Jump to content

Ведьма (слово)

Волшебный круг Джона Уильяма Уотерхауса (1886 г.)

Ведьма , от древнеанглийского wiċċe (мужской колдун , от wærloga , имеет другую этимологию) — термин, уходящий корнями в европейский фольклор и суеверия, обозначающий практикующего колдовство , магию или колдовство. Традиционно связанный со злонамеренной магией, когда обвиняемые в колдовстве становятся объектом охоты на ведьм , в современную эпоху этот термин приобрел разные значения. В литературе слово «ведьма» теперь может относиться просто к очаровательной женщине, способной «околдовывать» других. В неоязыческих религиях, таких как Викка, этот термин тем временем был принят как женский термин для обозначения приверженца.

Этимология

[ редактировать ]

Современное написание слова «ведьма» с медиальной буквой «т» впервые появляется в 16 веке. В древнеанглийском языке существовали как мужская ( wicca ), так и женская ( wicce ) формы слова. [1] но значение мужского рода стало менее распространенным в стандартном английском языке , заменяясь такими словами, как « колдун » и « волшебник ». [ нужна ссылка ]

Происхождение слова германское, коренящееся в древнеанглийском глаголе wiccian , который имеет родственное слово в средненижненемецком wicken (засвидетельствовано с 13-го века, помимо wichelen «околдовывать»).

» братьев Гримм В книге «Deutsches Wörterbuch « ингвеонское слово» * wikkōn связывается с готским weihs, «священным» ( праиндоевропейское (PIE) * weik- «разделять, разделять», вероятно, через ранние германские практики клеромантии, такие как сообщил Тацит ). [2] [3] [4]

Р. Люр связывает wigol 'пророческий, мантический', wīglian 'практиковать гадание' (средненижненемецкий wichelen 'околдовывать', плетеный ' прорицатель ') и предлагает протогерманское * wigōn , удвоенное (ср. закон Клюге ) с * wikkōn . Тогда основной формой будет женский род: wicce < * wikkæ < * wikkōn с палатализацией из-за предшествующего i и последующего < *ōn в раннем ингвеонском языке . Палатальный -cc- /t͡ʃ/ в викке тогда будет аналогичен женскому роду. [5]

[ редактировать ]

Еще одним древнеанглийским словом, обозначающим «ведьму», было hægtes или hægtesse , которое стало современным английским словом « hag » и связано со словом « hex ». В большинстве других германских языков слово «ведьма» происходит от того же корня, что и эти; например, немецкий Hex и голландский Heks . Его протогерманская форма реконструирована как *hagatusjon , происхождение которой неясно. [6]

Прилагательное « злой » и существительное «нечестие», очевидно, происходят от древнеанглийского wiċċa («ведьма-мужчина»). [7]

Средний возраст

[ редактировать ]

Самое раннее зарегистрированное использование слова «ведьма» находится в Законах Эльфреда , которые датируются примерно 890 годом: [4] [8] [9]

В проповедях древнеанглийского грамматика Эльфрика , датируемых концом X века, мы находим:

Слово викка также появляется в Халитгара более раннем латинском «Покаянии» , но только один раз во фразе swa wiccan tæcaþ («как учат ведьмы»), которая, по-видимому, является дополнением к оригиналу Халитгара, добавленным древнеанглийским переводчиком XI века. . [10]

В древнеанглийских глоссариях слова wicce и wicca используются для обозначения таких латинских терминов, как augur , [11] hariolus , conjector и pythonyssa , все из которых означают «прорицатель, прорицатель».

Ранний современный период

[ редактировать ]

В средневековой и ранней современной Европе были люди, которые оказывали такие услуги, как предотвращение колдовства , лечение колдовства, исцеление , гадание , гадание , поиск потерянных или украденных вещей и любовная магия . [12] [13] Алан Макфарлейн пишет, что их иногда называли « белыми », «добрыми» или «несвязывающими» ведьмами, но чаще их называли хитрыми или мудрыми. [14] Историк Оуэн Дэвис говорит, что до 20 века термин «белая ведьма» редко использовался. [15] Эмма Уилби говорит, что народные маги в Европе воспринимались обществом двойственно и считались способными как навредить, так и исцелить. [16] что может привести к тому, что их обвинят в «ведьмах» в отрицательном смысле. [17] Ева Поч говорит, что половина обвиняемых ведьм в Венгрии, судя по всему, были целителями. [18] а Кэтлин Стоккер говорит, что «подавляющее большинство» обвиняемых в ведьмах в Норвегии были народными целителями. [19] Рональд Хаттон говорит, что целителей и хитрецов «иногда называли ведьмами, но, похоже, они составляли меньшинство обвиняемых в любой изучаемой области». [13] Точно так же, по словам Дэвиса , «относительно немногие хитрецы были привлечены к ответственности по светским законам за колдовство», и с ними обращались более снисходительно, чем с предполагаемыми ведьмами. [20]

