Девять волшебниц
Девять волшебниц или девять сестер ( валлийский : naw chwaer ) — повторяющийся элемент легенды о короле Артуре в вариантах популярной темы девяти дев из мировой мифологии. Их наиболее важные появления - в Джеффри Монмута представлении об Авалоне и персонаже, который позже станет Морганой ле Фэй , а также в качестве центрального мотива Передура истории в Передуре, сыне Эфрага, части Мабиногиона .
Девушки Аннвна и ведьмы Иставингуна
[ редактировать ]
В Preiddeu Annwfn девять девственных жриц потустороннего острова Аннвн ( Аннвн , валлийская версия кельтского Потустороннего мира ) охраняют волшебный котел, и их магические способности, кажется, включают в себя огнедышание. [1] Рейд Артура и его отряда либо крадет [2] или разрушает котел, [3] но что происходит с девушками Аннвна, не упоминается. Мотив девяти сверхъестественных женщин появляется и в некоторых других сказаниях о кельтском потустороннем мире. [4] возможно, произошли от сестер жриц старой кельтской религии . [5]
Девять ведьм Иставингуна (Иставингун) упоминаются в одной строке поэмы «Пагур» (около 1100 г.), где подвиг их убийства в этом высокогорье причисляется к величайшим достижениям Кая ( сэра Кея в позднейшей традиции). Иставингун неизвестен, но может быть связан со Стэнтон-Мур и его каменным кругом, известным как «Девять дам». [6] или с Портсгиведом . [1] По словам Джона и Кейтлин Мэтьюз , женщины, чье убийство Кая приписывают в Пагуре, на самом деле такие же, как языческие жрицы из Прейддеу Аннуфн . [7]
Такие ученые, как Норрис Дж. Лейси и Джон Т. Кох, устанавливают дополнительную связь (помимо Прейддеу Аннвфн ) с девятью сестрами-ведьмами и их матерью в бретонской агиографии VII века Vita Prima Samsonis . [8] [9] Ее описание напоминает описание ирландской богини Морриган . [10] В этом произведении святой Самсон из Дола встречает лишь одну из сестер, дикую на вид злую ведьму ( malefica ), называющую себя Теомахой (Враг Божий), когда она летела через лес на острове Луара и напала на одного из его молодые дьяконы. Самсон призывает ее покаяться и обратиться, но она отказывается и говорит ему, что не хочет делать ничего, кроме зла, как делала всю свою жизнь. После этого Феомаха пытается бежать, но Самсон приказывает ей оставаться на месте, делая ее совершенно неподвижной в воздухе, и предлагает ей последний последний шанс, но оказывается, что ей уже не спастись. Затем Самсон продолжает молиться об уничтожении такой совершенно непоправимой женщины; как только он заканчивает свою молитву, она падает замертво. [11] [12] [13] [14] [15] [16]
Сестры Авалона
[ редактировать ]Джеффри Монмутского , написанной в 12 веке, В «Вите Мерлини» рассказывается о волшебном острове Авалон , райском «Яблочном острове», которым правят девять совершенно доброжелательных сестер-волшебниц, известных как великие целители, способных изменять форму и использовать другую магию: Морген , Мороное , Мазоэ , Глитен , Глитонеа , Глитон , Тироное , а также либо Титен и Титон , либо две сестры по имени Титис , из которых одна из них отличалась как «наиболее известная своей цитрой ». [17] Сестры принимают умирающего Артура от Талиесина , доставленного им в надежде, что они смогут его оживить. [4] Их красивая, мудрая и могущественная королева Морген позже превратилась в Моргану ле Фэй , родную сестру Артура в более поздней артуровской традиции, которая сама забирает умирающего Артура на Авалон. [18] Остальные восемь сестер появляются только в этом тексте и никогда не возвращаются ни в одном из известных произведений других средневековых авторов.
