Летающая мазь
Эта статья нуждается в более надежных медицинских ссылках для проверки или слишком сильно полагается на первоисточники . ( февраль 2020 г. ) |
Летающая мазь — это галлюциногенная мазь, которая, как говорят, использовалась ведьмами в практике европейского колдовства , по крайней мере, еще в период раннего Нового времени, когда были впервые записаны подробные рецепты таких препаратов и когда их использование распространилось на колониальную Северную Америку.
Имя
[ редактировать ]Мазь известна под разными названиями, включая летающую мазь ведьм , зеленую мазь , волшебную мазь или ликантропную мазь . По-немецки это было Hexensalbe ( букв. « ведьминская мазь » ) или Flugsalbe ( букв. « летающая мазь » ). Латинские названия включали unguentum sabbatilit . « субботняя мазь » ), unguentum pharelis , unguentum populi ( букв. « топольная мазь » ) или unguenta somnifera ( букв. « спящая мазь » ). [1] [2]
Состав
[ редактировать ]Фрэнсис Бэкон (которого называют «лордом Веруламом») перечислил ингредиенты ведьминой мази как « жир детей , выкопанных из могил, соки мелкой пшеницы , волчьего яда и цинкве , смешанные с мукой из тонкой пшеницы » . " [3]
Не имеющие отношения к рассказу Бэкона, ядовитые ингредиенты, перечисленные в работах по этноботанике, включают: белладонну , [4] белена колокольчатая , дурман , черная белена , мандрагора , болиголов и/или волчий отрава , [5] [6] [7] большинство из которых содержат атропин , гиосциамин и/или скополамин . [8] Скополамин может вызывать психотропные эффекты при трансдермальном всасывании . [9] Эти тропановые алкалоиды классифицируются как бреды в отношении их психоактивного действия.
Чрезвычайная токсичность активных ингредиентов.
[ редактировать ]За исключением лапчатки рептанской , растения, наиболее часто упоминаемые в качестве ингредиентов в рецептах летающих мазей раннего Нового времени, чрезвычайно токсичны. [10] и стали причиной многочисленных смертельных случаев при употреблении в пищу, [11] то ли из-за путаницы со съедобными видами [12] [13] или в случаях уголовного отравления [14] или самоубийство . [15]
Историк, оккультист и теософ Карл Кизеветтер из Майнингена , автор «Истории современного оккультизма» в 1892 году и «Тайных наук, культурной истории эзотеризма» в 1895 году, стал одной из таких жертв. [16]
Бегство тела против полета духа
[ редактировать ]Он мало знает Дьявола, который верит, что ведьмы и волшебники могут переноситься по воздуху с удивительной скоростью в далекие места и там устраивать пиры, танцы и тому подобное с людьми того же типа. [17]
средневековые ведьминские мази... приводили к пациенту призрачные существа, переносили его на шабаш ведьм, позволяли ему превратиться в зверя. [18]
Магические мази... оказывали действие, в которое верили сами субъекты, даже заявляя, что они вступали в связь со злыми духами, были на Шабаше и танцевали на Брокене со своими возлюбленными... Своеобразные галлюцинации, вызванные препаратом, были настолько мощно передавалось из подсознания в сознание, что умственно неразвитые люди... считали их реальностью. [19]
Между священнослужителями обсуждался вопрос, могли ли ведьмы физически прилететь на шабаш на своих метлах с помощью мази, или же такой «полет» можно было объяснить другими способами: заблуждением, созданным Дьяволом в умы ведьм; души ведьм покидают свои тела, чтобы духом лететь на Шабаш; или галлюцинаторное «путешествие», которому способствует энтеогенное воздействие сильнодействующих лекарств, всасывающихся через кожу. [20] [21] Одним из первых сторонников последнего объяснения был эпохи Возрождения учёный и учёный Джамбаттиста делла Порта , который не только брал интервью у пользователей летучей мази, но и лично был свидетелем её воздействия на таких пользователей, сравнивая смертоносные трансы, которые он наблюдал у своих испытуемых, с их последующими рассказами. о вакханальном веселье, которым они «наслаждались». [22] [ нужна страница ]
Тело в коме и верхом на зверях
[ редактировать ]мажут себя определенными мазями... их уносят по ночам по воздуху в далекие страны, чтобы творить некую черную магию... но все это неправда, хотя они так думают... пока они мертвы и холодны у них не больше чувств, чем у трупа, и их можно бичевать и сжигать ; но по истечении оговоренного времени... их чувства освобождаются, они встают здоровыми и веселыми, рассказывают о том, что они сделали, и приносят новости из других стран. [Курсив не оригинал] [23]
Доминиканский церковник Бартоломео Спина из Пизы дает два описания силы летучей мази в своем Tractatus de strigibus sive Maleficis («Трактат о ведьмах и злодеях») 1525 года.Первый касается случая из жизни его знакомого Огюста де Тюрре из Бергамо , врача. изучая медицину в Павии В молодости, , Август однажды поздно вечером вернулся в свою квартиру (без ключа) и не обнаружил, что никто не проснулся и не впустил его. Поднявшись на балкон, он смог войти через окно, и в однажды разыскал служанку, которая должна была проснуться и впустить его. Однако, проверив ее комнату, он обнаружил, что она лежит без сознания, не в силах прийти в сознание, на полу. На следующее утро он попытался расспросить ее по этому поводу, но она ответила только, что была «в путешествии».