Йоханнес Нидер и другие писатели 15-го века использовали латинский термин Maleficus для обозначения ведьмы — человека, который совершал Maleficium , вредные колдовские действия, против других. Введение идеи демонических сил, наделяющих полномочиями злодеяния, придало термину «ведьма» новые коннотации идолопоклонства и отступничества , которые были приняты Malleus Maleficarum (1486 г.), но они оставались спорными, несмотря на папские запреты принимать меры против ведьм. [21]

В России 17-го века общественное беспокойство по поводу практики «ведьм» было связано с тем, могут ли их силы причинить вред. [22] Крестьяне в российских и украинских обществах часто избегали ведьм, если только они не чувствовали, что им нужна помощь против сверхъестественных сил. Злу (или колдовству) приписывали импотенцию, боли в желудке, бесплодие, грыжи, абсцессы, эпилептические припадки и судороги. [23] В России три четверти обвиненных в колдовстве — мужчины. [22]

Когда европейцы столкнулись с другими культурами и начали процесс колонизации , они открыли для себя множество религиозных и культурных проявлений магии, включая шаманов , знахарей , народных целителей и знахарей , которых европейцы иногда считали ведьмами. [24] Во Фриули , например, существовала культура людей, практикующих шаманские практики, известных как бенанданти (буквально «зажиточные люди»), которые утверждали, что сражались с ведьмами, но инквизиторы, тем не менее, определили, что сами они были ведьмами. [24]

Современный

[ редактировать ]

В современном разговорном английском языке слово «ведьма» применяется почти исключительно к женщинам, а мужским эквивалентом является колдун или волшебник . [25]

Современные словари в настоящее время различают четыре значения существительного ведьма , в том числе: человеку (особенно женщине), которому приписывают злокачественные сверхъестественные силы; практик неоязыческих традиций или религии (например, Викка ); злая или уродливая старуха: ведьма старуха ; или очаровательная или соблазнительная девушка или женщина. [26]