Волшебницы Каэр Ллойва
[ редактировать ]Девять выходят в финал [19] письменное появление в Передуре, сыне Эфрага, части «Мабиногиона» , где Передур (вариант Персиваля ) сталкивается со многими противниками на протяжении всей истории. Однако его настоящими врагами в конечном итоге становятся Гвиддонод Кэрлойв — злобные Девять ведьм Каэр Ллойв (или Кэрлойв, буквально «Замок Сияния» на английском языке, [20] или «Сияющая крепость», [21] позже идентифицированные как Глостер ), также известные как Девять волшебниц Глостера . Здесь они грозные повелительницы войны и магии, которые терроризируют Британию и чьи злые дела ответственны за опустошение королевства его дяди. Это вариант сказки о Граале о короле Артуре , в которой вместо поисков Грааля герой принимает участие в избавлении земли от чумы ( gormes [22] ) злых ведьм, которых необходимо уничтожить. [23] [24] Ведьмы, группа одетых в черное «девиц-ведьм», [25] на самом деле входят в историю как противники Передура, ставшие благодетелями, даже наделяя его теми же силами, которыми они обладают, когда он проводит время в их доме, [26] [27] но центральной темой является его возможная без энтузиазма месть им за то, что они ранее причинили вред его родственникам. [28] [29] Сам Передур побеждает только главную ведьму, и вынужден сделать это только после того, как дал им три шанса уступить. [30] но этот поступок разрушает магию их заклинаний [31] а Артур и его люди убивают остальных без пощады и с такой быстротой, что ни один не уходит живым.
Относительно в начале своих приключений Передур встречает горный замок, хозяйка которого рассказывает ему, как окружающие земли были завоеваны и опустошены ужасающими девятью волшебницами, обладающими слишком великими силами, чтобы их мог остановить кто-либо. [32] и тот придет, чтобы взять замок на следующее утро. Но Передур предлагает помощь, и на рассвете яростно нападает и подчиняет прибывшую чародейку ударом, разбивающим ее шлем. Он собирается убить ее, но останавливается, когда она просит прощения; получив разрешение от хозяйки замка, он соглашается сохранить ей жизнь, если она пообещает вернуться в свои земли и что она и ее сестры никогда не будут беспокоить владычество его хозяйки (Передур регулярно дает пощаду своим побежденным врагам на протяжении всего пути из сказки, включая Кая и других рыцарей). Затем он отправляется с уже подружившейся волшебницей обратно в ее дворец в Каэр Ллойв в путешествие, которое само по себе не описано. Передур остается при Дворе ведьм ( Ллис Гвиддонод ) в течение трех недель, обучаясь у них, пока не закончит обучение, а затем их директор школы отправляет его в путь с лошадью и оружием по его выбору. [33] [34] [35]
Во время грандиозного финала в оригинале [примечание 1] Однако в конце сказки Передур узнает, что загадочная отрубленная голова (заменяющая Грааль в этой истории [38] [39] [40] ), свидетелем которого он стал до встречи с волшебницами, принадлежал одному из его кузенов. Его приемная сестра обвиняет ведьм в убийстве его кузена, а также в том, что они прокляли и увечили его дядю (неназванного короля королевства, здесь фигура Короля-Рыбака ), и говорит Передуру, что ему суждено стать их мстителем. Передур и его старший товарищ Гвалхмей ( Гавейн ) решают призвать отряд Артура, чтобы они присоединились к ним в этом труде, и он ведет их в Каэр Ллойв, чтобы разобраться с волшебницами. [41] [42] [43] Во время последовавшей схватки ведьмы нападают, и Передур наблюдает, как, казалось бы, непобедимый лидер чародеек побеждает воинов Артура одного за другим, в то время как Передур продолжает умолять ее воздержаться, прекратить борьбу и сдаться, но она не слушает; только после того, как она убивает третьего, Передур, наконец, сам вступает в бой и быстро поражает ее одним мощным ударом. На последнем издыхании она кричит другим ведьмам, что они обречены, поскольку, как было предсказано, Передур станет убийцей их всех, и приказывает другим ведьмам уйти; однако Артур и другие бросаются в погоню за убегающими женщинами, пока все до последней не будут настигнуты и преданы мечу. [30] [38] [44] [45] [46]