Второй рассказ Бартоломео более наводит на размышления и указывает на еще один элемент «полетов» ведьм. Речь идет о неком нотариусе из Лугано, который, не сумев однажды утром найти свою жену, искал ее по всему поместью и, наконец, обнаружил ее лежащей в глубоком бессознательном состоянии, обнаженную и грязную, с обнаженным влагалищем, в углу свинарника. Нотариус «сразу понял, что она ведьма» (!) и сначала хотел убить ее на месте, но, передумав о такой опрометчивости, дождался, пока она оправится от оцепенения, чтобы допросить ее. В ужасе от его гнева бедная женщина упала на колени и призналась, что ночью она «была в путешествии».
Свет на историю жены нотариуса проливают два рассказа, далеко разделенные во времени, но раскрывающие постоянную тему европейского колдовства. Первый - это работа Регино Прюмского , чей De synodalibus causis et disciplinis ecclesiasticis libri duo (около 906 г. н.э.) говорит о женщинах, которые «соблазняются... демонами... настаивают на том, чтобы они ездили по ночам на определенных зверях [курсив не оригинал] вместе с Дианой , богиней язычников, и множеством женщин; что они преодолевают огромные расстояния в тишине самой глубокой ночи...» [24] (См. также Canon Episcopi ).
Второе сообщение датируется примерно 800 годами позже, оно пришло из Норвегии в начале 18 века и представляет собой свидетельство тринадцатилетней Сири Йоргенсдаттер. Сири утверждала, что когда ей было семь лет, бабушка взяла ее на шабаш ведьм на горном лугу Блокула («голубой холм»): бабушка привела ее в свинарник, где она намазала свиноматку какой -то мазью, которую взяла из рог , после чего бабушка и внучка сели на животное и после короткого полета по воздуху прибыли к зданию на субботней горе. [25]
Предполагаемый сексуальный элемент в заявлении
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2017 г. ) |
В галлюцинациях часто преобладает эротический момент... в те времена, чтобы испытать эти ощущения, молодые и старые женщины натирали свое тело «ведьминой мазью». [26]
ведьмы сознаются, что... они мажут посох и едут на нем к назначенному месту или мажутся под мышками и в других волосатых местах ... [Курсив не оригинал текста]. [27]
обыскивая туалет дамы [Алисы Кителер], они нашли трубку с мазью, которой она смазывала посох, на котором она шла и скакала сквозь огонь и воду, когда и каким образом она пожелала. [28]
Некоторые источники утверждают, что такая мазь лучше всего впитывается через слизистые оболочки и что традиционный образ ведьмы верхом на метле подразумевает нанесение летающей мази на вульву . [29] Цитируемый выше отрывок из судебного процесса над колдовством в Ирландии над хиберно-нормандской аристократкой Алисой Кителер в 1324 году, хотя и не является явным, безусловно, открыт для интерпретаций, как связанных с наркотиками, так и сексуальных. Это также очень ранний отчет о таких практиках, появившийся на несколько столетий раньше судебных процессов над ведьмами в период раннего Нового времени . Показания служанки госпожи Кителер, Петрониллы де Мит , хотя и были скомпрометированы тем, что ее извлекли под пытками , содержат упоминания не только о способностях ее хозяйки в приготовлении «магических» лекарств, но и о ее сексуальном поведении, включая по крайней мере один случай ( предполагаемое) общение с демоном . [30] [31] По данным инквизиции («в которой было пять рыцарей и множество дворян»), возбужденной Ричардом де Ледредом, епископом Оссори , в городе Килкенни существовала банда колдунов -еретиков , во главе которой стояла дама Алиса Кителер. и против которого было предъявлено не менее семи обвинений в колдовстве. Пятое обвинение представляет особый интерес в контексте упомянутого выше «смазанного персонала»:
