Суд над ведьмой в Финспонге

Суд над ведьмами в Финспонге — это суд над ведьмами, который проходил в Финспонге , Эстергётланд , Швеция, в 1617 году. В результате погибло от семи до девяти женщин. Он занимает особое место в истории Швеции как один из очень немногих крупных процессов над ведьмами в Швеции за пределами периода 1668–1676 годов, который в остальном был временем настоящей охоты на ведьм в Швеции. А еще потому, что, судя по всему, осужденных казнили путем сожжения, что не было обычным способом казни за колдовство в Швеции. Это был крупнейший суд над ведьмами в Швеции до 1668 года, в результате которого была проведена самая крупная казнь за колдовство в Швеции, за исключением охоты на ведьм 1668–1676 годов.
Фон
[ редактировать ]Суд над ведьмой в Финспонге долгое время считался легендой, но теперь подтвердилось, что он действительно имел место. Суд над ведьмами, судя по всему, произошел не из-за общественной истерии, а, скорее, был заказан сверху. Эстергётланд в 1610-х годах управлялся как независимое герцогство двоюродным братом короля Иоанном, герцогом Эстергётландским , и его супругой, принцессой Марией Елизаветой Шведской . Считается, что королевская чета, особенно принцесса, вместе со своим личным капелланом Клавдием Прицем несли прямую ответственность за зачинщики суда над ведьмами.
Притц, как только он был назначен на должность, привил паре идеологию ведьм, обвинив женщину в том, что она околдовала герцога и герцогиню. В результате женщину сожгли на костре. Легенда гласит, что, стоя на костре, женщина схватила одежду викария Прица и попыталась затащить его в огонь, но палач вытащил его. Судя по всему, этот случай вселил в герцога и герцогиню твердую веру в ведьм.
До этого суды над ведьмами в Эстергётланде были редкостью, как и во всей Швеции. Законы затрудняли вынесение смертного приговора по обвинению в колдовстве и колдовстве. Герцог, которому было разрешено издавать законы в герцогстве, изменил это и издал новые законы о колдовстве, которые значительно облегчили наказание смертью за предполагаемое колдовство.
Пробный
[ редактировать ]Документы суда не ясны. В 1616 году есть упоминание о том, что палач Финспонга был занят задачей «опускать ведьм в воду и пытать их, добиваясь признания». Судя по всему, часто применялось испытание водой, а также пытки, которые в остальном не были распространены в Швеции; орудия пыток были специально созданы для использования в этом судебном процессе, который проводился аналогично судам над ведьмами в других странах, где они были более распространены. Для суда была собрана комиссия священников.
В 1617 году суд завершился и привел к казни как минимум семи названных женщин: Элин и Нэс и Керстин и Нэс, Ингрид и Риппесторп, Маргарета и Экеторп, Кирстин и Трёбрунна, Ингрид из Гёлльбо и Регна и Ингрид Оррес из Вонги. Элин была арестована первой. Луссе из Муллсетера умер в тюрьме перед казнью. Лусси-и-Сварторп подверглась испытанию водой и призналась, что была в Блокуле и занималась сексом с Сатаной с женщинами, указавшими на нее, но ее казнь была отложена до 1620 года. В то же время есть упоминание о «две злые и известные волшебницы, которых их благородные светлости герцог Иоанн и его благородная супруга Ее Высочество Мария Елизавета осудили по повелению Божию, сожгли в деревне под названием Скобы вад».
Семерых осужденных по делу ведьм в Финспонге вывели в лес, на скалу над большим костром, и толкнули насмерть в огонь внизу. Если это правда, то метод казни был бы совершенно уникальным для шведских процессов над ведьмами, где приговоренных обычно обезглавливали перед сожжением; хотя есть случаи, когда метод казни неясен, есть только один случай - Малин Матсдоттер в 1676 году, когда подтверждено, что осужденная ведьма была сожжена заживо.
Суд над ведьмой в Финспонге стал легендой в фольклоре. Часть леса получила название Блокула-Хиллз. Тарна . зовут Волшебница Тарн Считается, что пещера была местом укрытия обвиняемых женщин, участвовавших в суде. Легенда гласит, что в лесу можно услышать женские голоса, кричащие: «Я невиновна!», и тот, кто осмелится издеваться над ними, упадет замертво еще до захода солнца, как когда-то это сделал фермер.
Последствия
[ редактировать ]Охоту на ведьм в Эстергётланде в 1610-х годах можно рассматривать как первую шведскую истерию о ведьмах, но она явно была приказом сверху, а не результатом общественного мнения. В следующий раз, когда истерия ведьм вспыхнула в Швеции, во время великой охоты на ведьм 1668–1676 годов, охота на ведьм 1610-х годов была воспринята как плохой пример тех, кто критически относился к процессам над ведьмами, таких как премьер-министр Пер Браге: «Чтобы принять Сильные нападки на пострадавших, поскольку они слишком много верят в нереальное, только усилят колдовство, как это произошло во времена правления герцога Иоанна». И далее: «Премьер-министру напомнили о принцессе герцога Иоанна. Она начала некоторых жечь, и в конце концов у них не осталось ни одной жены, которая не была бы обвинена». Примечательно, что истерия ведьм 1668–1676 годов достигла только тех частей страны, которые ранее не имели опыта судебных процессов над ведьмами, и никогда не затрагивала Гёталанд .
Ссылки
[ редактировать ]- Анкарлоо, Бенгт, ярость сатаны: правдивая история о великом колдовстве в Швеции и соседних странах, Ордфронт, Стокгольм, 2007 г.
- http://www.kkuriren.se/hermes/article/KK_19970327_SID_11_1_2.html [ постоянная мертвая ссылка ]
- http://www.sverigeresor.se/resor/sverige//finspang/ostergotland/369459. Архивировано 24 мая 2011 г. в Wayback Machine.