В повествовании на самом деле не говорится, сколько ведьм соберется для финальной битвы при Каэр Лойве, когда они будут уничтожены, и их может быть больше, чем девять из первой встречи между ними и Перодуром; по словам Джона Риса , предполагается, что «они, должно быть, собрали большие силы», возможно, вместе с (неупомянутыми) «многочисленными союзниками другого пола». [20] В любом случае, долг мести Передура был выполнен, и его прославляют как героя за его роль в освобождении королевства от великого бедствия колдовства - и, когда волшебницы теперь уничтожены, сам Передур становится последним хранителем их магических тайн. [33] Однако, что случилось с его дядей после победы, осталось нерассказанным. [35] [47] Урбан Т. Холмс-младший предположил, что со смертью ведьм король освободился от их чар. [48] и наоборот, Артур Эдвард Уэйт предположил, что король не исцелился и все было напрасно. [49]
Как и в случае с вышеупомянутыми историями о Самсоне и Кае, этот роман может быть отголоском ранее не зарегистрированного истребления христианами местных кельтских языческих культов в V и VI веках, как это считает Флинт Ф. Джонсон; [50] [51] [52] Дхира Б. Махони предположила, что ведьмы могут «представлять собой сторонников старого порядка, пытающихся восстановить контроль над системой». [53] В другом месте « Мабиногиона» история о Калхуче и Олвен также содержит мотив нападения Артура на Каэр Лойв, но в этом случае защитниками замка являются мужчины. [20] Артур также выслеживает Ордду (Черную Ведьму) и убивает ее, разрезав ее пополам после того, как она неоднократно избивает его людей, которые сначала изо всех сил пытаются победить ее, что напоминает то, как Передур расправился с королевой ведьм Каэр Ллойв. [1] [54] [55] Более того, некоторые части истории параллельны тому, как ирландский мифологический герой Кухулин обучается бою у женщины-воина Скатах после того, как он побеждает ее и угрожает ей; Кухулин также побеждает соперницу Скатах Айфе , сохраняя ей жизнь, но насилуя ее, а много лет спустя приходит, чтобы сразиться и убить их сына от этого союза. [20] [56] Норма Лорре Гудрич связывает этот мотив с «магическими воинскими обрядами в Шотландии» и связывает лидера ведьм с фигурой королевы Морганы ле Фэй, волшебной сводной сестры Артура. [57] По мнению Роджера Шермана Лумиса , возможно, что автор либо действительно имел в виду Моргана для гвиддона , либо и он, и Джеффри брали из одних и тех же источников в более ранней традиции. [22]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Грин, Томас (2007). Концепции Артура (PDF) . Издательство Темпус.
- ^ Уолмсли, Эрик (2013). Битва короля Артура за Британию . Трубадор Паблишинг ООО с. 36. ISBN 9781780887173 – через Google Книги.
- ^ Джонсон, Флинт Ф. (2012). Истоки романов о короле Артуре: ранние источники легенд о Тристане, Граале и похищении королевы . МакФарланд. ISBN 9780786468584 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б Фриман, Мара (2014). Алхимия Грааля: Посвящение в кельтскую мистериальную традицию . Саймон и Шустер. п. 40. ИСБН 9781620551929 – через Google Книги.
- ^ Лейси, Норрис Дж.; Эш, Джеффри; Манкофф, Дебра Н. (2014). Справочник Артура, второе издание: Второе издание . Рутледж. ISBN 9781317777434 – через Google Книги.
- ^ Хант, август (2006 г.). Тени в тумане: Жизнь и смерть короля Артура . Сеновал. ISBN 9781904524380 .
- ^ Мэтьюз, Джон; Мэтьюз, Кейтлин (2017). Полное издание «Король Артур: много лиц, один герой» . Саймон и Шустер. п. 194. ИСБН 9781620556009 – через Google Книги.
- ^ Лейси, Норрис Дж. (2014). Средневековая литература о короле Артуре: Путеводитель по новейшим исследованиям . Рутледж. п. 1889. ISBN 9781317656944 – через Google Книги.
- ^ Кох, Джон Т. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия. Том. 1 . АВС-КЛИО. п. 325. ИСБН 9781851094400 – через Google Книги.
- ^ Ньюолл, Венеция (2004). Фигура ведьмы: фольклорные очерки группы ученых из Англии, посвященные 75-летию Кэтрин М. Бриггс . Рутледж. п. 161. ИСБН 9781136551802 – через Google Книги.
- ^ Клоган, Пол Морис (2003). Medievalia et Humanistica: исследования культуры Средневековья и Возрождения . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780521209991 – через Google Книги.
