Бьютские ведьмы

Ведьмы Бьюта — шесть шотландских женщин, обвиненных в колдовстве и допрошенных в приходе Ротсей- он- Бьют во время Великой шотландской охоты на ведьм 1661–1662 годов . [ 1 ] Тайный совет поручил юстициарной комиссии провести местный суд, и четверо женщин [ 2 ] - историки полагают, что это Маргарет МакЛевин, Маргарет МакВильям, Джанет Моррисон. [ а ] и Изабель МакНиколл [ 4 ] – казнены в 1662 г.; [ 2 ] пятый, возможно, умер в заключении. [ 5 ] Одна женщина, Джонет НкНиколл, сбежала из тюрьмы до того, как ее успели казнить, но когда она вернулась на остров в 1673 году, приговор был приведен в исполнение.
Фон
[ редактировать ]В ранний современный период шотландские суды рассматривали множество дел о колдовстве. [ 6 ] охота на ведьм началась примерно в 1550 году. [ 7 ] До бурной деятельности в 1662 году, как правило, малочисленное, сплоченное население островов Бьюта не сталкивалось с масштабами охоты на ведьм, наблюдавшейся на остальной территории Шотландии. [ 8 ] Записи указывают на то, что единственные случаи официального преследования ведьм на острове имели место между 1630-ми и 1670-ми годами, хотя документы могут быть неполными. [ 8 ] В 1630 году после того, как группа женщин (их имена и точное число неизвестны) признались в колдовстве, их заключили в темницу замка Ротсей без еды и воды и умерли от голода. [ 8 ]
Твердая вера в сказочные традиции и фольклор сохранялась в Шотландии в семнадцатом веке, несмотря на почти сто лет жестокого притеснения. [ 9 ] На заседании Кирка в Ротсей в 1660 году рассматривалась жалоба на Джин Кэмпбелл, поскольку утверждалось, что она пошла с феями, которые научили ее создавать заклинания; ее также обвинили в том, что она наносила «мазь на грудь, которая хорошо успокаивала сердце от дурных [недуг]». [ 10 ] Выяснилось, что она страдает несварением желудка , поэтому местный священник развеял опасения своей паствы относительно ее причастности к колдовству. [ 11 ] В следующем году ее снова привели на сеанс после того, как она применила лекарство на других; ее выписали, но сообщили, что ее будут считать ведьмой, если она повторит преступление. [ 11 ] Десятью годами ранее, в 1650 году, у другой женщины, Финвелл Гайндман из Кингарта , взяли интервью, поскольку она пропадала на один день каждые три месяца; когда она вернулась, от нее исходил такой противный запах, что никто не мог к ней приблизиться, и казалось, что она отправилась в долгое путешествие. [ 12 ] Поскольку она не представила адекватной причины своего отсутствия, ее «избили за ведьму или (как это называют простые люди) за то, что она была с феями». [ 12 ] [ б ]
Как и в других европейских процессах над ведьмами , крупная охота на ведьм в Шотландии происходила партиями; [ 14 ] историки высказывают разные мнения относительно того, почему это должно произойти, но в целом согласны с тем, что военные действия и политическая или экономическая неопределенность сыграли свою роль в сочетании с решимостью местных министров и землевладельцев добиться осуждения. [ 15 ] Казнь короля Карла I состоялась в 1649 году, и в том же году началась масштабная охота на ведьм . [ 16 ] Карл II был объявлен монархом Шотландии в 1660 году; большинство историков связывают Великую шотландскую охоту на ведьм 1661–1662 годов , последнюю, но самую жестокую волну судебных преследований, с Реставрацией. [ 17 ] Охота началась в небольших городах и деревнях недалеко от Эдинбурга в апреле 1661 года. [ 18 ] распространившись на Бьют, с чередой обвинений и судебных процессов, начавшихся в начале 1662 года. [ 19 ] Некоторые обвинения, в том числе против Маргарет МакВильям, касались событий, произошедших более двадцати лет назад. [ 20 ]
События, предшествовавшие испытаниям
[ редактировать ]Серия событий на острове в 1662 году началась из-за разногласий между соседями - распространенного сценария возбуждения дел о колдовстве. [ 21 ] Джон Макфи обвинил свою соседку Маргарет МакВильям в колдовстве. [ 21 ] Он утверждал, что она заставила его страдать от болей, напоминающих боли при родах ; недуг начался вскоре после ссоры с ней и продолжался три месяца. [ 21 ] Макфи также заявила, что несет ответственность за внезапную смерть одного из его детей через несколько часов после того, как ребенок заболел. [ 21 ] Маквильям считался в обществе ведьмой более тридцати лет; [ 22 ] женщины, признавшиеся в колдовстве и умершие от голода в замке Ротсей в 1630 году, утверждали, что она ведьма, и в 1631 году ее заключили в тюрьму. [ 23 ]
Расследование
[ редактировать ]Первое записанное заявление, данное любой из обвиняемых женщин, было сделано Джанет Моррисон в ее доме 15 января 1662 года. [ 24 ]
Последствия
[ редактировать ]Джонет НкНиколл сбежала из толбута в Ротсей в 1662 году и сбежала в Килмарнок , где прожила следующие двенадцать лет. [ 25 ] Она вернулась на остров в 1673 году и была казнена по приговору 1662 года вместе с другой женщиной, Мэри НкТомас, которая была признана виновной в инцесте и обаянии. [ 19 ] Эти две казни были последними зарегистрированными случаями преследования ведьм на острове. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В оригинальном документе, воспроизведенном Джеймсом Р.Н. Макфейлом, написано как Джонет Морисон. [ 3 ]
- ^ Хендерсон и Коуэн предполагают, что ее отсутствие произошло из-за супружеской измены ; [ 12 ] Хьюисон пишет, что «вскоре она привела домой собственную маленькую фею, чтобы ее выкормить». [ 13 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Виллумсен (2011) , стр. 536.