Образное использование для обозначения очаровательной молодой девушки началось в 18 веке. [27] в то время . как презрительный термин для старухи засвидетельствован с 15 века ведьма « Аэндорская » (отсылка к 1 Царств 28:7 ) как причудливый термин для обозначения медиума появляется в литературе XIX века. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дашу, Макс (1 января 2016 г.). «Имена ведьмы» . Ведьмы и язычники: женщины в европейской народной религии, 700–1100 гг .
  2. ^ Реальный лексикон германской древности IV, с. 506.
  3. ^ Точка зрения Гримма повторяется в Онлайн-словаре этимологии: «возможна связь с готским weihs «святой» и германским weihan «посвящать», s, «священники подавленной религии естественным образом становятся магами для ее преемников или противников . »
  4. ^ Jump up to: а б Харпер, Дуглас. "ведьма" . Интернет-словарь этимологии .
  5. ^ Р. Люр, Выразительность и звуковое право в германском языке , Гейдельберг (1988), с. 354
  6. ^ «ведьма (сущ.)» . Интернет-словарь этимологии .
  7. ^ «злой (прилаг.)» . Интернет-словарь этимологии .
  8. ^ Оксфордский онлайн-словарь английского языка, 2-е издание (1989).
  9. ^ Босворт, Джозеф и Т. Норткот Толлер. (1998) Англосаксонский словарь, основанный на коллекциях рукописей покойного Джозефа Босворта; отредактировано и дополнено Т. Норткотом Толлером. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета (перепечатка издания 1898 года). ISBN   0-19-863101-4
  10. ^ Петтерсон, Дэвид К. Враждебные свидетели: спасение истории колдовства из сочинений ученых и церковников . Дэвид С. Петтерсон. [ ненадежный источник? ] Петтерсон цитирует «Покаяние» Халитгара, II.22, как и в «Die Altenglische Version des Halitgar'schen Bussbuches», изд. Райт, стр. 29; цитируется в книге Норт, Ричард, «Языческие боги в древнеанглийской литературе» , издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания, 1997, стр. 276.
  11. ^ Шардоннен, Шандор Ласло (2007). Англосаксонская прогностика, 900–1100: исследование и тексты . Лейден: Брилл. п. 109. ИСБН  9789004158290 . В другом глоссарии Плантена-Моретуса слово «ariolus» является вторичным толкованием слова «augur», которое в древнеанглийском языке толкуется словом «wicca».
  12. ^ Хаттон, Рональд (2017). Ведьма: История страха с древних времен до наших дней . Издательство Йельского университета . стр. x – xi.
  13. ^ Jump up to: а б Хаттон, Рональд (2017). Ведьма: История страха с древних времен до наших дней . Издательство Йельского университета . стр. 24–25.
  14. ^ Макфарлейн, Алан (1999). Колдовство в Англии времен Тюдоров и Стюартов: региональное и сравнительное исследование . Психология Пресс. п. 130. ИСБН  978-0415196123 .
  15. ^ Дэвис, Оуэн (2007). Популярная магия: хитрые люди в английской истории . А&С Черный. п. xiii.
  16. ^ Уилби, Эмма (2006) Хитрый народ и знакомые духи . стр. 51–54.
  17. ^ Эмма Уилби, 2005, стр. 123; См. также Алан Макфарлейн, с. 127, который отмечает, что «белых ведьм» позже могли обвинить в «черных ведьмах». Архивировано 8 августа 2016 г. в Wayback Machine.
  18. ^ Поч 1999, с. 12.
  19. ^ Стоккер, Кэтлин (2007). Лекарственные средства и ритуалы: народная медицина в Норвегии и Новой Земле . Сент-Пол, Миннесота: Издательство Исторического общества Миннесоты. стр. 81–82. ISBN  978-0873517508 . Сверхъестественное исцеление, подобное тому, которое практиковали Ингер Роед и Лисбет Нюпан, известные как сигнери , сыграло роль в подавляющем большинстве из 263 задокументированных процессов над ведьмами в Норвегии. В суде за судом обвиняемые «ведьмы» выступали и открыто свидетельствовали о своих методах исцеления, рассказывая о мазях, которые они готовили, и о боннерах ( молитвах), которые они читали над ними, чтобы повысить их потенцию.
  20. ^ Дэвис, Оуэн (2007). Популярная магия: хитрые люди в английской истории . А&С Черный. п. 164.
  21. ^ Бэйли, доктор медицины (2010). Борьба с демонами: колдовство, ересь и реформы в позднем средневековье. (np): Издательство Пенсильванского государственного университета. [ нужна страница ]
  22. ^ Jump up to: а б Кивельсон, Валери А. (июль 2003 г.). «Мужчины-ведьмы и гендерные категории в России семнадцатого века». Сравнительные исследования в обществе и истории . 45 (3): 606–631. дои : 10.1017/S0010417503000276 . JSTOR   3879463 . S2CID   145811691 .
  23. ^ Воробец, Кристина Д. (1995). «Колдовские верования и практики в дореволюционных русских и украинских деревнях». Русское обозрение . 54 (2): 165–187. дои : 10.2307/130913 . JSTOR   130913 .
  24. ^ Jump up to: а б «Шаманизм, колдовство и магия: Предисловие». Магия, ритуалы и колдовство, том. 1 нет. 2, 2006, с. 207-208. Проект MUSE, doi:10.1353/mrw.0.0064. «Независимо от того, называют ли их шаманами, провидцами, знахарями, знахарями или иногда ведьмами, людей, занимающихся тем или иным видом шаманской практики, почитали и прославляли, боялись или осуждали во многих обществах. Кроме того, ученые утверждают, что остатки или остатки шаманских практик лежат в основе многочисленных магических обрядов во многих других обществах».
  25. ^ Анита Ганери (2010). Ведьмы и колдуны . The Rosen Publishing Group, Inc. с. 23. ISBN  9781448805068 .
  26. ^ «Определение ВЕДЬМЫ» . www.merriam-webster.com . Проверено 5 июня 2021 г.
  27. ^ Сэмюэл Ричардсон , Памела; или вознаграждение за добродетель (1739–1740 гг.): «Миссис Джервис, - сказал он, - заберите у меня маленькую ведьму».

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5a438c2be3ab75c39712eb0d3286f98a__1714691100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/8a/5a438c2be3ab75c39712eb0d3286f98a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Witch (word) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)