Чтобы возбудить чувство любви или ненависти или причинить смерть или болезнь телам верующих, они использовали порошки, мази , мази и жировые свечи, которые готовились следующим образом. Они брали внутренности петухов, принесенных в жертву демонам, некоторых ужасных червей, различные неуказанные травы, ногти мертвецов, волосы, мозги и клочки погребений мальчиков, похороненных некрещеными, и другие мерзости, и все это они готовили с различные заклинания над огнем дубовых поленьев в сосуде, сделанном из черепа обезглавленного вора. [32] [ нужна страница ]
Возможный опиатный компонент
[ редактировать ]Одним из возможных ключей к тому, как люди справлялись с токсичностью пасленовых, которые обычно входят в состав летающих мазей, является предполагаемая антидотная реакция, которую некоторые алкалоиды пасленовых оказывают на алкалоиды Papaver somniferum (опиумный мак). [33] Этот антагонизм утверждался движением эклектической медицины . Например, в статье о белладонне в Американском диспансере Кинга говорится: «Белладонна и опиум, по-видимому, оказывают антагонистическое влияние, особенно в том, что касается их действия на головной, спинной мозг и сердце; следовательно, их рекомендовали и использовали в качестве противоядий против каждого из них. другие в случаях отравления» продолжают делать экстравагантные заявления, что «этот вопрос теперь решен положительно и удовлетворительно; следовательно, во всех случаях отравления белладонной лучшим средством является морфин, и его применение может определяться степенью сокращения зрачков; это случается».
Синергия белладонны и алкалоидов мака использовалась в так называемом « сумеречном сне », который обеспечивался женщинам во время родов, начиная с эдвардианской эпохи . Сумеречный сон представлял собой смесь скополамина , алкалоида белладонны, и морфина , алкалоида мака , который вводился инъекционно и вызывал у роженицы сочетание обезболивающего и амнезии. все еще производится для использования в качестве инъекционного препарата Версия Омнопона .
Нет точных указаний на пропорции пасленовых трав и мака, используемых в летающих мазях, и большинство исторических рецептов летающих мазей не включают мак.Кроме того, в авторитетной публикации бывшего Министерства сельского хозяйства, продовольствия и рыболовства Соединенного Королевства (ныне DEFRA ) конкретно говорится, что в случаях отравления Atropa belladonna , что далеко не является противоядием, «следует избегать препаратов, содержащих морфин или опиаты , поскольку они обладают синергическое действие с атропином; подходящим антидотом, напротив, является ингибитор ацетилхолинэстеразы физостигмина салицилат. [34]
Исторические документы
[ редактировать ]Первое упоминание о мази в связи с популярным верованием в оргиастические полеты встречается в теологическом изложении Роланда Кремонского , написанном в 1230-х годах. [35] Использование ведьмами летучих мазей впервые описал, согласно известным источникам, Иоганнес Хартлиб в 1456 году. [ нужна ссылка ] . Это было также описано испанским богословом Альфонсо Тостадо (ум. 1455) в Super Genesis Commentaria (напечатано в Венеции, 1507 г.), чей комментарий имел тенденцию подтверждать тезис о реальности шабаша ведьм . [ нужна ссылка ] В 1477 году Антоне Роза призналась, что дьявол дал ей палку длиной 18 дюймов, на которую она натирала мазь и со словами «иди, во имя Дьявола, иди» летела в «синагогу» (альтернативное название для субботы в раннем колдовстве). [36]
В популярной культуре
[ редактировать ]Драма
[ редактировать ]В произведении драматурга Франсиско де Рохаса Соррильи (1607-1648) из Толедо есть разговор о летучей мази, (следующий) отрывок, происходящий в пьесе: Lo que quería el Marqués de Villena («Чего хотел маркиз Вильена»). [37]
Маркиз: Другие верят, что ведьмы умеют летать.
Замбапало: И не могут?
Маркиз: Конечно нет, невежда.
Замбапало: Поскольку я не специалист в этих вопросах, я должен спросить вас, что происходит.
