Суды над баскскими ведьмами

Суды над баскскими ведьмами предполагаемое колдовство в Наварре искоренить в семнадцатом веке представляют собой последнюю попытку испанской инквизиции после серии эпизодов, разразившихся в шестнадцатом веке после окончания военных операций по завоеванию Иберийской Наварры , вплоть до 1524 года.
Суд над баскскими ведьмами начался в январе 1609 года в Логроньо , недалеко от Наварры, на границе с баскской территорией. Это произошло под влиянием подобных преследований, проводимых Пьером де Ланкром в приграничном Лабуре , Французская Страна Басков . Хотя число казненных людей было небольшим по сравнению с другими преследованиями в Европе, это событие считается крупнейшим событием такого рода с точки зрения количества расследованных людей: к моменту окончания этого явления, около 7000 дел было рассмотрено Инквизиция.
Процесс
[ редактировать ]Логроньо , хотя и не был баскским городом, был местом проведения трибунала инквизиции, ответственного за Королевство Наварра , а также за провинции Алава , Гипускоа , Бискайя , Ла-Риоха и север Бургоса и Сория . [1] Как это было типично для « судов над ведьмами », обвиняемыми в колдовстве были преимущественно женщины, однако этот трибунал также преследовал детей и мужчин, в том числе священников, предположительно виновных в исцелении с помощью имен . [1] Это амулеты с именами святых . [2]
Первый этап завершился в 1610 году объявлением аутодафе против тридцати одного обвиняемого, пять или шесть из которых были сожжены заживо, включая Марию де Арбуру . Пять человек были включены в декларацию символически, поскольку они умерли еще до аутодафе .
После этого разбирательство было приостановлено до тех пор, пока инквизиторы не получили возможность собрать дополнительные доказательства того, что, по их мнению, было широко распространенным культом ведьм в Баскском регионе . Алонсо де Саласар Фриас , младший инквизитор и стажер-юрист, был назначен для подробного изучения этого дела. Вооруженный « Эдиктом милости» , обещавшим помилование всем, кто добровольно заявил о себе и разоблачил своих сообщников, он путешествовал по сельской местности в года . течение 1611 Говорят , что пещера и водный поток (Olabidea или Infernuko erreka , «Адский поток») были местом встречи ведьм.
Как обычно в подобных случаях, посыпались доносы. В конце концов Фриас вернулся в Логроньо с « признаниями » почти 2000 человек, 1384 из которых были детьми в возрасте от семи до четырнадцати лет, что касалось еще 5000 названных лиц. [3] Большая часть из 1802 человек [4] отказались от своих показаний перед Фриасом, объяснив свои признания пытками . Собранные доказательства заняли в общей сложности 11 000 страниц. Только шесть человек из 1802 человек подтвердили свое признание и заявили, что вернулись к субботам .