- ^ Олсон, Линетт (2017). Святой Самсон Долский и древнейшая история Бретани, Корнуолла и Уэльса . Бойделл и Брюэр. п. 27. ISBN 9781783272181 – через Google Книги.
- ^ Джонсон, Флинт (2002). Британские источники романов о похищении и Граале . Университетское издательство Америки. п. 152. ИСБН 9780761822189 – через Google Книги.
- ^ Кох, Джон Т. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия. Том. 1 . АВС-КЛИО. п. 1558. ИСБН 9781851094400 – через Google Книги.
- ^ Краевски, Элизабет М.Г. (2015). АРХЕТИПИЧЕСКИЕ НАРРАТИВЫ: НА ПУТИ К ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ РАННЕЙ КЕЛЬТСКОЙ АГИОГРАФИИ (PDF) . Университет Уэльса Тринити-Сент-Дэвид.
- ^ Олсон, Линетт (2017). Святой Самсон Долский и древнейшая история Бретани, Корнуолла и Уэльса . Бойделл и Брюэр. п. 28. ISBN 9781783272181 – через Google Книги.
- ^ Флойд, Мэрилин (2009). Французская одиссея короля Артура: Аваллон в Бургундии . Пегас Эллиот Маккензи Пу. п. 32. ISBN 9781843865698 – через Google Книги.
- ^ Найт, Стивен Томас (2009). Мерлин: Знание и сила сквозь века . Издательство Корнельского университета. п. 39. ИСБН 978-0801443657 – через Google Книги.
- ^ Мелроуз, Робин (2011). Друиды и король Артур: новый взгляд на раннюю Британию . МакФарланд. п. 49. ИСБН 9780786460052 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б с д Рис, Джон (1891). Исследования легенды о короле Артуре . Библиотека Корнеллского университета. Оксфорд, Кларендон Пресс.
- ^ Лумис, Роджер Шерман (2000). Развитие романтики о короле Артуре . Курьерская компания. п. 21. ISBN 9780486145525 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б Гетинк, Гленис (1975). Передур: исследование валлийской традиции в легендах о Граале . Издательство Уэльского университета [для] Комитета по языку и литературе Совета кельтских исследований. ISBN 9780708305805 – через Google Книги.
- ^ Джонсон, Флинт (2002). Британские источники романов о похищении и Граале . Университетское издательство Америки. п. 202. ИСБН 9780761822189 – через Google Книги.
- ^ «Французская мифология» (на французском языке). Французское мифологическое общество. 8 декабря 1987 г. - через Google Книги.
- ^ Майлз-Уотсон, Джонатан (2009). Валлийская мифология: неоструктуралистский анализ . Камбрия Пресс. п. 155. ИСБН 9781604976205 – через Google Книги.
- ^ Маркале, Жан (1999). Грааль: кельтское происхождение священной иконы (на итальянском языке). Внутренние традиции / Медведь и компания с. 170. ИСБН 9780892817146 – через Google Книги.
- ^ Визо, Доминик (2004). Посвящение рыцарства в легенду о короле Артуре . Средиземноморские издания. ISBN 9788827217337 – через Google Книги.
- ^ Вуд, Джульетта (2012). Святой Грааль: история и легенда . Издательство Уэльского университета. п. 17. ISBN 9780708326268 – через Google Книги.
- ^ Лейси, Норрис Дж. (2006). История стипендии Артура . Boydell & Brewer Ltd. с. 22. ISBN 9781843840695 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б Годвин, Малькольм (1994). Святой Грааль: его происхождение, тайны и значение раскрыты . Викинг. ISBN 9780670851287 – через Google Книги.
- ^ Брекильен, Янн (1978). Бретань вчера и завтра (на французском языке). Джей Пи Деларж. ISBN 9782711301089 – через Google Книги.
- ^ Маркале, Жан (1993). Король кельтов: легенды о короле Артуре и кельтские традиции . Bear & Co. Внутренние традиции / ISBN 9780892814527 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б Маркале, Жан (1999). Грааль: кельтское происхождение священной иконы . Саймон и Шустер. п. 32. ISBN 9781620554715 – через Google Книги.