Маркиз: Они все натираются мазью.
Замбапало: И что потом?
Маркиз: Мазь, представляющая собой опиат из белены, подаренный им Дьяволом, погружает их в сон, и им снятся такие сны, что они думают, что вообще не видят снов. А так как Дьявол обладает великой силой обманывать, он заставляет их всех видеть один и тот же сон. И именно поэтому они думают, что летят по воздуху, хотя на самом деле они крепко спят. И хотя они вообще никогда не летают, но, как только просыпаются, они думают, что все они видели теленка и все посетили поля в Бараоне . Когда, ей-богу, на самом деле более двух из них были замечены спящими в своих комнатах с мазью на себе.
Литература и кино
[ редактировать ]- В » Натаниэля Хоторна « Молодом Гудмане Брауне Гуди Клойз после встречи с Дьяволом говорит: «Я была вся помазана соком мелколистника, лапчатки и волчьей отравы», на что Дьявол отвечает: «[смешанный] с мелким пшеница и тук новорожденного».
- В Михаила Булгакова » «Мастере и Маргарите Маргарита, согласившись выступить в роли хозяйки бала у доктора Воланда , с помощью мази становится ведьмой и летит в поместье, где проходит мероприятие.
- В книге Клейтона Роусона « Смерть от цилиндра» два рецепта Иоганна Вейера , демонолога XVI века: в сноске приведены
- 1- Болиголов водяной, аир , лапчатка , кровь летучей мыши, паслен смертоносный и масло.
- 2-Детский жир, сок коровьего боба , аконита , лапчатки, паслена смертоносного и сажи .
- В сериале « Чернокнижник » злодей убивает некрещеного мальчика, чтобы заполучить «Летающую мазь».
- В фильме Джоди Пиколт « Салемский водопад » группа из четырех девушек, практикующих колдовство, глотает летающую мазь из белладонны.
- В книге « Призыв драконов » (третья книга « Хроник зачарованного леса ») ведьма Морвен использует летающее зелье на соломенной корзине и метле , а не на себе.
- В Э. Л. Кенигсбурга романе «Дженнифер, Геката, Макбет, Уильям МакКинли и Я, Элизабет » два персонажа пытаются приготовить летучую мазь.
- В фильме ужасов 2015 года «Ведьма » ведьма убивает младенца и делает из его трупа летучую мазь.
- В фильме 2016 года «Ведьма любви » главная героиня наносит на свое тело летучую мазь.
- В фильме 2019 года «Портрет девушки в огне » два главных героя наносят летучую мазь на подмышки.
- В фильме 2020 года «Гретель и Гензель » режиссера Оза Перкинса ведьма, лаская драгоценную баночку, наполненную мазью, наносит ее на себя, а затем посвящает Гретель в колдовство, побуждая ее сделать то же самое.
Музыка
[ редактировать ]- Песня группы Bonzo Dog Doo-Dah Band «11 Moustachioed Daughters» — трек из альбома The Donut in Granny’s Greenhouse — представляет собой мрачно-комическое и удивительно подробное воспоминание о традиционном шабаше ведьм, в котором присутствуют строки, связанные с летающей мазью:
— И белладонна, чтобы сделать твои глаза... звериными!
Чтобы помазать тело и заставить его сиять,
Напиться и сделаться божественным,
Выбрать чужую форму и сделать ее... своей!
- У шведской симфо-метал группы Therion есть песня Unguentum Sabbati (Ointment of the Sabbat) на альбоме Sitra Ahra .
Галерея
[ редактировать ]- Волчий яд или аконит, Aconitum napellus (ядовитый яд)
- Болиголов, Conium maculatum (ядовитый яд)
- Ковбейн или водяной болиголов, Cicuta virosa (ядовитый яд)
- Болиголов водяной или болиголов, Oenanthe crocata (ядовитый яд)
- Пастернак водный или сиум, Sium latifolium (корень ядовитый)
- Пастернак малый или сиум, Berula erecta
- Дурацкая петрушка, Aethusa cynapium (яд)
- Дикий сельдерей, Apium Graveolens (дикая форма известного овоща)
- Лапчатка ползучая, Potentilla Reptans
- Сладкий флаг или сыпь, Acorus Calamus (ароматический)
- Белладонна или смертельный паслен, Atropa belladonna (ядовитый яд)
- Цветок белены
- Цветок дурмана
- Коробочка с семенами дурмана
- Цветок опийного мака
- Капсулы семян опийного мака
- Смертоносный цветок паслена
- Нетопырь обыкновенный в полете (кровь летучей мыши)
См. также
[ редактировать ]- Besom
- Хитрый народ
- Делирийцы
- Ежовая Ведьма
- Пасленовые
- Шабаш ведьм
- Йоханнес Хартлиб
- Уилл Эрих Пойкерт
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ретч, Кристиан (2005). Энциклопедия психоактивных растений: этнофармакология и ее приложения . Саймон и Шустер. п. 3295. ИСБН 9781594776625 .
