Ведьма (слово)
Ведьма , от древнеанглийского wiċċe (мужской колдун , от wærloga , имеет другую этимологию) — термин, уходящий корнями в европейский фольклор и суеверия, обозначающий практикующего колдовство , магию или колдовство. Традиционно связанный со злонамеренной магией, когда обвиняемые в колдовстве становятся объектом охоты на ведьм , в современную эпоху этот термин приобрел разные значения. В литературе слово «ведьма» теперь может относиться просто к очаровательной женщине, способной «околдовывать» других. В неоязыческих религиях, таких как Викка, этот термин тем временем был принят как женский термин для обозначения приверженца.
Этимология
[ редактировать ]Современное написание слова «ведьма» с медиальной буквой «т» впервые появляется в 16 веке. В древнеанглийском языке существовали как мужская ( wicca ), так и женская ( wicce ) формы слова. [1] но значение мужского рода стало менее распространенным в стандартном английском языке , заменяясь такими словами, как « колдун » и « волшебник ». [ нужна ссылка ]
Происхождение слова германское, коренящееся в древнеанглийском глаголе wiccian , который имеет родственное слово в средненижненемецком wicken (засвидетельствовано с 13-го века, помимо wichelen «околдовывать»).
» братьев Гримм В книге «Deutsches Wörterbuch « ингвеонское слово» * wikkōn связывается с готским weihs, «священным» ( праиндоевропейское (PIE) * weik- «разделять, разделять», вероятно, через ранние германские практики клеромантии, такие как сообщил Тацит ). [2] [3] [4]
Р. Люр связывает wigol 'пророческий, мантический', wīglian 'практиковать гадание' (средненижненемецкий wichelen 'околдовывать', плетеный ' прорицатель ') и предлагает протогерманское * wigōn , удвоенное (ср. закон Клюге ) с * wikkōn . Тогда основной формой будет женский род: wicce < * wikkæ < * wikkōn с палатализацией из-за предшествующего i и последующего *æ < *ōn в раннем ингвеонском языке . Палатальный -cc- /t͡ʃ/ в викке тогда будет аналогичен женскому роду. [5]
Связанные термины
[ редактировать ]Еще одним древнеанглийским словом, обозначающим «ведьму», было hægtes или hægtesse , которое стало современным английским словом « hag » и связано со словом « hex ». В большинстве других германских языков слово «ведьма» происходит от того же корня, что и эти; например, немецкий Hex и голландский Heks . Его протогерманская форма реконструирована как *hagatusjon , происхождение которой неясно. [6]
Прилагательное « злой » и существительное «нечестие», очевидно, происходят от древнеанглийского wiċċa («ведьма-мужчина»). [7]
История
[ редактировать ]Средний возраст
[ редактировать ]Самое раннее зарегистрированное использование слова «ведьма» находится в Законах Эльфреда , которые датируются примерно 890 годом: [4] [8] [9]
Этот фемнан, гевуниат онфон гилдоркрафтиган, сцинлакан и виккан, не латают этого либана. | Женщины, привыкшие принимать чародеев, волшебниц и ведьм, не оставляйте их в живых! |
В проповедях древнеанглийского грамматика Эльфрика , датируемых концом X века, мы находим:
Не скрывай, что Кристена Бефринан та Фулан, которая может быть его глубоким смыслом. | Христианину не следует советоваться с грязными ведьмами по поводу своего процветания. |
Слово викка также появляется в Халитгара более раннем латинском «Покаянии» , но только один раз во фразе swa wiccan tæcaþ («как учат ведьмы»), которая, по-видимому, является дополнением к оригиналу Халитгара, добавленным древнеанглийским переводчиком XI века. . [10]
В древнеанглийских глоссариях слова wicce и wicca используются для обозначения таких латинских терминов, как augur , [11] hariolus , conjector и pythonyssa , все из которых означают «прорицатель, прорицатель».