Из примерно 7000 человек, обвиненных в процессах над баскскими ведьмами, в конечном итоге были казнены только шестеро: Доминго де Субильдеги , Мария де Эшашуте , Грасиана Харра , Мария Базтан де Борда , Мария де Арбуру и Петри де Хоангорена . Они были приговорены к казни инквизицией за то, что неоднократно отказывались признаться, сожалеть и просить о пощаде, несмотря на то, что несколько разных людей обвиняли их в ряде колдовских действий, и сожгли на костре вместе с чучелами еще пяти человек. который умер в тюрьме перед казнью в Логроньо 1 ноября 1610 года. [5]
В разгар событий в 1611 году началось судебное разбирательство в Ондаррибии , примерно в 35 км от Сугаррамурди и в 19 км от Сен-Жан-де-Люз , главных горячих точек обвинений в колдовстве против предполагаемых ведьм-женщин, обвиненных в наложении заклинаний на живых существ и Встреча в Джайзкибеле в Акеларесе в форме козла , возглавляемая Дьяволом . Мужчин в этом регионе Бидасоа массово набирали для баскского китобойного промысла , оставляя женщин одних (иногда вместе со священниками, детьми и старейшинами) на длительное время. Согласно показаниям свидетеля, засвидетельствованным в протоколе, «Дьявол вызвал на гасконском языке жителей Сан-Себастьяна и Пасайи , а на баскском — жителей Ируна и Андайи , обратившись к ним с несколькими словами». [6]
Скептицизм
[ редактировать ]Вера в ведьм в Испании была сравнительно низкой. Хотя он никогда не был сильным, он стал слабее в соответствии с вестготским законодательством, установленным вестготами в течение последнего столетия их правления в Испании и сохранявшимся христианскими народами на протяжении большей части Средневековья. Согласно этому закону, вера в любые сверхъестественные явления, такие как ведьмы, гадалки и оракулы, считалась преступлением и ересью . Вера в колдовство сохранилась, хотя и в меньшей степени, в самых северных горных районах Галисии и Страны Басков . [7]
Испанская инквизиция преследовала в основном протестантов , конверсо ( крещеных потомков евреев и мавров ), а также тех, кто незаконно ввозил в Испанию запрещенные книги. Еще в 1538 году Совет инквизиции предупредил судей не верить всему, что они читают в «Malleus Maleficarum» , печально известном тексте об обнаружении ведьм. [ нужна ссылка ] В марте 1610 года Антонио Венегас де Фигероа , епископ Памплоны , направил письмо инквизиции, в котором утверждал, что охота на ведьм основана «на лжи и самообмане». [8] и что до судебных процессов в этом регионе было мало что известно о колдовстве.
Образованные испанцы обычно скептически относились к колдовству и считали его северным или протестантским суеверием. Салазар, самый молодой судья в коллегии из трех человек, также скептически отнесся к этому испытанию, заявив, что во время своих путешествий он не нашел никаких существенных доказательств колдовства, несмотря на многочисленные признания. Кроме того, он поставил под сомнение основную основу судебных процессов. Из-за разногласий судей по поводу дальнейших действий дело было передано Генеральному инквизитору в Мадриде . Старшие судьи Алонсо Бесерра -и-Холькин и Хуан дель Валье Альварадо обвинили своего коллегу в «союзе с Дьяволом ». Некоторые из возражений Салазара примечательны:
Реальный вопрос заключается в следующем: можем ли мы поверить, что колдовство произошло в данной ситуации просто из-за того, что утверждают ведьмы? Нет: ясно, что ведьмам нельзя верить, и судьи не должны выносить приговор никому, если дело не может быть доказано внешними и объективными доказательствами, достаточными для того, чтобы убедить каждого, кто его слышит. И кто может принять следующее: что человек может часто летать по воздуху и преодолевать за час сто лье; что женщина может пройти через пространство, недостаточно большое для мухи; что человек может сделать себя невидимым ; что он может находиться в реке или открытом море и не промокнуть; или что он может находиться в постели в субботу в то же время;... и что ведьма может принимать любую форму, какую только пожелает, будь то комнатная муха или ворон? Действительно, эти претензии выходят за пределы человеческого разума и могут даже выйти за пределы, дозволенные Дьяволом.
Генеральный инквизитор, похоже, разделял мнение, что признание и обвинение сами по себе не являются достаточным доказательством колдовства. В течение некоторого времени центральный офис инквизиции скептически относился к заявлениям о магии и колдовстве и лишь со значительной неохотой санкционировал предыдущие поджоги, что было вызвано только сообщениями о паническом настроении Логроньо. В августе 1614 года было постановлено прекратить все судебные процессы, ожидающие рассмотрения в Логроньо. Решение установило новые, более строгие правила доказывания, которые положили конец сожжению ведьм в Испании задолго до того, как эта практика прекратилась на протестантском Севере. [9]
Обсуждение
[ редактировать ]Предыстория и обстоятельства, приведшие к судебным разбирательствам, не являются неясными. В более широком контексте религиозных преследований и конфликтов в Европе Католическая церковь стремилась подавить старые обычаи или системы убеждений, которые, по ее мнению, могли угрожать авторитету церкви. Суды над ведьмами были одним из способов подавить старые традиции и восстановить свою власть.