- ^ Рэтч, Кристиан; Мюллер-Эбелинг, Клаудия (2006). Языческое Рождество: растения, духи и ритуалы у истоков святок . Саймон и Шустер. п. 403. ИСБН 9781594776601 .
- ^ Льюис Спенс (1970). Энциклопедия оккультизма . Книги Бракена. п. 306 - через Интернет-архив.
- ^ Шультес, Ричард Эванс; Хофманн, Альберт (1979). Ботаника и химия галлюциногенов (2-е изд.). Спрингфилд, Иллинойс: Чарльз К. Томас. ппс. 261-4.
- ^ Рэч, Кристиан, паб «Энциклопедия психоактивных растений: этнофармакология и ее применение» . Парк Стрит Пресс, 2005 г.
- ^ Шультес, Ричард Эванс; Альберт Хофманн (1979). Растения богов: истоки использования галлюциногенов Нью-Йорк: McGraw-Hill. ISBN 0-07-056089-7 .
- ^ Хансен, Гарольд А. Паб The Witch's Garden . Юнити Пресс, 1978 г. ISBN 978-0913300473
- ^ Ферст, Питер Т. «Галлюциногены и культура» Паб . Чендлер и Шарп 1976 (том из серии на межкультурные темы), стр.138.
- ^ Зольманн, Торальд, Руководство по фармакологии и ее применению в терапии и токсикологии . 8-е издание. Паб. У.Б. Сондерс, Филадельфия и Лондон, 1957 г.
- ^ Тампион, Джон: Опасные растения , паб. Дэвид и Чарльз, Канада, 1977 год. ISBN 0 7153 7375 7
- ^ Цветной атлас ядовитых растений: Справочник для фармацевтов, врачей, токсикологов и биологов Фроне, Дитриха и Пфендера, Ханса Юргена из Кильского университета, перевод со второго немецкого издания Нормана Грейнджера Биссета, Лондон: Научная книга Вульфа и один из томов иллюстрированной серии «Атласы Вулфа», паб. Вулф Паблишинг Лтд., 1984.
- ^ Матео Монтойя, А; Мавраканас, Н; Шютц, Дж. С. (2009). «Острый антихолинергический синдром от Atropa belladonna, ошибочно принятого за чернику». Eur J Офтальмол . 19 (1): 170–2. дои : 10.1177/112067210901900130 . ПМИД 19123171 . S2CID 9387171 .
- ^ «Блог веб-сайта POISON GARDEN – 28 ноября 2015 г.» . Thepoisongarden.co.uk . Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ Шенк, Густав Дас Бух дер Гифте в переводе Майкла Баллока как паб «Книга ядов» . Вайденфельд и Николсон, 1956, стр. 28, re. A. belladonna как литовский криминальный яд «Маулда».
- ^ Демирхан, А; Текелиоглу, Ю.Ю.; Йылдыз, İ; Коркмаз, Т; Билги, М; Аккая, А; Кочоглу, Х (2013). «Антихолинергический токсический синдром, вызванный плодами Atropa Belladonna (смертельный паслен): отчет о случае» . Турк Дж. Анестезиол Реаним . 41 (6): 226–8. дои : 10.5152/TJAR.2013.43 . ПМЦ 4894214 . ПМИД 27366377 .
- ^ Берт-Марко Шульдес: Психотропикон о белене и смерть Кизеветтера. В: Психотропикон. Интернет-журнал для психонавтов от 5 марта 2012 года.
- ^ Епископ Йеспер Брокманд, Systema universae theologiae 1633 г.
- ^ Тайлор, Эдвард Б.1924 Первобытная культура: исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев, 2 тома. (комбинированный) паб. Нью-Йорк: Брентано. Первоначально опубликовано в 1871 году.