- ^ Jump up to: а б Хендерсон (2008) , с. 105
- ^ Макфэйл (1920) , с. 3
- ^ Скотт (2007) , с. 279
- ^ Скотт (2007) , с. 280
- ^ Левак (2008) , с. 1
- ^ Гудэр (2001) , с. 644
- ^ Jump up to: а б с Хендерсон (2012) , с. 151
- ^ Хендерсон и Коуэн (2001) , с. 134
- ^ Хендерсон (2016) , с. 112
- ^ Jump up to: а б Хьюисон (1895) , с. 264
- ^ Jump up to: а б с Хендерсон и Коуэн (2001) , с. 213
- ^ Хьюисон (1895) , с. 262
- ^ Уилби (2010) , с. 30
- ^ Уилби (2010) , стр. 30–31
- ^ Левак (2008) , с. 55
- ^ Левак (2008) , стр. 81–82.
- ^ Левак (2008) , с. 81
- ^ Jump up to: а б с Хендерсон (2012) , с. 152
- ^ Сазерленд (2009) , с. 64
- ^ Jump up to: а б с д Хендерсон (2012) , с. 155
- ^ Хендерсон (2012) , с. 154
- ^ Макфэйл (1920) , с. 14
- ^ Виллумсен (2011) , стр. 539.
- ^ Виллумсен (2011) , стр. 555–556.
Библиография
[ редактировать ]- Гудэр, Джулиан (2001), «Охота на ведьм», Линч, Майкл (редактор), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Oxford University Press, ISBN 0-19-211696-7
- Хендерсон, Лизанна (2008), «Охота на ведьм и вера в ведьм в Gàidhealtachd», в Гударе, Джулиан; Мартин, Лорен; Миллер, Джойс (ред.), Колдовство и вера в Шотландии раннего Нового времени , Пэлгрейв Макмиллан, стр. 95–118, ISBN 978-0-230-50788-3
- Хендерсон, Лизанна (2012), «Ведьмы Бьюта», в Ричи, Анна (редактор), Исторический Бьют, земля и люди , Шотландское общество северных исследований, стр. 151–161, ISBN 978-0-9535226-4-4
- Хендерсон, Лизанна (2016), Колдовство и народные верования в эпоху Просвещения Шотландии, 1670–1740 , Пэлгрейв Макмиллан, ISBN 978-1-137-31324-9
- Хендерсон, Лизанн; Коуэн, Эдвард Дж. (2001), Шотландская вера в фей: История , Таквелл, ISBN 1-86232-190-6
- Хьюисон, Джеймс Кинг (1895), Остров Бьют в былые времена , том. 2, Уильям Блэквуд и сыновья
- Левак, Брайан П. (2008), Охота на ведьм в Шотландии: закон, политика и религия , Routledge, ISBN 978-0-415-39943-2
- Макфэйл, Джеймс Р.Н. (1920), Highland Papers , vol. III, Шотландское историческое общество
- Скотт, Уильям (2007), The Bute Witches , Эленкус, ISBN 978-0-9521910-7-0
- Сазерленд, Алекс (2009), Провидец Брахана: Создание легенды , Питер Лэнг, ISBN 978-3-03911-868-7
- Уилби, Эмма (2010), Видения Изобель Гауди: магия, колдовство и темный шаманизм в Шотландии семнадцатого века , Sussex Academic Press, ISBN 978-1-84519-179-5
- Виллумсен, Лив Хелен (2011), «Нарратологический подход к судебному разбирательству по делу о ведьмовстве: случай в Шотландии», Журнал ранней современной истории , 15 (6), BRILL: 531–560, doi : 10.1163/157006511X600837