и насмехалась над ними своей песней о поедании печени.
Птицы слетели с неба как «небесные существа», чтобы помочь чероки. Птица по имени Уцуги, синица , прилетела на охоту и запела «ун, ун, ун». [1] Это звучало как у-наху , что означает «сердце», поэтому они целились ей в грудь. [2] Когда стрелам не удалось ее убить, они поймали синичку и отрезали ей язык. С тех пор всякий раз, когда люди видят короткий язык синички, они вспоминают, что это лжец. Дело не в том, что птица солгала специально, а в том, что он «просто был недостаточно конкретен». После этого синица улетела в небо, вернувшись в Верхний мир. Оно никогда не вернется.
Затем наконец появилась синица Ци'килили и приземлилась на ее правую руку, ту, что с копьем, и охотники сочли это предзнаменованием выстрелить в руку, которую она держала с двумя кулаками. [1] [2] От этого она еще больше расстроилась и испугалась. Ударив ее в место соединения запястья и правой руки или, как говорят некоторые, в место соединения с запястьем Копейщика, они отсекли ей сердце. Она опустилась на землю, а ее палец «дернулся и замер». Проклятие Копейщика, пожирателя печени, закончилось.
Каменный Человек, другой ее друг, поедающий печень, услышал победные возгласы, а позже увидел ее правую руку с копьем на столбе рядом с деревней. Он считал себя предупрежденным. Зная свою слабость, Каменный Человек проигнорировал предупреждение, потому что никто об этом еще не знал. Он продолжал петь свою песню о войне, печени и охоте.
В знак признания помощи, которую синица оказала охотникам в час нужды, эту птицу с тех пор стали называть «рассказчиком правды», и, если она когда-нибудь сядет возле дома человека, ушедшего на охоту, это воспринимается как знак того, что охотник благополучно вернется из поездки. [1]
Несмотря на ее смерть, рассказчики чероки продолжают рассказывать легенду о Копейщике и указывают место, где рухнуло ее каменное строение.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «66. Утлун'та, Копье-палец» . Интернет-архив священных текстов . Эвинити Паблишинг ИНК . Проверено 15 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Коренные американцы: рассказчики, хранители мифов и традиция рассказывания историй» . Теннесси Мифы и легенды . Государственная библиотека и архивы Теннесси . Проверено 15 февраля 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д «Сверхъестественные существа: Утлунта (Копейщик)» . Пантеон чероки . Проверено 15 февраля 2013 г.