Суды над ведьмами в Латвии и Эстонии
Суды над ведьмами в Латвии и Эстонии в основном проводились балтийской немецкой элитой духовенства, дворянства и бюргерства против коренного крестьянства с целью преследования язычества с использованием христианской демонологии и идеологии колдовства. [1] В этом аспекте они схожи с судами над ведьмами в Исландии . Они плохо документированы, так как многие из них проводились частными судами помещиков, не сохранившими никаких судебных протоколов.
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Территория нынешних Эстонии и Латвии была оккупирована немецким Тевтонским орденом в 13 веке. Тевтонский орден христианизировал территорию и ввёл новый христианский закон — Ливонский закон , основанный на немецком Sachsenspiegel от 1225 года, который включал смерть через сожжение на костре за колдовство. [1] За ним последовал Рижский Синод в 1428 году, где всем христианским священникам было приказано сообщать о тех, кто практикует или нанимает кого-либо для занятий язычеством или колдовством, чтобы их можно было сжечь. [1] Поскольку документация средневековых судов по большей части отсутствует, неизвестно, приводили ли эти законы к каким-либо казням.
Первая подтвержденная казнь колдовства в Ливонии произошла в поместье Саку недалеко от Ревеля в 1527 году, за ней последовали процессы над ведьмами в Пылула в 1542 году, а пять женщин были казнены в ходе процессов над ведьмами в Юуру в 1588 году. [1]
Однако только в 17 веке сохранилось достаточно документальных материалов, позволяющих проводить более систематическое расследование процессов над балтийскими ведьмами. Поворотным моментом стала публикация в 1625 году немецкого руководства по колдовству Neun Außerlesen und Wolgegründete Hexen Predigt суперинтендантом Ливонской церкви Германом Самсоном в Риге , которое представило западноевропейскую демонологию и идеологию колдовства среди местной элиты, таким образом обеспечение идеологической основы преследования колдовства в Ливонии. [1]
Причиной преследований колдовства в регионе была слабость христианства. Христианство было навязано коренному населению немецкой балтийской элитой, а язычество все еще было широко популярно и тайно практиковалось крестьянством. [1] Это вызвало недовольство немецкоязычного духовенства, дворянства и купечества, а суды над ведьмами сыграли важную роль в преследовании язычества и усилиях по обеспечению религиозного соответствия и защите христианства. [1] В 1637 году суперинтендант Ливонской церкви заявил, что Консистория должна преследовать широко распространенное «язычество, колдовство и идолопоклонство», все еще практикуемое крестьянством, и приказал местным викариям сообщать, собираются ли крестьяне все еще в святых местах на природе для поклонения языческим богам. и совершать жертвоприношения. [1] В 1667-68 годах церковная комиссия провела расследование в Южной Эстонии и сообщила, что почти в каждом приходе были язычники, которые собирались в святых языческих местах или домах и прославляли языческих богов, которым они пили и совершали ритуалы под наблюдением определенных людей. и женщины, которые действовали как языческие жрецы и жрицы. [1] Многие крестьяне относились враждебно к христианству и отказывались ходить в церковь. [1] Это язычество было причиной большой неприязни со стороны христианского немецкого духовенства и немецких помещиков, которые называли языческих священников и жриц волшебниками и ведьмами и использовали суды над ведьмами для искоренения язычества и навязывания христианства крестьянству. [1]
Суды над ведьмами
[ редактировать ]- См. также Суд над ведьмами-оборотнями.
Население Ливонии верило в колдовство как таковое, но редко в колдовство, как оно определялось в современной христианской демонологии того времени. Соседи обычно обвиняли людей в том, что они причинили вред им, их животным или ферме, употребляя зачарованную еду или напитки. [1] Люди в целом, похоже, не верили в Пакт с Дьяволом, и ни обвинители, ни свидетели, ни обвиняемые обычно вообще не упоминали Сатану, пока их не допросили власти, которые использовали пытки, чтобы привести признания обвиняемых ведьм в соответствие с современной демонологией и и Пакт Дьявола Шабаш Сатаны , описанные в справочниках по колдовству на континенте. [1] Хотя вера в сатанинское колдовство была редкостью среди крестьянства, однако вера в оборотней была сильна, и обвинения были направлены против людей, обвиненных в причинении вреда другим, находясь в волчьей форме: эти формы обвинений также трансформировались в судебные процессы над ведьмами. власти, которые скорректировали признания обвиняемых в соответствии с современной христианской идеологией колдовства. [1] Пытки были обычным явлением на балтийских процессах над ведьмами, как и испытание водой, а метод казни заключался в сожжении заживо на костре, лишь в редких случаях заменявшемся предварительным обезглавливанием. [1]
Имена обвиняемых редко упоминаются в документах, но большинство из них, судя по всему, составляли пожилые люди из крестьянства, часто хитрые люди или их родственники. [1] Мужчин обвиняли примерно так же часто, как и женщин, а в некоторых регионах даже чаще: из 206 обвиняемых в Эстонии, если известен пол, 60% были мужчинами. [1] Суды над ведьмами в Балтии обычно рассматривались одновременно только против одного или максимум четырех человек, а крупные процессы, такие как процессы над ведьмами в Пайде с девятью обвиняемыми в 1615 году, были редкостью. [1]
Трудность исследования процессов над балтийскими ведьмами заключалась в том, что крестьянство находилось в крепостном праве дворянства, и любое преступление, совершенное крестьянином, находилось, таким образом, под частной юрисдикцией местного помещика, который мог проводить частный суд в своем имении. Немецкие балтийские землевладельцы редко документировали и сохраняли какие-либо протоколы процессов над ведьмами, которые они проводили в своих поместьях, и в результате большинство процессов над ведьмами в Балтии проводились в городах в 17 веке. [1]
Из тех процессов над ведьмами, документация которых сохранилась, в Эстонии известно 140 между 1520 и 1725 годами. [1] Из тех колдовских казней, о которых сохранилась документация, 65 были проведены в период с 1610 по 1650 год, из них 29 женщин и 26 мужчин. [1]
Конец
[ редактировать ]Окончательно пытки были запрещены в Ливонии в 1686 году и в Эстонии в 1699 году. [1] Возможно, последними казнями за колдовство были три человека, казненные на суде над ведьмами в Дерпте в 1699 году, последним из которых был Таттра Санти Мишель. [1] В 1723 году в Дерпте состоялся суд над ведьмами, в результате которого Вило Адо из Валгуты в Ранно был вынесен смертный приговор, но приговор был заменен тюремным заключением. [1]
В 1816 году фермер Якоб был высечен, а четверо его сообщников, в том числе «Анна, жена Вана-Хара», получили выговор за то, что утверждали, что могут выследить воров с помощью колдовства. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Учреждения в государстве Тевтонского ордена
- 1723 закрытия в Европе
- Раннее современное право
- Ранняя современная политика
- Правовая история Эстонии
- Правовая история Латвии
- Политическая история Эстонии
- Социальная история Эстонии
- Испытания в Эстонии
- Суды над ведьмами в Европе
- 16 век в Эстонии.
- 17 век в Эстонии.
- История Ливонии
- Преследование язычников