Ранний современный период
[ редактировать ]В средневековой и ранней современной Европе были люди, которые оказывали такие услуги, как предотвращение колдовства , лечение колдовства, исцеление , гадание , гадание , поиск потерянных или украденных вещей и любовная магия . [12] [13] Алан Макфарлейн пишет, что их иногда называли « белыми », «добрыми» или «несвязывающими» ведьмами, но чаще их называли хитрыми или мудрыми. [14] Историк Оуэн Дэвис говорит, что до 20 века термин «белая ведьма» редко использовался. [15] Эмма Уилби говорит, что народные маги в Европе воспринимались обществом двойственно и считались способными как навредить, так и исцелить. [16] что может привести к тому, что их обвинят в «ведьмах» в отрицательном смысле. [17] Ева Поч говорит, что половина обвиняемых ведьм в Венгрии, судя по всему, были целителями. [18] а Кэтлин Стоккер говорит, что «подавляющее большинство» обвиняемых в ведьмах в Норвегии были народными целителями. [19] Рональд Хаттон говорит, что целителей и хитрецов «иногда называли ведьмами, но, похоже, они составляли меньшинство обвиняемых в любой изучаемой области». [13] Точно так же, по словам Дэвиса , «относительно немногие хитрецы были привлечены к ответственности по светским законам за колдовство», и с ними обращались более снисходительно, чем с предполагаемыми ведьмами. [20]
Йоханнес Нидер и другие писатели 15-го века использовали латинский термин Maleficus для обозначения ведьмы — человека, который совершал Maleficium , вредные колдовские действия, против других. Введение идеи демонических сил, наделяющих полномочиями злодеяния, придало термину «ведьма» новые коннотации идолопоклонства и отступничества , которые были приняты Malleus Maleficarum (1486 г.), но они оставались спорными, несмотря на папские запреты принимать меры против ведьм. [21]
В России 17-го века общественное беспокойство по поводу практики «ведьм» было связано с тем, могут ли их силы причинить вред. [22] Крестьяне в российских и украинских обществах часто избегали ведьм, если только они не чувствовали, что им нужна помощь против сверхъестественных сил. Злу (или колдовству) приписывали импотенцию, боли в желудке, бесплодие, грыжи, абсцессы, эпилептические припадки и судороги. [23] В России три четверти обвиненных в колдовстве — мужчины. [22]
Когда европейцы столкнулись с другими культурами и начали процесс колонизации , они открыли для себя множество религиозных и культурных проявлений магии, включая шаманов , знахарей , народных целителей и знахарей , которых европейцы иногда считали ведьмами. [24] Во Фриули , например, существовала культура людей, практикующих шаманские практики, известных как бенанданти (буквально «зажиточные люди»), которые утверждали, что сражались с ведьмами, но инквизиторы, тем не менее, определили, что сами они были ведьмами. [24]
Современный
[ редактировать ]В современном разговорном английском языке слово «ведьма» применяется почти исключительно к женщинам, а мужским эквивалентом является колдун или волшебник . [25]
Современные словари в настоящее время различают четыре значения существительного ведьма , в том числе: человеку (особенно женщине), которому приписывают злокачественные сверхъестественные силы; практик неоязыческих традиций или религии (например, Викка ); злая или уродливая старуха: ведьма старуха ; или очаровательная или соблазнительная девушка или женщина. [26]
Образное использование для обозначения очаровательной молодой девушки началось в 18 веке. [27] в то время . как презрительный термин для старухи засвидетельствован с 15 века ведьма « Аэндорская » (отсылка к 1 Царств 28:7 ) как причудливый термин для обозначения медиума появляется в литературе XIX века. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дашу, Макс (1 января 2016 г.). «Имена ведьмы» . Ведьмы и язычники: женщины в европейской народной религии, 700–1100 гг .
- ^ Реальный лексикон германской древности IV, с. 506.
- ^ Точка зрения Гримма повторяется в Онлайн-словаре этимологии: «возможна связь с готским weihs «святой» и германским weihan «посвящать», s, «священники подавленной религии естественным образом становятся магами для ее преемников или противников . »
- ^ Jump up to: а б Харпер, Дуглас. "ведьма" . Интернет-словарь этимологии .
- ^ Р. Люр, Выразительность и звуковое право в германском языке , Гейдельберг (1988), с. 354
- ^ «ведьма (сущ.)» . Интернет-словарь этимологии .
- ^ «злой (прилаг.)» . Интернет-словарь этимологии .
- ^ Оксфордский онлайн-словарь английского языка, 2-е издание (1989).
- ^ Босворт, Джозеф и Т. Норткот Толлер. (1998) Англосаксонский словарь, основанный на коллекциях рукописей покойного Джозефа Босворта; отредактировано и дополнено Т. Норткотом Толлером. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета (перепечатка издания 1898 года). ISBN 0-19-863101-4
- ^ Петтерсон, Дэвид К. Враждебные свидетели: спасение истории колдовства из сочинений ученых и церковников . Дэвид С. Петтерсон. [ ненадежный источник? ] Петтерсон цитирует «Покаяние» Халитгара, II.22, как и в «Die Altenglische Version des Halitgar'schen Bussbuches», изд. Райт, стр. 29; цитируется в книге Норт, Ричард, «Языческие боги в древнеанглийской литературе» , издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания, 1997, стр. 276.