Так называемые субботы и акелары , возможно, были собраниями, недоступными для официальных религиозных и гражданских властей. [ нужна ссылка ] Те, кто присутствовал на собраниях, ели, пили, разговаривали и танцевали, иногда всю ночь напролет, в лесу или пещерах, время от времени употребляя изменяющие сознание травы и мази. [10]
В то время как академические исследования баскских процессов над ведьмами традиционно были сосредоточены на механизмах преследования, в последние годы такие ученые, как Эмма Уилби, утверждали, что предполагаемые ведьмы использовали целый ряд событий, чтобы составить свои рассказы о шабаше ведьм, из народной магии. и коллективное лекарство от популярных выражений католической религиозной практики, таких как литургические нарушения и проклятия масс. [11] Акцент на католической литургии в процессах над Зугаррамурди является причиной того, что, наряду с судебными процессами, одновременно проводившимися Пьером де Ланкром во французской Стране Басков , эти преследования привели к появлению самых изощренных описаний Черной Мессы , когда-либо появившихся где-либо в Европе.
В популярной культуре
[ редактировать ]
Сообщалось, что ведьмы Зугаррамурди козла встретились на лугу Акеларре (по-баскски «луг » ). В испанском языке слово aquelarre стало заимствованным из оригинального баскского языка и относится к черной субботе . [12]
В деревне Зугаррамурди находится Музей колдовства , посвященный судам над ведьмами в этом регионе и воздающий дань уважения жертвам.
«Акеларре» — испанский фильм Педро Олеа 1984 года об испытаниях. Город Зугаррамурди теперь чествует ведьм пиршеством у пещеры накануне летнего солнцестояния , 23 июня, в народную дату летнего солнцестояния . [ нужна ссылка ]
Суды над баскскими ведьмами также были показаны в качестве второстепенного сюжета в четвертом сезоне HBO сериала «Настоящая кровь» , когда дух могущественной ведьмы Антонии Гавилан, которую кормили, пытали и приговорили к смерти священники- вампиры в городе Логроньо в 1610 году, берет верх над баскскими ведьмами. владение современным викканцем , чтобы отомстить вампирам. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Суды над ведьмами в Наварре (1525–1526 гг.)
- Колдовство и скука
- Акеларре (колдовство)
- Колдовство
- Лабордская охота на ведьм 1609 г.
- Мария де Арбуру
Ссылки
[ редактировать ]- Общий
- Хеннингсен, Густав (ноябрь 1980 г.). «Величайший суд над ведьмами: Наварра, 1609–1614 гг.». История сегодня . 30 (11): 36–39.
- Хеннингсен, Густав (1980). Защитник ведьм: баскское колдовство и испанская инквизиция (1609-1614) . Рено: Издательство Университета Невады. ISBN 0-87417-056-7 .
- В соответствии
- ^ Перейти обратно: а б «ИНКВИЗИЦИОН - Баскская энциклопедия Аунаменди» . aunamendi.eusko-ikaskuntza.eus (на баскском языке) . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ «Расчет заработной платы | Словарь испанского языка» . «Словарь испанского языка» — трехсотлетнее издание (на испанском языке) . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ Эрик Мидельфорт, ХК (1983). «Защитник ведьм: баскское колдовство и испанская инквизиция (1609–1614)» . Американский исторический обзор . 88 (3): 692–693. дои : 10.2307/1864648 . JSTOR 1864648 . ПМК 1139208 .