- ^ Маркале, Жан (1986). Женщины кельтов . Bear & Co. Внутренние традиции / ISBN 9780892811502 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б Янг, Эмма; Франц, Мария-Луиза фон (1998). Легенда о Граале . Издательство Принстонского университета. п. 201 . ISBN 9780691002378 – через Интернет-архив.
- ^ Джонсон, Флинт (2002). Британские источники романов о похищении и Граале . Университетское издательство Америки. п. 142. ИСБН 9780761822189 – через Google Книги.
- ^ Сарачино, Мэри; Мозер, Мэри Бет (2012). Она повсюду!: Антология произведений женской/феминистской духовности . iUniverse. п. 181. ИСБН 9781462064335 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б Джо, Джимми. «Легенды о Граале» . www.timelessmyths.com .
- ^ Вуд, Джульетта (2008). Вечная Чаша: Непреходящая легенда о Святом Граале . ИБТаурис. ISBN 9780857730909 – через Google Книги.
- ^ Мюллер, Ульрих; Панагль, Освальд (2002). Кольцо и Грааль: Тексты, комментарии и интерпретации произведений Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга», «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Парсифаль»; [Вклады для Байройтского фестиваля 1988–2001 гг.] (на немецком языке). Кенигсхаузен и Нейман. п. 221. ИСБН 9783826023828 – через Google Книги.
- ^ Мэтьюз, Джон (1996). Источники Грааля: Антология . Книги Штайнера. п. 48. ИСБН 9780940262867 – через Google Книги.
- ^ «Когда-то и будущее» . Кафедра английского языка, Государственный университет Мемфиса. 1991 г. - через Google Книги.
- ^ Хатчинс, Эйлин (2012). Парсифаль: Введение . Издательство Темпл Лодж. п. 80. ИСБН 9781906999353 – через Google Книги.
- ^ Пауэл, Томас; Оуэн, сэр Исамбард; Филлимор, Эгертон Гренвилл Бэгот (1904). «Y Cymmrodor: Журнал Почетного общества Киммродориона» . Общество. – через Google Книги.
- ^ Джо, Джимми. «Легенды о Граале (Традиция Персеваля)» . www.timelessmyths.com .
- ^ Тетер, Лия; Макфадьен, Джонни (2017). Справочник по романам о короле Артуре: Двор короля Артура в средневековой европейской литературе . Вальтер де Грюйтер. п. 409. ИСБН 9783110432466 – через Google Книги.
- ^ «Мэдисонский журнал литературной критики - Том 3» . Иссуу . Проверено 15 мая 2018 г.
- ^ Холмс, Урбан Тигнер (1970). «Кретьен де Труа» . Twayne Publishers – через Google Книги.
- ^ Уэйт, Артур Эдвард (1909). Скрытая церковь Святого Грааля (PDF) .
- ^ Джонсон, Флинт (2002). Британские источники романов о похищении и Граале . Университетское издательство Америки. п. 208. ИСБН 9780761822189 – через Google Книги.
- ^ Джонсон, Флинт Ф. (2012). Истоки романов о короле Артуре: ранние источники легенд о Тристане, Граале и похищении королевы . МакФарланд. п. 454. ИСБН 9780786492343 – через Google Книги.
- ^ Джонсон, Флинт Ф. (2017). Британский героический век: История, 367–664 . МакФарланд. п. 213. ИСБН 9781476626116 – через Google Книги.
- ^ Махони, Дира Б. (2014). Грааль: Сборник дел . Рутледж. ISBN 9781317947257 .
- ^ Тетер, Лия; Макфадьен, Джонни (2017). Справочник по романам о короле Артуре: Двор короля Артура в средневековой европейской литературе . Вальтер де Грюйтер. п. 408. ИСБН 9783110432466 – через Google Книги.
- ^ Доан, Джеймс Э. (1990). «Исследования валлийского романа о короле Артуре: Передур и Тристан» . Программа ирландских исследований, Северо-Восточный университет – через Google Книги.
- ^ Эдель, Дорис (2001). Кельтский Запад и Европа: исследования кельтской литературы и ранней ирландской церкви . Пресса Четырех Судов. ISBN 9781851822690 .
- ^ Гудрич, Норма Лорре (1992). Святой Грааль . Издательство ХарперКоллинз. ISBN 9780060166861 .