- ^ Шардоннен, Шандор Ласло (2007). Англосаксонская прогностика, 900–1100: исследование и тексты . Лейден: Брилл. п. 109. ИСБН 9789004158290 .
В другом глоссарии Плантена-Моретуса слово «ariolus» является вторичным толкованием слова «augur», которое в древнеанглийском языке толкуется словом «wicca».
- ^ Хаттон, Рональд (2017). Ведьма: История страха с древних времен до наших дней . Издательство Йельского университета . стр. x – xi.
- ^ Jump up to: а б Хаттон, Рональд (2017). Ведьма: История страха с древних времен до наших дней . Издательство Йельского университета . стр. 24–25.
- ^ Макфарлейн, Алан (1999). Колдовство в Англии времен Тюдоров и Стюартов: региональное и сравнительное исследование . Психология Пресс. п. 130. ИСБН 978-0415196123 .
- ^ Дэвис, Оуэн (2007). Популярная магия: хитрые люди в английской истории . А&С Черный. п. xiii.
- ^ Уилби, Эмма (2006) Хитрый народ и знакомые духи . стр. 51–54.
- ^ Эмма Уилби, 2005, стр. 123; См. также Алан Макфарлейн, с. 127, который отмечает, что «белых ведьм» позже могли обвинить в «черных ведьмах». Архивировано 8 августа 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Поч 1999, с. 12.
- ^ Стоккер, Кэтлин (2007). Лекарственные средства и ритуалы: народная медицина в Норвегии и Новой Земле . Сент-Пол, Миннесота: Издательство Исторического общества Миннесоты. стр. 81–82. ISBN 978-0873517508 .
Сверхъестественное исцеление, подобное тому, которое практиковали Ингер Роед и Лисбет Нюпан, известные как сигнери , сыграло роль в подавляющем большинстве из 263 задокументированных процессов над ведьмами в Норвегии. В суде за судом обвиняемые «ведьмы» выступали и открыто свидетельствовали о своих методах исцеления, рассказывая о мазях, которые они готовили, и о боннерах ( молитвах), которые они читали над ними, чтобы повысить их потенцию.
- ^ Дэвис, Оуэн (2007). Популярная магия: хитрые люди в английской истории . А&С Черный. п. 164.
- ^ Бэйли, доктор медицины (2010). Борьба с демонами: колдовство, ересь и реформы в позднем средневековье. (np): Издательство Пенсильванского государственного университета. [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Кивельсон, Валери А. (июль 2003 г.). «Мужчины-ведьмы и гендерные категории в России семнадцатого века». Сравнительные исследования в обществе и истории . 45 (3): 606–631. дои : 10.1017/S0010417503000276 . JSTOR 3879463 . S2CID 145811691 .
- ^ Воробец, Кристина Д. (1995). «Колдовские верования и практики в дореволюционных русских и украинских деревнях». Русское обозрение . 54 (2): 165–187. дои : 10.2307/130913 . JSTOR 130913 .
- ^ Jump up to: а б «Шаманизм, колдовство и магия: Предисловие». Магия, ритуалы и колдовство, том. 1 нет. 2, 2006, с. 207-208. Проект MUSE, doi:10.1353/mrw.0.0064. «Независимо от того, называют ли их шаманами, провидцами, знахарями, знахарями или иногда ведьмами, людей, занимающихся тем или иным видом шаманской практики, почитали и прославляли, боялись или осуждали во многих обществах. Кроме того, ученые утверждают, что остатки или остатки шаманских практик лежат в основе многочисленных магических обрядов во многих других обществах».
- ^ Анита Ганери (2010). Ведьмы и колдуны . The Rosen Publishing Group, Inc. с. 23. ISBN 9781448805068 .
- ^ «Определение ВЕДЬМЫ» . www.merriam-webster.com . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Сэмюэл Ричардсон , Памела; или вознаграждение за добродетель (1739–1740 гг.): «Миссис Джервис, - сказал он, - заберите у меня маленькую ведьму».
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эльсаккерс, MJ (2010). «Статья VIII: Англосаксонские законы об отравлениях: приглашение к дальнейшему расследованию» . Читаем между строк: древнегерманские и раннехристианские взгляды на аборты . Амстердамский университет . Проверено 31 июля 2013 г. Включает таблицу древнеанглийских законов о лжесвидетельстве, магии, либблаке , тайных убийствах, проституции и идолопоклонстве, в которых перечислены термины, используемые в каждом законе.