- ^ Левин, Луи Фантастика, Наркотические и стимулирующие препараты: их использование и злоупотребление . Перевод второго немецкого издания PHA Wirth, паб. Нью-Йорк: EP Даттон. Оригинальное немецкое издание 1924 года.
- ^ «Галерея ведьм» . Бристольская группа радикальной истории . Проверено 19 июля 2017 г.
- ^ Харнер, Майкл Дж. , Галлюциногены и шаманизм , паб. Издательство Оксфордского университета, 1973 г., перепечатано в США, 1978 г., глава 8: стр. 125-150: Роль галлюциногенных растений в европейском колдовстве.
- ^ Иоанн Баптиста Порта (1584 г.). Магии натуральные . Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года.
{{cite book}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Сируэло, Педро: Трактат, в котором порицаются все суеверия и колдовство , паб. Барселона 1628 г., Ч.II, ок. 1, № 6, с.с. 45-46, цитируется в HC Lea: Materials Toward a History of Witchcraft , паб. Томас Йоселофф, Нью-Йорк и Лондон, 1957, стр. 413.
- ^ Цитируется по: Гинзбург, Карло, Экстази. Расшифровка шабаша ведьм , Нью-Йорк, 1991 г. ISBN 0-226-29693-8 . Впервые опубликовано на итальянском языке под названием «Ночная история: расшифровка субботы» , 1989.
- ^ Цитируется в пабе Пикеринг, Дэвид: «Словарь колдовства» . Дэвид Пикеринг 2014.
- ^ Гессен, Эрих, паб «Наркотики и наркомания» . Нью-Йорк: Философская библиотека, 1946 г.
- ^ Бергамо, Jordanes de, Quaestio de Strigis (Неопубликованная рукопись, Bibliothèque Nationale, Париж), цитируется в «Источниках Джозефа Хансена» и исследованиях по истории ведьминского безумия и последователей ведьм в средние века, стр. 195-200. Паб. 1901 [1905]. Бонн: Карл Георги.
- ^ Райт, Томас, изд. Современный рассказ о судебном разбирательстве против дамы Алисы Кителер, привлеченной к ответственности за колдовство в 1324 году, автор Ричард де Ледред, епископ Оссори. Лондон: Камденское общество, 1843.
- ^ Эмбоден, Уильям Наркотические растения: галлюциногены, стимуляторы, опьяняющие и снотворные средства, их происхождение и использование, 2-е издание (переработанное и дополненное), паб. Макмиллан, Нью-Йорк, 1979 г. ISBN 0-02-535480-9 стр.127
- ^ Уильямс, Бернадетт, «Суд над Алисой Кителер над колдовством», History Ireland Vol. 2, № 4 (Зима, 1994 г.)
- ^ Дэвидсон, Шэрон и Джон О. Уорд, пер. Суд над Алисой Кителер над колдовством: современный отчет (1324 г.). Эшвилл, Северная Каролина: Pegasus Press, 2004.
- ^ Сеймур, паб St. John D. Irish Witchcraft and Demonology . Дорсет Пресс, 1992 г. ISBN 0-88029-734-4
- ^ Кулькин, Александр (1999). Как летают ведьмы?: Практический подход к ночным полетам . Маунтин-Вью, Калифорния: AceN Press. ISBN 9780966402704 .
- ^ Купер, Мэрион Р. и Джонсон, Энтони В. Ядовитые растения в Великобритании и их воздействие на животных и человека , Справочник 161 Министерства сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия (заменяющий Бюллетень 161), паб. HMSO, Лондон, 1984 г. ISBN 0 11 242529 1 стр. 213
- ^ Айелет Эвен-Эзра, «Курсус: источник ночных полетов и мазей начала тринадцатого века в творчестве Роланда Кремонского», Magic, Ritual and Witchcraft 12/2 (зима 2017 г.), 314-330
- ^ Энциклопедия колдовства и демонологии, страница 50, осьминог, 1974 г.
- ^ Цитируется по: Бароха, Юлиус Каро Паб «Мир ведьм». Феникс 2001 (оригинальное название «Ведьмы и их мир») ISBN 9781842122426 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Летающие зелья и попадание в Шабаш
- Белладонна в летучих мазях
- Ритуал Ворона
- Если ведьмы больше не летают: современные язычники и пасленовые растения
- Американский Кингс Диспансерий на Белладонне
- ЛЕТАЮЩИЕ МАЗИ: их ингредиенты и применение
- Ведьминская мазь: информация из Гейлской энциклопедии оккультизма и парапсихологии