- ^ «Колдовство — Баскская энциклопедия Аунаменди» . aunamendi.eusko-ikaskuntza.eus (на баскском языке) . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ Густав Хеннингсен: Документы Салазара: Инквизитор Алонсо де Саласар Фриас и другие на стр. 138
- ^ «ГАСКОНЫ В ГИПУСКОА» (на испанском языке). ПЕЧАТЬ ПРОМПАЦИИ ГИПУСКОА . Проверено 12 апреля 2009 г.
- ^ Орландис, Хосе. История Испанского вестготского королевства , Мадрид, 2003 г.
- ^ «Сожжение баскской ведьмы» . Сожжение баскской ведьмы . Архивировано из оригинала 11 мая 2007 года . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ Хеннингсен, Густав, изд. «Инструкции, изданные Советом по рассмотрению дел о колдовстве (Мадрид, 29 августа 1614 г.)». В документах Салазара: инквизитор Алонсо де Салазар Фриас и другие о преследовании баскских ведьм, 472–491. Лейден: Koninklijke Brill NV, 2004.
- ^ «Соседи Зугаррамурди были всего лишь «гаупасами» между соседями» . Дневник Наварры. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 13 апреля 2009 г. Сайт на испанском языке
- ^ Уилби, Эмма. Вызов Акелара: голоса обвиняемых в баскском безумии ведьм 1609–1614 гг . Истборн: Sussex Academic Press, 2019. ISBN 978-1845199999
- ^ "aquelarre | Словарь испанского языка" . «Словарь испанского языка» — трехсотлетнее издание (на испанском языке) . Проверено 8 октября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энциклопедия Аунаменди на испанском языке
- Мария Эшашютская , сожженная на костре.
- Мария де Эчалеку умерла в тюрьме. Ее кости были «расслаблены для светской руки».
- Жоанес де Эчеги умер в тюрьме. Его кости были «расслаблены для светской руки».
- Мария де Эчеги приговорена к конфискации имущества и пожизненному заключению . Освобожден позже.
- Мария де Эндара приговорена к конфискации имущества и пожизненному заключению. Освобожден позже.
- Инесе Гаксен вернули их вещи и ей оказали уважительное отношение . По ее возвращению в Хондаррибию местная администрация не приняла решение инквизиции; ей и ее товарищам запретили ездить в Андай .
- Жоанес де Гойбуру приговорен к конфискации имущества и пожизненному заключению.
- Мигель Гойбуру умер в тюрьме. Его изображение было сожжено на костре.
- Эрнандо де Голарте , иезуит. Он защищал многих обвиняемых.
- Жоанес де Ирибаррен приговорен к конфискации имущества и пожизненному заключению.
- Петри де Джоангорена , сожженный на костре.
- Мария де Хуретегия приговорена к конфискации имущества и пожизненному заключению. Освобожден позже.
- Бельтрана де Лафарга приговорена к конфискации имущества и ограниченному тюремному заключению.
- Жоанес де Ламберт приговорен к конфискации имущества и ограниченному тюремному заключению.
- Жоанес де Одиа умер в тюрьме. Его кости были «расслаблены для светской руки».
- Эстефания де Петрисансена умерла в тюрьме. Ее кости были «расслаблены для светской руки».
- Мария Пресона приговорена к конфискации имущества и пожизненному заключению.
- Алонсо де Саласар-и-Фриас , инквизитор. Его отчеты привели к практическому подавлению сожжений ведьм в Испанской империи на столетие раньше, чем в остальной Европе.
- Жоанес де Сансен приговорена к конфискации имущества и пожизненному заключению.
- Доминго де Субильдеги , сожженный на костре.
- Мария де Телечеа приговорена к конфискации имущества и пожизненному заключению. Освобожден позже.
- Грасиана Шарра , сожженная на костре.
- Мария де Созайя умерла от пыток перед аутодафе . Ее кости были «расслаблены для светской руки». В статье цитируются признания, полученные Алонсо Бесеррой и Хуаном дель Валье Альварадо.